ИСТОРИЯ СЕЛА ТОЛСТЫЕ
Вложение | Размер |
---|---|
s_chego_nachinaetsya_rodina_proekt.docx | 30.8 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Петровская средняя общеобразовательная школа»
ИСТОРИЯ СЕЛА ТОЛСТЫЕ
С чего начинается Родина
проект
выполнил: Агапов Фёдор,
учащийся 4 класса
руководитель: Туманова Г.С.,
учитель начальных классов
с. Петрово - 2013
Оглавление
Введение …………………………………………………….. стр. 3
Основная часть…………………………………………….…. стр. 4
Источники……………………………………………….…. стр. 4
Происхождение села Толстые……………………….…… стр. 5
Духовная жизнь села Толстые……………………….…… стр. 6
Толстые в годы Великой Отечественной войны…….….. стр. 10
Толстые в послевоенные годы и настоящее время….….. стр. 12
Заключение……………………………………………….….. стр. 13
Использованная литература…………………………….…... стр. 14
Приложения…………………………………………….……. стр. 15-19
Введение
В деревню Толстые Серебряно-Прудского района Московской области я переехал из Москвы со своими родителями летом 2006 г., когда мне было три с половиной года. С тех пор мы живём здесь постоянно. Это – родина моих прабабушек и прадедушек по отцовской линии.
Когда я впервые попал сюда, я был поражён бескрайними далями, открывавшимися из окна: поля, перелески, речка Осётр, петляющая среди деревьев. Как непривычно и не похоже на тесный московский двор, вечно заполненный автомобилями! Постепенно я привык к окружающей меня природе и полюбил её. А ещё я полюбил слушать рассказы бабушки о днях её молодости в селе Толстые. В них причудливо сплеталась быль и местные поверья: «вот здесь стояла барская усадьба, а ниже по течению – мельница, а на горе жил колдун…». Я рос, а вместе со мною росла и моя любовь к этому краю. Но также росли и вопросы: Что в рассказах – правда, а что – вымысел? Кем были мои предки, жившие здесь? О чём говорят находки на месте, где сейчас находится наша деревня? Откуда вообще взялось название Толстые? Поэтому я решил проследить историю села Толстые от древности до наших дней.
Целью моей работы является изучение истории села. Особое внимание я решил обратить на:
Для этого я предполагал исследовать различные научные источники: книги, статьи, материалы, размещённые в сети Интернет; изучить натурные материалы. Сравнить их с воспоминаниями жителей села Толстые.
Методами моего исследования стали:
Основная часть
1. Источники
Наиболее полно и доступно история села Толстые изложена в книге Алексея Ивановича Волкова «Край Серебряно-Прудский». В ней автор ссылается на различные источники: сборник Писцовые книги Московского государства, архив газеты Тульские епархиальные ведомости, работы различных авторов конца XIX века. Информация, найденная мною в сети Интернет, в основном перекликается с данными, приводимыми А.И. Волковым.
Источниками воспоминаний очевидцев послужили рассказы моей бабушки, Жмельковой Александры Павловны, 1916 года рождения, уроженки села Толстые и отца – Жмелькова Николая Ивановича, также родившегося и выросшего здесь.
2. Происхождение села Толстые
Толстые – старинное село, расположенное на высоком левом берегу р. Осетра. По данным Института археологии РАН, здесь располагалось Толстовское городище. По предположению тульского учёного-краеведа И.П. Сахарова и других учёных, в середине XI в. на месте городища находился город Осётр, разрушенный татарами. При раскопках найдены керамика лепная, отнесённая к раннему железному веку, и гончарная позднесредневековая. Р.Н. Розенфельдт интерпретирует памятник как укрепление Засечной черты (приложение 1) или средневековый административный центр (погост). По данным Н.П. Горожанского (1884 г.), здесь находился Толстовский курган.[1]
Эти данные подтверждают рассказы местных жителей, находивших старинные монеты, осколки керамики. Отец рассказал мне, что когда он копал погреб, на глубине примерно полутора метров он натолкнулся на каменную кладку. Там же он нашёл наконечники древних копий и стрел.
Через село проходила старая дорога Венёв – Зарайск. Толстые – бывший волостной центр Венёвского уезда. С давних пор здесь была устроена почтовая станция – «яма», был постоялый двор. (приложение 2)
В Топонимическом словаре Московской области сказано, что своё название село получило от фамилии Толстые – землевладельцев бывшего Веневского уезда Тульской губернии.[2] В своей книге «Край Серебряно-Прудский» А.И. Волков пишет: «В писцовой книге 1587-1589гг. по стану Растовец Тульского уезда находим: «За Григорьем за Васильевым сыном Толстого старое его поместье… в другой на рчк. на Борщовке». Здесь по смыслу должно стоять: «в Борщовке в другой», то есть речь идёт о теперешнем с. Баршеве. Это уже совсем близко от с. Толстые.»[3]
3. Духовная жизнь села Толстые
В ходе работы над проектом у меня возник вопрос: на современных картах Толстые обозначены как деревня, а в исторических материалах встречается название «село Толстые». Так как же правильно называть место моего жительства и в чём заключается разница? Для ответа на этот вопрос я обратился к ресурсам сети Интернет и получил исчерпывающий ответ.
Село, согласно Большому Энциклопедическому словарю (БЭС), – «одно из древнейших названий поселений у славян. В Киевской Руси - княжеское загородное имение. Позже у русских - крупное крестьянское поселение с церковью».[4] А Владимир Иванович Даль в своём Толковом словаре объясняет слово «деревня» как крестьянское селенье, в котором нет церкви.[5] Итак, следующей моей задачей было проследить церковную жизнь селения в разные периоды времени. И снова главным моим путеводителем стала книга «Край Серебряно-Прудский».
Согласно писцовой книге 1578-1579гг., Толстые в конце XVI века были деревней и находились в Растовском стане Каширского уезда.[6]
Далее А.И. Волков, ссылаясь на Писцовые книги Московского государства (Писцовые книги Московского государства, СПб.,1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 1246.), упоминает о Толстых как о селе: «По 3-й ревизии, в 1763г. за княгиней Натальей Ивановной Хованской числилось в селе Толстые 101 душа (…), за титулярным советником Андреем Ивановичем Татищевым – 298 душ.». Таким образом, я сделал вывод, что примерно во второй половине XVIII века в Толстых был построен храм. Это была небольшая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
В 1859-1864 гг. на пожертвования и на церковные деньги на месте обветшалой деревянной церкви была построена новая с колокольней (приложение 3). Престола три: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый - во имя преподобного Сергия Радонежского, левый - в честь Казанской иконы Божией Матери.[7]
Из документов я узнал, что жители села Толстые самых различных сословий много и охотно жертвовали на храм. Их отмечали особо в «Тульских епархиальных ведомостях». Среди жертвователей упоминаются: крестьянин Михаил Бузыкин (1864), помещик села тайный советник Михаил Яковлевич Вейсберг (1866, 1879), церковный староста веневский купец Сильвестр Кузнецов (1879-1880), крестьянка Иванова (1879), веневский купец Николай Бубнов (1880), священник села Толстые Сергей Леонардов (1880), крестьянин села Мягкого Александр Мартинов (1880), жена тайного советника Елизавета Николаевна Вейсберг (1882, 1892), церковный староста надворный советник А. Хмыров (1892), крестьяне Николай Романов, Диомид Соколов, Игнатий Яковлев, церковный староста Николай Марков и крестьянская девица Александра Маркова (1904).[8]
Среди этих имён особенно меня заинтересовала личность крестьянина Михаила Бузыкина, ведь девичья фамилия моей бабушки – тоже Бузыкина. Когда я поинтересовался у неё, не может ли этот Михаил Бузыкин оказаться моим дальним родственником, бабушка ответила, что да, вполне возможно: «В моё время Бузыкиных было «полсела», и все приходились друг другу какими-нибудь дальними родственниками».
Я узнал, что трудились в храме села Толстые достойные, самоотверженные люди. 12 декабря 1886 года церковный староста Сильвестр Кузнецов был удостоен Высочайшей награды: золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее за "особые заботы о возобновлении и украшении церкви с обнесением ее каменной с железными решетками оградою и собственные его на сие пожертвования до 8240 руб.".
Константин Аннинский, псаломщик с. Толстые, в 1895 г. был награжден золотой медалью с надписью "За усердие" на Аннинской ленте.[9]
В штат церкви входили священник и псаломщик. Священник - Сергей Леонардов (род. в 1843 г.) на приходе с 1886 г.
В 1912г. в храм был назначен священником Алексей Николаевич Кудрявцев (род. в 1886 г., из духовного сословия). Он обучался в Тульской Духовной семинарии.
В 1916-1924 гг. в церкви служил священник Владимир Иванович Добросклонский (род. в 1885 г.). Окончил курс Тульской Духовной семинарии. Рукоположен в сан священника к церкви Святого Духа в селе Мойгорово Каширского уезда. Состоял заведующим и законоучителем церковноприходской школы и законоучителем Толстовской земской школы.[10]
По рассказам моей бабушки, Жмельковой А.П., которые подтверждают исторические документы, в приход Успенской церкви помимо села Толстые входили Бокша, Курбатово и Шеметово, а также деревня Кашино, ныне не существующая, располагавшаяся по правую сторону рек Полосня и Осётр.
Одними из самых ярких воспоминаний моей бабушки, относящихся к её детству, стали праздники Светлого Христова Воскресения и Престольные праздники. На Пасху во время Крестного хода с иконами обходили каждый дом. Бабушка вспоминала, что поскольку мальчики часто баловались, жители села попросили священника доверить нести иконы девочкам, и она была очень горда и взволнованна от доверенной ей миссии. Престольный праздник в селе Толстые (Успение Пресвятой Богородицы) праздновался 15 августа по старому стилю. На праздник было принято приглашать родственников из окрестных сёл и деревень, собиралось много народа, готовилось угощение – хозяйки старались «не ударить в грязь лицом», в Храме шла праздничная служба.
Однако после Октябрьской революции 1917 года в селе Толстые, как и по всей России, власти стремились ослабить влияние Церкви, а затем и полностью вытеснить её из сознания народа. В 1918 году в селе был образован Толстовский волостной исполком[11], и в 1932 году деревянную церковь села Толстые разобрали под предлогом необходимости материала для постройки школы колхозной молодёжи в деревне Шеметово.
В настоящее время о храме Успения Пресвятой Богородицы напоминают вековые липы по периметру фундамента старой церкви и крест, установленный местными жителями 10 лет назад (приложение 4).
4. Толстые в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война, унёсшая жизни многих, сравнявшая с землёй немало деревень, почти пощадила Толстые. По воспоминаниям местных жителей, при наступлении фашистов на деревню Толстые было сброшено восемь бомб, две из них попали в жилые дома в центре деревни.
Вместе с другими серебряно-прудцами с первых дней войны жители деревни уходили на фронт по призыву и добровольцами, участвовали в строительстве оборонительных сооружений под Тулой. Участником трудового фронта в июле-октябре 1941 года, а с 1942 года – в рядах Красной Армии была и моя бабушка, Жмелькова Александра Павловна (приложение 5).
По воспоминаниям местных жителей, пересказанных мне отцом, Толстые были в оккупации около двух недель в конце ноября - начале декабря 1941 года. Стояли сильные морозы, и немцы не сильно лютовали – больше грелись у печек. Однако безжалостно отбирали все съестные припасы, резали птицу, скотину.
При отступлении Красной армии в овраге застрял броневик. Бойцы погибли. Местные жители потом сами демонтировали и сожгли машину.
Освобождали деревню Толстые бойцы первого Гвардейского кавалерийского корпуса генерала Белова П.А. Наступление происходило ранним утром, и фашисты бежали в панике, бросая технику. Около десяти машин с боеприпасами оказалось в реке. После войны в 1945-1946 гг. из реки Осётр у деревни Толстые в местах бывших переправ вытащили 2 лёгких танка, мотоциклы, несколько пушек.
Вот как описывает то время в своих мемуарах сам Павел Алексеевич Белов: «Мы поехали дальше, к Веневу. И здесь тракт и проселки запружены брошенной техникой. Трудно было определить, сколько тут пушек, грузовиков, танков.
Корреспондент П. Лидов, побывавший на нашем участке фронта, писал в «Правде» 13 декабря: «Все дороги, расположенные между Мордвесом и Сталиногорском, усеяны трупами немецких машин: автомобилей, вездеходов, мотоциклов, тягачей и пр. По предварительным подсчетам, какие возможны в условиях продолжающегося наступления, количество оставленных здесь немцами машин достигает 2000. Это значит, что если от 29-й мотопехотной дивизии что-нибудь и осталось, то моторизованной дивизией она быть бесспорно перестала».
Нам действительно некогда было заниматься подсчетами. Надо было как можно быстрее продвигаться вперед, чтобы не дать немцам передохнуть и закрепиться на новых рубежах. Ломая сопротивление арьергардов противника, мы один за другим освобождали населенные пункты и приближались к Веневу.»[12]
Не все возвратились в родное село с фронтов Великой Отечественной войны. Не вернулись и мой прадедушка – Жмельков Иван Васильевич, брат бабушки – Полосатов Семён Петрович и многие другие…
5. Толстые в послевоенные годы и настоящее время
Трудным было возрождение деревни, разорённой войной. Но колхозникам хозяйства «Мичуринский», в которое входили и Толстые, за несколько лет удалось восстановить хозяйство, и на смену женскому и детскому большей частью ручному труду пришли комбайны и тракторы. Расцвет сельского хозяйства в деревне пришёлся на 60-е – 70-е годы в составе совхоза «Россия». Были возведены многие животноводческие постройки (коровники, овчарни, птичники), а на полях стал возможен сбор высоких урожаев кукурузы, зерновых и овощей.
После войны в деревне оставалось ещё много молодёжи и сохранялись старые деревенские традиции. В настоящее время традиции коллективных празднеств, свадеб, к сожалению, утеряны.
Сейчас Толстые состоят преимущественно из дачных участков. Из постоянных жителей осталось только четыре семьи и двое детей: я и Лиза Кузьмина, учащиеся школы с. Петрова.
Заключение
В ходе исследования я выяснил, что территория современной деревни Толстые была заселена уже в XI веке. Возможно, именно здесь находился город Осётр, впоследствии полностью уничтоженный татарами. В древности данный населённый пункт имел большое значение благодаря своему географическому положению – на берегу реки Осётр, также через село проходила старая дорога Венёв – Зарайск. Со второй половине XVIII века Толстые – село с населением более четырёхсот человек и храмом Успения Пресвятой Богородицы. Конец XVIII – начало XX века – время наибольшего расцвета села. В Толстых находились различные производства, имелась школа, велась активная духовная жизнь. После Октябрьской революции церковь села Толстые постигает участь многих российских православных храмов – её разбирают. В годы войны деревня Толстые недолгое время находилась в оккупации, в послевоенные годы в деревне активно развивалось сельское хозяйство.
В процессе работы я получил ответ на многие интересовавшие меня вопросы, лучше узнал и ещё больше полюбил место, где я живу. Я горжусь тем, что моя маленькая деревенька имеет, оказывается, такую древнюю и интересную историю. Работая над проектом, я обнаружил, что многие странички в Интернете ждут рассказов и фотографий о разных уголках страны, и я загорелся желанием рассказать о месте, где я живу во всемирной сети.
Я считаю, что каждый школьник должен знать историю своей малой родины. Ведь из таких маленьких сёл и деревень состоит наша огромная страна, наш общий дом – Россия. С любви к своему отчему дому, речке, лесу начинается любовь к Родине.
[1] (1)Волков А.И. Край Серебряно-Прудский. – М.: Энциклопедия сёл и деревень, 2003. – 512 с.: ил.
[2] (3)http://www.prudy.ru/2012/09/toponymslovar.html
[3] (1)Волков А.И. Край Серебряно-Прудский. – М.: Энциклопедия сёл и деревень, 2003. – 512 с.: ил.
[6] (1)Волков А.И. Край Серебряно-Прудский. – М.: Энциклопедия сёл и деревень, 2003. – 512 с.: ил.
[8] (1)А.И. Волков со ссылкой на Тульские епархиальные ведомости. 1887. № 9. С. 194.
[9] (1)Волков А.И. Край Серебряно-Прудский. – М.: Энциклопедия сёл и деревень, 2003. – 512 с.: ил.
[10] (2) http://russian-church.ru со ссылкой на Московские Епархиальные новости № 6-8/2003
[11](1) Волков А.И. Край Серебряно-Прудский. – М.: Энциклопедия сёл и деревень, 2003. – 512 с.: ил.
[12] (5)Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Белов П. А. За нами Москва. — М.: Воениздат, 1963.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Снегири и коты
Как нарисовать лимон акварелью
Золотой циркуль
Разноцветное дерево