Цель работы: исследовать, как с помощью никнеймов и статусов подростки выражают особенности своей личности в сети Интернет, найти ответ на вопрос, как соотносятся реальная и виртуальная личности.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 684.72 КБ |
текст работы | 352 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1» Кулундинского района Алтайского края Твой статус – твоя личность Работу выполнила: Урсулова Полина, 8А класс Руководители: Ненашева К.С., учитель информатики, Рудая М. В., учитель русского языка и литературы.Слайд 3
Цель: исследовать, как с помощью никнеймов и статусов подростки выражают особенности своей личности в сети Интернет, найти ответ на вопрос, как соотносятся реальная и виртуальная личности. Задачи работы: выяснить, что представляет собой никнейм и статус; провести опрос среди подростков – учащихся 8-11 классов МБОУ Кулундинская СОШ №1 с целью соотнесения ответов респондентов и реальных страничек пользователей. исследовать странички в социальных сетях некоторых учащихся, у которых никнеймом является не собственное имя, а что - либо другое; исследовать странички в социальных сетях некоторых учащихся, у которых есть статусы; классифицировать статусы и никнеймы с точки зрения типа; проследить периодичность смены статуса; выяснить, придерживаются ли этикета пользователи сети « ВКонтакте »; составить портрет современного учащегося – пользователя сети « ВКонтакте » разработать некоторые рекомендации по созданию своего виртуального образа и представить эти рекомендации в виде буклета.
Слайд 4
Гипотезы: большинство подростков из числа пользователей форумов и чатов сети Интернет имеют никнейм и статус в виртуальном пространстве; современный подросток – это человек, постоянно сидящий в сети и использующий ее возможности для развлечения и общения.
Слайд 5
Объект исследования: никнеймы и статусы, используемые в социальной сети « ВКонтакте » Предмет исследования : сравнительный анализ никнеймов настоящего имени учащиеся 8– 11 классов МБОУ Кулундинская СОШ№1; сравнительный анализ статусов учащиеся 8 – 11 классов МБОУ Кулундинская СОШ№1;
Слайд 6
Методы исследования: знакомство с литературой по данной проблеме; анкетирование; синтез приобретенных знаний и опыта
Слайд 7
Никнейм Н икнейм произошел от английского слова nickname и переводится как "кличка" или "прозвище".
Слайд 10
Никнеймы учащихся МБОУ Кулундинская СОШ№ 1 фамилия, имя, отчество (например, Никита Сергеевич Чайко ) используют 2 юноши и ни одной девушки; фамилия и полное имя (например, Елизавета Томина) используют 25 юношей и 37 девушек; фамилия и уменьшительно-ласкательное имя (например, Юленька Какушина ) используют 4 юноши и 7 девушек; добавляют к своему имени английские буквы (например, Кононеко Олег ОК-еу ) или пишут по-английски 1 юноша и 1 девушка.
Слайд 11
Статус Статус (лат. status – состояние, положение) — абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта статус – это небольшой текст из нескольких предложений, которым пользователь социальной сети описывает:
Слайд 16
тип статуса девушки юноши мудрые мысли 5 3 строчки из песен 0 3 графические 4 4 высказывания на английском языке 0 1 «приколы» 1 0 придуманные самостоятельно 9 3 о любви 4 0 нецензурные 1 1
Слайд 18
Заключение Первая наша гипотеза подтвердилась, так как результат анкетирования и исследования показали, что большинство пользователей сети Интернет имеют аватар , никнейм и статус. Вторая гипотеза подтвердилась лишь частично, так как учащиеся МБОУ КСОШ № 1 действительно много времени проводят в сети, но используют социальную сеть « ВКонтакте » не только для развлечения и общения, но и для того, чтобы поделиться своими размышлениями о жизни, рассказать о своих душевных переживаниях.
Урсулова Полина, 8А класс
МБОУ Кулундинская СОШ№1
чМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Кулундинского района Алтайского края
Исследовательская работа по теме:
«Твой статус –
твоя личность»
Работу выполнила: Урсулова Полина, 8А класс
Руководитель: Ненашева К.С., учитель информатики и ИКТ;
Рудая М.В., учитель русского языка и литературы.
с. Кулунда
2014 год
Оглавление
Глава 1. Социально-психологический портрет виртуальной личности 6
1.1. Общение в сети Интернет 6
Глава 2. Никнейм – одно из средств выражения виртуальной личности в социальных сетях 13
2.1. Исследование никнеймов, используемых подростками 15
в социальной сети «ВКонтакте» 15
Глава 3. Статус - одно из средств выражения виртуальной личности в социальных сетях. 18
3.1. Исследование статусов учащихся МБОУ Кулундинская СОШ№1 в социальной сети «ВКонтакте». 22
3.2. Анализ и обобщение данных анкетирования и исследования учащихся МБОУ Кулундинская СОШ №1 24
Введение
Люди постоянно говорят одно, а показывают другое.
И никто этого не замечает, потому что вас учили
не смотреть прямо в лицо. Или, даже если вы и смотрите,
это не взгляд осознанности, не взгляд внимания.
Ошо
В рамках программы Европейской комиссии «Безопасный Интернет» в 25 странах Евросоюза и в России (11 регионов) в 2010 году было проведено международное исследование «Дети онлайн». По данным этого исследования в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет, более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети, более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю – т.е. около 1-2 часов в день.
Интернет с истории его создания привлек много пользователей именно тем, что предоставил людям возможность примерить новую личность. Почти все мои одноклассники, в том числе и я, каждый день «сидим» в социальных сетях, предпочитая социальную сеть «ВКонтакте». За время пользования я изучила его просторы, посетила множество разных сайтов и форумов. На каждом из них я заметила, что виртуальная личность представлена с помощью таких средств самовыражения, как никнейм, аватар, статус.
Также я обнаружила, что у всех пользователей средства индивидуализации разные. Мне стало интересно, по какому принципу подростки выбирают свой аватар, никнем и статус и что означает для них это средство самовыражения в виртуальном мире.
Моя сегодняшняя работа является продолжением исследовательской работы «Виртуальные личности - аватары современности», объектом которой являлись аватары, используемые в социальных сетях. Мы исследовали аватары учащихся 8-11 классов нашей школы. В ходе исследования выяснилось, что большинство пользователей сети Интернет имеют аватар, и выбирают они себе его в соответствии со своим характером и увлечениями.
Сегодняшняя наша работа посвящена изучению никнеймов и статусов учащихся 8-11 классов МБОУ КСОШ № 1.
Выбранная нами для исследования тема сейчас очень актуальна, так как среди пользователей сети Интернет все больше детей и подростков, которые по-разному пользуются возможностью самовыражения в сети Интернет.
Цель: исследовать, как с помощью никнеймов и статусов подростки выражают особенности своей личности в сети Интернет, найти ответ на вопрос, как соотносятся реальная и виртуальная личности.
Задачи:
Практическое исследование в работе посвящено анализу такого средства самовыражения и индивидуализации как никнейм и статус.
Гипотезы:
Объект исследования: никнеймы и статусы, используемые в социальной сети «ВКонтакте»
Предмет исследования:
Методы исследования:
Планируемый результат: составление памятки по выбору никнейма и статуса в сети Интернет.
Перспектива данной работы заключается в том, что можно исследовать статусы с лингвистической точки зрения.
Глава 1. Социально-психологический портрет виртуальной личности
1.1. Общение в сети Интернет
В наше время для многих людей жизнь сосредоточена в социальных сетях. Заходя туда, чтобы просто посмотреть новости своих друзей и пообщаться, они «зависают» там на многие часы, не в силах оторваться от монитора.
Почему это происходит? Приведем ряд положительных моментов:
Получается, вы вроде бы вышли в мир, оставшись дома. Вроде бы впускаете к себе гостей, но только до той минуты, пока они вас устраивают. Один щелчок мышкой – и гостей нет. Важно, что нет и чувства вины, а ведь, выстави вы из дому реальных гостей – всем было бы неприятно. Но в сети Интернете другая мораль и другие обязательства перед партнером по общению.
Общение посредством сети Интернет важно для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным причинам межличностно обеднена. Такие люди используют всемирную сеть Интернет как альтернативу своему реальному окружению. Около половины пользователей сети Интернет выходят на просторы сети, для того чтобы расширить свой круг общения, так как опосредованная компьютером коммуникация создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Таким образом, сеть Интернет играет колоссальную роль в организации такого общения.
Общение посредством сети Интернет не обязательно может проходить только в рамках одной страны. Ведь сеть Интернет – это всемирная паутина, значит, через нее общаться могут люди из разных стран. Так, если человек, родившийся и выросший в России, на хорошем уровне владеет английским языком, то ничто не мешает ему иметь переписку не только с людьми, живущими на территории нашей страны и говорящими на русском языке, но и с любым иностранцем, который может находиться в любой англо-говорящей стране. Это дает ему возможность участвовать во всевозможных международных Интернет - форумах и общаться в чатах, обеспечивая себя возможностью исследовать культуру других стран и давать иностранцам представление о своей культуре – культуре России.
Таким образом, всемирная сеть Интернет, охватывая почти все цивилизованные уголки нашей планеты, является мощным средством межкультурной коммуникации, которая способствует сближению народов и росту их как национального, так и межнационального самосознания.
Возникает вопрос: виртуальные знакомства и «виртуальная жизнь» - это плохо или хорошо?
Получая защиту от реальных страхов, мы лишаемся и реальных радостей. Контакт, общение, эмоции, жизнь в сети Интернет – это по большей части иллюзия. Общаясь в сети, мы общаемся сами с собой, знакомимся с самими собой, обсуждаем интересную книгу с самим собой. Общение в сети Интернет – это одна огромная, тотальная проекция. В интересующем нас контексте, «проекция» – это психологический термин, обозначающий неосознанное приписывание партнеру по общению собственных мыслей, чувств, устремлений и характеристик». [13]
Например, что происходит во время реального знакомства? Мы общаемся с человеком, получая от него информацию для всех своих органов чувств: слышим его голос, видим лицо, понимаем почти без искажений, что он говорит. Получаем о нем какое-никакое представление. Оно тоже порой далеко от реальности, но не настолько катастрофически, как виртуальный образ. Виртуальный образ строится по иным законам – это проекция своих чувств и мыслей на образ виртуального партнера. Мы не слышим его голоса, не видим лица, не может оценить реакций. И все эти информационные дыры затыкаются фантазиями! С кем же мы в итоге общаемся?
Нет ничего плохого в общении в сети Интернет. Нужно лишь учитывать, что существа, которых вы встречаете в Интернет – это не люди, а их призраки, сильно замутненные вашими собственными фантазиями. Чем сильнее вы углубляетесь в общение с призраком, тем сильнее теряете ориентацию, ничего, на самом деле, не приобретая.
Вывод: Интернет имеет смысл использовать для новых знакомств только на первом этапе этих знакомств.
1.2. Виртуальная личность
Виртуальный мир - это мир, созданный искусственно путем подмены окружающей действительности информацией, генерируемой компьютером.
Распространение новейших информационных технологий явилось одной из причин возникновения «виртуальной личности» – от лат. virtualis (пребывающий в скрытом состоянии, возможный)»[13] .
Впервые о виртуальных личностях в современном смысле заговорили писатели-фантасты. У Рея Брэдбери в его знаменитом цикле «Марсианские хроники» есть рассказ, где говорится о марсианине, который менял свою внешность и характер в зависимости от мыслей и желаний окружающих людей. Почти о том же пишет и Станислав Лем. Его Хари – точная копия жены главного героя романа «Солярис», но сделанная из другой материи.
Однако на самом деле представление о виртуальных личностях имелось за много веков до этого. Разумеется, к ним нельзя было прикоснуться, с ними нельзя было вступить в контакт, да и вера в их существование у людей оказывалась различной. Это прежде всего герои народных сказок и поверий, затем – литературные герои и уж потом сами авторы этих сочинений. Среди последних – небезызвестный Козьма Прутков и ныне модный Макс Фрай. В Пензе, к примеру, до сих пор существует улица имени никогда не существовавшего летчика Мересьева.
В наши дни понятие виртуальных личностей ассоциируется обычно с Интернетом, где, в отличие от литературных героев, персонажей можно не только увидеть в движении, но и с ними пообщаться. Примечательна также различная степень идентификации вымышленных героев. Некоторые из них представляют собой всего лишь псевдоним, так сказать изнанку реального лица, другие, напротив, не имеют за собой никакой действительной основы, оказываясь полностью выдуманными и даже внешне не имеющими ничего общего со скрывающимся за этим именем человеком. К числу первых следует отнести политиков, художников, писателей, философов и поэтов, выступающих под псевдонимами, – Ленин (Ульянов), Максим Горький (Алексей Пешков), Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов). К числу вторых относится большинство литературных героев, герои сказок и преданий – Остап Бендер, Дед Мороз, поручик Киже (кстати, дважды несуществующая личность).
Кроме того, все книжные герои, а также персонажи народного эпоса, существуют только в мысленном пространстве. Однако прогресс идет вперед, и уже сегодняшних героев многочисленных телесериалов можно увидеть и услышать, а с виртуальными личностями Интернета – даже побеседовать. Разумеется, мы еще не дошли до того, чтобы этих героев «потрогать», – эпоха подлинных «големов», «буратин», инкубов и суккубов в Интернете еще не наступила, но все еще впереди.
В США несколько лет назад разработали проект под названием «Компьютерный Маугли». Целью его явилось создание электронной матрицы личности живого человека, полностью воспроизводящей все индивидуальные особенности его мышления и духовного облика.
33-летняя домохозяйка Надин М. родила полностью нежизнеспособного ребенка. Несколько суток без особого успеха боролись за его жизнь, а в это время ученые с помощью особой аппаратуры сканировали его мозг. Электрические импульсы нейронов мозга младенца, которого назвали Сид, занесли в компьютер, где они «зажили» самостоятельной жизнью. Ребенок умер, но его виртуальный образ продолжал развиваться в компьютере. Электронные системы и особого рода устройства, подключенные к компьютеру, создали трехмерное изображение малыша в натуральную величину, дав возможность слышать его голос и даже брать его «на руки». Родители умершего мальчика активно участвуют в проекте, общаясь со своим виртуальным «сыном» и даже воспитывая его.
Конструкторы и программисты пошли еще дальше. В 1997 году на телеэкранах Японии появилась 17-летняя ведущая Киоко Датэ. Зрители были в восторге от ее красоты, эрудиции и юмора. Вдобавок ко всему этому она превосходно пела и танцевала.
Непонятным образом Киоко удавалось днем вести телепередачи, сниматься в клипах и рекламе, а ночью работать диск-жокеем в студии, подолгу отвечая на звонки радиослушателей. Такой бешеный ритм работы никто выдержать не мог. При этом никто не мог похвалиться тем, что когда-либо лично встречался с телеведущей. Ее видели только на экранах. Но через некоторое время тайна открылась. Оказалось, Киоко Датэ – не человек, а виртуальная личность, созданная как компьютерная программа фирмы «Хори Про». Специалисты этой фирмы даже заявили, что в дальнейшем они намерены заменить всех живых ведущих виртуальными актерами, поскольку они неутомимы, могут работать сутками напролет, вдобавок им не надо платить зарплату.
К основным чертам виртуальной личности в Интернете относятся:
1) бестелесность личности;
2) анонимность. Авторы пишут, что «под анонимностью в данном случае следует понимать не отсутствие имени, а сокрытие реального имени.
3) свобода наделять виртуальную личность любым набором характеристик;
4) возможность иметь несколько виртуальных личностей одновременно.
Анонимность пользователя при общении в сети Интернет позволяет создавать о себе любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира", - так об этом пишет Евграфов И. в «Психологии киберпространства». [3] Виртуальная личность может стать осуществлением мечты, неосуществимой в реальности.
Анонимность пользователя при общении в сети Интернет расширяет возможности самовыражения человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и казаться тем, кем он захочет.
Анонимность в сети Интернет может означать и вседозволенность. Случаи сетевого хулиганства, терроризма и даже экстремизма – известны. Поэтому в некоторых странах анонимное общение запрещено. Например, пользователям в Китае запрещено оставлять свои комментарии в различных блогах анонимно. Интересно и важно отметить, что события, происходящие в виртуальной среде, могут оказывать влияние на реальную жизнь пользователя, иногда благоприятное, а иногда отрицательное и даже разрушительное.
Итак, можно сделать вывод, что виртуальная личность включает в себя:
Можно заключить, что виртуальная личность отличается от реальной личности тем, что она не имеет материального тела и состоит исключительно из знаков и действий в виртуальном мире.
В нашей работе уделяется внимание разработке визуального образа виртуальной личности. Для создания виртуальной личности пользователи владеют различными средствами самовыражения, чаще всего это аватар, никнейм и статус.
Глава 2. Никнейм – одно из средств выражения виртуальной личности в социальных сетях
Ник, он же никнейм, произошел от английского слова nickname и переводится как "кличка" или "прозвище". Спорить о корнях и времени появления никнеймов можно очень долго, хотя, скорее всего, в Интернете точкой отсчёта можно назвать время появления первых unix-систем, где ник был именем для входа в систему. Сегодня же никнейм в Интернете, наверное, важнее реальных и очень похожих имен, и не менее пресных фамилий, поскольку является вашим лицом в сети, которое при желании может отражать вашу истинную сущность, стремления и характер.
Никнейм в сети - это не просто способ самоидентификации среди таких же, как и вы, сетевых жителей, это также начало названия вашего почтового ящика типа "nickname@адрес_сервиса.ru", имя для входа на форум, в чат, в онлайн-игру, да и в любой другой сервис, в котором будет необходимо представиться. Если в реальности с вас спросят ФИО, номер паспорта, адрес прописки и другие данные, то в большинстве случаев в сети вам понадобится только он, универсальный никнейм.
Выглядеть ники могут по-разному. Это может быть J1ny@, Bal~БЕС~ka или Тигренок, а также Scropion,FantomAS, или Чудила. Кто-то даже может выбрать формат ника наподобие ^+^+$#@~%, тайна которого вряд ли будет раскрыта.
Выбирать будущий ник надо очень тщательно, ведь если вы будете частым гостем в сети, с этим набором букв, а может быть и цифр, у вас будет связано очень многое. Вас будут узнавать по нему и только по нему. Если вы хотите, чтобы с вами было легко начинать разговор, лучше выберете себе ник полегче и повеселее, а если хотите более серьёзного к себе отношения, то и ник стоит выбрать более строгий и звучный. Ещё раз отметим, что выбирать ник, надо полагаясь не на моду или популярность, а только на свои чувства. В том числе и на чувство вкуса.
Как же придумать себе Ник? Ведь этот вопрос не проще того, который возникает у родителей, когда они выбирают имя для не родившегося ещё ребенка. Конечно, самый простой способ выбора ника - это открыть какой-нибудь словарик и найти слово, звучание и перевод которого вам больше всего понравятся. В качестве вариантов могут быть выбраны астрономические, технические или исторические справочники, с большим количеством отправных точек для вашей фантазии. Чего только стоят древние мифические имена.
Наверняка у каждого есть свой любимый литературный персонаж или киногерой. Именно их имена являются основой для многих так называемых фэн - ников. Вы, конечно, можете назваться Терминатором или Робин Гудом, но желательно выбрать что-то пооригинальнее. Другим вариантом фэн - ников может стать имя какой-нибудь рок-звезды или видного общественного деятеля, хотя, возможно, лучше быть Интернет воплощением несуществующего в реальности персонажа, чем тезкой живого человека.
Многие выбирают себе ники на основе хобби. Никнеймы MazDA или UPгрейдер вполне могут указать на профессию или хобби их владельцев.Наиболее творческие натуры, могут выбрать себе никнеймы наподобие Солдат удачи или Звёздная фея. [14]
2.1. Исследование никнеймов, используемых подростками
в социальной сети «ВКонтакте»
В анкетировании (см. Приложение 1) принимали участие 80 подростков 8 – 11 классов МБОУ Кулундинская СОШ№1. (см. Приложение 2)
Из них девушек – 48, юношей – 32.
В анкете первых два вопроса были посвящены исследованию никнейма.
Первый вопрос звучал так: зарегистрированы ли вы в социальной сети «ВКонтакте»? «Да» ответили 47 девушек и 32 юноши. «Нет» ответила только 1 девушка, анкетируемые юноши все оказались пользователями социальной сети «ВКонтакте».
Второй вопрос звучал так: есть ли у вас никнейм? «Да» ответили 47 девушек и 32 юноши. «Нет» ответила только 1 девушка, анкетируемые юноши все имеют никнейм.
2.2. Анализ и обобщение данных анкетирования и исследования никнеймов учащихся МБОУ Кулундинская СОШ №1
По результатам анкетирования выяснилось, что все пользователи социальной сети «ВКонтаке» имеют никнейм. Мы также проанализировали странички 80 реальных пользователей сети «ВКонтакте». Оказалось, что и в реальности все пользователи сети имеют никнеймы.
По результатам анкетирования выяснилось, что 32 юноши ответили, что зарегистрированы в сети «ВКонтакте», а реальные исследования показали, что юношей МБОУ КСОШ № 1 в сети зарегистрировано только 27, то есть 5 юношей или не зарегистрированы или зарегистрированы как анонимные пользователи, мы не увидели никаких опознавательных знаков, указывающих на реальных людей (ни аватарок, ни статусов, ни никнейма).
Анкетирование и исследования показали, что все пользователи социальной сети «ВКонтакте» имеют никнейм. Мы проанализировали никнеймы 80 реальных пользователей – учащихся нашей школы с 8 по 11 классы. Оказалось, что практически все пользователи используют настоящие имена.
Из них:
Итак, анализируя анкету, мы узнали, что 94% подростков-учащихся нашей школы, зарегистрированных в сети «ВКонтакте», выбирают никнеймы с собственным именем. Таким образом, в виртуальном пространстве подростки нашей школы предпочитают регистрироваться под собственным никнеймом, они не стремятся скрыть своё настоящее имя, предпочитают оставаться самими собой. Первая гипотеза о наличии у каждого пользователя никнейма подтвердилась. Вторая гипотеза не подтвердилась, так как по настоящему имени невозможно охарактеризовать ни характер, ни увлечения пользователя. Следовательно, дальнейший анализ никнеймов оказался неактуальным.
Глава 3. Статус - одно из средств выражения виртуальной личности в социальных сетях.
Статус (лат. status – состояние, положение) — абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. С упрощённой точки зрения статус объекта или субъекта — это его состояние либо позиция, ранг в любой иерархии, структуре, системе. [15]
Что такое статус в социальной сети? Это совокупность нескольких параметров, имеющих непосредственное отношение к данному объекту или субъекту. Иначе: статус – это небольшой текст из нескольких предложений, которым пользователь социальной сети описывает:
Изучая статус потенциального собеседника, вы можете определить, стоит ли общаться с этим человеком, есть ли у вас что-то общее, будут ли у вас совместные темы для обсуждения и т.п. Просматривая статусы других пользователей, вы можете найти единомышленников или людей, которые чувствуют себя точно так же, как и вы и хотят поделиться своими мыслями или настроением.
Если у вас богатая фантазия, то вы можете сочинить свой статус сами и поделиться с остальными теми ощущениями или мыслями, которые вы сейчас испытываете. Нельзя забывать о чувстве юмора. Даже самое грустное настроение можно описать при помощи шуток или забавных выражений.
Если вы сами не можете придумать статус, который отображает на данный момент ваши душевные или физические ощущения, то попробуйте воспользоваться уже готовыми фразами или афоризмами. На многих сайтах существуют целые каталоги статусов, из которых вы сможете выбрать именно тот, который подходит к вашему состоянию на данный момент.
Известно, что разнообразные статусы, описывающие эмоциональное состояние, почему-то нравятся больше женскому полу. Мужчины стесняются говорить о своем настроении. Эта часть пользователей отдает предпочтение статусам, которые могут оповестить собеседников о происходящих событиях или при помощи которых мужчина может выразить свое отношение к жизни или к окружающим его людям.
Изменение статуса позволит вашим друзьям из той или иной социальной сети определить, как вы себя сейчас чувствуете, нет ли у вас никаких проблем, нужна ли вам их поддержка в данный момент и т.п. Согласитесь, писать каждому из них сообщение: « Помогите! Не знаю что делать!» - глупое и бессмысленное занятие, которое занимает кучу времени. Намного проще выбрать статус, который просигнализирует всем вашим знакомым о том, что вам нужна их помощь, и они немедленно откликнутся на ваш сигнал «SOS».
Возможно, вам, наоборот, захочется поделиться со всеми каким-то радостным событием в вашей жизни: удачным свиданием, повышением по службе, выигрышем в лотерею или чем-либо другим, вызывающим у вас кучу положительных эмоций. Нет ничего проще! Выбираем статус, который говорит о том, что вы счастливы и довольны жизнью, размещаем его на своей страничке и через несколько минут принимаем поздравления от друзей.
В последнее время очень многие пользователи сети стараются выбрать статусы, которые смогут подчеркнуть оригинальные и нестандартные особенности владельца. Кроме того, при помощи такого статуса вы привлечете внимание других пользователей и, возможно, в скором времени обзаведетесь новыми друзьями. Ведь каждому нравится разговаривать с человеком, у которого время от времени появляются новые интересные мысли и идеи, которыми он хочет поделиться с окружающими.
Итак, статусы могут быть веселыми, грустными, злыми, смешными, романтическими и т.п. Использование статусов – это довольно удобный способ сообщить все пользователям о том, чего вы ждете от жизни, что вас волнует, в чем вы нуждаетесь или чему радуетесь. Если вы испытываете грусть или растерянность, к вам тут же примчатся с сочувствием и советами ваши друзья из социальной сети. Если вы испытываете радостное состояние, то постарайтесь ним поделиться с другими. Возможно, это поднимет настроение не только вам, но и вашим собеседникам.
Все существующие статусы можно разделить на несколько типов:
Смешные и прикольные статусы. Эти фразы и афоризмы довольно часто выбирают коммуникабельные и веселые люди, которые хотят и умеют поднять настроение не только себе, но и другим пользователям. С такими людьми приятно общаться! [16]
3.1. Исследование статусов учащихся МБОУ Кулундинская СОШ№1 в социальной сети «ВКонтакте».
Третий вопрос анкеты звучал так: есть ли у Вас статус?
«Да» ответили 47 девушек и 22 юноши. «Нет» ответили 1 девушка и 10 юношей.
Четвертый вопрос: как часто вы меняете статус?
По результатам анкетирования получилось, что 10 девушек (21%) указали, что не меняют статус, а в реальности оказалось, что всего 1 девушка не сменила статус, а 46 девушек (98%) изменили статус.
Такая же картина сложилась и у юношей. По результатам анкетирования 22 юноши (69%) указали, что не меняют статус, в реальности в течение месяца сменили все 100% юношей. Мы просили респондентов оценить периодичность смены статуса по критериям «редко», «1 раз в месяц», «1 раз в неделю», отследили изменение статусов в сентябре 2014 года и в январе 2015 года.
Мы исследовали частоту смены статуса по критериям «редко», «1 раз в месяц», «1 раз в неделю», отследили изменение статусов в сентябре 2014 года и в январе 2015 года. Оказалось, что
«редко» меняют статус 2 юноши и 19 девушек.
«1 раз в месяц» статус 4 юношей и 4 девушек
«1 раз в неделю» 2 юноши и 5 девушек.
«убрали статус» 4 девушки.
Пятый вопрос: от чего зависит смена статуса?
От настроения ответили 15 человек.
От событий – 5 человек.
Просто так – 7 человек.
Мы составили классификацию статусов с точки зрения типа. Данные удобнее представить в виде таблицы:
тип статуса | девушки | юноши |
мудрые мысли | 5 | 3 |
строчки из песен | 0 | 3 |
графические | 4 | 4 |
высказывания на английском языке | 0 | 1 |
«приколы» | 1 | 0 |
придуманные самостоятельно | 9 | 3 |
о любви | 4 | 0 |
нецензурные | 1 | 1 |
Шестой вопрос: придерживаетесь ли вы этикета в сети «ВКонтакте»?
По результатам анкетирования мы пришли к выводу, что практически все учащиеся с 8 по 11 класс МБОУ КСОШ №1 придерживаются этикетных норм поведения в виртуальном общении, так как всего один юноша и одна девушка использовали статус с ненормативной лексикой, а остальные пользователи (98%), выбирая никнейм и статус, практически не используют нецензурную лексику.
3.2. Анализ и обобщение данных анкетирования и исследования учащихся МБОУ Кулундинская СОШ №1
Мы исследовали наличие статусов в реальной сети «ВКонтакте». Данные анкетирования и исследования совпали, то есть 47 девушек и 32 юноши имеют статус, одна девушка и 10 юношей не имеют его. Результат анкетирования и исследования говорит о том, что практически все девушки стремятся выразить свое настроение, свое душевное состояние посредством статуса в то время как юноши далеко не все имеют статус, демонстрируя скрытность и нежелание открывать свой внутренний мир.
По результатам анкетирования выяснилось, что 10 девушек (21%) указали, что не меняют статус, а в реальности оказалось, что всего 1 девушка не сменила статус, а 46 девушек (98%) изменили статус.
Такая же картина сложилась и у юношей. По результатам анкетирования 22 юноши (69%) указали, что не меняют статус, в реальности в течение месяца сменили все 100% юношей.
Следовательно, в анкете респонденты были неискренни, так как утаили, что склонны менять статус, вероятно, из-за того, чтобы не прослыть слишком откровенными и склонными к рефлексии. На самом же деле учащиеся МБОУ КСОШ №1 склонны к стремлению отражать изменение в жизни или духовной жизни в социальных сетях.
Также мы исследовали причину смены статуса. Анкетируемые ответили, что поменяли статус от настроения меняют статус 10 девушек и 5 юношей.
От произошедших событий меняют статус 2 девушки и 3 юноши.
Просто так меняют статус 5 девушек и 2 юноши.
Мы предположили, что смена статуса отражает смену настроения, смену внутреннего состояния пользователя. Оказалось, что далеко не все пользователи сети стремятся уведомить окружающий мир о смене своего состояния, некоторые пользователи предпочитают не информировать других людей о смене настроения или произошедших событий. Результат исследования показал, что чаще всего статус меняют пользователи сети в зависимости от настроения.
На основании этих данных можно сделать вывод, что юноши склонны крайне редко менять статус, в то время как девушки меняют статус примерно раз в месяц. Следовательно, юноши не считают нужным отражать в статусе сиюминутные настроения, они более стабильны в своих пристрастиях. Девушки же, больше подвержены смене настроения и считают правильным отразить перемену в настроении в своем статусе.
Проанализировав составленную классификацию статусов, мы пришли к выводу, что статусы в виде мудрых мыслей использовали и юноши и девушки практически одинаково часто, но чаще использовали девушки, чем юноши, в то время как юноши чаще использовали в качестве статуса слова из песен. Графические статусы и юноши, и девушки использовали одинаково часто. Нецензурную лексику использовал только один юноша и одна девушка. Высказывания на иностранном языке в качестве статуса использовал только один юноша, девушки не использовали вообще. Смешные, прикольные статусы тоже не пользуются спросом, такой статус использовала только одна девушка. Это говорит о том, что часть пользователей затрудняется сформулировать свои мысли лаконично и емко, так, чтобы «зацепило» других пользователей, поэтому пользуются сайтами, на которых представлены статусы на любую тематику.
Анализ статусов показал, что и девушки, и юноши склонны к выражению своих мыслей посредством графических статусов (смайлики, сердечки, улыбочки и др.). Это говорит о том, что у молодых пользователей социальной сети «ВКонтакте» есть свой кодовый язык, который, в силу своей доступности, понятен всем.
Приятно удивило, что самое большое количество статусов являются оригинальными. Это прямое доказательство тому, что учащиеся МБОУ КСОШ № 1 рассматривают общение в социальной сети как возможность поделиться именно своими мыслями и чувствами, своими переживаниями, произошедшими событиями.
Интересен тот факт, что статусы о любви используют только девушки, что лишний раз подтверждает, что девушки более склонны делиться с окружающими своими переживаниями, в том числе и самыми интимными, юноши же закрывают свои сокровенные чувства, считая излишним демонстрацию сердечной привязанности к той или иной девушке или демонстрацию своей влюбленности. Статусы о любви использовали только девушки, причем часто.
Следовательно, статусы девушек отличаются большей эмоциональностью, так как девушки склонные к большему проявлению чувств, они более открыты в проявлении своих эмоций, больше склонны к раздумьям о жизни, о любви. Девушки менее стеснительны в демонстрации своего внутреннего мира. Юноши же более скрытны в проявлении своих эмоций, им достаточно привести строчку из песни, в которой отражен его внутренний мир. Юноши склонны к графическим статусам, что говорит о более логическом складе ума, в то время как эмоциональные статусы девушек подчеркивают живость чувств, стремление жить в мире эмоций.
Не пользуются популярностью «прикольные» статусы, вероятно, потому что общение в сети для пользователей данной возрастной категории - дело достаточно серьезное.
Также непопулярны высказывания на английском языке, возможно, из-за низкого уровня владения иностранными языками.
Огорчило то, что есть два статуса с использованием нецензурной брани. Мы очень надеемся, что после издания буклета и проведенных классных часов на данную тему, эти пользователи поменяют статус.
По результатам анкетирования и исследования выяснилось, что большинство учащихся меняли свой статус потому, что изменилось настроение, причем девушки меняли статусы чаще юношей. Следовательно, девушки более склонны к перепадам настроения, чем юноши. У юношей смена статуса оказалась привязанной к смене событий, следовательно, и носят статусы юношей более информативный характер, чем статусы девушек. Девушки более открыто и эмоционально реагируют на внутренние события, а юноши более склонны реагировать на внешние события.
Заключение
Мы исследовали посредством анкетирования и исследования, как с помощью никнеймов и статусов подростки выражают особенности своей личности в сети Интернет, постарались найти ответ на вопрос, как соотносятся реальная и виртуальная личности. Оказалось, что далеко не все учащиеся стремятся проявить себя в общении в социальной сети «ВКонтакте», часть юношей зарегистрирована анонимно, что говорит о нежелании юношей раскрывать свой внутренний мир.
Выяснив, что представляет собой никнейм и статус мы провели опрос среди 80 учащихся 8-11 классов МБОУ Кулундинской СОШ №1 с целью соотнесения ответов респондентов и реальных страничек пользователей. Оказалось, что ответы учащихся и реальные странички совпадают во многом, исключением является частота смены статуса. В анкетировании школьники указали, что практически не меняют статус, а во время проведения исследования оказалось, что статусы меняются и довольно часто. Думаем, что в данном случае можно говорить о возрастной скрытности, нежелании делиться откровенными мыслями и поступками.
Мы исследовали странички в социальных сетях определяя учащихся, у которых никнеймом является не собственное имя, а что - либо другое. Таковых не оказалось. Все школьники зарегистрированы под своими именами, поэтому классифицировать никнеймы и вести дальнейшее его исследование не является перспективным.
Мы проанализировали данные анкетирования и исследования страничек в социальных сетях некоторых учащихся, у которых есть статусы. Оказалось, что статусы есть практически у всех девушек, а вот некоторые юноши предпочитают обходиться без статуса. Это еще раз подчеркивает, что юноши более склонны прятать свой внутренний мир от окружающих.
Классифицировав статусы с точки зрения типа, мы выяснили, что пользователи предпочитают более всего мудрые мысли, строчки из песен и графические символы. Юноши статусы о любви не используют вообще, девушки склонны к размышлению о любви. Не пользуются популярностью статусы на иностранном языке и с использованием нецензурной брани, следовательно большинство пользователей придерживается этикета при составлении своей странички.
Проследив периодичность смены статуса, мы выяснили, что пользователи меняют статусы довольно часто, причем девушки склонны отражать свои душевные переживания, а юноши - произошедшие события.
Мы разработали некоторые рекомендации по созданию своего виртуального образа и представили эти рекомендации в виде буклета. Мы советуем школьникам, выбирая статус, ориентироваться на свое эмоциональное и душевное состояние, настроение, направление в размышлениях и т.п. Призываем избегать статусов, которые имеют негативные или двусмысленные выражения, так как этим можно оскорбить другого человека, или выставить себя в не очень удачном свете. Лучше выбирать какую-нибудь неординарную фразу, которая имеет глубокий смысл и много может рассказать о своем владельце.
Первая наша гипотеза подтвердилась, так как результат анкетирования и исследования показали, что большинство пользователей сети Интернет имеют аватар, никнейм и статус.
Вторая гипотеза подтвердилась лишь частично, так как учащиеся МБОУ КСОШ № 1 действительно много времени проводят в сети, но используют социальную сеть «ВКонтакте» не только для развлечения и общения, но и для того, чтобы поделиться своими размышлениями о жизни, рассказать о своих душевных переживаниях.
Исходя их этого, мы выработали рекомендации для пользователей сети по визуализации своего виртуального образа, создали буклет, разместили его на сайте школы и раздали подросткам школы.
Мы планируем продолжать исследование по этой проблеме с целью более детального лингвистического анализа статусов.
Список литературы
Приложение 1
Да Нет
Как часто?
____________________________________________________________
От чего зависит смена Вашего статуса?
Приложение 2.
Анализ анкетирования
Приложение 3.
Буклет
Прекрасное далёко
Проказы старухи-зимы
На горке
Лиса-охотница
О путнике