Исследовательская работа по литературе ученицы 11 класса
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_anikinoy_yu._kazan.docx | 81.21 КБ |
XIV республиканские Кирилло-Мефодиевские
юношеские научные чтения
Секция: Русской литературы
Исследовательская работа
«Я вглядываюсь в ваш портрет…»:
личность Марии Петровых
в оценке поэтов-современников
и в контексте её собственного творчества
Аникина Юлия Сергеевна
МБОУ «Школа №20»,
Московский район, г.Казань
11 класс
Научный руководитель:
Сухая Ольга Андреевна,
кандидат педагогических наук,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №20»
Московского района г. Казани
Казань 2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………… с. 3-6
I «Мастерица виноватых взоров…» Мария Петровых глазами поэтов-современников…………………………………………………………..с. 7-13
II «Какое уж тут вдохновение…» Мария Петровых о назначении поэта и поэзии……………………………………………………………………с. 13-18
Заключение………………………………………………………….........с. 19
Список использованной литературы и источников……………………с. 20-21
Приложения…………………………………………………………….с. 22-23
Введение
Я вглядываюсь в Ваш портрет
Настолько пристально и долго…
В стихотворении «Надпись к портрету» (1956), посвящённом писателю Александру Фадееву, Мария Петровых пишет о «таинственной жизни души», которая угадывается в «разноречивом взгляде» лирического героя, о неодолимой силе «очарованья».
Поэзия Марии Петровых обладает таким же таинственным очарованием, и человек, впервые встретившийся с её творчеством, безусловно, испытывает его. В 2008 году на экраны вышел фильм «Адмиралъ» режиссёра Андрея Кравчука о судьбе Александра Васильевича Колчака, руководителя Белого движения. В фильме звучит получивший широкую известность романс «Не взыщи: мои признания грубы…» Мало кто знает, что он написан на стихи поэта Серебряного века Марии Петровых, о которой ещё в 80-е годы прошлого века русский поэт и переводчик Арсений Тарковский писал: «Уже ясно, что русская советская поэзия немыслима без большой поэзии Марии Петровых». Свою статью он назвал «Тайна Марии Петровых» и разгадку этой тайны объяснил сам: «Тайна Марии Петровых в том, что она поистине большой русский поэт», «тайна Марии Петровых – это тайна обогащённого слова» [14]. Прошли годы, но для многих тайна поэтессы так и остаётся нераскрытой: её не читают, просто не знают, как она жила и о чём писала. Ни одного её произведения нет в школьной программе. А ведь друзьями Марии Петровых, высоко оценивающими её творчество, были О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак, А.А. Ахматова… Имя Марии Сергеевны Петровых известно немногим потому, что она сама никогда не стремилась к славе, не пыталась опубликовать свои произведения. «Одним радостно, когда они печатаются, другим — когда они пишут» [6], — говорила она и давала своему творчеству строгую оценку, не преувеличивая, а, скорее, приуменьшая его значимость:
Ни ахматовской кротости,
Ни цветаевской ярости -
Поначалу от робости,
А позднее от старости.
Про нее написано не так много — в основном это воспоминания ее друзей, в кругу которых она и читала свои стихи, современников, небольшие статьи, есть два диссертационных исследования, но монографий нет. Как говорил поэт Д. Самойлов, «образ будет выстроен по ее стихам. Ну что ж, личность поэта — его стихи» [6].
Многие из друзей-поэтов посвящали Марии Петровых стихотворения или отдельные строки произведений. И разговор о её творчестве, на наш взгляд, должен начинаться именно с них, потому что там рисуется портрет поэтессы, воплощаются неповторимые черты её личности, которые не передают сухие биографические данные. Личность поэта, безусловно, раскрывается и в его произведениях, рассказывающих об отношении к собственному творчеству, к поэзии в целом, о судьбе художника, о назначении поэта и поэзии.
Предмет исследования – образ Марии Петровых в произведениях её современников и в её собственном творчестве.
Объект исследования – стихотворения О.Э. Мандельштама, Д. Самойлова, Б.Я. Пастернака, С. Капутикян, С. Липкина, Ю. Нейман, посвящённые Марии Петровых, стихотворения М. Петровых, объединённые темой поэта и поэзии.
Актуальность нашего исследования обусловлена неугасающим интересом к наследию поэтов Серебряного века в исследовательской литературе последних лет, отсутствием фундаментальных исследований поэзии Марии Петровых, незнанием её творчества представителями молодого поколения.
Цель исследования – рассмотреть характерные черты образа Марии Петровых в стихотворениях её современников и их воплощение в произведениях Петровых, посвящённых теме поэта и поэзии.
Задачи исследования:
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что экспериментально подтверждено отсутствие знаний старшеклассников о поэзии Марии Петровых; предложен аспект изучения личности М. Петровых, связанный с рассмотрением стихотворений, посвящённых ей; выделены характерные черты личности Петровых, воплощённые в её собственном творчестве.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его материалов при подготовке и проведении уроков литературы в 11 классе, внеклассных мероприятий по творчеству М. Петровых, создании спецкурсов и элективных курсов.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
Научная новизна исследования связана с выбранным аспектом проблемы, решение которой связано с поиском характерных черт внешнего облика и духовного портрета Марии Петровых, воплощённых в произведениях её современников, каждый из которых воспринимал её по-своему. Такой взгляд помогает глубже понять личность поэта, а значит, и её творчество.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.
I «Мастерица виноватых взоров…» Мария Петровых глазами поэтов-современников
По выражению Евгения Евтушенко, Мария Петровых «осталась бы навсегда в русской поэзии, если бы даже сама не написала ни одного стихотворения, ибо Осип Мандельштам создал ее гениальный поэтический портрет, окрестив «мастерицей виноватых взоров» [5]. Стихотворение, которое Анна Ахматова впоследствии назвала «лучшим стихотворением XX века», было создано 13-14 февраля 1934 г.
Мастерица виноватых взоров,
Маленьких держательница плеч!
Усмирен мужской опасный норов,
Не звучит утопленница-речь.
Поэт рисует очень хрупкий, нежный образ лирической героини, которая, тем не менее, обладает внутренней силой. Так, в первой строфе изображена «Мастерица виноватых взоров, / Маленьких держательница плеч!», но уже в четвёртой строфе лирический герой Мандельштама признаёт: «Маком бровки мечен путь опасный...». Эпитет «виноватых» может быть связан с отмечаемой современниками скрытностью Марии Петровых, ставшей «почти религиозным чувством», связанной с боязнью разрушить «существование маленького, но драгоценного островка культуры и интеллигентности среди разрастающейся шариковщины» [5]. Героиня стихотворения Мандельштама обладает восточной красотой, и он называет её «турчанкой дорогой» (друзья действительно называли Марию Петровых турчанкой). Лирический герой сравнивает себя с янычаром, который влюблён в «полумесяц губ» героини, который он описывает с помощью эпитетов: «крошечный», «летуче-красный», «жалкий». Восточный колорит стихотворению и образу лирической героини придаёт метафора: «Я с тобой в глухой мешок зашьюсь, / Твои речи тёмные глотая, / За тебя кривой воды напьюсь». Мандельштам вспоминает здесь о страшном обряде традиционной турецкой казни, которая проводилась ещё в XIX столетии: осуждённого зашивали в мешок и топили. Стихотворение пронизано мотивом смерти: двух несчастных уже ждут «рыбы красно-золотые», которых вот-вот накормят «полухлебом плоти». Мысль о возможности такой смерти – вдвоём – говорит об особом чувстве лирического героя к героине, он хочет принять гибель вместе с ней, разделить трагедию своей судьбы на двоих и ищет в ней помощи и поддержки: «Ты, Мария, – гибнущим подмога». И, словно пытаясь предупредить героиню, спасти её, зная, что ему самому не выбраться, в заключительной строфе он заклинает: «Я стою у твоего порога. / Уходи, уйди, еще побудь».
В том же 1934 году Мандельштам пишет ещё одно стихотворение о Марии Петровых, снова рисуя черты её внешности, подчёркивая хрупкость: «тонкие плечи», «детские руки», «нежные ноги». Однако этим «узким плечам под бичами краснеть», «на морозе гореть», детским рукам «утюги поднимать да верёвки вязать», нежным ногам героини – «по песку босиком, да кровавым песком». Хрупкая внешне героиня вновь оказывается поразительно сильной, и перед этой силой преклоняется лирический герой Мандельштама, который готов за неё «чёрной свечкой гореть да молиться не сметь».
С Борисом Пастернаком, которого Мария Петровых назвала в военную пору «самым близким человеком», она познакомилась в 1928 году, а с его творчеством – ещё раньше. Пастернак надписал ей свою книгу «На ранних поездах» (1943): «Марии Петровых на полное и скорейшее свершение всего, что наворожено ей судьбой и природой» [5]. Поэт помог ей во время эвакуации в Чистополь, организовал вечер её поэзии. Марию Петровых он упоминает в стихотворении «Когда в своих воспоминаньях…», посвящённом пребыванию в Чистополе:
И в дни авдеевских салонов,
Где лучшие среди живых
Читали Федин и Леонов,
Тренёв, Асеев, Петровых.
Один из исследователей отмечает, что в те времена Пастернаку, конечно, было абсолютно ясно, что столь высокого звания («лучшие среди живых») эти поэты не заслуживают. Возможно, первые четыре фамилии попали в этот ряд потому, что давали возможность назвать среди них пятую, которая была в те дни для поэта, действительно, «лучшей среди живых»[12]. А «авдеевский салон» – это дом чистопольского врача Д.Д. Авдеева, у которого собирались эвакуированные поэты и писатели и который в дальнейшем послужил прототипом Юрия Живаго.
Несколько стихотворений, воплощающих духовный портрет поэтессы Марии Петровых, написал Давид Самойлов, поэт, переводчик, с которым они познакомились уже после войны. Впоследствии М. Петровых вместе с Д. Самойловым руководила семинаром молодых переводчиков [2].
А впервые он увидел её «хрупкой большеглазой женщиной лет сорока», почувствовал её отрешенность «от всего происходящего» – «в Литовском постпредстве нескольким переводчикам вручались грамоты Верховного Совета», отметил «усталость, одухотворенность и тайну» в её внешнем облике.
В статье «Наброски к портрету» поэт приводит строки из писем Марии Петровых, в которых она сетует, что «совсем перестала писать»: «Для человечества от этого потери никакой, но душе моей очень больно. Беда, когда есть какие-то данные, но нет призвания» [10]. Однако сам Давид Самойлов был уверен в обратном.
Так, он упоминает Марию Петровых в стихотворении «Посвящение Арсению Тарковскому» (Арсений Тарковский, поэт и переводчик, был их общим другом). Самойлов находит между двумя поэтами связь, выраженную в стиле творчества: они оба «В … век безумной суеты / Без суеты писать умели». Он предвидит, что и к Марии Петровых, которая пока «спит, как младенец в колыбели», «придёт земная слава», но самым важным считает, что она, как и Тарковский, сумела избежать земных искушений. Не ища известности, признания, оба поэта «втайне вырастили стих».
После смерти Марии Петровых Самойлов вспоминает:
Этот нежный, чистый голос,
Голос ясный, как родник…
Не стремилась, не боролась,
А сияла, как ночник.
В этих строках отмечена одна из главных черт личности Марии Петровых – смирение, кротость. Но сравнение её образа с ночником («сияла, как ночник») подчёркивает другую её черту – неугасимый душевный свет. Эта мысль развивается в следующей строфе, где возникает образ «ключа», то есть родника, внутреннего источника, который не перестаёт бить, так же, как не переставала гореть хрупкая свеча жизни, отражавшаяся в его водах, пока героиня была жива.
В следующей строфе Самойлов использует образ «всё тончающей нити» земной жизни героини, передавая постепенный переход от бытия к небытию – смерти:
А она все пряла, пряла,
Чтоб себе не изменить,
Без конца и без начала
Все тончающую нить.
Строка «Чтоб себе не изменить» является идейным и композиционным центром стихотворения, поскольку воплощает ту черту, которая особенно дорога автору в его лирической героине. Самойлов называет её «отшельницей», которая «лета не видала», отмечая уединённость её одинокого существования, но трагизм заключительной строфы смягчается возникающим в конце образом «по-прежнему живого» света лампады, который она «льет устало над водою ключевой». Свет души героини не гаснет и после её смерти в душах тех, кто о ней помнит.
Пожалуй, самые пронзительные строки посвящает Марии Петровых её близкая подруга, поэтесса Юлия Нейман:
Любимая! О, если бы опять
Шепнуть тебе, что, сколько ни мудри я,
Но эти годы будут мне сиять
Чудеснейшим из всех имён: «Мария...» [15]
Лирическая героиня погружается в мир воспоминаний и оказывается в сказке прошлого: «Я помню сказки золочёный локон. / В предутрии, похожая на дым, / Она входила в прорезь узких окон, / Стучала в стёкла пальцем золотым». Портрет той, которую она называет «любимой», зыбок, почти неуловим; лёгкими штрихами рисуются лишь отдельные черты, сияющие золотом: «золочёный локон», «палец золотой». Это героиня сказки, «весёлая тролльша», кружащая городом и похожая на весну. Она часть прекрасного сказочного мира, завораживающего, увлекающего за собой в вечный круговорот, в котором «смех и злость», «трели брызг» и «ветра крутизна».
Поэт и переводчик Семён Липкин в заключительной строфе стихотворения «Квадрига» рисует уже не сказочный образ. Он противопоставляет «четверых иных», «безвестных», в число которых включает поэтессу, богемному миру – толпе «шутов», «шутих», среди которых встречаются и «разбойные», и «даровитые», и «пресные» [3]:
Нас было четверо иных,
Нас было четверо безвестных.
Он выделяет самые значимые черты личности Марии Петровых, сформировавшиеся в тех испытаниях, которые пришлось пройти её семье: «Муж-юноша погиб в тюрьме. / Дитя свое одна растила». Это, прежде всего, таящаяся за «робостью в её уме» «упрямая сила», постоянное стремление к совершенству, объединение «страсти и строя», то есть гармонии и того, что гармоничным быть не может, трагическое одиночество, которое она несла, как свой крест, и поэтический размах, «воспетый Осипом и Анной», Мандельштамом и Ахматовой.
По свидетельству Анны Ахматовой, с которой Петровых познакомилась за год до начала переводческой работы, в 1933-м, в знаменитом Фонтанном доме. Мария Петровых «знала язык, как Бог» [6]. Со временем она стала очень известным и уважаемым переводчиком и уникальным редактором, но как поэта её по-прежнему почти не знали. Один из её современников вспоминал, как пришла вёрстка последней ахматовской прижизненной книги «Бег времени», и за ней «явился некий Ибрагимов, высокий редакционный чин из «Худлита», которому, конечно, хотелось лично увидеть Ахматову. Нарушив установленное правило, Анна Андреевна вёрстку не отдала, пояснив: «Мария Сергеевна ещё не видела...» [15]
В переводах Петровых публиковалась еврейская, болгарская, литовская, польская, чешская, сербская, хорватская, словенская поэзия [4]. Но её наиболее значительным достижением были переводы армянской поэзии. Мария Петровых прекрасно знала культуру этого народа, а её близкой подругой стала армянская поэтесса Сильва Капутикян. Она посвятила Марии Петровых книгу воспоминаний, которая завершается словами: «Впервые есть стихи и... нет Марии». В стихотворении-эпитафии Капутикян передаёт чувство сиротства, охватившее её после смерти подруги, с которой они были вместе 30 лет:
Как знала ты армянский мой,
я понимаю лишь теперь.
Есть перевод слезы немой. -
Где отыскать мне дверь твою? [9]
Современники видят в Марии Петровых очень талантливого поэта и переводчика, подчёркивают скромность, соединяющуюся с внутренней силой, которая помогает выстоять во всех жизненных испытаниях и позволяет спасти не только себя, но и близких.
II «Какое уж тут вдохновение…» Мария Петровых о назначении поэта и поэзии
Стихотворения Марии Петровых посвящены преимущественно «вечным» темам: поэзии, любви, природе, жизни и смерти. По мысли Т.В. Богдановой, «ядром поэтического мира» Петровых являются стихи о поэзии, в которых она выражает своё понимание творчества и своё видение того, каким должен быть поэт [1]. И внутренняя сила, которую отмечали в личности Петровых современники, всецело проявляется в той беспристрастности, с которой она относилась к собственным произведениям, и строгой требовательности к поэтам вообще.
Стихотворения Марии Петровых о поэзии – это не просто размышления над творческим процессом, предметом исследования в них становятся жизнь, место и роль в ней человека, его внутренний мир.
Исследователи выделяют три основных вопроса, на которые пытается ответить поэт в стихотворениях этой тематической группы: «о чём и как писать», что представляет собой творческий процесс, «что сделано поэтом» [1].
Так, в стихотворении 1943 года «Мы начинали без заглавий…» Мария Петровых осмысляет путь своих современников-поэтов, пишет не только о себе, но и о других представителях своего поколения:
Мы начинали без заглавий,
Чтобы окончить без имён.
Нам даже разговор о славе
Казался жалок и смешон.
Не для славы писали Петровых и её современники, не случайно она пишет о «нелюбви к признаньям скорым». Что-то более высокое двигало ими – любовь к Родине, с особой силой вспыхнувшая «в грозный год народных бедствий», во время войны. «Яростную жажду славы» (строчка дважды повторяется в стихотворении) они отдают «за счастье встреч и боль потерь». Россия представляется лирической героине пишущей «главы освобождающей войны» «без колебаний, без помарок», и она призывает каждого:
Живи же, сердце, полной мерой,
Не прячь на бедность ничего
И непоколебимо веруй
В звезду народа твоего.
Это истинный патриотизм художника, осмысляющего путь страны к победе как творческий процесс и нашедшего цель своей жизни в освобождении Родины.
В позднем стихотворении «Одно мне хочется сказать поэтам…» (1971), по сути, поэтическом завещании Марии Петровых, она говорит: «Умейте домолчаться до стихов». Нужно уметь ждать, «без оправданий, без обиняков» размышлять о том, почему «не пишется», и при этом ничего не бояться и оставаться честным с самим собой.
Творчество для поэта – это великая тайна и мука. В стихотворении «Какое уж тут вдохновение, — просто…» (1943) она описывает процесс творчества, который граничит с выбором между жизнью и самоубийством: «И сердце сгорает от быстрого роста, / И грозных минут наступает черед. / Решающих разом — петля или пуля, / Река или бритва…» Поэт у Петровых «пером неумелым дословно, построчно, / Едва поспевая» записывает строчки, которые произносит «неясное нечто», караулящее его в тишине. И он всегда боится что-то «неточно» запомнить, «пропустить» самое важное. А потом наступает «блаженный бред», сменяющий страх, мысли о смерти («Петля или пуля, река или нож?.»), в этот момент поэта покидают боль и обида, он словно приходит в себя и внезапно понимает, «что это стихи», его творение.
Более тридцати лет спустя Петровых написала стихотворение «И вдруг возникает какой-то напев…» (1976), в котором также раскрывается тайна создания художественного произведения. Здесь нет мучений, наоборот, лирическая героиня испытывает счастье, когда её, подобно «шмелю неотвязному» и опутывающему хмелю, настигает вдохновение: «От счастья внезапного похолодею». Лирическая героиня не боится традиционных образов и рифм, признаваясь, что «белым стихом не владеет», и сетует на то, что «их зря обесславил писатель великий», вероятно, имея в виду А.С. Пушкина. Напротив, для героини Петровых «эти … созвучья исполнены смысла», сравнимого со значением «сакраментальных чисел». И этих созвучий «не счесть» для поэта, находящегося во власти вдохновенья.
Безусловно, эти стихотворения сближаются с произведениями из цикла А.А. Ахматовой «Тайны ремесла», в них слышится и отзвук пушкинского «минута – и стихи свободно потекут…»
О том, насколько тяжелы муки творчества, Мария Петровых рассказывает и в стихотворении «Пустыня… Замело следы…» (1971). Эпиграфом к нему послужили строки из произведения Анны Ахматовой «Вечерние часы перед столом…» («Непоправимо белая страница…») Стихотворение Петровых представляет собой развёрнутую метафору, сближающую муки творчества и страдания измученного человека, который идёт через пустыню, страдая от жажды, теряет последние силы во время степного бурана. «Смертельно белый лист на письменном столе» воспринимается как самое страшное испытание. Стихотворение обрывается многоточием, потому что путь художника не завершается, эту муку он должен вынести, как и всё, что приготовила ему жизнь.
Путь поэта – страшный, порой ведущий к трагическому финалу. В стихотворении «Рылеев» возникает образ синиц, клюющих крошки сухарей, которыми их, очевидно, кормят заключённые, а затем
Тот образ, юный, невредимый,
И воротник тугой высок,
Белеющий у смуглых щек,
Как заклинанье о спасенье
От злых предчувствий…
Поэт-декабрист видится лирической героине Петровых юным, прекрасным, её преследует образ белого воротника, который словно защищает шею приговорённого к смертной казни. И кажется, что она задыхается вместе с ним, обращается к Богу, как это сделал сам поэт, стоя на эшафоте («Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь») [8], осуждает виновников трагедии: «Сколь жесток / Тот век, тот царь» и молит о глотке воздуха в последние мгновения жизни.
Трагическая судьба поэта, живущего в страшное время, осмысляется и в стихотворении, написанном в 1962 году и посвящённом Анне Ахматовой, с которой Марию Петровых связывала тридцатилетняя дружба:
День ото дня и год из года
Твоя жестокая судьба
Была судьбой всего народа.
Мария Петровых подчёркивает самую главную черту творчества Ахматовой, голос которой стал голосом её поколения. Талант Ахматовой для лирической героини Петровых – «дивный дар», творчество – «волшба», её путь, полный страданий, ведёт «сквозь чащу мёртвых лир». Возможно, речь идёт о поэтах, ставших жертвами советской власти, о тех, чьи лиры навсегда замолчали. Петровых подчёркивает, что её героиня – Ахматова – была при этом «и слышащей, и зрящей», то есть увидела, услышала и запомнила обо всём, что случилось в те страшные годы. И заключительным аккордом стихотворения становятся строки из стихотворения Ф.И. Тютчева «Цицерон», позволяющие глубже постичь его смысл. Ахматова, как и герой стихотворения Тютчева, «посетила» «сей мир» «в его минуты роковые», в переломный, кризисный момент истории, и обрела бессмертие.
В 1975 году Петровых пишет стихотворение «Памяти М. Ц.», посвящённое трагической судьбе Марины Цветаевой:
Не приголубили, не отогрели,
Гибель твою отвратить не сумели,
Неискупаемый смертный грех
Так и остался на всех, на всех.
Петровых чувствует вину, ответственность за совершившуюся трагедию, которая стала «неискупаемым смертным грехом». Горькое одиночество, жестокость жизни, беспощадная жестокость сына – Петровых вспоминает всё то, что причиняло страдания героине стихотворения, страдания настолько страшные, что у неё самой «сил не хватает помнить про это». Петровых использует восклицательные предложения, придающие стихотворению пронзительное звучание: «Господи, как ты была одинока!» И в заключительной строфе стихотворения через анафорический повтор и использование синонима передаётся неотвратимость, неизменность судьбы поэта во враждебном мире:
Вечно в работе, всегда в нищете,
Вечно в полете... О, путь поэта!
Таким образом, усталость, нищета, неустроенность – цена вечного полёта, в котором пребывает поэт, не умеющий быть как все и жить как все, «приноровиться» к «жизни жестокой». И горький вывод звучит в заключительных строках: «Время не то, и люди не те». Страшная участь поэта связана с тем, что он родился не в своё время, был окружён равнодушными людьми… Вот почему вина за его смерть – «на всех, на всех».
Одиночество, по мысли Петровых – общий удел. В стихотворении «Никто не поможет, никто не поможет» (1967 – 1968) её лирическая героиня утверждает: «Все люди несчастны и все одиноки…» Но это не значит, что нужно безропотно принимать свою участь – необходимо бороться. Обращаясь к незримому собеседнику – читателю, другу, попавшему в беду, она советует:
В себе отыщи непонятную силу,
Как скрытую золотоносную жилу.
Героиня заклинает: «Поверь, о, поверь, что она не пропала». У одинокого, страдающего человека есть выбор: обрести эту скрытую силу или погибнуть: «Пока ещё дышишь – работай, не сетуй». А ведь для поэта работа – его творчество. Дважды повторяется строка: «Никто не поможет, никто не поможет...» Так утверждается незыблемость этой истины и в то же время необходимость верить в собственные силы и не жаловаться на судьбу – героиня стихотворения называет эти жалобы и упрёки «жестокими, неправедными», потому что каждый человек в мире одинок и несчастен: «Как ты, одиноки все люди на свете».
В стихотворениях Марии Петровых, посвящённых теме поэта и поэзии, раскрываются её взгляды на поэтическое творчество, его предназначение, на судьбу художника в жестоком мире. И наиболее важным является то, что в произведениях этой тематической группы звучит мысль о силе духа, которая необходима поэту, чтобы жить в своём времени, каким бы жестоким оно не было, о вере в себя, без которой невозможно противостоять одиночеству, всеобщему непониманию, отчаянию.
Заключение
Анализируя стихотворения поэтов-современников Марии Петровых, мы пришли к выводу о том, что они подчёркивают в её характере скромность и скрывающуюся за внешней хрупкостью душевную стойкость. Эти качества наиболее отчётливо проявляются в стихотворениях, посвящённых теме поэта и поэзии. Беспристрастное, строгое, требовательное отношение к собственному творчеству, сознание того, какая ответственность лежит на плечах художника, отношение к творчеству как к таинству, безусловно, сближают её с традициями русской классической поэзии. Верность избранному пути, вопреки сомнениям в собственном таланте, готовность быть честной с самой собой покоряют в творческой личности Марии Петровых, в которой соединились мягкость и сила, умение ждать, мудрость, убеждающая в том, что необходимо «домолчаться до стихов», сострадание поэтам, чьи судьбы искалечило страшное время, и самое главное – умение жить в своё время, выстоять, пройдя через все испытания, и быть «гибнущим подмогой».
Поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко, на наш взгляд, наиболее глубоко и полно выразил эту мысль в стихотворении «Сожгли, говорят, Мандельштама тетрадь...» Поэт перечисляет жуткие приметы времени: сожгли тетрадь Мандельштама, люди утратили брезгливость и «сделались жестоки», «ушли и Ахматова, и Пастернак / вослед за врагами заклятыми…»
И только Петровых, «одна-одинёшенька», «покинутая всеми», Маруся, как называла её Ахматова, «собой оставалась, не труся». Евтушенко подчёркивает ту же самую черту характера поэта – мужество, духовную стойкость. Его лирический герой обращается к Богу с мольбой спасти людей «от чёрных марусь», противопоставляя страшному символу репрессий «ангельские руки» Марусь, подобных Марии Петровых, которые спасли Россию.
Список использованной литературы и источников
Нами было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов МБОУ “СОШ №20” города Казани с целью выяснить степень интереса к поэзии Серебряного века и наличие знаний о творчестве Марии Петровых. Анкета включала следующие вопросы:
Опрос показал, что знакомы с творчеством Марии Петровых очень немногие (более подробные данные приведены в диаграмме наверху). Однако выяснилось, что отдельные произведения учащимся все же известны (это преимущественно связано с распространением в социальных сетях таких стихотворений, как «Я равна для тебя нулю…» и «Не взыщи, мои признанья грубы…» – последнее чаще всего представлено в виде романса), но они затрудняются назвать их автора (это наглядно демонстрируют ошибки в некоторых анкетах – «Мария Петрова» или просто «Петровых» – без имени).
Поэтов Серебряного века было названо достаточно много. Самыми популярными оказались С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, И. Бунин. Также прозвучали такие имена, как К. Бальмонт, В. Брюсов (приводится неполный список). Среди любимых стихотворений старшеклассники называли «Письмо к женщине» С.А. Есенина, «Мне нравится, что вы больны не мной…» М.И. Цветаевой, «Заметался пожар голубой» С.А. Есенина, «Песнь о Собаке» С.А. Есенина, «Сжала руки под тёмной вуалью...» А.А. Ахматовой (названия приведены по частотности употребления в анкетах).
Имени Марии Петровых среди названных поэтов не оказалось…
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Пятёрки
Хитрость Дидоны
Кто самый сильный?
Простые новогодние шары из бумаги