Работа для участия в областной НПК "Лингвистика 21 века"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Областная научно-практическая конференция
«Лингвистика в XXI веке»
Номинация «Русский язык в XXI веке»
Направление в номинации:
«Русский язык и cоциум»
«Лексикон учащихся восьмых классов моего лицея»
Работу выполнил
ученик 8.2 класса
МАОУ «Лицей №36»
Аванесян Арсений
Учитель Аржанухина
Татьяна Александровна
Саратов.2016 г.
Введение
Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения.
На русском языке говорят свыше 250 млн. человек, в том числе в России - 138 млн, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года.
Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучить тематические группы слов учащихся 8 классов нашего лицея.
Цели и задачи:
Объект исследования - устная речь учащихся 8 классов.
Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы - это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.
Методы и приемы:
Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикологией.
Словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению,по степени употребления , по сфере употребления.По присхождению лексика бывает исконно-русская и заимствованная. По степени употребления — пассивная и активная. По сфере употребления — общеупотребительная и ограниченная в употреблении.
Диалектная лексика
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Например, возьмем лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся в Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.
Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди "своих" переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта.
Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.
В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 8 классов.
Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:
По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и всё подробно узнать про каждый из русских диалектов.
Профессиональные слова в лексиконе учащихся
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.
Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.
Термин - это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.
Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8 классов.
Профессионализм | Что означает |
Медикаменты | Лекарства |
Педиатр | Детский врач |
Мировоззрение | Точка зрения |
Дискуссия | Спор |
Русский молодежный сленг
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками. Он бытует в среде учащейся молодежи или отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди создали свой "системный" сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен.
На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.
Молодежный сленг | Что означает |
Смайлик | Мордочки для передачи эмоций в чате |
Клава | Клавиатура |
Ноут | Ноутбук |
Телек | Телевизор |
Футбик | Футбол |
Здорово | Здравствуй |
Локаторы | Уши |
Чел | Человек |
Краб | Рука |
Супер | Отлично |
Комп | Компьютер |
Спс | Спасибо |
Прикольно | Отлично |
Музон | Музыка |
Клёво | Отлично |
Гнать | Врать |
Жаргонная лексика
Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.
Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.
В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 8 классов.
Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значения слов.
Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.
Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.
На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемых жаргонизмов.
Жаргонная лексика | Что означает |
Попса, попсятина | Поп-музыка |
Респект | Уважение |
Лузер | Неудачник |
Стучать | Докладывать |
Капуста, бабки | Деньги |
Домашка | Домашняя работа |
Смыться | Убежать |
Мобила | Мобильный телефон |
Сеструха | Сестра |
Братуха | Брат |
Хавчик | Пища |
Видик | Домашний кинотеатр |
Трояк | Тройка |
Пара | Двойка |
Шпора | Шпаргалка |
Тачка | Машина |
Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.
Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
Вывод
Таким образом, гипотеза о том, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы. А диалектизмы и специальные слова в речи современной молодежи встречаются очень редко, подтвердилась.
Больше всего учащиеся 8 класса моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом, они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых.
Наша задача состоит в том, чтобы учиться уместно использовать данную лексику (сленг, жаргон) в соответствии с ситуацией общения. Понимать, что нельзя применять её в нормированной речи.
Чтобы избавиться от отрицательного влияния сленга и жаргона в повседневном общении учащихся, надо читать художественную, научно-популярную литературу; хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения.
Список литературы
Самый богатый воробей на свете
Мост Леонардо
Прекрасная химия
Алые паруса
Щелкунчик