Проблема использования ненормативной лексики подростками сегодня актуальная в нашем обществе. Тенденции криминализации подростковой среды, распространение среди подростков вредных привычек, сомнительные телепередачи и низкопробная печатная продукция – все это крайне негативно влияет на психологическое и моральное состояние подростков.
Сейчас, когда идет трансформация общественной жизни в стране, когда меняются приоритеты деятельности и развития личности в обществе, когда криминализация достигла небывалого размаха, часто употребляется большое количество говоров, жаргонов, слэнгов, а потому проблема употребления ненормативной лексики подростками становится более актуальной.
В настоящее время система воспитания в обществе и отношение взрослых к подрастающему поколению мало учитывают особенности их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер. Стремясь его преодолеть, многие дети прибегают к агрессивным формам поведения, а проблема агрессивности молодежи вызывает сегодня глубокое беспокойство.
Вложение | Размер |
---|---|
petonova_m._nenormativnaya_leksika.docx | 71.85 КБ |
petonova_m._maou_sosh_no_35.pptx | 1.12 МБ |
XXIV научная конференция школьников «Шаг в будущее»
Секция психологии
Петонова Мария Дмитриевна, 8 класс
Научный руководитель – Т.Г. Угрюмова, учитель
МАОУ «СОШ № 35» ,
кандидат педагогических наук
Улан-Удэ - 2017
Оглавление
1. Ненормативная лексика – один из социальных факторов семейного воспитания 4
2. Отрицательное влияние ненормативной лексики на здоровье подростка 5
3. Результаты исследования употребления ненормативной лексики среди школьников-подростков 6
4. Практические рекомендации по искоренению сквернословия в подростковой образовательной среде 10
Список использованной литературы 12
Актуальность исследования. Проблема использования ненормативной лексики подростками сегодня актуальная в нашем обществе. Тенденции криминализации подростковой среды, распространение среди подростков вредных привычек, сомнительные телепередачи и низкопробная печатная продукция – все это крайне негативно влияет на психологическое и моральное состояние подростков.
Сейчас, когда идет трансформация общественной жизни в стране, когда меняются приоритеты деятельности и развития личности в обществе, когда криминализация достигла небывалого размаха, часто употребляется большое количество говоров, жаргонов, слэнгов, а потому проблема употребления ненормативной лексики подростками становится более актуальной.
В настоящее время система воспитания в обществе и отношение взрослых к подрастающему поколению мало учитывают особенности их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер. Стремясь его преодолеть, многие дети прибегают к агрессивным формам поведения, а проблема агрессивности молодежи вызывает сегодня глубокое беспокойство.
Цель исследования – выявление и изучение причин социально-психологических особенностей употребления ненормативной лексики подростками.
Объектом исследования является процесс социализации личности школьника-подростка. Предмет исследования - влияние ненормативной лексики на развитие личности школьников - подростков.
Гипотеза исследования – использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, здоровье, поведение и успеваемость школьника-подростка и в целом на развитие его личности.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, исторической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школе; анкетирование; интервьюирование; индивидуальные и групповые беседы со школьниками-подростками и родителями.
Практическая значимость исследования состоит в составлении ряда практических рекомендаций для учащихся, родителей, учителей по искоренению сквернословия в подростковой образовательной среде.
Изучение психологических проблем подростков, в том числе и проблемы их коммуникативной компетентности, является актуальной задачей. Поэтому оно, как и раньше, находится в центре внимания психологов, педагогов, социальных работников. На особенности употребления ненормативной лексики подростками наиболее существенное влияние оказывают такие социальные факторы, как семья и ее состав. Среда неблагополучной семьи травмирует психику ребенка и определяет качественно иную стадию ее возрастной эволюции. На ранних этапах психического развития механизмом социализации является подражание, а потому часто подросток копирует, отражает особенности жизни взрослых во всех ее проявлениях, как социально одобряемых, так и отрицательных. Показательно, что в усвоении школьником социального опыта важную роль играет подражание поведению значимых для него других людей, что обусловливает принятие их ценностей, установок, норм поведения. Если у подростка неблагополучная среда, он предоставлен самому себе, то очень скоро он «впитывает» все недостатки такой среды. Источник этих недостатков – дефицит настоящих человеческих ценностей называют это по-разному: аморальность, цинизм, социальная запущенность [1]. В период с 8 до 12 лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Нецензурная лексика используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, сквернословя, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых, чувствуя себя увереннее и думая, что так можно заставить себя уважать и бояться. По мнению А. Нефедова [4], дети не рождаются плохими, но становятся таковыми, если перед глазами ежедневно негативный пример родителей. Они ничего не забывают, и это оставляет глубокий след в душе. Познавательная сфера этих детей отмечается неорганизованностью. Из-за неумения управлять своим вниманием дети становятся импульсивными. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни ребенка, и именно там происходит формирование его личности. Позиция ребенка определяется желанием походить на родителей. Именно от того, какая семья, какие родители, их отношения между собой и отношение к ребенку, зависит то, каким будет человек в результате формирования в таких условиях. Если с раннего возраста ребенок видит скандалы родителей, слышит нецензурную брань, то, безусловно, он начинает осознавать – это естественная норма общения людей. Поэтому в общении со своими сверстниками подростки используют ненормативную лексику, иногда даже не задумываясь, что означает то или иное выражение. Именно таким образом подросток пытается казаться взрослее, сильнее, пытается самоутвердиться в жизни [6].
Михайлин В.Ю. [3], доктор философских наук, кандидат филологических наук теоретически доказал, что русский мат идентичен индоевропейским словесным формулам и заклинаниям, используемых в древних тайных, мужских союзах. Члены военных мужских обществ, молодые воины, проходили инициацию, в момент которой в юношу вселялся звериный дух, вызываемый силой магических заклинаний – матерным языком. Посвящение молодежи в воинов заключалось в усвоении юношами типичных волчьих черт, волчьего поведения, волчьего языка, матерного языка. Зная историю происхождения мата, мы должны понимать, что он – пробуждает звериный дух, разрушает душевно-духовную суть современного человека. Михайлин В.Ю. [3] утверждал, что человек, привычно и часто использующий ненормативную лексику, имеет отклонения в области психологического здоровья и процесс его дальнейшей деградации продолжается.
Доказательством тому служит исследование доктора биологических наук, академика института квантовой генетики П.П. Гаряева [2] о влиянии сквернословия на здоровье человека. Воздействие брани на человека равносильно радиационному облучению в 10-40 тыс. рентген. При этом происходит разрушительный для организма и психики процесс: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению [2]. Многолетние наблюдения И.Б. Белявского [9], доктора биологических наук, показали, что у сквернословов очень быстро появляются возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Опираясь на результаты исследований П.П. Гаряева [2]; руководителя научного центра экологического выживания и безопасности Г.С.Чеурина; работы И.Б. Белявского [9]; уникальные исследования японского ученого Масару Эмото [8], были выведены характеристики отрицательного влияния мата на жизнедеятельность человека. Данные характеристики следующие: снижает уровень интеллекта; негативно влияет на окружающих; заразителен; разрушает биополе человека; от него трудно отучиться; разрушает сознание, мироощущение; обедняет речь, обедняет словарь и мышление; ведет к деградации человека; порождает вседозволенность в поступках; делает психику бесчувственной, лишенной совести и стыда; повышает агрессию, делает человека злым, неуправляемым; приводит к гормональным расстройствам; искажает структуру ДНК; приводит к мутации, бесплодию [9].
Мы провели исследование среди 120 школьников 8 классов, наблюдали за их поведением на уроках, переменах, провели опрос и анкетирование по использованию ими нецензурных выражений. Большинство опрошенных подростков (47%) не используют в своей речи ненормативную лексику. На употребление ненормативной лексики «в экстренных случаях» указали 37% школьников. 13% респондентов эпизодически («иногда») употребляют нецензурные выражения. Необходимо отметить, что доля употребляющих нецензурные выражения гораздо выше у мальчиков (86%), чем у девочек (14%).
Диаграмма 1
Сравнение ответов учащихся 7 и 8 классов показывает, что с возрастом заметно увеличивается доля тех подростков, кто «постоянно» употребляет ненормативную лексику, и соответственно резко снижается доля тех, кто не использует подобную лексику, причем данные изменения характерны как для мальчиков, так и для девочек. Приведем примеры анкеты. На вопрос «Как часто ты произносишь нецензурные слова?» ответили: «никогда» – 57%, «редко» – 41%, «часто» – 2%.
Диаграмма 2
На вопрос «Оправдываешь ли ты употребление ненормативной лексики в экстренных случаях?» 44% опрашиваемых ответили «нет», положительно отнеслись 38% респондентов, 11 человек (18%) воздержались от этих ответов.
Диаграмма 3
Мы попросили ответить школьников на вопрос: «Используется ли нецензурная брань членами вашей семьи?». Итоги анкетирования оказались следующими: «нет» – 43%, «никогда» - 27%, «иногда» – 24%, «да» – 6%.
Диаграмма 4
Многие согласятся, что зачастую человек прибегает к использованию нецензурных выражений, когда просто не может найти других слов, чтобы выразить свои эмоции. Использование нецензурных выражений может являться и своеобразным защитным механизмом для подростка: посредством сквернословия он может выражать свое стремление быть взрослым, употребление ненормативной лексики подростком просто может «войти в привычку».
На вопрос «В каких ситуациях это происходит?» мы получили следующие данные: «когда злюсь» – 46%, «когда ссорюсь» и «другие причины» по 28%, «это – норма» – 7%, «просто так» – 6%.
Диаграмма 5
Полученные данные показывают, что употребление ненормативной лексики связано прежде всего с эмоциональным состоянием подростка: больше половины школьников употребляют нецензурные выражения именно потому, что «не могут выразить свои эмоции другими словами», причем вполне вероятно, что чаще всего - это именно негативное эмоциональное состояние, поскольку школьники отмечают, что использование таких выражений связано с «плохим настроением». Для многих употребление ненормативной лексики является привычкой.
Что касается вопроса «Раздражает ли тебя использование нецензурной лексики в разговоре?», результаты следующие: «да» – 70%, «нет» – 19%, «иное» – 11 %.
Диаграмма 6
Данные анкеты показывают, что некоторые подростки не замечают ничего особенного в том, что их сверстники и они сами используют ненормативную лексику.
На вопрос «Твое отношение к ненормативной лексике?» ответы получились следующими: «отрицательное» – 57%, «нейтральное» – 37%, «иное» - 4%, «положительное» – 2%. Необходимо задуматься над тем, что 2% школьников ответили положительно и 41% - пассивно отнеслись к данной проблеме.
Диаграмма 7
Известно, что плохая успеваемость взаимосвязана с проявлением различных форм девиантного поведения (например, таких, как курение и употребление алкоголя). Поскольку сквернословие также можно рассматривать как форму девиации, то склонность к использованию нецензурных выражений может быть связана с низкой успеваемостью. Постоянное употребление нецензурных выражений характерно в первую очередь для слабоуспевающих школьников. И наоборот, ученики с хорошей успеваемостью более склонны никогда не употреблять ненормативную лексику. В то же время можно сказать, что как среди одних, так и среди других такая форма девиантного поведения является «нормой общения», поскольку подавляющее большинство подростков указывает на то, что они используют ненормативную лексику эпизодически («иногда»).
Мы задали подросткам 8 классов вопрос: «Как ты думаешь, кто чаще всего использует ненормативную лексику среди твоих сверстников?». Результаты следующие: «двоечники» – 48%, «троечники» – 24 %, «хорошисты» – 19 %, «отличники» – 9 %.
Диаграмма 8
Представленные данные подтверждают сделанный выше вывод о том, что школьники с хорошей успеваемостью намного реже употребляют ненормативную лексику по сравнению со своими неуспевающими сверстниками.
Одним из вопросов анкеты был вопрос: «Как ты думаешь, сказывается ли использование ненормативной лексики на развитие личности учащихся?». «Да» ответили 61%, «нет» - 34%, «иное» - 5%.
Диаграмма 9
Вопрос «Замечал ли ты использование ненормативной лексики учениками, имеющими по литературе оценки «4» и «5»?» показал следующие результаты: «нет» - 59%, «да» - 30%, «иногда» - 11%.
Диаграмма 10
По нашему мнению, представленные данные подтверждают сделанный выше вывод о том, что школьники с хорошей успеваемостью по литературе намного реже употребляют ненормативную лексику по сравнению со своими неуспевающими сверстниками. Иногда источником бранных слов выступает школа и общение со сверстниками. Мы задали подросткам вопрос: «Замечали ли учителя использование твоими одноклассниками ненормативной лексики во время занятий?». Анализ ответов выявил следующие данные: «да» – 57%, «нет» – 43 %.
Диаграмма 11
На наш взгляд, возможно, надо поговорить с учителями, поскольку они вхожи в ситуацию и смогут принять должные меры. Не отсекая «источник», можно добиться положительного результата и отучить подростка от использования ненормативной лексики. Анализируя данные опроса школьников-подростков, можно сказать, что у большинства из них наблюдаются отклонения в психическом состоянии от нормы. Это проявляется во вспышках раздражительности, непослушании, избыточной активности, драчливости и жестокости.
На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы школьники-подростки не использовали в речи ненормативную лексику?» подростки ответили: «повышать уровень воспитанности и культуры общения» – 39%, «искоренять сквернословие в семье» – 18%, «не выводить подростков из себя» – 17%, «учителя должны показывать пример культуры общения» – 15%, «иное» – 6 %, «не знаю» – 5 %.
Диаграмма 12
Исходя из проведенного анализа причин употребления ненормативной лексики, мы составили ряд практических рекомендаций по искоренению сквернословия в подростковой образовательной среде.
Выявив и изучив причины употребления школьниками-подростками ненормативной лексики после наблюдения, анализа, анкетирования и опроса 120 школьников 8 классов старшей школы, мы предлагаем следующие практические рекомендации по искоренению сквернословия в подростковой образовательной среде: школьнику-подростку необходимо принять решение не сквернословить, не употреблять бранных слов самим; подросткам необходимо уметь противостоять влиянию окружающей среды, ценить меру своего авторитета; использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний; преодолевать поверхностное отношение к слову; не брать плохой пример со своих сверстников; пресекать сквернословие внутри класса и школы; уметь просить прощение за бранное слово; родителям необходимо искоренять сквернословие в семье; учителя должны показывать пример культуры общения; школьному самоуправлению ежедневно проводить мониторинг использования ненормативной лексики школьниками старшей школы 8-11 классов; ввести весомые штрафные баллы за сквернословие в Положение школы «О конкурсе на лучший класс»; ввести уроки этикета и хороших манер один раз в неделю для учащихся 8-11 классов; организовать в школе (раз в месяц) для школьников-подростков театральный лекторий «Букеты добрых, мудрых слов» по формированию воспитания культуры речи; 1 раз в 2 месяца проводить «День театра» с выходом в театры города на спектакли по произведениям классиков советской и зарубежной литературы; повысить уровень работы психолога в школе.
Исследование, проведенное нами, позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутую гипотезу. В современном обществе употребление ненормативной лексики приобрело масштабы эпидемии, она проникла в литературу, в кино, в средства массовой информации, для многих матерная речь становится нормой. Школьники-подростки, не имея стойкого иммунитета к этой словесной инфекции, заражены ею уже в начальной школе.
Подростку нужно неустанно объяснять, что сквернословие – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные мысли. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное выражение меткими синонимами.
Общество нуждается в программах, которые сегодня могут благотворно повлиять на проблемную семью и помочь детям. Как показывает практика, необходимо как можно раньше показать подростку, что есть другие формы общения. «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет – это 90 % всего воспитательного процесса», - отмечал А. Макаренко.
Употребление ненормативной лексики связано, прежде всего, с эмоциональным состоянием подростка: больше половины подростков употребляют нецензурные выражения именно потому, что «не могут выразить свои эмоции другими словами». Что касается использования ненормативной лексики для оскорбления другого, то почти каждый десятый употребляет ненормативную лексику для этой цели. Лишь небольшая часть подростков утверждает, что использование нецензурных выражений – результат влияния их ближайшего окружения. Для многих подростков употребление ненормативной лексики является привычкой.
Исследование подтвердило и показало, что для искоренения сквернословия в подростковой среде необходимо: принять решение не сквернословить; уметь противостоять влиянию среды; использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний; не брать плохой пример со своих сверстников; искоренять сквернословие в семье; учителя должны показывать пример культуры общения; ввести уроки этикета и хороших манер для школьников-подростков.
Приложение 1
Анкета
«Влияние ненормативной лексики на развитие личности школьника-подростка»
Уважаемые школьники 8х классов просим Вас честно ответить на следующие вопросы. Обратите внимание, что необходимо обвести или написать только один ответ на вопросы №1,2,3,4,5,7,8,9,11 и несколько ответов на вопросы №6,10,12.
ненормативную лексику?
Слайд 1
Влияние ненормативной лексики на развитие личности школьников-подростков Петонова Мария, МАОУ «СОШ № 35», г. Улан-Удэ Руководитель – Угрюмова Т.Г., к.п.н.Слайд 2
Проблема использования ненормативной лексики подростками сегодня актуальная в нашем обществе. Основная цель нашего исследования – выявление и изучение причин социально-психологических особенностей употребления ненормативной лексики подростками. Объектом исследования является процесс социализации личности школьника-подростка. Предмет исследования - влияние ненормативной лексики на развитие личности школьников - подростков .
Слайд 3
Гипотеза исследования – использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, здоровье, поведение и успеваемость школьника-подростка и в целом на развитие его личности. Методы исследования - наблюдение, анализ, анкетирование, интервьюирование, опрос. Практическая значимость - рекомендации для учащихся, родителей, учителей по искоренению сквернословия в подростковой образовательной среде.
Слайд 4
На особенности употребления ненормативной лексики подростками наиболее существенное влияние оказывают такие социальные факторы, как семья и ее состав. Если у подростка неблагополучная среда, он предоставлен самому себе, то очень скоро он «впитывает» все недостатки такой среды. Источник этих недостатков – дефицит настоящих человеческих ценностей называют это по-разному: аморальность, цинизм, социальная запущенность.
Слайд 5
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни ребенка, и именно там происходит формирование его личности. Именно от того, какая семья, какие родители, их отношения между собой и отношение к ребенку, зависит то, каким будет человек в результате формирования в таких условиях. Если с раннего возраста ребенок видит скандалы родителей, слышит нецензурную брань, то, безусловно, он начинает осознавать – это естественная норма общения людей.
Слайд 6
Исследование вреда сквернословия Сквернословие наносит вред здоровью не только окружающих, но и самому подростку. Доказательством тому служит исследование доктора биологических наук, академика института квантовой генетики П.П. Гаряева о влиянии бранных слов на здоровье человека. Петр Гаряев , биолог, основатель «Института квантовой генетики»
Слайд 7
Ненормативная лексика пагубно воздействует на генетический код подростка, фиксируется в нем и определяет плохую наследственность. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России они существуют.
Слайд 8
Многолетние наблюдения И.Б. Белявского , доктора биологических наук, показали, что у сквернословов очень быстро появляются возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. У людей, не употребляющих «крепких» словечек, общее состояние организма, как правило, на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста. Опираясь на результаты исследований П.П. Гаряева ; руководителя научного центра экологического выживания и безопасности Г.С.Чеурина ; работы И.Б. Белявского; уникальные исследования японского ученого Масару Эмото , были выведены характеристики отрицательного влияния сквернословия на жизнедеятельность человека.
Слайд 9
Данные характеристики следующие:
Слайд 10
Результаты исследования
Слайд 16
Практические рекомендации школьнику-подростку необходимо принять решение не сквернословить, не употреблять бранных слов самим; подросткам необходимо уметь противостоять влиянию окружающей среды, ценить меру своего авторитета; использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний; преодолевать поверхностное отношение к слову; не брать плохой пример со своих сверстников; пресекать сквернословие внутри класса; уметь просить прощение за бранное слово;
Слайд 17
8. родителям необходимо искоренять сквернословие в семье; 9. учителя должны показывать пример культуры общения; 10. школьному самоуправлению ежедневно проводить мониторинг использования ненормативной лексики школьниками старших 8-11 классов; 11. ввести весомые штрафные баллы за сквернословие в Положение школы «О конкурсе на лучший класс»; 12. ввести уроки этикета и хороших манер один раз в неделю для учащихся 8-11 классов; 13. организовать в школе для школьников-подростков театральный лекторий «Букеты добрых, мудрых слов» по формированию воспитания культуры речи; 14. 1 раз в 2 месяца проводить «День театра» с выходом в театры города на спектакли по произведениям классиков советской и зарубежной литературы; 15. повысить уровень работы психологов в школе.
Слайд 18
Спасибо за внимание!!!
Пейзаж
Два петушка
Одна беседа. Лев Кассиль
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Хрюк на ёлке