Работа ученицы 10.2 класса для участия в областной НПК.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
Областная научно-практическая конференция
«Лингвистика в XXI веке»
Номинация «Русский язык в XXI веке»
Направление в номинации
«Русский язык и юмор»
«Основные приемы и средства создания комического в русском языке»
Работа ученицы 10.2 класса
МАОУ «Лицей №36» г.Саратова
Расторгуевой Вероники
Учитель Аржанухина
Татьяна Александровна
Саратов
2016 г.
Содержание
1. Введение__________________________________________ 3 стр.
2. Комическое в русском языке
2.1 Формы комического____________________________3 стр.
2.31 Фонетические средства____________________________5 стр.
2.32 Средства словообразования________________________5 стр.
2.33 Мофологические средства________________________6 стр.
2.34 Синтаксические средства________________________6 стр.
2.35 Средства стилистики___________________________7 стр.
2.4 Шутливое толкование слов_______________________7 стр.
2.5 Роль интонации в создании комического___________8 стр.
3. Заключение__________________________________________9 стр.
1. Введение
Человечество смеётся уже много тысяч лет. Многие произведения словесности содержат в себе хотя бы частичку смешного.
Жизнь человека всегда была нелегкой. Тяжким трудом добывал он себе хлеб, то и дело сталкивался с несправедливостью, бесчисленные войны и эпидемии уносили тысячи жизней. Но вот наступал праздник, и сбрасывались гнетущие заботы, рушились незыблемые правила - люди смеялись. Последний нищий мог почувствовать себя равным королю, смех уравнивал всех.
В жизни комическим называют смешное.
Цель работы:
Задачи:
2. Комическое в русском языке
КОМИЧЕСКОЕ происходит от греческого komikos, что означает весёлый, смешной. Данный термин можно раскрыть следующими словами:
Комическое - вызывающее смех, веселье; средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния.
К данному слову можно подобрать такие однокоренные слова как: Комичный, комик, комедия, комедийный, комедиант.
Все эти слова имеют один корень – ком и одинаковое происхождение.
2.1 Формы комического.
В древние времена по Руси ходили бродячие шуты – скоморохи. Они высмеивали жестоких и эгоистичных князей, помогали простым людям почувствовать своё достоинство, верить в силу добра. Их преследовали власти и церковь, но они несли народу слово правды под покровом смеха. На смену скоморохам пришел народный театр со всеобщим любимцем Петрушкой. Произведения устного народного творчества были наполнены юмором, иронией, фантастикой.
На протяжении истории человечества комическое воплощается в разных формах.
Наиболее грубая форма комического – фарс, краткая сценка, которую обычно показывали в балаганах на ярмарках.Смех в фарсе вызывают падения людей, драки и пр.
Более высокие формы комического – юмор и сатира. Их отличие друг от друга в том, что в юморе, как правило, преобладает положительное отношение к предмету.
Сатира, напротив, обличает, она направлена на отрицательные черты высмеиваемого.
2.2 Приемы создания комического
Приёмы, создающие комическое, разнообразны.
Их можно разделить на две группы.
Первая – приёмы, основанные на несоответствии между ожидаемым и реальным.
Так, комизм фарса создаётся за счёт неожиданных падений, ошибок, нелепостей.
Комическое может скрываться под маской серьёзного – такой приём называется ирония (например, стихотворение «Нравственный человек» Н. А. Некрасова).
Следующий прием — неожиданность, который испольуется ,к примеру, Б.Заходером в стихотворении «Мой лев»:
Подарил мне папа льва,
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся,
А на третий -
Он сломался!
Подарили льва, которого ребенок очень испугался, но зверь оказался игрушкой.
А вот еще пример из стихотворения Д.Хармса:
Жил высокий человек
Низенького роста,
Сам кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
Тут проявляется соединение несоединимого.
Комическое может быть основано на гротеске – преувеличении какой-либо одной черты (например, преувеличенное ханжество Тартюфа в одноимённой комедии Мольера), на алогизме (например, градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Другая группа приёмов, создающих комическое, – сближение далёких понятий.
К таким приёмам относится каламбур ( сближение, основанное на схожем звучании слов), как, например, в шуточных стихотворениях Д. Д. Минаева:
«Область рифм – моя стихия,
И всегда пишу стихи я,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром».
Еще один прием - остроумие, основанное на сравнении двух объектов; например, в «Ревизоре» Н. В. Гоголя: «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная свинья в ермолке».
Еще один пример: «Больной нуждается в уходе врача, чем дальше врач уйдет, тем лучше».Тут проявлено остроумие, которое основано на употреблении омонимов.
Эти приемы создания комического применяются не только в литературе, но и в других видах искусства – например, в живописи (шаржи, карикатуры), в музыке («Соло на пишущей машинке» – несоответствие, главная партия исполняется не на музыкальном инструменте).
2.3 Средства создания комического в русском языке
Все, что способствует созданию комического эффекта, в широком смысле может считаться средствами комического.
Круг средств комического известен: сюда относятся все значимые единицы языка — слова, выражения, словосочетания, предложения и тексты. Безграничны возможности каждой из этих единиц в создании комического.
К языковым средствам создания комического эффекта относятся фонетические, грамматические (морфологические и синтаксические), средства словообразования, стилистики. Рассмотрим это на примерах.
Комическое может создавать повторение одного и того же звука
Шутливо-надрывное обращение
Необычное употребление русских словообразовательных приставок и суффиксов в иностранных собственных именах, географических названиях.
Комическое может создавать рассечение слов .
Образование сравнительной или превосходной степени от слов, её не имеющих:
Обыгрывание категории совершенного вида глаголов на по-, указывающих обычно на непродолжительность действия:
Почему ты всё дуешь в трубу, молодой человек? Полежал бы ты лучше в гробу, молодой человек (О. Мандельштам)
2.34 Синтаксические средства
Комическое может быть создано с помощью синтаксических конструкций, допускающих двоякое понимание
Еще один пример:
– Я была дурой, выходя за тебя замуж!
– Да, но я был тогда так увлечён тобой, что этого не заметил.
Здесь деепричастный оборот указывает на простую одновременность не связанных между собой событий, но может также содержать обоснование того, что описывается в первой части предложения.
2.35 Средства стилистики
Наташа, родная, желанная!
Изранил меня треугольник страстей,
Заела любовь многогранная. (М. Исаковский)
В данных примерах специальная терминология (спортивная, математическая) использована при описании обычных бытовых ситуаций
2.4 Шутливое толкование слов
Иногда говорящие меняют значение существующего слова, предлагают новое (шутливое) толкование, например: заморыш – иностранец – “за морем”. Приведём несколько шутливых толкований слов у М. Задорнова и у А. Кнышева
Забрало Напасть | – милиционер – Иван Сусанин |
2.5 Роль интонации в создании комического
Интонация способна любым словам, группам слов, выражениям и предложениям, отличающимся особенностями значения и структуры, придавать ироническое, сатирическое звучание.
В зависимости от интонации в ироническом, насмешливом, издевательском смысле могут употребляться обычные общеупотребительные слова, заимствования, имена и прозвища, слова с религиозным содержанием.
Это обстоятельство свидетельствует о том, что язык сатиры не нуждается в особом материале, в специфических языковых средствах. Поэтому между фонетическими, лексическими, фразеологическими средствами, используемыми в комических произведениях, с одной стороны, и в произведениях лирических, эпических и драматических–с другой, нет различий в формальном плане. Однако это не распространяется на все приемы комического. Комическая окраска языковых средств, достигаемая интонацией, используется главным образом при иносказании, в комических контрастах и эзоповской манере. В других приемах комического интонация не играет подобной ведущей роли.
Придание словам, выражениям, грамматическим средствам посредством интонации иронического, насмешливого звучания — один из основных методов сатирического описания.
3. Заключение
Осмысляя сущность комического, важно понять, что его источником является не эстетизация уродств жизни, а борьба с ними. Смех лечит язвы общества, он служит доброму и прекрасному.
Источники:
http://moluch.ru/archive/52/6970/
http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/330-ironiyaidrugievidykomicheskogo.html
https://festival.1september.ru/articles/410466/
Что такое музыка?
Как нарисовать зайчика
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Тигрёнок на подсолнухе
Серебряное копытце