Поэт, прозаик, один из основателей жанра авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года. В начале Великой Отечественной войны Булат трудился токарем на оборонном заводе, а весной 1942 года после достижения 18-летия Булат был призван в армию и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. После двух месяцев подготовки с октября 1942 года был направлен на Северо-Кавказский фронт, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. Булат Окуджава позже писал: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт.
Вложение | Размер |
---|---|
bulat_okudzhava.docx | 54.94 КБ |
bulat_okudzhava.pptx | 994.18 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением математики»
Научно-исследовательская работа по литературе
на тему: «Хроника войны в поэзии Булата Окуджавы»
Выполнила ученица 10 «А» класса
Данилова Анастасия.
Руководитель : учитель русского языка и
литературы Ларионова О.А.
Старая Русса
2017
Оглавление
Введение 3 стр.
Глава 1: обзор литературы
1.1.Великая Отечественная война в жизни Б.Окуджавы 4 стр.
1.2.Обзор литературы о творчестве Б.Окуджавы 5-6 стр.
Глава 2: изучение предмета проектной деятельности. 7 стр.
Аналитическая часть
Глава 3: изучение предмета проектной деятельности.
Практическая часть
3.1. Проводы на фронт 8 стр.
3.2. Первый день на передовой 9 стр.
3.3. Минуты тишины 10 стр.
3.4. Сражение 11 стр.
3.5. Первое ранение 12 стр.
3.6.Отступление 13 стр.
3.7. Вдовы 14 стр.
3.8. День Победы 15 стр.
3.9. Воспоминания о войне 16 стр.
Глава 4.Преобразование предмета деятельности 17 стр.
Выводы 21стр.
Заключение 22 стр.
Список литературы 23 стр.
Введение
Алексей Смирнов писал, что поэзия была для Булата Окуджавы не самопожертвованием и, конечно, не работой, а скорей всего радостным и строгим служением. «Пишется – пишу, не пишется – молчу. Но уж зато если пишется, то как дышится»[1].
Актуальность: С тех пор, как я начала учиться играть на гитаре, меня заинтересовало творчество Булата Окуджавы. На мой взгляд, его стихотворения достойны занимать лидирующие позиции в оценке критиков и читателей. Особенно мне интересны те стихотворения, которые рассказывают о Великой Отечественной войне, потому что Булат Окуджава писал о том, что он видел сам на фронте.
Объект исследования : стихотворения Булата Окуджавы о войне.
Предмет исследования: Великая Отечественная война в творчестве поэта.
Гипотеза: Изучив стихотворения Булата Окуджавы о войне, мы сможем ярче представить себе события этого страшного времени, понять, что пришлось пережить нашим бабушкам и дедушкам.
Цель проекта: Выявить и прокомментировать, как видели этапы Великой Отечественной войны непосредственные участники этого страшного этапа истории
Задачи проекта:
1.Проанализировать критические статьи о творчестве Булата Окуджавы
2.Прочитать стихотворения Булата Окуджавы о войне
3. Выявить основные этапы войны, о которых рассказал поэт
4. Прокомментировать проблемы, поднятые Булатом Окуджавой в стихотворениях о войне.
5. Выступить на классном часе, посвящённом Дню Победы, и рассказать о фронтовике Булате Окуджаве и о страшной хронике Великой Отечественной войны.
Методы исследования : чтение, анализ
Практическая значимость проекта: материал для подготовки классного часа ко Дню Победы.
Глава 1: обзор литературы
1.1.Великая Отечественная война в жизни Б.Окуджавы
Поэт, прозаик, один из основателей жанра авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года.
В начале Великой Отечественной войны Булат трудился токарем на оборонном заводе, а весной 1942 года после достижения 18-летия Булат был призван в армию и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. После двух месяцев подготовки с октября 1942 года был направлен на Северо-Кавказский фронт, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса.
Булат Окуджава позже писал: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт.
Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесете их по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода... Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите свои повестки сами, у меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он – ко мне, я – к нему. Мне как-то смешно себя вспоминать и видеть себя – в обмотках, с кривыми ногами, с тонкой шеей, с большой пилоткой на голове, мечтавшего всю войну иметь сапоги и так и не получившего их...»[2]
16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке — и такое нелепое ранение»
После госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего в этот период границу с Турцией и Ираном. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось».
Весной 1944 года Окуджава после ранения был демобилизован в звании гвардии рядового. Был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году – орденом Отечественной войны I степени.
1.2. Обзор литературы о творчестве Б.Окуджавы
Лазарь Лазарев пишет о своём первом впечатлении от встречи с Булатом Окуджавой: «…сдержанный, немногословный, с грустными глазами и неожиданной быстрой улыбкой»[3]. Когда впоследствии выяснилось, что они одногодки, фронтовики, служили в пехоте, то сразу возникло взаимопонимание и дружеское расположение, сохранившееся на долгие годы.
О том, что на войне были его главные жизненные университеты, Окуджава говорил не раз: «У меня большинство стихотворений и песен – военного плана, и это объясняется прежде всего тем, что семнадцати лет, из девятого класса, ушел на фронт. И это было очень страшно. Очень страшно. Тогда стихов не писал, а начал их писать значительно позже. Мои воспоминания шли за мной по пятам и идут. И почему-то у меня всё время – до сих пор – появляются военные стихи и военные песни»[4].
Лазарь Лазарев вспоминает: «Шли годы, а Булат в песнях и стихах снова и снова возвращался к войне. На фронте сформировались его представления о добре и зле, о чести и бесчестии, оттуда он вынес неостывающую ненависть к кровопролитию, жестокости, милитаристской романтике, демагогии и казенной лжи, там, под огнем, научился по-настоящему ценить жизнь, проникся уважением к правде – той, о которой, видимо, не зря говорят, что она горькая».
Булат Окуджава ощущал себя в поэзии посланцем тех, кто сложил голову на войне:
Судьба ли меня защитила, собою укрыв от огня!
Какая-то тайная сила всю жизнь охраняла меня…
Многие наши поэты искали и предлагали в своих стихах слово, которое претендовало на то, чтобы стать поэтической формулой войны, а Окуджава предложил свое определение: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»
Как однажды заметил сам Булат Окуджава: «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». Как считает Лазарь Лазарев, подлая война особым образом настроила будущее писательское зрение Булата. Она выветрила из него навсегда те осколки романтики, которые всё же еще сидели в нем, как и в любом юнце такого возраста». «Я увидел, что война – это суровое, жестокое единоборство, и радость побед у меня постоянно перемешана с горечью потерь, очевидцем которых я был»[5],- вспоминал поэт.
Впоследствии, как говорил Булат Окуджава, в нем выработалась не умозрительная, а органическая ненависть к войне. И это наложило отпечаток на всю его жизнь, и литературную тоже.
Глава 2: Изучение предмета проектной деятельности
Аналитическая часть
1.Кто такой Булат Окуджава?
А. Поэт и композитор -15 %
Б. Ветеран Великой Отечественной войны -6 %
В. Актёр и сценарист - 4%
Г. Не знаю -75%
2. Какие стихотворения Булата Окуджавы о войне вы читали?
А. «До свидания, мальчики» -10 %
Б. « Нам нужна одна победа» -8 %
В. «Бери шинель, пошли домой» -5%
Г. Другие песни ( «Молитва») - 2%
3. Какие фильмы вы смотрели с его участием ?
А. «Женя, Женечка, Катюша»- 3%
Б. «Белорусский вокзал» - 2%
Проведя опрос среди учеников 10 класса, я выяснила, что о личности Булата Окуджавы знают лишь 25 % опрошенных. Из них, что это поэт и композитор проинформированы 15 % респондентов, что он сам являлся участников войны известно 6 %, 4% участников опроса смотрели фильмы с его участием. Однако 75 % опрошенных ничего не знают о творчестве поэта.
Глава 3: Изучение предмета проектной деятельности
Практическая часть
3.1. Проводы на фронт
Начало войны непосредственно связано с проводами ополченцев на фронт. Кто эти люди? Какого возраста? Что они чувствуют, прощаясь с мирной жизнью, расставаясь со своими близкими?
В стихотворении «До свидания, мальчики…»[6] Булат Окуджава говорит, что солдаты - это вчерашние мальчишки и девчонки. «Подлая» война украла их детство «повзрослели они до поры». Нет больше шумных игр во дворе, песен под гитару о любви «стали тихими наши дворы». Мальчики становятся солдатами. Они уходят в неизвестность. С их близкими остаётся только надежда «постарайтесь вернуться назад». И тут мы понимаем, что в живых останутся не все. И наступает ощущение боли за них таких же молодых, как и мы сегодняшние, которым предстоят страшные испытания и даже гибель.
Как напутствие звучат слова :
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите.
Матери, сёстры, подруги понимают, что их «мальчикам» предстоит бороться со страшным врагом, но цель – освободить нашу Родину от фашистов- требует от вчерашних школьников стать смелыми, отважными, научиться сражаться.
Не только мальчики, но и девочки способны на твёрдый и решительный шаг ради свободы своей страны. И вот уже вчерашние выпускницы школ, раздарив свои белые платьица сестрёнкам, обувают сапоги и украшают себя не бусами, а зелёными крыльями погон.
И пусть некоторые сплетники осуждают их за решение пойти на фронт. Девочки в моём понимании становятся героями. Где только не воевали они? Это и отважные разведчицы, и зенитчицы, и снайперы, и, конечно же, медицинские сестрички, спасшие сотни жизней.
Стихотворение передаёт читателю общее настроение людей в первые дни войны. Это и страх перед неизвестностью и смертью, это и боль расставания с родными, это решительность и смелость в борьбе за святое правое дело- освобождение Родины.
3.2.Первый день на передовой
Самым страшным днем своей жизни Б. Окуджава называл первый день на передовой. Поэт пишет: «Когда первый день мы попали на передовую, все выглядели очень бодро и счастливо. На груди у нас висели автоматы, и мы шли в расположение нашей батареи и уже представляли, как мы сейчас будем прекрасно воевать . И в этот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать. Ну, мы упали, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра. Все, шли мимо нас, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой. Встали и тоже пошли. Это было наше первое боевое крещение…»[7]. Именно этому событию — Моему первому дню на передовой — и посвящено одноимённое стихотворение Булата Окуджавы.
Вчерашние школьники на войне. Их первый бой. Что чувствовали они, мальчики, выдернутые войной прямо с выпускного бала?
Сначала - волнение. Ещё не понимающие, куда они попали, что их ждёт, как нужно действовать, желторотые бойцы осматривали передовую:
В ней ничего нет страшного.
Трава не выжжена, лесок не хмур…
«До поры объявлен перекур»[8]. До какой поры? Что нагрянет за минутой этой тишины? Самый злой враг, который сейчас хочет их крови, это комары.
И вдруг, как страшный сон, начинается бой. И вот уже пули, а не комары, снуют около бойца. Смерть кружит рядом:
Дым сражения, окружение,
гибнет, гибнет мой батальон.
Страх душит и давит. Вокруг кровь, пот, боль, отчаяние, страдания, крик. И только одна мысль в голове : «Жить хочется!» Спрятаться за осинку, зарыться в листву, лишь бы остаться в живых. Ведь ещё и не пожил человек на этом свете, ещё ни разу не выстрелил. Ну, когда же кончится этот бой?!И вот долгожданная тишина. И что же теперь?
Я, к стволу осины прислонившись, сижу,
я в глаза товарищам гляжу-гляжу:
а что, если кто-нибудь в том сне побывал?
А что, если видели, как я воевал?
Стыд, который испытывает этот молодой солдат перед товарищами, говорит о том, что в следующем бою он найдёт в себе силы и займёт своё место в общем строю.
Тут нам хочется броситься к этому «новичку» и сказать, что его страх в этом первом бою – это не трусость. Это растерянность, это неопытность. Мы не осуждаем его. И мне кажется, его товарищи тоже поймут, поддержат, научат. Он, вчерашний мальчишка, знает, зачем он пошёл на войну, и ещё скажет своё веское слово.
3.3. Минуты тишины
Окуджава противится выделению войны в качестве своего тематического объекта, утверждая, что все его стихи и песни — не столько о войне, сколько против нее.
Обращаясь к фронтовым будням в стихотворении «Сто раз закат краснел, рассвет синел...»[9], 1958 год, Окуджава как бы нехотя упоминает о сражениях и смерти: « А пули? Пули были. Били часто. Да что о них рассказывать, – война»
Вместо этого поэт рисует нам скудный солдатский быт: моздокский песок, блиндаж, рваные шинели, голод и сухари. Окуджава вспоминает об этих сухарях, как о пире: « А мы, бывало, их в воде размочим – и ну жевать, и крошек не собрать»
Поэт как бы пытается вырвать, отвоевать у войны кусочек мирного покоя и уюта.
Таким образом, для Окуджавы война в ее характерном выражении (бой, кровь, гибель) не становится центральным объектом, но отнесена в контекст. Это не то, чего ищут, а то, от чего бегут или что стремятся забыть.
Минуты мира на войне становятся мостиками, соединяющими фрагменты довоенного быта с послевоенной порой, стремясь как бы воссоединить куски разорванного войной бытия.
Окуджава свой лирический дар связывает с чудесным спасением на войне и предназначением судьбы спеть за тех, кто погиб.
О минутах тишины Булат Окуджава размышляет в стихотворении «Журавли»[10] 1956
Прозвучал последний залп орудий и смолк, наступили минуты тишины. Поэт, понимая, что война - виновница людских смертей и страданий, приговаривает её к расстрелу.
Земля, едва оправившись от ран, сквозь гарь и смрад вдыхает аромат весны. Почуяв тишину, солдат выбирается из блиндажа. Бросившись на траву, он смотрит в синеву неба, похожую на море. Здесь не нужны слова:
Вдыхает земля сквозь гарь и смрад Из блиндажа, тишиной объят,
Весны крутой аромат Выбрался солдат .
Как небесные корабли, плывут журавли. Они ощутили майское тепло и направляются к дому.
«О чём они думают?»- пытается представить себе солдат. И пусть человеку не дано понять намерения птиц, но мы догадываемся, что журавли стремятся на родину, как и люди. Несмотря на то, что на свете много дорог, главная ведёт к дому.
Солдат, глядя в густую синеву, размышляет о том, что она создана неспроста, что, погибая в бою, бойцы не останутся в забвении, их подвиг будет жить и на земле, и в этой синеве. Журавли, как солдаты, держат упрямый строй. А люди мечтают только о том, чтобы никогда не заканчивалась выстраданная ими тишина.
3.4. Сражение
В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа».
Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова «Мы за ценой не постоим...»[11]
В этом стихотворении поэт говорит о силе человеческого духа. Природа отступила, не выдержала ужаса войны, лишь только люди плечом к плечу вросли в землю, чтобы защитить свой дом, свою родину от врага.
«Смертельный огонь»[12] ждёт бойцов, но страна просит о помощи, а значит «нам нужна одна победа» и неважно, какой ценой придётся за неё заплатить.
Люди идут в бой без сомнения, не щадя себя. Один приказ сменяет другой, неутомимо бьёт пулемёт, и нет ни одной минуты на жизнь, на то, чтобы написать письмо домой. И даже почтальон не успевает за ходом военных действий.
И мы понимаем, что мужество, жажда победы, ненависть к врагу ведёт наших бойцов прямо к вражеским воротам, за которыми их ждёт победа.
Как призыв к борьбе звучит и стихотворение "Живые, вставай-подымайся..." [13](1975 г) .Каждый, кто ещё жив, кто может держать в руках оружие, должен встать на защиту своей страны. И пусть ряды бойцов поредели, бой будет продолжаться до последней капли крови, до полной победы.
На мой взгляд, Булат Окуджава воспевает мужество солдат, способных оказывать сопротивление врагу, несмотря смерть, косящую каждого второго.
Отмечая молодость, чистоту русских воинов, поэт говорит, что их жизнь отдана войне не зря. Преодолевая муки, люди идут к победе. И чем дальше погружается в войну молодое поколение, тем взрослее становятся. И это взросление приходит не с возрастом, а с теми испытаниями, которые выпали на долю этих людей. И всё труднее верить, что останешься жив: «с каждой минутой трудней увидеть в усмешке фортуны улыбку надежды своей».
3.5. Ранение.
В стихотворении «Первое ранение»(1957)[14] год Булат Шалвович вспоминает о том, что ощущает солдат, когда понимает, что смерть прошла мимо и только задела его.
Упав живым на землю, человек испытывает неимоверную любовь к жизни, к этой тёплой земле. Хочется жадно ловить губами воздух, ощущать, как он «трудно и густо» течёт по телу.
Огромное небо, словно море, баюкает солдата, «облака проплывают белыми рыбами». Все разрывы снарядов уже где-то вдалеке, они похожи на оранжевый сноп.
Вот перед глазами ползёт « муравьишка задрипанный». Он потерял свою веточку, сбился с ног. И так хочется остаться в живых и помочь всем- всем вокруг и даже этому муравьишке:
я такой муравейник ему слеплю,
я таких веточек ему натаскаю...
Всеобъемлющая любовь ко всему живому: к этому муравью, к осени- наполняет человека. И лишь одна мысль тревожит его : «За мной придут, меня не бросят». Солдат готов вытерпеть всё ради этой жизни: раны ,боль,- только бы ещё раз увидеть это небо, этого муравьишку, эту тихую осень, которая убаюкивает солдата.
3.6. Отступление
Прочитав «Песенку о солдатских сапогах»[15], я задумалась: о чём это стихотворение?
Грохот сапог шагающего строем взвода пугает птиц. «Ошалелые», испуганные звуками барабана, они летят прочь.
Куда идут солдаты? Почему женщины глядят из-под руки?
Взвод уходит в туман-туман-туман. Такое ощущение, что люди уходят в небытие, постепенно исчезая из виду. Будущее неопределённо, лишь прошлое становится всё ясней.
Расставание с близкими происходит внезапно, словно солдата торопят: «Прощайся с ней, прощайся с ней».
Автор спрашивает: «А где же наше мужество, солдат, когда мы возвращаемся назад?» . И мы понимаем, что солдаты отступают, оставляя свой дом на разграбление врагу. И нужно большое мужество, чтобы, вернувшись, бойцы смогли посмотреть в глаза своим родным. Они, мужчины, не смогли их защитить, их дом разграблен, « в нашем доме пахнет воровством».
Солдаты пытаются оправдать отступление, обещая вернуться и разбить врага, но война грохочет по пятам. И вот уже другие женщины глядят из-под руки в круглые затылки солдат, спешащих по переулкам.
Булат Окуджава не отделяет себя от этих солдат. Долгое время наши войска отступали. Но мы понимаем, какую тоску, боль и стыд испытывали они, глядя в глаза тем, кого они оставляли в лапах врага.
Продолжает тему отступления стихотворение «Баллада о пшене»(1967г.)[16]
Тряская фронтовая дорога ведёт на восток, за спиной горит запад, знамя опущено, потому что полк отступает, за ним тащится полевая кухня. С каждым шагом наша земля становится меньше на шаг.
Наверное, чувствовать себя беспомощными труднее, чем идти в бой. Солдатам стыдно утолять свой голод, беречь остатки пшена в то время, когда их родину с каждым днём всё больше поглощает враг. «Она ускользает из-под ног, ее остается мало...» Люди недоумевают: почему идёт отступление? Солдаты буквально каждой клеткой своей кожи чувствуют муки страны. Они обращаются к сержанту:
Давайте к врагу повернемся: нас
приличное войско, и знамя!..
Но старшина, говорит, что приказ отступать, и войско двигается дальше. Автоматы и котелки пристыли к бокам бойцов. Дождь окропляет их святой водой. Солдаты ненавидят и себя, и кухню, потому что продолжают жить, есть кашу. Они выполняют приказ, испытывая такую же боль, как их родина, которую мучают враги.
3.7. Вдовы.
В стихотворении «Вдова»[17] Булат Окуджава рассказывает нам о тяжёлой судьбе молодой женщины («она - совсем подросток») во время войны. Давайте попробуем представить её жизнь. Многие женщины, которые вышли замуж в 1941 году, даже не успевали познать счастье семейной жизни. Их мужей забирали на фронт сразу же после свадьбы. А жёнам оставалось только ждать, надеяться на то, что война пощадит их любимых, жить воспоминаниями .
Таких женщин, не получивших похоронки ,не имевших вестей от мужей, пропавших без вести (« он не писал с передовой»), называли « соломенными вдовами», а впоследствии, если официально приходило подтверждение о гибели мужа, просто вдовами.
Именно война управляла женскими судьбами. Каждая из них, не думая о себе, старалась принести пользу своему народу. Женщины, находясь в тылу, работали на полях, чтобы прокормить нашу армию, в госпиталях оказывали медицинскую помощь, ухаживали за больными и ранеными, многие воевали, служили санитарками, спасая жизни бойцам. Они, не жалея себя, наравне с мужьями приближали победу. « И было как-то не до слез, не до раздумий было».
Даже когда приходила похоронка,«лежит в шкатулке медальон убитого солдата», женщина не хотела верить в то, что ее муж, ее защитник больше никогда не переступит порога их дома: « Не верят вдовы в смерть мужей
и ждут их возвращенья. Все женщины, чьи мужья не пришли с войны, до последнего надеются на воссоединения с любимыми. А когда когда надежды на чудо больше нет, женщина, приняв беду, понимает, что она должна жить не только за себя, но и за своего мужа:
Как будто им глаза даны,
Чтобы глазами теми
Всем не вернувшимся с войны
Глядеть на мир весенний.
Глаза молодых вдов отражают взгляды миллионов убитых солдат. Ведь пока мы помним о них, они будут жить вечно в наших сердцах
3.8. День Победы
Лирический герой Окуджавы постоянно путешествует в памяти, живя "посередине между войной и тишиной", сохраняя в себе черты рыцаря, воина, защитника мира
Стихотворение «Бери шинель, пошли домой»(1975г.)[18] рассказывает о первых днях победы. Что, кроме радости, испытывали те, кто остался жив? Боль и горечь за тех, кто уже никогда не вернётся домой.
Читая это стихотворение, мы становимся невольными свидетелями разговора лирического героя с погибшим другом. Действие происходит у могилы однополчанина. Товарищи настолько сроднились за годы войны, что стали почти братьями.
Из первой строфы мы узнаём, что они оба служили в пехоте. «А мы с тобой брат из пехоты». Сейчас, когда с войной покончены счёты, все возвращаются домой, а друг уже никогда не вернётся. Осознавая это, поэт, скорбя, всё же говорит: «Бери шинель пошли домой».
Из второй строфы мы узнаём, о страшных днях войны «война нас гнула и косила» , о страданиях матери, четыре года ожидающей сына и пережившей его.
С болью в сердце поэт снова повторяет, как заклинание: « Бери шинель пошли домой».
Волнует Окуджаву и то, что сделала война с его улицей, с его родным домом, сожженным врагами. Но этой весной страна пробуждается не только от зимы, но и от боли. Отечество возрождается из пепла. Вместе со скворцами возвращается жизнь, мир. Очень жаль, что его друг не увидит всего этого, потому что с закрытыми очами спит под фанерною звездой.
Поэт ощущает страдания людей, потерявших на войне своих близких. Он не знает, как сказать вдове, о гибели её мужа. Поэт разделяет её горе. И уже как отчаяние звучит строка: «Бери шинель, пошли домой».
Участников боёв Окуджава называет «войны шальные дети». Все, прошедшие эти огненные вёрсты: и генерал, и рядовой- пережили не просто войну, а целую жизнь.
«Опять весна на белом свете», жаль, что наступила она не для всех, а только для тех, кто остался жив.
Война же, согласитесь,— вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну..."
3.9. Воспоминания о войне
В стихотворении «Черный мессер»( 1961 г.)[19] мы находим воспоминания о событиях прошедшей войны, снова и снова возвращающейся к воевавшему поэту. Война окончилась, но она не отпускает героя, повторяясь в снах, кошмарах “который месяц, который год, каждый вечер”.
Ощущение страшного, мучительного сна подтверждают глаголы несовершенного вида: “прилетает”, “спать спокойно не даёт”, “вылетает”, “кружит”, “вылетаю”, “побеждаю”. Глаголы несовершенного вида используются как при описании действий героя, так и при описании действий его противника.
Чёрный “мессер” кружит, не может улететь, он также не свободен, война владеет и им, он ощущает близость собственной смерти, безысходность боя: “как старый шмель рыдает, мухой пойманной жужжит”, но не может избежать сражения.
Не кажется ли странным в применении к вражескому лётчику определения“грустный”, сравнения с курортником, “томные зрачки”?
Скрытой угрозой, указанием на опасность ощущается только чёрный цвет самолёта да тёмные очки лётчика, напоминающие намордник, надетый на хищного зверя.
Четвёртое и пятое четверостишия посвящены описанию сражения и победе лирического героя. Победа, как и бой, повторяется, наш герой-лётчик остаётся в живых.
Да, победа уже одержана, остались в прошлом сражения, но память о них навсегда занозой засела в сердце каждого солдата.
Глава 4.Преобразование предмета деятельности
Хроника войны | Стихотворение | Цитаты | Аннотация |
Проводы на фронт | «До свидания, мальчики» | «Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат И себя не щадите. Но всё-таки Постарайтесь вернуться назад» | Стихотворение передаёт читателю общее настроение людей в первые дни войны. Это и страх перед неизвестностью и смертью, это и боль расставания с родными, это решительность и смелость в борьбе за святое правое дело- освобождение Родины. |
Первый бой | «Мой первый день на передовой» | Дым сражения, окружение, Гибнет, гибнет мой батальон. Я, к стволу осины прислонившись, сижу, Я в глаза товарищам гляжу-гляжу: А что, если кто-нибудь в том сне побывал? А что, если видели, как я воевал? | Страх душит и давит. Вокруг кровь, пот, боль, отчаяние, страдания, крик. И только одна мысль в голове : «Жить хочется!» Спрятаться за осинку, зарыться в листву, лишь бы остаться в живых. Ведь ещё и не пожил человек на этом свете, ещё ни разу не выстрелил. Ну, когда же кончится этот бой?!И вот долгожданная тишина. И что же теперь? Стыд, который испытывает этот молодой солдат перед товарищами, говорит о том, что в следующем бою он найдёт в себе силы и займёт своё место в общем строю. |
Минуты тишины | «Сто раз закат краснел, рассвет синел...» «Журавли» | А пули? Пули были. Били часто. Да что о них рассказывать, – война Вдыхает земля сквозь гарь и смрад Весны крутой аромат. Из блиндажа, тишиной объят,
| Для Окуджавы война в ее характерном выражении (бой, кровь, гибель) не становится центральным объектом, но отнесена в контекст. Это не то, чего ищут, а то, от чего бегут или что стремятся забыть. Солдат, глядя в густую синеву, размышляет о том, что она создана неспроста, что, погибая в бою, бойцы не останутся в забвении, их подвиг будет жить и на земле, и в этой синеве. Журавли, как солдаты, держат упрямый строй. А люди мечтают только о том, чтобы никогда не заканчивалась выстраданная ими тишина. |
Сражение | «Нам нужна одна победа» «Живые, вставай-подымайся» | Горит и кружится планета, Живые, вставай-подымайся, | В этом стихотворении поэт говорит о силе человеческого духа. Природа отступила, не выдержала ужаса войны, лишь только люди плечом к плечу вросли в землю, чтобы защитить свой дом, свою родину от врага. Каждый, кто ещё жив, кто может держать в руках оружие, должен встать на защиту своей страны. И пусть ряды бойцов поредели, бой будет продолжаться до последней капли крови, до полной победы. |
Ранение | «Первое ранение» | Я надышался всласть окопным зельем, | Солдат готов вытерпеть всё ради этой жизни: раны ,боль,- только бы ещё раз увидеть это небо, этого муравьишку, эту тихую осень, которая убаюкивает, как мать. |
Отступление | «Песенка о солдатских сапогах» «Баллада о пшене» | И снова переулком -сапоги, Давайте к врагу повернемся: нас Приличное войско, и знамя!.. | Солдаты отступают, оставляя свой дом на разграбление врагу. И нужно большое мужество, чтобы, вернувшись, бойцы смогли посмотреть в глаза своим родным. Солдаты ненавидят себя, потому что продолжают жить, есть кашу. Они выполняют приказ, испытывая такую же боль, как их родина, которую мучают враги |
Вдовы | «Вдовы» | Как будто им глаза даны, Чтобы глазами теми Всем не вернувшимся с войны Глядеть на мир весенний. | Все женщины, чьи мужья не пришли с войны, до последнего надеются на воссоединения с любимыми. А когда когда надежды на чудо больше нет, женщина, приняв беду, понимает, что она должна жить не только за себя, но и за своего мужа. Глаза молодых вдов отражают взгляды миллионов убитых солдат. Ведь пока мы помним о них, они будут жить вечно в наших сердцах |
День Победы | «Бери шинель, пошли домой» | А ты с закрытыми очами Спишь под фанерною звездой. Вставай, вставай, однополчанин, Бери шинель пошли домой! | Стихотворение рассказывает о первых днях победы. Поэт испытывает боль и горечь за тех, кто уже никогда не вернётся домой. Читая это стихотворение, мы становимся невольными свидетелями разговора лирического героя с погибшим другом. Действие происходит у могилы однополчанина. Товарищи настолько сроднились за годы войны, что стали почти братьями. |
Воспоминания о войне | «Чёрный мессер» | Вот уже который месяц | Победа уже одержана, остались в прошлом сражения, но память о них навсегда занозой засела в сердце каждого солдата |
5.Выводы
Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что, читая стихотворения поэта Булата Окуджавы, прошедшего Великую Отечественную войну, мы можем посмотреть на те события глазами очевидца.
Война- это не только героизм и сражения. Это ещё и боль от расставания с близкими людьми, от потери друзей, страх перед смертью, стыд за отступление, любовь к жизни и к природе, горе вдов и радость Победы.
Нам, сегодняшним читателям, необходимо познакомиться с творчеством Булата Окуджавы о Великой Отечественной войне, чтобы мы смогли ярче представить себе события этого страшного времени, понять, что пришлось пережить нашим бабушкам и дедушкам.
Проанализировав критические статьи о творчестве Булата Окуджавы, прочитав его произведения, я выявила и прокомментировала некоторые этапы Великой Отечественной войны, составила аннотации к стихотворениям, чтобы заинтересовать творчеством поэта-фронтовика своих сверстников.
Я считаю, что материалы моей исследовательской работы можно использовать при подготовке классного часа ко Дню Победы.
6.Заключение
Война – вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор ещё часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну... Потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни... Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Потому что, я вам скажу, ничего весёлого в войне нет»[20].
"Грустью и иронией, то есть моей творческой зрелостью, я обязан главным образом войне. На войне я рассердился на жестокость судьбы, незаслуженно похитившей близких мне людей, но вместе с тем научился великому чувству прощения и понимания... Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко"2, – так говорил Булат Окуджава о войне.
Список литературы
1.Яков Гройсман и Галина Корнилова «Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате». Москва « Музыка».1989 г.
2. Лазарь Лазарев «Уходят, уходят, уходят друзья…» Белоруссия.
3. Булат Окуджава «Будь здоров, школяр»
4.Булат Окуджава. Избранное. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2000 г.
5. Песни Булата Окуджавы. Составитель Л.Шилов. Москва «Музыка» 1989г.
[1] Яков Гройсман и Галина Корнилова «Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате»
[2] Яков Гройсман и Галина Корнилова «Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате»
[3]. Лазарь Лазарев «Уходят, уходят, уходят друзья…»
4. Яков Гройсман и Галина Корнилова «Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате»
[5] Яков Гройсман и Галина Корнилова «Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате»
[6] Булат Окуджава, стихотворение « До свидания, мальчики»
[7] Яков Гройсман и Галина Корнилова «Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате
[8] Булат Окуджава, стихотворение «Мой первый день на передовой»
[9] Стихотворение «Сто раз закат краснел, рассвет синел...»
[10] Стихотворение «Журавли»
Слайд 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением математики» Научно – исследовательская работа по литературе на тему:«Хроника войны в поэзии Булата Окуджавы» Выполнила ученица 10 «А» класса Данилова Анастасия. Руководитель : учитель русского языка и литературы Ларионова О.А . 2017 годСлайд 2
Аналитическая часть 1.Кто такой Булат Окуджава? А. Поэт и композитор -15 % Б. Ветеран Великой Отечественной войны -6 % В. Актёр и сценарист - 4% Г. Не знаю -75% 2. Какие стихотворения Булата Окуджавы о войне вы читали? А. «До свидания, мальчики» -10 % Б. « Нам нужна одна победа» -8 % В. «Бери шинель, пошли домой» -5% Г. Другие песни ( «Молитва») - 2% 3. Какие фильмы вы смотрели с его участием ? А. «Женя, Женечка, Катюша»- 3% Б. «Белорусский вокзал» - 2%
Слайд 3
Актуальность: Булат Окуджава –поэт – фронтовик, отразивший в своих стихотворениях то, что видел сам на фронте. Нам, сегодняшним, очень важно понимать значение победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Гипотеза: Изучив стихотворения Булата Окуджавы о войне, мы сможем ярче представить себе события этого страшного времени, понять, что пришлось пережить нашим бабушкам и дедушкам.
Слайд 4
Булат Шалвович Окуджава - поэт, прозаик, один из основателей жанра авторской песни Весной 1942 года был призван в армию и направлен в миномётный дивизион на Северо-Кавказский фронт 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми, а позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде Закавказского фронта Весной 1944 года Окуджава после ранения был демобилизован в звании гвардии рядового Был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году – орденом Отечественной войны I степени
Слайд 5
«Булат Окуджава ощущал себя в поэзии посланцем тех, кто сложил голову на войне,»- писал Лазарь Лазарев ( книга «Уходят, уходят, уходят друзья»)
Слайд 6
Хроника войны. Практическая часть 1. Проводы на фронт 2. Первый день на передовой 3. Минуты тишины 4. Сражение 5. Первое ранение 6.Отступление 7. Вдовы 8. День Победы 9. Воспоминания о войне
Слайд 7
Проводы на фронт Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили, И ушли, за солдатом - солдат... До свидания, мальчики! Мальчики, Постарайтесь вернуться назад. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: В место свадеб - разлуки и дым. Наши девочки платьица белые Р аздарили сестренкам своим. Пусть болтают, что верить вам не во что, Ч то идете войной наугад... До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад.
Слайд 8
Первый день на передовой Я в сопревшую листву зарываюсь и просыпаюсь... Жить хочется! Жить хочется! Когда же это кончится?.. Мне немного лет... Гибнуть толку нет... Я ночных дозоров не выстоял... Я еще ни разу не выстрелил...
Слайд 9
Сражение Здесь птицы не поют, Деревья не растут, И только мы плечом к плечу Врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, Над нашей родиною дым, И, значит, нам нужна одна Победа, Одна на всех -- мы за ценой не постоим.
Слайд 10
Война нас гнула и косила, Пришёл конец и ей самой. Четыре года мать без сына, Бери шинель, пошли домой! К золе и к пеплу наших улиц Опять, опять, товарищ мой, Скворцы пропавшие вернулись, Бери шинель, пошли домой!
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Заяц-хваста
Галка в чужих перьях
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись