Данное лингвистическое сочинение было написано на региональный конкурс "С любовью- о русском языке" ученицей 9 класса Синецкой Елизаветой. Этот материал может быть использован на уроках русского языка в 8-9 классах при работе над этапами написания лингвистического сочинения о русском языке по цитате в качестве образца. Работа состоит из трех частей.Самым удачным является вступление.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_o_pushkine.docx | 23.93 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Правохавская средняя общеобразовательная школа»
Верхнехавского района
Воронежской области
Выполнила:
ученица IX класса
Синецкая Елизавета Петровна
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Сорокина Татьяна Александровна
С. Правая Хава
Верхнехавского района
Воронежской области
2017
Свое рассуждение я хотела бы начать с первого фильма мультипликационной трилогии о Пушкине.
…На белом полотне киноэкрана невидимая рука торопливо, словно догоняя ускользающую мысль, быстро пишет строку за строкой. Написанное перечеркивается, поправляется, вновь и вновь зачеркивания, а над ними и рядом появляются новые слова, новые строки. Перо мы не видим. Оно угадывается, воссоздается воображением, как и изящная рука, которая держит его.
На миг, кажется, всего на единый трудноуловимый миг перо замирает. Вдруг - быстрые росчерки, петли. Завитки. Родился рисунок. Птица удивительной красоты, с ажурным, как бы вздрагивающим от дуновения ветра оперением. Она с усилием взмахивает крыльями, отрывается от листа, на котором только что родилась, и – взмывает. Птица парит над рукописями, летит над разбросанными листами, испещренными строчками стихов. Летит- легкая, никому не подвластная, как вольное воображение, как само творчество.
Наверное, вы догадались, что это рисунки и стихи великого Пушкина, который вечен и современен. Он самый великий среди всех русских поэтов. Каждая его фраза совершенна, отшлифована, как драгоценный камень, необычайно певуча и поистине прекрасна. “Сокровище”,- так сказал о прозе Пушкина Л. Н. Толстой.
В чем же его секрет ? Мы вправе задать себе вопрос: почему именно Пушкину выпала высокая честь справедливо называться подлинным основоположником современного русского литературного языка? В самом деле, почему до Пушкина русская литература представляет собой, по известному выражению, «эпоху великого молчания», в ней отсутствуют имена, подобные Данте или Шекспиру? И почему после Пушкина появляются десятки выдающихся литераторов, во всех мыслимых жанрах и стилях? Что это – странное совпадение или же Пушкину действительно удалось открыть какие-то таинственные шлюзы?
Я хотела бы обосновать своё суждение. Дело в том, что литература теснейшим образом связана с таким явлением народной жизни, как язык. Это и есть тот инструмент, при помощи которого, по меткому выражению Кьеркегора, «вздохи и стоны страдающей души преобразуются в прекрасную музыку». Таким-то языком, пластичным и гибким, содержащим в себе огромный изобразительный потенциал, поистине «великим и могучим», из которого произросла затем вся русская литература, и был язык Пушкина.
Пушкин теснейшим образом сблизил народно-разговорный и литературный язык, положив в основу различных стилей литературной речи язык народа. Это имело огромное значение для развития общенародного языка.
Высоко оценил поэта Николай I, который после продолжительной аудиенции назвал Александра Сергеевича умнейшим человеком России. Эту же мысль отразила и Марина Цветаева в стихотворении «Поэт и царь»:
Кого это так - точно воры вора
Пристреленного - выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора -
Умнейшего мужа России.
А.С. Пушкин был выразителем наиболее передового, революционного мировоззрения современной ему эпохи. Он по праву признавался «властителем дум» первого поколения русских революционеров – декабристов.
В 30-е годы XX века было принято постановление, в котором говорилось, что Пушкин - «великий русский поэт, создатель русского литературного языка и родоначальник новой русской литературы»- обогатил человечество бессмертными литературными творениями.
Академик В.В. Виноградов отмечал, что «в языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего расцвета, но и нашла решительное преобразование. По словам Н.Н.Скатова, «…Пушкин остаётся первым и вечным учителем всякого говорящего и пишущего на русском языке...”.
Пушкин охватил своим гением все сферы русского народа, все его общественные слои: от крестьянства до высшего света, от деревенской избы до царского дворца. В его произведениях отражены все исторические эпохи: от древней Ассирии и Египта до современных ему Соединённых Штатов Америки, от Гостомысла до дней его собственной жизни.
Пушкин сделал для своего языка то же, что и Данте для итальянского, Шекспир - для английского, а Низами - для узбекского. Он как бы говорит своим потомкам: « Смотрите, какие прекрасные вещи можно создавать при помощи нашего языка».
Итак, Пушкин теснейшим образом сблизил народно-разговорный и литературный язык, положив в основу различных стилей литературной речи язык народа.
Пушкин навсегда стер в русском литературном языке условные границы между классическими тремя стилями. Эта великая историческая заслуга Пушкина перед русским языком была правильно оценена уже его современниками. Так, при жизни великого русского поэта, в 1834 г., Н. В. Гоголь, писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство». Еще яснее значение Пушкина как основоположника современного русского литературного языка было осознано писателями последующей эпохи. И. С. Тургенев сказал в своей речи на открытии памятника Пушкину в 1880 г.: «...Нет сомнения, что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением».
Эти слова не потеряли своей силы и в наши дни, через сто лет после того, как они были сказаны: в наши дни русский литературный язык продолжает развиваться в русле пушкинских прогрессивных традиций.
Его произведения совершенны, они –-- “священный дар”, “бессмертный гений”, который может самого тебя заставить взлететь над “нуждами низкой жизни”, войти в узкий круг “избранных, счастливцев”.
Голубая лягушка
Весёлые польки для детей
Колумбово яйцо
«Течет река Волга»
Ветер и Солнце