В практической части описаны проведённые эксперименты и подготовительная работа.
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая часть работы научного общества учащихся | 29.55 КБ |
Презентация к защите на чтениях НОУ | 2.2 МБ |
Глава 3 Практическая часть
Анальгезирующие лекарства как объект химического эксперимента
3.1. Идентификация функциональных групп и структурных фрагментов
Качественные реакции | Методика | Лекарственный препарат | Наблюдения |
3.1.1. Идентификация фенольного гидроксила ( Качественная реакция на наличие фраг-мента фенола) А) Реакция с хлоридом железа (III) | К 1 мл водного или спиртового раствора исследуемого вещества) прибавляют от 1 до 5 капель 10%-ного раствора хлорида железа (III). Наблюдается характерное окрашивание. | Фенол
Амоксициллин, Амосин, Тетрациклин Доксициклин Метациклин Окситетрациклин Доксилан Доксибене Септолете Ингалипт Резорцин Тимол Ванкомицин Аминосалициловая кислота и др. | Фиолетовое окрашивание Коричневое окрашивание разной интенсивности |
Б) Нитрозореакция Либермана | Крупинку вещества помещают в фарфоровую чашку и смачивают 2-3 каплями 1 % раствора натрия нитрита в кислоте серной концентрированной. Наблюдается окрашивание, изменяющееся при добавлении натрия гидроксида. | Фенол Амоксициллин, Амосин, Метронидазол Тетрациклин Метациклин, Окситетрациклин, Доксициклин Довицин, Доксибене Аминосалициловая кислота и др. | Окраска фенола при действии реактива тёмно-зелёная, при добавлении NаОН –вишнёво-красная; Окраска других препаратов при действии реактива светло-коричневая, переходящая в фиолетовую, при добавлении NаОН – жёлтая |
В) Реакции замещения (с бромной водой) | К 1мл раствора препарата прибавляют по каплям бромную воду. | Фенол Амоксициллин Амосин Амоксиклав Метронидазол Тетрациклин Окситетрациклин, Доксициклин Доксибене Аминосалициловая кислота и др. | Образуется белый осадок Образуется белый желтоватый осадок |
3.1. 2. Идентификация альдегидной группы Реакция с аммиачным раствором нитрата серебра | К 2 мл раствора серебра нитрата прибавляют 10-12 капель раствора аммиака и 2-3 капли раствора вещества (формальдегида, глюкозы) нагревают. | Стрептомицин | Выделяется металлическое серебро в виде зеркала или серого осадка. |
3.1. 3. Идентификация карбоксильной группы Образование комплексных солей ионами тяжёлых металлов | К 5 мл тёплого раствора препарата (1:100) приливают 1 мл раствора сульфата меди
С хлоридом кобальта (II) С сульфатом железа (III) | Пенициллин Амоксициллин Амосин Азнам Азоктам Стрептомицин Оксациллин Панцеф и мн.др. Эти же препараты Эти же препараты | Голубое окрашивание Сиренево-розовое окрашивание Розовато-жёлтое окрашивание |
3.1. 4. Идентификация Простой эфирной группы Реакция с концентрированной серной кислотой | На часовое стекло или фарфоровую чашку наносят 3-4 капли кислоты серной концентрированной и прибавляют 0,05 г лекарственного вещества. Появляется жёлто-оранжевое окрашивание, постепенно переходящее в кирпично-красное. При добавлении воды окраска исчезает. | Бисептол Сульфадиметоксин Сульфаметоксипи-ридазин Оспен и др. | Появляется жёлто-оранжевое окраши-вание, постепенно переходящее в кирпично-красное. При добавлении воды окраска исчезает. |
3.1. 5. Идентификация первичной ароматической группы Лигниновая проба | На лигнин (газетную бумагу) помещают несколько кристаллов вещества, 1-2 капли разбавленной соляной кислоты. | Амоксициллин Амосин Сульфадимезин Бисептол Сульфадиметоксин Нистатин Фунгизон Стрептомицин Бенемицин, Римпацин Бициллин, Азнам Фунгизон, Сульгин Аминосалициловая кислота и многие др. | Появляется жёлтое или оранжевое окрашивание |
3.1.6 . Идентификация вторичной аминогруппы | 0,02 г лекарственного вещества растворяют в 1 мл воды, прибавляют 1 мл раствора нитрита натрия, смешанного с 3-каплями соляной кислоты. Выпадает осадок. | Меропенем Каспофунгин Хлорохин Стрептомицин Хлоргексидин Пливасепт | Белый осадок, зеленовато-бурый осадок |
3.1.7. Идентификация третичной аминогруппы а) кислота азот-ная концентри-рованная; | На чашку Петри помещают 0,005 г вещества в виде порошка и прибавляют 1-2-капли реактива. | Эритромицин Олететрин Тетрациклин Метациклин Окситетрациклин Хлорохин Бриллиантовый зелёный | Кратковременно синее окрашивание, переходящее в жёлтое, пузырьки газа, запах |
б) кислота серная концентрированная | На чашку Петри помещают 0,005 г вещества в виде порошка и прибавляют 1-2-капли реактива. | Эритромицин Олететрин Тетрациклин Метациклин Окситетрациклин Хлорохин Бриллиантовый зелёный | Жёлтое окраши-вание |
в) реактив Эрдмана ( смесь концентрированной серной и концентрированной азотной кислот) | На чашку Петри помещают 0,005 г вещества в виде порошка и прибавляют 1-2-капли реактива. | Эритромицин Олететрин Тетрациклин Метациклин Окситетрациклин Хлорохин Бриллиантовый зелёный | Жёлтое окраши-вание, бурый газ, запах |
3.1. 8. Идентификация амидной группы Щелочной гидролиз | 0,1 г вещества взбалтывают в воде, прибавляют 0,5 мл 1 М раствора натрия гидроксида и нагревают. | Оксациллин Бициллин Ампициллин Грамицидин Фталазол норсульфазол | Ощущается запах выделившегося аммиака или амина |
3.1.9. Идентификация сульфамидной группы |
| Сульфацил натрия Сульфадимезин Сульфадиметоксин Сульфацил натрия Сульфадимезин Сульфадиметоксин | Образуется осадок голубовато-зелёного цвета, который не меняется при стоянии (отличие от других сульфаниламидов). Образуется осадок жёлто-зелёного цвета, не изменяется при стоянии Образуется осадок грязно-зелёного цвета |
24
Слайд 1
Выполнила Гераскина Екатерина учащаяся 11 класса МБОУ Школа № 66 Руководитель Шеронова С.М. Н.Новгород 2017 г.Слайд 2
Объект исследования: противомикробные лекарственные средства Предмет исследования: химический состав противомикробных лекарств идентификация функциональных групп и структурных фрагментов. Гипотеза: лекарственные препараты имеют определённый химический состав и могут быть использованы в качестве объекта для химического эксперимента. Цель работы: изучение противомикробных лекарственных средств. Задачи : 1.Проанализировать научную и научно- популярную литературу по проблеме противомикробных лекарственных средств. 2.Систематизировать сведения о противомикробных лекарствах, механизме их действия. 3.Изучить методику исследования лекарственных веществ. 4. Исследовать противомикробные лекарственные вещества на наличие различных функциональных групп и фрагментов. .
Слайд 4
Реакции замещения (с бромной водой) Фенол, доксициллин, амоксициллин, тетрациклин,метронидазол, амоксиклав, амосин
Слайд 5
Водные растворы препаратов и раствор хлорида железа (III) Фенол, доксициллин, амоксициллин, тетрациклин, метронидазол, амоксиклав, амосин
Слайд 6
Крупинки веществ с раствором нитрита натрия в серной кислоте. Наблюдается зелёное (тёмно-коричневое) окрашивание, изменяющееся при добавлении гидроксида натрия на вишнёво-красное (жёлтую) Амосин, доксициклин, тетрациклин, амоксициллин фенол
Слайд 7
С солями кобальта Образование комплексных солей с ионами тяжёлых металлов С солями меди Нистатин, амоксициллин, ампициллин амосин С солями железа
Слайд 8
Бисептол, сульфадиметоксин С концентрированной серной кислотой появляется жёлто-оранжевое окрашивание, переходящее в кирпично-красное. При добавлении воды окраска исчезает
Слайд 9
На лигнин (газетную бумагу) помещают несколько кристалликов вещества, 1-2 капли разбавленной соляной кислоты. Появляется оранжевое либо жёлтое окрашивание Лигниновая проба Сульфадиметоксин
Слайд 10
С концентрированной азотной кислотой С реактивом Эрдмана( смесь концентрированных азотной и серной кислот) С концентрированной серной кислотой Бриллиантовый зелёный, тетрациклин
Слайд 11
Щелочной гидролиз. Ощущается запах амина Ампициллин, фталазол Идентификация сульфамидной группы С раствором сульфата меди (II) С раствором щёлочи и сульфата меди (II) Сульфацил-натрия, сульфадиметоксин
Слайд 12
Мы изучили некоторые противомикробные лекарственные препараты, использовали их в качестве объекта химического эксперимента и выяснили, что можно проводить множество простых и интересных опытов с различными противомикробными лекарственными препаратами, зная их химический состав; чем проще формула, тем ближе качественная реакция к контрольной пробе; большинство противомикробных лекарственных средств органического происхождения; некоторые противомикробные лекарственные препараты являются полифункциональными соединениями, поэтому можно использовать один и тот же лекарственный препарат для проведения нескольких качественных реакций (ампициллин, амоксициллин, тетрациклин, сульфадимитин, сульфадиметоксин и др.) Для опытов можно использовать анальгетики с истекшим сроком хранения .
Слайд 13
В результате работы мы полностью доказали поставленную нами гипотезу, что все лекарственные препараты относятся к конкретному классу химических соединений и обладают определёнными химическими свойствами. Мы убедились, что знания химии необходимы не только медицинским работникам, но и современному жителю нашей планеты, так как действия лекарств и антидотов основаны на их химических свойствах. Спасибо за внимание !
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Пока бьют часы
Машенька - ветреные косы
Как нарисовать небо акварелью
Солнечная система. Взгляд со стороны