Нас современных школьников интересуют вопросы о космосе, звездах, космонавтах. Эта тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, волнует фантазию, зовёт в мир знаний. Эта работа подскажет источники знаний о космосе, поможет научиться находить информацию, систематизировать знания, применить их в различных видах деятельности.
VI учебно-практическая конференция младших школьников
«В науку первые шаги»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №406
МЕСТА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА СВЯЗАННЫЕ С КОСМОСОМ
Выполнил: ученик 1в класса Николаев Стефан
Руководитель: учитель начальных классов Силиванова Елена Станиславовна
Санкт-Петербург, г. Пушкин
2017г.
Содержание
Введение
Глава I ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС
1.1Звезды и космос мечта человечества.
1.2Что мы знаем о вселенной?
1.3История покорения космоса.
1.4Роль космоса в нашей жизни.
1.5Тема космоса в детской литературе.
Выводы по I главе
Глава II
2.1Описание исследования
2.2 Результаты исследования (создание путеводителя)
Выводы по II главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Тема: «Космические места Санкт- Петербурга»
Проблема:
Проведя анкетирование в классе, я выяснил, что всем детям интересна тема космоса. Многие смотрели научные фильмы о космосе, читали книги. Большая часть детей посещали места, где можно узнать о космосе, в основном это Планетарий. Про остальные места связанные с космосом дети почти не знают.
Актуальность.
Нас современных школьников интересуют вопросы о космосе, звездах, космонавтах. Эта тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, волнует фантазию, зовёт в мир знаний. Эта работа подскажет источники знаний о космосе, поможет научиться находить информацию, систематизировать знания, применить их в различных видах деятельности.
Объект исследования:
Места в г. Санкт-Петербурге, рассказывающие о космосе и космонавтике.
Предмет исследования:
Изучение мест в г.Санкт-Петербурге, рассказывающих о космосе и космонавтике.
Цель:
- Исследование возможности приобретения знаний о космосе во время посещения музеев и мест, рассказывающих о космонавтике в г. Санкт - Петербурге.
Гипотеза:
Созданный мной путеводитель, по космическим местам Санкт-Петербурга, подскажет школьникам источники к знаниям в космический мир.
Задачи:
- Собрать информацию о знаниях в области космонавтики для создания путеводителя.
- Изучить детскую литературу, посмотреть научные фильмы о космосе.
- Посетить музеи и другие места в г. Санкт – Петербурге, связанные с космонавтикой.
- На основе впечатлений от посещения музеев создать космический путеводитель для школьников.
- Сделать вывод.
Глава I ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС
1.1 Звезды и космос мечта человечества.
Всегда люди хотели понять, что же находиться за пределами земли. Ученые давали разные ответы на этот вопрос. Они представляли космос то хрустальной сферой с подвешенными к ней звездами, то бескрайним океаном, в котором плавает наша Земля. С развитием науки люди поменяли свое представления о космосе. С появлением авиации человечеству оставался один шаг до освоения космоса. Но сделать этот шаг очень непросто. Сначала в космос был отправлен искусственный спутник Земли, а затем собаки Белка и Стрелка. Наконец, советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. С тех пор люди побывали на Луне и отправили исследовательские станции ко многим планетам Солнечной системы. Но многие люди до сих пор мечтают о космосе.
Отдыхая летом у бабушки, я люблю теплым августовским вечером смотреть на звездное небо. Интересно, а что там далеко-далеко? Есть ли где-то там жизнь? И бесконечна ли вселенная? С тех самых пор, я заинтересовался астрономией. Моя мечта – посмотреть на землю из космоса в окно иллюминатора. Узнать и испытать на себе состояние невесомости. Это так здорово!
Если заглянуть немного в будущее, то возможно, наши потомки смогут долететь до других Галактик и сделать ещё один шаг к давней мечте человечества о космосе и звездах. Возможно, наши потомки в будущем переселяться на Луну или Марс и найдут там живых существ….
Нет ничего прекраснее и зрелищнее звездного неба! Космос – вечная мечта человечества!
1.2 Что мы знаем о вселенной?
Космос, что нам о нем известно? Космос является одной из самых малоизученных наукой областей. В переводе с греческого «космос» - строение, мир. Космическим пространством можно назвать участки Вселенной, находящиеся вне границ атмосфер небесных тел.
С тех пор как учёные начали изучать Вселенную, они не переставали размышлять над её загадками, над загадками её возникновения. Направляя телескопы в космос, они пытаются разгадать эту загадку. Они обнаружили, что почти все галактики движутся от нас и Вселенная расширяется. Если это и правда так, то значит, что Вселенная была гораздо меньше, чем сейчас. Теперь многие астрономы придерживаются теории, которая объясняет, как всё это могло произойти. Это теория Большого взрыва. Ориентировочно Большой взрыв произошёл 20 миллиардов лет назад. Не стоит спрашивать, что было до Большого взрыва, поскольку с него начался и отсчёт времени.
Через 10 миллиардов лет в одной из галактик, которую позже учёные назвали Млечным путем, образовались Солнце, Земля и другие планеты Солнечной системы. Начали возникать первые примитивные формы жизни
Космос состоит из галактик, звезд, планет и спутников, а так же комет и астероидов. В космосе находятся неизвестное количество планет, звезд, галактик, газа и пыли, удерживаемых вместе взаимным гравитационным притяжением.
В нашей Солнечной системе восемь планет, и все они вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении. Долгое время считалось, что самая отдаленная планета нашей Солнечной системы — это Плутон, который находится за Нептуном. Но не так давно учёные решили, что Плутон всё же нельзя считать планетой, ведь рядом с этой планетой есть и другие небесные тела такого же размера и даже больше.
Все звезды, которые видны нам с Земли, входят в состав больших групп — галактик, похожих на гигантские космические водовороты. Наша галактика называется Млечный Путь, или просто Галактика, и формой напоминает фейерверк-вертушку. В ней столько звезд, сколько человек не сможет пересчитать за всю свою жизнь. Наша Галактика постоянно вращается, только очень медленно: для полного оборота ей нужно целых 225 миллионов лет. Млечный Путь можно увидеть собственными глазами. Для этого нужно выехать на природу, подальше от городских огней, и посмотреть на небо. Там будет видна молочно-белая полоса света. Это и есть Млечный Путь.
Вечером, если посмотреть на звездное небо можно увидеть множество красивых звезд. Они нам кажутся маленькими, сверкающими точками. А на самом деле звезды - это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие звезды голубого цвета, а менее горячие, чем Солнце-красного. Звезды бывают маленькие, большие и гигантские. Самые яркие звезды. которые можно увидеть на небе, это - Сириус и Полярная звезда. Солнц - это тоже звезда, самая главная, хотя и не очень большая. Есть звезды больше Солнца. От Солнца зависит жизнь на нашей планете, звезды кажутся нам маленькими, потому что они от нас далеко.
1.3 История покорения космоса
В те далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они с удивлением наблюдали за тем, что происходит на небе. Им казалось, что небо - хрустальный колпак, который накрывает Землю, а звезды прикреплены к небосводу для украшения. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг Земли.
Древние астрономы изучали звезды без специальных приборов, наблюдая за небом с Земли. Но только с изобретением телескопа, около 400 лет назад астрономы смогли разглядеть Луну и планеты. Ученый Галилео Галилей одним из первых посмотрел в ночное небо через телескоп. Уже через много лет 1990г ученые создадут знаменитый телескоп Хаббл, который позволил астрономам познакомиться с далекими объектами.
Впервые в реальность полёта к дальним мирам люди поверили в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли. Наконец, в начале 20 века исследователи обратили внимание на ракетный двигатель. Первую ракету, способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году.
Время шло, и вот 4 октября 1957 года началась новая, а точнее первая, эра в освоении космоса — запуск первого искусственного спутника Земли, названного «Спутник-1», спроектированной под руководством Сергея Королёва. Первый спутник был микроскопическим, чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг. Полный виток вокруг Земли он совершал за 96 минут. «Звёздная жизнь» железного пионера космонавтики продлилась три месяца, но за этот период он прошёл фантастический путь в 60 миллионов км!
Ученые хотели знать, с чем придется столкнуться человеку в космическом полете. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных
Первыми "космонавтами"- разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы.
Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. В собачьем "космическом отряде" каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому. Лучше других сдала "выпускные экзамены" умная и смелая собачка Лайка. Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку одели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. Лайка из космоса не вернулась.
Вслед за лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Космонавты - эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт-это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле "Восток" он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.
Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой: был совершён первый в мире групповой космический полёт, затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г), состоялся полёт первого многоместного космического корабля. Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г) - и все эти грандиозные события - целиком заслуга отечественной космонавтики.
Наконец, 21 июля 1969 г состоялась первая высадка человека на Луну: американец Нил Армстронг сделал тот самый «маленький-большой шаг».
Сейчас космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года, проводят на космических научных станциях.
Космическая станция "Мир" построена в России. Она летает и работает на околоземной орбите с 1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления. В космосе побывало уже более трехсот человек. Сейчас в космосе летают искусственные спутники и космические станции, которые исследуют планеты и звезды.
У Вселенной еще много загадок, и астрономам хватит работы надолго.
1.4 Роль космоса в нашей жизни.
Что же дало нам освоение космоса? Стоило ли оно усилий тысяч людей? Сейчас космонавтика стала настолько обыденной, что порой мы не отдаем себе отчета, что смотрим телевизионные программы благодаря спутниковым антеннам, ведем через спутники телефонные переговоры, слушаем составленные на основе данных из космоса прогнозы погоды, получаем со спутников фотографии о распространении лесных пожаров и других стихийных бедствий. Космические системы используются самолётами, морскими судами, автомобилями и туристами. К началу 21 века сотни людей побывали в космосе; человек высадился на Луне, автоматические аппараты побывали на многих планетах Солнечной системы, астероидах и кометах. Автоматический зонд Вояджер-1 пролетел более 14 миллиардов километров и приближается к границе Солнечной системы. В последние годы были найдены десятки планет, сверхмощные телескопы заглянули в глубины космоса более чем на 10 миллиардов световых лет.
С участием NASA разрабатываются планы строительства космического лифта! Ввиду малой силы притяжения Луны, строительство такого лифта из точек Лагранжа , где уравновешены силы тяготения Луны, Земли и Солнца, до поверхности Луны возможно даже с помощью сегодняшних технологий! Потребуется лишь кабель из сверхпрочного волокна, который может быть поднят в космос за один запуск. Также сейчас серьезно рассматриваются планы по добыче ресурсов на Луне и астероидах. Один из видов полезных ископаемых это гелий-3. На Земле его нет, на Луне он присутствует в избытке. А он, в то же время, является отличным топливом для термоядерной энергетики. При этом, чтобы обеспечить всей нашей планете потребление энергии, потребуется в год доставлять на Землю лишь около 100 тонн гелия-3! Но и это — не последние достижения! Освоение космоса открыло перед наукой безграничные возможности изучения Вселенной.
1.5 Тема космоса в детской литературе.
Тайны и загадки космоса привлекают не только учёных, но и писателей, поэтов. Такие творения уносят читателя в незабываемый мир фантастических приключений. Космическая тема очень часто затрагивается в мировой и русской культуре. Встречаются научно-фантастические, художественные, документальные книги о космосе (см. Приложение №2) Книги о космосе и космонавтах привлекают взрослых и детей.
Художественная литература о космосе включает в себя повести, романы, рассказы, сказки, стихи. Многие произведения, связанные с темой космоса, уже стали классическими. Стоит о них вспомнить. Сказка Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Путешествия и размышления маленького принца покорили сердца многих читателей. Она заставляет окунуться в особенный трогательный и красивый мир.
Мы с мамой много читали о космосе. В основном это детские энциклопедии, из которых я узнал много нового и интересного, например: « Что ждет вселенную?», «Из чего сделаны звезды?», «Всегда ли будет светить солнце?», «Чем планеты отличаются от звезд?», «С какой скоростью летают ракеты?» «Что такое невесомость?» и многое другое. Сейчас читаем сказку Н. Носова « Незнайка на Луне» и рассказы современных писателей о космонавтах и ученых астрономов.
Вывод по теоретической части
Анализ литературных, интернет источников, научных фильмов и детских мультфильмов по данной проблеме позволил сделать ряд выводов:
Человечество должно интересоваться тематикой космоса, ведь именно оттуда поступает самый большой риск гибели цивилизации. На научном уровне об этом говорится мало, хоть некоторые теории гласят о том, что динозавры умерли именно вследствие столкновения Земли и большого космического тела. «Вестники Вселенной», которые иногда заходят в атмосферное пространство нашей планеты, таят в себе скрытую угрозу. Поскольку эта проблема касается всех жителей Земли, люди должны прикладывать максимум своих усилий для того, чтобы устранить угрозу из космоса.
Глава II
2.1 Описание исследования
Прочитав книги и посмотрев немало фильмов про космос, я заинтересовался: « Интересно, а есть ли в нашем городе места связанные с космосом, где можно познакомиться с планетами, посмотреть на звезды, узнать о первых космонавтах, померить скафандр или отведать еду в тюбиках?»
Собрав с родителями информацию в интернете, мы нашли очень много интересных мест, которые решили посетить и узнать о них больше.
Прежде всего, мы составили список с адресами, и кратким описанием, определили маршрут, и наше маленькое путешествие в загадочный мир космоса началось! Сразу хочу отметить, что посетить все космические места за один день просто невозможно, для этого потребуется несколько дней или недель, а попасть в некоторые места можно только летом.
Сначала мы отправились в Музей Космонавтики. Ехать к нему нам довелось по проспекту Юрия Гагарин. Наблюдая из окна машины, я заметил, что проспект похож на взлетную полосу т.к. абсолютно прямой. Первое, что привлекло внимание перед входом в музей - это капсула топографического спутника ……….
2.2 Результаты исследования (создание путеводителя)
После посещения мест, связанных с космосом, мы решили создать свой путеводитель по космическим местам нашего города. Мы надеемся, что он понравится всем, кого манят новые знания и магия далёких небесных светил.
В нашем путеводителе мы собрали информацию о всех местах, которые хоть как то, могут нам рассказать о космосе: это музеи, обсерватории, планетарий, парк, памятники, дворы нашего города, даже улица и станция метро.
В нем содержится краткая информация о месте с фотографией, адресом и некоторыми рекомендациями при посещении (приложение № 3)
Выводы по II главе
Я считаю, что выдвинутая мною Гипотеза о создании путеводителя, по космическим местам Санкт-Петербурга, подскажет школьникам источники к знаниям в космический мир.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение № 1
Анкетирование детей с целью выявления интереса к космосу.
1. Нравится ли вам наблюдать за звездным небом, солнцем, луной?
А) Да
Б) Нет
2. Хотелось бы вам больше узнать о космосе и вселенной?
А) Да
Б) Нет
3.Смотрели ли вы научные фильмы о космосе?
А) Да
Б) Нет
4. Читали ли вам книги о космосе?
А) Да
Б) Нет
5. Посещали ли вы музей Космонавтики, обсерваторию, планетарий?
А) Да
Б) Нет
Итоги анкетирование детей с целью выявления интереса к космосу
Всего опрошенных: 31 человек (дети 1 В. Класса возраст 7-8 лет)
1. Нравится ли вам наблюдать за звездным небом, солнцем, луной?
А) Да- 100% (31 чел.)
Б) Нет - 0%
2. Хотелось бы вам больше узнать о космосе и вселенной?
А) Да- 100% (31 чел.)
Б) Нет - 0%
3.Смотрели ли вы научные фильмы о космосе?
А) Да - 58% (18 чел.)
Б) Нет - 42% (13чел.)
4. Читали ли вам книги о космосе?
А) Да - 68% (21 чел.)
Б) Нет - 32% (10 чел)
5. Посещали ли вы музей Космонавтики, обсерваторию, планетарий?
А) Да - 61% (19 чел.) из них посещало:
Обсерваторию - 13% (4 чел.)
Музей Космонавтики - 16% (5чел.)
Планетарий - 55 % (17 чел.)
Б) Нет – 39% (12 чел.)
По итогам анкетирования можно сделать вывод, что всем детям (100%) интересна тема космоса. Многие смотрели научные фильмы о космосе (58%), читали книги (68%). Большая часть детей (61%) посещали места, где можно узнать о космосе, в основном это планетарий (55%), а вот обсерваторию и музей Космонавтики посещало очень малое количество детей (13 % и 16%), еще 39% детей не посещали таковых мест никогда.
Военная хитрость
На берегу Байкала
Твёрдое - мягкое
Что такое музыка?
Карандаши в пакете