В выборе темы прослеживается интерес к проблемам своей страны и общества в целом. В работе раскрываются такие понятия и проблемы как тоталитарный режим, идея правового государства, права граждан. Очень важны нравственные аспекты проблемы детского ГУЛАГа, тема актуальна и в истории 20 века и в сегодняшнее время. Огромная масса разнообразного материала из книг, газет, документов была переработана достаточно чётко и конкретно. В работе использованы воспоминания, проанализировано большое количество литературы и исследован различный материал по теме. Ученицу выпускного класса в первую очередь заинтересовали те проблемы, которые школьная программа не затрагивает совсем. Работа имеет практическую значимость, интересна и обладает некоторой новизной.
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_gulag_issledovatelskaya_rabota_baryshnikova_anna_11_a_.doc | 185.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Г. ВЯЗЬМА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «ДЕТСКИЙ ГУЛАГ»
Выполнила: Ученица 11 «А» класса Барышникова Анна
Научный руководитель: Учитель истории Каткова Светлана Владимировна
Вязьма 2016 г.
Содержание:
Введение........................................................................................................2
Глава 1.Как дети попадали в ГУЛАГ............................................................4
1.1. Привоз детей………………………………..........................................4
Глава 2. Условия проживания и быт.......................................................... 8 2.1. Образование........................................................................................... 9 2.2. Труд ........................................................................................................10 Глава 3. Воспоминания о прошлом ............................................................13 Заключение....................................................................................................17 Список используемой литературы..............................................................18
Введение
Нет большей подлости, чем война власти с детишками с использованием всей мощи карательного аппарата. Опираясь на указания Политбюро ЦК, лично Ленина и Сталина, большевики создали особую систему «опального детства». Эта система имела в своем распоряжении детские концлагеря и колонии, мобильные приемно-распределительные пункты, специальные детские дома и ясли. Дети должны были забыть, кто они, откуда родом, кто и где их родители. Это был особый — детский ГУЛАГ… И это было ужасно.
Сколько детей погибло в ГУЛАГе, сколько экспериментов было поставлено на них? Их жизнь была ужасной и нам, современным, непонятной: без родительской любви и заботы, без игрушек, без мелких детских радостей. Я даже не могу представить, как можно было отнять детей у матери?
А сейчас мы, дети и молодёжь, не ценим то, в каких условиях живём! У нас есть все: компьютеры, телефоны, одежда, игрушки. А самое главное у нас есть родители, которые нас любят, и мягкая постель, и вкусная еда, и много друзей! Всего этого не было у детей в ГУЛАГе.
Я провела небольшой опрос среди друзей и знакомых: что такое детский ГУЛАГ? И 10 из 10 мне ответили, что об этом не знают вообще. Они не знают, что детей считали преступниками и врагами народа, что дети оставались без родителей, жили на зоне, умирали от голода.
Так же я провела опрос среди представителей старшего поколения. И все взрослые сказали, что знают об этом. И ещё каждый из них добавил: «Как можно этого не знать!»
Как же можно не знать о судьбах тысяч детей, которые не знали с рождения ни матери, ни счастливого детства. Не было у них телефонов и компьютеров. Да им это было и не надо. Они думали о том, как бы не украли ломоть хлеба, который давался на сутки. Они боялись заболеть, потому что никто не будет думать о том, что их надо лечить. Те, кто создал детский ГУЛАГ, не ценили детскую жизнь. А сейчас, в XXI веке, мы совершенно не боимся заболеть, потому что мама, папа, бабуля будут носиться вокруг своего чада то с малиновым вареньем, то с градусником, то с таблетками...
Я решила взять эту тему, чтобы показать как жили дети совсем недавно, всего лишь 60-70 лет назад. Это были наши прабабушки и прадедушки и даже бабушки и дедушки. Я была шокирована тем, что мои друзья не знают, что были детские ГУЛАГи. Мне захотелось об этом рассказать :
-во-первых, мы должны знать о наших родных, понимать, что им пришлось пережить и помогать им сегодня;
-во-вторых, это наша история и она учит нас не повторять ошибки и несправедливости прошлого;
-в-третьих, очень бы хотелось, чтобы современная молодёжь умела ценить настоящее, созданное нашими предками на протяжении всей истории, в том числе и в недалёком прошлом.
Глава 1. Как дети попадали в ГУЛАГ.
1.1 Доставка детей.
Подготовка операции.
Она начинается с тщательной проверки каждой семьи, намеченной к репрессированию. Собираются дополнительные компрометирующие материалы. Затем на их основании составляются:
а) общая справка на семью;
б) отдельная краткая справка на социально опасных и способных к антисоветским действиям детей старше 15-летнего возраста;
в) именные списки детей до 15 лет отдельно дошкольного и школьного возраста.
Справки рассматриваются наркомами внутренних дел республик и начальниками управлений НКВД краев и областей. Последние:
а) дают санкции на арест и обыск жен изменников родины;
б) определяют мероприятия в отношении детей арестуемой.
Производство арестов и обысков.
Аресту подлежат жены, состоящие в юридическом или фактическом браке с осужденным в момент его ареста. Аресту подлежат также и жены, хотя и состоявшие с осужденным к моменту его ареста в разводе, но причастные к контрреволюционной деятельности осужденного, укрывавшие его, знавшие о контрреволюционной деятельности, но не сообщившие об этом органам власти. После производства ареста и обыска арестованные жены осужденных конвоируются в тюрьму. Одновременно порядком, указанным ниже, вывозятся дети.
Порядок оформления дел.
На каждую арестованную и на каждого социально опасного ребенка старше 15-летнего возраста заводится следственное дело. Они направляются на рассмотрение Особого совещания НКВД СССР.
Рассмотрение дел и меры наказания.
Особое совещание рассматривает дела на жен изменников родины и тех их детей, старше 15-летнего возраста, которые являются социально опасными и способными к совершению антисоветских действий. Социально опасные дети осужденных, в зависимости от их возраста, степени опасности и возможности исправления, подлежат заключению в лагеря или исправительно-трудовые колонии НКВД, или выдворению в детские дома особого режима Наркомпросов республик.
Порядок приведения приговоров в исполнение.
Осужденные социально опасные дети направляются в лагеря, исправительно-трудовые колонии НКВД или в дома особого режима Наркомпросов республик по персональным нарядам ГУЛАГа НКВД для первой и второй групп и АХУ НКВД СССР — для третьей группы.
Размещение детей осужденных.
Всех оставшихся после осуждения детей-сирот размещать:
а) детей в возрасте от 1—1,5 лет до 3-х полных лет в детских домах и яслях Наркомздравов республик в пунктах жительства осужденных;
б) детей в возрасте от 3-х полных лет и до 15 лет — в детских домах Наркомпросов других республик, краев и областей (согласно установленной дислокации) и вне Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Минска, приморских и пограничных городов.
В отношении детей старше 15 лет вопрос решать индивидуально.
Грудные дети направляются вместе с их осужденными матерями в лагеря, откуда по достижении возраста 1—1,5 лет передаются в детские дома и ясли Наркомздравов республик. В том случае, если сирот пожелают взять родственники (не репрессируемые) на свое полное иждивение, этому не препятствовать.
Подготовка к приему и распределению детей.
В каждом городе, в котором производится операция, специально оборудуются приемно-распределительные пункты, в которые будут доставляться дети тотчас же после ареста их матерей и откуда дети, будут направляться затем по детским домам.
В который раз я перечитываю этот приказ и каждый раз впадаю в смятение: не подделка ли все это? Увы, так оно и было.
По состоянию на 4 августа 1938 года у репрессированных родителей были изъяты 17 355 детей и намечались к изъятию еще 5000 детей.
21 марта 1939 года Берия сообщал Молотову о том, что в "...исправительно-трудовых лагерях у заключенных матерей находятся 4500 детей ясельного возраста, которых предлагал изъять у матерей и впредь придерживаться подобной практики. Детям начали присваивать новые имена и фамилии".
Одним из поводов к очередному ужесточению уголовного законодательства в отношении детей стало письмо Ворошилова от 19 марта 1935 года, направленное на имя Сталина, Молотова и Калинина. Девятилетний подросток напал с ножом на сына заместителя прокурора Москвы Кобленца. Ворошилов недоумевал: почему бы "подобных мерзавцев" не расстреливать?
Откликаясь на просьбу о расстреле "подобных мерзавцев", ЦИК и СНК СССР 7 апреля 1935 года издают постановление "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних". В нем сказано: "…несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания". В связи с этим на местах возник вопрос о возможности применения к детям высшей меры наказания. Разъяснение Политбюро от 20 апреля 1935 года подтверждало, что к числу мер уголовного наказания относится также и высшая мера (расстрел).
В мае 1941 года НКВД издает распоряжение о создании агентурно-осведомительной сети в трудовых колониях подростков. Резидентами должны быть члены ВКП (б)...
Ярким примером фальсификации обвинений против несовершеннолетних является дело 16-летнего Юрия Каменева, расстрелянного по приговору Военной коллегии от 30 января 1938 года. Не имея никаких доказательств его виновности, Военная коллегия в своем приговоре указала:
"Каменев, находившийся под идейным влиянием своего отца — врага народа Каменева Л. Б., усвоил террористические установки антисоветской, троцкистской организации; будучи озлоблен репрессией, примененной к его отцу как к врагу народа, Каменев Юрий в 1937 году в г. Горьком высказывал среди учащихся террористические намерения в отношении руководителей ВКП(б) и Советской власти".
В годы Отечественной войны гитлеровцы гнали детей в одну сторону — в Германию, а сталинцы в другую — в Среднюю Азию, Казахстан, на Восток. В дальние края поехали дети немцев, чеченцев, калмыков, ингушей, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, болгар, греков, армян, турок-месхетинцев, курдов. А после войны — украинцев, эстонцев, латышей, литовцев.
На апрель 1945 года в Казахстане, Киргизии и Узбекистане оказались 34 700 детей-карачаевцев моложе 16 лет. В Узбекистан привезли 46 000 детей из Грузии. В первые годы жизни на новых местах смертность среди переселенцев достигала 27 процентов в год, в основном это были дети...
Горькую чашу спецпоселенца пришлось испить калмыцкому поэту Давиду Кугультинову.
“Переступил порог, — вспоминает Кугультинов, — дети. Огромное количество детей до 6 лет. В маленьких телогрейках, в маленьких ватных брючках. И номера — на спине и на груди. Как у заключенных. Это номера их матерей. Они привыкли видеть возле себя только женщин, но слышали, что есть папы, мужчины. И вот подбежали ко мне, голосят: “Папа, папочка”. Это самое страшное — когда дети с номерами. А на бараках: “Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство”. Впоследствии поэт напишет такие строки: «Воздухом свободы ты сладко дышишь, ты ушёл от уз вчерашнего, досадный сбросив груз…»
Сегодня многие из лагерных детей уже в преклонном возрасте... И недалеко то время, когда сталинские сироты останутся единственными живыми свидетелями преступлений тоталитарного режима. А потом и они уйдут.
Годы | Количество детей в ГУЛАГе |
1938 год | 22355 детей без малышей |
1939 год | 22 855 детей вместе с малышами |
1945 год | 80 700 детей с малышами |
А смертность к началу 1941 года достигла 27%.
Глава 2. Условия проживания и быт
Никакой посуды в начале отбытия наказания у многих зэков для получения баланды не было, в качестве мисок использовали даже шапки. Миски, котелки, кружки, черпаки для чая приходилось делать из пустых консервных банок, найденных на помойке.
Получить крепкую теплую одежду - телогрейку, ватные брюки, валенки - доводилось далеко не всем. Чаще во времена особенно массового пополнения лагерей встречалась картина, описанная А. И. Солженицыным: «…Сами бушлаты одного цвета, рукава к ним - другого. Или столько заплат на бушлате, что уже не видно его основы. Или бушлат-огонь (лохмотья как языки пламени)… А на ногах - испытанные русские лапти, только онучей хороших к ним нет. Или кусок автопокрышки, привязанный прямо к босой ноге проволокой, электрическим шнуром… Или «бурки», сшитые из кусков разорванных старых телогреек, а подошвы у них - слой войлока и слой резины».
О строгости режима в особых лагерях напоминали номера на спинах. Иногда их нашивали еще и на шапку, и на колено. Людей лишали даже собственного имени.
Но и в нечеловеческих условиях люди продолжали жить, налаживая, как могли, свой быт. В женских бараках периодически появлялись «уюты» - так в лагерях называли матерчатые занавески, которыми женщины старались отделить и украсить свое место на нарах, устраивая подобие кабинки. «Уюты» то разрешали, то вдруг срывали и запрещали в зависимости от настроения начальства. Но нехитрые поделки: рамочки для фотографий, шахматы, игральные карты, балалайка - хоть немного скрашивали жизнь, лишенную свободы.
2.1.Образование
Культурно-воспитательная часть (КВЧ) - непременная составляющая лагерной жизни.
Обязательное наличие КВО (культурно-воспитательного отдела) и КВЧ в лагерях создавало иллюзию, что в советских местах лишения свободы людей не просто изолируют и эксплуатируют, но занимаются их образованием, организуют культурный отдых и «перевоспитывают» - «возвращают к нормальной жизни». Хотя основным делом для КВЧ всегда была агитация «за выполнение и перевыполнение норм», все же они были местом встреч и общения заключенных, спасением от навязчивых мыслей о невыносимости существования. А для лагерных артистов это было спасением от общих работ.
Почти все лагерное начальство любило искусство и поощряло создание лагерных агитбригад. В артистах недостатка не было. Актеры Т. Окуневская, Г. Жженов, З. Федорова, певцы В. Козин, Л. Русланова - и это только люди, которых знала вся страна, а сколько было артистов областных, республиканских театров!
Именно для лагерного начальства и вольных зрителей печатались программки концертов и спектаклей.
Во всех колониях организованы средние школы, работающие по общей семилетней программе обучения.
Воспитательные и педагогические кадры колоний для несовершеннолетних насчитывают: 1200 воспитателей — преимущественно из членов комсомола и членов партии, 800 педагогов и 255 руководителей кружков художественной самодеятельности. Почти во всех колониях организованы пионерские отряды и комсомольские организации из состава не судившихся воспитанников. На 1 марта 1940 года в колониях ГУЛАГа насчитывалось 4126 пионеров и 1075 членов ВЛКСМ.
2.2. Труд.
Работа в колониях организована следующим образом: несовершеннолетние до 16 лет — ежедневно работают на производстве 4 часа и учатся в школе 4 часа, остальное время они заняты в кружках самодеятельности и пионерских организациях. Несовершеннолетние от 16 до 18 лет работают на производстве 6 часов и, вместо нормальной школы-семилетки, занимаются в кружках самообразования, по типу школ взрослых.
В трудовых колониях ГУЛАГа имеются, как правило, четыре основных вида производства:
1.Металлообработка,
2.Деревообработка,
3.бувное производство,
4.Трикотажное производство (в колониях для девушек).
За 1939 год трудовые колонии ГУЛАГа для несовершеннолетних выполнили производственную программу на 169 778 тыс. рублей, преимущественно по изделиям широкого потребления. На содержание всего состава несовершеннолетних преступников системой ГУЛАГа израсходовано за 1939 год 60501 тыс. рублей, причём государственная дотация на покрытие этих расходов выразилась, примерно, в 15 % всей суммы, а остальная её часть была обеспечена поступлениями от производственной и хозяйственной деятельности трудовых колоний. Основным моментом, завершающим весь процесс перевоспитания несовершеннолетних преступников, является их трудоустройство. За четыре года системой трудовых колоний трудоустроено 28280 бывших преступников в различных отраслях народного хозяйства.
Например, город Норильск.
О труде несовершеннолетних заключенных в Норильлаге было известно с 1936 г. Это были в тех краях самые тяжелые, необустроенные, холодные и голодные годы.
Всё началось с приказа «по Норильскому строительству и ИТЛ НКВД» № 168 от 21 июля 1936 г. о прибывающей рабочей силе и ее использовании:
1)При использовании на общих работах заключенных малолеток в возрасте от 14 до 16 лет устанавливается 4-часовой рабочий день с 50% нормированием — из расчета 8-часового рабочего дня для полноценного рабочего. В возрасте от 16 до 17 лет устанавливается
2)6-часовой рабочий день с применением 80% норм полноценного рабочего — из расчета 8-часового рабочего дня.
В остальное время малолетки должны быть использованы: на школьных занятиях по обучению грамоте не менее 3-х часов ежедневно, а также в культурно-воспитательной работе.
Однако изолировать детей от взрослых заключенных начали лишь с 1940 г. Об этом свидетельствует упоминавшийся «Приказ по Норильскому исправительно-трудовому лагерю НКВД № 68 от 4 февраля 1940 г. об изоляции несовершеннолетних заключенных от взрослых и создании им вполне пригодных жилищных условий». К 1943 г. малолетних лагерников заметно прибавилось. В приказе от 13 августа 1943 г. сказано:
1. Организовать при Норильском комбинате НКВД Норильскую трудовую колонию для несовершеннолетних, подчиненную непосредственно отделу УНКВД по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Одна из зон для «малолеток» в Норильске находилась рядом с женской зоной. По воспоминаниям Ефросинии Керсновской, иногда эти «малолетки» устраивали групповые налеты на соседок — чтобы раздобыть дополнительное питание. Жертвой такого налета мальчишек 13—14 лет стала однажды и Ефросиния Керсновская. Выручил охранник — поднял тревогу.
О том, как жила и работала колония, свидетельствует объяснительная записка к отчету Норильской трудколонии за сентябрь—декабрь 1943 г.
«На 1 января 1944 г. в колонии содержится 987 человек несовершеннолетних заключенных, все они размещены в бараках и распределены на 8 воспитательных коллективов по 110—130 человек в каждом. Из-за отсутствия школы и клуба обучения н/з [несовершеннолетних заключенных] не проводилось.
2. Трудоиспользование. Из 987 человек н\з используются на работе в цехах Норильского комбината до 350 человек. До 600 человек с момента организации колонии до конца года нигде не работали, и использовать их на каких-либо работах возможности не представлялось.
Устроенные на работу в цехах Норильского комбината теоретического обучения не проходят, находятся вместе с взрослыми заключенными и вольнонаемными, что отражается на производственной дисциплине.
Отсутствуют помещения: бани-прачечной, складские, столовой, конторы, школы и клуба. Из транспорта имеется 1 лошадь, выделенная комбинатом, которая не обеспечивает нужд колонии. Хозинвентарем колония не обеспечена».
В 1944 г. колония официально перестала существовать. Но политика партии, воспитывавшей детей по лагерям и тюрьмам, изменилась мало. Сохранились воспоминания бывших политзаключенных Норильлага, которых и в 1946 г. привозили на кораблях в Дудинку вместе с «малолетками».
«Наш этап из Усольлага (было много малолеток) прибыл в Норильский лагерь в августе 1946 г. Доставили на барже вместе с японскими военнопленными, как сельдей в бочке. Сухой паек — на три дня кило шестьсот пятьдесят хлеба и три селедки. Большинство из нас всё съели сразу же. Воды не давали: конвойные «объяснили» — нечем зачерпнуть из-за борта, и мы лизали деревянную обшивку, свой пот. По дороге многие — умерли».
Глава 3. Воспоминания о прошлом
Просматривая старые газеты, я наткнулась на воспоминания одной бывшей пленницы ГУЛАГа, Веры Васильевой. Она рассказывала о своей жизни там, в стенах концлагеря:
« Эти мальчики и девочки не только воруют, но и убивают (обычно коллективно). Детские исправительно-трудовые колонии, в которых содержатся несовершеннолетние воры, проститутки и убийцы обоих полов, превращаются в ад. Туда попадают и дети младше 12 лет, поскольку часто бывает, что пойманный восьми- или десятилетний воришка скрывает фамилию и адрес родителей, милиция же не настаивает, и в протокол записывают — «возраст около 12 лет», что позволяет суду «законно» осудить ребенка и направить в лагеря. Местная власть рада, что на вверенном ей участке будет одним потенциальным уголовником меньше.
Я встречала в лагерях множество детей в возрасте — на вид — 7—9 лет. Некоторые еще не умели правильно произносить отдельные согласные.
Сегодня ни для кого не секрет, кто организовал массовые репрессии. Исполнителей было много, время от времени их меняли, вчерашние палачи становились жертвами, жертвы — палачами. Бессменным оставался лишь главный распорядитель — Сталин.
Тем нелепее звучит знаменитый лозунг, который украшал стены школ, пионерских комнат и т.д.: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»
В 1950 г., когда в Норильске, который был буквально опутан колючей проволокой, открылась новая школа — № 4. Ее построили, разумеется, заключенные. При входе красовалась надпись:
«Заботой сталинской согреты,
Страны Советов детвора,
Примите в дар и в знак привета
Вы школу новую, друзья!»
Однако мы действительно восприняли ее как подарок от товарища Сталина. Правда, по дороге в школу видели, как охранники с автоматами и с собаками водили на работу и с работы людей, и колонна своей длинной серой массой заполняла всю улицу от начала и до конца. Это было обычное, никого не удивлявшее зрелище. Наверное, и к такому тоже можно привыкнуть.
И это тоже было частью политики государства: пусть, дескать, смотрят! И смотрели, и боялись — и молчали.
Была и другая школа, но без новых парт, шикарных люстр и зимнего сада. Это была школа, устроенная прямо в бараке, где полуголодные «малолетки» 13—16 лет учились — только читать и писать. И это в лучшем случае».
Также были еще воспоминания Ефросинии Антоновны Керсновской, сидевшей в разных тюрьмах и лагерях. Она вспоминала детей, встретившихся на ее гулаговском пути:
«Мало ли, что я не виновна! Но дети? У нас в Европе они были бы «детьми», но здесь... Могли ли Валя Захарова восьми лет и Володя Турыгин, чуть постарше, работать кольцевиками в Суйге, то есть носить почту, проходя туда и обратно 50 км в день — зимой, в пургу? Дети в 11-12 лет работали на лесоповале. А Миша Скворцов, женившийся в 14 лет? Впрочем, эти-то не умерли...».
Ее путь в Норильск был долгим. В 1941 г. Ефросиния Керсновская оказалась на пароходе «Ворошилов» среди азербайджанских «преступников»:
«Тут женщины и дети. Три совершенно древних старухи, восемь женщин в расцвете сил и около тридцати детей, если эти лежащие рядками обтянутые желтой кожей скелеты можно считать детьми. За время пути уже умерло 8 детей. Женщины причитали:
— Я говорил начальник: дети умирать — смеялся! Зачем смеялся...
На нижних полках рядками лежали маленькие старички с ввалившимися глазами, заостренными носиками и запекшимися губами. Я смотрела на ряды умирающих детей, на лужи коричневой жижи, плещущейся на полу. Дизентерия. Дети умрут, не доехав до низовьев Оби, остальные умрут там. Там же, где Томь впадает в Объ на правом берегу, мы их похоронили. Мы, — потому что я вызвалась рыть могилу.
Странные это были похороны... Я впервые видела, как хоронят без гроба, не на кладбище и даже не на берегу, а у самой кромки воды. Подняться выше конвоир не разрешил. Обе матери опустились на колени, опустили и положили рядышком сперва девочку, затем мальчика. Одним платком прикрыли лица, сверху — слой осоки. Матери стояли, прижимая к груди свертки с застывшими скелетиками детей, и застывшими от отчаяния глазами смотрели в эту яму, в которую сразу же стала набираться вода».
В пределах Новосибирска Ефросиния Антоновна встретилась с другими «малолетками», мальчиками. «Их барак находился в той же зоне, но был отгорожен». Однако дети умудрялись выходить из бараков в поисках пищи, «практикуясь в краже, а при случае и в грабеже». Можно себе представить, что «такая программа» воспитания позволяла выпускать из колонии уже многоопытных преступников.
Уже будучи в Норильске и попав в хирургическое отделение больницы, Ефросиния Антоновна видела следы совместного содержания и «воспитания» малолеток и рецидивистов:
«Две палаты бронировали для лечения сифилиса. Все больные были совсем еще мальчиками и должны были пройти хирургическое лечение заднего прохода, суженного зарубцевавшимися сифилитическими язвами».
«Воспитанию» подвергались также молодые девушки и девочки. Вот строки из датированного 1951 г. письма заключенной Е.Л.Владимировой, бывшего литературного работника газеты «Челябинский рабочий»:
«Пребывание в советских лагерях калечило женщину не только физически, но и нравственно. Человеческое право, достоинство, гордость — всё было уничтожено. В лагерях во всех банях работали мужчины-уголовники, баня для них — развлечение, они же производили «санобработку» женщин и девочек, сопротивляющихся заставляли силой.
До 1950 г. везде в женских зонах в обслуге работали мужчины. Постепенно женщинам прививалось бесстыдство, становившееся одной из причин наблюдавшейся мной лагерной распущенности и проституции, которая получила широкое распространение.
В поселке «Вакханка» была эпидемия венерических болезней среди заключенных и вольных».
В одной из тюрем А. Солженицын находился рядом с детьми, которые уже получили «воспитание» от закоренелых преступников:
«В низкой полутьме, с молочным шорохом, на четвереньках, как крупные крысы, на нас со всех сторон крадутся малолетки, — это совсем еще мальчишки, даже есть по двенадцати годков, но кодекс принимает и таких, они уже прошли по воровскому процессу и здесь теперь продолжают учебу у воров. Их напустили на нас. Они молча лезут на нас со всех сторон и в дюжину рук тянут и рвут у нас, из-под нас всё наше добро. Мы в западне: нам не подняться, не пошевельнуться.
Не прошло и минуты, как они вырвали мешочек с салом, сахаром и хлебом. Встав на ноги, я оборачиваюсь к старшему, к пахану. Крысы-малолетки ни крохи не положили себе в рот, у них дисциплина».
Детей переправляли к месту заключения вместе с взрослыми. Ефросиния Керсновская вспоминает:
«Смотрю на своих попутчиц. Малолетние преступники? Нет, пока еще дети. Девочки в среднем лет 13—14. Старшая, лет 15, производит впечатление уже действительно испорченной девчонки. Неудивительно, она уже побывала в детской исправительной колонии и ее уже на всю жизнь «исправили».
Девочки смотрят на свою старшую подругу с испугом и завистью. Они уже осуждены по закону «о колосках», попались на краже кто горсти, а кто и пригоршни зерна. Все сироты или почти сироты: отец на войне; матери нет — или угнаны на работу.
Самая маленькая — Маня Петрова. Ей 11 лет. Отец убит, мать умерла, брата забрали в армию. Всем тяжело, кому нужна сирота? Она нарвала лука. Не самого лука, а пера. Над нею «смилостивились»: за расхищение дали не десять, а один год».
Было это в пересылочной тюрьме Новосибирска. Там же Ефросиния Керсновская встретила много других «малолеток», которые находились в одной камере вместе с уголовницами-рецидивистками. Грусти и испуга у них уже не было. «Воспитание» малолетних правонарушительниц было в надежных руках...
Заключение
Слово ГУЛАГ – аббревиатура Главного управления лагерей ОГПУ–НКВД–МВД СССР – давно уже стало синонимом долговременной жесточайшей трагедии, безмерных страданий и гибели ни в чем не повинных людей.
К сожалению, порой мы не ценим того, что сделали для нас наши родственники в те «страшные» времена. Мы просто не понимаем всей значимости событий, которые происходили в XX веке. Это ГУЛАГ, Великая Отечественная война, оттепель, холодная война, перестройка... Много еще можно назвать. Для детей это всего лишь даты в учебники истории, которые надо заучить. И как мы сердимся, если нам ставят плохую оценку. А то, что эти события изменили жизнь, то, что огромное количество людей погибло – да ну и ладно. Нам порой все равно, что они лучшую часть своей жизни смотрели в черное от самолетов и колючей проволоки небо, мечтая наконец-то увидеть то будущее, в котором так счастливо живём мы. И иногда мы смотрим в ясное небо и думаем: «Как же мне плохо!».
Своей работой мне хотелось показать моим ровесникам, что наша сегодняшняя жизнь совсем не похожа на жизнь наших предшественников. Нет теперь ни решеток, ни колючей проволоки, ни военных машин. Но это всё было и это наша история. Её уроки не должны пройти впустую, мы будем ценить установки нашего государства на развитие демократии и правового государства, на создание в России гражданского общества. А молодым предстоит не только жить в новом свободном государстве, но и создавать его своими руками, умом и талантом! Для этого важно знать свою историю, понимать необходимость перемен и быть гражданином.
Список используемой литературы
РЕЦЕНЗИЯ
на исследовательскую работу
обучающейся 11А класса МОУ СОШ № 2
г. Вязьмы Смоленской области
Барышниковой Анны
Тема исследовательской работы «Детский ГУЛАГ»
Выбор темы Барышниковой Анной был сделан самостоятельно в связи с интересом к данной проблеме. Обучающаяся работала над темой в течение 2015/16 учебного года в рамках школьного научного общества. В выборе темы прослеживается интерес к проблемам своей страны и общества в целом. Работа выдержана в нужном объеме, имеется подробный план, список использованной литературы. В реферате раскрываются такие понятия и проблемы как тоталитарный режим, идея правового государства, права граждан. Очень важны нравственные аспекты проблемы детского ГУЛАГа, тема актуальна и в истории 20 века и в сегодняшнее время. Огромная масса разнообразного материала из книг, газет, документов была переработана достаточно чётко и конкретно. В работе использованы воспоминания, проанализировано большое количество литературы и исследован различный материал по теме. Ученицу выпускного класса в первую очередь заинтересовали те проьлемы, которые школьная программа не затрагивает совсем. Барышникова Анна выступала со своей работой на уроке по теме «Тоталитарный режим в СССР» и на классных часах. Показала хорошее знания материала, умение работать с различными историческими источниками. Работа имеет практическую значимость, интересна и обладает некоторой новизной.
Научный руководитель
Учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №2
Каткова Светлана Владимировна
Тезисы исследовательской работы «Детский ГУЛАГ»
Барышникова А.11Б класс, МОУ СОШ №2
Нет большей подлости, чем война власти с детишками с использованием всей мощи карательного аппарата. Эта система имела в своем распоряжении детские концлагеря и колонии, мобильные приемно-распределительные пункты, специальные детские дома и ясли. Дети должны были забыть, кто они, откуда родом, кто и где их родители. Это был особый — детский ГУЛАГ… И это было ужасно.
Сколько детей погибло в ГУЛАГе, сколько экспериментов было поставлено на них? Их жизнь была ужасной и нам, современным, непонятной: без родительской любви и заботы, без игрушек, без мелких детских радостей. Я даже не могу представить, как можно было отнять детей у матери?
А сейчас мы, дети и молодёжь, не ценим то, в каких условиях живём! У нас есть все: компьютеры, телефоны, одежда, игрушки. А самое главное у нас есть родители, которые нас любят, и мягкая постель, и вкусная еда, и много друзей! Всего этого не было у детей в ГУЛАГе.
Я провела небольшой опрос среди друзей и знакомых: что такое детский ГУЛАГ? И 10 из 10 мне ответили, что об этом не знают вообще. Они не знают, что детей считали преступниками и врагами народа, что дети оставались без родителей, жили на зоне, умирали от голода.
Так же я провела опрос среди представителей старшего поколения. И все взрослые сказали, что знают об этом. И ещё каждый из них добавил: «Как можно этого не знать!»
Как же можно не знать о судьбах тысяч детей, которые не знали с рождения ни матери, ни счастливого детства. Не было у них телефонов и компьютеров. Да им это было и не надо. Они думали о том, как бы не украли ломоть хлеба, который давался на сутки. Они боялись заболеть, потому что никто не будет думать о том, что их надо лечить. Те, кто создал детский ГУЛАГ, не ценили детскую жизнь. А сейчас, в XXI веке, мы совершенно не боимся заболеть, потому что мама, папа, бабуля будут носиться вокруг своего чада то с малиновым вареньем, то с градусником, то с таблетками...
Я решила взять эту тему, чтобы показать как жили дети совсем недавно, всего лишь 60-70 лет назад. Это были наши прабабушки и прадедушки и даже бабушки и дедушки. Я была шокирована тем, что мои друзья не знают, что были детские ГУЛАГи. Мне захотелось об этом рассказать :
-во-первых, мы должны знать о наших родных, понимать, что им пришлось пережить и помогать им сегодня;
-во-вторых, это наша история и она учит нас не повторять ошибки и несправедливости прошлого;
-в-третьих, очень бы хотелось, чтобы современная молодёжь умела ценить настоящее, созданное нашими предками на протяжении всей истории, в том числе и в недалёком прошлом.
Работая над этой темой, я поставила перед собой следующие цели:
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
В своей работе я попыталась показать жизнь «маленьких» людей, для того чтобы мы могли сравнить жизнь в ГУЛАГе и сегодня. Фотографии будут иллюстрировать мою работу. Я думаю, что в комментариях они не нуждаются, так как сама тема все объясняет.
Опираясь на указания Политбюро ЦК, большевики создали систему «опального детства». Эта система имела в своем распоряжении детские концлагеря и колонии, мобильные приемно-распределительные пункты, специальные детские дома и ясли. Дети должны были забыть, кто они, откуда родом, кто и где их родители. Это был особый — детский ГУЛАГ.
В принципе, все дети попадали в ГУЛАГ по заранее составленному плану. Сначала шла тщательная проверка семей, намеченных к репрессированию.
Затем на основании собранных данных составлялись:
Далее происходили арест и обыск. На каждую арестованную и на каждого социально опасного ребенка старше 15-летнего возраста заводится следственное дело. Они направляются на рассмотрение Особого совещания НКВД СССР..
Детей размещали по возрастным категориям:
В отношении детей старше 15 лет вопрос решать индивидуально.
Грудные дети направляются вместе с их осужденными матерями в лагеря, откуда по достижении возраста 1—1,5 лет передаются в детские дома и ясли Наркомздравов республик. В том случае, если сирот пожелают взять родственники (не репрессируемые) на свое полное иждивение, этому не препятствовать.
Если приводить числа, то по состоянию на 4 августа 1938 года у репрессированных родителей были изъяты 17 355 детей и намечались к изъятию еще 5000 детей.
21 марта 1939 года Берия сообщал Молотову о том, что в "...исправительно-трудовых лагерях у заключенных матерей находятся 4500 детей ясельного возраста, которых предлагал изъять у матерей и впредь придерживаться подобной практики. Детям начали присваивать новые имена и фамилии".
На апрель 1945 года в Казахстане, Киргизии и Узбекистане оказались 34 700 детей-карачаевцев моложе 16 лет. В Узбекистан привезли 46 000 детей из Грузии. В первые годы жизни на новых местах смертность среди переселенцев достигала 27 процентов в год, в основном это были дети.
Смертность к началу 1941 года достигла 27%.
Культурно-воспитательная часть (КВЧ) - непременная составляющая лагерной жизни. Почти все лагерное начальство любило искусство и поощряло создание лагерных агитбригад. В артистах недостатка не было. Актеры Т. Окуневская, Г. Жженов, З. Федорова, певцы В. Козин, Л. Русланова - и это только люди, которых знала вся страна, а сколько было артистов областных, республиканских театров! Во всех колониях организованы средние школы, работающие по общей семилетней программе обучения. Воспитательные и педагогические кадры колоний для несовершеннолетних насчитывают: 1200 воспитателей — преимущественно из членов комсомола и членов партии, 800 педагогов и 255 руководителей кружков художественной самодеятельности.
Работа в колониях организована следующим образом: несовершеннолетние до 16 лет — ежедневно работают на производстве 4 часа и учатся в школе 4 часа, остальное время они заняты в кружках самодеятельности и пионерских организациях. Несовершеннолетние от 16 до 18 лет работают на производстве 6 часов и, вместо нормальной школы-семилетки, занимаются в кружках самообразования, по типу школ взрослых. За 1939 год трудовые колонии ГУЛАГа для несовершеннолетних выполнили производственную программу на 169 778 тыс. рублей, преимущественно по изделиям широкого потребления. На содержание всего состава несовершеннолетних преступников системой ГУЛАГа израсходовано за 1939 год 60501 тыс. рублей, причём государственная дотация на покрытие этих расходов выразилась, примерно, в 15 % всей суммы, а остальная её часть была обеспечена поступлениями от производственной и хозяйственной деятельности трудовых колоний. Основным моментом, завершающим весь процесс перевоспитания несовершеннолетних преступников, является их трудоустройство. За четыре года системой трудовых колоний трудоустроено 28280 бывших преступников в различных отраслях народного хозяйства.
Просматривая старые газеты, я наткнулась на воспоминания одной бывшей пленницы ГУЛАГа актрисы Веры Васильевой. Она рассказывала о своей жизни там, в стенах концлагеря.
« Эти мальчики и девочки не только воруют, но и убивают (обычно коллективно). Детские исправительно-трудовые колонии, в которых содержатся несовершеннолетние воры, проститутки и убийцы обоих полов, превращаются в ад. Туда попадают и дети младше 12 лет, поскольку часто бывает, что пойманный восьми- или десятилетний воришка скрывает фамилию и адрес родителей, милиция же не настаивает, и в протокол записывают — «возраст около 12 лет», что позволяет суду «законно» осудить ребенка и направить в лагеря. Местная власть рада, что на вверенном ей участке будет одним потенциальным уголовником меньше.
Я встречала в лагерях множество детей в возрасте — на вид — 7—9 лет. Некоторые еще не умели правильно произносить отдельные согласные.
Над каждой школой висел лозунг:
«Заботой сталинской согреты,
Страны Советов детвора,
Примите в дар и в знак привета
Вы школу новую, друзья!»
Однако мы действительно восприняли ее как подарок от товарища Сталина. Правда, по дороге в школу видели, как охранники с автоматами и с собаками водили на работу и с работы людей, и колонна своей длинной серой массой заполняла всю улицу от начала и до конца. Это было обычное, никого не удивлявшее зрелище. Наверное, и к такому тоже можно привыкнуть.
И это тоже было частью политики государства: пусть, дескать, смотрят! И смотрели, и боялись — и молчали.
Была и другая школа, но без новых парт, шикарных люстр и зимнего сада. Это была школа, устроенная прямо в бараке, где полуголодные «малолетки» 13—16 лет учились — только читать и писать. И это в лучшем случае».
Заключение
Слово ГУЛАГ – аббревиатура Главного управления лагерей ОГПУ–НКВД–МВД СССР – давно уже стало синонимом долговременной жесточайшей трагедии, безмерных страданий и гибели ни в чем не повинных людей.
К сожалению, порой мы не ценим того, что сделали для нас наши родственники в те «страшные» времена. Мы просто не понимаем всей значимости событий, которые происходили в XX веке. Это ГУЛАГ, Великая Отечественная война, оттепель, холодная война, перестройка... Много еще можно назвать. Для детей это всего лишь даты в учебники истории, которые надо заучить. И как мы сердимся, если нам ставят плохую оценку. А то, что эти события изменили жизнь, то, что огромное количество людей погибло – да ну и ладно. Нам порой все равно, что они лучшую часть своей жизни смотрели в черное от самолетов и колючей проволоки небо, мечтая наконец-то увидеть то будущее, в котором так счастливо живём мы. И иногда мы смотрим в ясное небо и думаем: «Как же мне плохо!».
Своей работой мне хотелось показать моим ровесникам, что наша сегодняшняя жизнь совсем не похожа на жизнь наших предшественников. Нет теперь ни решеток, ни колючей проволоки, ни военных машин. Но это всё было и это наша история. Её уроки не должны пройти впустую, мы будем ценить установки нашего государства на развитие демократии и правового государства, на создание в России гражданского общества. А молодым предстоит не только жить в новом свободном государстве, но и создавать его своими руками, умом и талантом! Для этого важно знать свою историю, понимать необходимость перемен и быть гражданином.
Хитрый коврик
Спасибо тебе, дедушка!
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Сказочные цветы за 15 минут