Факторы, влияющие на первое впечатление.
Вложение | Размер |
---|---|
Факторы формирования первого впечатления | 201.81 КБ |
Автор: Зайцев Евгений Дмитриевич
Название работы: «Факторы формирования первого впечатления»
Научный руководитель: Кудрявцева Ольга Александровна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Россия, Москва, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1056» , 3»Б» класс
Введение 2
Глава 1. Первое впечатление о человеке 4
Глава 2. Физическая привлекательность в формировании первого впечатления 6
Глава 3.Роль установки в формировании первого впечатления 11
Заключение 15
Литература 16
В повседневной жизни, в рабочей или нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что во время первой встречи с человеком на основе одного только кратковременного восприятия мы вынуждены сформировать свое отношение к этому человеку. Это отношение существенно влияет на наше последующее мнение и поведение. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением. Особое внимание в данном вопросе уделяется тому, как внешний облик человека влияет на формирование впечатления о нем. Насколько точно можно судить о человеке, опираясь на одни внешние данные? С другой стороны, наши собственные личностные особенности тоже играют важную роль. От них зависит, будет ли первое впечатление положительным или отрицательным, будем мы оценивать отдельные качества или человека целиком и т.д. В психологии очень много проведено исследований, которые затрагивают эти моменты. Но в большинстве работ в качестве объекта исследования выступали взрослые люди. В своей работе мы хотим изучить особенности формирования первого впечатления у младших школьников.
Итак, целью настоящей работы является изучение первого впечатления о другом человеке у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования: восприятие незнакомого человека детьми 9-10 лет.
Предмет исследования: особенности первого впечатления младших школьников о другом человеке.
Гипотезы звучат следующим образом:
В качестве основного метода исследования была выбрана модифицированная «Методика словесных портретов» А.А. Бодалёва [4;8]. В исследовании приняли участие 24 человека – школьники в возрасте 9-10 лет (мальчики и девочки). Эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе всем испытуемым на 15 секунд предъявлялись фотографии двух людей. Сначала демонстрировался портрет внешне привлекательного человека, а затем внешне непривлекательного человека. После детей письменно просили описать внешность и характер человека на фото. На втором этапа испытуемые были разделены на две группы (по 12 человек в каждой). Каждой группе на 15 секунд была показана фотография одного и того же человека. Но перед демонстрацией первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный учёный. Потом просили описать внешность человека на фотографии.
Обработка индивидуальных словесных портретов (анкет с описанием внешности и характера людей, изображенных на фото) представляла собой качественный анализ встречаемых в описаниях черт и свойств внешности и характера, а так же количественный анализ – подсчет частоты встречаемости той или иной характеристики.
Глава 1. Первое впечатление о человеке
шанса произвести первое впечатление.
Дон-Аминадо
В истории психологии проблемой формирования первого впечатления начали заниматься ещё в 50-ые годы XX века. Значительная часть работ посвящена выяснению особенностей формирования у людей впечатления друг о друге, когда между ними только начинаются завязываться отношения. Что же такое первое впечатление? Это сложный психологический феномен, в котором соединяются чувственный, логический и эмоциональный компоненты [4]. Иными словами, в него входят:
Существенными чертами первого впечатления являются: зависимость его содержания от возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей того, кто воспринимает, а также самой ситуации, в условиях которой происходит восприятие другого человека [5].
Несмотря на столь сложную структуру, формирование первого впечатления происходит на удивление очень быстро. Так, группа специалистов под руководством профессора Макса Планка из Баварского института (Германия) установила, что достаточно 30 секунд, чтобы два человека узнали – «в первом приближении», - что они «подходят» друг другу. Но даже в таком непродолжительном по времени психологическом процессе были попытки выделить его стадии. Так, выделяют две стадии в формировании первого впечатления. На первой стации мы оцениваем, насколько нам нравится/не нравится другой человек. А на второй стадии мы оцениваем его с точки зрения личностных качеств [3].
На формирование первого впечатления могут оказывать влияние следующие факторы:
- особенности внешнего облика человека (в том числе одежда, прическа);
- мимика, жесты, поза и пр.;
- поведение;
- предполагаемые качества личности;
- личностные особенности воспринимающего человека;
- стереотипы, касающиеся связи внешних проявлений и внутреннего содержания внешности, и эталоны [1;2;6].
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ведущую роль в формировании первого впечатления играет внешний облик. Внешность играет первостепенную роль на стадии доречевого общения между людьми, она является главным и единственным источником информации. Насколько велика роль внешности в процесс формирования первого впечатления, мы узнаем в следующей главе.
Аристотель
Ничего так сильно не влияет на формирование первого впечатления, как физическая привлекательность. Красивая внешность – очень ценное качество. На основании оценки внешности мы определяем, «нравится» или «не нравится» нам тот или иной человек. Американскими учеными было установлено, что и взрослые, и дети стремятся к общению с привлекательными людьми. Чем же это можно объяснить? Во-первых, самой природой заложен выбор в пользу восприятия красивых объектов – «нам правится наблюдать красивое». Даже грудные дети задерживают взгляд на красивых лицах на более длительное время. Во-вторых, здесь действует стереотип физической привлекательности – «что красиво – то хорошо». Мы искренне считаем, что красивые люди обладают привлекательными чертами характера, а физическое уродство ассоциируется с внутренним уродством и злом. Так, в одном эксперименте учителям давали одинаковую информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учёбе. Дети усваивают стереотип физической привлекательности очень рано. Белоснежка и Золушка красивые, а значит и хорошие. Колдунья и сводные сестры безобразные, а значит и плохие [7].
В своей работе мы провели свой эксперимент, направленный на изучение стереотипа физической привлекательности.
Процедура эксперимента. Испытуемым (24 младшим школьникам в возрасте 9-10 лет) на 15 секунд предъявлялись фотографии двух людей. Сначала демонстрировался портрет внешне привлекательного человека (фото 1), во второй серии эксперимента – внешне непривлекательного человека (фото 2). В обоих случаях инструкция перед показом была следующая: «Сейчас на проекторе появится фотография одного человека. Посмотрите на нее». После детей письменно просили ответить на два вопроса: «1) Чем вам запомнился человек на фото? 2) Какими чертами характера он обладает?»
Фото 1. «Привлекательный» портрет Фото 2. «Непривлекательны» портрет
Результаты эксперимента. Физическую привлекательность девочки, изображенной на первом портрете (фото 1), отметили 70% испытуемых (17 человек). В своих ответах они давали следующую оценку ее внешности: «красивая», «милая», «симпатичная». При этом речь шла как о внешности в целом («она красивая»), так и об отдельных деталях («милая улыбка», «красивые глаза», «нежная кожа). Оставшиеся 30% испытуемых (7 человек), отвечая на первый вопрос («Чем вам запомнился человек на фото?»), перечислили детали внешности, не давая ее оценочных суждений («синие глаза», «голубые глаза», «длинные волосы», «светлые волосы», «белая кофта», «улыбается»). Ответы на второй вопрос, в котором просили описать характер человека на фото, наглядно представлены на Графике 1. 79% испытуемых (19 человек) отметили привлекательные черты характера: «добрая», «умная», «отличница» «радостная», «весёлая», «ласковая», «скромная», «любит животных», «умеет за себя постоять», «приветливая» «счастливая», «послушная», «добрая», «вежливая», «может всем поделиться», «смешливая». Три человека (13%) дали противоречивую оценку характеру – с одной стороны, они отметили, что девочка на портрете «добрая», «дружелюбная» и «умная», а с другой стороны, что она «может быть злой» и «хитрая». Кстати, оставшиеся 2 человека (8%) отметили «хитрость» как единственную черту характера.
График 1. Распределение ответов испытуемых при оценке характера человека, изображенного на «привлекательном» портрете
В целом, мы можем говорить о том, что большинство детей (92%) оценили портрет положительно, даже если при ответе на первый вопрос физическая привлекательность не была отмечена. Это можно объяснить тем, что во многих анкетах «красота» фигурировала в ответе на второй вопрос, а не на первый. Дети отнесли ее к особенностям характера, а не внешности.
При анализе ответов по «непривлекательному» портрету (фото 2) были получены следующие результаты. Описывая внешность изображенной на портрете женщины, оценку физической привлекательность дали лишь 9 человек (38%). И все они дали негативную оценку: «не красивая», «страшненькая», «немного страшненькая», «не очень красивая», «страшная», «ужас», «грубое лицо». Остальные полученные характеристики можно разделить на три группы: 1) о нездоровом внешнем виде («красные пятная на лице», «она больна», «не здорова», «у этого человека оспа», «в прыщах»); 2) оценка настроения («грустная», «не улыбается», «не веселая», «усталая»); 3) яркие детали внешности («красная рубашка», «чёрный пиджак», «короткие волосы», «русые волосы», «морщинистое лицо», «длинная шея», «любит одеваться не модно»); 4) описывая внешность, дали оценку характера («сердитая», «напряженная», «строгая», «умеет сдерживать свои эмоции», «злая»).
Проанализировав черты характера, которыми наделили женщину на портрете, можно говорить о том, что здесь мнения детей разошлись (График 2). Причем диаметрально противоположные черты отмечались как у разных детей, так и в рамках одного описания. Двенадцать детей отметили (50%) только непривлекательные черты: «злая», «мало воспитанная», «вредная», «самовлюбленная», «недобродушная», «капризная». Трое детей (13%) указали противоположные суждения: «добрая, может рассердиться», «злюка, хорошая, весёлая», «доброта, невежливость», Положительные характеристики встретились в анкетах 2 испытуемых (8%): «умная», «добрая», «неплохая, добродушная». Остальные оценки носили либо нейтральный характер» - «музыкантка», «учёная» (8 % ответивших), либо являлись оценками эмоционального состояния (21%): «грустная», «печальная», «невеселая», «психическая».
График 2. Распределение ответов испытуемых при оценке характера человека, изображенного на «непривлекательном» портрете
Можно предположить, что такие противоречивые результаты были получены, потому что всех детей по восприятию данного портрета можно условно разделить на две группы: 1) на тех, у кого сработал стереотип физической привлекательности («она некрасива, поэтому и характер у нее неважный») и 2) на тех, кто оценил портрет как непривлекательный, но объяснил это, например, болезнью (или еще какой-то внешней причиной).
Итак, можно заключить, что у младших школьником при формировании первого впечатления имеет место стереотип физической привлекательности. И в большей степени он имеет влияние, когда дети оценивают физически привлекательных людей, нежели физически непривлекательных. Когда они сталкиваются с красивым человеком, то наделяют его и привлекательными чертами. При этом оценочное суждение относительно самой внешности, может и отсутствовать. На формирование первого впечатления о непривлекательном человеке стереотип имеет место быть, но здесь также оказывают влияние и ситуационные факторы, и прошлый опыт воспринимающего.
Выбирая красивую одежду и нанося макияж, укладывая прическу и делая пластические операции, мы стремимся стать красивее, а значит, более успешными и уверенными в себе. Но на самом ли деле красивые люди обладают столь прекрасным характером? Или прав был Лев Толстой, когда написал, что «странное заблуждение думать … будто красота есть добро»? Сила влияния стереотипа физической привлекательности действительно велика на стадии формирования первого впечатления – до того времени, пока мы не успели познакомиться с человеком поближе, узнать его лучше. Как говорится во всем известной пословице: «Встречаем по одежке, провожаем по уму». При более частом общении с человеком влияние стереотипа уменьшается, начинаем видеть не только положительные, но и отрицательные стороны характера [1;2;7].
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нём?» -
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нём плохого?»
Расул Гамзатов
Каждый человек в процессе общения с другими людьми накапливает все больше и больше связей между особенностями внешнего облика и стоящими за ними личными качествами. В первой главе, мы показали, как характеристика внешности (физическая привлекательность) влияет на дальнейшую оценку личностных качеств. В этой главе мы хотим рассмотреть обратный механизм – предварительная оценка человека (как «плохого» или «хорошего») в дальнейшем влияет на то, какие особенности внешности в нем будут отмечены. Так, например, «плохих» по нашему мнению людей мы наделяем отрицательными чертами и ищем в его внешности особенности, подтверждающие наше представление. А.А. Бодалёвым был проведен известный эксперимент, посвященный роли установки в формировании первого впечатления. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный учёный. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли. А выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д. Это исследование проводилось на взрослых людях. Мы же в своей работе захотели проверить, будет ли работать данный механизм при восприятии незнакомого человека младшими школьниками, когда еще не сформировано представление об окружающем мире [1;4].
Процедура эксперимента. У нас было две группы испытуемых по 12 человек в каждой (дети в возрасте 9-10 лет). Каждой группе на 15 секунд показывали одну и ту же фотографию человека (фото 3).
Фото 3. Портрет «учёного» и «преступника»
Первой группе перед показом давалась инструкция: «Сейчас вам покажут фотографию учёного, который совершил много открытий в области физики». После того, как фото сворачивали, детей просили письменно описать внешность человека на фотографии. Вторую группу просили сделать то же самое, но перед показом той же самой фотографии говорили: «Сейчас вам покажут фотографию преступника, который совершил много жестоких преступлений».
Результаты эксперимента. Планируя эксперимент, мы предполагали, что: 1) расхождений в результатах с оригинальным экспериментом А. А. Бодалева не будет («преступнику» будут приписаны отрицательные характеристики, а «учёному» положительны»); 2) в отличие от взрослых, дети будут меньше находить подтверждающих своей оценке черт внешности (например, «большой лоб говорит о большом уме»).
Из 12 человек, оценивающих фотографию преступника, только трое (25%) дали оценочную характеристику (График 3). Во всех случая она была негативная: «злой», «жестокий», «загадочный, опытный, злой». В остальных анкетах были нейтральные описания деталей внешнего облика: «лысый», «в пиджаке», «с галстуком», «очки», «пожилой», «худой», «бритый», «белая рубашка».
График 3. Оценка внешности портрета «преступника»
Портрету «учёного» большинство детей, а именно 9 человек (75%), дали положительные оценки: «умный», «мудрый», «серьезный», «известный», «важный», «изобретательный», «умелый» (График 4). В каждой анкете встречались описания деталей внешности, которые не отличались от первой группы.
График 4. Оценка внешности портрета «учёного»
Итак, наша гипотеза подтвердилась. Установка влияет на описание внешности. Особенно наглядно это было показано на примере портрета «учёного». При описании портрета «преступника» влияние установки было менее выражено, но и противоречащих гипотезе результатов не было выявлено. Это можно объяснить небольшой выборкой испытуемых (мало задействованных в эксперименте человек). Кроме того, как в первой, так и во второй группе, детьми вообще не были указаны детали внешности, подтверждающие ее оценку (например, «высокий лоб – свидетельство большого ума» или «поджатые губы – свидетельство скрытой агрессии»). Как это объясняется рядом ученых, в отличие от взрослых, у детей в таком возрасте еще недостаточно накоплен багаж стереотипных суждений [8].
Людям достаточно всего несколько секунд, чтобы произвести впечатление, а потом могут потребоваться годы, чтобы бороться с ним, если это впечатление оказалось негативным. Итак, формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое впечатление о нем – это сложный психологический процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности личности человека, которая является объектом познания (в нашей работе – физическая привлекательность), но и личностные качества познающего, воспринимающего человека (в нашей работе – установка, стереотип физической привлекательности, привычное отношение к людям). В нашей работе обе гипотезы подтвердились. Действительно, на младших школьников на этапе формирования первого впечатления сильное влияние оказывает стереотип физической привлекательности («что красиво – то хорошо»). Причем, как оказалось, в большей степени он проявляет себя, когда дети оценивают физически привлекательных людей, нежели физически непривлекательных. Также мы подтвердили, что установка воспринимающего влияет на формирование первого впечатления о другом человеке.
В конце хотелось бы отметить, что очень часто первое впечатление зачастую основано на нашей интуиции. Мы судим и анализируем исходя из наших представлений и принципов. Разумнее всего предоставлять человеку, каким бы он не показался на первый взгляд второй шанс. Каждое следующее впечатление придаст нам уверенности в формировании мнения о человеке. Таким образом, мы сможем избежать ошибок при восприятии людей.
Зимняя сказка
Золотая хохлома
Дымковский петушок
Мать-и-мачеха
Северное сияние