Все психические процессы неразрывно связаны с организмом, ведь психика в целом является свойством организованной материи. Концентрация внимания основана на общем бодрствовании коры головного мозга, повышении активности ее деятельности. При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание. Таким образом выполнение физических упражнения положительно влияет на концентрацию внимания во время умственной работы.
МАОУ лицей №27
Исследовательская работа
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
«Влияние физкультминуток на способность концентрировать внимание у школьников в учебном процессе»
Выполнила:
Мухлуева Ольга
ученица 11 класса
Руководитель:
Оскорбина С.Ю.
2016 г.
Введение.
Все психические процессы неразрывно связаны с организмом, ведь психика в целом является свойством организованной материи. Концентрация внимания основана на общем бодрствовании коры головного мозга, повышении активности ее деятельности. При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание. Таким образом выполнение физических упражнения положительно влияет на концентрацию внимания во время умственной работы.
Теоретическая часть.
Физическая активность учащихся в школе организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
• уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время (большие формы занятий);
• малых форм: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений.
Физкультминутка это - кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.
Для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут.
Проведение физических минуток выполняет следующие задачи:
а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
Классификация физминуток.
По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Практическая часть
Для доказательства того, что физминутки положительно влияют на концентрацию внимания, мною был проведен эксперимент. На 15-ой минуте устного урока класс поучил небольшое задание на проверку концентрации внимания. Еще через 15 минут занятий учащиеся выполнили комплекс упражнений релаксирующей физминутки. После чего по методике Мюнстерберга ученикам был предложен сплошной буквенный текст, среди которого имелись слова. Задача каждого испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. Концентрация внимания хорошая, если за одну минуту ученику удается найти 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается найти 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается найти менее 7 слов.
Результаты исследования.
Концентрация внимания до физкультминутки:
Хорошая – 3 человека – 14%
Удовлетворительная – 3ч. – 14%
Слабая – 15 ч. - 72%
Концентрация внимания после физкультминутки:
Хорошая – 10 ч – 47%
Удовлетворительная – 5 ч – 23%
Слабая – 6 ч – 30%
Таким образом мы удостоверились в том, что физкультминутки действительно направлены на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.
Заключение.
Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»
Константин Дмитриевич Ушинский
Приложение 1.
Методика Мюнстерберга
представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.
1.бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокурорг урстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелевизорболджщэхюэлгщбпамятьшогеюжп
2.ждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбьюконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпр
Оценка результатов
В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время - это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).
Приложение 2.
Физминутка-релаксация для снятия напряжения «Маятник».
В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи. Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются
Слайд 1
Мухлуева Ольга 11 А класс Влияние физкультминуток на способность концентрировать внимание у школьников в учебном процессе. Лицейская научно-практическая конференция «Шаг в будущее»Слайд 2
Все психические процессы неразрывно связаны с организмом, ведь психика в целом является свойством организованной материи. Концентрация внимания основана на общем бодрствовании коры головного мозга, повышении активности ее деятельности. При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание. Таким образом выполнение физических упражнения положительно влияет на концентрацию внимания во время умственной работы. Введение
Слайд 3
Физическая активность учащихся в школе организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений : • уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время (большие формы занятий ); • малых форм: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы ; физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. Теоретическая часть
Слайд 4
Физкультминутка это - кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке. Для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут.
Слайд 5
Задачи проведения физических минуток: а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
Слайд 7
Практическая часть Для доказательства того, что физминутки положительно влияют на концентрацию внимания, мною был проведен эксперимент. На 15-ой минуте устного урока класс поучил небольшое задание на проверку концентрации внимания. Еще через 15 минут занятий учащиеся выполнили комплекс упражнений релаксирующей физминутки . После чего по методике Мюнстерберга ученикам был предложен сплошной буквенный текст, среди которого имелись слова. Задача каждого испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. Концентрация внимания хорошая, если за одну минуту ученику удается найти 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается найти 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается найти менее 7 слов.
Слайд 8
Результаты исследования. Таким образом мы удостоверились в том, что физкультминутки действительно направлены на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.
Слайд 9
Заключение Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления . За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.
Слайд 10
« Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий» К.Д.Ушинский русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Рисуем подснежники гуашью
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Снежный всадник
Солдатская шинель
Рисуем "Ночь в лесу"