Тема актуальна, так как в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья людей. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами.
Цель проекта: показать значимость здорового образа жизни и процесс его организации, выработать сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Проект даёт ответ на вопрос «Что такое здоровье?» В работе описываются критерии, оценки здоровья и основные факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья. Даётся характеристика основных элементов здорового образа жизни. Предлагается режим дня для школьников. К проекту прилагается буклет о здоровом образе жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
slagaemye_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 90 КБ |
kireev.ppt | 974 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Слагаемые здорового образа жизни
Автор: Киреев Василий, учащийся 5 «а» класса Научный руководитель: Марчуков Александр Николаевич учитель физической культуры первой квалификационной категории.
Энгельс -2017 г.
Оглавление
1.Введение J
2.Основная часть 4
2.2.Элементы здорового образа жизни 5
3.Практическая часть 8
4.Заключение 9
5.Список литературы 10
1.Введение.
"Девять десятых нашего счастья
зависит от того, насколько
здоровый образ жизни мы ведём".
Артур Шопенгауэр
Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Крепкими и здоровыми хотят стать все. Но все ли знают, как сохранить своё здоровье, как не пристраститься к пагубным привычкам?
Здоровье каждого зависит только от нас самих. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья людей.
Поистине страшные цифры выдает нам бесстрастная статистика. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Идет деградация молодых поколений. Меня очень волнует здоровье школьников, стремительное его падение от класса к классу.
Цель проекта:
окружающих
Задачи проекта:
Я выдвинул гипотезу: наше здоровье зависит от нас самих.
2. Основная часть.
2.1. Понятие о здоровье.
Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Индивидуальное - это личное здоровье человека, которое зависит от него самого, от его мировоззрения, от культуры его здоровья. Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит от многочисленных факторов.
Физическое здоровье - естественное состояние организма, обусловленное нормами, нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психологическое здоровье - (определяется) зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье - определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека является, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Выделяется три уровня ценности здоровья: 1) биологический, определяющий совершенную саморегуляцию организма, слаженную работу всех его физиологических процессов, что позволяет человеку успешно адаптироваться к природным и другим условиям жизнедеятельности; 2) социальный, характеризующий здоровье как меру проявления человеком социальной активности в учёбе, работе, общественной, культурной деятельности, его деятельного отношения к миру; 3) личностный, рассматривающий здоровье как отрицание болезни, её предотвращение, профилактику (предупреждение).Академик Н.М.Амосов писал : «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек настолько
совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки упадка. Необходимые усилия для этого возрастают по мере старости и углублению болезней.»
Критерии по которым оценивается здоровье:
Отсутствие болезней; нормальная работа организма ; полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие ; способность приспосабливаться к изменениям в окружающей среде; возможность полноценно учиться, трудиться, общаться с людьми, стремление к творчеству.
Рис.1. Факторы, влияющие на здоровье
Факторами, влияющими на здоровье, являются: образ жизни, наследственность, внешняя среда и природно-климатические условия, медицинское обслуживание. Всё это необходимо учитывать при укреплении здоровья. Сосредоточим внимание на образе жизни как наиболее значимом в укреплении здоровья человека.
Образ жизни включает в себя основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общие и бытовые взаимоотношения.
Здоровый образ жизни - эго целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне. К здоровому образу жизни имеет отношение всё, что через деятельность по оздоровлению условий жизни: труда, отдыха, быта, способствует выполнению людьми их функций в наиболее благоприятных для здоровья условиях. Понятие «здоровый образ жизни» включает: медико-социальную
активность, отсутствие вредных привычек, соблюдение гигиенических норм и правил, своевременное обращение за лечением, за советом в медицинские учреждения, соблюдение режима труда, отдыха, питания.
Основными элементами здорового образа жизни являются:
Режим дня. Многим потребуется проявить волю и твёрдый характер, чтобы соблюдать его. Однако режим придаст жизни чёткий ритм, создаст наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности. Режим дня — это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), приём пищи.
Утренняя гимнастика. Важное значение в режиме дня имеет утренняя гимнастика (зарядка) — комплекс физических упражнений, облегчающих переход от сна к бодрствованию. После её выполнения чувствуется прилив энергии.
Сон. Особое место в режиме дня занимает сон. Это жизненно необходимая потребность человека, источник отдыха и восстановления организма.
Во время сна нервная система перестаёт реагировать на раздражения, замедляется работа сердца, снижается кровяное давление, замедляется дыхание, понижается обмен веществ, расслабляется мускулатура. В результате снижается расход энергии, происходит восстановление затраченных во время бодрствования веществ, прежде всего в центральной нервной
системе. Сон должен быть непрерывным и протекать в определённые часы. В этом случае появляется важная привычка ложиться и вставать в одно и то же время. Учащимся 10—12 лет необходимо спать 9,5—10 ч, 12—13 лет — 9—9,5 ч. Если постоянно не высыпаться, то снижается работоспособность.
Режим питания. Соблюдать режим питания, т. е. принимать пищу в одно и то же время, необходимо для того, чтобы не нарушать физиологические ритмы жизни человека.
Питаться рекомендуется четыре раза в день. Интервал между приёмами пищи не должен превышать 4—4,5 ч.
Двигательная активность. Одним из обязательных компонентов здорового образа жизни является двигательная активность — сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, занятиях физическими упражнениями. Оптимальная двигательная активность положительно влияет на работоспособность, внимание, память, усидчивость и т. п.
Разнообразные формы использования двигательной активности в течение недели у учащихся-подростков должны со ставлять 10—12 ч или в среднем 1,4—1,7 ч в день.
Личная гигиена. Гигиена—наиболее древняя область медицинских знаний. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает меры предупреждения заболеваний, сохранения здоровья и продления жизни. Личная гигиена — составная часть гигиены физической культуры и спорта. В это понятие входит гигиена тела, сна, питания, одежды и обуви, разумное чередование труда и отдыха с использованием физических упражнений, отказ от вредных привычек.
Рациональное питание. Жизнь человека связана с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами,поступающими с пищей. Известно, что даже в состоянии покоя, сна человек расходует энергию. Например, в состоянии покоя расход энергии в 1 ч на 1 кг массы тела равен 1 килокалории. Рациональное питание — это правильное соотношение по энергоёмкости и калорийности принимаемых продуктов питания с нормой пищи. Здоровье во многом зависит от того, насколько качественно и правильно организовано питание.
Закаливание. Закаливающие процедуры повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, положительно влияют на сосуды. Эффективность закаливания повышается, если его сочетать с выполнением физических упражнений на свежем воздухе. Закаливание — комплексная система оздоровительных мероприятий и воздействий на организм с использованием целебных сил природы — солнца, воздуха и воды.
Режим труда и отдыха. В распорядке дня необходимо, прежде всего обеспечить выполнение различных видов деятельности в строго определённое время; правильное чередование учебной и трудовой (дома) деятельности, занятий физическими упражнениями и отдыха; регулярное питание в одни и те же часы; достаточный по времени и полноценный сон.
Вредные привычки. Одним из пагубных воздействий на организм и здоровье человека являются вредные привычки. К ним относятся употребление спиртных напитков, табакокурение, токсикомания, наркомания. Все они являются разрушителями здоровья, причиной многих опасных заболеваний. Вредные привычки вначале возникают как одноразовое влечение, а затем затягиваются надолго и, если не предпринимать мер, могут погубить человека как личность.
Как правильно составить режим дня - одна из самых важных тем здорового образа жизни. Каждый человек сталкивается с необходимостью распределять свое время. Правильный режим дня подразумевает рациональное использование времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, занятий спортом и физической активности. Планирование распорядка дня и следование ему делает человека дисциплинированным, развивает организованность и целенаправленность.
Я разработал режим дня для школьников.
• 7:00. Подъем.
• 7:00-7:30. Зарядка, умывание.
• 7:30-7:45. Завтрак.
• 8:30-13:05. Занятия в школе.
• 13:30-14:00. Обед.
• 14:00-15:45. Подвижные игры, прогулки, времяпровождение на свежем воздухе.
• 15:45-16:00. Полдник.
• 16:00-18:00. Самоподготовка, домашнее задание.
• 18:00-19:00. Свободное время, отдых.
• 19:00-19:30. Ужин.
• 19:30-20:00. Свободное время, работа по дому.
• 20:00-20:30. Вечерняя прогулка.
• 20:30-21:00. Подготовка ко сну.
• 21:00. Сон.
4.Заключение
Здоровый образ жизни положительно влияет на организм и качества личности. В поведении проявляется собранность, ощущение своей физической привлекательности, оптимистичный настрой, умелое общение, высокая жизненная энергия, умение организовать свой досуг и т. п. В психологическом отношении отмечается хорошее самочувствие, сильная воля (целеустремлённость, настойчивость в достижении поставленной цели, решительность), устойчивость к неприятным жизненным
ситуациям. В функциональном отношении — более высокое качество здоровья, хорошая работоспособность, снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое восстановление после умственной или физической деятельности, улучшение деятельности основных систем организма, нормализация весо-ростового показателя, хорошая осанка, походка и т.д.
Формируя здоровый образ жизни, нужно овладевать не всеми его элементами сразу, а ограничиться одним-двумя, затем перейти к другим.
У каждого из нас есть свои физические и психические особенности, некоторые из которых передаются нам на генетическом уровне. В мире не существует идеально здорового человека, который обладает всеми перечисленными выше достоинствами. Вот почему нам важно знать свои слабые места и уметь принимать все необходимые меры в целях предупреждения болезней. В этом и состоит роль здорового образа жизни. По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы национальной системы здравоохранения. Моя гипотеза нашла подтверждение, я убедилась, что наше здоровье в большей степени зависит от нас самих, от соблюдения простых правил здорового образа жизни.
Культура здорового образа жизни влияет на качество жизнедеятельности любого человека, что связано с достижением долголетия, возможностью полноценно выполнять социальные функции и активно участвовать в семейной, трудовой, общественной жизни общества.
5. Используемая литература:
Интернет-ресурсы:
http://zdobr.ni/content/view/26/61/ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Слайд 1
Слагаемые здорового образа жизни Автор: Киреев Василий , учащийся 5 «а» класса Научный руководитель: Марчуков Александр Николаевич Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области. Энгельс -2017 г.Слайд 2
Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Крепкими и здоровыми хотят стать все. Но все ли знают, как сохранить своё здоровье? Поистине страшные цифры выдает нам бесстрастная статистика. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Цель работы : показать значимость здорового образа жизни и процесс его организации. Гипотеза: наше здоровье зависит от нас самих.
Слайд 3
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Индивидуальное – это личное здоровье человека, которое зависит от него самого, от его мировоззрения, от культуры его здоровья. Академик Н.М.Амосов писал : «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные.»
Слайд 4
Критерии по которым оценивается здоровье: Отсутствие болезней ; нормальная работа организма ; полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие ; способность приспосабливаться к изменениям в Окружающей среде; возможность полноценно учиться, трудиться, общаться с людьми, стремление к творчеству.
Слайд 5
Факторы, влияющие на здоровье: образ жизни, наследственность, внешняя среда и природно-климатические условия, медицинское обслуживание. Всё это необходимо учитывать при укреплении здоровья. Здоровый образ жизни - это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне.
Слайд 6
Основными элементами здорового образа жизни являются: окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, употребления наркотиков; питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов; движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных, физиологических особенностей; гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; закаливание.
Слайд 7
Как правильно составить режим дня ? Правильный режим дня подразумевает рациональное использование времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, занятий спортом и физической активности. Режим для школьников. • 7:00. Подъем. • 7:00-7:30. Зарядка, умывание. • 7:30-7:45. Завтрак. • 8:30-13:05. Занятия в школе. • 13:30-14:00. Обед. • 14:00-15:45. Подвижные игры, прогулки, времяпровождение на свежем воздухе. • 15:45-16:00. Полдник. • 16:00-18:00. Самоподготовка, домашнее задание. • 18:00-19:00. Свободное время, отдых. • 19:00-19:30. Ужин. • 19:30-20:00. Свободное время, работа по дому. • 20:00-20:30. Вечерняя прогулка. • 20:30-21:00. Подготовка ко сну. • 21:00. Сон.
Слайд 8
Здоровый образ жизни положительно влияет на организм и качества личности. В поведении проявляется собранность, высокая жизненная энергия, умение организовать свой досуг и т. п. В психологическом отношении отмечается хорошее самочувствие, сильная воля. В функциональном отношении — хорошая работоспособность, снижение заболеваемости; хорошая осанка, походка . По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы национальной системы здравоохранения.
Слайд 9
ВЫВОДЫ: У каждого из нас есть свои физические и психические особенности, некоторые из которых передаются нам на генетическом уровне. В мире не существует идеально здорового человека. Поэтому нам важно знать свои слабые места и уметь принимать все необходимые меры в целях предупреждения болезней. В этом и состоит роль здорового образа жизни.
Слайд 10
"Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведём". Артур Шопенгауэр Будем внимательны и разумны – и тогда наше здоровье будет в наших руках!
Швейня
Рисуем ананас акварелью
Заяц-хваста
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Снегири и коты