Исследовательская работа была выполнена в 2015 - 2016 учебном году. Барабанов Даниил со своей исследовательской работой стал призёром регионального конкурса исследовательских работ учащихся в 2016 году.
Вложение | Размер |
---|---|
barabanov_daniil_9_klass.rar | 1.98 МБ |
Влияние средств массовой информации (СМИ) на мировоззрение и психику подростков
1. Введение.
Современная история показывает, что от многочисленных социальных, проблем не избавлены не высокоразвитые, ни традиционные, ни бывшие социалистические страны, что нередко приводит к конфликтам, влекущим за собой человеческие жертвы. Ещё недавно мы удивлялись, что в развитых странах подросток может взять оружие и идти убивать, просто всех, кто встретился ему на пути. Но, 3 февраля 2014 года, в 263 московской школе ученик 10 класса открыл огонь в своей школе, убив учителя и охранника.[1] По свидетельству учителей и одноклассников юноша был из благополучной семьи, хорошо учился и девиантным поведением не отличался. По свидетельству одноклассников он мало общался с одноклассниками, любил компьютерные игры, и предпочитал Интернет общение со сверстниками из глобальной сети.
Во время работы над исследованием произошло ещё одно событие в городе Пскове, где два пятнадцатилетних подростка (мальчик и девочка), покончили собой,[2] предварительно открыв стрельбу по наряду милиции. Что послужило причинами данного события, скажут следователи, но то, что подростки транслировали свои действия через интернет и относились к своему поступку очень спокойно, как к игре, вызывает шок.
Нельзя утверждать, что на поведение современных подростков негативное влияние оказывают только Интернет, компьютерные игры и средства массовой информации, причины могут быть самые различные, но согласно исследованиям психологов количество преступлений, связанных с влиянием со стороны телевидения и Интернета в последнее время выросло на 30 %. В свете сказанного, представляется, что выбранная тема для исследования является значимой и актуальной.
Таким образом, цель исследовательской работы – проанализировать степень влияния СМИ, Интернета и компьютерных игр на психологическое здоровье современных подростков. Проанализировать возможности устранения данных проблем и путей их разрешения.
Ход исследования состоял из нескольких этапов. Первоначально изучались статьи соответствующие тематике работы, научно-психологическая литература, анализировалось современное российское законодательство. Был проведён анализ программ центрального телевидения, на степень содержания информации, которая может оказать негативное влияние на неокрепшую психику подростков. Составлены вопросы для социологического опроса, который проводился среди разных возрастных групп – подростков и их родителей. Помогали проводить опрос среди населения мои одноклассники.
2. Характер влияния СМИ на поведение молодёжи.
Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%.
Следует отметить, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей.
На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми:
В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. К сожалению, на современном этапе происходит вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, на первый план выходит доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры. Происходит снижение художественного и интеллектуального уровня ряда телевизионных передач для детей и подростков.
3. Влияние Интернета.
Своё влияние оказывает и Интернет, который ребёнок начинает осваивать с раннего возраста. В Интернете подростки чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети становятся наиболее активны в Интернете. В этом возрасте часто заводят свои персональные интернет- странички, некоторые ведут дневники- блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями. Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе. Это вроде бы хорошо, ведь следует идти в ногу со временем. Однако, зачастую, подросток сам решает, какими сайтами ему пользоваться, и руководствуется больше любопытством и советами своих друзей.
Ограничить подростка от той информации, которую он может получить через Интернет, очень сложно. Подростки очень рано начинают осваивать глобальную сеть, и достигают практических результатов в её освоении гораздо быстрее, чем их родители. Зачастую, большинство родителей просто не придают значения, с чем их ребёнок может сталкиваться, проводя так много времени в социальных сетях. При этом, дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. В результате дети и подростки по своей неопытности, отсутствии системы ценностей сталкивается со «взрослой информацией», которая несет угрозу неокрепшему физическому и психическому здоровью детей.
Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков, встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск для неокрепшей психики подростка. Подростки могут войти в такие, не желательные для них, компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы. Опасно их вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
Таким образом, отечественные средства массовой информации, создавая журналы, статьи, передачи и т.д., должны ставить себе задачу расширения кругозора, повышение уровня образованности, культуры, начитанности среди детей и подростков. Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.
4. Анализ статистических данных, полученных в результате анкетирования.
После проведения социологического опроса (Приложение 1) и критического анализа его результатов, мы выяснили, что: 53 % учеников способны контролировать свои желания, относительно ТВ и интернета; 43 %, испытывают определённые проблемы, связанные с чрезмерным использованием интернета и просмотром ТВ; и лишь 4%, могут вообще обходится без ТВ и Интернета.
Нами также была предложена детям анкета по определению рациональности использования ими компьютерной технологии.
По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 100% учащихся имеют дома компьютер; 100% умеют работать на нем, при этом 16% учащихся начали работать на компьютере с 4-5 лет, 24% - с 6-9 лет, 33% - с 10-12 лет, 17% с 13-14 лет, 10% - с 15-16 лет.
Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2-3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером (в том числе использование телефона с выходом в Интернет) не более 3 ч 74%, от 4 до 10 ч в день - 26%; не работают за компьютером - 0%.
В компьютерные игры играют 87 % учащихся, у 13% среднее время игры превышает 5 ч . О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 19 % учеников. Существенно, что 22% любят игры, в которых присутствуют террор и насилие.
Среди опрошенных 65% учащихся заявили, что им трудно оторваться от компьютерной игры. Это говорит о возможной угрозе возникновения компьютерной зависимости.
В отношении телевизионных передач – 100 % опрошенных считают, что в них слишком много пошлости и насилия. Как показывает соцопрос, большинство опрошенных, взрослые и дети, предпочитают фильмы – боевики. Сцены насилия и убийство для боевика являются нормой. Авторы фильмов оправдываются тем, что в финале картины торжествует добро. Но есть и другая реальность, главный герой фильма, борется со злом, потому может убивать, как правило, безнаказанно, что зрителями воспринимается положительно. Подросток, зачастую, олицетворяет себя с главным героем и копирует его агрессивное поведение в повседневной жизни, что очень плохо, ведь барьер критичности к получаемой информации у ребёнка ещё не сформирован.
По свидетельству родителей, они постоянно обращают внимание на возрастные ограничения телевизионных передач и запрещают своим детям смотреть, но как свидетельствуют подростки, они видят возрастные ограничения, но смотрят все передачи, которые у них вызывают интерес, запрета со стороны родителей – нет. (Приложение 2).
Выводы: многие школьники не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером и перед телевизором слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.
5. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между средствами массовой информации и гражданами.
Согласно конвенции о правах ребенка (ст.13 п.1) ребенок имеет право свободно получать информацию. Но эта информация в сетях массовой коммуникации, практически не контролируется. Телевизионное воздействие на школьников, родителями, как правило, не корректируется и практически не учитывается.
В Российском законодательстве присутствуют законы, защищающие детей от информации, причиняющей психический и моральный вред. Один из таких законов – Федеральный закон от 29.12.2010 (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2015 г.) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Конечно, государство не в состоянии проконтролировать полностью соблюдение данного закона, поэтому многое зависит от родителей, часто не придающих значение тому, что смотрит по телевизору их ребенок. Телевизионные передачи, содержащие негативную информацию для подростка, имеют только ограничительные значки (12+ или 16+), при этом они могут демонстрироваться в то время, в которое телевизор вместе с родителями могут смотреть дети. К сожалению, родители, хоть и обращают внимание на возрастные ограничения передач, но редко запрещают их смотреть своим детям.
По моему мнению, предпринимаемые меры со стороны государства и средств массовой информации для ограничения негативной информации от детей, недостаточны. Телевизионные компании необходимо обязать постоянно демонстрировать рекламные ролики для родителей, объясняющие вред, который их дети могут получать от просмотра передач, имеющих возрастные ограничения. Показывать подобные передачи не в коммерческое время, с целью большего размещения в них рекламы, а в то, когда дети и подростки уже спят. Больше снимать и показывать передач, предназначенных для семейного просмотра родителей и детей. Необходимо просвещать и объяснять родителям и детям, какой вред может нести Интернет, чтобы родители считали своим долгом контролировать информацию, которую подростки могут получать из глобальной сети.
6. Вывод
Мы рассмотрели тему влияния СМИ и Интернета на поведение детей и подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и сейчас всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в неадекватном, агрессивном поведении со стороны молодёжи в обществе.
Эту проблему нужно и можно решать, не только со стороны государства – ужесточая цензуру и законодательство. Необходимо стимулирование со стороны государства те средства массовой информации, которые производят передачи, документальные и художественные фильмы, предназначенные для молодёжи и подростков. Необходимо проводить постоянную просветительскую работу, как среди детей, так и среди их родителей, за здоровый образ жизни.
Список использованной литературы:
1. Джишкариани Т.Д., Кокарев И.С. / Влияние СМИ на формирование личности подростков./ http://www.rae.ru/forum2012/284/2509.
2. http://www.interfax.ru/story/99
3. http://blog.fontanka.ru/posts/207641/
4. Федеральный закон от 29 февраля 2010 г. № 436-ФЗ. «О защите детей от информации, причиняющей вред их развитию». http://ivo.garant.ru/#/document/12081695
[1] http://www.interfax.ru/story/99
[2] http://blog.fontanka.ru/posts/207641/
Красочные картины Джастина Геффри
О чем поет Шотландская волынка?
Рождественские подарки от Метелицы
Простые летающие модели из бумаги
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?