В работе Углова Ксения ставит цель определить, какие качества Кота привлекли человека. Для решения поставленных задач анализирует произведения фольклора, проводит интернет-опрос.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ksyusha.docx | 47.7 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елнатская средняя школа
Проект
Мои домашние питомцы на страницах литературных произведений
(Кот в русском фольклоре)
Исполнитель: Углова Ксения
ученица 8 класса
Руководитель: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Анкудинова Зинаида Викторовна
Елнать
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………. Глава 1. Глава 1. Из истории вопроса………………………………
1.2Обзор литературы по проблеме…………..………………………… Глава 2. Образ Кота в фольклоре………………………………….. 2.1. Малые жанры……………………………………………………… 2.2. Образ кота в сказках………………………………………………… Глава 3. Исследование результатов интернет -опроса.................. Заключение………………………………………………………………. Список использованной литературы………………………………… | 3 7 7 8 10 10 11 14 18 18 |
Введение.
«Кошки. Люди. Почему они вместе? Кто более кому нужен? Человек, который захотел сделать кошку своим спутником, вряд ли задумывался над этим вопросом. Кошки же, скорее всего никогда об этом не думали. Задумываться – не кошачье дело. Так или иначе, кошки живут рядом с человеком. Иногда вместе. Иногда нет». [http://adonay-forum.com/masterskaya_sudbyi_adonai_myi_i_nashi_domashnie_zhivotnyie/svyaschennaya_koshka_znachenie_i_vliyanie_koshek_rasskazyi_pro_koshek/ ]
С самого детства мы слышим поговорки, потешки, приметы, сказки, прибаутки, вспоминаем мамины колыбельные, слушаем бабушкины песенки. И в них частым гостем являются животные, сопровождающие человека практически на протяжении всей истории. Не возникает вопросов, если речь идёт о лошади, корове, потому что без них качество жизни людей было бы гораздо ниже. Практичная разумность не в силах объяснить те отношения, которые связали человека и кошку. Чем вызвана достаточно значимая роль кота или кошки? Каждый, кто хоть раз ощутил, что такое погладить кошку, которая отзывается на это мурлыканьем, знает кое-что больше. Многие русские царственные особы любили кошек, особенно Алексей Михайлович и дочь Петра I – Елизавета. Кошек любили Чарльз Дарвин, Авраам Линкольн, Альберт Швейцер и еще многие и многие великие умы человечества. [Алехин Ю.А.,1992:97-98] Наблюдения за поведением кошек вели с незапамятных времен. Каждое движение, будь то облизывание лапки, царапанье стен, мяуканье и даже чихание, истолковывалось как добрый или дурной знак. За кошками, особенно черными, потянулись длинным шлейфом суеверия, обряды, приметы с многочисленными «фактами», перекочевавшими в устный фольклор, сказки и литературные произведения. Почему же котам или кошкам уже в русском фольклоре отводится особое место? Чтобы это понять, нужно заглянуть в историю развития отношений человека и кошки.
Актуальность исследования обусловлена тем, что мы, жители сельской местности, практически не замечаем живущих в наших домах пушистых соседей. Так обыденно и привычно наблюдать сидящих на крылечке котов, сонно выглядывающих из своих будок собак. А вот для жителей больших городов эти животные, в первую очередь- опасные разносчики различных болезней, кучами обитающие в подвалах многоэтажек. Почему же получается так, что для одних людей кошки и собаки –настоящие друзья, без которых уже не мыслит себя человек, а для других- воплощение зла. Литература никогда не была в стороне от жизни, отражая все важные моменты развития человечества. Настоящие художественные произведения должны воспитывать человека. Чтобы стать добрее и терпимее, человеку необходимо понять, каковы животные по характеру и какую пользу несут они людям.
Объект исследования- произведения русского фольклора. Предмет-образ кота (кошки) в произведениях УНТ как показатель нравственных качеств человека.
Гипотеза заключается в предположении, что современный человек воспринимает домашних животных иначе, чем наши предки, не знает историю развития отношений человека и кошки, отсюда и безразличие.
Цель работы в выявлении типичных черт характера кота (кошки), отмечавшиеся нашими предками, и в изучении знаний восьмиклассниками о роли животного в жизни человека.
Задачи исследования:
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Научная новизна исследования в следующем:
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практике преподавания литературы в средней школе, в библиотечных уроках, внеклассных занятиях, на родительских собраниях.
Этапы работы:
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования получили освещение на научной конференции Елнатской средней школы.
Структура исследования. Проектная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Из истории вопроса.
Никто не сможет точно сказать, когда именно человек начал приручать кошку. В любом случае это произошло не раньше эпохи неолита, когда зародилось земледелие и возникла необходимость уберечь от зловредных грызунов собранное зерно. Вот тут-то и обратили люди внимание на грациозную дикую охотницу и во что бы то ни стало решили заполучить ее для охраны своих амбаров.
По свидетельствам историков, кошка была приручена в Древнем Египте примерно 5000 лет назад. Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна, хранившиеся в амбарах, необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Пушистых охотников, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Неслучайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню плодородия и материнства Бастет изображали в виде кошки.
В письменных источниках кошка впервые упоминается в китайских текстах шестого века. Изначальное предназначение кошки – ловля мышей, которое сохранилось за ней и по сей день.
На Руси домашние кошки появились только в начале XI века, благодаря путешественникам и мореплавателям. Они быстро завоевали всеобщую любовь и популярность: издавна появилась поговорка «Без кошки не изба». Согласно действующим законам, кража кошки наказывалась значительным штрафом, в несколько раз превышающим штраф за кражу коровы. [Журавлёв А.Ф. 1994:39].
Интересно, что на Руси сугубо хозяйственные качества кошки впервые оценили служители культа и поставили под защиту церковного закона. В «Правосудье митрополичьем», известном судебнике XIV века сказано, что за украденное животное устанавливался штраф: за утку, гуся и журавля платили 30 кун, за корову – 400 кун, за вола, собаку и кошку – по 3 гривны. Получается, что кошку приравнивали к волу, что показывает, какую особенно важную роль ей отводили в хозяйстве. [Тихомиров М. H1964: 12]. Кошка, издревле почитаемая и внушающая смутный страх, по своей природе загадочное создание. Ее независимость и ночные прогулки заслужили ей заметное место в фольклоре. Кошку на Руси не обожествляли, но оберегали. В развалинах одного из первых городищ древних славян, среди руин домов и построек были и кошачьи скелетики. Вплоть до революции у купцов было негласное соревнование: у кого кот толще и глаже. Кот был излюбленным персонажем лубочных картинок и стишков. Кот занял столь теплое и почетное место в славянской избе и русской душе не случайно. Русский фольклор тесно связывает кошку с домовым: кот – помощник, «скотинка» домового, домовой – «хозяин», кошка - «хозяйка».
1.2. Обзор литературы по проблеме.
Об истории этнографии рассказывает старейшая из найденных нами книг: «Этнографическое обозрение Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии 1898 год». В ней приведена классификация образов русского фольклора, есть заметки к истории народных верований. Из неё мы узнали, какие приметы про кота и кошек были употребительны в 19 веке.
Книга составителя А.В.Зеленина «Очерки животного царства-1903г» познакомила нас с народными воззрениями животных, основанных на фантастических представлениях первобытного человека.
В «Школьном путеводителе. Мифологические животные» говорится о роли животных в жизни наших предков. По мнению составителей, история взаимоотношений человека и животных с самого начала нашла отражение в произведениях фольклора.
Е.А. Костюхин в книге «Типы и формы животного эпоса» рассматривает основные проблемы, связанные с происхождением, развитием и особенностями современного состояния животного эпоса. Это типологическое исследование, построенное на широком материале, с привлечением мифов, сказок и басен многих стран и народов. Автор объясняет причины возникновения произведений о животных большим значением последних для жизни человека.
В сборнике «Зооморфизмы в традиционном универсуме» рассматриваются представления о мифологических и реальных представителях животного мира (зооморфизмах) в традиционном универсуме или универсумах, т.е. во всеединстве мира и человека.
О современных исследованиях рассказала книга А.В.Гура «Символика животных в славянской народной традиции». В ней особое место отводится рассмотрению специфических особенностях представления животных древними славянами, мужской и женской символике.
А.Ф.Журавлёв в книге «Домашний скот в поверьях и магии восточных славян» говорит о ритуалах, связанных с покупкой, продажей и содержанием домашних животных. Из его повествования понятно, какую ценность представляли собой все животные в доме.
К сожалению, конкретного исследования образа кота (кошки) в фольклоре нет. Авторы так или иначе касаются роли животного в жизни человека, значимости соседства людей и животных, но не делают анализа того, как наблюдения за котом проникли в фольклор, какие качества отмечены нашими предками.
Глава 2. Образ Кота в фольклоре.
2.1. Малые жанры.
Я решила выяснить, какие поговорки, пословицы, прибаутки, потешки, загадки, приметы, связанные с кошками (котами) знают мои друзья и одноклассники. Мудрость древних, многое знающих о кошке, выкристаллизовалась в народных приметах. [Михальская А., 1992:22]
Выяснилось, что более всего известны приметы. : "Кошка крепко спит – к теплу", "Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью", "Кошка скребет пол – на ветер, на метель", "Кошка стену дерет – к непогоде", "Кошка лежит брюхом вверх – к теплу", "Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде", "Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью"."Кошка умывается – гостей зазывает (намывает)", "Кошка на человеке тянется – к обнове", "Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать", "Кто кошек любит – будет жену любить", "Гордому кошка на грудь не вскочит".
Из этого я сделала вывод, что котам (кошкам) в первую очередь приписывается мистическая сила предсказания. Однако у кошки нельзя отрицать многих, очень похвальных качеств; она способна к сильной привязанности и искренней дружбы, в известных случаях не лишена добродушия и в то же время обладает поразительным умом и сообразительностью. [ Очерки ,1903: 11]
Из других малых жанров больше всего известны пословицы и поговорки. "Кошка да баба – в избе, мужик да собака – на дворе", "Стар кот, а масло любит", "Ложка не кошка, рта не оцарапает", "Не все коту масленица, будет и Великий Пост", "Рано пташка запела – как бы кошка не съела", «Кот за дверь, мыши в пляс» и другие. Хитрость кошки, её умение приспособиться к обстоятельствам, найти выгоду для себя - вот что было замечено людьми в пословицах.
Через образы животных передаются человеческие взаимоотношения. [Гура А.В.. 1997:22]
Загадки загадывают про этого живучего зверя в основном такие:
«Ночью бродит,
Днём храпит,
Или просто он молчит,
А из блюдца ест сметану,
Если я ему достану,
И охотник до мышей,
Кушает в обед ершей.
Может песню затянуть,
Мне тогда и не уснуть.»
Больше всего мне понравилась такая:
"Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка!»
Мне кажется, что загадки довольно сложные для понимания, но именно они показывают, что человеку довольно трудно распознать истинный характер этого животного. Здесь кроется и восхищение животным, его грацией, нежностью, мгновенно переходящей в нападение при необходимости.
Большое количество пословиц, поговорок, загадок о коте говорит о большой привязанности человека к животному, позволяющей так тонко подметить все грани настроения любимца.
По итогам исследования, сказок про кота (кошку) моим друзьям известно много.
И это неудивительно. Роль сказки в воспитании ребёнка нельзя преувеличить.
По мнению Сухомлинского В.А., сказка – «животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений». [Сухомлинский В.А. 1997:145 ]
Созданные народом сказочные образы, живущие не одно тысячелетие, доносят к сердцу и уму ребёнка дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления через поступки героев. Познавая духовные богатства народной культуры, ребёнок познаёт сердцем родной народ. [Сухомлинский В.А. 1997:133]
Выяснилось, что в русской народной сказке о животных персонажи представлены, как правило, образами диких и домашних животных. Причём образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц. Домашние животные встречаются значительно реже и появляются они чаще всего не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь вместе с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык. [ Зооморфизмы 1994: 15] По словам русских сказок, кошка — чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот - баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; «как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти.» В одной сказке умная жена напутствует мужа, которому надо добыть кота: «Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать – кот Баюн напустит. Ты смотри – не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а инде и катком катись; а если уснёшь, кот Баюн убьёт тебя!».
Зачем же идут к такому страшному и коварному зверю люди, герои сказок? Оказывается, если кота должным образом смирить и взять в союзники, его сказки и пение становятся целебными. Да и просто дружба мирного кота – вещь полезная! Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях.
Нашими предками кошка не только ценилась за свои охотничьи способности, но и почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Ее первую пускали в новый дом и там, где она ложилась, ставили кровать. [Непомнящий Н. 1996: 26-27]
Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сказках он оказывается разбойником, плутом или даже воришкой. Но вместе с тем кот справедливый и живой, у него изворотливый ум. Например, Кот Котофеевич из русской народной сказки «Кот и Лиса». Смышлёный кот, лишившийся тёплого, уютного безделья сумел устроиться вполне счастливо и подчинить более сильных животных. В этом ему помогают его природные качества, даже трусость, которую кот за собой никогда не признает. Сказка сложена так, что любая ситуация несёт пользу главному герою. Народная ирония делает любителя избяного тепла, запечного жителя героем по стечению обстоятельств.
Благодаря своему умению договариваться и хитрости, кот выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем сильным кот никогда не бывает, настоящая его сила – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него.
Сказки о животных носят не только развлекательно-забавный характер, но и поучительный. В сказке «Кот, петух и лиса» герой заботливый и хозяйственный, следовать его наказам важно. Непослушание ведёт к беде. Кот спасает петуха, которого лиса обманом уводит из домика. Он выманивает плутовку из норы и освобождает петушка. Кот-хранитель покоя в доме, символ надёжности, уюта.
В сказке "Почему кот только после завтрака моется" случился промах. Обманул кота воробей. Но и здесь кот не выглядит глупым. Он умеет делать выводы, чтобы не попасться на обман в следующий раз. Может, именно благодаря своей мудрости кот получает отчество в отличие от других персонажей? Кошке можно было давать человеческое – христианское имя, а собаке – нет. Происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др. позволяет объяснить неуловимость границ между кошачьим и человеческим.
Кошке можно было находиться в церкви, её пускали даже в алтарь. В Суздале, Владимире и других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для кошек. Содержание кошек при православных храмах приветствуется – и не только за кошачьи способности в ловле мышей, но и за ту особую атмосферу и теплоту, которую создают эти загадочные зверьки своим присутствием. Именно этим во многом определяется такое отношение к кошке в русском народном творчестве.
В сказке "Баба Яга" кот, принадлежащий самой бабе Яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. В целом можно сказать, что фольклорный кот несет в себе целый набор черт существа, не подчиняющегося общим правилам поведения, вносящего в жизнь в негативном случае хаос, а в позитивном - игру. Маленький пушистый Локи.[ http://www.diary.ru/~tyanavlad/p208890633.htm?oam]
Глава 3. Исследование результатов интернет-опроса.
Для более детального изучения проблемы я решила выяснить у большого числа своих ровесников, что они знают о кошках и как к ним относятся. Узнают ли ребята что-то новое из произведений русского фольклора, ведь именно там сложился определённый образ Кота Котофеича, потом перекочевавший в произведения русских писателей? Перед изучением материала, я решила выяснить, знают ли мои ровесники произведения о животных. Какие произведения наиболее известны в их семье? С этой целью я провела интернет-опрос.
1.Узнайте у своих родных известные пословицы, поговорки, приметы, связанные с котом (кошкой).
2. Назовите знакомые вам сказки, где главным героем является кот (кошка).
3. Назовите черты кота (кошки) в сказках.
4. Живут ли в вашем доме четвероногие друзья? Какие?
5.Нравится ли вам общение с животными?
Оказалось, что многим ребятам нравится общение с животными. Большинство очень любят собак. Некоторым нравятся кошки. Радует то, что среди моих друзей нет равнодушных и жестоких по отношению к животным.
Выяснилось, что ребята знают сказки про животных, они называли дополнительные сборники. Этот факт тоже заинтересовал меня, и я решила прочитать как можно больше сказок о животных, чтобы продолжить в следующем году своё исследование на материале произведений русских писателей 19 века, а в 10 классе на материале произведений 20 века. Знают в семьях и поговорки, активно используют их в бытовой речи. Смысл поговорок и пословиц вполне понятен. Это значит, что восприятие животного людьми практически не изменилось. А вот качества животного, отражённые в сказках, не соответствуют современным представлениям людей о предназначении кота. Людям нашего времени нет необходимости оберегать хлебные амбары от мышей, поля от кротов, поэтому роль кошки сводится к тому, чтобы развлекать человека, быть показателем его состоятельности, если кошка дорогой породы. Вероятно, поэтому беспородные животные, послужив утехой детям, выпроваживаются на улицу и голодают в холодных подвалах.
Заключение.
При выполнении данной работы мне удалось прочитать немало документальных и художественных произведений о животных. Каждое из них оставило неизгладимый след в моем сердце, потому что любое такое произведение преподносит нравственные уроки.
Кот, являясь персонажем довольно неоднозначным, тем не менее, привлекал большое внимание к себе, он стал символом мудрости, учености. Немало тайных черт присуще данному животному, которые своей недосказанностью, многогранностью завораживали народ на Руси, заставляли поверить в разные немыслимые выдумки, связанные с потусторонним миром. Коту приписывали магические, сказочные свойства, наделяли его почти человеческими характеристиками. Все это замечательно отражено в русском фольклоре. Какие черты кота сделали его любимым персонажем русского народного творчества? Ответ на этот вопрос в моей работе.
Осмыслив роль образа кошки в фольклоре, приходим к выводу, что кошка становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. В русском фольклоре кот - вполне благообразное животное: интеллектуал, затейник и забавник.
Основные черты:
Кошка, выступая в произведениях как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе. Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром. Тем не менее, образ самой кошки всё-таки остаётся таинственным и загадочным.
Но вот что бы стоило нм позаимствовать у них в характере:
1. Всегда держите ухо востро. Хотя кошки кажутся ленивыми и невозмутимыми, это не так. Они находятся в состоянии постоянной готовности и ничего не упускают из виду.
2. Всегда приземляйтесь на ноги. Кошки всегда приземляются на свои четыре лапы, неважно, сами ли они прыгают или их толкнули. Они настоящие мастера группировки и являются примером того, как можно сохранить присутствие духа, чтобы с ними не происходило.
3. Знайте когда выпустить коготки, а когда убрать. Кошки знают, как постоять за себя, и не дадут себя в обиду.
4. Не выдавайте свои мысли и эмоции. Вы никогда не знаете, о чем думают кошки. Кажется, что все их чувства и мысли под контролем. Хорошо бы и нам научиться так делать в некоторых ситуациях.
6. Кошки давно поняли, как заставить себя уважать.
7. Независимость. Кошки любят чувствовать себя независимыми, они не требуют к себе много внимания и не нуждаются в особом уходе. Они будут делать то, что им нравится, несмотря на давление большинства. Независимость их натуры подчеркивает то, как важно быть правдивым по отношению к себе, знать свои сильные стороны.
Список использованной литературы.
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Как Снегурочке раскатать тесто?
Марши для детей в классической музыке
5 зимних аудиосказок
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018