Данный исследовательский проект, представленный на конкурсе экскурсоводов, посвященном 70 годовщине Победы, знакомит гостей и жителей столицы с архивными и документальными историческими материалами о промышленных предприятиях Казани в годы Великой Отечественной войны. Работа завоевала 1 место на муниципальном уровне, а также 1 место в городском конкурсе. Ученик стал абсолютным победителем конкурса и даже провел собственную экскурсию.
Вложение | Размер |
---|---|
promyshlennost_kazani_v_vov.docx | 492.19 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №113
с углублённым изучением отдельных предметов»
Ново-Савиновского района г. Казани
Районный конкурс юных экскурсоводов
«Казань фронту! Казань Победе!»
«Промышленность Казани в годы Великой Отечественной войны».
(Автобусно-пешеходная экскурсия)
Руководитель проекта: Денисова Юлия Валерьевна; Участник конкурса: ученик 10 А класса,
Вахитов Владислав Сергеевич Фотограф: Вахитов В.С.
Автор презентации: Вахитов В.С.
Казань 2015
И откуда взялось столько силы,
Даже в самых слабейших из нас?
Что гадать! Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Ю. Друнина
Здравствуйте, меня зовут Вахитов Влад. Я рад приветствовать вас на гостеприимной татарстанской земле, в самом ее сердце – красавице Казани. Вы посетили наш город в знаменательный для всей нашей страны год – 70-летие великой Победы. Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием и для нашего города. Седые башни Казанского Кремля – безмолвные очевидцы многих исторических событий на протяжении веков – 22 июня 1941 г. стали свидетелями невиданного всплеска народного гнева. У подножия Кремля состоялись массовые митинги трудящихся по случаю вероломного нападения на нашу Родину фашистской Германии. Казань, как и вся страна, перестраивает свою жизнь под боевым лозунгом «Все для фронта, все для Победы!» Я предлагаю вам не только познакомиться со славной историей нашего города, но и увидеть, какой огромный вклад внесла Казань в великую победу.
Путешествие в историю нашего героического и славного города начнем с железнодорожного вокзала "Казань - Пассажирская", вокзал был открыт в 1894 г. после прихода в город Московско-Казанской железной дороги.
Посадка в автобус на Привокзальной площади.
Сейчас с Привокзальной площади мы с вами отправляемся через Кировскую дамбу в микрорайон Адмиралтейская Слобода, откуда и начнется наша экскурсия. Вы своими глазами увидите те места, где в годы войны располагались заводы и предприятия Казани, сыгравшие немаловажную роль в общем деле борьбы с фашизмом.
Когда мы говорим о войне, то, конечно, в первую очередь вспоминаем о многочисленных человеческих жертвах, о городах - героях, которые были захвачены немцами, где шли ожесточенные бои за освобождение. Но были и другие города, куда не ступала нога врага, но где также отчаянно и целеустремленно ковалась Победа. Эти города обеспечивали надежный тыл. Среди них была и Казань. С самых первых дней войны казанцы живут единым дыханием. Широко развернулось движение добровольцев. В райвоенкоматы, партийный, комсомольские организации стали поступать сотни заявлений горожан с просьбой немедленно направить их в ряды действующей армии. Лучшие силы в первые месяцы ушли на фронт. В октябре 1941 г. был организован Казанский Комитет Обороны, который возглавил первый секретарь ОК ВКП(б) А.М. Алемасов.
В городе готовились боевые резервы для фронта, в нарастающем темпе ковалось оружие, срочно выполнялись военные заказы. Вся промышленность города в плановом порядке переводилась на выпуск военной продукции. Сюда, в Татарстан, особенно в Казань, было эвакуировано 70 предприятий из Украины, Белоруссии, Прибалтики, Москвы, Ленинграда, Харькова и других регионов. Через месяц после начала войны в республике было размещено 47 079 человек, а к декабрю общее число прибывших возросло до 266 тысяч. Эвакуированных размещали не только в Казани, население которой увеличилось вдвое, но и в Тетюшах, Апастове, Буинске, Новошешминске, Чистополе, Билярске, в других населенных пунктах.
Наш автобус пересекает реку Казанка, и справа вы можете видеть необычное сооружение в виде пирамиды. Это храм Нерукотворного Образа Спасителя, построенный в XIX веке в память о воинах, павших при взятии Казани Иваном Грозным в 1552 г. Высота пирамиды 20 метров. Четыре входа украшены греческими портиками и двумя дорическими колоннами. Внутри памятника заложена церковь Спаса Нерукотворного. За долгое время своего существования храм не раз подмывали воды Казанки. С приходом к власти большевиков в 1918 г. он был разграблен и почти разрушен. В 2005 г. была проведена реставрация памятника-храма. В настоящее время храм находится в ведении Русской Православной Церкви.
Мы въезжаем в Кировский район г. Казани, образованный в 1925-1926 гг.. Первоначально носил название Заречный, с 1931 г. – Пролетарский, а с 1934 г. стал называться Кировским. В 1788 г. по указу Екатерины II в этой части города был основан Казенный пороховой завод. Это послужило первым шагом на пути превращения Заречья в промышленный район Казани. В XIX веке благодаря братьям Алафузовым в районе начинается бурное развитие предприятий легкой промышленности. В начале XX века Заречье становится центром транзитной торговли на Средней Волге. Наибольшее развитие получили предприятия химической, машиностроительной и легкой промышленности. В годы Великой Отечественной войны 20 предприятий района перешли на выпуск военной и оборонной продукции. Среди крупнейших предприятий, перешедших на выпуск продукции для фронта, был завод «Серп и Молот».
Остановка у Завода «Серп и Молот» на улице Клары Цеткин.
Завод «Серп и Молот», основанный в 1851 г., принадлежит к числу старейших предприятий России. В начале своей деятельности завод выпускал запасные части к пароходам. С первых дней войны перешел на изготовление военной продукции. В полтора раза было увеличено количество металлорежущих станков и налажен бесперебойный выпуск оборонной продукции, увеличенной к 1942 году в два с половиной раза. Объем выпуска возрос до 163,7 %. Рост военного производства был обеспечен, прежде всего, за счет невиданного энтузиазма рабочих и инженерно - технических работников, новой волной стахановского движения. Ярким примером послужил коллектив кузнечного цеха завода «Серп и Молот», на второй день войны выполнивший дневную норму к обеденному перерыву.
Остановка у Льнокомбината.
От завода «Серп и Молот» проезжаем по улицам Клары Цеткин и Несмелова и поворачиваем на улицу Гладилова, где расположен Казанский льнокомбинат, сейчас ОАО «Агропромышленная корпорация «Казанский лён» - прядильно-ткацкий комбинат Поволжского региона. Здесь выпускают различные виды пряжи, тканей и нетканых материалов, сырьем для которых служат растительные волокна. Предприятие существует более ста лет и славится своей историей. В середине XIX века купец Иван Алафузов основал прядильно-ткацкую фабрику, на базе которой и образовался льнокомбинат, ставшей вскоре центром текстильной промышленности Поволжья. В годы войны Казанский льнокомбинат принял эвакуированную из Нарвы Кренгольмскую мануфактуру. Необходимо было с первых месяцев перейти на освоение военной продукции. Ассортимент изделий льнокомбината был значительным: куртки, плащ-палатки, шинели, рукавицы, брезенты, рюкзаки, парусина, гимнастерки для бойцов и многое другое. Люди трудились, не считаясь ни с чем, тратя последние силы. Одна из работниц льнокомбината, вспоминая военные годы, пишет: «Когда требовалось, люди совсем не покидали цехов, работали с короткими передышками по 18-20 часов, по несколько смен. Бывало, усталость валила с ног, засыпали тут же, у машин, а через 2-3 часа, поборов сон, поднимались, сменяя своих уставших подруг».
Далее наш автобус поворачивает на улицу 1 Мая, и впереди вы можете видеть пушки у центрального входа еще одного старейшего предприятия Казани – Порохового завода.
Остановка у центрального входа «Казанского государственного казённого порохового завода»
Одним из старейших заводов России является ФКП (федеральное казённое предприятие) «Казанский государственный казённый пороховой завод», основанный в 1788 году по указу Екатерины II. Завод до сих пор является оборонно-промышленным предприятием. Завод расположен в Кировском районе на улице 1 Мая. В течение первого года после открытия пять фабрик завода произвели 5486 пудов черного пороха для пушек, мушкетов и винтовок. В 30 годы 20 века был построен практически новый завод (в 4 раза превосходивший по мощности старый), который стал называться «40-й завод им. Ленина». Все, что было тогда сделано во время реконструкции, явилось базой, сделавшей возможным трудовой подвиг коллектива в годы Великой Отечественной войны. Завод, который работал на полную мощь, оставался единственным предприятием по выпуску пироксилинового пороха. Слава казанского порохового завода достигла своего апогея в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны завод получает задание правительства страны разработать новые ракетные заряды. Все производство в кратчайшие сроки было переведено на военные рельсы. Введён 12-часовой рабочий день в две смены. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки. За время войны было изготовлено 103 000 тонн пороха, в том числе пороха особой доставки было использовано более 22 000 тонн. До 30 % в объеме валового выпуска составляли заряды для «Катюш». Это стало возможным благодаря работе ученых, репрессированных в 30-е гг. и объединенных в ОТБ-40 (особое техническое бюро). Во время войны на крупных оборонных предприятиях были распространены так называемые «шарашки», где работали заключенные инженеры, конструкторы. На Пороховом заводе в такой «шарашке» ОТБ – 40 трудились бывший директор Казанского порохового завода В. Шнегас, видные специалисты Н. Путимцев, П. Фридлендер, А. Рябов и др. За годы войны ими было создано немало образцов военной техники. С 1941 по 1945 годы производство пороха и боеприпасов для фронта велось круглосуточно и бесперебойно. Героические труженики 40-го завода, среди которых было немало женщин и подростков, работали не покладая рук. Их вклад в дело победы неоценим. Те, кто ушел с завода защищать Родину, героически сражались на фронтах. Многие из них не вернулись с полей сражений. Восемь заводчан стали Героями Советского Союза. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны завод был награжден орденом Отечественной войны. В последующие годы за восстановление народного хозяйства, за выпуск гражданской продукции Пороховому заводу были вручены орден Трудового Красного Знамени и орден Октябрьской Революции.
В настоящее время завод продолжает производство бездымных пироксилиновых порохов, отвечающих всем требованиям современного вооружения.
С улицы 1 Мая мы с вами выезжаем на улицу Степана Халтурина. Слева вы можете видеть арку «Красные ворота», являющейся символом Порохового завода. Арка была построена к 100-летнему юбилею завода в 1887 году (архитектор И.П. Котелов). Арка является мемориальным сооружением и входит в ансамбль парка имени Петрова. Обладает статусом памятника истории и культуры республиканского значения. В настоящее время «Красные ворота» являются также символом Кировского района Казани.
От парка Петрова мы направляемся к другому крупнейшему предприятию времен Великой Отечественной войны – Казанской фабрике киноплёнки № 8 им. Куйбышева. С улицы Фрунзе, по которой сейчас проезжает наш автобус, мы поворачиваем на улицу Восстания и буквально через несколько метров оказываемся у входа холдинговой компании «Тасма».
Остановка у входа ОАО холдинговая компания «Тасма» (Казанская фабрика киноплёнки № 8 им. В. Куйбышева).
В Московском районе Казани на улице Восстания расположено предприятие по производству фотоматериалов – «Тасма» (татарские светочувствительные материалы, в переводе с татарского «тасма» означает «лента»). В 1933 году на улице Восстания была основана Фабрика кинопленки № 8, которая освоила выпуск кинопленки. В 1940 г., помимо выпуска плёнки, на фабрике было начато производство коллоксилина, который являлся сырьем для всех киноплёночных фабрик страны. С начала войны на территории фабрики были размещены четыре эвакуированных предприятия. Перед коллективом фабрики кинопленки им. В. Куйбышева была поставлена задача: в кратчайшие сроки освоить выпуск новых сортов авиационной пленки. Для срочного освоения производства аэрофотоплёнок на предприятие была направлена бригада специалистов фабрики № 5 во главе с профессором К.В. Чибисовым. Именно здесь начала действовать эмульсионно-технологическая лаборатория всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ). С огромным энтузиазмом коллектив взялся за выполнение этого задания, и уже в августе 1941 года выпустил первую партию аэропленки, предназначенную для фотографирования с больших высот объектов противника. В последующие годы фабрика освоила новые виды авиационной и рентгеновской пленок, аэрофотобумаги и другой продукции, так необходимой фронту. В 1942г. на фабрике начали производство незапотевающих плёнок. В 1943 г. коллективами фабрик № 5 и № 8 совместно с сотрудниками НИКФИ разработана и внедрена в производство новая высокочувствительная аэропленка. Во время войны Казанская фабрика кинопленки была единственной действующей в отрасли, и на неё лег весь груз ответственности за обеспечение страны кинофотопродукцией. Когда из-за ухода на фронт кадровых рабочих на предприятии образовался значительный дефицит рабочей силы, дирекция и парторганизация фабрики провели митинг. Обсудив сложившуюся ситуацию, решили, что ушедших мужей и отцов заменят в цехах женщины и подростки. 400 участников митинга тут же пошли на фабрику и встали на рабочие места. Развернулось широкое социалистическое соревнование, коллектив наращивал производство оборонной продукции, и за годы войны увеличил его в четыре раза. За это время аэрофоторазведка сделала снимки площади в 6 500 000 кв. км (для сравнения, площадь всей Европы 10 000 000 кв. км). В 1944 году за поставку значительного количества киноплёнок, аэрофотоплёнок, фотобумаги для нужд фронта коллектив Фабрики Киноплёнки № 8 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Орденами и медалями были также награждены 50 работников фабрики. Кроме того, в 1946 году за разработку высокочувствительных фотоматериалов для воздушной разведки ряду сотрудников НИКФИ была присуждена Сталинская премия.
В послевоенный период фабрика начала активно осваивать технологии производства цветных кинофотоматериалов, новых плёнок для медицины, голографии, полиграфической промышленности. В 1958 г. фабрика киноплёнки была переименована в ордена Трудового Красного Знамени химический завод им. В. Куйбышева (КХЗ им. Куйбышева). А в 1974 году Казанский химический завод получил название «Тасма». В 1979 г. преобразован в производственное объединение. На сегодняшний день ОАО Холдинговая компания «Тасма» является единственным производителем в РФ и странах СНГ, который располагает собственной технологической и производственной базой, обеспечивающей полный цикл разработки и изготовления широкого ассортимента диагностических и регистрационных фотопленок.
Из Московского района Казани наш автобус отправляется в Авиастроительный район. На улице Беломорской расположено ОАО «Татхимфармпрепараты». Предприятие было создано в 1976 году на базе химико-фармацевтического и кетгутного заводов.
Остановка у здания ОАО «Татхимфармпрепараты».
Большие военные заказы получил в годы войны Казанский кетгутный завод, ныне ОАО «Татхимфармпрепараты» - единственное в стране предприятие такого рода. История завода относится к концу XIX века, когда магистр фармации Фердинанд Грахе создал фирму по выпуску искусственной минеральной воды, кваса, лимонада. В 1931 году на базе производственных организаций Татарского отделения Аптекоуправления была организована химико-фармацевтическая фабрика. Одновременно с ней был построен кетгутный завод, производящий шовно-хирургический материал. В 1941 году на заводе был организован специальный химический цех, где выпускались жизненно необходимые для госпиталя препараты уротропина, хлористого кальция кристаллического, применяемых при лечении тяжелых заболеваний, сернокислого бария для рентгеновских исследований, лимоннокислого натрия, необходимого для консервирования крови. С помощью ученых-химиков (Г.К. Камая, М.И. Беляевой и др.) кетгутный завод в кратчайшие сроки освоил производство многих разновидностей хирургических шовных материалов и всю войну обеспечивал ими госпитали и все медицинские учреждения страны. Перестроившись на военный режим работы, одна только бригада З. Пепловой стала давать в сутки 50 тысяч ампул кетгута, способного спасти жизни 50 тысячам раненых. В 1944 году на кетгутном заводе разработана технология производства новогаленовых препаратов адонилена, адонизида, сердечных препаратов из трав. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны большую группу работников завода в 1946 году наградили медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Движение по улицам Беломорской и Максимова с выездом на улицу Михаила Миля.
Мы продолжаем нашу экскурсию и отправляемся туда, где в годы войны был сконцентрирован весь цвет советской авиа- и ракетной науки и промышленности. Это «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова». Находится в восточной части Авиастроительного района на стыке улиц Максимова и Олега Кошевого. Рядом с заводом расположен принадлежащий заводу аэродром «Борисоглебское».
В годы войны в ТАССР было эвакуировано около семидесяти заводов, большинство обосновалось в столице. Среди заводов, влившихся в казанскую индустрию, значился и Авиационный завод им. Горбунова, у которого мы с вами и останавливаемся.
Остановка и пешая прогулка по скверу напротив здания КАПО им. Горбунова.
Итак, «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова является одним из крупнейших предприятий авиационной промышленности России. В 1932 году на основе строившегося в Казани авиационного комбината «Казмашстрой» началось строительство завода, который в 1934 г. получил название «Завод № 124 им. Серго Орджоникидзе». В октябре – ноябре 1941 года в Казань был эвакуирован «Московский авиационный завод им. С.П. Горбунова». Расположился он на базе завода № 124. В декабре 1941 года объединенное предприятие получает официальное название – «Казанский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова». Директором становится В.А. Окулов. Главным конструктором 22 завода вплоть до своей трагической гибели в 1942 г. был В. Петляков. Число рабочих было около 30 тысяч человек. Уже через месяц после прибытия завод начал выпускать знаменитые пикирующие бомбардировщики Пе-2 (конструктор В.М. Петляков), которые так нужны были фронту. Это был двухколесный красавец, двухмоторный трехместный самолет со скоростью 480 км/ч, превышавший скорость немецких бомбардировщиков типа «Хейнкель» и «Юнкерс». Пе-2 успешно отражал атаки фашистских истребителей, смело вступал с ними в бой. Для врагов это была грозная машина, под крылья которой подвешивались бомбы весом 3 тонны. Мотор самолета (разработчик В.Я. Климов) был произведен на соседнем моторостроительном заводе, ныне «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО). Летчики и штурманы любили самолет Пе-2, который верой и правдой всю войну служил нашей армии. Созданный в Казани Владимиром Петляковым дальний бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), превосходивший лучшие образцы самолетов этого класса во всех воюющих армиях, позволил нашим летчикам «дотянуться» до Берлина. 10 августа 1941 десять самолетов, собранных на заводе, сбросили бомбы на предместья Берлина. Противовоздушная оборона города была захвачена врасплох. Полет продолжался 13 часов. Для такой сложнейшей операции по всей стране тщательно отбирали пилотов, штурманов, бортинженеров, стрелков. Среди них был Герой Советского Союза Анатолий Алексеев. Список утверждался на самом высоком уровне. Не все летчики вернулись живыми. Но это был, поистине, грандиозный и дерзкий полет. Всего в 1941 г. было совершено 10 налетов на Берлин, сброшено 311 тяжелых бомб. Среди тех, кто в течение 35 дней бомбил Берлин и тыл немцев, были и наши земляки: Гали Бурхан, Габдулхак Галиуллин, Николай Модестов, Сергей Соколов, Михаил Родных и др. Хвастовство Геринга, что «ни одна вражеская бомба не упадет на Берлин», было развеяно буквально в прах. Из десяти самолетов на заводской аэродром в Казань вернулись только три. После выполнения боевого задания вернулся в Казань и Николай Аржанов, который был назначен заместителем начальника летно-испытательной станции авиазавода № 22. Только он один испытал 1260 самолетов. В 1944-46 гг. он испытывал бомбардировщики. 1 мая 1957 г. за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Аржанов на Арском кладбище Казани. Там же, на Арском кладбище, покоится прах Владимира Петлякова – создателя Пе-8, а также многих других прославленных летчиков. Этот участок кладбища называют «Уголком летчиков».
На территории завода располагалось конструкторское бюро, где на положении «спецконтингента» трудились гении отечественной конструкторской мысли – С. П. Королев, А. А. Туполев, В. П. Глушко. В 1943 – 1944 гг. Королев, тогда главный конструктор группы реактивных установок, вместе с Глушко создал ускоритель для самолета Пе-2. Эвакуированный из Ленинграда в Казань авиационный завод уже через две недели после прибытия начал выпускать самолеты По-2, которые на фронте применялись как ночные бомбардировщики, самолеты связи и санитарные машины. Всего за годы войны было выпущено 11 553 подобных самолета.
Казань дала фронту тысячи пикирующих бомбардировщиков Пе-2, более десяти тысяч ночных бомбардировщиков По-2, боеприпасы, мины, парашюты, сигнальные ракеты, оптические приборы, кинофотопленку – всего более 600 наименований. И все это для нужд фронта. В 1943 году авиационный завод им. С.П. Горбунова семь месяцев подряд удерживал знамя ЦК ВКП(б) и ГКО. В сквере напротив проходной предприятия возвышается Мемориал (обелиск) в честь работников завода, погибших в годы Великой Отечественной войны.
«Завод № 16» ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО). Продолжая нашу экскурсию по Авиастроительному району города Казани, оказываемся на улице Дементьева. Здесь расположено крупнейшее в России предприятий авиационной и машиностроительной промышленности – ОАО «Казанское моторостроительное объединение». Год основания – 1931. Осенью 1941 г. в Казань были эвакуированы Воронежский моторный завод № 16, Московский агрегатно-моторный завод № 219. Объединенное предприятие получает название «Завод № 16». Директором становится Макар Михайлович Лукин. В годы войны «Завод № 16» выпускал моторы ВК-105 различных модификаций. С 1941 по 1945 гг. было собрано 18 126 моторов. Впервые в авиационной промышленности СССР была создана рентген-установка для визуального просвечивания блоков М-105. Был смонтирован «принудительный» конвейер для сборки двигателей.
Через каждые пятьдесят минут с него сходил готовый двигатель. А в механических цехах заработали механизированные поточные линии, в термическом цехе введены в эксплуатацию печи для цементации коленчатых валов и для закалки гильз блоков. Именно моторостроительный завод поставлял моторы для знаменитого бомбардировщика Пе-2. В 1945 г. за образцовое выполнение правительственных заданий завод был награжден орденом Ленина. Всего за годы войны коллектив «Завода № 16» 19 раз завоёвывал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны СССР. Впоследствии это знамя было передано заводу на вечное хранение. Сегодняшнее название - «Казанское моторостроительное производственное объединение» - было дано заводу в 1976 г.
ОАО Казанский вертолётный завод. История завода начинается с 4 сентября 1940 г., когда приказом Наркомата авиапрома был создан Ленинградский авиационный завод № 387. 22 августа 1941 года оборудование Ленинградского авиационного завода прибыло в Казань. В кратчайшие сроки оно было размещено, и уже 31 августа закончили монтаж станков и оборудования. Вскоре из цехов вышли первые самолеты У-2. Выпускаемый заводом ПО-2 (У-2) стал незаменим на фронте. Его использовали в качестве разведчика, связного, на нем вывозили раненых с передовой. Но машина не была приспособлена к ведению боевых действий. В октябре 1941 г. на заводе приступили к переоборудованию учебного самолета ПО-2 в легкомоторный бомбардировщик. Изменились лётные и технические характеристики, что позволило поднимать в воздух 300 и более килограммов бомб, установить пулемет с боевым запасом в 315 патронов.
Главным конструктором завода Г.И. Бекшаевым была сконструирована специальная кассета (позднее стала называться «кассета Бекшаева»), которая крепилась к плоскостям и позволяла загружать больше боеприпасов, снаряжения, продуктов. Стало удобнее перевозить тяжелораненых. Выпускаемый в Казани знаменитый «Небесный тихоход» стал легендарной машиной. Его появление на передовой поначалу вызывало у немцев скептические реплики. Они называли его не иначе, как «Рус-фанер». И только когда По-2 появился на переднем крае, не давая гитлеровцам опомниться, немецкое командование распространило приказ о выплате 5 тысяч марок тому, кто сбивал эти самолеты. На заводе № 387 за годы войны их было изготовлено около 11 тысяч, за что коллектив предприятия в 1945 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. К 1945 г. производство боевых самолетов возросло в 3,5 раза: со 100 штук до 350 в месяц. Здесь был собран каждый десятый боевой самолет, выпущенный авиационной промышленностью СССР за годы Великой Отечественной войны.
Посадка в автобус на улице Дементьева. Остановка у здания завода «Элекон» на улице Короленко.
Из Авиастроительного района от здания КМПО с улицы Дементьева наш автобус поворачивает на улицу Воровского и совсем скоро, повернув направо, выезжает на улицу Короленко, где мы останавливаемся у главного здания завода «Элекон». Он был создан 25 марта 1939 г. на базе калориферного производства и имел название Казанский завод теплообменных приборов. Производил отопительные приборы для цехов построенного рядом комплекса авиазаводов и для жилья рабочих. Производственная площадь завода составляла 1556 кв.м., на нем трудилось 170 человек. Директором был назначен Владимир Петрович Голованов. В годы войны многие рабочие завода, как и других предприятий Казани, были призваны на фронт. Оставшиеся в тылу занимались выпуском военной продукции: радиаторов для танков и автомашин, тары для патронов, колец для ручных гранат, беспламенных горелок для обогрева моторов самолетов и танков. В эти годы заводом руководил Х.Г. Датиев. Также на предприятии была организована лаборатория по изготовлению светосостава постоянного действия для навигационных приборов самолетов, танков и кораблей. Разработкой и изготовлением светомассы руководили академики В.Г. Хлопин и С.И. Вавилов. После войны завод занимался выпуском продукции, необходимой для восстановления народного хозяйства: строительные леса, тачки, запчасти сельхозтехники, металлические бочки, калориферы и др.
ОАО «Обувная фабрика «Спартак» - одно из ведущих предприятий легкой промышленности по выпуску обуви не только в Казани, но и в России. Расположена фабрика в Вахитовском районе Казани на улице Спартаковской. Годом основания фабрики считается 1916 г. Фабриканты Шабанов, Зобнин, Жулин учредили фирму по производству обуви «Поляр». Для фирмы было выкуплено двухэтажное складское помещение в Суконной слободе, ныне улица Спартаковская. Рядом был открыт кожевенный завод для обработки кож. Фабрика была оснащена паровым двигателем и машинами для пошива обуви. В 1919 на фабрике трудилось 980 человек. В 1922 году фабрика получила свое нынешнее название «Спартак», а в октябре того же года она была реорганизована в Казанский кожевенно-обувной комбинат «Спартак». В годы Великой Отечественной войны комбинату «Спартак» было передано оборудование эвакуированного в Казань гомельского завода «Труд». Монтаж закончился к 1 декабря 1941 г. За счет использования этого оборудования производственна мощность комбината по выпуску армейской обуви выросла в два раза – до 8 тысяч пар обуви в сутки, а позже – до 10 тысяч пар. И уже за первые годы войны фабрика дала миллион пар добротной армейской обуви. «Спартак» поставлял на фронт солдатские сапоги и меховые унты. Многие рабочие отдавали свои трудовые сбережения на сбор танков и самолетов.
Вообще, легкая промышленность республики сравнительно быстро перестроилась для работы в военных условиях. Ассортимент изделий этих предприятий был значителен: шинели, сапоги, унты, лыжи, меховые куртки, кетгут, шорная продукция и многое другое. Продукция для гражданских нужд практически не производилась. Все мощности переключились на изготовление продукции для армии. Прежде всего, менялись технологии и производственный облик предприятий. По-новому необходимо было наладить поставки сырья, полуфабрикатов, фурнитуры, химикатов, запасных частей. Война оборвала многие хозяйственные связи. Это было связано с оккупацией районов, где раньше размещались предприятия-поставщики сырья и комплектующих. Многие предприятия были разрушены, затруднения вызывала транспортировка. Одной из проблем начала войны стало размещение эвакуированных предприятий на базе местных заводов. За годы войны предприятия легкой промышленности произвели около 1 млн. шинелей, 1.5 млн. плащ-палаток. За каждый рабочий день труженики Татарстана одевали полк и обували дивизию. Изготовленной за годы войны в Татарстане одежды и обуви было достаточно, чтобы экипировать трехмиллионную армию.
Казанский оптико-механический завод (КОМЗ) – многопрофильное предприятие, специализирующееся на разработке и производстве оптических приборов, находится в поселке Дербышки, на улице Липатова. Завод начал работу 8 февраля 1940 г. Первой продукцией стали комплектующие для изделий ленинградского ГОМЗ, ныне ОАО «ЛОМО». В годы войны КОМЗ, тогда завод №237 Наркомата вооружений, поставлял для нужд фронта морские дальномеры, бинокли, фотообъективы, танковые и минометные прицелы, прицелы для пикирующих бомбардировщиков, в том числе панорамы Герца — визирный и угломерный оптический прибор наземной артиллерии и реактивных установок залпового огня.
В заключение нашей экскурсии мы отправляемся к Вечному огню, который находится в Мемориальном Парке Победы. Мы проезжаем по улице Короленко и, повернув налево, выезжаем на улицу, носящую имя дважды героя Советского Союза маршала Чуйкова. Повернув направо, оказываемся на улице Бондаренко, названой в честь командира авиаэскадрильи 198 авиационного полка дважды награжденного Золотой Звездой Героя, и останавливаемся около Парка Победы. Он расположен на пересечении улицы Бондаренко и проспекта Ямашева и занимает площадь в 50 гектаров.
Остановка возле Парка Победы.
(Посещение Парка Победы и Вечного огня). Парк был заложен ещё в 1975 году на месте болотистой местности. Настоящие работы начались спустя двадцать лет. Было высажено 1418 деревьев и кустарников по количеству дней и ночей Великой Отечественной войны. Несколько лет велось строительство мемориала, создавался музей боевой техники, который находится под открытым небом. Строительство мемориального комплекса было завершено к 50-летию Великой Победы. Окончательный вид парк принял в 2005 году в год празднования 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Это место одно из самых посещаемых казанцами и гостями столицы, излюбленное место отдыха.
Мы с вами стоим перед стелой Победы, высотой 42 метра. У подножия воин с мечом и женщина-мать с ребенком на руках. Венчает стелу лавровый венок. Давайте пройдем к Вечному огню, который расположен в центре комплекса. Вокруг огня пантеон с мраморными табличками, где увековечены имена 200 уроженцев республики, удостоенных звания Героя Советского Союза, 29 кавалеров орденов Славы. Рядом макеты мемориальных знаков 7 стрелковых дивизий, сформированных в Татарстане. Возле Вечного огня несут вахту памяти молодые казанцы. Пройдем глубже в парк, и вы видите экспонаты – технику времен Великой Отечественной. Есть здесь и самолеты, сделанные на казанских заводах: это самолеты ПО – 2, на которых летали небезызвестные «ночные ведьмы», и легендарный пикирующий бомбардировщик Пе – 2. Дети, приходящие в парк, могут совершенно безопасно взобраться в кабину любого транспортного средства и ощутить себя настоящим летчиком. Главное назначение такого музея под открытым небом – это, конечно, то, что юные граждане нашей страны, прикасаясь к образцам военной техники (кстати, не только военного времени, но и более позднего периода), прикасаясь, так сказать, к «ранам», оставленным снарядами на броне танков и машин, могут представить себе, насколько тяжело и трудно была добыта победа над фашистской Германией. Музей в Парке Победы не так давно пополнился ещё одним экспонатом. Это рубка атомной подводной лодки «Казань». Каждый год 9 Мая в Парке Победы проводится военный парад, возлагаются цветы к Вечному огню, а вечером небо города озаряется праздничным салютом. В обычные дни – это парк отдыха горожан; много велосипедных дорожек, а липовая аллея ведет к прекрасному озеру.
Посадка в автобус в конце улицы Бондаренко. Конец экскурсии.
За образцовое выполнение государственных заданий для фронта передовые коллективы крупных предприятий были награждены орденами Ленина. В их числе авиационный завод им. Горбунова, моторостроительный завод, мехкомбинат, Льнокомбинат, обувной комбинат "Спартак". Фабрика кинопленки, жировой комбинат им. Вахитова удостоены ордена Трудового Красного Знамени. Свыше 4200 гвардейцев тыла - ударников промышленности республики - были награждены орденами и медалями Советского Союза. Трудовые коллективы Казани 144 раза завоевывали переходящие Красные Знамена Государственного Комитета Обороны.
Вместе с другими республиками и областями Поволжья, Урала и Сибири Татарская АССР была могучим арсеналом страны, одной из основных ее военно-промышленных баз по обеспечению фронта боеприпасами, вооружением и снаряжением. Это определило ее весомый вклад в обеспечение экономического фундамента Победы в Великой Отечественной войне.
Список литературы
Хризантема и Луковица
Снег своими руками
Что такое музыка?
Повезло! Стихи о счастливой семье
Сказка про Серого Зайку