Ученица 9 класса 45 школы провела исследование о возможности обеспечения реальной безопасности в школьной среде, степени реальной безопасности в реальной школе. Мотивацией к проектной деятельности стал результат собственной психотерапии по данному направлению.
Вложение | Размер |
---|---|
исследование школьной безопасности глазами девятиклассницы | 1.2 МБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №45»
«Психологическая безопасность обучающихся в школе»
Авторы: Шульга Наталья Дмитриевна,
обучающаяся 9 «А» класса,
Полникова Виктория Алексеевна,
обучающаяся 9 «А» класса
Руководители:
Матвеева Анна Владимировна, педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска
Иорданова Татьяна Геннадьевна, педагог-психолог
МБОУ «СОШ №45» г. Курска
Курск – 2017
Содержание:
Введение…............................................................................................3
1.Изучение психологической обстановки в учебном заведении.......7
1.1.Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе..........7
1.2.Изучение межличностных отношений учащихся.........................8
1.3.Значение психолого-педагогического сопровождения учащихся ……………………………………………………………………….....10
2.Проведение программы..................................................................12
2.1.Особенности выборки и используемых методов..…………......12
2.2.Полученные результаты…………………………………………..12
3.Реализация программы...................................................................15
Введение
Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик.
Психологическая безопасность участников образовательной среды школы ориентирована на личностно-доверительные отношения, защиту личности от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз с целью предупреждения нарушений психологической безопасности образовательной среды.
Анализ современных исследований позволил установить, что психологическая безопасность образовательной среды школы может рассматриваться во взаимосвязи с понятиями «защищенность», «социальная среда» и «угроза».
Психологическая безопасность рассматривается как состояние сохранности и защищенности от возможных угроз, что способствует гуманным отношениям между людьми, признанию значимости среды, ощущению идентичности с ней, наряду с уважением, доверием, ответственностью и принятием других людей
Угроза является основным понятием области обеспечения психологической безопасности среды. Риск является мерой опасности, а угроза – высшей степенью опасности. В качестве основных угроз для участников образовательной среды школы рассматриваются отсутствие или частичное признание референтной значимости среды, отсутствие или частичная удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия, отсутствие или частичная защищенность от психологического насилия, представляющего собой основную угрозу психологической безопасности. Угрозу психологической безопасности образовательной среды также может представлять неудовлетворительное состояние психического здоровья ее участников.
Одним из показателей психологической безопасности образовательной среды школы является защищенность от психологического насилия во взаимодействии. На проявление насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем – для одних людей неуважение в межличностных отношениях, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.
Психологические последствия насилия влияют на все уровни функционирования личности, они вызывают нарушения в познавательной сфере и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний, формируют негативные представления, отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми, приводят к стойким личностным изменениям. Причинами психологического насилия являются биологические факторы, семейные отношения, средовые факторы и межличностные отношения. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия школа может лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений она способна контролировать и корректировать их.
К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим обеспечению психологической безопасности, относят доброжелательную атмосферу, высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия, повышение родительского и общественного участия, поддержка учащихся в период возрастных кризисов, удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы, уважительное отношение, возможность обратиться за помощью, внимание к просьбам и предложениям.
Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде школы возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. Именно в процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, труду, другим людям, на примере его отношений к самому себе, формируется система отношений, черты характера учащихся. Учитель может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств, к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга, выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы, узнать различные точки зрения, рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт, умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы.
Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.
Таким образом целью нашей программы является изучение психологической обстановки в коллективе с последующим ее улучшением.
Задачи программы:
1)Диагностика психологической обстановки в школах;
2)Изучение психологических особенностей поведения обучающихся в школе;
3)Разработка программы по развитию положительных качеств у обучающихся;
4)Реализация данной программы;
5)Дальнейшее сопровождение обучающихся
Объект исследования: обучающиеся МБОУ "Гимназии №4" и МБОУ "СОШ №45"
Предмет исследования: психологическая безопасность обучающихся в школе
1.Изучение психологической обстановки в учебном заведении
1.1.Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе
Конфликты - довольно частое явление в нашей жизни. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Конфликты случаются там, где есть противоречия между людьми. Источником этих противоречий является разногласие в знаниях, умениях, личностных качествах, целях, взглядах, убеждениях, позициях, оценках и самооценках. Посмотря на детей мы поняли , что проблема конфликтов в школе не потеряла актуальности. Практика сегодняшней, во многом изменившейся школы, свидетельствует о многочисленных конфликтах в детских коллективах. Они случаются в различных системах отношений: «Учитель-ученик», «Ученик-ученик» и других. Неумелое решение этих конфликтных отношений влечет за собой все новые конфликтные ситуации. Однако проблема обучения подрастающего поколения методам разрешения конфликтов остается актуальной для современной педагогики. Достоверность выводов и рекомендаций по использованию классификации возникающих конфликтов в школьном коллективе в системе отношений «Ученик-ученик» обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью цели и задач исследования, а также опорой на методологически выверенные положения отечественной и зарубежной психологии, применением адекватных методов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что составлена классификация типовых конфликтов в школьном коллективе в системе отношений «Ученик-ученик», а также в подсистемах «Мальчик-мальчик», «Мальчик-девочка», «Девочка-девочка». Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа позволяет формировать у учащихся навыки конструктивного разрешения конфликтов. Существуют определенные типы школьных конфликтов в системе отношений «Ученик-ученик». Эти типы конфликтов имеют разное качество в разных возрастных группах (начальное звено, среднее звено и старшее звено средней школы). Типы конфликтов различаются в зависимости от состава его учеников («Мальчик-мальчик», «Девочка-девочка»). Конфликтные способы разрешения конфликта в основном зависят не от возрастных и полоролевых особенностей участников конфликта, а от той социальной атмосферы, в которой находятся участники конфликта. Исследования и практическая работа с конфликтами детей могут сыграть большую роль в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время эта проблема особенно актуальна, т.к. в средствах массовой информации идет активная пропаганда агрессии. Главными героями зарубежных и отечественных фильмов становятся люди, разрешающие конфликтные ситуации «силовыми приемами». Таким образом, официально дается установка на стереотипное агрессивное поведение во время конфликтов.
1.2.Изучение межличностных отношений учащихся
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым (Я хорошо себя вел? А вы мне поставите пятерку? Можно я переделаю работу?). В школе учитель играет объединяющую роль. В первые годы школьной жизни учащиеся ориентируются на мнение учителя, часто авторитет его очень высок (Мне учитель сказал… Нам так показывали….). Младший и подростковый школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности. Школьный коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно. Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей. Для многих учащихся школы в основе межличностных отношений лежат микрогруппы (2-3 человека). Поведение школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты есть и бывают в коллективах, но вспыхивают и гаснут они легко.
1.3. Значение психолого-педагогического сопровождения учащихся
Психолого-педагогическое сопровождение – это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.
Цель сопровождения заключается в создании психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в положительной психологической среде.
Принципы сопровождения:
1) Принцип раскрытия личности ребенка
Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка, а не искусственно задает ему цели и задачи. Таким образом, главным приоритетом становится безусловная ценность внутреннего мира каждого ученика, его потребностей, целей, и ценностей его развития.
2) Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако учитель не должен делать выбор за ребенка, тем самым, снимая с него ответственность за принятое решение. В процессе сопровождения учитель, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
3) Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое учителем, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок и ту систему воспитания, которую выбрали для него родители.
Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность учителя и психолога, в рамках которой могут быть выделены два компонента:
1) Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения при помощи психолого-педагогической диагностики.
С начала процесса адаптации ребенка к средней школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом педагог-психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических вопросов.
2) Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, их успешного обучения и воспитания.
На основе данных психологической диагностики заполняются определяется личность и характер ребенка. Реализация данного пункта предполагает, что подходы и требования к детям со стороны педагога-психолога не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями. Особое внимание уделяется тем детям, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии.
2. Проведение исследования
2.1.Особенности выборки и используемых методов исследования
Выборка исследования: обучающиеся МБОУ «Гимназия №4» и МБОУ «СОШ №45» общим количеством 270 человек.
Методический блок:
2.2.Полученные результаты
1) Большинству обучающихся нравится их пребывание в школе. Однако некоторые обучающиеся отмечают ухудшение настроения в школе.
2) Около 70% детей на вопрос о выборе школы предпочли бы выбрать свою.
3) Анализируя данные, полученные в ходе прохождения теста на агрессивность, мы заметили , что большинство ребят уходят от конфликта, не развивая его, а подавляя. Однако есть дети, остро реагирующие на конфликтные ситуации, поэтому с ними будет проводиться отдельная работа, в ходе которой будут выяснены причины такого поведения и даны необходимые рекомендации.
4) На основе анкеты для оценки сплоченности классного коллектива мы выявили, что большинство детей ощущают себя полноценным членом коллектива.
5) В опроснике, который был проведен с обучающимися, 80% из них отметили, что пребывание в школе не влияет на их настроение.
6) Из перечисленных характеристик школьной среды дети отметили, что для них более важны следующие аспекты: взаимоотношения с учителями; взаимоотношения с учениками; возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение окружающих непосредственно к самому ученику; возможность обратиться за помощью.
7) Изучая вопрос о защищенности детей в школе, мы заметили, что дети чувствуют себя гораздо комфортнее с учителями, нежели с одноклассниками и посторонними людьми. Данный факт послужил для нас сигналом для беседы с классными руководителями.
8) Исходя из выше изложенного, нами была осуществлена беседа с обучающимися и классными руководителями, в ходе которой мы пришли к выводу о необходимости разработки и реализации программы. Ее особенностью является то, что формировать и развивать необходимые качества у ребят будут обучающиеся 9 классов совместно с педагогом-психологом, используя игровые методы, методики арт-терапии, просмотр фильмов и прочее.
3.Реализация программы
Цель программы: объяснить детям значение конфликтных ситуаций в их жизни и рассказать о правильных путях их решения
Задачи программы:
Прогнозируемый результат:
Ценность программы:
План мероприятий:
Познакомились с учениками разных классов, рассказали, чем будем заниматься на занятиях и зачем, что нам будет нужно, как часто будем встречаться.
В некоторых классах провели опросник «Состояние ученика в школе». И по полученным данным мы изучили особенности поведения в конфликтах и взаимоотношения детей друг с другом.
Чтобы выявить уровень тревожности и агрессии детей мы провели небольшой тест на агрессивность. С помощью которого и узнали проблемы детей в конфликтных ситуациях.
Методика была проведена для выяснения атмосферы коллектива.
Чтобы дать понять детям , что такое конфликт , чтобы рассказать с какими проблемами дети чаще всего сталкиваются в ходе конфликтов, мы провели данные беседы.
Эти беседы были проведены для того, чтобы объяснить детям правильное поведение и выход из конфликта.
Литература:
1)https://psibook.com/research/psihologicheskiy-analiz-konfliktnyh-situatsiy-v-shkole.html
2) Книги по детской психологии
3)https://infourok.ru/statya-po-teme-psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredi-shkoli-1164965.html
Приложение 1
Дорогой друг! Мы просим Вас принять участие в опросе.
1. В приведенной ниже шкале цифра «0» характеризует пребывание в школе, которое очень не нравится, а «9» – которое очень нравится. В какую бы из клеток вы поместили бы свое мнение (обведите кружком):
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали бы вы свою?
· Да. · Не могу сказать. · Нет.
3. Какое настроение чаще всего бывает у вас в школе?
· Обычно плохое.
· Чаще плохое.
· Пребывание в школе не влияет на мое настроение.
· Чаще хорошее.
· Обычно хорошее.
4. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе, оценивая степень удовлетворенности Вами каждой из характеристик:
· В очень большой степени 5 · В большой степени 4 · Средне 3
· В небольшой степени 2 · Совсем нет 1
Характеристика | Ваша оценка |
1. Взаимоотношения с учителями |
5. Считает ли вы свое обучение в школе интересным?
· Да. · Пожалуй, да. · Не могу сказать. · Пожалуй, нет. · Нет.
6. Насколько защищенным вы чувствуете себя в школе от оскорблений и высмеивания? Поставьте оценку перед буквой:
· В очень большой степени 5
· В большой степени 4
· Средне 3
· В небольшой степени 2
· Совсем не чувствую себя защищенным 1
а) одноклассников;
б) учителей
в) посторонних, приходящих в школу
Приложение 2
Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.
1. Временами кажется, что в меня вселился злой дух.
2. Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет мне зло, я обязательно стараюсь отплатить тем же.
4. Иногда мне без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что я с удовольствием ломаю игрушки, что-то разбиваю, потрошу.
6. Иногда я так настаиваю на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Я не прочь подразнить животных.
8. Переспорить меня трудно.
9. Очень сержусь, когда мне кажется, что кто-то надо мной подшучивает.
10. Иногда у меня вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремлюсь сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимаю себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорюсь, вступаю в драку.
17. Стараюсь общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У меня нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считаюсь со сверстниками, не уступаю, не делюсь.
20. Уверен(-а), что любое задание выполняю лучше всех.
Приложение 3
Анкета для оценки сплоченности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
Загадка Бабы-Яги
Свадьба в Малиновке
Городецкая роспись
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)