Анализ возможности создания окказионализмов русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoe_peremeshchenie.docx | 44.9 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов
п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель
XXI научно-практическая конференция
СЕКЦИЯ "Русский Язык"
Волшебное перемещение волшебных частиц
Автор:
Брумина Виктория
учащаяся 5 «А» класса
ГБОУ СОШ №2
п.г.т. Усть – Кинельский
Научный руководитель:
Путилина С.А.
учитель русского языка
и литературы
ГБОУ СОШ №2
п.г.т. Усть – Кинельский
Кинель, 2017 г.
Содержание
Введение | Стр. 2 |
Глава 1. Морфема как языковая единица | Стр. 3 |
Глава 2. Окказионализмы как искусственно созданные слова Глава 3. Мы короли языка | Стр. 6 Стр. 10 |
Заключение | Стр. 12 |
Библиография Приложения | Стр. 14 Стр. 15 |
Введение
На уроке русского языка, изучая законы речи, особенности, исключения, невольно появляется желание знать больше.
Когда мы изучали морфемику и словообразование на уроке русского языка, учитель вскользь рассказала нам, что есть такие слова (окказионализмы), которые созданы искусственно, специально с целью обогащения языка.
Проблема исследования: отсутствие доказательств того, что слова, созданные искусственно, нужны в речи.
Актуальность нашей работы неоспорима. Язык развивается молниеносно, язык – это отражение нашего интеллекта. Умение работать с речью – показатель нашей грамотности.
Цель исследования – доказать выразительную функцию слов, созданных в речи искусственно.
Объект исследования – окказионализмы в повседневной речи и литературе.
Предмет исследования – морфемика и словообразование.
Гипотеза, выдвинутая нами,- окказионализмы, созданные по законам морфемики и словообразования, понятны носителям языка и могут свободно существовать в русской речи.
Задачи, поставленные нами:
Глава 1. Морфема как языковая единица
Как нам известно из уроков русского языка, морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы. Морфемы – это значимые части слова. В русском языке выделяют такие морфемы как приставка, корень, суффикс, окончание. Корень, например, является главной морфемой, несущей основное лексическое значение. Приставка и суффикс тоже имеют значение и служат для образования новых слов. Окончание же является морфемой формообразующей, оно не меняет лексическое значение слова, а лишь приводит в движение его форму. [Львова С.И./Учебник по русскому 5 класс.] Есть еще морфемы: постфиксы, унификсы.
Понятие морфемы как мельчайшей значимой единицы языка, равно как и сам термин «морфема», четко и развернуто было изложено уже И. А. Бодуэном де Куртенэ в 1888 г.: «Против деления речи на предложения, предложений на слова, слов на морфологические единицы немного, пожалуй, можно сказать. Ибо это все более подробное деление опирается постоянно на одну и ту же основу, исходит постоянно из того же самого принципа: здесь везде играет роль значение…», а значение кроется в частях слова. «Но на морфологической единице, или, как я ее назвал, «морфеме», это деление кончается... Переходя от морфем к звукам, мы вступаем в другую область ... Морфемы и звуки являются, так сказать, несоразмеримыми языковыми величинами».
В качестве значимой единицы языка слово не может состоять из значимых и незначимых элементов: в структурном отношении оно распадается только на значимые части, т. е. морфемы. Производя звуковой анализ слова сады и выделяя в нем звуки 1с], [а], [д], [ы], мы производим принципиально иную операцию, нежели производя морфемный анализ слова сады и выделяя в нем соответственно корень сад- и окончание -ы.
Зачастую, морфемы испытывают на себе звуковые изменения, но это не влияет на их написание, следовательно, на их смысл. Давайте посмотрим, как ведут себя звуки внутри морфемы. Сравним:
Водный, вода, водовоз, заводь, вод;
[водный],[вада],[въдавос],[завът’],[вот] (род. п. мн. ч.).
Морфема — одна и та же. Звуки — разные. В одной и той же морфеме они меняются, как только им угодно. Корень один, а звуки? То [вод], то [вад], то [въд], то [въть]. Морфема не стесняет звуков, позволяет им своевольничать — меняться то так, то этак. [Земская Е.А./ Как делаются слова.].
Что ж, так и обозначать на письме все эти разные звуки? Тогда будет трудно сообразить, что [завът’], [водный] и [вада] — однокоренные слова, трудно вникнуть в их смысл. Мы пишем, чтобы смысл передать. А мельчайшая смысловая часть — морфема. Ее и надо сохранить в неприкосновенности, что бы там звуки ни вытворяли! Посмотрите на слова с корнем -вод-. Звуки разные, а буквы-то одни и те же: вод! Буквы берегут единство морфемы. Так вот что передает наше письмо: морфемы — как значимые части слов! Письмо сохраняет в неприкосновенности их облик в разных словах. Поэтому позволяет быстро их узнавать.
Глава 2. Окказионализмы как искусственно созданные слова
В школе слова разбирают по составу. Ученым-языковедам бывает нужно узнать, какой состав слова и в современных языках, и в древних.
А в естественной жизни языка, когда мы говорим или пишем что-нибудь свое, — для нас-то, для людей, пока что не ученых или тех, кто ученым не станет вовсе, морфемы разве существуют?
Не выдумка ли они, нужная только для всяких ученых затей? Обыкновенные люди, когда говорят, они-то и не думают о морфемах.
Наша речь устроена, действует, живет — не для одних только ученых: пишут-то и говорят все. И устройство речи может ли покоиться на ученой выдумке — на каких-то морфемах?
Мы убеждены, что морфема — не ученая выдумка. Всякий человек знает морфему, даже тот, кто не учился в школе или давно забыл все школьные знания. Знают и любят ее, да!
Попробуем это доказать. Используя морфемы русского языка мы составили слово урокоприготавливатель. Представьте, вы приходите домой, кладете в эту волшебную коробочку свои тетради и учебники и через некоторое время достаете оттуда выполненную домашнюю работу. Закрывая дверцу урокоприготавливателя, вы придаете действие данному чудесному предмету и там, внутри коробочки происходит то, о чем вы догадались: решаются домашние задачи… Мы уверены, что, прочитав слово урокоприготавливатель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель... Они обозначают прибор; и у всех есть часть -тель. Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.
Если -тель значит «прибор», то выходит , что -тель — значимая часть слова, то есть морфема. В слове урокоприготавливатель такие части: урок-о-при-готавл-ива- тель. Корень -готавл-. Он имеет значение? Да. С некоторой долей чередования, но мы находим однокоренные слова: заготавливать, приготовить, готовка. –Готавл – корень, обозначающий процесс приготовления.
Слово похоже на поезд: урок-о-при-готавл-ива-тель-. Каждая часть — особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду. Вот так: вне-уроч-ный, при-ехать, за-готавл-ивать, рассматр-ива-ть, строи-тель.
Кажется, что значение этого слова совершенно ясно. По составным частям, по морфемам, можно его понять.
В рассматриваемом слове все части – значимые, кроме соединительного -о-. Это не морфема, это интерфикс, междуморфемия. Они служат для соединения морфем, но сами значения не имеют. Однако они тоже играют роль в образовании слов, и не малую.
У нас получилось придумать слово, но мы не одни такие. До нас этот примем использовали, им интересовались. Слова, образованные в какой-либо определённый временной момент, применительно к какому-либо специальному случаю, как одна из разновидностей неологизмов, называются окказионализмами.
Окказионализмы создаются не только писателями, но и обыкновенными людьми. Часто их создают дети. «Прикнопкай мне картинку», — говорит пятилетняя девочка маме. Девочка создала окказионализм, вставив основу существительного кнопка в тип глаголов с приставкой при-: при-шей, при-бей, при-колоти, при-вяжи и т. д. Получился выразительный и понятный глагол.
Возьмем еще пример. В современном языке действует суффикс -дром, с помощью которого создаются пространственные названия типа космодром, ракетодром, лунодром. Это слова научные, книжные. Суффикс этот настолько выразителен по форме и активен, что с его помощью родилась целая серия окказионализмов: поэтодром (место поэтических соревнований), собакодром, змеедром (место испытаний собак, змей). Это слова не книжные, шутливые.
Еще примеры окказионализмов, которые нам удалось отыскать:
Дутики. Широкие брюки (Как тебе дутики, подошли? — Как раз!).
Подзапоздать. Немного запоздать. Сравнить: подзабыть, подзакусить, подзаправиться, подзаработать.
Отфутболить. Отослать к другому лицу (Заявление взял и, ничего не сделав, отфутболил в другой отдел).
Окказионализмы обычно не становятся фактами общенародного языка, а живут лишь в том контексте, который их породил.
Одним из первых слово «морфема» стал применять в исследованиях Василий Алексеевич Богородицкий (1857—1941). Он спорил с теми, кто считал, что морфемы — искусственная выдумка, что они есть в уме языковедов, а другим они ни к чему. Нет, доказывал он, морфемы — реальность самого языка, и каждый с ними считается и держит их в уме. Он писал: «Вновь создающиеся слова … являются частями, морфологически имеющимися в языке; такое появление раньше не употреблявшихся соединений морфологических частей, такая подвижность морфем доказывает действительное существование их в языке. [Панов М.В. Занимательная орфография]
Примеры:
Расхачивать. «Я начал уже расхачивать пить чай». (Из разговора.)
Перевысказыватъ. «Я это говорил, и повторял, и перевысказывал». (Из журнала.)
Напредставитъ. «Я все это напредставил и выдумал». (Достоевский. «Подросток».)
Осюрпризить. «Я был осюрприжен». (Из разговора.)
Литературничать. «Заниматься писательством» (Иван Аксаков в письме.)
Домомучительница. «Это не домоправительница, а домомучительница какая-то». («Карлсон, который живет на крыше».)
Караочен. «Этой ночью я не очень караочен.» (Из современной песни)
В. А. Богородицкий заключает: «Действительное существование в языке морфологических частей доказывается появлением этих частей в новых условиях».
А вот поэты и писатели каких только слов не придумают! Маяковский, например, любил неологизмы.
Досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий...
Он хочет издинамитить старое...
Цветы испавлинятся в каждом окошке...
Глаголы созданы так: к существующим в языке словам прибавлена приставка из- (ис-). Получилось новое значение: действие нарисовано как неистовое, напряженное, многообразно и сильно выявленное. Это приставка из- внесла в глагол такое значение.
Сам Маяковский придумал такую приставку из-? с таким значением? Нет, нашел в давно известных словах: бранить — избранить (Избранил меня в пух и прах). Поэт нашел приставку из- в языке, в давно известных словах. И перенес ее в свои новые слова. С этим именно неистовым значением.
Но если нашел, перенес, то, значит, для него приставка из- (притом — с таким именно значением) была живой; не выдумка ученых, а реальность языка!
А некоторые искусственно созданные слова прочно вошли в наш язык. Что современными людьми не принимаются за новое слово. Например, в свое время Николай Карамзин, русский писатель, создал большое количество слов (впечатление, трогательный). Слово «бездарь» - дело фантазии русского поэта Игоря Северянина.
Выходит: морфема всем нужна. И поэтам, и их читателям. И все ее уважают, как самый крохотный «атом» языка, несущий смысл.
Глава 3. Наука волшебного перемещения волшебных частиц.
Опираясь на сказанное выше, мы предположили, что можно с целью обогащения и украшения своего языка создавать новые слова. Нет, мы нисколько не хотим рушить традиции, наоборот, следуя законам, идущим из глубины веков, мы попытаемся придумать новые любопытные лексемы.
На уроке русского языка вместе с учителем мы создали слово по всем законам словообразования – тихосоздание. Способом сложения мы объединили основы слов «тихо», «создавать», добавив суффикс существительного -ани-, который обозначает процесс. Это существительное получило свое склонение, свой род и теперь живет в языке нашего класса. «Давайте займемся тихосозданием!» - говорит наш учитель, если мы шумим. Готовясь к конференции, мы выяснили, что похожее слово уже было употреблено поэтом Иосифом Бродским в своей лирике: «тихотворение». Но мы только рады схожести наших мыслей с мыслями признанных.
В книге С.И. Львовой «Русский язык. Лингвистические игры» мы нашли интересные задания, по интересующей нас теме.
Например, в одном и упражнений нужно определить, каким способом образованы следующие слова-окказионализмы: кленекочек (С.Есенин), безвлажный (С.Есенин),волноватый (С.Есенин), разулыбить (В.Маяковский), светопад (Е. Носов), веселинка (М.Алексеев), сомолчальница (Ю.Нагибин), бестелевизорный (А.Малышев), стихоткач (А.Пушкин), блиноед (А.Чехов)…
Мы провели опрос среди обучающихся 5 «А» класса. Сочинив несколько слов, мы спросили у ребят: каково значение данных на листе слов: тихосоздание - процесс создания тишины, забывалка – человек, который что-то забывает, пятеркополучатель – ученик, получающий много пятерок. [Приложение 1]
Все 30 человек 5 «А» смогли относительно верно ответить. Именно то, что мы подразумевали с точки зрения лексического значения, то и распознали пятиклассники. Оказалось что морфемы, действительно, известны всем, воспроизводимы, понятны, нужны.
Мы решили составить свое задание по теме «Неологизмы. Окказионализмы». Оно может пригодиться ученикам и учителям. Учителям - осуществить учебный процесс, а ученикам, развить воображение, словообразовательные навыки и разнообразить свою речь. [Приложение 2]
Заключение
Морфемы – части слова, которые имеют значение, постоянство формы. Это помогает нам не только в орфографии, например, но и в словообразовании. Опыт языка показывает, что именно по законам словообразования и морфемики в языке создаются неологизмы, на почве русского языка адаптируются заимствованные слова и появляются авторские творения – слова, придуманные писателями и поэтами. Человек, не имеющий отношения к литературе, имеет отношение к языку вообще, поэтому тоже имеет право на то, чтобы внести свою лепту в развитие речи. Наше исследование доказало, что, не забывая законы словообразования и морфемики, мы можем и должны быть хозяевами своего языка: вводить в него разнообразие, окказионализмы, художественную изюминку. Сухой язык – мертвый язык. Оживить его можно посредствам развития своей речи, а словообразование, пусть даже индивидуально авторское, кажется одним из путей жизни и развития языка.
Таким образом, мы доказали гипотезу, выдвинутую нами,- окказионализмы, созданные по законам морфемики и словообразования понятны носителям языка и могут свободно существовать русской в речи.
Буква должна стоять на страже морфемы. Оберегать ее постоянство. Раз слова: снег — снега — снеговик — снеговой — про одно, про снег, раз у них один и тот же корень (одна и та же морфема) — пусть буквы и покажут это. Пусть подчеркнут постоянство морфемы, даже если звуки и не совсем одинаковые. Смысл-то у этих слов один, а морфема как раз смысловая, значимая единица. Мы, зная эти единицы, можем сделать свой язык богаче и ярче, насыщеннее и примечательнее.
Однако иногда морфемы, меняя свой облик, что называется, теряют чувство меры. Глаголы: ходить — шел, шла... ведь у них корни разные? Сейчас — разные. Исторически (в прошлом) — один и тот же.
Здесь, говоря о чередованиях, масштабных изменениях облика морфем, мы призываем на помощь историческую морфемику и этимологию. Я прочитала книгу Н.М. Шанского «Лингвистические детективы». Как много расследований проведено ученым в области этимологии, а, следовательно, и морфемики. В дальнейшем, изучая языкознание и занимаясь исследовательской работой, хотелось бы заняться подробнее этими разделами языка.
Библиография
1. Зéмская Е.А./ Как делаются слова.
2. Львова С.И./ Учебник по русскому 5 класс.
3. Львова С.И./ Русский язык. Лингвистические игры.
3. Панов М.В./ Занимательная орфография.
4. Шанский Н.М. / Лингвистические детективы.
Приложение 1.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Уважаемые одноклассники, ответьте на вопрос: каково лексическое значение данных на листе слов?
Тихосоздание –
Забывалка –
Пятеркополучатель –
Спасибо за участие!
Приложение 2.
УПРАЖНЕНИЕ
по теме «Неологизмы. Окказионализмы».
Попробуйте составить окказионализмы про школу по следующим моделям.
(Пятерка + ист = прилагательное) день.
(Еже + перемена= прилагательное) поход в столовую.
Мой сосед по парте – (списывать + тель = существительное).
Наша учительница – (родитель+Е+вызывать + телница = существительное).
Утром не забудьте (о+портфель+и+ть+ся = глагол).
Я (шпаргалка + н+о = наречие) приготовился к контрольной работе.
Четыре художника. Осень
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Можно от Солнца уйти...
Любимое яичко
За еду птицы готовы собирать мусор