Исследование посвящено символам Хабаровского края (петроглифу Олень Золотые Рога), муниципального района имени Лазо (Золотой олень на гербе муниципального района) и экспонату школьного музея Игрушке-качалке Олененку.
Вложение | Размер |
---|---|
tri_olenya.docx | 38.07 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 р.п. Хор
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
«Краевая краеведческая конференция - 2016»
Секция «Исчезнувшие памятники»
Исследовательская работа
«ТРИ ОЛЕНЯ»
Выполнил:
Тимофеев Игорь,
ученик 6 а класса МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор
Руководитель:
Кирьянова Жанна Борисовна
учитель истории МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор
муниципального района имени Лазо
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Второй год я с большим интересом занимаюсь в кружке общеинтеллектуального направления «Юный краевед», изучаю историю родного края. Наши занятия часто проходят в школьном музее «Наследники», где мы знакомимся и работаем с экспонатами, заботливо собранными хранителем школьного музея Шаповаловой Надеждой Ивановной и учениками нашей школы. Знакомясь на занятиях с культурой и традициями коренных народов Дальнего Востока, я обратил внимание на тот факт, что изображение лося (оленя) часто встречается в сюжетах петроглифов. И на гербе нашего муниципального района имени Лазо (утвержденного решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 18.12.2009) изображен золотой олень. А детская игрушка-качалка, принадлежавшая когда-то маленькому жителю нашего поселка, тоже сделана в виде оленя, а не всем привычной лошадки. Я понял, что это неслучайно и решил разобраться в проблеме.
В основе моей исследовательской работы «Три оленя» лежит изучение раритетного экспоната школьного музея «Наследники» – игрушки-качалки Олень, символики герба нашего муниципального района и сюжетов петроглифов.
Цель исследования: найти ответ на вопрос, что объединяет «трех оленей»: золотого оленя на гербе муниципального района имени Лазо, оленя «Золотые рога» - символа амурских петроглифов и деревянного олененка – детскую игрушку из школьного музея.
Задачи исследования:
Объектом данного исследования является история и культура Дальнего Востока, а предметом исследования – олень, как дальневосточный символ.
Я предположил, что если в древности, недавнем прошлом и в современности люди, живущие на одной земле (на Дальнем Востоке), выбирают одни и те же символы, то это свидетельствует о неразрывной связи поколений. Это гипотеза моего исследования.
Методы исследования:
Во время работы мною были использованы такие исследовательские методы как: метод визуального наблюдения и анализа, который я применял при изучении раритетного музейного экспоната и документации школьного музея «Наследники»; атрибуция музейного экспоната; сбор и систематизация информации, полученной из различных видов источников – устных рассказов, исторической литературы, материалов интернет-сайтов (в том числе и школьного сайта); составление тематических информационных папок «Петроглифы Амура», «Герб и флаг муниципального района имени Лазо», «Детская деревянная игрушка»; экскурсия по залам школьного музея, оформление фотоматериалов; анализ полученных данных, подтверждение гипотезы.
«ТРИ ОЛЕНЯ»
В нашей школе есть замечательная традиция: в первый день занятий первоклассников, после торжественной линейки, приводят в Школьный музей (Приложение 1). На стендах музея – страницы истории нашего поселка и школы, память о земляках, воевавших в годы Великой Отечественной войны, экспонаты, рассказывающие о природе и культуре родного района и края. В этот музей ученики школы придут еще не раз. Это происходит потому, что музей «живет»: постоянно обновляются его экспозиции, проводятся встречи с ветеранами войны и труда, выставки и конкурсы, фонд музея продолжает пополняться. Традиционным стало проведение Дня дарителя.
Одним из раритетных экспонатов музея (а всего его фонд насчитывает более 250 единиц хранения), является игрушка Олень-качалка. Проведя атрибуцию музейного экспоната, мы установили его инвентарный номер 177, шифр ХСШ 3/177 игрушка (Приложение 2). Размеры – длина 70 см, ширина 62 см. Полное описание (из Инвентарной карточки, заполненной 20.04.2012): «игрушка выполнена из дерева из нескольких частей; не окрашена; сиденье – спинка олененка покрыто попоной, за рожки ребенок мог держаться и раскачиваться. Сохранность экспоната неполная: у игрушки нет правого глаза, дерево выцвело, много трещин» (Приложение 2).
Из книги регистрации экспонатов (Приложение 3) и Легенды экспоната нам стало известно, что 18 апреля 2012 года в дар музею игрушку передала Чиганова Ольга Михайловна, учитель начальных классов нашей школы. Эта игрушка была принесена в школу в 2010 году на внеклассное мероприятие «Игрушки наших бабушек», посвященное Дню 8 Марта. После мероприятия игрушку никто не забирал. Два года она стояла в классе. Потом игрушку решили передать школьному музею. Так игрушка попала в экспозицию «Изба переселенца».
В настоящее время идет работа над установлением времени создания игрушки-качалки. В книге регистрации экспонатов было указана дата «1947 – 1954 г.??», но по рассказам владельцев игрушке около 100 лет. Есть версия, что игрушку сделал отец для ребенка после войны в 1947 году. Долгое время игрушка хранилась на чердаке старого дома, кто был ее хозяином уже неизвестно. Сегодня игрушка-качалка Олень украшает экспозицию школьного музея и считается особо раритетным экспонатом, к которому проявили интерес даже сотрудники районного краеведческого музея.
Когда посетители музея впервые знакомятся с экспозицией «Изба переселенцев», в которой много интересных старинных предметов, то обязательно обращают внимание на игрушку-качалку. У всех она вызывает только улыбку и теплые воспоминания. У современных детей много развлечений, но обычная лошадка-качалка остается непременным атрибутом детства. Дети обожают качаться и кататься. Лошадки-качалки приносят столько радости и веселья круглый год!
Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов вхождения в мир взрослых. В старину, как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка". Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
Наши предки верили в магическую силу игрушек, в их способность охранять от темных сил, защищать от дурного глаза и болезней. И делали игрушки-обереги из самых разных материалов: золотистой соломы, ярких лоскутков ткани и ниток, теплой глины и дерева. Мастера (чаще всего ими являлись родители ребенка) вкладывали в изделие всю свою любовь и нежность и верили, что такой оберег даст их чаду силу, здоровье и счастье. «Ясно одно: игрушки, которые рождались в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев и сестер дарили детям радость общения, добрые эмоции, открывали простор для развития фантазии и воображения, хранили и передавали следующим поколениям семейные ценности, народные традиции. В старину считали так: мальчик — будущий охотник, добытчик, воин, поэтому его незаменимой игрушкой должен быть лук со стрелами. Девочка же станет хозяйкой в доме, матерью — ей играть в куклы. Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости!»[4;23]
Почему для маленького дальневосточника была сделана именно такая игрушка? Почему качалкой стала не привычная лошадка, а именно олень? Я предположил, что жителей нашего края с детства окружала тайга, которая всегда была и источником пропитания, и источником опасности. Научится жить в ладу, в гармонии с окружающей природой, животным миром было необходимо для выживания человека. Родители понимали, что через игру ребенок приучается считать природу своим другом и союзником, бережно относится к окружающему миру. Крепко держись ручками за рожки олененка, развивай моторные навыки, вестибулярный аппарат, ловкость и координацию движения! Узнавай с детства, кто твои соседи - жители дальневосточной тайги! Береги и не расхищай ее кладовые! Это законы жизни, которые передали нам наши предки и коренные жители края.
Немало тайн и загадок хранит наша дальневосточная земля. И это неслучайно: могучий Амур, ширь тайги, богатый природный мир…Уже в глубокой древности на территории Дальнего Востока существовала цивилизация, развивалась культура. В Хабаровском крае находится множество памятников древнего наскального искусства. Это знаменитые петроглифы Амура. Слово «петроглиф» – греческого происхождения («петрос» – камень и «глиф» – резьба) и означает «высеченные изображения на камне». Наскальные рисунки датируются эпохой мезолита (XII– VIII тыс. лет до н. э.), эпохой неолита (X – IV тыс. лет до н. э.) и эпохой средневековья (V в. – XVII в.в.).
На территории Приамурья известно несколько местонахождений наскальных изображений, оставленных древними мастерами на неподатливом камне. Самыми замечательными являются наскальные изображения на реке Амур у села Сикачи-Алян, на скалистом берегу реки Уссури выше села Шереметьево и в долинах рек Кия и Сукпай.
Во всех трех местонахождениях петроглифов преобладают антропоморфные (человекообразные) изображения – личины. Вместе с ними на тех же скалах видны фигуры животных, птиц, змей (зооморфные изображения).
Каменные изображения высечены на уступе береговой террасы и огромных базальтовых валунах. Это уникальные, неповторимые сооружения. Их изучение помогает понять взгляды людей того времени на окружающий мир, верования и быт дальневосточных племён.
Самый известный зооморфный петроглиф Сикачи – Аляна – лось. Лось или олень – сакральное изображение солнца. Продольное туловище, едва заметные ноги, длинная шея и маленькая голова – всё готово к стремительному бегу. Внутри туловища животного несколько концентрических кругов – знаки, связанные с солнцем. Это лось небесный, герой мифов, и преданий многих народов. С ним они связывали удачную охоту, а значит и своё благополучие. Про небесного лося у нанайцев есть легенда: «Жил на небе лось, и однажды он проглотил солнце, темно стало на земле, нет света и тепла. Плохо стало жить людям на земле. И тогда один храбрый охотник смастерил лыжи, лук и стрелы и пошёл по следам лося. Охотник догнал его, выстрелил из лука и освободил солнце. Снова оно засияло на небе, стало тепло и светло. И так продолжается каждую ночь – охотник идёт вслед за лосем, освобождает солнце, и на земле наступает рассвет. А вечером – лось снова проглатывает солнце и погоня продолжается. А лыжню охотника можно увидеть на ночном небе – это Млечный путь».
На официальном сайте администрации муниципального района имени Лазо я нашел изображение и описание герба и флага района. Из документов узнал, что герб муниципального образования муниципальный район имени Лазо Хабаровского края составлен по правилам и соответствующим традициям геральдики, и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции (Приложение 4).
Обоснование символики герба муниципального района имени Лазо - герб района отражает его экономические и природные особенности:
Серебро – символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения.
Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду.
Золото – символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.
Изучая дальневосточную геральдику, я выяснил, что символ оленя присутствует и на гербах других муниципальных районов - Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского района (Приложение 5).
Описание герба Аяно-Майского района:
«В зелёном поле над лазоревой оконечностью, обременённой серебряным крабом и имеющей серебряную кайму, сложенную из малых ромбов — серебряная голова северного оленя настороже и между его рогов — скачущий влево и обернувшийся соболь того же металла».
Кайма, составленная из малых ромбов «оленья тропа» — аллегория эвенкийских национальных узоров, символически отражает национальные особенности района. Голова оленя — символизирует основное занятие местных жителей — оленеводство. Олень для эвенков главный помощник в кочевой жизни, это и мясо, и одежда, и обувь, и лекарство.
Описание герба Тугуро- Чумиканского района:
«В зелёном поле с лазоревой (синей, голубой) оконечностью завершённой золотом, обременённой шестью серебряными малыми рыбами (три, две, одна) — два сообращённых и восстающих северных оленя того же металла и между ними — поддерживаемый ими золотой тарч (круглый щит), поверх которого положена червлёная (красная) стрела в левую перевязь».
Два оленя в гербе района: дикий и домашний (с одетой уздечкой) символизируют прошлое, настоящее и будущее района. Большую часть населения составляют коренные жители — эвенки оленеводы.
Меня интересовало, прежде всего, изображение на гербе золотого оленя. Выбор оленя – как главного символа нашего муниципального района, неслучаен. Золотой олень соединил в себе и символ богатой фауны Приамурской тайги, и символ благородства, грации, и символ высшей ценности, величия, великодушия. От древнего изображения коренных жителей края «оленя Золотые рога» – символа солнца, удачи, благополучия, через деревянную игрушку – завета будущим поколениям, золотой олень на гербе нашего района символизирует связь поколений, человека и природы, благородство дальневосточного характера, верность традициям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы над исследованием я нашел ответ на вопрос, что объединяет «трех оленей»: золотого оленя на гербе муниципального района имени Лазо, оленя «Золотые рога» - символа амурских петроглифов и деревянного олененка – детскую игрушку из школьного музея. Гипотеза, выдвинутая в нашем исследовании, нашла свое подтверждение - в древности, недавнем прошлом и в современности люди, живущие на одной земле (на Дальнем Востоке), выбирают одни и те же символы и это свидетельствует о неразрывной связи поколений.
Я пришел к следующим выводам:
Работа над исследованием «Три оленя» заставила меня задуматься о месте, где я родился и живу, об истории своего поселка и истории всего дальневосточного региона – колыбели многих народов, крае с удивительной, уникальной природой, культурой и историей.
Моя исследовательская работа была написана с просветительской целью - с результатами исследования я познакомил учащихся нашей школы, членов кружков «Юный краевед», «Мир музея», «Наследники», своих родных и близких.
А работа по изучению истории родного края будет продолжена. На летних каникулах в школе работает профильный краеведческий кружок «Наследники», где мы продолжим наши поиски и попытаемся установить владельцев игрушки, запишем их воспоминания. В нашем школьном музее хранится еще немало интересных экспонатов, которые ждут своих исследователей – краеведов.
Список литературы
Кто самый сильный?
Сказки пластилинового ослика
Привередница
Загадочная система из шести экзопланет
Четыре художника. Осень