Играя, дети стараются изобразить взрослую жизнь, они подражают своим родителям, хотят быть похожими на них. В прошлом году я посетила музейное занятие в Коми-избе, где мы изготавливали куклу народа коми «акань». Мне стало интересно узнать историю создания таких кукол, их роль в воспитании и формировании личности ребенка.
Настоящая работа посвящена исследованию своеобразности коми кукол «акань».
Вложение | Размер |
---|---|
solomatova_a_kukla_akan.doc | 84 КБ |
Соревнование юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор»
Сходство и различие коми кукол «акань»
и русских кукол - «потешек»
(Исследовательская работа по краеведческому направлению)
Автор: Соломатова Алёна Владимировна
Шурышкарский район
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образовательное учреждение-
Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н.В. Архангельского»
( Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского)
4 класс «А»
Руководитель - Ребась Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»
с. Мужи, 2017г.
Содержание:
1.Аннотация……………………………………...........................................................3
2.Введение……………………………………………………………………………..4
3.Сходство и различие коми «акань» и русских кукол - «потешек» ………………6
3.Вывод…………………………………………………………………………………10
4.Список литературы…………………………………………………………………..11
Сходство и различие коми кукол «акань»
и русских кукол- «потешек»
Автор: Соломатова Алёна Владимировна
Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи
МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского», 4 «А» класс
Аннотация
Играя, дети стараются изобразить взрослую жизнь, они подражают своим родителям, хотят быть похожими на них. В прошлом году я посетила музейное занятие в Коми-избе, где мы изготавливали куклу народа коми «акань». Мне стало интересно узнать историю создания таких кукол, их роль в воспитании и формировании личности ребенка.
Настоящая работа посвящена исследованию своеобразности коми кукол «акань».
Сходство и различие коми кукол «акань»
и русских кукол- «потешек»
Автор: Соломатова Алёна Владимировна
Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи
МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского», 4 «А» класс
1. Введение.
Все дети любят играть, а для игр нужны игрушки. Играя, дети стараются изобразить взрослую жизнь, они подражают своим родителям, хотят быть похожими на них. Девочки представляют себя будущими мамами: «воспитывают» кукол, готовят для них еду, шьют платья. Мальчики играют в полководцев и заставляют сражаться полки игрушечных солдатиков, «водят» игрушечные машины, строят дома из конструктора. Так ребёнок готовится к взрослой жизни. Игры на самом деле не только развлечение, но и учёба. Я тоже люблю играть в куклы. Современные куклы могут улыбаться, петь песенки, мило шевеля розовыми губками, пить водичку и носить памперсы. Можно приобрести пупса, который болтает ручками и ножками, лежа на спинке.
В прошлом году я посетила музейное занятие в Коми-избе, где мы изготавливали куклу народа коми - акань. Больше всего меня удивило то, что коми куклы акань похожи на старинные русские тряпичные куклы. На уроках окружающего мира и технологии мы знакомились с традиционными русскими куклами, как крупеничка, стригушка, десятиручка, и даже мастерили куклу-стригушку из ниток. Мне стало интересно узнать историю создания коми кукол акань, их роль в воспитании и формировании личности ребенка. Прежде всего, я обратилась к своей бабушке с просьбой рассказать о коми куклах. Она мне рассказала, что её мама (моя прабабушка) мастерила незатейливые куколки для своих внуков из лоскутков ткани, из бумаги, из веточек. От бабушки я узнала, что куклы, сделанные руками людей, нужны не только для игр, но и для того, чтобы связывать людей с местной традицией, национальной культурой. Также я изучила литературные и Интернет - источники, посетила Коми - избу, где познакомилась с историческими фактами культуры, традициями и укладом традиционной семьи народа коми.
Кукла - не только предмет игры, она может многое рассказать об истории своей страны, об обычаях и традициях своего народа, о том какую одежду носили наши предки, как и чем они жили. С куклой связано много легенд и сказок, она учит, как себя вести, и как не следует поступать.
Актуальность данной темы обусловлена желанием расширить границы знаний о своеобразности кукол коми - зырян, а также сравнить их с русскими куклами.
Цель данной работы: определить на основе констатации фактов, основанных на достоверных материалах, указать сходство русских кукол - «потешек» и коми кукол - «акань».
Данная цель определяет решение следующих задач:
Гипотеза: коми и русские куклы схожи по происхождению и назначению, кукла играет важную роль в воспитании и формировании личности ребенка.
Объектом исследования являются куклы акань и куклы – потешки.
Предмет исследования: предназначение куклы (типы кукол) и ее роль в жизни наших предков и в жизни современного человека.
Методы исследования: сбор и анализ информации, беседы с сотрудниками музея, сопоставительный анализ, наблюдение.
Для решения поставленной задачи я изучила и проанализировала следующие источники:
1. За основу своего исследования я взяла материалы из фондов архива Коми- избы Шурышкарского районного историко-краеведческого музея.
2.Большой фактический материал был найден мной в книге Е.Н. Растягаевой «Менам мада акань» («Моя любимая кукла»)
3. Для получения более полного материала я общалась с сотрудниками Коми-избы, бабушкой Коневой Александрой Васильевной, компетентными в данной области.
4. Подтверждением моих догадок стали материалы Интернета.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что во все времена кукла играет важную роль в воспитании и формировании личности ребенка.
2. Сходство и различие коми «акань» и русских кукол «потешек».
Когда я изучала материалы о коми куклах, мне было интересно всё: как и из чего они сделаны, почему они так выглядят. Меня удивляло, почему у них нет лица. Но что меня больше всего удивило – это то, что куклы акань похожи на старинные русские тряпичные куклы. Мне казалось раньше, что предназначение куклы – это игра, времяпровождение для девочек. Оказывается, не только это.
2.1. Кукла - оберег.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Почему? И по русским народным и по зырянским поверьям кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой и оберегом. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Отличаются куклы русские от коми местом хранения. Обычно русские куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней, а у коми акань хранились в сундучках, деревянных ящичках.
2.2. Кукла-проводник во взрослую жизнь.
Женщины – хозяйки издавна ценились и среди русского народа, и среди коми. Люди и в русских и коми деревнях судили об умениях будущей невесты по её детским игрушкам. Русские. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
Коми. Традиционный уклад жизнедеятельности народа коми связан с оленями, а именно с их постоянным движением по тундре. В таких условиях дети растут в дороге, и их образ жизни «уходящая вперед дорога». Воспитывая детей в семье, родители ставили две задачи - подготовить ребенка с самого раннего возраста к самостоятельной трудовой жизни и приобщить его к традициям своего народа. Женщина коми – большая труженица, искусная рукодельница, мастерица, которая не привыкла сидеть сложа руки, они у неё всегда в работе. Подражая образу матери, девочки играют в дом и семью, и именно их основными игрушками становятся куклы, которые в тундре есть в каждом чуме. Первых кукол дочерям делают матери или старшие сестры, затем под их руководством девочки самостоятельно мастерят игрушки. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам. Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей. Шестилетним девочкам матери дарят меховую сумочку для рукоделия, богато украшенную цветным сукном и подвесками. В этих сумочках хранятся все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, напёрсток, иглы. И с этого возраста девочки самостоятельно мастерят кукол. Таких кукол у девочки собирается целое семейство: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это традиционный, стандартный набор для игры. Также имеется кукольный гардероб и целое кукольное хозяйство. К куклам относятся с некоторым суеверием. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости. И история создания таких кукол напрямую связана с духовными представлениями северных народов.
Таким образом, процесс изготовления кукол готовил девочек ко взрослой жизни, приучал к трудолюбию и мастерству.
2.3. Кукла - способ сохранения национального искусства и традиций.
Что у русского народа, что у коми дети учились изготавливать игрушки у взрослых. Мальчики – у отцов, а девочки – у матерей, бабушек. Поэтому особенности шитья и вышивки передавались из поколения в поколение. Основой для головы русской «потешки» и коми «акань» является матерчатый жгут, у некоторых групп коми – головами служат клювы уток и гусей.
Как играли в куклы в России подробно описано на сайте http://www.rukukla.ru/article/kuhi/narodnye_kukly_i_ih_vidy.htm
«Играя в куклы, выросли практически все дети. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девушка приносила с собой короб с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги - повязочницы, подруги - кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девичник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась».
Зырянские дети точно так же, как и русские, проигрывают взрослую жизнь через куклы. Коми называли свою куклу «акань», что означает «женщина», «баба». С коми-зырянского языка акань - «маленькая игрушечная сестрёнка, женщина». В восприятии взрослых некоторые детские игры с акань считались пророческими. По поверьям, игры девочек с тряпичными акань влияли на их будущее семейное счастье и плодовитость. Коми-зыряне говорят, что у девочки, которая в ходе игры раздает своих кукол подругам, не будет семейного счастья и благополучия. У каждой девочки количество тряпичных акань в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка. Но при этом, акань никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением обезопасить живых людей от установления возможной связи с судьбой игрушечного двойника и, тем самым, исключить возможность сглаза и порчи. Родители, наблюдая за изготовлением девочками тряпичной одежды для кукол, а нередко участвуя в этом процессе и в самой игре, строго следили за тем, чтобы акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. По поверьям коми-зырян одежда, «пропитанная запахом живого человека», является его вуджöр (тенью). В сказочном фольклоре коми-зырян ожившая акань выступает в роли покровителя и помощника героини, оставшейся без матери.
Так повторяя за взрослыми, дети готовятся к взрослой жизни, сохраняют свою культуру, национальное искусство. Ремесло изготовления и русских и коми тряпичных кукол, к сожалению, забывается и сейчас возрождается в мастерских и на кружках. В Шурышкарском районе изготовлением тряпичных кукол «акань» занимаются Урубкова Галина Фёдоровна (Мужи), Рочева Мария Андреевна (Мужи), Филиппова Екатерина Алексеевна (Мужи), Муртазина Светлана Егоровна (Восяхово) и др. Кроме того, мастерицы делают ярких нарядных кукол из конфетных фантиков. Технология изготовления бумажных кукол напоминает технологию изготовления русской куклы - стригушки. С целью приобщения детей к забытому ремеслу в доме-музее Коми-изба села Мужи проводятся мастер-классы по изготовлению кукол «акань».
3. Изготовление кукол.
Несмотря на внешние различия (головы, национальные костюмы) изготовление «акань» и «потешек» похоже.
Для изготовления «потешек» требуются: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется «скалкой», маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки «мулине» для косы, бисер или мелкие бусинки. При изготовлении «потешек» готовится «скалка»(плотно скатанный кусок ненужной ткани и обшитый белой тряпицей). Шьётся сарафан прямоугольной формы, украшается тесьмой, пришиваются рукава – всё это украшается. Из ниток «мулине» сплетается косичка и прикрепляется.
Для изготовления акань применяется мех, утиные клювы и другие необычные материалы. Но главное – эта кукла всегда изготавливается из полос ткани 10-15 сантиметров. Ткань традиционно выбирают такую, которая никем не носилась – обрезки, оставшиеся от шитья одежды. Кукла должна быть яркой, разноцветной, чтобы радовать глаз долгими зимними вечерами. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями. В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол: Первая - кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у куклы акань из целого ряда цветных полос. Валик из ткани складывается «под грудь» под кофточку, которую подвязывают пояском. Затем на основу наворачивают различные лоскутки: нижняя юбка, сарафан, передник. Лоскутков берется много, чтобы было пышно. Лоскутки выбирают яркие, «цветистые». В завершение на куклу надевают платок и подпоясывают. Волосы не делали, женщине надевали платок, а девушке - повязку из ткани или из ниток. Для второй куклы головой служит верхняя пластина клюва водоплавающей птицы (гуся, утки или лебедя). Обычно возникает вопрос: «Почему именно клюв птицы?» По старинным преданиям, коми - зыряне верили, что птицы каждый год улетают на Небо к ен Енэж (бог неба) и считаются чистыми и невинными существами, как дети. По клюву можно определить пол куклы, и даже возраст. Клюв водоплавающей птицы может быть с куском меха снятым с лобной части птицы, а может и без него. Клюв является «неизменной» основой куклы. От его размера зависит будущее куклы. Маленькие клювы используют для создания кукол-детей (4-5 см), большие (чаще всего лебединые) для создания кукол-мужчин (13-14 см), а средние (утиные, 8-12 см) для кукол-женщин. Так же при создании куклы обращают внимание на окрас клюва. Яркие клювы – это основы для создания праздничной, нарядной куклы. Очень многое символизирует цвет лицевой стороны одежды куклы. Кукла молодой женщины имеет яркий костюм. Кукла пожилой женщины костюм из приглушенных тонов. Синие, темно-зеленые, черные цвета преобладают в костюмах мужчин. Очень редко костюм (основу) шьют из белого или светлого материала. Это объясняется тем, что белые цвета символизируют у данного народа цвета высших божеств и духов, которым делаются приклады из светлых материалов. Летняя кукла - шьётся из сукна, зимняя из меха. Наряды куклы акань очень просты, но в тоже время каждая кукла именно по своей одежде и набору украшений индивидуальна и несет на себе отпечаток творчества своей мастерицы.
4. Выводы.
Итак, я пришла к выводу, что куклы «акань» и «потешки» схожи в назначении, технологии изготовления, в первоначальном назначении (куклы - обереги). Эти куклы сыграли большую роль в сохранении национальных традиций и обрядов. Благодаря им дети готовились к взрослой жизни, изучали народные обычаи, приобщались к этикету.
В заключении я задала себе вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа?», «Чему она научила?». В ходе исследования я подтвердила предположение, что во все времена кукла играет важную роль в воспитании и формировании личности ребенка. Определила, что национальные куклы живут рядом с человеком от самого рождения, являясь частью истории и уклада семьи, призывая добро и удачу. Выяснила, что знакомство с традиционными куклами, через орнаменты на одежде, предназначение, помогает изучать историю и культуру народа, делает прошлое интереснее и понятнее.
В куклах акань отражена история и традиции коми народа. Хочется верить, что не покинет нас кукла акань, ставшая частью национальной культуры, и будет бережно передаваться из поколения в поколение.
Источники
http://www.rukukla.ru/article/ok/obradovye_kukly.htm
Барсучья кладовая. Александр Барков
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рождественские подарки от Метелицы
Прекрасная арфа