Школа должна и может быть примером интеграции экологии и хозяйственной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
ekoproekt_2_litsey_5.docx | 30.26 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5».
Экологический проект
Школа как модель экологически сбалансированного хозяйства.
Выполнил ученик 8Б класса
Рахматуллин Камиль Маратович.
Руководитель учитель биологии
Вакилова Д.Г.
Казань- 2016г.
Актуальность проблемы: человек развивался с незапамятных времён, развивалось и производство товаров нужных ему. Вначале это были натуральные изделия, с влиянием прогресса всё чаще натуральные компоненты замещаются на химические вещества, отходы которых не перерабатываются в естественных условиях. В связи с этим серьёзнейшей на сегодняшний момент экологической проблемой является бытовые отходы. Именно поэтому для создания проекта я выбрал тему: Школа как модель экологически сбалансированного хозяйства .
Цель:
- способствовать пропаганде знаний о системах безотходного производства.
Практическая цель:
- заложить основу рационального использования бытовых отходов в школьном хозяйстве
Задачи:
1) Изучить принципы и направления создания мало- и безотходных производств
2). Рассмотреть примеры безотходности на территории России.
3) Проанализировать возможности использования отработанной бумаги, пластика, резиновых игрушек, батарей питания в школьном хозяйстве .
4) Наметить пути решения проблемы отходов в рамах школьного хозяйства.
5) создать модель экологически безопасного школьного хозяйства.
Гипотеза: использование отходов бумаги, пластика, резины возможно в качестве материалов благоустройства территории школы. В рамках школы силами учащихся можно и нужно построить модель экологически безопасного и экономически выгодного хозяйства.
Методика
№ | Метод | Что изучали | Данные |
1 | Социологический опрос | Мнение педагогов и учащихся о возможности использования вторичного сырья | получили поддержку всех сторон для начала реализации проекта |
2 | Беседа с учащимися | проблема утилизации токсичных бытовых отходов | получили желание учащихся участвовать в сборе отработанных батарей питания |
3 | Моделирование | Возможность использования бытовых отходов вторично в рамках школьного хозяйства | доказали, что можно успешно использовать пластик и отработанную бумагу . |
Оборудование и материалы
№ | Название | Назначение | Способ применения |
1 | Емкость для сбора отработанных батарей питания | Сбор учащимися , преподавателями и родителями отработанных батарей с целью дальнейшей утилизации | |
2 | Емкости от напитков пластиковые | Применение емкостей для оформления пришкольной территории | Изготовление фигурок, украшающих территорию школы |
3 | Отработанная бумага разных форматов (старый картон, писчая бумага) | Использование на уроках технологии | Изготовление поделок, украшающих интерьер школы |
4 | Семена однолетних декоративных цветковых растений | Благоустройство пришкольной территории | Выращивание рассады, высадка в грунт |
Понятие о вторичных материальных ресурсах
Отходы производства и потребления являются вторичными материальными ресурсами (ВМР), которые в настоящее время могут вторично использоваться в народном хозяйстве.
Отходы производства — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Отходы потребления — изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа.
Отходы бывают токсичные и опасные. Токсичные и опасные отходы — содержащие или загрязненные материалами такого рода, в таких количествах или в таких концентрациях, что они представляют потенциальную опасность для здоровья человека или окружающей среды.
Участие учащихся Лицея №5 в проекте «Школа как модель экологически сбалансированного хозяйства».
Тема опроса – готовность включиться в активную работу по воспитанию экологической культуры детей и взрослых, участвовать во всех видах деятельности, направленных на создание экологически сбалансированного хозяйства школы
Батарейки — это химические устройства, элементы которых вступают в реакцию, давая на выходе электричество, которым мы и пользуемся. Элементы эти, в основном, токсичны и опасны.
В них содержатся:
-свинец (накапливается в организме, поражая почки, нервную систему, костные ткани)
-кадмий (вредит легким и почкам)
-ртуть (поражает мозг и нервную систему)
-никель и цинк (могут вызывать дерматит)
-щелочи (прожигают слизистые оболочки и кожу) и другие
После выбрасывания металлическое покрытие батарейки разрушается от коррозии, и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды, откуда уже недалеко и до рек, озер и прочих водоемов, используемых для питьевого водоснабжения. Ртуть — один из самых опасных и токсичных металлов, имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов и может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных.
А если батарейку сожгут на мусоросжигательном заводе, то все содержащиеся в ней токсичные материалы попадут в атмосферу.
По статистике, одна казанская семья ежегодно выбрасывает до 500 грамм использованных элементов питания. Суммарно в столице набирается 1-2 тысячи тонн батареек. Хранить дома их не рекомендуется, так как происходит выделение опасных веществ в воздух. По правилам, их необходимо утилизировать на специальных предприятиях. Лицей № 5 заключил договор с «Поволжской экологической компанией» – это компания по переработке отходов.
Процесс накопления продуктов из пластмасс в окружающей среде, отрицательно сказывающийся на дикой природе, среде обитания диких животных и людей. Существует много видов и форм пластикового загрязнения. Пластиковое загрязнение отрицательно влияет на земную поверхность, водные пути и океаны. Усилия по сокращению пластикового загрязнения предпринимаются в различных регионах и включают в себя попытки снизить потребление пластмасс и поощрение их переработки. Распространение пластикового загрязнения коррелирует с невысокой ценой и долговечностью пластмасс, что определяет высокий уровень их использования человеком.
Учащиеся Лицея №5 приняли решение использовать долго разлагающийся пластик (100 лет) для изготовления фигурок, благоустраивающих пришкольную территорию. Это дает немалую экономическую выгоду.
Учащиеся начальной школы на уроках технологии в 2015-2016 учебном году изготавливали костюмы из бумаги, ранее бывшей в употреблении. Дети стали победителями конкурса «Большая перемена» и финалистами Всероссийского конкурса «Чистый мир» в номинации «Поделки из мусора».
На пришкольной территории высаживаются однолетние декоративные растения. Уход за ними осуществляют учащиеся на летней практике, в трудовых бригадах. В осенний период производится сбор семян. Часть семян реализуется на ярмарках регулярно устраиваемых в Вахитовском районе Казани. Таким образом, лицей получает небольшую финансовую базу для реализации следующих проектов.
№ | Этап проекта | Участники | Привлеченная помощь | Время проведения |
1 | Проведение социологического опроса | Учащиеся 8-11 классов, учителя, родители. | завуч по воспитательной работе лицея С.А. Переломова, организует выход с анкетами на родительские собрания | Май 2015 года |
2 | Экологическая просветительская работа: разъяснение опасности отработанных батареек | Рахматуллин Камиль, учащийся 7, 8 класса | администрация школы | сентябрь 2015 |
3 | Утилизация батарей питания | Учащиеся всех классов лицея | Поволжская экологическая компания | Сентябрь 2015 года- по сегодняшнее время |
4 | «Пластику – вторая жизнь» | Учащиеся 8-х классов | Учителя лицея Е.Б.Ингачева, И.И.Закирова, плотник Закиров Х.Х. | Апрель-июнь 2016 года |
5 | Озеленение пришкольной территории | Учащиеся все классов, учитель биологии | Учителя лицея, родители, организация «Горзеленхоз» города Казани | Апель-октябрь 2015 года , 2016 года |
6 | Реализация семенного материала в рамках Осенней школьной ярмарки. | Учащиеся 10 класса | завуч по воспитательной работе лицея С.А. Переломова, | октябрь 2016 года |
7 | Анализ результатов проекта | совет старшеклас-сников лицея | администрация школы | май 2017 года |
Выводы
Силами школьников, родителей педагогов удается создать благоприятный экологически сбалансированный микроклимат на пришкольной территории.
В ходе реализации проекта мы получаем опыт по использованию вторичного сырья, как важный момент ресурсосбережения.
Совместная деятельность на благо школы приносит моральное удовлетворение, сплачивает коллективы родителей, детей, педагогов. Результаты нашего проекта эстетически развивают нас, поддерживают в нас уверенность в собственной значимости в важном деле сохранения природы.
Информационные источники
Загадка Бабы-Яги
Цветок или сорняк?
Ёжикина Радость
Рисуют дети водопад
Заяц-хваста