Ученик - обучающийся кадетского класса - провёл сравнительный анализ кодекса чести современного кадета и кадета XIX века, пользуясь литературным материалом, в частности, произведениями Н.С.Лескова и А.И.Куприна. В результате исследования он пришёл к выводу, что у кадета позапрошлого века и у современного кадета много общего.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа учащегося | 36.68 КБ |
Презентация к исследовательской работе | 1.55 МБ |
VIII ОКРУЖНАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Секция «Литературоведение»
Тема: «Сопоставление современного кадета и кадета XIX века (по произведениям Н.С.Лескова «Кадетский монастырь» и А.И.Куприна «Юнкера»)»
Выполнил: Завертяев Артём,
ученик 6Б класса
МБОУ Школы №177
Куйбышевского района.
Научный руководитель:
Шнейдмиллер Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Самара, 2017г.
Содержание
Особенности изображения кадетства в русской литературе XIX века…5
Анализ кодекса чести современного кадета…………………………….10
1. Введение
В настоящее время большое значение отводится духовно-нравственному становлению молодого поколения. В процессе обучения и воспитания возрождаются давно забытые традиции.
Кадетство в нашей стране – это гораздо больше, чем просто название группы людей, окончивших военное учебное заведение. Это социальное явление стало одним из символов нашей страны, навсегда вписано в её историческую память. Хотя само слово «кадет» и переводится с французского как «младший», оно заключает в себе более значимый смысл.
Образ настоящего кадета с присущими ему положительными и отрицательными качествами мы можем обнаружить в произведениях русской литературы XIX века (Н.С.Лесков «Кадетский монастырь», А.И.Куприн «На перевале. Кадеты», «Юнкера»).
Таким образом, в своей работе я хотел бы бы обратиться к произведениям
литературы, так как, на мой взгляд, данный вид искусства сочетает в себе фактологическую точность истории и художественный вымысел.
Цель данной работы заключается в том, чтобы через анализ повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» и романа А.И. Куприна «Юнкера» выявить основные правила кадетского образования в XIX веке и сопоставить их с кодексом чести современных кадет, в частности, кадет школы №177.
Обозначенную цель предполагается решить через ряд задач:
3
Гипотеза: сопоставляемые правила поведения кадет, относящиеся к разным временным эпохам, имеют достаточно много точек соприкосновения.
Объекты исследования: тексты повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» и романа А.И.Куприна «Юнкера», кодекс чести кадет, Устав МБОУ Школы №177 с кадетскими классами.
Предмет исследования: система персонажей произведения, историческая основа повести, педагогическая система кадет.
Актуальность исследования определяется общими процессами возрождения традиций гуманистической педагогики в системе современного образования, а также в том, что автор данной работы обучается в кадетском классе.
Новизна этой работы заключается в том, что, несмотря на существование различных анализов данных произведений, здесь предлагается взгляд на них как на актуальные, вписывающиеся в рамки современного образовательного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проделанная работа ведет к расширению знаний в области литературоведения, формированию навыков исследовательской деятельности, увеличению общего кругозора обучающихся.
4
2. Основная часть.
Особенности изображения кадетства в русской литературе XIX века
В повести Н.С.Лескова «Кадетский монастырь» показано описание жизни кадет Первого петербургского корпуса. Историческая основа повести прослеживается с первых строчек произведения:
«Воспоминания мои касаются Первого петербургского кадетского корпуса, и именно одной его поры, когда я там жил, учился и сразу въявь видел всех четырех праведников, о которых буду рассказывать.»
Сам Н.С.Лесков не учился в кадетском корпусе, но известно, что во время работы над повестью «Кадетский монастырь» он опирался на подлинные данные – воспоминания бывшего кадета Г.Т. Похитонова.
Развитие и становление рассказчика показано на контрасте с фигурами «четырех праведников», людей, отличавшихся особыми душевными качествами: директор М. П. Перский, эконом А. П. Бобров, врач М. С. Зеленский, "отец архимандрит".
Особое внимание в повести уделяется описанию главных героев и их педагогическому мировоззрению. В изображении всех «четырех праведников» мы можем проследить черты гуманистической педагогики, выражающийся в том, что на первое место выходит личность ученика, его потребности в получении качественного образования.
«Первым праведником» предстает директор, генерал-майор Перский. Даже его внешность является образцом для подражания.
«Михаил Степанович Перский был замечательная личность: он имел в
высшей степени представительную наружность и одевался щеголем. Не знаю, было ли это щегольство у него в натуре или он считал обязанностию
5
служить им для нас примером опрятности и военной аккуратности.»
М.П.Перский предстает перед своими воспитанниками гармоничной личностью, в которой было равновесие внешних и духовных сил.
Несмотря на то, что он был директором учебного заведения, он вел весьма аскетичный образ жизни:
«...ходил для него с судками за обедом, не куда-нибудь в избранный ресторан, а на общую кадетскую кухню … Перский кушал этот самый обед, платя за него эконому такую же точно скромную плату, как и все другие...».
Проявляя к своему существованию столь простые требования, М.П. Перский в работе отличался особым упорством, терпением и заботой ко всем своим воспитанникам.
«Вторым праведником», о котором идет речь, является эконом учебного заведения А.П. Бобров. Он не принимал непосредственного участия в образовательном процессе кадет, но его отеческое отношение ко всем воспитанникам еще раз доказывает, что он был большим гуманистом и приверженцем достойного отношения ко всем без исключения. Вот что о его любви к кадетам говорит нам автор:
«...только не так любил, как иные любят, - теоретически, в рассуждениях, что, мол, "это будущность России", или "наша надежда", или же еще что-нибудь подобное, вымышленное и пустяковое, за чем часто нет ничего, кроме эгоизма и бессердечия. А у нашего бригадира эта любовь была простая и настоящая, которую не нужно было нам изъяснять и растолковывать. Мы все знали, что он нас любит и о нас печется, и никто бы нас в этом не мог разубедить...».
На то, что А. П. Бобров является реальным историческими лицом, указывает тот факт, что находившийся тогда в числе кадет Кондратий Федорович
6
Рылеев посвятил ему оду.
«Третьим праведником» в произведении является врач учебного заведения:
«...теперь третий постоянный инок нашего монастыря - наш корпусный доктор Зеленский. Он тоже был холост, тоже был домосед. Этот даже превзошел двух первых тем, что жил в лазарете, в последней комнате».
Высокий профессионализм, полная отдача своему делу, стремление во всем добиваться от себя и от воспитанников только лучших результатов — вот основные качества доктора Зеленского.
Когда в учебном заведении сменился главный директор, то процесс обучения существенно изменился не в лучшую сторону. Из преподавания были убраны многие дисциплины, столь любимые воспитанниками. Запрещалось чтение многих книг, да и сама библиотека была упразднена в скором времени. В такой не простой обстановке доктор Зеленский находил возможность доставлять до воспитанников лучшие произведения того времени. Когда кадеты были больны, они находились в лазарете у врача, вход куда был строго запрещен посторонним лицам. В это время кадеты читали книги, практиковались в изучении иностранных языков:
«Четвертым» и последним «праведником» этого учебного заведения был
«отец архимандрит». К сожалению, автор не называет нам его ни имени, ни фамилии, но это нисколько не затмевает того значения, которое он играл в жизни простых кадет. Описанию его внешности автор также отводит небольшое место, буквально пару предложений, на основе которых мы можем составить представление о нем:
«...он был сердового возраста, небольшого роста, сухощав и брюнет, энергический, живой, с звучным голосом и весьма приятными манерами, любил цветы и занимался для удовольствия астрономией..».
7
Его манера обучать детей состояла в постоянной беседе. Он умел говорить, и, что важнее, умел слушать.
«...но мы никогда не могли его вволю наслушаться, и он это видел: всякий день, когда нас выпускали в сад, он тоже приходил туда, чтобы с нами разговаривать. Все игры и смехи тотчас прекращались, и он ходил, окруженный целою толпою кадет, которые так теснились вокруг него со всех сторон, что ему очень трудно было подвигаться. Каждое слово его ловили. Право, мне это напоминает что-то древнее апостольское. Мы перед ним все были открыты; выбалтывали ему все наши горести...».
Итак, проанализировав образы всех «четырех» праведников, мы пришли к следующему выводу: выстроенная ими образовательная система основывается на принципах гуманистической педагогики. Всем четверым были чужды телесные наказания, безнравственное, халатное отношение к своим воспитанникам. Они проявляли лишь любовь, доброту и искреннюю заинтересованность в дальнейшей жизни своих воспитанников.
В романе А.И.Куприна "Юнкера" чувствуется авторское любование праздничной, светлой и легкой жизнью беззаботных и по-своему счастливых, довольных людей, воспитанников военного училища. В главном герое Александрове все время подчеркивается сильный и ловкий спортсмен, отличный и неутомимый танцор и превосходный образцовый строевик. О своем герое Куприн говорит: «Он наслаждался спокойной военной жизнью, ладностью во всех своих делах, доверием к нему начальства, прекрасной пищей, успехами у барышень и всеми радостями сильного мускулистого молодого тела».
Четыреста воспитанников военного училища выглядят в романе Куприна единым, спаянным коллективом. В их обращении друг с другом нет злобы и зависти, придирчивости, неприязни, желания оскорбить и обидеть. В
8
училище нет того господства сильного над слабым, которое в действительности испокон веков царило в заведениях закрытого типа.
Юнкера-старшекурсники с необычайной чуткостью и человечностью относятся к новичкам – «фараонам». Они приняли на сей счет «мудрое словесное постановление», направленное против возможного «цуканья» на первокурсников:
«... пускай каждый второкурсник внимательно следит за тем фараоном своей роты, с которым он всего год назад ел одну и ту же корпусную кашу. Остереги его вовремя, но вовремя и подтяни крепко».
Все юнкера ревниво оберегают «прекрасную репутацию» своего училища и стремятся не запятнать ее «ни шутовским балаганом, ни идиотской травлей младших товарищей». Устранено не только возрастное неравенство юнкеров, но стерты и социальные различия, рознь и неравенство. Нет антагонизма между юнкерами из богатых и бедных семей. Никому из юнкеров не приходило в голову, скажем, поиронизировать над сокурсником незнатного происхождения, и уж вовсе никто не позволял себе глумления над теми, чьи родители материально несостоятельны, бедны. «Случаи подобного издевательства, - сказано в романе, - были совсем неизвестны в домашней истории Александровского училища, питомцы которого под каким-то загадочным влиянием жили и возрастали на основах рыцарской военной демократии, гордого патриотизма и сурового, но благородного, заботливого и внимательного товарищества».
Юнкерам не чужда и некоторая тщеславная гордость - гордость своими предками. Александровцы гордятся «прославленными предками потому, что многие из них в свое время «легли на поле брани за веру, царя и отечество». Этот «гордый патриотизм» юнкеров был именно выражением их готовности в будущем отдать свою жизнь «за веру, царя и отечество». Ведь недаром же
9
они, если судить по роману, так боготворят русского царя.
Таким образом, проанализировав произведения двух выдающихся деятелей литературы XIX века на тему кадетского образования, мы можем приступить к сопоставлению кодекса чести кадета позапрошлого века и современного обучающегося кадетского класса.
Анализ кодекса чести кадет и Устава
МБОУ Школы №177 с кадетскими классами
Как и любое образовательное учреждение, школа №177 с кадетскими классами имеет свой Устав и различные Положения – документы, регламентирующие цели и задачи, стоящие как перед школой в целом, так и перед кадетами в частности.
Подобные документы находятся в свободном доступе, и мы можем найти их на сайте школы. Они обязательны для изучения учащимися, их родителями и школьным персоналом.
Устав и Положения охватывают собой практически все стороны образовательного процесса, и по большей части – принципы корректного поведения кадет. Так, именно здесь мы можем найти правила поведения, которые должны строго исполняться учащимися, это – их кодекс чести и морали.
Почему это закреплено так строго и почему это обязательно к исполнению? Кадеты – лица, на которых возложена большая ответственность, и прежде всего, перед самими собой. В будущем им предстоит представлять страну, а воспитание их начинается со школьной скамьи. Неудивительно, в таком случае, что к ним предъявляются такие высокие требования.
10
В Положении об общих правилах кадет уделяется внимание ко всем вопросам, касающимся их жизни – как внешнему виду, так и вербальному и невербальному способам выражения собственного мнения, а также варианты взаимодействия с различными людьми – учителями, старшими по знанию, одноклассниками, даже родителями.
От кадет требуется соблюдение как элементарных правил вежливости, так и соблюдение субординации в случаях, характерных только для людей,
имеющих отношение к военной службе.
Что касается общих правил вежливости, то следует отметить, что их список относительно невелик и содержит список деяний, которых нельзя совершать кадетам. Это касается как особенностей внешнего вида (запрет на мелирование волос и татуировки на теле, различные проколы на теле и др.), так и особенностей коммуникаций между учащимися - физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному и расовому признаку в школе и за её пределами.
Также Положение содержит в себе правила кадетской вежливости, касающиеся особенностей взаимодействия между кадетами и другими лицами, имеющими различные звания.
Положение охватывает вопросы поведения кадет в общественных местах и передвижения их на общественном транспорте; правила прибытия в школу и убытия из неё; правила поведения во время учебных и дополнительных занятий; правила поведения в столовой.
Для того, чтобы лучше увидеть черты сходства, или, наоборот, черты
различия двух кодексов, представим их в таблице:
11
Правила поведения кадет XIX века по материалам повести Н.С. Лескова«Кадетский монастырь» и романа А.И.Куприна «Юнкера» | Правила поведения современных кадет |
- опрятность и аккуратность в одежде; - отказ от курения и употребления крепких спиртных напитков; - нацеленность на сплоченность в коллективе сверстников; - постоянно повышать свое образование через усердные занятия по всем дисциплинам; - всеобщая помощь; - соблюдение точной дисциплины и строгой субординации; - соблюдение правил гигиены, для поддержания здорового тела; - сохранение духовной культуры личности, развитие ее лучших моральных качеств. | -упорно и настойчиво овладевать знаниями, стараться быть всесторонне развитым, образованным и культурным человеком, готовым выполнять свой общественный и воинский долг; - быть дисциплинированным, честным и правдивым, соответствовать нормам поведения в обществе и добросовестно их выполнять; - соблюдать установленный для кадетского класса внутренний распорядок и правила поведения, установленные в школе; - быть всегда опрятным и по форме одетым, подтянутым, содержать в чистоте обмундирование и обувь; - беречь государственное, школьное, общественное и иное имущество; - закалять свое здоровье, воспитывать волю и характер, быть готовым к преодолению трудностей в жизни; - активно участвовать в общественной, спортивной и культурной жизни школы; - дорожить честью кадетского класса и школы; - строго соблюдать правила вежливости, быть выдержанным, вежливым, скромным; - не допускать самому и удерживать товарищей от недостойных поступков, быть нетерпимым к нарушителям дисциплины; - быть внимательным к родителям (лицам, их заменяющим); - строго выполнять правила личной гигиены; -учащимся кадетского класса запрещается употребление спиртных напитков, наркотических и иных токсических средств, курение, оскорбление товарищей, неуважительное отношение к старшим, нарушение правила ношения формы одежды. |
Из представленной выше таблицы видно, что сопоставляемые правила поведения, относящиеся к разным временным эпохам, имеют достаточно много точек соприкосновения.
14
3. Заключение
Проведя анализ произведений классиков русской литературы XIX века, изучив характеры героев и их быт в учебных заведениях, взаимоотношения с преподавателями и одноклассниками, мы вывели ряд характеристик, позволяющих понять, каким образом была построена образовательная система военных учебных заведений более двух веков назад.
Это было необходимо для того, чтобы суметь оценить уровень кадетского образования, существующего в настоящее время. На много лет в нашей стране кадетство перестало играть ту роль, что была присуща ему в лучшие годы. Однако в XXI веке происходит возрождение давней традиции, и новое поколение кадет после долгого перерыва снова радует глаз.
На основе сравнения литературных произведений и нормативных документов современных школ с кадетскими классами, мы смогли прийти к тому, что заявили в качестве цели работы – сопоставили правила поведения кадет XIX века и современных кадет и нашли много точек соприкосновения. Это ещё раз доказывает, что мы, кадеты сегодняшнего дня, являемся продолжателями славных традиций прошлого.
15
1. Александер Н.М. Учебное дело в военных училищах дореволюционного периода и в нынешних советских военных школах // Военное знание. 1922. № 10.
2. Бескровный Л.Г. Военное образование в России в XIX веке. М., 1970.
3. Ермаков A.M. Возрождение кадетских корпусов и кадетского духа// Бюллетень. 1998. № 57.
4. Куприн А.И. Юнкера. – М., Вече, 2015
5.Лесков Н.С. Кадетский монастырь// Собрание сочинений в двенадцати томах, том 2. – М., Правда, 1989
6. Устав кадетских классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 177 с кадетскими классами» городского округа Самара
16
Слайд 1
Тема: «Сопоставление современного кадета и кадета XIX века (по произведениям Н.С.Лескова «Кадетский монастырь» и А.И.Куприна «Юнкера»)» Выполнил: Завертяев Артём, ученик 6Б класса МБОУ Школы №177 Куйбышевского района. Научный руководитель: Шнейдмиллер Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературыСлайд 2
Цель работы: через анализ повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» и романа А.И. Куприна «Юнкера» выявить основные правила кадетского образования в XIX веке и сопоставить их с кодексом чести современных кадет, в частности, кадет школы №177. Задачи : Проанализировать литературу, посвященную становлению и развитию кадетского движения в России. Проанализировать текст повести Н. С. Лескова «Кадетский монастырь» и романа А.И.Куприна «Юнкера». Проанализировать текст кодекса чести современного кадета.
Слайд 3
Гипотеза: сопоставляемые правила поведения кадет, относящиеся к разным временным эпохам, имеют достаточно много точек соприкосновения. Объекты исследования : тексты повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» и романа А.И.Куприна «Юнкера», кодекс чести кадет, Устав МБОУ Школы №177 с кадетскими классами. Предмет исследования : система персонажей произведения, историческая основа повести, педагогическая система кадет. Актуальность исследования определяется общими процессами возрождения традиций гуманистической педагогики в системе современного образования, а также в том, что автор данной работы обучается в кадетском классе.
Слайд 5
« «Воспоминания мои касаются Первого петербургского кадетского корпуса, и именно одной его поры, когда я там жил, учился и сразу въявь видел всех четырех праведников, о которых буду рассказывать.»
Слайд 8
Правила поведения кадет XIX века по материалам повести Н.С.Лескова« Ка -детский монастырь» и романа А.И.Куприна «Юнкера» - опрятность и аккуратность в одежде; - отказ от курения и употребления крепких спиртных напитков; - нацеленность на сплоченность в коллективе сверстников; - постоянно повышать свое образование через усердные занятия по всем дисциплинам; - всеобщая помощь; - соблюдение точной дисциплины и строгой субординации; - соблюдение правил гигиены, для поддержания здорового тела; - сохранение духовной культуры личности, развитие ее лучших моральных качеств. Правила поведения современных кадет - упорно и настойчиво овладевать знаниями, стараться быть всесторонне развитым, образованным и культурным человеком, готовым выполнять свой общественный и воинский долг; - быть дисциплинированным, честным и правдивым, соответствовать нормам поведения в обществе и добросовестно их выполнять; - соблюдать установленный для кадетского класса внутренний распорядок и правила поведения, установленные в школе; - быть всегда опрятным и по форме одетым, подтянутым, содержать в чистоте обмундирование и обувь; - беречь государственное, школьное, общественное и иное имущество; - закалять свое здоровье, воспитывать волю и характер, быть готовым к преодолению трудностей в жизни; - активно участвовать в общественной, спортивной и культурной жизни школы; - дорожить честью кадетского класса и школы; - строго соблюдать правила вежливости, быть выдержанным, вежливым, скромным.
Каргопольская игрушка
Компас своими руками
Рисуем "Ночь в лесу"
Пейзаж
Злая мать и добрая тётя