Зтот проект рассказывает о зарождении и развитие подносного промысла в Нижнем Тагиле и о династии создавшей необычный лак.
Вложение | Размер |
---|---|
nizhniy_tagil.docx | 23.46 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 41
Исследовательский проект
« Тагильский поднос»
Авторы: Вятчанин Вадим
Ученик 4 – б класса
Руководитель:
Никитина Алена Викторовна
учитель начальных классов первой категории
Нижний Тагил – слава и гордость уральского края, его живая легенда и необыкновенная история, в которой есть особые памятные страницы.
Одна из них – знаменитый тагильский поднос. В 2016 году ему исполнилось 270 лет. Сегодня – это традиционный уральский промысел лаковой росписи по металлу, известный во всем мире.
Мне захотелось подробнее узнать историю знаменитого промысла, познакомиться с современными художниками, собственными глазами увидеть, как рождается красочная роспись и попробовать себя в роли начинающего автора.
Цель исследовательского проекта:
Изучить историю и традиционной культуры родного края и города на примере развития тагильского лакового промысла (подноса).
Задачи вы видите на экране.
Объект исследования:
старинные тагильские подносы XIX – начала XX веков из коллекций Нижнетагильского историко-краеведческого музея-заповедника
Предмет исследования:
тагильская цветочная лаковая роспись по металлу
Метод исследования:
посещение выставок и музейных экспозиций, посвященных объекту исследования
Уральский край старинный, недаром его история издавна окутана легендами и преданиями, которые народ пересказывает до сих пор. И про первых следопытов и охотников, которые открыли на Урале золото и платину, драгоценные камни – изумруды, магнит-руду, железом богатую и самоцветы каменные еще задолго до появления в этих глухих таежных краях заводчиков по фамилии Демидовы.
Но наступил такой день, когда весть об этих краях донеслась и до царя Петра I, который пожаловал пустое место на реке Тагил у подножия Магнит-горы (Высокой) тульскому оружейнику Никите Демидовичу Антуфьеву (Демидову) для создания на Урале заводов. А для закрепления тагильских земель за родом Демидовых выдал специальную грамоту.
Так в 1720-е годы в горнозаводских владениях Демидовых начали строиться первые заводы. А строителем их стал Акинфий Никитич Демидов.
В 1725 году был построен Нижне – Тагильский чугуноплавильный и железоделательный завод – уникальный памятник заводской архитектуры, самый старый из сохранившихся металлургических заводов в мире. Он был главным в большом заводском хозяйстве Тагильского округа и самым передовым.
Именно на нем появился на свет самый первый тагильский поднос, сделанный из железа. А тагильское железо со знаменитой маркой «Старый соболь» и буквами «С.С.Н.А.Д.», что означало «статский советник Никита Акинфиевич Демидов», славилось на всю Европу.
Первые упоминания о подносах в Нижнем Тагиле историки нашли в документах 1740-х годов. Если первые подносы были очень просты по своей форме и внешнему виду, то со временем в городе стали появляться специальные мастерские, которые занимались лакированием. В них металлическую поверхность изделий покрывали черным лаком, придающим железу особую красоту и прочность, а позднее и росписью, отчего они становились нарядными и привлекательными. И популярность тагильского подноса росла с каждым днем.
Во второй половине XIX века Нижний Тагил был известен как центр производства блюд и подносов, где многие жители занимались искусством «малевания», а заводчики Демидовы это дело поощряли. Только вот крепостные мастера были в основном самоучками, некоторых иногда посылали учиться в художественную школу.
Мастерские по росписи металлических изделий были чаще всего семейными, поэтому история сохранила имена целых художественных династий, самой многочисленной и талантливой из которых была династия крепостных художников Худояровых. Именно в честь этих мастеров и назвали Музей подносного промысла, который располагается сегодня в двухэтажном бревенчатом доме, где жила семья Худояровых.
Эта фамилия прославила Нижний Тагил и его подносы гениальным изобретением своего времени – особым «хрустальным» лаком, придававшим росписи прозрачность, чистоту, яркость и необыкновенную прочность.
На покрытый «хрустальным» лаком поднос можно было поставить и кипящий самовар, и раскаленный чугунный утюг с углями. Он ничего не боялся. Только вот секрет этого волшебного лака художники так и унесли с собой в могилу, никому при жизни не рассказав.
Подносы нравились всем. Размеры подноса позволяли использовать его в трактирах и чайных, когда нужно было накрыть стол на большую компанию или поднести чашку чая важному почтенному гостю, на поднос ставили самовары, чайники и кофейники, складывали визитные карточки посетителей богатых особняков, украшали дома по всей России,
Они были большими и маленькими, фигурными и круглыми, цветочными и сюжетными, как картина. На любой вкус и цвет!
В XVIII веке, когда поднос только появился, заготовкой формы занимались прямо на заводе. Для этого рабочие – кузнецы выкраивали листы железа нужных размеров, набирали по шесть штук, которые, как детская пирамидка уменьшались по размеру, следуя друг за другом. Скрепляли их вместе, клали на чугунную или железную форму и наносили удары молотком. С каждым ударом листы будущего подноса начинали принимать нужные очертания. Спустя столетие этой работой в мастерской занимался мастер-коваль, который выковывал форму, загибая бортики.
Сначала росписью подносов занимались только мужчины, многие из которых были художниками от природы или обученными этому мастерству у других, более опытных мастеров. Но с середины XIX века в городе стали появляться красильные мастерские, в которых работали женщины, в народе их называли «писарихами», и дело росписи постепенно перешло в женские руки.
В таких мастерских все делалось вручную: растирались краски, собирались самодельные кисти из беличьих и барсучьих хвостиков и расписывались готовые подносные формы.
Краски для грунта и росписи были местные – из глин и минералов, которые хранила в своих недрах богатая уральская земля. Они тщательно растирались на специальной мраморной доске каменным пестиком. К этому занятию часто привлекали девочек, постепенно посвящая их в секреты росписи. После того, как девочки осваивали приготовление красок, они пробовали писать цветы. Сначала пальчиками, затем кисточками, становясь постепенно «писарихами».
Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, а ее королевой – роза. Точнее не совсем роза, а нарядный и выразительный сказочный розан. А любимой – композиция букета, состоящего из одного, двух или трех цветков в окружении травок или листиков.
Постепенно роспись тагильских подносов менялась, ее дополняли новые цветочные, ягодные мотивы и композиции, но королева цветов - роза сохранилась до сих пор.
Агриппина Васильевна Афанасьева (Баба Груня) – старейшая тагильская мастерица по росписи подносов. Этому ремеслу она научилась у демидовских мастериц-надомниц в начале XX века, когда была 12- летней девочкой. Усвоив традиционные местные приемы росписи, А.В. бережно сохраняла их в своей памяти всю жизнь. Благодаря «бабе Груне» дошла до наших дней знаменитая тагильская роза и техника ее росписи, осваивать которую она учила расписчиц более 20 лет (1970-1990).
В 1970-1980-е годы, когда подносный промысел в Нижнем Тагиле переживал сложные времена, а традиционная роспись умирала, Агриппина Васильевна Афанасьева возродила ее своим творчеством и душой.
Агриппина Васильевна писала легко и красиво, заранее чувствовала, сколько краски нужно взять на кисточку, чтобы хватило на весь цветок. Это говорит о том, что она была настоящим народным мастером.
Подносы А.В. Афанасьевой хранятся не только в музеях Нижнего Тагила и Екатеринбурга, но и в Государственном историческом музее Москвы, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства столицы, Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Сегодня тагильский поднос жив. Он развивается, растут новые мастера, проводятся выставки, пишутся книги. Многие из таких выставок и мероприятий мы посетили с классом, с некоторыми я знакомилась самостоятельно. Видно, что в городе всеми силами стараются сберечь то, что ведет свою историю из далеких демидовских веков и является гордостью уральского края и России.
Мастерству росписи обучают в Уральском училище прикладного искусства, в училище «Самородок», знакомятся с тагильским подносам в школах и художественных студиях.
И это правильно. Человек должен знать историю родного города, его культуру, людей, которые за ними стоят, чтобы еще больше любить свою родину, где он родился и растет.
Заключение
270 лет существует в русской народной культуре знаменитая уральская лаковая роспись по металлу, которая с особой красотой и силой проявилась в тагильском подносе. В данной работе изучена история зарождения народного промысла, его особенностей. В процессе работы автор старательно запоминала глазами и руками каждое движение кисти своего наставника, училась работать двумя красками одновременно, придумывая собственный узор, выполненный в традициях старинного уральского письма. Это были незабываемые минуты вдохновения и радости творчества, рождения нового образа, написанного собственноручно. На карте России есть замечательный край – Урал, который издавна славится своими заповедными лесами, богатством гор с природными сокровищами, старинными преданиями Каменного Пояса, талантливыми изобретателями и искусными мастерами.
Снежная книга
Финист - Ясный сокол
Две снежинки
Астрономический календарь. Апрель, 2019
На горке