Проблема школьной неуспеваемости сегодня актуальна в нашем обществе. Регулярное невыполнение домашнего задания, невыполнение требований учителя и программы – всё это влияет на неуспеваемость, в том числе влияет и на развитие личности. Сейчас много таких школьников, а особенно подростков. Все хотят быть успешными, но не все выполняют требования, чтобы быть совершенными. Самая главная проблема в наше время - это лень. Школьники-подростки очень сильно ленятся, поэтому большинство учатся плохо.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_bohinoy_d._-_iii_mesto.docx | 116.92 КБ |
Общешкольная научно-практическая конференция
«Саморазвитие личности учащихся
через исследовательскую деятельность»
8 Б класс
Научный руководитель-
кандидат педагогических наук
Т.Г. Угрюмова
Улан-Удэ - 2017
Оглавление
1. Основные факторы, влияющие на успеваемость школьников-подростков 4
2. Результаты исследования неуспеваемости среди школьников-подростков 6
3. Рекомендации для повышения успеваемости 9
Список использованной литературы 11
Актуальность исследования. Проблема школьной неуспеваемости сегодня актуальна в нашем обществе. Регулярное невыполнение домашнего задания, невыполнение требований учителя и программы – всё это влияет на неуспеваемость, в том числе влияет и на развитие личности. Сейчас много таких школьников, а особенно подростков. Все хотят быть успешными, но не все выполняют требования, чтобы быть совершенными. Самая главная проблема в наше время - это лень. Школьники-подростки очень сильно ленятся, поэтому большинство учатся плохо.
Цель исследования – выявление и изучение причин, влияющих на школьную успеваемость.
Объект исследования - процесс формирования успеваемости школьника-подростка.
Предмет исследования – проблемы неуспеваемости школьников-подростков.
Гипотеза исследования – неуспеваемость школьника оказывает отрицательное влияние на здоровье, поведение и в целом на развитие его личности при таких условиях, как: возрастные особенности, неудовлетворительные условия, в которых подростки находятся в школе, недостатки воспитательной работы, недостатки семейного воспитания, недостаточный уровень культуры педагогов, дефекты умственного развития.
Проверка этой гипотезы потребовала решения нескольких взаимосвязанных задач учебно-исследовательской работы: определить на основе анализа психолого-педагогической литературы степень разработанности исследуемой темы, выявить причины неуспеваемости школьника, разработать ряд практических рекомендаций неуспевающим и школьникам.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школе, анкетирование, индивидуальные беседы со школьниками.
Практическая значимость исследования состоит в составлении ряда практических рекомендаций для учащихся, родителей, учителей.
Проведённое нами исследование представляет себе начальный этап исследовательской работы за период 2016-2017 учебного года.
Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, является уровень умственного развития детей.
Умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития человека. У школьников умственное развитие играет существенную роль, поскольку от него порой зависит успешность учебной деятельности. А успешность и неуспешность учебной деятельности отражается на всех сторонах личности — эмоциональной, потребностно - мотивационной, волевой, характерологической. На ведущее значение умственного развития в общем развитии школьников указывали П.П.Блонский, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков.
Главным образом умственное развитие происходит под социальным влиянием обучения и воспитания. Здесь наиважнейшее значение имеет школьное обучение, в процессе которого посредством усвоения системы научных знаний процессы мышления ученика приводят в действие собственные внутренние процессы саморазвития.
Изучение этой базовой способности к приобретению знаний позволило выявить разные степени обучаемости – от высокой до низкой. Чем выше обучаемость, то есть чем легче и быстрее приобретаются новые знания, тем выше уровень их усвоения, что, в свою очередь, знаменует сдвиги в умственном развитии, и, следовательно, тем выше школьные достижения школьника. На обучаемость оказывают влияние многие особенности психики учащихся - внимание, память, волевые качества. Школьники, имеющие более высокий уровень умственного развития, показывают лучшие результаты в школьном обучении. Прямая связь между уровнем умственного развития школьника и средним баллом его школьной успеваемости не всегда находит подтверждение в школьной практике. Это значит, что достаточно хорошо может учиться ученик, характеризующийся невысоким уровнем умственного развития, а ученик, показывающий высокие результаты может демонстрировать средние или ниже среднего успехи в учении. На различие причин неуспеваемости у разных школьников, учащиеся с трудностями в обучении имеют достаточно много одинаковых черт и особенностей. Они обычно не принимают активного участия в работе класса, не обнаруживают склонности к самостоятельному умственному труду, характеризуются более низким уровнем работоспособности, чем хорошо успевающие одноклассники. Они медленнее воспринимают материал и требуют длительного времени для его осмысления. Знания усваиваются этими учениками неполно, без достаточного осмысления, часто лишь весьма поверхностно или совсем не усваиваются. Учащиеся не умеют применять имеющиеся знания в новых условиях учебной работы.
Слабоуспевающие учащиеся более зависимы от методов преподавания, чем хорошо успевающие, которые нередко успешно учатся и развиваются даже в условия использования учителем низкоэффективных методов обучения. Продвижение же слабоуспевающих учащихся может быть достигнуто только за счет правильно организованного обучения, основанного на принципах индивидуального подхода.
Мы провели исследование среди 60 школьников 8х классов, наблюдали за ними на уроках, переменах, провели опрос и анкетирование. Большинству опрошенным подросткам (73, 07%) нравиться учиться, 7,69% не нравиться учиться, и 19, 23% учеников ответили («другое»)
На вопрос «Сколько по времени вы делаете домашнее задание?» ответили: «30 минут» - 18,18%, «1 час» - 30,9%, «2 часа» - 25,45%, «другое» - 25,45%
По результатам вопроса известно, что большинство школьников-подростков довольны своей успеваемостью, но некоторые ученики не уверены в себе, и они учатся нестабильно.
На вопрос «Довольны ли вы своей успеваемостью?» ответили: «да» - 50%, «нет» - 21.,81%, «другое» - 27,77%
Анкетирование показало, что подросткам больше нравятся точные (46,55%) и гуманитарные науки (46,55%), чем внеаудиторные, которые всего составили 6,89%.
Как известно, что помощь родителей также помогает ученику в саморазвитии… На вопрос «Помогают ли родители выполнять домашнее задание?» часто отвечали «не помогают», что составило 49,01% или «редко» - 49,01%, а на ответ «всегда» - 1,96%
На вопрос «Отслеживают ли родители вашу успеваемость?» ответили: «всегда» -72%, «иногда» - 6%, «редко» -10%, «другое» - 2%.
Из анкетирования мы увидели, что больше плохих оценок по таким предметам, как русский язык (17,39%), английский язык (20,28%), биология (14,49%), математика (13,04%), история (11,59%), а по обществознанию (2,88%) и по литературе (1,44%) подростки учатся лучше. Но и есть такие предметы, как география, физкультура, технология, по которым учащиеся учатся хорошо. Не все школьники учатся плохо, есть и такие ученики, которые учатся отлично (18,84%).
Если ученик учится плохо, то есть причины, которые надо устранять. Результаты анкетированию показали, что самая важная и чаще встречающаяся причина – лень, что составило 33,89%, но есть ещё одна причина - неорганизованность, что составило в нашем исследовании 22,03%. У многих ребят, которые могут хорошо учиться, есть причины такие, как болезни (26,44%), непонимание учителя (18,64%), отставание за курс начальной школы (5,08%).
Успеваемость подростка зависит и от учителя. Учитель должен понимать ученика, если надо, то назначить дополнительные уроки. На вопрос «Удовлетворены ли вы уровнем преподавания?» ответили: «да» - 62,49%, «нет» - 12,49%, «другое» - 24,99%.
В результате проведенного исследования мы составили следующие рекомендации.
Чтобы повысить успеваемость необходимо:
Несмотря на многообразие причин, приводящих к возникновению школьной неуспеваемости, слабоуспевающие и неуспевающие школьники имеют достаточно много общих черт, что позволяет разрабатывать их типологию, то есть делить учащихся на группы на основании сходства некоторых их особенностей.
Первый тип неуспевающих школьников характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учебе.
Второй тип неуспевающих школьников характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению.
Третий тип неуспевающих школьников — учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника. Для школьников этого типа характерна низкая обучаемость.
Приложение 1
Анкета
«Проблемы школьной неуспеваемости школьников подростков»
Уважаемые 8-классники! Просим вас честно ответить на следующие вопросы.
1.Нравится ли вам учиться в школе?
а) да
б) нет
в) другое ______________________________________________________
2. Сколько времени вы делаете домашнее задание?
а) 1 час
б) 2 часа
в) 30 минут
г) другое_________________________________________________________
3. Довольны ли вы своей успеваемостью?
а) да
б) нет
в) другое __________________________________________________________________
4. Какие предметы Вам нравятся больше?
а) точные
б) гуманитарные
в) внеаудиторные
5. Помогают ли родители выполнять домашнее задание?
а) да
б) нет
в) редко
6. Отслеживают ли родители вашу успеваемость?
а) да
б) иногда
в) редко
7.По каким предметам ты учишься плохо?
а) математика
б) русский язык
в) литература
г) история
д) английский язык
е) биология
ж) география
з) обществознание
и) другое___________________________________________________________
8) Назовите причины неуспеваемости?
а) лень
б) неорганизованность
в) непонимание учителя
г) отставание за курс начальной школы
9. Удовлетворены ли вы уровнем преподавания?
а) да
б) нет
в) другое__________________________________________________________
Пустой колос голову кверху носит
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Горячо - холодно
Как нарисовать ветку ели?
Цветение вишни в лунную ночь