Целью данной работы является рассмотрение влияния изучения английского языка на дальнейшее самоопределения подростков.
Министерство образования и науки РТ
МБОУ СОШ с. Сосновка Тандинского кожууна РТ
Республиканская научно-практическая конференция
«Россия и мир: взгляд в будущее»
Исследовательская работа
Тема: «Влияние английского языка на дальнейшее самоопределение подростков»
Автор: Куулар Чодураа Сылдысовна
МБОУ СОШ: с. Усть-Бурен Каа-Хемского района
Класс: 10
Руководитель: Ховалыг Ай-Чечек Александровна
Должность: учитель английского языка
Место работы: МБОУ СОШ с. Усть-Бурен
Каа-Хемского района
2016 г.
Содержание
Введение 3
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Приложение 1. Анкета для учащихся 18
Приложение 2. Результаты анкетирования 19
Введение
Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. С самого раннего детства дети мечтают поскорее вырасти и стать взрослыми. Вопросы «Что делать дальше?», «Кем быть?» - одни из главных вопросов каждого человека.
Правильный выбор профессии – это одно из важнейших слагаемых условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Образование важно, поскольку оно расширяет кругозор человека и дает возможность мыслить более общими категориями. Одним из очевидных изменений, произошедших в содержании образования за последнее десятилетие, является повышение роли иностранных языков. Не секрет, что долгое время владение иностранными языками оставалось в нашей стране привилегией специалистов с профильным образованием. Сегодня хорошее знание как минимум одного иностранного языка становится обязательным атрибутом высшего образования. Отсюда и вытекает актуальность выбранной нами темой исследования.
Целью данной работы является рассмотрение влияния изучения английского языка на дальнейшее самоопределения подростков.
Объектом исследования является английский язык, как школьный предмет.
Предметом исследования является процесс дальнейшего самоопределения подростков.
Методы исследования: Опрос, беседа, анкетирование, анализ.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: раннее и углубленное изучение английского языка оказывает значительное влияние на дальнейшее самоопределение подростков.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи исследования:
Английский язык - важная составляющая в жизни современного человека.
Сегодня, наверное, очень трудно найти человека, который бы считал изучение английского языка чем-то сверхъестественным. Мы уже не задумываемся над тем, надо или не надо изучать английский язык. Этот иностранный язык, хотим мы этого или нет, все больше проникает в нашу повседневную жизнь, знание его даже на самом минимальном уровне становится незаметным, само собой разумеющимся явлением. А вот незнание его может создать затруднительную или даже тупиковую ситуацию.
На английском языке говорят во всем мире, и он очень популярен. Нас везде окружает английский язык, он плотно внедрился в нашу жизнь. Например, вывески на английском языке, названия фирм, предприятий и контор, реклама на английском. Если ты знаешь английский, ты можешь прочесть и понять их. Людям разных стран приходится уживаться с прогрессом в мировой торговле и в технологиях и друг с другом.
Ни один образованный человек не может не согласиться с тем, что знание английского языка сейчас просто необходимо.
Какую же роль в нашей жизни сейчас играет английский язык?
В наше время цивилизация очень хорошо понимает, что английский язык очень важен, даже для простого человека. Изучение иностранного языка, а именно английского, может открыть перед каждым из нас уникальный шанс повысить не только свой культурный статус, но и значительно улучшить материальное положение. Ведь знание английского открывает перед нами кучу новых возможностей, при этом, делает нашу жизнь намного интереснее.
У каждого человека, владеющего английским языком, имеется всегда уникальная возможность доступа ко всем мировым электронным и печатным информационным изданиям, так как практически все знаменитые книги, а также научные статьи и пособия, на сегодняшний день пишутся на английском языке или переводятся на него. Еще несколько лет назад английский язык воспринимался всеми как иностранный. Но с течением времени роль английского языка возросла настолько, что теперь он считается международным. Финн и турок, венгр и араб, русский и француз, не зная язык друг друга, смогут объясниться между собой на английском языке.
Знание английского языка – критерий, необходимый для успешной карьеры. Принято считать, что через несколько лет, при трудоустройстве на престижную работу анкеты кандидатов без знания английского языка даже не будут рассматриваться. Английский язык – язык международного общения, язык бизнеса. Всем крупным бизнесменам, желающим выйти на международный рынок, просто необходимо владеть английским на высоком уровне.
В целом политическая, экономическая, научная, спортивная жизнь всего мира «протекает» на английском языке.
О роли и значении английского языка в мире можно говорить бесконечно. Несомненным является тот факт, что английский язык является важной составляющей в жизни современного человека, и каждый сможет найти для себя не одну причину для его изучения.
Итак, знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, мы сможем достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.
Не все люди, изучающие английский язык, имеют одинаковую цель. Т.е. английский язык кому то нужен для работы за рубежом, кому то, чтобы поддержать обычный разговор, а еще для успешной сдачи экзаменов и т.д. Поэтому имеются разные подходы к изучению английского языка.
Методы изучения английского языка разнообразны. За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик. Поначалу все способы обучения иностранным языкам заимствовались из программ, разработанных для обучения так называемым «мертвым языкам» - латыни и греческому, в рамках которых практически весь образовательный процесс сводился к чтению и переводу. Именно такой метод, основы которого были просветителями еще в конце XVIII века, оформился в середине XX-го под названием «Grammar-translational method» (грамматико-переводной метод). Суть этого метода в том, что ты учишь только грамматические правила и слова. [2, С. 101.]
В середине 50-х стало очевидно, что метод не отвечает сформировавшимся к тому времени требованиям лингвистики. Результатом стало зарождение огромного количества различных методик. О некоторых из них хотелось бы рассказать подробнее.
Аудиовизуальный метод – метод обучения языку, в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для сферы обиходно-бытового общения преимущественно в устной форме при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности. [1, С.22.]
Следующий способ изучения английского языка, о котором хотелось бы рассказать, появился 70-х годов. Называется он «Audio-lingual method» (аудиолингвальный метод). Его суть состоит в следующем: на первом этапе обучения ученик многократно повторяет услышанное вслед за преподавателем или фонограммой. И только начиная со второго уровня, ему разрешается говорить одну-две фразы от себя, все остальное состоит из повторов. [1, С.23.]
Еще один интересный метод называется «Reading method» (метод обучения чтению).
М.Уэст разработал особенно тщательно методику обучения чтению, рассматривая его не только как цель, но и как средство обучения. Признавая, что обучение иностранного языка тождественно овладению родным, он полагал, что чтение создает возможности для резкого увеличения речевой практики и в какой-то мере восполнит ее недостаток при обучении иностранному языку. Кроме того, чтение создает возможности для установления прямых связей между понятием и словом иностранного языка. Поэтому, по его мнению, независимо от цели обучения, начинать обучение надо с чтения. [filolingvia.com]
70-ые годы ознаменовались появлением так называемого коммуникативного метода, основная цель которого – научить человека общаться на английском языке, сделать так, чтобы его речь была понятна собеседнику. В соответствии с данной методикой, достичь этого можно, обучая человека в так называемых естественных условиях – естественных, прежде всего, с точки зрения здравого смысла. Современный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих способов обучения английскому языку, находясь, наверное, на вершине эволюционной пирамиды различных образовательных методик. Преподаватели английского постоянно применяют новые методики подачи нового материала. Благодаря этому учащиеся быстрее усваивают информацию и приобретают разговорные навыки. [1, С.104.]
Опытные преподаватели отдают предпочтение классической методике в сочетании с коммуникативным методом. Первые уроки посвящаются изучению основ языка: алфавита, правильному произношению звуков английской речи. Достаточное количество времени выделяется на изучение письма, чтения, аудирования. Постоянно совершенствуется разговорные навыки.
Итак, оптимальный вариант – это сочетание различных методик. Опытные преподаватели используют лучшие свойства нескольких учебных систем. При этом учитывают индивидуальные особенности, но не забывают и о потребностях всей группы учащихся. Если ученики обладают достаточной настойчивостью и стремлением к обучению, они обязательно выучат английский язык, достигнув отличных результатов.
Заповеди Като Ломб. Като Ломб – профессиональная переводчица из Венгрии, владеющая многими языками. Для всех осваивающих тот или иной иностранный язык она сформулировала 10 заповедей. [3, С. 83.]
Като Ломб предложила простую формулу, которая определяет результат в освоении языка. Вот она: затраченное время + интерес = результат. [3, С. 88.]
Практическое исследование проблемы влияния изучения английского языка на дальнейшее самоопределение подростков проводилось в МБОУ СОШ с. Усть-Бурен Каа-Хемского района.
В исследовании приняли участие учащиеся старших классов. Вначале учащимся была предложена анкета, состоящая из трех вопросов:
1. Как вы думаете, сдача английского языка должна стать обязательной наряду с русским языком и математикой?
2. Связан ли выбор вашей будущей профессии с изучением английского языка?
3. Какие возможности в будущей жизни дает знание английского языка?
В результате анкетирования было выявлено, что 68% учащихся с 8 по 11 классы считают, что сдача английского языка должна стать обязательной наряду с русским языком и математикой. 47% учащихся связывают свою профессиональную ориентацию с изучением английского языка.
Вопрос анкеты | 8 класс | 9 класс | 10-11 классы |
Положительный ответ | 100% | 27% | 71% |
Положительный ответ | 60% | 0% | 85% |
Из таблицы видно, что учащиеся 8, 10-11 классов более осознанно подходят к изучению английского языка.
Ответы учащихся на 3 вопрос, «Какие возможности в будущей жизни дает знание английского языка?» были самые различные: «путешествия», «быть переводчиком», «стать учителем английского языка», «общаться со сверстниками из других стран» и др.
На следующем этапе была проведена беседа с учащимися о том, куда они собираются поступать в будущем, какую профессию они бы выбрали и почему, а также какую роль в выбранной ими профессии может играть изучаемый ими английский язык. Естественно, не все учащиеся точно могли сказать, кем бы они хотели стать. Тем не менее, многие учащиеся сознают ту роль, которую английский язык играет в их жизни: кто-то уделяет ему более значимую роль, например, такую как их будущая работа и иностранный язык неразделимы, или же менее значимую роль: иметь возможность прочитать, что написано на рекламных буклетах или же на этикетке одежды. Важным является то, что все учащиеся сказали, что изучение иностранного языка в настоящее время просто необходимо.
Для получения данных, подтверждающих предположения об осознании учащимися престижности знания английского языка, нами была проведена анкета. Целью исследования было выявить, какое влияние оказало изучение английского языка на профессиональную ориентацию учащихся, то есть осознают ли учащиеся важность роли иностранного языка в жизни современного человека. Учащимся было дано следующее задание: «Если вы считаете, что иностранный язык имеет значимость для современного человека, то распределите по значимости для вас ниже перечисленные высказывания».
(см. Приложение 1)
Утверждения | 8 класс | 9 класс | 10-11 классы |
| 2 | 1 | 2 |
| 3 | 4 | 3 |
| 7 | 5 | 6 |
| 6 | 8 | 7 |
| 1 | 2 | 1 |
| 9 | 10 | 9 |
| 4 | 3 | 5 |
| 5 | 7 | 4 |
| 8 | 6 | 8 |
| 10 | 9 | 10 |
Анализ полученных результатов показал, учащиеся нашей школы на 1 место выдвигают интересную и высокооплачиваемую работу, связанную со знанием иностранного языка. На 2 место также выдвигают профессию, которая требует хотя бы базовое знание иностранного языка. На 3-4 месте «Коммуникативная функция иностранного языка» и «Повседневная потребность в иностранном языке». На последнее место ставят – «качество обучения низкое, поэтому это пустая трата времени», «считаю, что знание иностранных языков в современном обществе не востребовано». Полученные результаты свидетельствует о том, что практически все учащиеся осознают важную роль иностранного языка в современном обществе.
Вывод
Проведенный анализ показывает то, что каждый из учеников отводит определенную роль для английского языка. Это свидетельствует о том, что язык им не безразличен, и о том, что они осознают всю значимость его изучения. Многие учащиеся осознают, что благодаря такому предмету как английский язык, они смогли познакомиться с культурой и традициями других стран, с их особенностями, другие говорят о том, что с помощью английского языка они могут найти высокооплачиваемую работу. А также некоторые рассказывают, что благодаря владению английским языком, можно свободно общаться с иностранцами. Но, к сожалению, некоторые учащиеся считают, что иностранный язык им навязан планом учебного процесса и родителями, что если бы у них была возможность, то, вероятно, они не стали бы его изучать.
Таким образом, проведя исследование, мы можем отметить, что у респондентов преобладает высокий уровень мотивации к изучению английского языка, хотя не все ученики одинаково относятся к данному предмету. Большинство же понимают значимость английского языка для современного общества и его роль при дальнейшем самоопределении.
Заключение
В последние десятилетия иностранные языки являются объектом пристального внимания и изучения не только ученых, но и простых людей. При этом отмечается возрастающая роль, которую играют иностранные языки, в осуществлении влияния на сознание и деятельность широких слоев населения. Также необходимо учитывать, что знание иностранных языков является весьма значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека, что позволяет быть ему на шаг впереди других.
Важность знания иностранного языка (чаще всего английского) сложно переоценить. Практически невозможно представить себе жизнь современного человека, не знающего иностранный язык, ведь большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей в той или иной мере, владеющих языком.
Таким образом, изучение английского языка – жизненная необходимость, является обязательным в современном мире, являющимся комплексом взаимосвязанных частей, поскольку знание английского языка способствует коммуникации и глобальному взаимопониманию. Внутренняя мотивация определяет отношение школьника к предмету, и, в конечном счете, обеспечивает продвижение в овладении английским языком. Например, когда ему нравится говорить, читать на иностранном языке; воспринимать иноязычную речь; узнавать новое; когда подросток получает удовольствие от выполняемой работы, то в этом случае можно сделать вывод о сформированности интереса к предмету «английский язык», и то, что этот интерес влияет на дальнейшее самоопределение подростка.
Список использованной литературы
Приложение 1. Анкета для учащихся.
«Если вы считаете, что иностранный язык имеет значимость для современного человека, то распределите по значимости для вас ниже перечисленные высказывания».
1. Практически любая профессия требует хотя бы базовое знание иностранного языка.
2. Коммуникативная функция иностранного языка
3. Моя будущая профессия не связана со знанием иностранного языка, поэтому это пустая трата времени.
4. Можно читать литературу в оригинале.
5. Наиболее интересная и высокооплачиваемая работа связана со знанием иностранного языка.
6. Качество обучения низкое, пустая трата времени.
7. Повседневная потребность в иностранном языке («стикеры» на одежде, инструкция по пользованию тех или иных приборов, пользование ПК и т.д.)
8. Изучение культуры, традиций и обычаев других народов.
9. Для меня это трудно.
10. Считаю, что знание иностранных языков в современном обществе не востребовано.
Приложение 2. Результаты анкетирования
1 место | Интересная и высокооплачиваемая работа, связанная со знанием иностранного языка |
2 место | Профессия, которая требует хотя бы базовое знание иностранного языка |
3-4 место |
|
9-10 место |
|
Сдача английского языка должна стать обязательной наряду с русским языком и математикой?
Связан ли выбор вашей будущей профессии с изучением английского языка?
Какие возможности в будущей жизни дает знание английского языка?
Ель
Эта весёлая планета
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Барсучья кладовая. Александр Барков
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое