Еравна богата аршанами - целебными источниками. В этой работе Алима рассказала о свойствах источника hэбхуултэ села Гонда.
Вложение | Размер |
---|---|
tselitelnaya_sila_hebhyylte.docx | 35.59 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
VII Региональная конференция XXIV Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского
Направление: Этнография
Целительная сила hэбхүүлтэ
Автор: Эрдынеева Алима Викторовна, 9 «а» класс
Руководитель: Цырендоржиева Наталия Николаевна,
учитель биологии
2017г.
Содержание:
1. Введение ___________________________________________________3
2. Особенности природы Еравнинского района
2.1. Географическое положение поселения Улхасааское______________5
2.2. Почвы. Растительный и животный мир________________________5
3. История аршана____________________________________________6
4. Химический состав и лечебные свойства аршана _________________9
5. Воспоминания старожилов____________________________________11
6. Заключение _________________________________________________12
7. Использованная литература____________________________________13
Вся культурно-просветительская работа на территории нашего села Гонда ведется по проекту «Береги и умножай наследие культуры, духовных истоков родного народа и страны». Возрождение национальной культуры – это возврат к прошлому, восстановление материальных и духовных ценностей, оздоровление нравственных ценностей. Ведь только возрождая собственную культуру, будет жив сам народ.
Тема моего доклада называется «Целительная сила hэбхүүлтэ». В нем я описала историю развития и лечебные свойства аршана hэбхүүлтэ, расположенного в долине реки Алтабал. Этот аршан местные жители называют Хойто аршан или Улхасаа аршан. Актуальность этой темы заключается в том, что в последнее время уделяется особое внимание местам отдыха, паломничества. Через свою работу я хочу популяризировать источник, привлечь внимание туристов, людей, желающих поправить свое здоровье, или просто насладиться красотами нашего края. Также хотелось бы разбудить чувство патриотизма у населения, чтобы сохранили красивейшие уголки своей родины, соблюдали традиции и обычаи своего народа по отношению к природе.
Поэтому объектом нашего исследования мы взяли уникальный источник-аршан hэбхүүлтэ.
Цель исследования: составить описание минерального источника, расположенного в местности Алтабал. Этим самым помочь людям узнать не только лечебные свойства источника, но и правила пользования им.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Методы: поиска, исследования, наблюдения, изучения специальной литературы, реферирования.
Практическая значимость: объект будет представлять интерес для населения Еравнинского района, жителей республики и иностранных туристов.
Место исследования: окрестности села Гонда Еравнинского района Республики Бурятия.
Сельское поселение «Улхасааское» расположено на территории Еравнинского района в 25 километрах западнее районного центра села Сосново-Озёрское. Поселение включает в себя один населенный пункт – село Гонда, единственное село в районе, где проживают только буряты. До Октябрьской революции, наши предки жили обособленным хозяйством «үмсэ». Гонда – эвенкийское название. Означает – засуха, сухое место.
На территории поселения проходит федеральная автомагистраль Улан-Удэ- Чита, село Гонда находится в 3 километрах от автодороги.
Площадь поселения составляет 43,7 тысяч гектаров.
Село Гонда расположено на южной окраине Витимского плоскогорья. Почвы разнообразны: мерзлотно-луговые-лесные, мерзлотно – луговые, мерзлотно-луговые-черноземные. Площадь сенокосов ограничена, урожайность их невысока. Полезные ископаемые – пески, гравий, кирпичные глины. Природные ресурсы – подземные минеральные воды, пресная вода, лечебные грязи, биологические ресурсы, агроклиматические ресурсы, рекреационные ресурсы.
Природа Гонды очень красива. Территория находится в зоне тайги, здесь всюду господствует лиственница. Но в местах, где глубже оттаивает мерзлота, к лиственнице примешивается сосна, береза, осина, ольха. Повсеместно встречается багульник – краса сибирского леса, шиповник, можжевельник, кислица, ягоды голубики и брусники. В конце июля здешняя природа может угостить вас моховкой, жимолостью, голубикой, земляникой и удивить редкой для Еравны ягодой княженикой. Данный редкий вид важно сохранить, как уникальный памятник живой природы и своеобразие компонента биоценоза.
Животный мир характерен для территории степей и тайги. Из крупных животных здесь обитают медведи, лоси, изюбри, волки, лисицы-огневки. Богатством леса являются белки, и имеющие промысловое значение. Из лесных птиц распространены рябчики, глухарь, тетерев, сова. Наиболее многочисленны кукушки. Из хищных птиц – коршун. Много водоплавающей птицы, гнездятся журавли.
В 7 км. на северо-западе от села Гонда в долине реки Алтабал, в местности Хэбхүүлтэ, находится радоновый источник, именуемый народом Хойто аршан, т.е. северный аршан, или Алтабал, или Улхасаа.
Һэбхүүлтын аршаан в местности Алтабал был обнаружен в 1948-1949 годах прошлого века. В то время работавший директором промкомбината Цыден-Еши Тулмачеевич Цыренов отправил туда двух человек на переработку древесной смолы, уроженца села Гонда Баторова Цыдыпа (в молодости его звали Шара хүбүүн) и Чимитова Цыбен (бывший жүдэй аграмба лама). (Из статьи Ц-Е.Т.Цыренова «Улхасаагай Һэбхүүлтын аршааниие ологшод» - Ярууна – 22.05.1997г.).
По рассказам старожилов: «Цыбен Чимитович – уроженец Аги, как бывший лама находился здесь на поселении после ссылки, его в нашем селе почтенно звали «Хүгшэн ахай», что он помогал людям, особенно семьям, где не держались дети, благословлял и давал имена.
Они обнаружили в нескольких местах находящиеся между камнями воду беловато-молочного цвета и варили чай, еду и убедились, что это не простая вода, а целебный источник-аршан и, приезжая в село рассказывали о его лечебных эффектах. После данных событий стали сюда приезжать люди поправить свое здоровье. В первое время дедушка Цыдып разогревал горячими камнями деревянную ванну-торхо и помогал немощным больным, были случаи, когда люди после приема ванн уезжали, оставив костыли, трости. В первые годы источник пользовался большой популярностью. За сезон источник принимал более 2000 человек. Минеральные воды благоприятно влияют на опорно-двигательный аппарат и быстро заживляют раны.
Из рассказа Гармаева Дэлэг-Даши Цыбеновича 1933 г.р., об этом источнике: «В конце 40-х годов в этих местах работала бригада Еравнинского промышленного комбината: производили канифоль, деготь. Среди рабочих был лама. Он скрывал свое образование – такое было время. Он и обнаружил, что это не простая вода, а аршан. На то указывали разные признаки: источник вытекал в сторону солнца, находившегося в полдень, да и четки указывали на то же. После смерти Сталина лама осмелился обнародовать свое открытие». (Из статьи Ефиркина В.В.)
Здесь есть неоценимая заслуга Жигжитова Сэдэн Сэсэковича – бывший габжа лама Эгитуйского дацана в благословении этой местности как целебный аршан. Высокообразованный буддийский Учитель в этих местах совершал затворничество для достижения высших стадий реализации в своей практике. В 1956 году построил мунхан, домик для бурханов. По его инициативе при бытности председателей колхоза «Путь Социализма» Цыдып Цыбикова, Марханай Бадмаевича Цыдыпова был построен дом, деревянные ванны. К сожалению, весной 2003 года во время лесных пожаров сгорели дома и кухня-сарай. Интересно то, что «мунхан» - святилище аршана, которое находится посреди леса, ни в какой пожар никогда не горит, хотя лесной пожар подбирается буквально вплотную. Рядом со святилищем находится второй выход аршана, считающегося лечебным для глаз.
Жигжитов Сэдэн Сэсэкович родился в местности Зэрлигтэ, 1895 году в многодетной семье. Когда ему было 6 лет, отец отдал его в Эгитуйский дацан. Он учился у ученых лам и сильно отличался от своих сверстников талантом и любознательностью. Совсем молодым, в возрасте двадцати с лишним лет получил высшую духовную степень габжа.
В грозные годы разрушения дацанов, гонения и ссылки служителей в 1939 году Сэдэн габжа в числе 600 лам Эгитуйского дацана был отправлен в лагерь. Работал как все ссыльные ламы на строительстве Иркутского аэропорта. Когда всех остальных отправили в Красноярский край, по воле судьбы он остался в Иркутске, работал на мотороремонтном заводе, где случился несчастный случай, потерял пальцы руки, стал инвалидом.
Вернувшись в родные края, несмотря на запретные для религии времена он помогал людям, нескончаем был поток людей к нему. Его все почтенно звали «Абга». Сэдэн абга не обзавелся семьей, всю свою жизнь нес высокий сан гэлэн ламы для блага всех шести живых существ.
Чтобы добраться до источника нужно по трассе Улан-Удэ – Чита доехать до отворота в Гонду, затем доехать до северо-западной окраины села и продолжить путь по полевой дороге, труднопроходимой для легковых автомобилей, особенно в дождливую погоду, но 2014году силами земляков, была проложена хорошая дорога.
Сельская администрация из года в год благоустраивает аршан, перевезен с гурта дом, построены сараи для ванн, поварня, сени к дому, печь, каждый год проводится текущий ремонт.
В 2014 году 26 июля, 30-го числа по лунному календарю в местности Һэбхүүлтын аршаан состоялось открытие-арамнай субарги «Чойнпрул Чодден», который посвящался Сэдэн габжа ламе и другим ламам прошлого Эгитуйского дацана, выходцам Улхаса-Гонды. Субарга, возведенный у аршана, обладает огромной силой не только исцелять, но и подавлять негативное воздействие любых вредоносных сил. Не случайно, что из восьми видов субарганов выбран именно субарган «Чойнпрул Чодден» - ступа великих 15 чудес Будды Шакьямуни.
Параллельно со строительством субарги еще построили гостевой дом-юрту-восьмистенку и еще в плане есть построить комплекс юрт, беседку для отдыхающих. Из года в год увеличивается число отдыхающих, поправить свое здоровье. Рядом расположена поварка, где отдыхающие могут приготовить себе пищу. Около источника находится ванный корпус из 7 кабинок сколоченных из досок, в которых установлены городские ванны. Вода подогревается на костре в объемных чанах и вручную наливается в ванны.
Река Алтабал в этом месте едва заметна среди болотного разнотравья. Ширина всюду такая, что можно перешагнуть, но в том месте, где люди черпают воду для ванн, мочажина имеет длину и ширину около 1,5 метра. Глубина составляет 50-80 см. На вкус вода не отличается от обыкновенной питьевой, но после ее употребления на языке долго ощущается жжение.
Радоновые воды весьма ценны в лечебном отношении и имеют очень широкий спектр воздействия на организм. После подогрева до соответствующей температуры радоновые ванны показаны для больных с заболеваниями органов движения, нарушениями периферической нервной системы и обмена веществ, сердца, сосудов. Эффективны также для лечения гипертонических заболеваний и заболеваний щитовидной железы, кожи и последствий полиомиелита. Вода имеет низкую минерализацию (0,2 мг/л), характеризуется как углекислая с гидрокарбонатно – хлоридно – натриево – калиевым составом, содержит небольшое количество железа, уровень рН -6,3.
В 100м. севернее радонового источника по левому берегу реки Алтабал находится глазной аршан. Вода в нем молочного оттенка. Минеральная вода выступает в небольшом каменном углублении размером 30х40 см., глубиной 20 см.
У мест выхода источников на деревьях и кустах привязано множество нарядных лоскутков тканей, означающих, что это священные места – «обоо». Данный водный объект имеет рекреационно-оздоровительную ценность.
Содержание кислорода и углекислого газа составляет 0,96 и 54,97 мг/л. Вода содержит 3,3 мг/л нитрат-ионов и 3,0 сульфатов. Качественная реакция на присутствие ионов кальция и магния отрицательная.
Отмечено самое высокое содержание сульфид-ионов и сероводорода (6,43 и 5,37 мг/л соответственно) среди всех описанных источников. Сероводород оказывает выраженное влияние на сердечно-сосудистую систему: расширяются действующие и раскрываются новые капилляры и другие сосуды микроциркулярного русла, происходит гиперемия кожи, улучшается местная и общая гемодинамика, нормализуется пульс, дыхание становится более глубоким и замедленным. Кроме того, сероводород способствует образованию в коже вазоактивных веществ – гистамина и ацетилхолина, активизирует обмен катехиламинов, улучшают функцию симпато-адреналовой системы, желез внутренней секреции. Воздействуя через нервную и эндокринную системы, сероводород оказывает положительное влияние на обменные процессы в органах и тканях. Поступивший во внутреннею среду организма сероводород, как сильный окислитель, вступает на клеточном уровне в окислительно-восстановительные реакции с окисленной формой белков, ферментов и рядом других биологических групп возрастают энергетические запасы в клетках и тканях, в том числе и сердечной мышце. Усиливается метаболизм, активизируются процессы иммуногенеза. Сульфидные ванны невысоких концентраций эффективны при лечении ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы и кожи, а также при сочетании их с нарушениями обмена веществ; при хронических заболеваний суставов, мышц и периферических нервов; при профессиональных хронических интоксикациях и ряде других болезней.
Из рассказа Гармаевой Цыжип Дамбаевны (82 года): «На источник съезжались десятки и сотни страждущих, желающих вновь обрести силу в ногах и руках. Приехавшие – издалека на лечение, останавливались на 3-5 дней, ставили палаты. Обычно на источник приезжают перед сенокосом, но еще лучше, издавна говорят люди, после сенокоса. Тогда источник по-особому силён. Люди нагревали воду из Аршана и принимали лечебные ванны».
Вода Аршана имеет целебные свойства и излечивает многочисленные болезни: суставов, артрит и т.д. Поистине эта вода обладает оживляющим действием. Приняв курс лечения, в котором предусматривались сероводородные ванны, можно было надеяться на стопроцентное излечение от хронических болезней.
А вот, из рассказа Чимитовой Цыбиг Жамсарановны (86 лет): «Люди, приехавшие на костылях, уезжая, выбрасывали их за ненадобностью. Настолько велика была сила этой святой воды».
Шойжолов Бато-Мунко Бадмаевич (82 года): «В начале 80-х годов мы с семьей каждый год лечились на аршане. Там были деревянные ванны (торхо), нагревали аршан в котлах, камни нагревали и принимали ванны. Жили в деревянном доме, наподобие летника, некоторые ставили палатки. Принимали аршан от 3 до 5 дней. До сих пор на здоровье сильно не жалуюсь, разве что память начала отказывать».
Жительница села Тулдун, Батуева Бутидма Гомбоевна (71 год) вспоминает: «Когда я была маленькая, то мы с эжы и баабай каждый год лечились и отдыхали на этом аршане. Туда можно было проехать только на лошадях, дорога была плохая. Принимали торхо. Кажется, там были источники и от женских болезней, от глазных. Моя эжи всегда хвалила этот аршан. Она была родом из тех мест Жибхээсэн, и прожила она 105 лет. Не болела, память была хорошая, зубы свои до конца дней были. Этот аршан действительно многим помогал».
На источнике приносят подношения хозяевам местности, чтобы они помогли улучшить здоровье.
В ходе работы над докладом мы узнали много интересного об аршане. Воссоздали историю аршана.
В связи с тем, что санаторно-курортное лечение доступно не всем жителям района, приходится чаще обращаться к местным источникам. Наряду с известными курортами республики, земля Еравны богата целебными источниками. Еравнинская земля всегда гостеприимно встречает гостей, туристов, которые хотят окунуться в целебные воды аршана, набраться сил и здоровья, прикоснуться к духовному наследию буддийской культуры.
Мы все должны беречь и охранять такие уникальные места. Любить свой край, ведь каждый уголок природы по-своему неповторим и прекрасен.
А изготовленный нами буклет познакомит гостей и жителей нашего района, республики с нашими уникальными источниками. И мы будем ждать вас в гости.
Использованная литература:
Информаторы:
Заяц-хваста
Загадочная система из шести экзопланет
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Что общего у травы и собаки?
Сказка об осеннем ветре