Паспорт практико-ориентированного проекта по праву "Профилактика правонарушений среди подростков", в котором представлены цели и задачи проекта, его актуальность и практическая значимость, а также описаны этапы работы над проектом. К Паспорту прикладываются анкета и сценарий правовой игры "Правонарушение и подросток", разработанные и опробованные на практике ученицами 10 гуманитарного класса.
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_profilaktika_pravonarusheniy_sredi_podrostkov.doc | 567 КБ |
МБОУ гимназия г. Гурьевска
IV гимназическая конференция старшеклассников
по защите проектов
«Путь к успеху»
Профилактика правонарушений
среди подростков.
Выполнили:
Яцкевич Дарья, Поляшова Виктория,
ученицы 10 «Б» класса
Руководитель:
Бельская Маргарита Васильевна,
учитель истории и обществознания
г. Гурьевск
2017 год
Профилактика правонарушений среди подростков.
Предмет | Право |
Возрастная категория | 7-8 класс |
Тип проекта | Практико-ориентированный |
Название проекта | «Профилактика правонарушений среди подростков» |
Руководитель проекта | Бельская Маргарита Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ гимназии г. Гурьевска |
Исполнители проекта | Учащиеся 10 «Б» класса МБОУ гимназии г. Гурьевска: Яцкевич Дарья, Поляшова Виктория |
Цель | Провести ряд обучающих мероприятий, направленных на профилактику совершения правонарушений среди подростков. |
Задачи |
|
Объект исследования | Правовой статус несовершеннолетних в РФ, уровень правовой культуры учащихся гимназии. |
Актуальность проекта.
Профилактика правонарушений среди подростков во все времена была актуальна. Ежегодно подростками совершается более 145 тысяч преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. Одна из причин противоправного поведения: неосведомлённость детей в сфере права. К сожалению, не каждый юный гражданин, совершая то или иное правонарушение, задумывается об ответственности, которая может привести к тяжёлым и трудно исправимым последствиям. Знание юными гражданами страны своих прав и обязанностей, а также ответственности перед законом способствует формированию юридически грамотного населения страны, а вместе с этим и правового государства в целом.
Проблема.
Незнание закона и чувство безнаказанности являются самыми распространенными причинами правонарушений среди подростков.
Гипотеза.
Систематическое проведение обучающих мероприятий среди подростков в возрасте 13-15 лет, целью которых является формирование правовой грамотности, способствует профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Практическая значимость.
Обучающие мероприятия, проводимые учениками старших классов для младших подростков, помогут повысить уровень правовой культуры подростков.
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный.
Тема «Правонарушение и подросток» является довольно обширной и имеет большое поле для деятельности. Чтобы определить свое направление в данном вопросе, мы решили выяснить правовые дефициты подростков гимназии. С этой целью нами была разработана анкета (см. Приложение 1), где помимо выяснения уровня знаний учащихся о своем правовом статусе, мы интересовались причинами, которые толкают подростков на совершение правонарушения, а также правонарушениями, которые наблюдают, либо совершают подростки в повседневной жизни.
Анкетирование проводилось среди обучающихся 7-х - 11-х классов гимназии. В опросе приняли участие 345 человек.
Анализируя результаты анкетирования, мы выяснили, что большинство опрашиваемых юношей и девушек знают как свои права, так и обязанности, но вместе с этим присутствует небольшой процент (3,1% - юноши; 4,5 % - девушки) тех, кто не знает своих прав и обязанностей и хотел бы узнать о них (см. Диаграммы 1 и 2).
На вопрос «Совершали ли Вы какие-либо правонарушения?» большинство опрошенных девушек – 71,75% и чуть меньше половины юношей – 45,96% ответили отрицательно. Однако среди анкетируемых присутствует процент учащихся, которые осознано шли на совершение того или иного правонарушения, и среди юношей этот процент самый высокий – 35,40%. Вместе с тем следует сделать акцент на группе подростков, которые неосознанно совершали противоправные деяния, это именно те ребята, которые не осведомлены об ответственности и последствиях, которые могут их настигнуть за совершённые ими незаконные действия (см. Диаграмму 3).
По мнению большинства опрошенных юношей и девушек – 35,70% главной причиной, толкающей подростков на совершение правонарушений является плохая компания, попадая в которую ребёнок начинает ощущать на себе психологическое давление со стороны сверстников, что и побуждает его на совершение противозаконных действий (См. Диаграмму 4).
Также одной из распространенных причин была названа причина «осознание безнаказанности». Мы проанализировали полученные нами в ходе анкетирования ответы учеников гимназии, приводим некоторые из них: «Большинство считают, что они не обязаны отвечать за то, что сделали… прикрываются своими правами, даже не зная, что все им не позволено…», «Я думаю, что не все подростки знают о своей ответственности перед законом…», «Большинство подростков имеют полную свободу действий… не задумываются о том, какими могут быть последствия и являются ли их действия законными», «Я думаю, что не все подростки знают о своей ответственности, но должны проводиться уроки по знанию ответственности, прав и обязанностей…». Многие подростки не считают, что совершают нечто противоправное, либо думают, что «за это ничего не будет». Таким образом ребята подтвердили поставленную нами проблему о том, что незнание закона и чувство безнаказанности являются самыми распространенными причинами правонарушений среди подростков. Мы заметили, что наибольшую заинтересованность и активность в ходе анкетирования проявили ученики 7-х - 8-х классов, они подробно и аргументировано отвечали на открытые вопросы анкеты, высказывали озабоченность распространением правонарушений среди сверстников, желали узнать об ответственности подростков перед законом.
Таким образом, определив правовые дефициты учеников гимназии, мы решили провести профилактическую работу по предотвращению правонарушений среди младших подростков в возрасте 12-14 лет.
II этап. Практический.
Следующим шагом в работе стал поиск способов и методов, с помощью которых мы смогли бы донести до ребят 12-14-ти лет необходимую информацию. Руководствуясь возрастом и предпочтениями учащихся, мы разработали сценарий правовой игры, в ходе которой младшим подросткам было бы проще и интереснее получать и запоминать довольно важную и серьёзную информацию (см. Приложение 2). Для проведения игры нами были выбраны 7 «А» и 7 «Б» класс – самые юные участники анкетирования.
Правовая игра «Правонарушения и подростки» состояла из 4-х заданий, которые ребята выполняли в командах. Первое задание «Права и обязанности» было направлено на актуализацию имеющихся у семиклассников знаний о правах и обязанностях.
Более подробно о своих правах ребята узнали, выполняя второе задание «Иллюстрированная Конвенция»: каждая команда должна была проиллюстрировать статьи международного правового документа Конвенции о правах ребёнка и представить свою работу.
Особое внимание мы уделили теме правовой ответственности подростков. Выполняя третье задание «Юные юристы», учащиеся самостоятельно находили ответы на волнующие их вопросы (о возрасте наступления юридической ответственности, наказаниях за конкретные правонарушения и т.п.) в действующих кодексах Российской Федерации.
Оба занятия мы завершили заключительным анкетированием, в ходе которого семиклассники (59 человек) поделились мнением о проведённом мероприятии и тех знаниях, которые они получили.
III этап. Заключительный.
На заключительном этапе, мы проанализировали результаты анкетирования, проведенного по итогам правовых игр. Первую фразу «Я узнал(а) для себя..» большинство семиклассников (97%) заканчивали выражениями «много нового», «свои права и обязанности», «нужно соблюдать права и обязанности», «нужно следить за своим поведением», один ученик написал: «Узнал, что совершал правонарушения», лишь 3% учащихся написали, что не узнали ничего нового. Самым распространенным завершением второй фразы «Я понял(а), что... » стали ответы «нужно соблюдать законы и порядки», «даже за самые малые правонарушения следуют наказания», «нужно думать о последствиях», были также ответы, что «нужно учиться на юриста» и что «такие уроки очень важны для детей в нашем возрасте». Фразу «Я задумался(лась) о... » большинство опрашиваемых заканчивали выражением «о своих правах и обязанностях», «о своем поведении», «о последствиях», один ученик решил продолжить просветительскую миссию и ответил: «Чтобы рассказывать о них (о правах), чтобы все поняли свои права».
Можно с уверенностью сказать, что наша работа была проделана не зря. Анализ анкет показал, что большинство подростков узнали новую информацию, которая заставила их задуматься о своём поведении, а главное – об ответственности, которую они в силу своего возраста могут понести за совершённое ими правонарушение. Проведение обучающих мероприятий среди подростков в возрасте 13-14 лет несомненно повышает уровень их правовой грамотности, а значит способствует профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Поэтому мы и дальше планируем проводить подобные правовые игры среди учащихся основной школы.
Информационные ресурсы:
http://www.consultant.ru
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
http://5psy.ru/obrazovanie/mladshii-podrostkovyi-vozrast-osobennosti.html
Приложение 1.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
Отвечая на вопросы, обводите номера вариантов, которые наиболее Вам подходят, там, где предполагается письменный ответ, напишите его. Пожалуйста, сосредоточьтесь и отвечайте на вопросы, преждевременно подумав, нам очень важно знать Ваше правдивое мнение.
Анкета анонимная.
1)Ваш возраст(количество полных лет): _______________
Ваш пол: А) мужской Б) женский
2) Знаете ли Вы свои права и обязанности?
а) знаю и права, и обязанности;
б) знаю только права, об обязанностях не задумывался;
в) знаю только обязанности, о правах не задумывался;
г) не знаю ни прав, ни обязанностей, считаю, что мне это не нужно;
д) не знаю, но хотел бы узнать.
3) Как Вы думаете, все ли подростки знают о своей ответственности перед законом?
(Ответ аргументируйте)
4) Совершали ли Вы какие-либо правонарушения? Если да, то осознавали ли вы свою ответственность?
А) совершал\а, осознавал\а
Б) совершал\а, не осознавал\а
В) не совершал\а
5) Как Вы думаете, какие причины могут толкнуть на совершение правонарушения? (возможны несколько вариантов ответа)
А) семейная ситуация;
Б) плохая компания;
В) особенности характера;
Г) непредвиденная ситуация;
Д) осознание безнаказанности.
Свой вариант:________________________________________________________________
6)На ваш взгляд, какие действия, попадающие под понятие правонарушение совершаются учениками гимназии?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Сценарий правовой игры «Правонарушения и подростки».
Здравствуйте, мы ученицы 10 «Б» класса Яцкевич Дарья и Поляшова Виктория. Сегодня мы проведем для вас правовую игру на тему «Правонарушения и подростки», посвящённую правовому статусу подростка, его правам и обязанностям.
Тема «Правонарушения и подросток» действительно актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый осознаёт свою ответственность за совершаемые им противоправные деяния, которые могут привести к тяжёлым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тысяч преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
В начале учебного года мы проводили анкетирование в параллелях с 7 по 11 класс, в ходе которого мы задали вам вопросы о соотношении прав и обязанностей. Проанализировав ответы, мы выяснили, что большинство опрошенных знают свои права и обязанности, однако многие, зная и о правах, и об обязанностях, всё таки не исполняют их, относятся к ним пренебрежительно. Почему? Причин можно назвать великое множество, но мы бы выделили осознание безнаказанности, которое присутствует у каждого подростка в силу его возраста, многие просто забывают, что существует такое понятие как ответственность. Поэтому мы решили познакомить вас с ответственностью, которая наступает в подростковом возрасте, возможно это изменит ваше отношение не только к себе, но и окружающим вас людям.
Задание №1. «Права и обязанности»
Знание прав и обязанностей является необходимостью для каждого гражданина страны. Что же такое права и обязанности? В чём их различие?
Проведём небольшую разминку. Вам нужно распределить в две колонки права и обязанность школьников.
(Права: 1; 2; 4; 8; 9 Обязанности: 3; 5;6;7; 10)
Таким образом, права – совокупность норм, закрепляющих возможность совершения определённых действий, а обязанности – это мера общественно необходимого поведения граждан. Можно сказать, что обязанности – это ответственность одного человека перед другим, гарантия соблюдения не только своих прав, но и прав окружающих.
Задание №2. «Иллюстрированная Конвенция»
Ответьте на вопрос: «Знаете ли вы, где ребёнок или подросток может узнать и прочитать о своих правах?»
«Конвенция о правах ребёнка», принятая в 1989 году, является основным источником прав несовершеннолетних. Но, так как это официальный международный документ, который может показаться трудным для прочтения, мы предлагаем его проиллюстрировать.
Перед вами выдержки из Конвенции и картинки. Вам нужно соотнести их друг с другом, оформить в виде плаката, затем представить свою работу классу.
Задание №3 «Юные юристы»
Помимо прав и обязанностей, существует такое понятие как «ответственность». Зачастую, ребята, совершая тот или иной проступок, попросту не задумываются о последствиях: будь то ответственность за содеянное или нанесённый человеку вред. Ответственность – это обязанность человека отвечать за свою поступки и действия, противоречащие закону. Предлагаем попробовать себя в роли юристов и с помощью кодексов дать юридическую оценку проблемам, которые случаются с учениками гимназии.
Используя кодексы, найти ответы на вопросы.
«Квалифицируйте правонарушение»
В первом столбце перечислены правонарушения, которые часто совершают подростки,необходимо подобрать юридические названия этим правонарушениям
Правонарушения | Юридическое название |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, вы удостоверились, что за самое безобидное на первый взгляд действие, даже шуточное, может следовать ответственность, которую, порой, понесёте не вы, а ваши родители. В первую очередь мы просим вас думать не только о себе, но и своих родных и окружающих людях, ведь участником возникающих правоотношений являетесь не только вы, но и другая сторона, которая не всегда готова мирно уладить конфликт.
Задание № 4. «Правовые ребусы и пословицы».
Все мы знаем множество пословиц, в которых содержится народная мудрость. Мы вам предлагаем познакомиться с такими пословицами, в которых можно найти «правовую» мудрость. Каждая команда должна собрать оторванные друг от друга начало и конец пословицы.
Также каждая команда получает второе задание – ребус, в котором зашифровано слово, связанное с темой нашего урока.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что тема, которая стала поводом для нашей игры, является достаточно важной и необходимой для понимания. Ответственность – это то, что будет сопровождать вас всю жизнь, и мы надеемся, что вы не будете забывать о ней, следовать не только своим желаниям, но и закону, который служит для контроля за поведением в обществе.
Нашу встречу мы хотим завершить анкетой, в которой просим вас высказать своё мнение о проведённой игре.
Продолжите фразы
Я узнал(а) для себя
_____________________________________________________________________________________
Я понял (а), что _____________________________________________________________________________________
Я задумался (лась) о
___________________________________________________________________________________
Д=Н
РУШ
О=А
Ребята и утята
Горячо - холодно
Юрий Визбор. Милая моя
Две лягушки
Астрономический календарь. Январь, 2019 год