Социальные сети, как среда, в которую погружены современные подростки, формирует учащегося, являясь важнейшим фактором становления личности. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим разнообразием социальных сетей, которое привлекает современных подростков. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях. Как сами учащиеся оценивают влияние социальных сетей на свою жизнь, что нужно учесть администрации и учителям в работе с детьми – важнейшие вопросы планирования школьной воспитательной системы. Авторы стали дипломантами 4 городской конференции с международным участием "Личностно-ориентированный подход как способ формирования творческих способностей обучающихся" (СПБ) 8 апреля 2017 г.
Вложение | Размер |
---|---|
Социологическое исследование, проведенное учащимися 9 класса с использованием авторской анкеты. | 133.21 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа № 38 Приморского района Санкт-Петербурга
Проект « Подростки в социальных сетях. Социологический опрос»
Авторы: Тарало Артём
Тараров Иван, 9в класс
Руководитель проекта:
Запрягаева Наталья Юрьевна,
учитель обществознания ГБОУ № 38
2017
Содержание
Технологическая карта проекта______________________________3
Актуальность темы проекта_________________________________4
Инструмент исследования: анкета «Подростки в социальных сетях _5
Результаты анкетирования__________________________________7
Выводы_________________________________________________20
Список источников информации по теме проекта _____________21
Технологическая карта проекта
Образовательная область: Обществознание. Социология. Культурология
Цель проекта: формирование метапредметных образовательных результатов в ходе проведения самостоятельного социологического исследования.
Задачи проекта:
1. практическое применение навыков социологического анкетирования
2. изучение мнений школьников о социальных сетях путем анкетирования
3. анализ, обобщение и представление информации для широкой аудитории
Проблемные вопросы:
Как учащиеся относятся к социальным сетям?
Насколько активны учащиеся в социальных сетях?
Какие эмоции и чувства проживают школьники в социальных сетях?
Проблема и её актуальность
Социальные сети, как среда, в которую погружены современные подростки, формирует учащегося, являясь важнейшим фактором становления личности. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим разнообразием социальных сетей, которое привлекает современных подростков. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях. Как сами учащиеся оценивают влияние социальных сетей на свою жизнь, что нужно учесть администрации и учителям в работе с детьми – важнейшие вопросы планирования школьной воспитательной системы.
Новизна исследования:
Во-первых, авторская анкета. В процессе составления вопросы анкеты обсуждались со сверстниками. Было получено много советов и существенных дополнений.
Во-вторых, социологические службы проводят опросы совершеннолетних респондентов. Мы же выяснили отношение к соцсетям подростков.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Коллективный.
Ожидаемые результаты:
Проектная деятельность с применением навыков социологического исследования способствует формированию различных ключевых компетенций: личностных (коммуникативная культура), предметных (умение анализировать явления общественной жизни), метапредметных.
В ходе реализации проекта формируются ключевые метапредметные компетентности:
Познавательные – самостоятельно проводить и организовывать исследование с целью проверки гипотезы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, объяснять связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Область применения: обсуждение со сверстниками полученных результатов; планирование воспитательной работы школы администрацией
Ресурсы: социологические анкеты ВЦИОМ, Левада-центр, фонда Общественное мнение.
Этапы проекта:
Мотивационно – побудительный.
На уроках по предмету «Обществознание» ученики получают навыки составления анкет для социологических опросов и проведения анкетирования. Выбирается тема исследования в соответствии с интересами учащихся.
Организационно – поисковый.
Составляется анкета по конкретной проблеме исследования. Проводится опрос респондентов.
Рефлексивный
Проводится анализ полученных анкет. Обобщаются данные. Делаются выводы и практические рекомендации.
Результаты: создание социологической анкеты, отвечающей задачам исследования; проведение опроса среди сверстников; обработка результатов анкет; анализ полученных данных; создание презентации полученных сведений.
Полученные данные передаются воспитательной службе школы для оценки эффективности работы с учащимися и планирования воспитательной работы.
Актуальность темы
Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
Количество пользователей различных социальных сетей заметно превысило миллиард человек. Множество пользователей уже вообще не покидают своего аккаунта. Для каждого пользователя интернет становится максимально персонализированным, потому что социальная сеть знает и помнит все о его предпочтениях, формируя вокруг него максимально аутентичную его потребностям среду.
Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками. Социальные сети дают возможность приобрести друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.
Как считают некоторые исследователи, негативной стороной общения подростков в социальных сетях становится ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Ведь в интернете подросток может придумать себя идеального, а в жизни он такой, как есть.
Социальные сети – многоплановый продукт культуры. Несомненно, культурология, философия и психология должны исследовать влияние и место социальных сетей в современной культуре.
Можно отметить влияние социальных сетей на мышление пользователей, особенно молодежи. Речь идет о формировании так называемого клипового мышления. Определение клипового мышления за все время своего существования часто воспринимается как негативное явление. В некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением.
Многие исследователи отмечают отрицательные стороны клипового мышления. Человек не может сконцентрироваться на информации, у него значительно снижается способность к анализу. Затрудняется анализ ситуации, поскольку информация не задерживается в сознании и быстро сменяется новой. Падает уровень успеваемости и снижается усвоение знаний. Обучающиеся быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут прочитать произведения классической литературы. Скудеет словарный запас. Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию. Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек чаще делает ненужные покупки. Ослабляется чувство сопереживания. Агрессия и насилие, которые ежедневно получают люди с экранов компьютеров, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. Но вклад в развитие клипового мышления принадлежит не только социальным сетям, но и телевидению.
Но нельзя видеть только негативные последствия клипового мышления. Есть и положительные стороны. Клиповое мышление защищает мозг от информационной перегрузки. Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий. К тому же клиповое мышление развивает многозадачность. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, редактировать фото и делать при этом уроки или работать. Возможно, напрасно учителя стараются заставить учеников вытащить наушники и выйти из социальных сетей во время урока?
Не без основания 24% родителей юных интернет-пользователей уверены, что в Сети нет сервисов, безопасных для детей. Остальные родители считают безопасными порталы (34%) и сайты с музыкой (32% опрошенных). Только 12% опрошенных считают безопасными социальные сети, 11% считают безопасными поисковики и почтовые сервисы, 10% ответили так про сайты с видео и фильмами, а 9% — про новостные порталы /http://fom.ru/SMI-i-internet/12181 Интернет: родительский контроль/
Подростки в социальных сетях – это одна из острых тем нашего времени. Социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. В настоящее время обострилась ситуация влияния социальных сетей на подрастающее поколение. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим разнообразием социальных сетей, которое привлекает современных подростков. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях. Как учащиеся относятся к социальным сетям? Насколько активны учащиеся в социальных сетях? Какие эмоции и чувства проживают школьники в социальных сетях? На эти вопросы авторы попытались ответить в своём исследовании.
Первым этапом работы стало составление анкеты. Прочитав книгу Зборовского Г.Е., Шуклиной Е.А. «Прикладная социология», авторы выяснили правила составления анкет. По правилам составления анкет, содержание вопросов, их взаимосвязь должны отвечать следующим требованиям: во-первых, вопросы должны обеспечивать эмпирическую проверку для решения познавательных задач исследования. Во-вторых, при составлении вопросов необходимо учитывать социально-психологические особенности подростков, выступающих источником информации, специфику языка, традиций общения, что позволит рассчитывать на достоверность ответов респондентов. Вопросы должны быть понятными, чётко сформулированными.
Анкета это организованная определенным образом исследовательская ситуация, устанавливающая тот или иной факт и оценивающая его. Анкета – система вопросов, выявляющая характеристики предмета анализа. Вопросы должны быть доступными по смыслу и технике заполнения ответов.
Опрос предполагает сбор социологической информации об объекте в ходе анкетирования. Это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации. Назначение метода состоит в получении информации о состоянии общественного мнения, и также о фактах, отраженных в сознании респондента.
В случае нашего исследования – это информация об использовании социальных сетей подростками и их оценке значимости социальных сетей в жизни школьников. Объектом исследования стала группа школьников ГБОУ школы 38 Приморского района Санкт-Петербурга из 8- 10 классов.
В процессе обсуждения с руководителем проекта авторами была разработана анкета, содержащая вопросы, в основном, открытого, закрытого и полузакрытого типа, а также личные и безличные. Анкета состоит из 16 вопросов, направленных на выяснение, в каких социальных сетях зарегистрированы респонденты, какова цель использования социальных сетей, длительность пребывания в сетях, а также оценки респондентами значения социальных сетей в их жизни, в частности, оценки своей зависимости от социальных сетей. Именно эти проблемы авторы посчитали значимыми для себя лично и для воспитательной службы школы. В процессе составления анкеты мы обсуждали вопросы анкеты со своими сверстниками и получили много советов и существенных дополнений. Часть вопросов направлена на проверку достоверности ответов на ключевые вопросы. В результате авторами была составлена следующая анкета.
Инструмент исследования
Анкета «Подростки в социальных сетях»
Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании. Просим ответить на вопросы анкеты. Подписывать её не надо. Все ответы будут анализироваться социологами только в обобщенной форме. Мы гарантируем отсутствие любой возможности использовать Вашу искренность не в Ваших интересах. Выбор ответа отмечайте любым значком. В графе «Другое» можно дополнить ответ.
1. Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей? да нет
2. Вы зарегистрированы в соцсетях под своим именем? Да нет
3. В каких социальных сетях Вы зарегистрированы: Facebook, BK, Одноклассники, Twitter, Ask, Instagram, Вконтакте, другое__________________________________
4. Сколько часов в день Вы проводите в социальных сетях? __от ______до_________
5. Какова для Вас цель использования социальных сетей?
Общение просмотр фильмов игры музыка
получение информации другое_____________________________________________
6. Как Вы считаете, использование социальных сетей помогает в учёбе?
Да нет не знаю другое_________________________________________
7. Как Вы относитесь к ненормативной лексике при общении в соцсетях?
Положительно негативно компромиссно
8. Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей:
да нет не знаю другое______________________________________________
9.Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях? Оцените в баллах: 0 – никогда, 1 – редко, 2- часто, 3 – постоянно
Радость_____ агрессия_____ нервозность______ усталость ______ прилив сил______ чувство собственной власти _______ зависть_______ ощущение вседозволенности________ ненависть к успешным людям__________ другое__________________________________________________
10. Совпадает ли Ваш круг общения в соцсетях и в реальной жизни?
Да нет частично
11. Не имея возможности выйти в соцсеть, Вы испытываете: скуку, раздражение, желание найти способ выхода, спокойно занимаетесь другим делом, другое____________________________________________
12. Заходите ли Вы в соцсети во время уроков? Да нет постоянно иногда
13.Какие плюсы соцсетей Вы можете отметить:__________________________________
14. Какие минусы соцсетей Вы можете отметить: _____________________________________________________________________________________
15. Какого мнения вы придерживаетесь:
«За соцсетями будущее»: Да нет не знаю
«Соцсети изживут себя»: Да нет не знаю
«Соцсети используются для слежки за населением»: Да нет не знаю
16. Сколько раз в день Вы выходите в социальные сети?___________________
Ваш возраст:_____________
Ваш пол: Жен. Муж.
Спасибо за сотрудничество.
Результаты анкетирования
Анкетирование было проведено в декабре 2016 года. Авторы провели анкетирование в 8, 9, 10 классах. Классы были выбраны случайным образом. Проводили анкетирование во время классных часов в тех классах, где учителя разрешили провести опрос. В результате получено 50 анкет, пригодных для обработки данных. В анкетировании участвовали 18 человек из 8 класса в возрасте 13-14 лет, 16 человек из 9 класса в возрасте 15 лет, 16 человек из 10 класса 16-17 лет. Из них девочек: 27. Мальчиков: 23.
На втором этапе работы над проектом полученные анкеты были обработаны.
Проанализировав ответы респондентов, авторы получили следующие обобщенные данные. 1.На первый вопрос: «Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей?», все респонденты ответили положительно. 2. На вопрос: «Вы зарегистрированы в соцсетях под своим именем?» 100% подростков ответили положительно. При этом 22% из них имеют также регистрацию в соцсетях и под другими именами. Почему, на наш взгляд, это важно? Регистрация под чужим именем позволяет подростку глубже уйти в виртуальный мир и проявлять там себя в различный ролях, часто чувствуя свою безнаказанность, воспринимаемую как свободу. Итак, 22% респондентов, видимо, хотят уйти из своей реальности.
Рис.1. Вы зарегистрированы в соцсетях под своим именем?
3. Третий вопрос, полузакрытого типа, «В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?» выявлял социальные сети, предпочтительные для подростков. Ответы распределились следующим образом.
100% опрошенных оказались пользователями ВКонтакте; 84% зарегистрированы в соцсети Ask, 52% пользуются Instagram, 36% состоят в Facebook, 36% - в Twitter. 9 человек (18%) зарегистрированы также в других сетях: Periscope, Viber , WhatsApp, предназначенных для устройств, работающих на различных платформах. Их можно установить и на смартфоны, выход с которых в сети предпочтительнее для подростков. Таким образом, выяснилось, что один респондент зарегистрирован только Вконтакте, остальные являются пользователями 4 и более социальных сетей (рекорд – 8 соцсетей). На диаграмме первая цифра обозначает число респондентов, вторая – число респондентов в процентах от общего количества.
Рис.2. В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?
4. Вопрос: «Сколько часов в день Вы проводите в социальных сетях?»
Из ответов учащихся 8 класса: от 7 часов и более – 8 человек из 16. – (50%). 9 класс: более 6 часов – 6 человек из 16. – (37%.) 10 класс: от 2 до 7 часов – 11 человек из 18. - (61%). Более 7 часов в сутки отдают социальным сетям 7 человек. – 39% . Итого: 42% от общего количества опрошенных проводят в соцсетях от 6 и более часов в сутки. Среди ответов можно отметить: «Не выхожу из соцсетей вообще», «24 часа», «Круглые сутки в сетях», «Не выключаю вообще». В выходные дни время, проведенное в сетях, резко увеличивается.
5. Возникает вопрос, «Какова для Вас цель использования социальных сетей?», как проводят время в социальных сетях подростки? Из проанализированных нами анкет следует, что все пользователи общаются и слушают музыку в социальных сетях. 54% смотрят кино, 26% ищут информацию, 14% играют. Другое: 6% - 2 респондента просматривают пропущенные сериалы, 1 – читает книги.
Рис. 3. Какова для Вас цель использования социальных сетей?
Если сравнить это с данными социологических опросов Фонда Общественное мнение, http://fom.ru/SMI-i-internet/12494/, то можно увидеть, что широкие возможности общения отмечают 31% пользователей интернета, а выходят в интернет для общения две трети опрошенных. Для подростков именно общение является главной ценностью в социальных сетях, поэтому показатель по этой позиции составляет 100%. Информация, полезная и общедоступная, интересует 60% взрослых респондентов, тогда как только 26% подростков выходят в сети в поисках информации.
6. На вопрос о влиянии использования соцсетей на учебу: « Как Вы считаете, использование социальных сетей помогает в учёбе?», ответы распределились следующим образом.
Рис. 4. Использование социальных сетей помогает в учёбе?
Среди ответивших «Другое»: «В жизни очень даже помогает», «Не всегда», «Смотря, что там ищешь». У авторов вызывает сомнение, что довольно долгое пребывание в соцсетях, о котором заявляют респонденты, может способствовать учебе. Безусловно, в соцсетях можно узнать домашнее задание и способы его выполнения, но на получение этой информации достаточно 1-2 часов. К сожалению, в исследовании авторы не предусмотрели корреляцию длительности пребывания в сетях и результаты респондентов в учёбе, но мы в целом знаем учебные результаты классов, в которых проводили опрос.
7. «Как Вы относитесь к ненормативной лексике при общении в соцсетях?» Этот вопрос должен выявить уровень культуры общения среди подростков, влияние сетей на распространение ненормативной лексики. 62% опрошенных относятся к ненормативной лексике нейтрально. 18 % поддерживают применение ненормативной лексики («А как ещё можно выразить отношение к некоторым событиям»). 20 % респондентов к мату относятся отрицательно.
8. Интересно было выявить самооценку респондентов. Анализ ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей» показал следующие результаты.
Рис.5 Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей.
Среди вариантов ответов в рубрике «Другое» можно отметить: «Ведь это лучше, чем сидеть на солях», «Могу обойтись». 22% интернет зависимых и 26% тех, кто не может определенно ответить на данный вопрос – довольно большая часть, что выявляет серьезную проблему, стоящую перед подростками и обществом. Считается, что зависимость от социальных сетей препятствуют социализации. По данным ФОМ, считают себя проводящими слишком много времени в интернете 36% суточной интернет-аудитории, что выше, чем данные по подросткам, выявленные в нашем исследовании. В проекте-исследовании 2014 года под руководством Украинцевой И.А. приводятся данные о 25 % интернет-зависимых именно среди подростков. / 3/
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.
Основные симптомы интернет-зависимости:
9. Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях? Этот вопрос был самым трудным при обработке результатов. Но он позволил отследить те эмоции и их накал, которые проживают наши сверстники, общаясь в соцсетях. Представим результаты графически (см.рис.6).
При этом: радость часто или постоянно переживают 70% отметивших этот вариант ответа. Агрессию (злость) часто или постоянно испытывают 32% выбравших этот вариант. Нервозность – 20% от числа респондентов. Усталость – 36%. Прилив сил часто или постоянно испытывают 32% опрошенных. Власть ощущают часто или постоянно – 24% от числа выбравших этот вариант ответа. Зависть чувствуют часто или постоянно- 12% . Вседозволенность захватывает часто или постоянно 14% респондентов. Ненависть к успешным людям посещает часто или постоянно 10% от числа опрошенных, выбравших этот вариант ответа.
Рис. 6. Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях?
10. На вопрос о том, совпадает ли круг общения респондентов в соцсетях и в реальной жизни, были получены следующие ответы, представленные графически, где первая цифра – количество ответивших, вторая цифра – количество в процентах. Совпадение круга общения в соцсетях и реальной жизни у 60% респондентов является показателем нормального хода процесса социализации подростков, их не оторванности от реальной жизни.
Рис.7. Совпадает ли круг общения респондентов в соцсетях и в реальной жизни
11. Не имея возможности выйти в соцсети, Вы испытываете: скуку, раздражение, желание найти способ выхода, спокойно занимаетесь другим делом, другое?
Полузакрытый вопрос, уточняющий данные, полученные при анализе вопроса о зависимости от социальных сетей, показал следующие результаты.
Рис. 8. Не имея возможности выйти в соцсети, Вы испытываете
Некоторые участники испытывали комплекс чувств . 14% респондентов испытывали другие эмоции: крайне негативные: «психую», «хочется кого-нибудь убить» (2 человека), «выпрыгнуть из окна», «повеситься» - всего 10 %. 2 респондента читают, готовятся к экзаменам. В целом, ответы на этот вопрос подтверждают искренность ответов на вопрос о зависимости учащихся от социальных сетей.
12. Вопрос, обработка результатов которого вызвала особый интерес завучей нашей школы: « Заходите ли Вы в соцсети во время уроков?»
Рис.9. Заходите ли Вы в соцсети во время уроков?
Нужно отметить, что ответ «всегда захожу в соцсети во время уроков» принадлежит учащимся 8 класса. Ученики 9 и 10 класса этот вариант ответа не выбрали ни разу.
13. Какие плюсы соцсетей Вы можете отметить. Вопрос открытого типа. Большинство опрошенных отметило такие преимущества, как общение с людьми на расстоянии, легкость получения информации, возможность просмотра фильмов и прослушивания музыки, новые знакомства, наличие нормальных друзей, возможность убить время, помощь в подготовке к экзаменам и урокам, расширение кругозора, знакомство с новостями, игры.
14. Открытый вопрос. «Какие минусы соцсетей Вы можете отметить»: большинство (54%) минусов не находит. 6 респондентов отметили ненормативную лексику; посаженное зрение (5); распространение агрессии (2); деградацию общества(3); пустую трату времени(2); толстеют (2), возникновение зависимости (3), «часто на нервах», негативные эмоции от ряда комментариев.
15. Вопрос выявил спектр мнений респондентов о значении соцсетей для общества.
Мнения о том, что за соцсетями будущее, придерживаются 44% опрошенных. К противоположному мнению склоняются 24% респондентов. У остальных нет определенного мнения по этому поводу. Считают, что соцсети изживут себя 18% респондентов. Противоположного мнения придерживаются 38 % опрошенных.
На вопрос о том, что соцсети используются для слежки за населением, положительно ответили 46% опрошенных. Не верят в это 32% респондентов, в основном, учеников 8 класса.
16.На вопрос о том, сколько раз в день респонденты выходят в социальные сети, 100% ответили, что не меньше 4-5 раз. При этом примерно треть отмечает, что выходят в сеть при каждом удобном случае, постоянно, 24 часа в сутки.
Выводы
В результате исследования авторы пришли к следующим выводам
Позитивным:
1. Главной причиной использования социальных сетей среди подростков является общение с друзьями и проведение культурного досуга
2. Общение в социальных сетях у большинства респондентов не заменяет реального общения.
3.Более половины респондентов считают, что социальные сети помогают им учиться 4. Все респонденты испытывают при общении в сети радость, причем 70% из них - часто или постоянно. 5. Половина респондентов в состоянии объективно оценить положительные и негативные влияния социальных сетей, т.е. обладают критическим мышлением
Проблемно-постановочным: 1. Почти 100% подростков являются пользователями 4 и более (до 8) социальных сетей. 2. 42% от общего количества опрошенных проводят в соцсетях от 6 и более часов в сутки. 3. 62% опрошенных относятся к ненормативной лексике в соцсетях нейтрально. 18 % поддерживают применение ненормативной лексики. 4. 22% интернет зависимых и 26% тех, кто не может определенно ответить на данный вопрос, являются серьезной проблемой, стоящей перед подростками и обществом, в том числе, перед школой. 5. При общении в сети подростки переживают гамму негативных эмоций и чувств, что может негативно сказаться на психике. 6. 56% учащихся заходят в социальные сети во время уроков. 7. Поскольку самим подросткам с проблемами, порождаемыми социальными сетями, не справиться, администрация школы на основании полученных статистических данных может скорректировать программу воспитательных мероприятий, и вместо уроков «Безопасный интернет», на которых учащиеся выходят в социальные сети, разработает мероприятия подвижные, креативные и веселые.
Социальные сети с их безграничными возможностями прочно вошли в жизнь современного человека, став внешним носителем памяти, социальных контактов, социальной оценки, дарителем эмоций, которых зачастую не хватает в реальной жизни. Для многих самореализация в соцсетях стала сценой, на которой играются роли и придумываются социальные статусы. Для многих существование в соцсетях становится смыслом жизни.
Культурология должна осмыслять это влияние социальных сетей на жизнь людей, особенно в процессе первичной социализации.
Список источников информации по теме проекта
4. Интернет-зависимость. Если бы интернета не было… http://fom.ru/SMI-i-internet/10872
5. Интернет-зависимость.Что изменилось бы в нашей жизни, не будь интернета? http://fom.ru/SMI-i-internet/11104 6. Интернет-зависимость. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
7. Онлайн-практики россиян: социальные сети.Российские интернет-пользователи рассказывают, как и для чего они пользуются соцсетями http://fom.ru/SMI-i-internet/12495
8. О пользе и вреде интернета и особенностях его использования.Для чего чаще всего используется интернет? И можно ли без него обойтись? http://fom.ru/SMI-i-internet/12494
9. Пользование интернетом: вчера и сегодня.Привычки и практики интернет-пользователей. http://fom.ru/SMI-i-internet/11481
10. Родители и дети в соцсетях. Интересуются ли друг другом дети и родители в соцсетях? http://fom.ru/SMI-i-internet/12531
11. Судич Ю.В. Роль социальных сетей в жизни молодежи// Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/social/8(11).pdf
12.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5. Клиповое мышление
Дерево в снегу
Как нарисовать ветку ели?
Цветок или сорняк?
Упрямый зяблик
Разлука