Он все взвешивал, обдумывал и проверял, чтобы не мучить детей и чтобы дать им те знания, который должен передать молодому поколению взрослый знающий человек
Вложение | Размер |
---|---|
arifmetika_lva_tolstogo_1.pptx | 110.42 КБ |
Слайд 1
Арифметика Льва Толстого «Он все взвешивал, обдумывал и проверял, чтобы не мучить детей и чтобы дать им те знания, который должен передать молодому поколению взрослый знающий человек»Слайд 2
Значительное место занимает математика в жизни, произведениях и практической деятельности гениального русского писателя Л.Н. Толстого. Он размышлял над понятием числа, мнимой единицы, бесконечно больших и бесконечно малых. Прочитав роман о женщине - математике из Александрии " Гипатия ", рекомендовал переиздать его на русском языке. Он проявлял интерес к выдающимся русским математикам Н.И.Лобачевскому и С.В. Ковалевской. Как известно, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой организовал в своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней. Проанализировав преподавание математики в школах, великий мастер слова подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Методические искания привели Толстого к правильному выводу: "Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении". Им был написан учебник "Арифметика" в двух частях с указаниями для учителя.
Слайд 3
Автор «Горе от ума» Грибоедов не стал математиком, хотя в Московском университете учился на трех факультетах, в том числе на физико-математическом. В 1826 г. он просил прислать ему учебник по дифференциальному исчислению. Гоголь в 1827 г. выписал "Ручную математическую энциклопедию" Перевощикова. Также Н.В.Гоголь сочинил «Задачи сумасшедшего математика»
Слайд 4
В 1848 году Л.Н. Толстой начал свою педагогическую деятельность в Ясной Поляне "только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретовых, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе". Проанализировав преподавание математики в школах, великий мастер слова подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Методические искания привели Толстого к правильному выводу: "Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении". Им был написан учебник "Арифметика" в двух частях с указаниями для учителя. «Арифметика» Толстого резко отличалась по своему содержанию не только от учебников арифметики своего времени, но и от учебников арифметики последующих десятилетий . « Арифметика» содержит две части: «Целые числа» и «Дроби». Часть I имеет разделы: «Счисление», «Сложение и вычитание», «Умножение и деление». Часть II содержит разделы: «Десятичные дроби. Разные счисления», «Переименование дробей», «Четыре действия над простыми дробями» Л.Толстой составил таблицу четырех счислений, в которой содержится название чисел, их запись в славянском, римском, арабском счислении, а также, как откладывается каждое из чисел на русских счетах.
Слайд 5
Таблица четырех счислений • В таблице содержится название чисел, их запись в славянском, римском, арабском счислении, а также, как откладывается каждое из чисел на русских счетах
Слайд 6
В своём уезде он занялся школьным делом Предметом особого увлечения Л.Н.Толстого были занимательные задачи или задачи с неожиданными, нестандартными решениями и результатами. Писатель с интересом собирал такие задачи, знал их очень много и всегда с удовольствием предлагал их членам семьи, знакомым, гостям. Задача "Фальшивые деньги".(« Арифметика» Л.Н.Толстой) Покупатель выбрал в магазине шапку стоимостью в 10 рублей и дал продавцу 25-рублёвку. У него не оказалось сдачи и он послал полученную 25-рублёвку для размена в соседнюю лавку. Покупатель получил шапку и 15 рублей сдачи. Когда покупатель ушёл, пришёл сосед купца, который сказал, что 25-рублёвка фальшивая. Первый купец вернул соседу 25 рублей. Сколько хозяин магазина понёс в этом деле убытку? Задача "Коровы" . («Арифметика» Л.Н.Толстой) Трава на лугу растет одинаково густо и быстро. 70 коров могут поесть ее за 24 дня, а 30 коров – за 60 дней. Сколько коров поели бы всю траву за 96 дней?
Слайд 7
«У меня есть целый мир знаний математических, естественных, языка и поэзии, передать которые у меня недостаёт времени»-говорил Л.Толстой .
Слайд 8
К математике писатель часто обращался в своих произведениях, дневнике, записных книжках, беседах с близкими. Математические понятия Л.Н.Толстой использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине. Вот некоторые из них: - "Все люди так же равны: как равны прямые углы при всем видимом различии". - "Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству". В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л.Н.Толстой говорил: "У этого человека слишком велик знаменатель". - "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений".
Слайд 9
«Арифметика» Толстого резко отличалась по своему содержанию не только от учебников арифметики своего времени, но и от учебников арифметики последующих десятилетий. • Издав свою арифметику, Толстой показал, как и чему, по его мнению, надо учить детей в школе на уроках по этому предмету
Слайд 10
Сразу после введения даются упражнения. Ко многим из них приводятся пояснения и картинки, показывающие результат. В учебнике Л.Толстого объясняется и о решении задач , сложении и вычитании, о б умножении и делении.
Слайд 11
Часть II « Дроби» • Рекомендуемая Л.Н. Толстым методика изучения десятичных дробей до обыкновенных, по существу, мало отличается от той , которая принята в нашей современной школе
Слайд 12
Идеи Л.Н.Толстого. разрабатываются и в наше время Л.Н. Толстой впервые провел методический эксперимент и привлек внимание общества к проблеме: чему и как учить детей в начальной школе
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Северное сияние
Ветер и Солнце
Рисуют дети водопад
Чайковский П.И. "Детский альбом"