Автором подтверждена гипотеза, что на ситуацию с бездомными животными влияет изменение статуса собаки, превращение её из помощника в предмет развлечения.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_danya.docx | 54.78 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елнатская средняя школа
Проект
Мои домашние питомцы на страницах литературных произведений
(Собака в русском фольклоре)
Исполнитель: Шалкин Данила
Ученик 8 класса
Руководитель: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Анкудинова Зинаида Викторовна
Елнать
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………. Глава 1. Глава 1. Из истории вопроса………………………………
1.2 Обзор литературы по проблеме…………..………………………… Глава 2. Образ Собаки в фольклоре………………………………….. 2.1. Исследование малых жанров фольклора………………………… 2.2. Образ Собаки в сказках…………………………………………… Глава 3. Сравнительный анализ: качества собаки в русском фольклоре и качества собаки для современного человека…….. Заключение ………………………………………… Список использованной литературы………………………………… Приложения……………………………………………………………….. | 3 6 6 8 9 9 11 15 16 17 18 |
Введение.
Собаки всегда играли огромную роль в жизни человека. Пенсионерам и одиноким людям собаки скрашивают одиночество. Они являются хорошими няньками и воспитывают детей. Перед тем как в космос полетел первый человек, туда отправили первых собак-дворняжек.
Собаки – это самые преданные существа. Бывали случаи, когда недобросовестные хозяева бросали надоевшее животное на произвол судьбы, но собака этого не понимала и ждала своих владельцев там, где ее оставили.
Современные домашние собаки относятся к семейству волчьих. Это одно из самых древних животных, прирученных человеком. Собака сопровождала человека еще в Х-ом тысячелетии до нашей эры.
Собаки имеют тонкий слух, острое чутье, они очень выносливы и не прихотливы, преданны своему хозяину.
Собака украшает жизнь своему хозяину своим присутствием, помогает выслеживать дичь для охотника, является отличным спасателем людей в горах и служит поводырем для незрячих людей. Служба пограничника или милиционера немыслима без такого партнера, как собака.
Актуальность исследования обусловлена тем, что мы, жители сельской местности, практически не замечаем живущих в наших домах пушистых соседей. Так обыденно и привычно наблюдать сидящих на крылечке котов, сонно выглядывающих из своих будок собак. А вот для жителей больших городов эти животные, в первую очередь- опасные разносчики различных болезней, кучами обитающие в подвалах многоэтажек. Почему же получается так, что для одних людей кошки и собаки –настоящие друзья, без которых уже не мыслит себя человек, а для других- воплощение зла. Литература никогда не была в стороне от жизни, отражая все важные моменты развития человечества. Настоящие художественные произведения должны воспитывать человека. Чтобы стать добрее и терпимее, человеку необходимо понять, каковы животные по характеру и какую пользу несут они людям.
Объект исследования- произведения русского фольклора. Предмет-образ собаки в произведениях УНТ как показатель нравственных качеств человека.
Гипотеза заключается в предположении, что современный человек воспринимает домашних животных иначе, чем наши предки, не знает историю развития отношений человека и собаки, отсюда и безразличие.
Цель работы в выявлении типичных черт характера собаки, отмечавшиеся нашими предками, и в изучении знаний восьмиклассниками о роли животного в жизни человека.
Задачи исследования:
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Научная новизна исследования в следующем:
.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практике преподавания литературы в средней школе, в библиотечных уроках, внеклассных занятиях, на родительских собраниях.
Этапы работы:
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования получили освещение на научной конференции Елнатской средней школы.
Структура исследования. Проектная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Глава 1. Из истории вопроса.
Это случилось очень давно, много тысяч лет назад. Еще не совсем люди, но уже совсем не обезьяны жили тогда на просторах саванн Африки. Здесь и сейчас хватает хищников, и можно представить себе, какие опасности ждали на каждом шагу наших предков в те далекие времена. Каменный топор — вещь, конечно, серьезная, но и с ним надо еще подкрасться к добыче поближе или успеть размахнуться, чтобы самому не оказаться добычей. Можно прожить на корешках и прочей зелени, но они не слишком питательны, да и тут конкурентов хватает. К тому же надо где-то и спать, да так, чтобы сонным не съели. В общем, жизнь тяжелая, и помощи ждать, казалось бы, неоткуда.
Однако помощь неожиданно пришла. Первому человеку помогла первая собака. Строго говоря, это тоже была не совсем собака, а ее предок. Ученые до сих пор не сошлись во мнениях, что же это был за зверь, но ясно, что это был типичный хищник, живший большими семьями-стаями и охотившийся, преимущественно догоняя добычу, а не поджидая ее в засаде.
У собаки и у человека оказались сходные требования к среде обитания и жизненные запросы. Они не могли не столкнуться — мир и тогда был тесен. Наверное, первая встреча не была слишком мирной. Вполне возможно, что люди позарились на удобную пещеру, в которой уже успели обосноваться собаки.
Кому-то из людей пришла в голову гениальная мысль — добывать дичь вместе с собаками. Вряд ли самих собак эта идея привела в восторг. Они выслеживали добычу, ловили ее и только собирались со вкусом подкрепиться, как являлись соседи — люди и требовали свою долю. Вот и пришлось собакам делиться с людьми не только жильем, но и добычей. Отныне люди и собаки охотились только сообща, и охота стала куда удачливее.
Приобретя поддержку такого хитроумного и потому становящегося все более сильным существа, как человек, собака навсегда связала с ним свою судьбу. Собака шла с ним все дальше и дальше от тех мест, где была их общая прародина Более того, люди стали заботиться и о щенках своих избранников — ведь из тех должны вырасти псы не хуже, чем родители. Улучшая племя собак, они вряд ли задумывались над тем, что же они делают. В результате появилось существо, которое было не только созданием природы, но и творением человека, то есть появилось первое домашнее животное.
Изменялось не только поведение, менялись и телосложение собаки, и структура шерсти, а попутно и другие, не существенные для человека признаки (форма ушей, хвоста, морды и др
По мере специализации охоты все больше менялся облик собак, предназначенных для разных видов охоты. С одними собаками охотились на ровных открытых пространствах, где они должны были догонять стремительных оленей и антилоп. У этих собак были длинные ноги, узкое поджарое тело, зоркие глаза. Другие псы должны были одерживать крупного зверя до подхода вооруженных охотников
Но человек жил уже не одной охотой, стали развиваться земледелие и скотоводство. Собаки научились не только ловить, но и пасти копытных, стали охранять скот от хищников и воров, беречь дом человека. Не обошла их и военная служба: одни люди учили собак убивать других людей. Боевые собаки были страшным оружием. Чтобы поверить в это, достаточно взглянуть на уцелевшие изображения этих псов.
В современном мире значение и круг использования собак не стали меньше по сравнению с прошлыми веками. И сегодня есть собаки пастушеские, сторожевые, розыскные, охотничьи, ездовые и многие многие другие. Именно собаки были первыми в космосе. Сегодня с их помощью ищут ископаемые, обнаруживают утечку газа там, где с этим не справляются приборы, находят спрятанные наркотики. Но есть и еще область использования собак, которая с каждым днем становится все более важной. Без преувеличения можно сказать, что главная служба собаки в современном мире — быть компаньоном своего хозяина.
1.2. Обзор литературы по проблеме.
Об истории этнографии рассказывает старейшая из найденных нами книг: «Этнографическое обозрение Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии 1898 год». В ней приведена классификация образов русского фольклора, есть заметки к истории народных верований. Из неё мы узнали, какие приметы про собак были употребительны в 19 веке.
Книга составителя А.В.Зеленина «Очерки животного царства-1903г» познакомила нас с народными воззрениями животных, основанных на фантастических представлениях первобытного человека.
В «Школьном путеводителе. Мифологические животные» говорится о роли животных в жизни наших предков. По мнению составителей, история взаимоотношений человека и животных с самого начала нашла отражение в произведениях фольклора.
Е.А. Костюхин в книге «Типы и формы животного эпоса» рассматривает основные проблемы, связанные с происхождением, развитием и особенностями современного состояния животного эпоса. Это типологическое исследование, построенное на широком материале, с привлечением мифов, сказок и басен многих стран и народов. Автор объясняет причины возникновения произведений о животных большим значением последних для жизни человека.
В сборнике «Зооморфизмы в традиционном универсуме» рассматриваются представления о мифологических и реальных представителях животного мира (зооморфизмах) в традиционном универсуме или универсумах, т.е. во всеединстве мира и человека.
О современных исследованиях рассказала книга А.В.Гура «Символика животных в славянской народной традиции». В ней особое место отводится рассмотрению специфических особенностях представления животных древними славянами, мужской и женской символике.
А.Ф.Журавлёв в книге «Домашний скот в поверьях и магии восточных славян» говорит о ритуалах, связанных с покупкой, продажей и содержанием домашних животных. Из его повествования понятно, какую ценность представляли собой все животные в доме.
Исследований образа собаки в фольклоре незначительное количество. Все они касаются роли животного в жизни человека, значимости соседства людей и животных, но не делают анализа того, какие качества собаки в первую очередь были важны нашим предкам.
Глава 2. Образ Собаки в фольклоре.
2.1. Исследование малых жанров фольклора.
Мною были проанализированы 173 пословицы из сборника В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». В них нам встретилось 57 слов-названий животных.
Героями 94 (61 %) пословиц и поговорок стали 16 домашних животных:
Самые популярные в русском фольклоре животные - собака, свинья и лошадь. Зная характер деятельности крестьянина, удивляться не приходится: именно эти животные играли важную роль в домашнем хозяйстве наших предков.
Лидер пословиц - собака (16 пословиц - 10% от общего количества): «От семи собак на распутье огрызается», «Собака лает - ветер носит», «Пес космат - ему тепло, мужик богат - ему добро».
Собака на Руси не давала сельскохозяйственной продукции, но была достаточно колоритной «фигурой». В фольклоре животное оценивается и как верный друг, и как зубастый сторож богачей, и как бесправное, презираемое существо: «Добрый пес на ветер не лает»; «При верном псе сторож спит»; «Купил поп собаку, а сам брехать пошел»; «Любит, как собака палку»; «Жил собакой, околел псом». Можно сказать, что собака - образ, используемый в разных интерпретациях: трусость, малый достаток, нищета, бедность, пустословие - с одной стороны, а с другой - хитрость, успешность, что-то узнаваемое, знакомое каждому. [ Очерки ,1903: 34]
Самое главное использование собак, точнее всего, было связано с охотой. Охотничьи собаки, помогали человеку охотиться, добывать пищу. Известно так же, что собаки пасли стада, так появилась одна из самых именитых пород - овчарки.
Таким образом, В русских пословицах и поговорках важное место отводится животному миру, опоэтизированному народной фантазией, ставшему частью человеческой жизни и вековой мудрости наших предков. В образах животных раскрываются представления о добре и зле, о правде и лжи, о достойном и недостойном человеке. То, что в обществе считалось дурным, подвергалось осмеянию. В ироничной форме через образы животных высмеиваются скупость, лицемерие, невежество, заносчивость.
Во многих пословицах мы сталкиваемся с противоречивыми характеристиками, которые расширяют наши представления об образах собаки и об их роли в жизни человека. Это свидетельствует о наблюдательности народа, создавшего меткие пословицы.
Сказки о животных обычно невелики по объему. Народная фантазия наделяет героев этих сказок чертами человеческого характера, разумом, речью. Если в сказках и присутствует человек, то он является всего лишь второстепенным персонажем. В них обычно дается много сведений познавательного свойства: они ярко отображают суровую и прекрасную природу, повадки и особенности животных и птиц. [ Зооморфизмы 1994: 16] Часто такие сказки в иносказательной форме выражают социальные отношения людей. И в этом самая сильная их сторона – в каком бы облике ни сражались герои сказок с многоликим злом, они всегда воспитывают в наших душах добро.
Исследователи подчёркивали взаимосвязь сказок с мифологией народа. В мифологии сохранились весьма древние мифы о животных, объясняющие их некоторые видимые особенности.
Считается, как выше уже было сказано, что собака произошла от волка.
Для всех мифов о волке характерно сближение его с мифологическим псом. В представлениях германских народов два волка (Geri и Freki) сопровождали бога войны Одина в качестве его "псов". Именно для индоевропейских мифологических представлений характерно "смешивание" волка и собаки. [Журавлёв А.Ф; 1994: 122 ] В славянской мифологии волк также тесно связан с собакой. В славянских поверьях волки находятся в подчинении лешего, который кормит их как "своих собак". У гуцулов волки - "собаки мужских и женских лесных духов". У славян наблюдается сходство быличек о волке-оборотне и собаке-оборотне, аналогичны обереги от волков и собак. В славянском фольклоре были распространены представления о попеременном превращении людей то в волков то в собак. [http://adonay-forum.com/masterskaya_sudbyi_adonai_myi_i_nashi_domashnie_zhivotnyie/svyaschennaya_koshka_znachenie_i_vliyanie_koshek_rasskazyi_pro_koshek/ ] Известны сказочные мотивы, в которых герой часто является "сыном собаки". У славян же используются заговоры, обращенные к лешему, к святым - повелителям волков, с тем, чтобы они уняли "своих псов". У славянских народов "волчьими пастырями" являются разные святые. У восточных славян, болгар, сербов, хорватов, словенцев, босняков - св.Георгий, который накануне Юрьева дня собирает волков и ездит на них верхом.
В славянском фольклоре собака превратилась в одного из главных персонажей. Известный историк славянского фольклора А.Н. Афанасьев приводит старую украинскую легенду о том, что Большая Медведица представляет собой запряженных коней, а черная собака каждую ночь пытается перегрызть упряжку и разрушить все мироздание, но не успевает завершить свое темное дело до рассвета и пока бежит на водопой, упряжка снова срастается. Несмотря на принятие христианства, древние языческие представления славян так и не были изжиты, более того – «народная религия» прекрасно впитала их компоненты, которые составили своеобразный христианско-языческий комплекс верований. Так, волки считались псами Св. Георгия и именно его – «волчьего пастыря» - стоило молить о защите от нападений волков.[ Афанасьев, А.Н.; 434] .
Высоко ценили собак славянские племена. Еще о 1560 г. некий в самаитском списке попрекал своих соплеменников "почитанием псов". Вошедшее в русский язык слово "собака", употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, что объясняет его уничижительный оттенок.
В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь (в ряде сюжетов преданность пса сравнивается с верностью жены, всегда не в пользу последней). Образ собаки и волка часто встречается в русских сказках. В сказке "Иван-царевич и Серый волк" как раз затрагивается сущность волка (собаки): связь его с живой и мертвой водой, оборотнические моменты, но в тоже время он помощник человека. . [Гура А.В.. 1997:54] Мотив собаки-предсказательницы встречается в русских сказках довольно часто. В таких историях, как «Морозко», «Дочь и падчерица», «Девушка в колодце», где сюжет обыгрывает незаслуженное отношение мачехи к падчерице и ее попытки самым жестоким образом избавиться от последней, собака всегда принимает сторону обиженной девушки и предсказывает неизбежное торжество справедливости (она точно знает, какая из девушек вернется из лесу с подарками, а какая без оных). И никакими взятками в виде пирогов и блинов, никакими уговорами, угрозами и побоями не заставить ее изменить свое собачье мнение («Старикову дочь в злате-серебре везут, а старухину замуж не берут»).
Еще один важный, имеющий глубокие корни мотив – способность собаки, в силу своей тонкой организации, видеть нечистую силу и охранять от нее хозяина. К примеру, собака охотника из сказки «Леший» за версту учуяла нечистую силу, «шерстью ощетинилась» и вовремя предупредила хозяина об этом. Такова и собака Двоеглазка (черная и с двумя белыми пятнами под глазами), которая всюду высматривает разную нечисть, где бы она не схоронилась. Таков и сказочный пес Ярчук с волчьим зубом в пасти и в компании с двумя гадюками, яростный гонитель чертей и ведьм.
В огромнейшем количестве русских сказок собаки выступают как помощники и защитники главного героя. Например, в сказке про Кощея Бессмертного собака со щенятами, встреченная Иваном-царевичем, помогает ему добыть иглу с кощеевой смертью – ловит волшебного зайца. Два пса, подаренных главному герою невестой – Тяжелый и Легкий – верой и правдой служат ему и оберегают от опасностей («Притворная болезнь»). Бездольному из сказки «Пойди туда – не знаю, куда» тоже помогает собака – показывает дорогу в недосягаемый город Ничто. А вот Иван - старухин сын, персонаж «Хитрой науки», чтобы спастись от козней страшного старика Оха, сам оборачивается собакой. [http://okdzks.com/page.php?id=192]
Собака одной породы с волком, но с давних времен стала его лютым врагом, защищая-оберегая хозяйское добро. Недаром сложилась неизменно оправдывающаяся в жизни поговорка: "Собака - человеку верный друг!" [Рыбаков Б.А ] Заслышит волк собачий лай - сторонкой норовит обойти: знает серый, что зубы-то у этих сторожей острые, а чутье - на диво. О своем верном друге-стороже насказал краснослов - пахарь немало всяких крылатых словец, и все они в один голос говорят о собачьей привязанности, о собачьем нюхе, о собачьей неприхотливости. По собачьему лаю узнает сбившийся с дороги путник, где поблизости жилье человеческое. По нему же загадывают на святки и красные девушки: "Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!" [ В мире мифов; 334]
Ну и, наконец, ценность собаки как незаменимого помощника в хозяйстве тоже довольно часто и разнообразно обыгрывается в различных сказках. Например, в сказке «Барин и собака» довольно забавно и с истинно народным юмором повествуется о том, как мужик, случайно убивший посохом чужую собаку, вынужден был занять ее место и исполнять ее службу – стеречь дом от воров. [Пропп В.Я.]
Если просуммировать все изложенное выше, то можно с легкостью сделать очевидный вывод: собака в качестве сказочного персонажа русской фольклорной традиции выступает существом в высшей степени высоконравственным. Безыскусный и ясный образ этого замечательного животного, наделенного многими добродетелями и положительными чертами, вопреки всему поднимается выше многих религиозных и культурных условностей, которые в течение долгих веков прививались русскому народу. [http://okdzks.com/page.php?id=192]
В народных песнях и пословицах, в народных играх, восходящих ко временам язычества (см. у Пушкина: "Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив, себя в коня преобразив...") народ пронес через века свою веру в таинственную силу собаки.
Сказка жила и передавалась из уст в уста, переходила из поколения в поколение. Ее корни глубинно народные. [Сухомлинский В.А. 1997:148 ]
Сказки передают нам истинное представление народа о животном, о его повадках, жизни, связи с человеком. Читая русские народные сказки, мы понимаем, что привлекало наших предков в собаках. Я выбрал следующие качества:
Глава 3. Сравнительный анализ: качества собаки в русском фольклоре и качества собаки для современного человека.
По результатам интернет-опроса, современные подростки 13-14 лет выделяют у собаки такие качества:
Забавные- 48%
Добрые-24%
Верные-18%
Трудолюбивые-10%
Как видно из цифр, основное предназначение собаки в современном мире, по мнению подростков, -это развлекать хозяина, быть показателем его успешности и богатства, ведь не секрет, что многие, выбирая себе четвероногого друга, руководствуются в первую очередь рейтингом собаки и ценой.
Анализируя русский фольклор, я пришёл к выводу, что качества четвероного спутника распределяются так:
Помощь-62%
Верность-20%
Служение-18%
Как видно из данных, первое, что было необходимо нашим предкам, это реальная польза от животного. Верность и служение человеку, безропотное подчинение ценилось практически наравне. И в произведениях фольклора нет и намёка на то, чтобы оценивать животное по его цене или способности развеять скуку хозяина. Нет ни слова про цирковые способности собаки. Зато много раз встретилась мысль о том, что смекалка животного, нюх, природный ум много раз помогали животному спасти человека.
Заключение.
Я делаю вывод, что роль собаки в современном мире утратила своё изначальное предназначение. Наша жизнь и сытость уже никак не зависят от собак. Скорее наоборот. И именно поэтому истинной ценности в содержании собаки, когда проходит время щенячьих игр, человек не видит. Поэтому столько брошенных животных на улицах городов. Поэтому так остро стоит вопрос о помощи собакам.
Но ведь нет такого человека, который бы отказался иметь рядом преданного друга, который никогда не подведет, всегда выслушает и будет защищать его в любых экстремальных ситуациях. Именно поэтому многие заводят четвероногого друга. Ведь преданнее и забавнее их не найти в целом свете. Он будет есть с его руки и спать у ног, охраняя покой и сон. Но чаще всего мы заводим собаку потому, что тянемся к живому, к любви и теплу.
Много книг написано об этих животных, которых справедливо считают похитителями сердец человеческих, - за их верность и помощь, неподкупную дружбу и бесконечную преданность. Хочется верить, что даже не претендуя на помощь в хозяйстве, человек будет любить животных даже только за способность дарить уют и ласку.
Список использованной литературы.
Приложение 1
Интересные факты о собаках
Собаку целуют только в морду - иначе у неё блохи заведутся, кошку - наоборот.
Собачий вой - верная примета смерти. Считается, что в какую сторону воет собака, в той стороне или доме будет покойник или пожар, если воет перед домом – значит, в доме ждите чьей-то смерти.
Собака воет мордой вверх - к пожару, мордой вниз - к покойнику, держа голову прямо – к войне или голоду, сидя или лёжа - к своей смерти.
Собака, которая воя, качает головой в разные стороны или снизу вверх, предвещает целый ряд несчастий. Если при этом в доме есть больной, выздоровления ждать ему не придется. Смерть за ним придет в скором времени.
Чтоб отвести в этих случаях беду, следует поступать так.
Выйдя за калитку (или из подъезда), проговорите трижды, желательно вслух:
Иди беда не в эти ворота, собака лает, а ветер носит. Аминь.
В Ланкашире говорили, что если жизнь собаки тесно связана с жизнью хозяина, то по смерти последнего умрет и та. Это верование вполне могло подпитываться широко известными случаями, когда собака чахла и умирала после смерти любимого хозяина или хозяйки.
Если укусит бешеная собака - приложи к укусу разрезанную вдоль сырую сельдь, она вытянет весь яд.
Черных собак иногда считают приносящими неудачу, особенно если такая перебежит вам дорогу.
Плохой приметой считается проникновение в дом чужой собаки или встреча с ней в пути, особенно ночью.
В горных районах Шотландии забредшая в дом чужая собака предвещает нового друга.
Если за тобой увязалась чужая собака - это добрый знак.
Собака перебежит дорогу, беды нет, но и большого успеха не будет.
Если собака пробежит между молодыми, когда они идут венчаться, с ними непременно случится беда. (Горцы).
Лай собаки, как и крик петуха, заставляет бежать духов и приведения.
Собаки на улице лают ни с того ни с сего - нечистый мимо прошел.
Собаку (или щенка) не дарят - жить не будет. Если подарили - отдай за неё хоть медный грош.
Собака катается по траве — к ветру и дождю, по снегу — к метели или на оттепель.
Если собака катается на спине — будет мороз.
Если собака зимой снег ест — к дурной погоде.
Траву ест - к дождю.
Укус собаки нельзя показывать никому / особенно врачу! /, иначе рана долго не заживет
Против собачьего укуса рекомендовали заставить укушенного проглотить немного шерсти этой собаки или кусочек ее вареной печени.
Кто после собаки ест, у того горло распухнет;
Не пинай собаку - судороги потянут;
Если кто-нибудь ударит одну из тех собак, которые служат при стаде, доме или же из тех, что выучены, душа того отойдет в муках и болезнях из этого мира в подземный"
Пословицы и поговорки про собак и вокруг собак
Бешеная собака и хозяина кусает.
Ближняя собака скорее укусит.
Боги не засчитывают время жизни, проведенное на прогулке с собакой.
В доме без хозяина собака хозяин.
В такую погоду и собаку на улицу не выгонишь.
Виляя хвостом, собака добывает себе пропитание, а, гавкая, получает лишь побои.
Ворчливая собака - добыча для волка. (восточная мудрость)
Встарь бывало: собака с волком живала.
Доверь собаке мясо караулить - ничего не останется.
Долгов - что на собаке репьев.
За то собаку кормят, чтоб она брехала.
Заживет как на собаке.
Зачем держать собаку и лаять самому.
И собака знает, что травой лечатся.
И собака ласковое слово знает.
И собака на того не лает, чей хлеб ест.
Как собака - все понимаю, а сказать не могу.
Как собака двигается, так она и сложена.
Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
Каков хозяин, таков и пес.
Кто гостю рад, тот и собачку его кормит.
На смелого собака лает, а трусливого рвет.
На собаку, виляющую хвостом, рука не поднимается.
На чужбине и собака тоскует.
Не бей собаку, и она была человеком.
Облаять есть кому, а погладить некому.
Провинившаяся собака сильней других хвостом виляет.
Свои собаки грызутся - чужая не приставай.
Собака бьющую руку лижет.
Собака не ест собак.
Собака помнит, кто ее кормит.
Собачка лает - хозяину весть подает.
Собачья дружба до первой кости.
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Флейта и Ветер
Госпожа Метелица
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды