В проведенной работе был исследован один из факторов создающий благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников – занятие физической культурой и спортом учащихся начальной школы в отдельно взятом регионе города Балашихи Московской области (Новый свет и Балашиха - 2).
Вложение | Размер |
---|---|
«Здоровые дети – здоровая нация» | 2.6 МБ |
Проект исследование «Здоровые дети – здоровая нация» | 669.49 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №25»
Проект исследование
«Здоровые дети – здоровая нация»
Спортивное развитие детей начальных классов
2017
Введение
«Дети – это не просто абстрактное будущее любой семьи. |
Это очень реальный стратегический ресурс любого государства в геополитическом пространстве. |
Ибо без граждан нет страны». |
В.В. Путин. |
«Здоровье нации» является безусловной общественной ценностью, приоритетом государственной политики, основой национального богатства и национальной безопасности России, отражает жизнестойкость и геополитические перспективы нации. Здоровье» - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, морального, психического, экологического и социального благополучия, включающего такие формы поведения и образа жизни людей, которые позволяют сделать нашу жизнь лучше.
Выделяют несколько основных направлений в воспитании человека: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, конфессиональное, семейное.
Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебного труда обучающихся, формирует элементы физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия, социально-биологических, экологических, медицинских и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, психического и социального благополучия человека.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми.
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию, оно содействует нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепляет здоровье, формирует духовные качества личности.
Поэтому физическому воспитанию уделяется много внимания, начиная с раннего возраста ребенка, в школе уроки по физической культуре входят в обязательную программу обучения и обязательно дополнительные занятия по физическому развитию ребенка.
В связи с интенсивным развитием мальчиков и девочек в начальной школе приобретает особую актуальность проблема дополнительного физического воспитания и выбора спортивной школы (секции), с учетом всех имеющихся факторов.
Для школьников систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Тренированный школьник легко справляется со значительными физическими нагрузками.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие школьного образования идет по пути интенсификации, увеличения эмоциональных и психических нагрузок на ребенка и сегодня уже складывается тревожное положение о состоянии здоровья детей начальной школы.
Целью данной работы является исследование возможности занятий в спортивных школах и спортивных секциях учащимися начальной школы региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести опрос учащихся начальной школы;
- выяснить значение занятий спортом в жизни младших школьников;
- проанализировать условия занятий спортом учащихся начальной школы в регионе.
Здоровые дети – здоровая нация
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка.
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.
Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования. В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию, оно содействует нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепляет здоровье, формирует духовные качества личности.
Физическое воспитание - вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека. Поэтому физическому воспитанию уделяется много внимания, начиная с раннего возраста ребенка.
Правильное физическое воспитание учеников - необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечнососудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности.
Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим. Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни – самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья. Спортивные соревнования должны способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно больше детей и взрослых.
В спортивной секции ребенок не просто двигается и постигает азы спорта. Общение с ровесниками, имеющими общие интересы, стимулирует духовное и социальное развитие. Чем раньше малыш начнет посещать приобщаться к физкультуре, тем лучше.
Народная мудрость гласит: «Праздность - мать пороков». И в этих простых словах заключен глубокий смысл. Школьники, которые после окончания занятий предоставлены сами себе, нередко становятся неуправляемыми и агрессивными, приобретают вредные привычки и не могут полноценно развиваться.
Дети, которые участвуют в спортивных состязаниях, получают неоценимые жизненные навыки, опыт взаимодействия, конкурентоспособности и лидерства. Физическому развитию должно помогать правильно проводимое и хорошо организованное физическое воспитание.
Младший школьный возраст - наиболее активный период в формировании двигательной координации ребенка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются основы культуры движений, приобретаются новые двигательные навыки.
Спорт и физическая культура занимают достаточно важное место и значение в жизни людей (учебе, работе и т. д.), стране и вообще в мире.
Движение - это жизнь. А здоровым, красивым, эффектным хочет быть каждый человек, независимо какого он возраста. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В связи с этим двигательная активность и спорт должны войти в процессе повседневного профессионального труда и в быту, и стать так называемой привычной.
К сожалению, резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей всех слоев населения, особенно страдают дети, которые поменяли занятия веселой двигательной активности на домашние электронные игрушки. И здесь не может идти речь о здоровом населении в будущем.
Поэтому с первых же дней жизни людей необходимо уделять внимание физической двигательной активности. Детей приобщать к занятиям физической культуры и прививать любовь к спорту.
Таким образом, движения, двигательная активность, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.
Для того чтобы выяснить, какие условия созданы для занятий спортом в регионе учащимся начальной школы, какими видами спорта занимаются дети и какими видами хотели бы заниматься, была проведена эта работа.
При проведении исследования был проведен опрос и анкетирование детей начальной школы (1 -4 класс) района «Новый свет», школы №25 и школы №2 «Балашиха 2» города Балашихи.
Школа № 25 «Новый свет»
Протестировано всего человек:
Мальчики 152 чел. – 48,4% (152/314*100)
Девочки 162 чел. – 51,6% (162/314*100)
Всего 314 чел 100%
Учащиеся, занимающиеся в спортивных школах (секциях):
Мальчики 112 чел – 53,6% (112/209*100)
Девочки 97 чел – 46,4% (97/209*100)
Всего 209 чел – 100%
Учащиеся, не занимающиеся в спортивных школах (секциях):
Мальчики 40 чел – 38,1% (40/105*100)
Девочки 65 чел -61,9% (65/105*100)
Всего 105 чел – 100%
Платные занятия:
Мальчики 100 чел -53,5% (100/187*100)
Девочки 87 чел – 46,5% (87/187*100)
Всего 187 чел – 100%
Бесплатные занятия:
Мальчики 12 чел – 54,5% (12/22*100)
Девочки 10 чел – 45,5% (10/22*100)
Всего 22 чел – 100%
Средняя школа №2 «Балашиха 2»
Протестировано всего человек:
Мальчики 212 чел – 51,2% (212/414*100)
Девочки 202 чел – 48,8% (202/414*100)
Всего чел 414 – 100%
Занимаются в спортивной секции:
Мальчики 141 чел – 56,9% (141/248*100)
Девочки 107 чел – 107 – 43,1% (107/248*100)
Всего чел 248 – 100%
Не занимаются в спортивной секции:
Мальчики 71 чел – 42,8% (72/166*100)+
Девочки 95 чел – 57,2% (95/166*100)
Всего чел 166 – 100%
Платные занятия:
Мальчики 116 чел – 54,0% (116/215*100)
Девочки 99 чел – 46,0% (99/215*100)
Всего чел 215 – 100%
Бесплатные занятия:
Мальчики 25 чел – 75,8% (25/33*100)
Девочки 8 чел – 24,2% (8/33*100)
Всего чел 33 – 100%
Полученные данные занесены в таблицу 1.
Сводная таблица полученных данных
Таблица 1
Протестировано, человек | % | Занимаются в спортивных секции | % | Не занимаются в спортивных секции | % | Платные занятия | % | Бесплатные занятия | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
мальчики | 364 | 50,0 | 253 | 55,4 | 111 | 41,0 | 216 | 53,7 | 37 | 67,3 |
девочки | 364 | 50,0 | 204 | 44,6 | 160 | 59,0 | 186 | 42,3 | 18 | 32,7 |
всего | 728 | 100 | 457 | 100 | 271 | 100 | 402 | 100 | 55 | 100 |
Как видно из расчетных данных, приведенных в табл.1, протестировано и мальчиков и девочек по 50%. Занимающихся спортом мальчиков больше чем девочек на 10,7%. Не занимающихся спортом, наоборот, больше девочек, чем мальчиков на 18%.
Рисунок 1. Сводные данные по результатам опроса
Из представленных данных рис.1, видно, что практически все тестируемые учащиеся занимаются в платных спортивных школах (секциях).
Как раз, не занимающиеся в спортивных школах (секциях) озвучили, что не имеют возможность заниматься с оплатой (малообеспеченные семьи, многодетные). В районе (шаговой доступности), находится одна спортивная школа (художественная гимнастика, футбол, баскетбол, бейсбол).
В общеобразовательных школах тоже есть секции, в 25 школе (художественная гимнастика, дзюдо, бокс, настольный теннис, волейбол), где созданы прекрасные условия для занятий спортом (на платной основе).
Но на такой большой район города Балашихи (район активно застраивается новыми жилыми домами), недостаточно спортивных школ, это видно по результатам исследования, значительная часть тестируемых детей не занимаются спортом (желали бы). Не занимающиеся спортом дети, это 37,2% (271 чел/728 чел *100) из всех опрошенных хотели бы заниматься спортом, но нет возможности оплачивать занятия или нет в шаговой доступности желаемых видов спорта. На вопрос, «Каким видом спорта хотели бы заниматься?», многие ответили, что плаванием -108 человек, футболом -52 человека, теннисом -18 человек и др. Бассейн находится очень далеко, а доступность предполагает территориальное расположение секции и финансовый вопрос. Уставший после тренировки ребенок, вынужденный ехать на автобусе или дожидаться папу с машиной, очень быстро утомится от подобного режима. Вместо укрепления здоровья пойдет обратный процесс – хроническая усталость.
Заключение
Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре и спорту, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.
В проведенной работе был исследован один из факторов создающий благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников – занятие физической культурой и спортом учащихся начальной школы в отдельно взятом регионе города Балашихи Московской области.
На основе данных, полученных при анализе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- младший школьный возраст - наиболее активный период в формировании двигательной координации ребенка и в этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются основы культуры движений, приобретаются новые двигательные навыки;
- протестировано одинаковое количество мальчиков и девочек;
- занимающихся спортом мальчиков 55,4% из 100% опрошенных и девочек 44,6% из 100% опрошенных учащихся начальной школы;
- занимающихся спортом мальчиков больше чем девочек на 10,7%, не занимающихся спортом, наоборот, больше девочек, чем мальчиков на 18%.
- мальчиков занимающихся в платных секциях 53,7 из опрошенных, девочек занимающихся в платных секциях 42,3% из 100% опрошенных учащихся начальной школы;
- мальчиков занимающихся бесплатно в секциях (из всего занимающихся) всего 14,6% (37 чел/253чел * 100), девочек 8,8% (18 чел /204чел *100);
- не занимающихся детей спортом, 37,2% (271 чел/728 чел *100) из всех опрошенных хотели бы заниматься спортом, но нет возможности оплачивать занятия или нет в шаговой доступности желаемых видов спорта.
Очень хотелось бы, чтобы занятия спортом были более доступны для детей начальной школы, ведь только 12% (55 чел/ 457 чел * 100) протестированных учащихся занимаются бесплатно в спортивных секциях.
Также очень хочется, чтобы в нашем районе города Балашихи, построили еще спортивную школу и бассейн, чтобы еще большее количество детей занимались спортом. Ведь занятие физкультурой и спортом – это здоровье детей, а здоровые дети – это здоровая нация.
Список использованной литературы
Лепесток и цветок
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Рисуем ананас акварелью
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Огонь фламенко