Работа на областную краеведческую конференцию. 202015-2016 учебный год.
Вложение | Размер |
---|---|
nadev_soldatskie_shineli_na_front_ushli_uchitelya.docx | 48.78 КБ |
foto_s_oblastnoy_koferentsii.docx | 232.02 КБ |
XI областной конкурс по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди»
Секция «Военная история»
«Надев солдатские шинели, на фронт ушли учителя»
Работу выполнила:
Машина Надежда Сергеевна
Дата рождения: 17 октября 2000 года
Место учебы:
9 класс МБОУ Морозово-Борковская СОШ
Сапожковского муниципального района
Адрес: 391950
село Морозовы-Борки Сапожковского района
Рязанской области, тел. 2-52-42
Паспорт: 6114 872800,
выдан ТП в Р. П. Сапожок МО УФМС
России по Рязанской области в городе
Ряжске, 30.10.2014г.
Руководители:
Черкасова Нина Федоровна, учитель химии, заместитель директора по УВР МБОУ Морозово-Борковская СОШ Сапожковского муниципального района; 391950 с. Морозовы-Борки, Сапожковский район, Рязанская область; 8(49152)2-52-35
2015 год
Оглавление.
Поисково-исследовательскую работу я посветила учителям нашей школы – участникам Великой Отечественной войны.
Около 10 лет существует школьный музей, где учителями и школьниками собран интересный материал об истории школы и ее выпускниках, о прошлом и настоящем села Морозовы-Борки, и, конечно, представлена экспозиция о Великой Отечественной войне – альбомы, стенды. Приложение 1. Имеющаяся небольшая информация об участниках войны нашего села подтолкнула нас в год 70-летия Победы на работу по расширению экспозиции военной тематики. Принято решение - в соседнем с музеем помещении создать Зал Боевой Славы.
Мне было поручено ответственное задание: провести поисковую работу об учителях Морозово-Борковской школы – участниках Великой Отечественной войны. Считаю, что тема моей поисковый работы достаточна актуальна. Ведь в музейном альбоме перечислены только фамилии, юбилейные награды, отдельные фотографии учителей, ушедших на фронт. Остается все меньше живых свидетелей, которые могут рассказать об учителях школы, защищавших независимость нашей Родины.
Поэтому я перед собой поставила цель: собрать как можно больше информации об учителях Морозово-Борковской школы – ветеранах ВОВ 2041-2045гг..
Поставленная цель требовала решения следующих задач:
1. Выяснить на каких фронтах, в каких родах войск служили наши учителя.
2. Узнать о ратных подвигах учителей-фронтовиков.
3. Дополнить имеющийся архив фотографиями учителей.
4. Собрать информацию об их боевых наградах.
5. Узнать судьбу каждого учителя-ветерана в послевоенные годы.
6. Подготовить материал для оформления экспозиции в Зале Боевой Славы, для проведения экскурсии.
Работа состоит из введения, основной части, практического использования полученных результатов, заключения, списка источников и используемой литературы, приложения, опросников.
Справиться с поставленными задачами непросто. Ветеранов рядом с нами не осталось, два года назад мы простились с последним из них – Леженкиным Николаем Александровичем. Именно он был в последнее время постоянным гостем школы на уроках мужества. И мы любили посещать его уютный домик возле школы: послушать рассказы, попить чай с липовым медом и, конечно, помочь по хозяйству (часто это делали вместе со студентами – членами отряда «Звездный» из радиотехнической академии) Приложение 2 и 3.
Пути и методы, которые я использовала при выполнении работы: изучение имеющейся литературы, периодической печати и документальные источники в архиве школьного музея, опрос выпускников и учителей школы, обращение к Интернету.
На первом этапе своей поисковой работы за информацией я обратилась к родственникам учителей. И они откликнулись. Нина Николаевна – дочь Николая Александровича Леженкина для музея передала подлинники многих документов. Большой материал получен от дочери Сергея Васильевича Аношина – долгие годы возглавлявшего Морозово-Борковскую школу. Татьяна Сергеевна Анисяева помогла с военными фотографиями своего отца Сергея Ивановича. Приложение 4 и 5.
Учителя, работающие сейчас в школе, многие из которых ее выпускники, помогли встретиться с детьми учителей-ветеранов и сами рассказали о работе учителей-ветеранов в послевоенные годы.
Но многие родственники уже не проживают в нашем селе, с ними утеряна связь. Поэтому я решила свой поиск продолжить, используя Интернет-ресурсы. Большую помощь мне оказал сайты «Подвиг народа».
С чувством гордости за свой край, своих земляков я открывала новые страницы военной биографии учителей-фронтовиков. Найденная информация заставляла меня, моих одноклассников, педагогов школы (они были первыми моими слушателями) пережить военное лихолетье. Проведенный анализ архивных документов школьного музея, поиск фотографий дополнили информацию по теме, помогли смоделировать презентацию, обобщить материал, оформить экспозиции и подготовить материал для экскурсии.
2.1. Боевой путь учителей-фронтовиков.
Приглашаю на экскурсию в Зал Боевой Славы, может быть и на «поля военных действий, где сражались воины-учителя».
Начну свой рассказ о Головой Александре Григорьевне. Приложение 6. Я помню, как еще учась в начальной школе, мы не раз были в гостях на первый взгляд строгой и немногословной старой учительницы. Как не упрашивали ее, но Александра Григорьевна с неохотой рассказывала о своей службе в армии, а все больше вспоминала своих учениках, например Татьяну Федоровну (сейчас преподает физику и математику), радовалась их успехами и угощала нас яблоками из своего сада. Сейчас я понимаю, как тяжело было вспоминать ей о войне. Из Интернет-ресурсов узнала, что на фронте Александра Григорьевна с 4 июля 1941 года. Приложение 7. Служила в 518 Краснознаменном стрелковом полку 129 стрелковой дивизии Северо-Западного фронта; Брянского фронта. Медсестра. Как написано в наградном листе «Все время, находясь на санитарном батальонном пункте в любое время дня и ночи, рискуя жизнью, самоотверженно работала по оказанию первой медицинской помощи раненым бойцам и командирам. Дважды была ранена, но поста своего не оставляла. Во время жарких боев выходила на поле боя, руководила санитарами и лично вынесла более 40 раненых бойцов и командиров»[1].
За боевые подвиги награждена 2 декабря 1942 года медалью «За боевые заслуги» (Санинструктор. Северо-западный фронт); 25 июля 1943 года медалью «За отвагу» (Старшина. Брянский фронт); 12 мая 1944 года орденом «Красной звезды» (старшина медицинской службы).
Документы семейного архива Аношиных и Интернет-ресурсы[2] помогли восстановить боевой путь Сергея Васильевича Аношина. Приложение 8. В вооруженных силах с июля 1941 года. Радист. За боевые заслуги по поддержанию в тяжелых боях под Смоленском 8 августа 1942 года награжден медалью «За боевые заслуги». Старшина работает начальником радиостанции Р.Б. Его вторая награда – «Орден Красной Звезды». Участвовал в боях по освобождению города Орши. «При форсировании реки Днепр обеспечивал командира дивизии бесперебойной и четкой связью, что дало возможность командиру дивизии иметь бесперебойную связь с полком и соседями, что способствовало успеху дивизии по форсированию Днепра и освобождению Орши»2 - запись из приказа по награждению Орденом Отечественной войны II степени.
Информация об Анисяеве Сергее Ивановиче взята из военного билета (предоставлен дочерью Сергея Ивановича) и сайта «Подвиг народа»2: С апреля 1942 года на фронте работает телеграфистом, обеспечивая четкую связь на военных аэродромах на разных участках боевых действий. В ночь с 21 на 22 апреля 1944 года на аэродроме под Великим Луком вражеской бомбой был разрушен узел связи. Сергей Иванович был тяжело ранен. Награда «Орден Красной Звезды». Приложение 9.
Трифонов Александр Максимович в Красной Армии с 1 февраля 1940 года по 13 февраля 1943 года. На фронте по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками почти с первых дней войны - с 25 июня 1941 года. Командир танка Т - 34 двадцать пятого Механизированного корпуса Западного Фронта. 25 августа 1942 года после тяжелого ранения ампутирована правая нога. Награда: «Орден Красной Звезды». Все данные - с сайта «Подвиг народа»[3], родственники переехали из нашего села, связь с ними потеряна. Приложение 10.
Дети Алексея Макаровича Проказникова, проживающие в селе Морозовы-Борки, не смогли помочь в сборе информации, не имеют никаких сведений. А поиски в Интернете[4] с его внучкой – Евгенией, ученицей 10 класса нашей школы, увенчались успехом. В рядах Красной Армии с 1942 года. Служил в 29 железнодорожной бригаде водителем автомобиля по перевозке различного груза. За четко выполнение заданий по перевозке грузов в сложной боевой обстановке Проказников А. М. награжден Медалью «За боевые заслуги». Приложение 11.
Леженкин Николай Александрович
Шёл сентябрь 1940 года. В то время Николай Александрович был курсантом Рязанского пехотного училища. Предвидеть надвигающуюся угрозу, конечно, не могли. Курсанты были тогда практически оторваны от окружающего мира и не предвидели того, что их уже готовили к предстоящей схватке с фашистами. И вот 22 июня гроза эта грянула. В октябре из числа наиболее подготовленных курсантов была сформирована группа, в которую попал и Николай Александрович, для отправки в Москву на краткосрочные курсы переводчиков. Рязанцев, прикомандировали тогда к представителям Московского пехотного училища, а несколько дней позже — к военному институту иностранных языков. Ближе к осени институт были эвакуирован водным путём в небольшой город Ставрополья на Волге, ныне город Тольятти. И там продолжалось обучение. Изучали в основном военную терминологию и топографию. Словом, обретали навыки понимания разговорного немецкого языка.
В марте 1942 года курсантов начали отправлять небольшими группами в воинские части, действующие непосредственно на фронтах. Группа, в составе которой был Николай Александрович, в том же месяце вернулась в Москву, в Москву уже более грозную. В одной из комнат Кремля им вручили военные билеты, в которых было указано, что присвоены воинские звания «лейтенант» с квалификацией военного переводчика.
Затем - третий воздушно-десантный корпус, дислоцированный в г. Ессентуки, переименованный в апреле-мае корпус в 33-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая воевала потом под Сталинградом. Николай Александрович руководил разведвзводом. Помогая солдату, который не умел плавать, преодолеть реку, оказались вместе с ним в плену. Приложение 12.
Самое страшное - было потом, когда вернулся Николай Александрович домой. Родина встретила своих измученных войной сыновей тяжёлым, настороженным молчанием.... Но не сломился бывший солдат, хотя многие смотрели на него косо. Источник информации – автобиография, написанная рукой Николая Александровича (подарена из семейного архива школьному музею), архивные материалы музея, записи встреч с учащимися школы, материал реферата Харьковой Анастасии «Никто не забыт, ничто не забыто»[5].
Ученики Ермакова Василия Кузьмича вспоминают его рассказы на уроках истории о летной службе на фронтах ВОВ. Приложение 13.Не удалось найти подробную информацию еще о двух ветеранах: Власове Иване Васильевиче и о Пузанове Василие Матвеевиче. Приложение 14 и 15.
На фронтах войны рядом с учителями защищали Родину и выпускники школы. Приведу всего один пример. Климанов И. К., Герой Советского Союза.
Слова из письма Климанова «Мы свято бережем традиции наших отцов и старших братьев, воспитываемся так, чтобы множить трудовую славу любимой Родины, стать достойными защитниками завоеваний наших предков»[6] подчеркивают значимость педагогов в воспитании своих подопечных.
Эти строчки можно отнести к нашим учителям – участникам ВОВ.
«Ваша молодость была не длинной,
Покрывалась ранней сединой.
Вашу молодость рвало на минах,
Заливало талою водой».
2.2. Работа в послевоенные годы.
Учителя, сняв солдатские шинели, стали у школьной доски и с честью продолжали выполнять свой долг перед Родиной – учили и воспитывали детей. Это не высокие слова. Работать учителем, это тоже защищать Родину. Какими вырастут ученики, зависит во многом от педагога. У Морозово-Борковских ребятишек в 50-80 годы были замечательные наставники. Они у школьной доски, на УОУ постарались, чтобы молодость наших родителей и нас была без седин, была счастливой и длинной. У них это получилось. Об этом говорят воспоминания выпускников школы о своих учителях.
Аношин Сергей Васильевич. С 19 года по 19 был директором Морозово-Борковской школы. В завершении трудовой деятельности преподавал физику Приложение16, но по воспоминаниям Серегиной Антонины Алексеевны в душе был лирик, прекрасно знал литературу, по отечески любил детей[7]. Может быть, поэтому среди выпускников школы так много поэтов, сборники стихов которых украшают наш музей. Стихи о природе, Родине, о родном селе, земляках. Приложение 17. По указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 марта 1953 года в числе других учителей района звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» удостоен Аношин Сергей Васильевич)[8]
Леженкин Николай Александрович и Захаров Петр Михайлович - учителя немецкого языка, Николай Александрович несколько лет возглавлял методическую работу, был завучем по учебной работе. Морозово-Борковская средняя школа располагает учебно-опытном участком площадью более 1 гектара. Важнейшими отделами участка являлся плодовый сад и плодово-ягодный питомник. Сад служил базой для ознакомления учащихся с сортовым составом плодовых растений, их морфологическими и биологическими особенностями, а также для формирования умений и навыков по выращиванию плодово-ягодных культур и выведению новых сортов. На опытном поле пришкольного участка проводилась большая опытническая работа. И в постановке этого вопроса учителя немецкого языка с учителем химии Трифоновым Александром Максимовичем проявила себя как великолепные организаторы. Приложение 18. Немногие школы могли поделиться таким богатым опытом по обеспечению столь квалифицированного руководства со стороны ученых и специалистов сельского хозяйства. А связи Морозово-Борковской школы были обширны. Приложение 19. Проводились интересные опыты по сортоизучению кукурузы, по выведению новых сортов плодово-ягодных культур (методы И. В. Мичурина); работала целая лаборатория по изучению состава и свойств почвы. Убеждения учащихся реализовались и подтверждались их практическими делами. Особую значимость в решении этих задач было участие сельских школьников в общественно-полезном, производительном труде, одним из важнейших звеньев которого являлась ученическая производственная бригада[9]. За успешную организацию работы ученической производственной бригады и хорошие показатели во Всероссийском смотре, школа неоднократно отмечалась почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР и Министерства сельского хозяйства РСФСР[10]. Успехи ученической бригады, продукция их полей, а также результаты труда юннатов на пришкольном участке были экспонированы на Выставке достижений народного хозяйства. Приложение 20. Лучшие учащиеся школы стали ее участниками и победителями. Учащиеся во главе с учителями принимали участие в озеленении села, посадке плодово-ягодных культур на колхозных полях. Педагоги школы сеяли семена знаний и добра и получили дружные всходы. Многие их выпускники нашли свое рабочее место в агропромышленном комплексе, получив сельскохозяйственные специальности[11].
Учителя истории Ермаков Василий Кузьмич и Власов Иван Васильевич, зная историю не по учебникам, учили своих учеников-непосед любить Родину, понимать историю, «отправлялись» с ними в исторические походы по родному краю.
Проказников Алексей Макарович - учитель трудового обучения научил ни одно поколение деревенских мальчишек мастерить, любить трудиться на земле. Приложение 21.
Отклики выпускников школы о своих наставниках найдены на пожелтевших страницах районной и областной газетах, в их письмах. Приложении 22.
Собранный мною материал представлен на стендах в Зале Боевой Славы «Сергей Васильевич Аношин. Воин. Учитель. Наставник», «Они защищали Родину. Учителя-фронтовики» и «У войны не женское лицо». Приложение 23.
Кто-то скажет, что не так и много собрано информации. Но я уверена, наша экспозиция в Зале Боевой Славы, оформленная на материалах моих исследований, не оставит равнодушными нынешних и будущих учеников школы. Она им очень нужна. Это история Родины, нашего села. Я видела их любопытный и понимающий взгляд во время экскурсий в Зале Боевой Славы, сияющие и трепетные улыбки на Параде Победителей 9 мая, когда они в руках держали портреты ветеранов, в том числе учителей. Приложение 24. Поэтому стоило мне потрудиться. Хочется продолжить начатую работу, найти новые данные.
Передо мной лежит список учителей, ушедших на фронт, о которых нет пока никакой информации. Поиск продолжается. Продолжить его обязывает письмо выпускника 1966 года Сычева М. к 100 юбилею школы «…Учитель – так звучит красиво: Мы помним каждого из Вас. И помнить будем, пока живы. Ведь в люди вывели Вы нас…»[12]
Вместе мы делаем важное и нужное дело - сохраняем память об истории, чтобы страшное военное лихолетье не повторилось. Ради мира, ради жизни!
Список источников и литературы.
[1]Интернет ресурсы: http://podvignaroda.mil.ru
[2] Интернет ресурсы: http://podvignaroda.mil.ru
[3] Интернет ресурсы: http://podvignaroda.mil.ru
[4] Интернет ресурсы: http://podvignaroda.mil.ru
[5] Архивные данные музея МБОУ Морозово-Борковская СОШ Сапожковского муниципального района, папка № 5
[6] Сонин Н. Приокская правда. 18.03.1967
[7] Сапожковские вести. №10 (10277) 14.03.2012
[8] Кузнецов И. А., Сапожковский край: время, события, люди. Историко-краеведческие очерки. Рязань: Русское слово,2003 С. 490
[9] Сапожковские вести. № 14 (10282), 13.04.2012
[10] Архивные данные музея МБОУ Морозово-Борковская СОШ Сапожковского муниципального района, папка № 9.
[11] Сапожковские вести. №17 (10285), 4.05.2012
[12] Архивные данные музея МБОУ Морозово-Борковская СОШ Сапожковского муниципального района, папка № 9.
Областной конкурс по краеведению.
21 января 2016 года
Именинный пирог
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Рисуем "Осенний дождь"
Простые новогодние шары из бумаги
Проказы старухи-зимы