Цель данной исследовательской работы: выявить орфографические, пунктуационные, речевые ошибки в наружной рекламе села Кулунды.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 131.56 КБ |
текст работы | 131.56 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
2.2. Орфографические ошибки в наружной рекламе с.Кулунды . . . . ……….9
2.3. Пунктуационные ошибки в наружной рекламе с.Кулунды . . . …… . 10
2.4. Речевые ошибки в наружной рекламе с.Кулунды. . . . . . . . .. ……...…11
2.5. Язык рекламы……………………………………………………………12
2.5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 15
Приложение 1...……………………….... . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. .. ..18
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .20
ВВЕДЕНИЕ
Берегите наш язык,
наш прекрасный
русский язык, этот клад,
это достояние, переданное нам
нашими предшественниками…
И.С.Тургенев
Язык - живой и очень сложный организм. Он находится в постоянном и непрерывном движении, и все изменения в обществе так или иначе оказывают своё влияние на язык. Не секрет, что современное общество направлено больше на развитие материальной сферы, чем духовной. Именно поэтому очень активно в последнее время разговорные элементы языка проникают в литературную речь. Современные средства массовой информации, к сожалению, тоже зачастую допускают отклонения от литературной нормы, но пальму первенства, безусловно, можно отдать рекламе. Всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические, пунктуационные, речевые ошибки. Мало кто обращает внимание на грамматическую ошибку на этикетке чистящего порошка «Пемолюкс» (плюс 80 грамм) или на акцентологическую ошибку в рекламе «Летуаль»: «ПобАлуйте себя в «Летуаль».
Цель данной исследовательской работы: выявить орфографические, пунктуационные, речевые ошибки в наружной рекламе села Кулунды.
Задачи исследования:
Объект исследования: наружной реклама села Кулунды.
Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые, ошибки в наружной рекламе села Кулунды.
Гипотеза: наружная реклама села Кулунды содержит орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.
Основные методы и приемы:
Практическая значимость нашей работы заключается в совершенствовании знания русского языка, расширении сферы применения знаний. Реклама проникла во все сферы нашей жизни, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную рекламу.
ИЗ ИСТОРИИ РЕКЛАМЫ
Реклама прошла долгий и сложный путь собственной эволюции. Уже в древности использовалась самая простая реклама, которая носила устный характер. В древнем Риме по улицам ходили торговцы и разные ремесленники, либо нанятые ими глашатаи, наперебой расхваливавшие каждый свой товар, буквально кричащие о своих услугах. Поэтому и само слово «реклама» по латыни звучит как «reclamare», что означает – «выкрикивать, объявлять».
Начиная с 6-ого тысячелетия до нашей эры, появляются письменные рекламы. Первой письменной рекламой считается найденный египетский папирус, на котором был написан текст о том, что продаётся раб. В древнем Египте в городе Мемфис, точнее в его развалинах, нашли столбик, сделанный из камня, на котором была нанесена следующая надпись: «Тут живу я, Минос, с острова Кипр, по милости богов наделённый способностью толковать сны за весьма умеренную плату».
В 1450 г. был изобретён печатный станок немецкого типографа Иогана Гуттенберга. В 1839 году была изобретена фотография. Реклама становится красочнее, так как теперь рекламный текст начинают дополнять фотографии.
Развитие рекламы на Руси начинается с X-XI вв. с Киевской Руси.
Известно, что купцы прибегали к услугам профессиональных глашатаев-зазывал. При этом выделены такие их виды, как заклички, поговорки, речитативные уговоры. В дореволюционной России в лавках работали «сидельцы», специальные люди, зазывающие покупателей за товаром.
В 16 веке появляется книгопечатанье, а вместе с ним и распространение рукописных книг, листовок и лубочных картинок. В каждом доме были лубки (потешные картинки), они были очень распространены и несли в себе различную информацию, выраженную в ярких картинках.
В 1703 году появилась газета «Ведомости», затем появились и «Санкт-петербургские ведомости», и «Московские ведомости», и другие газеты, в которых уже активно начали издаваться различные рекламные объявления.
Мелкие странствующие торговцы начала-середины XIX в. – офени и коробейники были одновременно и продавцами, и глашатаями.
В 1878 году предприниматель Метцель открыл фирму объявлений и выдвинул такой лозунг: «Объявление есть двигатель торговли». Сейчас мы все знаем выражение: «Реклама-двигатель торговли».
К сожалению, в погоне за прибылью создатели рекламы зачастую на первое место ставят креативность рекламы, эксклюзивную идею, влияющую на восприятие рекламы потенциальным покупателем, а не эстетическую, а порой и этическую сторону, именно поэтому орфографические, пунктуационные и речевые ошибки становятся нормой и невольно закрепляются в сознании и речи покупателей. Таким образом, безграмотная речь, письмо становятся нормой, искажается литературный язык.(1)
ВИДЫ РЕКЛАМЫ
Какие существуют виды рекламы?
Наружная реклама. К данному виду можно отнести различные билборды (рекламные щиты), вывески, штендеры (рекламные конструкции) и прочие элементы, которые размещаются на улице, с целью оповещения потребителей.
Реклама в средствах массовой информации. К основным можно отнести телевидение, печатные издания, Интернет.
Реклама непосредственно в самом магазине. К данному виду можно отнести билборды, вывески, штендеры и прочие элементы, единственное отличие – это расположение внутри магазина.
Печатная продукция: флаеры (небольшая рекламная листовка, как правило, дающая право на скидку), листовки, буклеты и прочие материалы компании.
«Из уст, в уста». Высказывание собственного мнения от одного потребителя к другому.(2)
На мой взгляд, основную опасность для русского языка представляет реклама в средствах массовой информации и наружная реклама, именно поэтому в центре данной работы анализ ошибок, содержащихся в рекламе с.Кулунды. Перспектива работы - анализ объявлений, дающихся для жителей села посредством канала ТНТ.
Актуальность данной работы заключается в необходимости сохранения чистоты русского литературного языка путем недопущения ошибок в рекламе.
Приступая к анализу текстов наружной рекламы с.Кулунды было проанализировано 20 билбордов, 60 вывесок, 11 штендеров (всего 91). Оказалось, что чаще всего реклама содержит просто название магазина или учреждения, реклама, содержащая печатный текст, представлена в меньшем количестве (23 рекламы, содержащей печатный текст – 25% от общего количества наружной рекламы с.Кулунды).
РЕЗУЛЬТАТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
В социологическом опросе принимали участие 100 человек: учащиеся 5-9 классов (50 человек) и их родители (50 человек).
На первый вопрос: обращаете ли вы внимание на наружную рекламу в с.Кулунда? «да» ответили все 50 взрослых, то есть 100%, а дети не все обращают внимание на рекламу, 5 учащихся (10%) не обращают внимания на рекламу, а 45 человек (90%) обращают внимания на рекламу.
На второй вопрос: замечаете ли вы ошибки в наружной рекламе с.Кулунды? « да» ответили 15 родителей (30%) «нет» ответило 35 родителей (70%). Из пятидесяти детей 20 замечают ошибки (40%), 30 человек не замечают (60%).
На третий вопрос: какие ошибки вы заметили в наружной рекламе с.Кулунды? 6 родителей (12%) ответили, что орфографические, 9 родителей
(18%), что пунктуационные. Конкретные ошибки не были указаны. На этот вопрос 15 (30%) учеников ответили, что замечают орфографические ошибки, 5 учащихся (10%) ответили, что замечают пунктуационные ошибки. Была указана конкретная орфографическая ошибка в рекламе, расположенной около магазина «Горячий хлеб».
На четвертый вопрос: допустимы ли ошибки в наружной рекламе с.Кулунды? 50 взрослых (100%) ответили, что нет, а 4 ученика (8%) ответили, что ошибки в наружной рекламе допустимы, 46 учащихся (92%) ответили отрицательно.
Анализ анкетирования показал, что 100% опрошенных взрослых обращают внимание на наружную рекламу, в то время как 10% детей в силу своего возраста не обращают внимания на рекламу.
30% родителей отметили наличие ошибок в рекламе, но не указали конкретных примеров, среди детей ошибки замечают 40%, причем была указана конкретная орфографическая ошибка. Следовательно, дети замечают больше ошибок вследствие того, что учителя обращают внимание учащихся на них.
100% взрослых считают недопустимым наличие ошибок в рекламе, в то время как 8% учащихся не возражают против наличия ошибок в наружной рекламе с. Кулунды. Таким образом, менее половины опрошенных не замечают ошибки в рекламе.
Социологический опрос показал, что в целом респонденты отрицательно относятся к ошибкам в наружной рекламе, хотя конкретные ошибки указать затруднились.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМЕ С.КУЛУНДЫ
Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой.
Проанализировав рекламу с.Кулунды, мы нашли ошибки в использовании строчных и прописных букв:
Таким образом, основные орфографические ошибки в рекламе с.Кулунды - это неправильное употребление прописной и строчной букв.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМЕ С.КУЛУНДЫ
Пунктуация - раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему – точнее понять текст и выразительно прочитать его.
Проанализировав рекламу с.Кулунды, мы нашли следующие пунктуационные ошибки:
Всем знакомый с детских лет-
Это наш обыкновенный
И родной райповский хеб!
(неверная пунктуация при однородных определениях.
Таким образом, основные пунктуационные ошибки в рекламе с.Кулунды - это отсутствие запятой при вводных словах, при обращении, заменяя запятой тире в сложноподчиненном предложении, отсутствие кавычек в названиях социальных сетей, отсутствие запятой при однородных членах предложения.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМЕ С.КУЛУНДЫ
Речевые ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.
В рекламе с.Кулунды речевых ошибок обнаружено не было, зато есть грамматическая ошибка. Грамматика-это раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис.
Грамматические ошибки - это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. |
Ошибка в рекламе с.Кулунды:
|
ЯЗЫК РЕКЛАМЫ
Говоря об ошибках в рекламных текстах, следует сразу оговориться, что сегодня существует множество работ, которые классифицируют рекламные приемы (авторы: Шатин Ю.В., Репьев А.П. и другие). Ниже перечислены некоторые языковые средства, используемые в рекламе.
Языковое средство | Пример использования |
Каламбур - высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений | "... Если нужен ГАЗ!" (реклама автомобилей марки ГАЗ) |
Использование современного жаргона | "Плазменный беспредел" (реклама плазменных телевизоров) |
Рифма | "Модель идеальна, цена оптимальна" (стиральные машины "Candy") |
Юмористическое название, игра слов | "Образовательный центр `ИнтерФэйс`. Английский, французский, немецкий". |
Анафора (повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда) | "ДВЕРИ Стильные, Стальные" |
Вопрос | "Эстетично?.. ..Дёшево, надёжно, практично" |
Крылатые выражения, поговорки, пословицы, прямые цитаты или просто заключённый в кавычки текстё | "VEKA. Клуб производителей отечественных окон. Ты узнаешь его по профилю" |
Синтаксический параллелизм | "Рождены природой, расчитаны наукой, сделаны мастером!" |
Повторы | "Матрица. Матрица. Матрица. Много - это только половина того, что мы предлагаем" |
Включение слов, привлекающих внимание группы потребителей, на которую он расчитан (если это ограниченный круг лиц) | "T-ZONE - это натуральные средства от капризов кожи" |
Включение слов, имеющих положительную окраску или вызывающих эмоциональную реакцию | "Совершенно. КБЕ. Новые окна для России. КБЕЭЛИТА" |
Отклонения от нормативной орфографии:
|
Газета "Коммерсантъ" МаксидоМ "LADAмаркет - максимум преимуществ!" |
Использование окказионализмов - новых слов, отсутствующих в системе языка | "Не тормози! Сникерсни!" (реклама шоколада "Сникерс") |
Персонификация - перенесение на неживой предмет свойств и функций живого лица | "Tefal заботится о вас" |
Если опираться на данную классификацию, то ошибки типа «ШикОлад», «LIDER», обилие заглавных букв перестают быть ошибками. На мой взгляд, это неправильно, так как искаженный облик слова запоминается носителями русского языка, особенно юными. Данная тенденция, уверена, ведет к снижению общей грамотности у населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что в рекламе с.Кулунды основные орфографические ошибки - это неправильное употребление прописной и строчной букв. Основные пунктуационные ошибки в рекламе с.Кулунды - это отсутствие запятой при вводных словах, при обращении, заменяя запятой тире в сложноподчиненном предложении, отсутствие кавычек в названиях социальных сетей, отсутствие запятой при однородных членах предложения. Речевых ошибок обнаружено не было, но есть одна грамматическая ошибка, связанная с неправильным употреблением формы имени существительного.
Помимо этого есть вывески, которые демонстрируют намеренное искажение слова с целью привлечения внимания потребителей: «ШикОлад» и «LIDER». В первом случае намеренно делается акцент на слове «шик», во втором слово «лидер» было написано латиницей «LIDER», в то время как английское слово «лидер» пишется «Leader». Вероятно, написание слова латиницей показалось авторам вывески более престижным.
Гипотеза подтвердилась частично: орфографические и пунктуационные ошибки есть, речевых нет, но обнаружилась грамматическая и намеренное искажение облика слова. Из 60-ти вывесок лишь в двух обнаружилось отступление от норм языка, но это не ошибки, а намеренное искажение облика слова с целью привлечения внимания потребителя. Наибольшее количество ошибок обнаружилось в рекламе, содержащей печатный текст. Штендеры также ошибок не содержат.
Из 23 наружных рекламных текстов 11 оказались с ошибками (47% от общего количества рекламы, содержащей печатный текст). Следовательно, рекламные тексты, содержащие печатный текст, имеют низкий уровень грамотности. Если рассматривать наружную рекламу в целом, то 12% рекламы содержит ошибки.
На мой взгляд, ошибки, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и грамматических норм – это не столько результат безграмотности авторов данной рекламы, это намеренное искажение орфографии и пунктуации с целью привлечения внимания потребителей (как один из приемов рекламы). Большая часть рекламы нашего села выполнена рекламным агентством «Фишка», на сайте которого есть ошибки.
У нас есть всё для того чтобы сделать вам хороший дизайн:
- вывески
- крышной установки
- фасада
- объёмных букв
- входной группы
- витрины
- простой таблички
- штендера
- интерьерной рекламы
- любых стендов
- баннера, и даже "банера"
- печатной продукции
- рекламы на автомобиле
- логотипа, фирменный (ого) стиль (я)
- нууу и сами придумайте...
Сегодня есть достаточно много исследовательских работ, анализирующих ошибки в рекламе. Авторы данных трудов склоняются к мысли, что ошибки есть и допускаются намеренно, с целью привлечения внимания покупателя к товару. Исследователи признают, что намеренные ошибки действительно привлекают внимание грамотных людей, но нет уверенности, что именно они не повлекут за собой массовые болезни языка и не будут влиять на речевой облик общества.
Заканчивая данный этап исследования, мы хотим написать статью в газету «Новости Кулунды» по результатам нашего исследования и предложить рекламодателям быть более ответственными в оформлении рекламы своей продукции. Перспективой нашей работы может являться анализ ошибок в рекламе на канале «ТНТ».
Хочется верить, что скоро придет время, когда языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕЗУЛЬТАТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
1) Обращаете ли вы внимание на наружную рекламу в с.Кулунды?
2) Замечаете ли вы ошибки в наружной рекламе с.Кулунды?
3) Какие ошибки вы заметили в наружной рекламе с.Кулунды?
4) Допустимы ли ошибки в наружной рекламе с.Кулунды?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/06/issledovatelskaya-rabota-bezgramotnost-reklamnykh-obyavleniy-gtyndy
2. http://blogmarketologa.ru/osnovnye-vidy-reklamy.html
3. http://gramma.ru/RUS/?id=10.9
4. Бабайцева, В.В.Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.– 7-е изд., испр. – М.:Просвещение, 2012 .-287с..
5. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений [Текст]/ Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Российская Академия Наук, Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.-960с.
4.Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов [Текст]/Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 26 изд., стер. - М.: Русс. Яз., 1988.- 400с.
5. Розенталь Д.Э. прописная или строчная?: (Опыт словаря-справочника), Ок. 8500 слов и словосочетаний/ Отв.ред. Л.К.Чельцова.-2-е изд., стереотип.-М.:Рус.яз., 1985.-328с.
6. http://cyberleninka.ru/article/n/narushenie-norm-yazyka-v-reklamnom-diskurse-priem-i-antipriem (статья Ю.В.Крылова в «Вестнике Новосибирского педагогического университета)
7.http://www.studfiles.ru/preview/2383436/
8. http://www.ronl.ru/referaty/inostrannyy-yazyk/95616/
9. http://www.bestreferat.ru/referat-238785.html
10. http://studopedia.ru/2_11912_yazik-reklami.html
11. http://www.studfiles.ru/preview/4048804/
12. http://www.repiev.ru/articles/ad_langII.htm
ОГЛАВЛЕНИЕ
2.2. Орфографические ошибки в наружной рекламе с.Кулунды . . . . ……….9
2.3. Пунктуационные ошибки в наружной рекламе с.Кулунды . . . …… . 10
2.4. Речевые ошибки в наружной рекламе с.Кулунды. . . . . . . . .. ……...…11
2.5. Язык рекламы……………………………………………………………12
2.5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 15
Приложение 1...……………………….... . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. .. ..18
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .20
ВВЕДЕНИЕ
Берегите наш язык,
наш прекрасный
русский язык, этот клад,
это достояние, переданное нам
нашими предшественниками…
И.С.Тургенев
Язык - живой и очень сложный организм. Он находится в постоянном и непрерывном движении, и все изменения в обществе так или иначе оказывают своё влияние на язык. Не секрет, что современное общество направлено больше на развитие материальной сферы, чем духовной. Именно поэтому очень активно в последнее время разговорные элементы языка проникают в литературную речь. Современные средства массовой информации, к сожалению, тоже зачастую допускают отклонения от литературной нормы, но пальму первенства, безусловно, можно отдать рекламе. Всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические, пунктуационные, речевые ошибки. Мало кто обращает внимание на грамматическую ошибку на этикетке чистящего порошка «Пемолюкс» (плюс 80 грамм) или на акцентологическую ошибку в рекламе «Летуаль»: «ПобАлуйте себя в «Летуаль».
Цель данной исследовательской работы: выявить орфографические, пунктуационные, речевые ошибки в наружной рекламе села Кулунды.
Задачи исследования:
Объект исследования: наружной реклама села Кулунды.
Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые, ошибки в наружной рекламе села Кулунды.
Гипотеза: наружная реклама села Кулунды содержит орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.
Основные методы и приемы:
Практическая значимость нашей работы заключается в совершенствовании знания русского языка, расширении сферы применения знаний. Реклама проникла во все сферы нашей жизни, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную рекламу.
ИЗ ИСТОРИИ РЕКЛАМЫ
Реклама прошла долгий и сложный путь собственной эволюции. Уже в древности использовалась самая простая реклама, которая носила устный характер. В древнем Риме по улицам ходили торговцы и разные ремесленники, либо нанятые ими глашатаи, наперебой расхваливавшие каждый свой товар, буквально кричащие о своих услугах. Поэтому и само слово «реклама» по латыни звучит как «reclamare», что означает – «выкрикивать, объявлять».
Начиная с 6-ого тысячелетия до нашей эры, появляются письменные рекламы. Первой письменной рекламой считается найденный египетский папирус, на котором был написан текст о том, что продаётся раб. В древнем Египте в городе Мемфис, точнее в его развалинах, нашли столбик, сделанный из камня, на котором была нанесена следующая надпись: «Тут живу я, Минос, с острова Кипр, по милости богов наделённый способностью толковать сны за весьма умеренную плату».
В 1450 г. был изобретён печатный станок немецкого типографа Иогана Гуттенберга. В 1839 году была изобретена фотография. Реклама становится красочнее, так как теперь рекламный текст начинают дополнять фотографии.
Развитие рекламы на Руси начинается с X-XI вв. с Киевской Руси.
Известно, что купцы прибегали к услугам профессиональных глашатаев-зазывал. При этом выделены такие их виды, как заклички, поговорки, речитативные уговоры. В дореволюционной России в лавках работали «сидельцы», специальные люди, зазывающие покупателей за товаром.
В 16 веке появляется книгопечатанье, а вместе с ним и распространение рукописных книг, листовок и лубочных картинок. В каждом доме были лубки (потешные картинки), они были очень распространены и несли в себе различную информацию, выраженную в ярких картинках.
В 1703 году появилась газета «Ведомости», затем появились и «Санкт-петербургские ведомости», и «Московские ведомости», и другие газеты, в которых уже активно начали издаваться различные рекламные объявления.
Мелкие странствующие торговцы начала-середины XIX в. – офени и коробейники были одновременно и продавцами, и глашатаями.
В 1878 году предприниматель Метцель открыл фирму объявлений и выдвинул такой лозунг: «Объявление есть двигатель торговли». Сейчас мы все знаем выражение: «Реклама-двигатель торговли».
К сожалению, в погоне за прибылью создатели рекламы зачастую на первое место ставят креативность рекламы, эксклюзивную идею, влияющую на восприятие рекламы потенциальным покупателем, а не эстетическую, а порой и этическую сторону, именно поэтому орфографические, пунктуационные и речевые ошибки становятся нормой и невольно закрепляются в сознании и речи покупателей. Таким образом, безграмотная речь, письмо становятся нормой, искажается литературный язык.(1)
ВИДЫ РЕКЛАМЫ
Какие существуют виды рекламы?
Наружная реклама. К данному виду можно отнести различные билборды (рекламные щиты), вывески, штендеры (рекламные конструкции) и прочие элементы, которые размещаются на улице, с целью оповещения потребителей.
Реклама в средствах массовой информации. К основным можно отнести телевидение, печатные издания, Интернет.
Реклама непосредственно в самом магазине. К данному виду можно отнести билборды, вывески, штендеры и прочие элементы, единственное отличие – это расположение внутри магазина.
Печатная продукция: флаеры (небольшая рекламная листовка, как правило, дающая право на скидку), листовки, буклеты и прочие материалы компании.
«Из уст, в уста». Высказывание собственного мнения от одного потребителя к другому.(2)
На мой взгляд, основную опасность для русского языка представляет реклама в средствах массовой информации и наружная реклама, именно поэтому в центре данной работы анализ ошибок, содержащихся в рекламе с.Кулунды. Перспектива работы - анализ объявлений, дающихся для жителей села посредством канала ТНТ.
Актуальность данной работы заключается в необходимости сохранения чистоты русского литературного языка путем недопущения ошибок в рекламе.
Приступая к анализу текстов наружной рекламы с.Кулунды было проанализировано 20 билбордов, 60 вывесок, 11 штендеров (всего 91). Оказалось, что чаще всего реклама содержит просто название магазина или учреждения, реклама, содержащая печатный текст, представлена в меньшем количестве (23 рекламы, содержащей печатный текст – 25% от общего количества наружной рекламы с.Кулунды).
РЕЗУЛЬТАТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
В социологическом опросе принимали участие 100 человек: учащиеся 5-9 классов (50 человек) и их родители (50 человек).
На первый вопрос: обращаете ли вы внимание на наружную рекламу в с.Кулунда? «да» ответили все 50 взрослых, то есть 100%, а дети не все обращают внимание на рекламу, 5 учащихся (10%) не обращают внимания на рекламу, а 45 человек (90%) обращают внимания на рекламу.
На второй вопрос: замечаете ли вы ошибки в наружной рекламе с.Кулунды? « да» ответили 15 родителей (30%) «нет» ответило 35 родителей (70%). Из пятидесяти детей 20 замечают ошибки (40%), 30 человек не замечают (60%).
На третий вопрос: какие ошибки вы заметили в наружной рекламе с.Кулунды? 6 родителей (12%) ответили, что орфографические, 9 родителей
(18%), что пунктуационные. Конкретные ошибки не были указаны. На этот вопрос 15 (30%) учеников ответили, что замечают орфографические ошибки, 5 учащихся (10%) ответили, что замечают пунктуационные ошибки. Была указана конкретная орфографическая ошибка в рекламе, расположенной около магазина «Горячий хлеб».
На четвертый вопрос: допустимы ли ошибки в наружной рекламе с.Кулунды? 50 взрослых (100%) ответили, что нет, а 4 ученика (8%) ответили, что ошибки в наружной рекламе допустимы, 46 учащихся (92%) ответили отрицательно.
Анализ анкетирования показал, что 100% опрошенных взрослых обращают внимание на наружную рекламу, в то время как 10% детей в силу своего возраста не обращают внимания на рекламу.
30% родителей отметили наличие ошибок в рекламе, но не указали конкретных примеров, среди детей ошибки замечают 40%, причем была указана конкретная орфографическая ошибка. Следовательно, дети замечают больше ошибок вследствие того, что учителя обращают внимание учащихся на них.
100% взрослых считают недопустимым наличие ошибок в рекламе, в то время как 8% учащихся не возражают против наличия ошибок в наружной рекламе с. Кулунды. Таким образом, менее половины опрошенных не замечают ошибки в рекламе.
Социологический опрос показал, что в целом респонденты отрицательно относятся к ошибкам в наружной рекламе, хотя конкретные ошибки указать затруднились.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМЕ С.КУЛУНДЫ
Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой.
Проанализировав рекламу с.Кулунды, мы нашли ошибки в использовании строчных и прописных букв:
Таким образом, основные орфографические ошибки в рекламе с.Кулунды - это неправильное употребление прописной и строчной букв.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМЕ С.КУЛУНДЫ
Пунктуация - раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему – точнее понять текст и выразительно прочитать его.
Проанализировав рекламу с.Кулунды, мы нашли следующие пунктуационные ошибки:
Всем знакомый с детских лет-
Это наш обыкновенный
И родной райповский хеб!
(неверная пунктуация при однородных определениях.
Таким образом, основные пунктуационные ошибки в рекламе с.Кулунды - это отсутствие запятой при вводных словах, при обращении, заменяя запятой тире в сложноподчиненном предложении, отсутствие кавычек в названиях социальных сетей, отсутствие запятой при однородных членах предложения.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМЕ С.КУЛУНДЫ
Речевые ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.
В рекламе с.Кулунды речевых ошибок обнаружено не было, зато есть грамматическая ошибка. Грамматика-это раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис.
Грамматические ошибки - это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. |
Ошибка в рекламе с.Кулунды:
|
ЯЗЫК РЕКЛАМЫ
Говоря об ошибках в рекламных текстах, следует сразу оговориться, что сегодня существует множество работ, которые классифицируют рекламные приемы (авторы: Шатин Ю.В., Репьев А.П. и другие). Ниже перечислены некоторые языковые средства, используемые в рекламе.
Языковое средство | Пример использования |
Каламбур - высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений | "... Если нужен ГАЗ!" (реклама автомобилей марки ГАЗ) |
Использование современного жаргона | "Плазменный беспредел" (реклама плазменных телевизоров) |
Рифма | "Модель идеальна, цена оптимальна" (стиральные машины "Candy") |
Юмористическое название, игра слов | "Образовательный центр `ИнтерФэйс`. Английский, французский, немецкий". |
Анафора (повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда) | "ДВЕРИ Стильные, Стальные" |
Вопрос | "Эстетично?.. ..Дёшево, надёжно, практично" |
Крылатые выражения, поговорки, пословицы, прямые цитаты или просто заключённый в кавычки текстё | "VEKA. Клуб производителей отечественных окон. Ты узнаешь его по профилю" |
Синтаксический параллелизм | "Рождены природой, расчитаны наукой, сделаны мастером!" |
Повторы | "Матрица. Матрица. Матрица. Много - это только половина того, что мы предлагаем" |
Включение слов, привлекающих внимание группы потребителей, на которую он расчитан (если это ограниченный круг лиц) | "T-ZONE - это натуральные средства от капризов кожи" |
Включение слов, имеющих положительную окраску или вызывающих эмоциональную реакцию | "Совершенно. КБЕ. Новые окна для России. КБЕЭЛИТА" |
Отклонения от нормативной орфографии:
|
Газета "Коммерсантъ" МаксидоМ "LADAмаркет - максимум преимуществ!" |
Использование окказионализмов - новых слов, отсутствующих в системе языка | "Не тормози! Сникерсни!" (реклама шоколада "Сникерс") |
Персонификация - перенесение на неживой предмет свойств и функций живого лица | "Tefal заботится о вас" |
Если опираться на данную классификацию, то ошибки типа «ШикОлад», «LIDER», обилие заглавных букв перестают быть ошибками. На мой взгляд, это неправильно, так как искаженный облик слова запоминается носителями русского языка, особенно юными. Данная тенденция, уверена, ведет к снижению общей грамотности у населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что в рекламе с.Кулунды основные орфографические ошибки - это неправильное употребление прописной и строчной букв. Основные пунктуационные ошибки в рекламе с.Кулунды - это отсутствие запятой при вводных словах, при обращении, заменяя запятой тире в сложноподчиненном предложении, отсутствие кавычек в названиях социальных сетей, отсутствие запятой при однородных членах предложения. Речевых ошибок обнаружено не было, но есть одна грамматическая ошибка, связанная с неправильным употреблением формы имени существительного.
Помимо этого есть вывески, которые демонстрируют намеренное искажение слова с целью привлечения внимания потребителей: «ШикОлад» и «LIDER». В первом случае намеренно делается акцент на слове «шик», во втором слово «лидер» было написано латиницей «LIDER», в то время как английское слово «лидер» пишется «Leader». Вероятно, написание слова латиницей показалось авторам вывески более престижным.
Гипотеза подтвердилась частично: орфографические и пунктуационные ошибки есть, речевых нет, но обнаружилась грамматическая и намеренное искажение облика слова. Из 60-ти вывесок лишь в двух обнаружилось отступление от норм языка, но это не ошибки, а намеренное искажение облика слова с целью привлечения внимания потребителя. Наибольшее количество ошибок обнаружилось в рекламе, содержащей печатный текст. Штендеры также ошибок не содержат.
Из 23 наружных рекламных текстов 11 оказались с ошибками (47% от общего количества рекламы, содержащей печатный текст). Следовательно, рекламные тексты, содержащие печатный текст, имеют низкий уровень грамотности. Если рассматривать наружную рекламу в целом, то 12% рекламы содержит ошибки.
На мой взгляд, ошибки, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и грамматических норм – это не столько результат безграмотности авторов данной рекламы, это намеренное искажение орфографии и пунктуации с целью привлечения внимания потребителей (как один из приемов рекламы). Большая часть рекламы нашего села выполнена рекламным агентством «Фишка», на сайте которого есть ошибки.
У нас есть всё для того чтобы сделать вам хороший дизайн:
- вывески
- крышной установки
- фасада
- объёмных букв
- входной группы
- витрины
- простой таблички
- штендера
- интерьерной рекламы
- любых стендов
- баннера, и даже "банера"
- печатной продукции
- рекламы на автомобиле
- логотипа, фирменный (ого) стиль (я)
- нууу и сами придумайте...
Сегодня есть достаточно много исследовательских работ, анализирующих ошибки в рекламе. Авторы данных трудов склоняются к мысли, что ошибки есть и допускаются намеренно, с целью привлечения внимания покупателя к товару. Исследователи признают, что намеренные ошибки действительно привлекают внимание грамотных людей, но нет уверенности, что именно они не повлекут за собой массовые болезни языка и не будут влиять на речевой облик общества.
Заканчивая данный этап исследования, мы хотим написать статью в газету «Новости Кулунды» по результатам нашего исследования и предложить рекламодателям быть более ответственными в оформлении рекламы своей продукции. Перспективой нашей работы может являться анализ ошибок в рекламе на канале «ТНТ».
Хочется верить, что скоро придет время, когда языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕЗУЛЬТАТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
1) Обращаете ли вы внимание на наружную рекламу в с.Кулунды?
2) Замечаете ли вы ошибки в наружной рекламе с.Кулунды?
3) Какие ошибки вы заметили в наружной рекламе с.Кулунды?
4) Допустимы ли ошибки в наружной рекламе с.Кулунды?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/06/issledovatelskaya-rabota-bezgramotnost-reklamnykh-obyavleniy-gtyndy
2. http://blogmarketologa.ru/osnovnye-vidy-reklamy.html
3. http://gramma.ru/RUS/?id=10.9
4. Бабайцева, В.В.Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.– 7-е изд., испр. – М.:Просвещение, 2012 .-287с..
5. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений [Текст]/ Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Российская Академия Наук, Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.-960с.
4.Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов [Текст]/Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 26 изд., стер. - М.: Русс. Яз., 1988.- 400с.
5. Розенталь Д.Э. прописная или строчная?: (Опыт словаря-справочника), Ок. 8500 слов и словосочетаний/ Отв.ред. Л.К.Чельцова.-2-е изд., стереотип.-М.:Рус.яз., 1985.-328с.
6. http://cyberleninka.ru/article/n/narushenie-norm-yazyka-v-reklamnom-diskurse-priem-i-antipriem (статья Ю.В.Крылова в «Вестнике Новосибирского педагогического университета)
7.http://www.studfiles.ru/preview/2383436/
8. http://www.ronl.ru/referaty/inostrannyy-yazyk/95616/
9. http://www.bestreferat.ru/referat-238785.html
10. http://studopedia.ru/2_11912_yazik-reklami.html
11. http://www.studfiles.ru/preview/4048804/
12. http://www.repiev.ru/articles/ad_langII.htm
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
В поисках капитана Гранта
Колумбово яйцо
Девочка-Снегурочка