Опираясь на содержание проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования, мы можем утверждать, что у каждого ученика, изучающего математику, должны формироваться представления о математических понятиях как о важнейшихматематических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления. Умение составлять математические модели реальных ситуаций должно составлять неотъемлемую часть нашего математического образования.
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskoe_modelirovanie_pri_reshenii_ekologicheskih_zadach.docx | 71.28 КБ |
Региональная учебно-научная конференция учащихся
«ИНИЦИАТИВА МОЛОДЫХ»
Математическое моделирование при решении экологических задач.
Секции: современные проблемы в естественных науках: математика;
экологическая безопасность и мониторинг: экология
Работу выполнила ученица 9 Б класса
МБОУ-СОШ № 1 п. Степное
Советского р-на Саратовской обл.
Лушина Диана
Руководитель: учитель математики
высшей категории
Копылова Татьяна Юрьевна
2014
Содержание
1)Введение………………………………………………………………...2
2)Модели динамики численности популяций………………………….4
3)Применение метода математического моделирования для решения экологических задач. Математические и компьютерные модели………6
4)Заключение………………………………………………………………16
5) Список используемых источников……………………………………18
Введение.
Одной из глобальных задач, стоящих перед человечеством, является забота о сохранении всего живого на Земле. Хотя над этой проблемой думают, ученые-профессионалы (их называют экологами), но многое зависит и от нас с вами.
С каждым годом на нашей планете становится все меньше и меньше диких животных. С начала 20 века учеными было открыто около 50 видов ранее неизвестных зверей и птиц. Но за это же время полностью исчезли с лица Земли не менее 100 других видов. Только одних млекопитающих пропало 25 видов.
Люди, не задумываясь о завтрашнем дне, о своем будущем, будущем фауны и всей живой природы, хищнически уничтожали животных. Каролингский попугай, бескрылая гагарка, луговая курочка, дронт, белокрылая гагарка, - виды птиц, истребленные человеком. Тур, тарпан, зебра квагга, стеллерова корова, - звери, которых мы больше не увидим.
Множество других видов животных и растений находятся на грани исчезновения, поскольку деятельность человека сильно изменяет среду их обитания, лишает источников питания. Этому способствуют вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы. Эти действия истребляют животных так же быстро, как и с помощью ружья, яда, и капканов.
Опираясь на содержание проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования, мы можем утверждать, что у каждого ученика, изучающего математику, должны формироваться представления о математических понятиях как о важнейшихматематических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления. Умение составлять математические модели реальных ситуаций должно составлять неотъемлемую часть нашего математического образования.
Я выяснила, что именно математика выполняет огромную роль в решении экологических проблем. При исправлении неблагоприятной экологической ситуацииочень часто применяется метод математического моделирования.В своей работе я смоделировала некоторые экологические ситуации и просчитала последствия решений. Например, что произойдет, если завезем или истребим несколько животных. Конечно, это будет не естественный эксперимент, а математическое моделирование.
Цели моей работы:
Модели динамики численности популяций.
Различают различные модели динамики численности популяции:
модель неограниченного роста, модель Мальтуса (рождаемость и смертность), модель Ферхюльста (рождаемость и смертность с учетом роста численности). Во всех этих моделях рассматривается популяция.
Популяция - это совокупность особей одного вида, находящихся во взаимодействии между собой и совместно заселяющих общую территорию.
Основные характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, темп роста и др.
Кроме того, популяции имеют определенную структуру: возрастную (соотношение особей разного возраста), соотношения полов, пространственную (колонии, семьи, стаи). Так возрастная структура популяции является важной характеристикой влияющей на рождаемость и смертность. Соотношение разных возрастных групп в популяции определяет ее способность к размножению в данный момент, причем, обычно в быстро растущих популяциях значительную долю составляют молодые особи. Соотношение молодых особей у промысловых птиц и пушных зверей к численности всей популяции определяет во время охотничьего сезона размер допустимых квот на отстрел или отлов.
Соотношение полов также имеет практическое значение (стада домашних животных, когда без ущерба динамики численности популяции можно изъять определенное количество особей того или иного вида).
Модель неограниченного роста численности популяции.
Все живые организмы теоретически способны к очень быстрому увеличению численности. При неограниченных ресурсах и отсутствии гибели от болезней, хищников и т.п. даже при низкой исходной численности популяция любого вида за сравнительно короткий срок может так вырасти, что покроет весь земной шар сплошным слоем.
Способность к увеличению численности за данный промежуток времени называют биотическим потенциалом вида. У разных видов биотический потенциал разный: у крупных млекопитающих численность может возрастать в год лишь в 1,05 - 1,1 раза, а у мелких насекомых (рачков, дафний) численность в год может возрасти в 1010-1030раз. А у бактерий и одноклеточных водорослей еще быстрее. Во всех этих случаях, при идеальных условиях численность будет расти в геометрической прогрессии, и график изменения численности будет представлять собой экспоненту (см. рисунок). Рост численности в геометрической прогрессии называется экспоненциальным ростом.
В лабораторных условиях наблюдать экспоненциальный рост можно в популяциях дрожжей, водоросли хлореллы, бактерий на начальных стадиях роста.
В природе экспоненциальный рост наблюдается при вспышках саранчи, непарного шелкопряда и других насекомых. Экспоненциально может расти численность животных, заселенных в новую местность, где у них мало врагов и много пищи (классический пример - рост численности кроликов, завезенных в Австралию).
Во всех этих случаяхэкспоненциальный рост наблюдается в течение коротких промежутков времени, после чего скорость роста численности снижается.
1.Рассмотрим искусственную ситуацию и применим для нее метод математического моделирования.
Математическое моделирование в экологии предполагает:
Постановка задачи.
Представим себе остров, на котором живут кролики и лисы. Травы для кроликов достаточно, а лисы питаются только кроликами. Необходимо спланировать деятельность по регуляции численности данных видов животных. Требуется:
1) определить, как должно измениться число лис и число кроликов к концу первого промежутка времени, чтобы в заданный момент времени их стало определенное число;
2) выяснить, сколько будет лис и кроликов через определенное время.
Начнём с выделения процесса.
В данном случае это изменение числа лис и числа кроликов. Иначе можно определить этот процесс как развитие экосистемы “лисы-кролики”. Разберемся в этом процессе.
Подумаем, какие факторы влияют на процесс.
Во-первых, то, что травы для кроликов достаточно, во-вторых, то, что, лисы питаются только кроликами. Но главные факторы, влияющие на процесс - это число лис и число кроликов. Действительно, посмотрите - есть лисы, есть кролики. Кролики дают пищу лисам, лисы питаются кроликами.
Кроме того, в популяциях лис и кроликов происходит саморегуляция.
Оказывается, все зависит от числа лис и числа кроликов.
Займемся определением числовых характеристик.
Вернемся к первому требованию задачи. Требуется определить, как должно измениться число лис и число кроликов к концу первого промежутка времени, чтобы в заданный момент их стало определенное число. За временной промежуток возьмем год, так как именно в течение года происходит сколько-нибудь заметное изменение числа животных одного вида в ответ на изменение числа животных другого вида.
Зададим начальные условия. Пусть кроликов было 100, а лис было 40.
Определим параметры изменения числа лис и числа кроликов. Число лис зависит от числа кроликов: чем больше кроликов, тем больше пищи для лис и, как следствие, больше самих лис. Пусть число кроликов прямо пропорционально числу лис, a - коэффициент пропорциональности, он же - один из параметров изменения процесса. Зададим a=+2. Это означает, что каждый новый кролик дает жизнь двум новым лисам. Лисы питаются кроликами. Чем больше лис, тем меньше кроликов и, чем меньше лис, тем больше кроликов. Пусть эта зависимость есть прямая пропорциональность с коэффициентом b=-1, т.е. каждая новая лиса лишает жизни одного кролика. Посмотрим, что произойдет, если при неизменном количестве кроликов число лис увеличится. Вследствие нехватки пищи их число должно уменьшаться. Происходит саморегуляция. Эту связь опишем при помощи прямой пропорциональности с коэффициентом g=-1. Рассмотрим, как изменится число кроликов при неизменном количестве лис. Так как травы для кроликов достаточно, то с увеличением числа кроликов их рождаемость повысится и кроликов станет еще больше. Пусть данная зависимость есть прямая пропорциональность с коэффициентом d=+1.
Итак, экологический процесс выделен, главные факторы, влияющие на процесс, описаны числовые характеристики.
Теперь перейдем к постановке задачи.
Вернемся к требованиям. Определим, как должны измениться число лис и число кроликов к концу первого промежутка времени, чтобы в заданный момент времени их стало определенное число. Попробуем сформулировать задачу конкретнее. Давайте определим, как должно измениться число лис и число кроликов к концу 1-го года, чтобы к концу 2-го года кроликов стало 120, а лис - 50. Пусть к концу 1-го года число кроликов изменится на x, а число лис на y. Тогда к концу 1-го года кроликов станет 100+x, а лис станет 40+y. При помощи схемы выясним, как будет меняться число кроликов в течение 2-го года. Одна из связей (саморегуляция) дает изменение числа кроликов +d×x, то есть на +1×x, а другая - на b×y, то есть на -1×y. Таким образом, к концу 2-го года кроликов станет (100+x)+x+y. Поскольку по условию задачи к концу 2-го года число кроликов должно стать 120, то получим уравнение (100+x)+x+y=120.
Выясним, как будет меняться в течение 2-го года число лис, если к концу 1-го года их число изменилось на y. Одна из связей дает изменение числа лис к концу 2-го года на a×x, то есть на +2×x, а другая (саморегуляция) - на g×y то есть на -y.
Таким образом, к концу 2-го года лис станет (40+y)+2x-y. Так как к концу 2-го года число лис должно стать 50, то получим уравнение (40+y)+2x-y=50.
Мы получили систему уравнений.
(100 + x) + x - y = 120,
(40 + y) + 2x - y = 50 .
Решим ее.
x=5, y= -10.
Значит, чтобы к концу 2-го года кроликов стало 120, а лис – 50.Администрации острова необходимо отстрелять 10 лис и завезти 5 кроликов.
Тогда через 1 год роликов станет 100+5=105, лис станет 40-10=30.
Можно также узнать, как изменится число лис (кроликов) в течении 2-го года, зная изменение числа лис (кроликов) в течение 1-го года .
Если число кроликов изменить на x, а число лис на y, то через год число кроликов по соответствующим связям схемы изменится на 1×x -1×y, а лис - на 2×x-1×y, то есть в течение 2-го года число кроликов по соответствующим связям схемы изменится на 5-(-10)=15, а число лис на 2×5-(-10)=20. А можно было, зная, что в конце 2-го года кроликов стало 120, а в конце 1-го года кроликов было 105, найти изменение числа кроликов в течение 2-го года, составив разность 120-105=15. Аналогично, для лис - 50-30=20.
Всегда хочется знать последствия принятых решений, то есть посмотреть, что же будет дальше. Поэтому, наверное, перед нами выдвигается 2-е требование. Вернемся к нему. Выясним, сколько будет кроликов и лис через 3 года. Для этого необходимо узнать, на сколько изменится число лис и число кроликов в течение 3-го года. Изменение числа кроликов к концу 2-го года на x=+15,а числа лис на y=+20 приводит к тому, что по соответствующим связям схемы число кроликов в течение 3-го года изменится на +1×x-1×y, на +1×15-1×20=-5. Через 3 года кроликов станет 120-5=115. Изменение числа кроликов к концу 2-го года на x=+15, а числа лис на y=+20 приводит к изменению числа лис в течение 3-го года на 2×x-1×y, на 2×(+15)-20=+10. Через 3 года лис станет 50+10=60.
Итак, изменение числа кроликов в течение года можно посчитать по формуле x-y, а изменение числа лис - по формуле 2x-y, где x - изменение числа кроликов в течение предыдущего года, y - изменение числа лис в течение предыдущего года. Теперь можно посчитать, сколько будет лис и кроликов через 4 года.
40 и 100. Так как в течение 3-го года число кроликов изменилось на -5, а лис - на +10, то в течение 4-го года число кроликов изменится на -5-10=-15, а число лис - на 2×(-5)-10=-20.
Используемый нами метод позволяет подсчитать изменение числа лис и числа кроликов через 5 лет, через 6 лет, через 7 лет и так далее.
Посмотрим, каковы будут последствия принятого администрацией решения - “привезти 5 кроликов и отстрелять 10 лис”. Графики показывают, что данная математическая модель экосистемы “лисы-кролики” имеет циклическую динамику. С течением времени экосистема не разрушается. Численность кроликов меняется в пределах 100-120 особей, лис - в пределах 30-60 особей. Решение администрации рациональное, экологически правильное.
Для данной математической модели и заданного начального числа кроликов и лис (соответственно 100 и 40)можно определить, каковы будут последствия следующего решения администрации - “привезти 10 лис и отстрелять 20 кроликов”, то есть x=-20, y=+10.
Так как в начале 1-го года кроликов было 100, а лис было 40, а в течение 1-го года их числа меняется на -20 и +10 соответственно, то через год кроликов станет 100-20=80, а лис 40+10=50. Изменение числа кроликов на -20, а числа лис на +10 повлечет изменение числа кроликов в течение 2-го года на -20-(+10)=-30, а числа лис - на 2×(-20)-(+10)=-50. Через 2 года кроликов станет 80-30=50, а лис станет 50-50=0. Посмотрите, к концу 2-го года число лис равно 0, то есть популяция лис исчезла, экосистема “лисы-кролики” разрушена. Следовательно, решение об отстреле 20 кроликов и привозе 10 лис принимать ни в коем случае нельзя.
Я предложила вам собственную математическую модель.
Построим модель неограниченного роста амеб.
Постановка задачи:
Одноклеточная амеба делится каждые 3 часа надвое. Построить модель роста численности клеток через 3,6,9,12... часов. Факторы, приводящие к гибели амеб не учитываются.
Математическая модель
Формула нарастания времени :
T(I+1)=T(I)+A (А - интервал нарастания времени (для амеб он равен 3))
Формула для расчета численности амеб
K(I+1)=K(I)*B (где K(I) - численность амеб в I-й промежуток времени, K(I+1) - количество амеб в I+1 -й момент времени, B - биотический потенциал амеб (он равен 2 для промежутка времени 3 часа))
Компьютерная модель. Создадим таблицу вида:
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Построив график зависимости численности от момента времени, мы увидим пример экспоненциального роста численности амеб на коротком промежутке времени.
Модель Мальтуса (рождаемость смертность)
В популяциях микроорганизмов удельная скорость роста зависит от скорости деления клеток. Исходные клетки делятся на дочерние, что и определяет прирост численности.
В популяциях многоклеточных организмов удельная скорость роста зависит от рождаемости и смертности.
Рождаемость характеризует частоту появления новых особей в популяции. Различают рождаемость абсолютную и удельную. Абсолютная рождаемость - число особей, появившихся в популяции за единицу времени. Удельная рождаемость выражается в числе особей на особь в единицу времени. Например, для популяции человека как показатель удельной рождаемости обычно используют число детей, родившихся в год на 1000 человек.
Смертность (абсолютная и удельная) характеризует скорость убывания численности популяции, вследствие гибели особей от хищников, болезней, старости и т.д.
Используя такие параметры модели изменения численности популяции , австрийский священник Мальтус опубликовал в 1802 году результаты своих исследований , основанных на данных о росте населения в американских колониях. Приведем его рассуждения.
Математическая модель.
Пусть в популяции с начальной численностью N особей за промежуток времени dt появляется dNновых особей. Если число вновь появившихся особей прямо пропорционально N и dt, то имеем уравнение dN=r*dt*N. Разделив обе части на dt получим
dN/dt = r*N (1)
dN/dt - абсолютная скорость роста численности , r - биотический потенциал,
решением уравнения (1) будет
N(t)=N0*ert (2)
в дискретном виде это уравнение можно записать так N(t+1)=N0*er*(t-t0) (3)
Это уравнение можно взять за основу при создании компьютерной модели.
Компьютерная модель
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель Ферхюльста
Рассмотрим теперь модель всемирноизвестную, созданную бельгийским математиком Ферхюльстом, задавшимся вопросом: будет ли население Бельгии расти неограниченно? Ответом на этот вопрос было создание новой модели динамики численности популяции при ограниченных ресурсах.
Модель Ферхюльста (рождаемость и смертность с учетом роста численности).
Постановка задачи.
Как правило, численность популяции зависит не только от рождаемости и смертности, но и от ограниченности пищевых и других ресурсов. Модель Ферхюльста описывается следующим уравнением:
dN/dt=r*N-m*N2(1)
r - удельная скорость роста численности
N - численность популяции
m - число встреч членов популяции, при котором они могут конкурировать за какой-либо ресурс.
Это уравнение отличается от уравнения экспотенциального роста (уравнения Мальтуса: dN=r*dt*N.) выражением m*N2, которое как раз и отражает ограниченность ресурсов.
Перепишем уравнение (1) так:
dN/dt=N(r-m*N) (2)
Выражение в скобках - это удельная скорость роста популяции. Причем чем больше численность популяции (N), тем меньше скорость роста .Если в правой части уравнения вынести за скобки выражение r
dN/dt=N*r(1-N*m/r)
и обозначить m/r за 1/K, то уравнение (1) можно переписать так:
dN/dt=N*r(1-N/K) (3)
При малых N значением N/K можно пренебречь, и тогда рост численности идет по экспоненциальному закону, при возрастании N и неизменном K рост численности будет замедляться, и при N близком кК рост остановится. Величину К называют емкостью среды. Она отражает возможности среды обитания предоставить популяции нужные для ее роста ресурсы.
Уравнение (3) графически отображается в виде S- образной кривой. (см. рисунок) Эта кривая называется логистической кривой, а рост численности, соответствующий уравнению (3) - логистическим.
Исследуя кривую, можно сказать, что максимальная скорость роста достигается, когда численность равна K/2. В некоторый момент численность стабилизируется и остается постоянной величиной.
Популяции, существующие в условиях ограниченных ресурсов, часто хорошо подчиняются правилам логистического роста. Например, когда овцы были завезены в Тасманию, рост их стада описывался логистической кривой.
Но правила логистического роста приложимы не ко всем случаям. Например, у размножающихся половым путем видов, при слишком малой численности мала вероятность встреч особей разного пола и размножение может вообще прекратиться.
Для реализации модели в среде электронных таблиц уравнение (3) следует представить в дискретном виде
N(i+1)=N(i)*r*(1-N(i)/K) (4)
где N(i) - численность популяции в i-й момент времени;
r -удельная скорость роста популяции (рождаемость/ смертность);
К - емкость среды
Компьютерная модель
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для этой модели нужно взять побольше временной диапазон,т.к. она наглядна на длинном промежутке времени
Заключение.
Я думаю, что вы согласитесь, что прежде, чем что-либо предпринять, нужно обдумать последствия своих решений и действий. Это важно в любой ситуации, в том числе и экологической. Ведь флора и фауна нашей планеты - это не случайное скопление различных видов животных, а единая, согласно функционирующая система и выпадение любого, самого незначительного звена ведет к серьезным изменениям. Вот почему важно сохранить каждый вид животных и растений. Каждый вид неповторим, интересен и нужен природе и человеку.
Немалую роль в решении проблемы сохранения жизни на Земле играет математика с ее методом математического моделирования.
Итак, при объяснении метода математического моделирования и его применения к решению экологических задач реализуется практическая направленность изучения математики. Ведь математический метод применяется к разрешению жизненной, практической, глобальной (!) ситуации - ситуации экологического неблагополучия планеты. В пределах математической модели “лисы-кролики”, в которой, пусть упрощенно, но отражается сущность природных и антропогенных явлений. Перед нами развертывается развитие процесса - изменение числа лис и числа кроликов. Но вот интерпретация полученных результатов - +5, -10 (привезти 5 кроликов и отстрелять 10 лис) наделяет чисто алгебраические понятия и действия практическим смыслом. Из поставленной задачи я получила обобщенные формулы ( 2x-y для лис и x-y для кроликов ), по которым можно подсчитать все дальнейшие последствия принятого решения по регуляции численности животных. Таким образом, осуществляется полное использование возможностей задачи по решению экологических проблем, обеспечивающее подсчет изменения количества животных в течение какого-либо года, количества животных через определенное время.
В своей работе я смоделировала некоторые экологические ситуации и просчитала последствия решений,установила и констатировала связи наук математика-экология. Я выяснила, что именно математика выполняет огромную роль в решении экологических проблем, повысила уровень своей экологической грамотности, умения здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения. Ведь перед нашим поколением стоит большая ответственность за последствия реализации принятых решений по насущным экологическим проблемам человечества, а также в обеспечении экологического здоровья планеты.
Список используемых источников.
1. Алимов А. А., Случевский В. В. Век XX: экология и идеология. - Л.: Лени-
здат, 1988. - 111 с.
2. Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 160с.
3. Математические модели в экологии и генетике. М., 1994.
4. Моисеев Н. Н. Путешествие в одной лодке //Химия и жизнь. 1977. ь 9.
5. Юнг Р. Будущее уже началось // Курьер ЮНЕСКО. 1971. Апр.
6. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М.,1990.
7. Виноградов В. А. Информация и глобальные проблемы современности //Вопр. философии. 1989.
8.Математическое моделирование в задачах охраны окружающей среды. Белолипецкий В.М. Шокин Ю.И.
9.Дополнительные главы естествознания. Применения законов сохранения в математическом моделировании. Белолипецкий В.М., Дулов В.Г.
10. Математическое
моделирование окружающей среды. Белолипецкий В.М.
Астрономический календарь. Март, 2019
Пейзаж
Кто чем богат, тот тем и делится!
Юрий Алексеевич Гагарин
Четыре художника. Осень