В этом году наш муниципальный Городищенский район отмечает юбилейную дату- сорокалетие своего создания. И все эти годы судьба Городищенского района была неразрывно связана с судьбами людей, проживающих на этой территории, людей, творящих его историю, тех его жителей, без деятельного участия которых история района не стала бы такой яркой и содержательной.
История нашего края – в судьбах и делах наших отцов и дедов, матерей и бабушек. Данная работа является исследованием жизни и профессиональной деятельности ветерана педагогического труда, почетного гражданина п. Самофаловка Резниковой Нины Андреевны. Ее любит не одно поколение учеников, закончивших школу в Самофаловке, она знакома каждому ныне проживающему в нашем поселке жителю. Резникова Нина Андреевна – человек, которому судьба родного поселка была небезразлична на протяжении всей ее жизни.
Цель данной исследовательской работы состояла в следующем:
1. исследовать историю жизни ветерана педагогического труда, учителя Самофаловской школы Резниковой Нины Андреевны;
2.доказать неразрывную связь судьбы Резниковой Нины Андреевны с судьбой Городищенского муниципального района.
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_variant_konkursnaya_rabota_o_reznikooy.docx | 73.12 КБ |
Отдел по образованию администрации
Городищенского района Волгоградской области
МКУ «Образование»
Городищенского района Волгоградской области
МПО «Потомки павших на войне»
Секция: Земля замечательных людей
Научно-исследовательская работа
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СУДЬБЕ СТРАНЫ
Авторы : Щелокова Екатерина, ученица 9 класса;
Гарипова Алина , ученица 8 класса;
Руководители: Кокарева Елена Алексеевна,
учитель истории;
Науменко Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Городище
2017 год
Содержание
Введение………………………………………………………………….стр. 3-5
Глава 1. Коренные переломы в историческом развитии Городищенского района……………………………………………………………………стр. 6-13
Глава 2. Годы, опаленные войной…………………………………….стр.14-18
Глава 3.Послевоенное восстановление страны……………………...стр. 19-22
Глава 4. Новая и новейшая история Городищенского района……....стр.23-27
Выводы………………………………………………………………….стр. 28-29
Список литературы………………………………………………………...стр. 30
Введение
Родная земля. Степь между Волгой и Доном. Бескрайняя, от полыни седая. Она и теперь еще, когда идешь по ней, местами кажется безлюдной, необжитой. Помнит эта земля многое: и грозные набеги татаро-монгольских полчищ, и освободительные походы Степана Разина и Емельяна Пугачева, и героические дни обороны Царицына, и жесточайшие бои на подступах к Сталинграду во время великой битвы на волжских берегах. В этом году наш муниципальный Городищенский район отмечает юбилейную дату- сороколетие своего создания. И все эти годы судьба Городищенского района была неразрывно связана с судьбами людей, проживающих на этой территории, людей, творящих его историю, тех его жителей, без деятельного участия которых история района не стала бы такой яркой и содержательной.
Каждая юбилейная дата подталкивает нас, подрастающее поколение России, отыскать старые пожелтевшие фотографии в старых семейных и музейным архивах, обратиться к истории жизни людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю как своей малой родины, так и в историю России в целом. И в очередной раз убедиться в том, что судьба любого человека неразрывно связана с судьбой страны, с судьбой своего края.
Каждый из нас- частица малой родины. И куда бы ни занесла человека его жизненная дорога, он всегда будет помнить о той земле, которую мы называем своей «малой родиной», о тех людях, которые тебя окружали. История нашего края – в судьбах и делах наших отцов и дедов, матерей и бабушек. В судьбе человека, которому посвящена данная работа, тоже отражена история нашей Родины, основные этапы становления Городищенского района. И эта неразрывная связь обусловлена прежде всего профессией героя.
В нашем поселке Самофаловка все свои 92 года живет человек, который заслуживает того, чтобы о нем помнили, о нем рассказали, с него брали пример те, кому творить будущее нашей страны.
Это учитель, ветеран педагогического труда, почетный гражданин п. Самофаловка Резникова Нина Андреевна. Ее любитне одно поколение учеников, закончивших школу в Самофаловке, она знакома каждому ныне проживающему в нашем поселке жителю. Резникова Нина Андреевна – человек, которому судьба родного поселка была небезразлична на протяжении всей ее жизни.
Цель данной исследовательской работы состояла в следующем:
1. исследовать историю жизни ветерана педагогического труда, учителя Самофаловской школы Резниковой Нины Андреевны;
2.доказать неразрывную связь судьбы Резниковой Нины Андреевны с судьбой Городищенского муниципального района.
Для достижения этой цели нами в ходе реализации проекта решались следующие задачи:
1.изучить и проанализировать семейный архив Резниковой Нины Андреевны и фактыее жизни и деятельности, воспоминания коллег Резниковой Н.А. и ее учеников, которые помогут проиллюстрировать органичную связь судьбы страны с судьбой каждого отдельно взятого ее гражданина в лице Резниковой Н.А.
2. показать, насколько велика была профессиональная деятельность Резникоой Н.А. в развитии народного образования на территории Городищенского района и в Волгоградской области.
3. взять интервью у ныне здравствующих представителей старшего поколения об истории становления Городищенского района с целью увековечивания исторического прошлого нашей малой родины.
4. создать видеотеку воспоминаний ветеранов войны, труда, детей военного Сталинграда, ставших свидетелями и участниками важных исторических вех Городищенского района, оформить эти воспоминания в виде тематического диска «Судьба человека в судьбе страны», который будет посвящен 40-летию создания Городищенского района, и передать материалы в Городищенский краеведческий музей и Городищенскую межпоселенческую библиотеку.
Гипотеза нашего исследования состояла в следующем:
педагогические работники Городищенского района в лице Резниковой Н.А. внесли огромный клад в дело развития народного образования и воспитания подрастающих поколений России на разных исторических этапах становления нашей страны, их судьба и профессиональная деятельность оказались неразрывно связаны между собой.
Глава 1.Коренные переломы в историческом развитии Городищенского района
Богата и красива Городищенская земля, раскинувшаяся между Волгой и Доном. Радуют глаз живописные села, четкие линии оросительных каналов, цветущие сады, золотые колосья пшеницы. Городищенский район находится в пригородной зоне Волгограда. В далеком прошлом междуречье Волги и Дона было окраиной России и называлось «Диким полем». Массовое заселение этих мест оседлым населением началось с конца 16 века и начала 17 столетия, т.е. после окончательного разгрома татаро-монгольских завоевателей.[1] Большинство современных сел появилось в первой и начале второй половины 19 века: Ерзовка, Городище, Винновка, Алексеевка, Дмитриевка и другие.[2] Именно об этом рассказывала своим ученикам Резникова Нина Андреевна уже в самом начале своей педагогической деятельности, когда она, совсем еще молодая учительница, впервые переступила порог Самофаловской школы в далеком 1946 году.
Как же и когда началась история становления Городищенского района? В данной работе мы расскажем о человеке, вся жизнь которого была искренним служением Отечеству и своему народу.
С 1718 по 1722 гг. на протяжении 60 верст по приказанию Петра Великого была построена Царицынская сторожевая линия от города Царицына до реки Дон. На линии постоянно находились служивые люди для караулов и разъездов.А в 1774 году сам Емельян Пугачев после первого неудачного штурма г. Царицына отходил на Мокрую Мечетку .
Село Городище начало заселяться в 1827 году. Первоначально была заселена та часть, которая называется Уваровкой. Здесь появились первые крестьяне из Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, села Уваровка (4 семьи), а в 1831 г. сюда переселилось много семей из села Городище, того же уезда. Отсюда и получило село название «Городище».[3]
Село Самофаловка возникло при железнодорожной станции Котлубань. В 1870-ыхг. была построена железная дорога Царицын - Грязи, и появилась железнодорожная станция, которую назвали Котлубань. Это название было дано потому, что ближайшим населенным пунктом тогда был хутор Котлубань, который находился в 4-5 километрах западнее («Котлубань» - «яма», «низина», «впадина»).
Первым облюбовал себе место около станции пожилой казак Самофалов, который, построив два дома, «обосновал» новое село - Самофаловку. В 1895 году к нему пристроился и Жоголев Василий Павлович ( дочь его, Жоголева Мария Васильевна, тоже жила в нашем поселке, остались в нем и последующие поколения Жоголевых. Вот и пошло: село одно, а названия два: село Самофаловка и станция Котлубань. На рубеже 19 и 20 веков сельчане организовали торговлю на железнодорожной остановке около водонапорной башни. Сюда выносили выпечку, каймак, соления и свежие овощи. Пассажиры 84 и 85 поездов, следовавших из Царицына и Тамбова, выходили на остановку специально для того, чтобы приобрести продукты в дорогу именно здесь, на Тещиной остановке. Каждое воскресенье, после тяжелой трудовой недели, жители села собирались на перроне не только торговать, но и просто отдохнуть.[4]
К началу 1917 года поселок уже насчитывал более десятка дворов, а люди все приезжали. В дореволюционные годы в границах территории нынешнего Городищенского района его жители в абсолютном большинстве занимались сельским хозяйством, заводов и фабрик на территории района не было. Великую Октябрьскую социалистическую революцию население в границах района встретило по-разному. Зажиточное казачество Области Войска Донского встретило враждебно и всячески препятствовало Советской власти в тех местах. Трудовое казачество формировалось в добровольческие красногвардейские отряды по борьбе с контрреволюцией. В восточной части района, примыкающей к Волге и Царицыну, с новым ожесточением вспыхнула классовая борьба между бедными крестьянами и помещиками.
Во время гражданской войны с. Самофаловка не раз подвергалось нападению белых (в феврале 1918 - марте 1919гг.). Надолго белым не удавалось закрепиться в селе, на второй-третий день их выбивали красные. Через станцию Котлубань курсировал бронепоезд «Ленин». В команде служили 8 человек самофаловцев, опознанных на фотографии, где красноармейцы, одетые по-домашнему, кто во что, запечатлены на фоне бронепоезда: Шалунов Василий Степанович, Невежин Александр Васильевич, Ильяшенко Степан Самойлович, Сафронов Владимир Филиппович, Кубанцев Афанасий Михайлович, Кубанцев Николай Андреевич, Мотренко Александр Михайлович, Кубанцев Николай Михайлович. Сейчас этот снимок хранится в музее Обороны Царицына.[5]Активным и храбрым участником гражданской войны был и их односельчанин, Садчиков Аристарх Дмитриевич, который служил в 1-й Конной Армии Будённого. Резников Александр Иванович был первым добровольцем в Красную Армию из нашего села. Служили в Красной Армии и Максимов Яков Алексеевич, Максимов Иван Викторович, Богачёв Михей Иванович, Голубев Василий Яковлевич.[6]
Резникова Нина Андреевна во время интервью с ней заявила: «Судьба малой Родины, где я родилась, определила всю мою судьбу». Она стала не только современницей тех судьбоносных исторических событий, но и ее участницей. Как же это происходило? Резникова Нина Андреевна вспоминает со слов своих родителей о том, что первое коллективное хозяйство нового типа возникло в 1918 году. В него вошли семьи : большая семья Шляховских, Бондаренко и другие. Это были очень активные, работящие люди. Весь скот: коров, тягловых быков - свели на один общий баз. Под навесом стоял сельхозинвентарь, сеялки. Для скота были сооружены ясли для кормежки скота. У коммунаров были свои поля, которые они добросовестно обрабатывали. Пахали землю тягловыми быками, которых запрягали в связку парами. Но в 1924 году она распалась. Заговорили о новой форме коллективных хозяйств – артелях. Все имущество коммуны было поделено между семьями по едокам, как тогда говорили. В 1929 году хуторяне-котлубанцы создали коммуну «Коммуна Правды».[7] В нее вошли 18 семей: Котов Степан Иванович, Котов Егор Степанович, Котов Константин Карпович, Полумарченков Анисим Алексеевич, Полумарченков Николай Анисимович, Ревин Иван Данилович, Резников Тимофей Иванович, Решетов Василий Тимофеевич, Шляховский Павел Васильевич, Шляховский Александр Васильевич, Шляховский Михаил Васильевич, Бондаренков Тимофей Илларионович и другие.Они разобрали свои дома в хуторе Котлубань и ушли в Самофаловку, построившись все на одной улице (ныне это улица Советская: от Шляховского Анатолия Павловича до Нагаева Гения Степановича). Одновременно с этим были раскулачены Бондарев Василий Степанович и
Тюлюков Иван Васильевич, имущество которых передали вновь образовавшейся коммуне. Семьи и их имущество погрузили на телеги и увезли. Ходили разговоры о том, что раскулаченных отправили на Кольский полуостров. Председателем «Коммуны Правды» был избран Полумарченков Анисим Иванович. Как радовались все, когда коммуна получила первый трактор «Фордзон».[8] Этот трактор прибыл на станцию « Котлубань» поездом. Его выгрузили на станции. Впервые стал управлять этим трактором дядя Резниковой Нины Андреевны – Резников Тимофей Михайлович. Нина Андреевна с гордостью вспоминает о том, что ее дядя был участником революции, воевал на броненосце «Потемкин», вернулся домой в матросской форме, в бескозырке. Трактор позволил коммунарам производительней обрабатывать землю. Он, словно сказочный богатырь, перетягивал грузы, пахал, сеял, убирал урожай и стал мечтой для единоличников. Успехи коммуны вызывали зависть у богатых казаков. В то время название «Самофаловка» употребляли очень редко. Чаще все называли населенный пункт – Котлубань, по названию железнодорожной станции.[9]
В этот самый период истории нашей страны и нашего района родилась 30 ноября 1924 года Резникова Нина Андреевна. Она была единственным ребенком своих родителей: ее отец –Резников Андрей Иванович, мать - Матрена Федоровна (фото родителей)[10] Родители работали в колхозе. Так получилось, что у Нины Андреевны, было две мамы. Одна родная , Гончарова Просковея Терентьевна, которая, к сожалению, умерла, когда Нине Андреевне было 1 год и 9 месяцев. Отец Нины Андреевны женился вторично на Любимовой Матрене Федоровне. Мачеха, Матрена Федоровна, была дояркой, отец – бригадир. Матрена Федоровна и Нина Андреевна, со слов односельчан, были очень похожи между собой. Отношения между Ниной Андреевной и Матреной Федоровной были очень теплыми и действительно родными. Нина Андреевна до сих пор вспоминает о ней с теплотой и благодарностью не как о мачехе, а как о второй маме.
Впервые Городищенский район был организован в марте 1935 года при разукрупнении Сталинградского района, стал объединять 18 сельских Советов и развиваться как передовое производство сельского хозяйства. Об этом свидетельствуют сравнительные данные на 1 января 1936 года. К этому времени в районе было коллективизировано к общему числу хозяйств 94,19%. В районе на эту дату насчитывалось: совхоз «Котлубанский», коопхоз «Горная Поляна», 27 колхозов, две МТС - Городищенская и Карповская. Всех угодий имелось 169 597 га., из них 76 328 га пашни, садов и виноградников-2129 га. На 1 января 1936 г. в районе числилось 9 промышленных и кустарных предприятий: типография, 2 кирпичных силикатных завода, артель им 2-ой пятилетки, промартель им. 13-ой годовщины Октября, ремонтные мастерские коопхоза «Горная Поляна», совхоза «Котлубанский» Городищенской и Карповской МТС. В производстве было занято 260 человек. Главнейшее изделие-кирпич. Самостоятельных строительных организаций в районе не имелось. К началу Великой Отечественной войны в районе насчитывались: одна средняя, 12 неполных средних и 24 начальных школы, в которых обучалось около 5000 детей. Имелось также 37 детских площадок. Работали 2 больницы на 40 коек, 5 врачебных амбулаторий, 6 фельдшерских пунктов. В районе имелось 2 кинотеатра, 8 кинопередвижных установок, 11 клубов-читален, 11 библиотек. Об огромных достижениях в сельском хозяйстве говорят такие факты: перед Великой Отечественной войной совхоз «Котлубань» становится участником Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки (ВДНХ) по итогам работы в животноводстве: удои молока, выращивание молодняка. Директор совхоза и все животноводы были отмечены грамотами и ценными подарками. Председатель колхоза «Большевик» (первый колхоз-миллионер) П.И. Харламов стал делегатом 1-го Всесоюзного съезда колхозников.[11]
Крестьяне ко времени массовой коллективизации уже прошли школу коллективизма в простейших ее формах: ТОЗах, коммунах, сельхозартелях и т.д. К концу 1929 года по имеющимся данным в районе были организованы колхозы: «Сталгрэс», им. Нариманова Варваровского сельского совета, «Третий решающий», Акатовского сельского Совета, «Заря» Самофаловского сельского Совета был создан в 1930году одновременно с одним из старейших совхозов страны «Котлубань». Все бывшие коммунары Самофаловки сразу же добровольно вступили в колхоз «Заря». У колхозников не было в душе никакого разочарования, напротив – все были воодушевлены грядущими изменениями в жизни людей. Колхозники занимались зерноводством, скотоводством, разводили овец. В колхозе была одна машина- полуторка, тягловые быки. Колхоз имел свою электростанцию, которая располагалась в балке и работала на мазуте. В селе был магазин, пекарня, которая полностью обеспечивала хлебом все население. Но колхозники в основном пекли хлеб сами дома. На железнодорожной станции был буфет. В районе станции была водокачка, которая подавала воду для паровозов. А население брало воду из трех колодцев. Население было обложено со стороны государства продовольственным налогом: необходимо было каждой семье сдать в год 250 литров молока или 7 килограммов топленого масла, 45 килограммов мяса, 110 яиц, 2 килограмма шерсти. Перед войной в колхозе «Заря» построили два больших зерновых ангара, крытых железом. Работала сезонно и плодоовощная организация. Нефтебаза, расположенная на территории колхоза, снабжала топливом свою технику и соседние колхозы. Трактора после уборки на зимний период отгоняли в Разгуляевку в «Заготзерно». Это было сложное время политической перестройки страны и зарождение нового сознания своей роли у народа.[12]
С этим историческим периодом нашей страны совпали школьные годы Резниковой Нины Андреевны. Первая школа в Самофаловке была открыта в начале 30-х годов, в нее и пошла учиться маленькая Нина. Помещением для школы служил кулацкий дом. Нина Андреевна хорошо помнит: это была изба – пятистенка с жилыми низами. В этих низах находилась столовая. Окна располагались над землёй. Был коридор, 1 классная комната, учительская у которой были створчатые двери, и училось 2 класса. Занимались все в одной комнате, ученики были разновозрастные. Сидели на длинных лавках, которые стояли вдоль столов. В начале урока учительница давала задания для самостоятельного решения, а за дисциплиной в классе следил дежурный ученик. Дежурили все по очереди (по списку). Вход в столовую, которая находилась в низах дома, был с улицы. Кормили в столовой горячим завтраком – это была пшённая каша. Есть ходили на большой перемене, под присмотром старших дежурных. Во время еды в столовой всегда была тишина, доедали всё, даже тарелки мыть не надо было. В 1938 году построили новую школу. Она была кирпичная одноэтажная. Просуществовала недолго, всего три года. И во время войны была разрушена полностью.[13]Нина по всем дисциплинам успевала на «отлично». Закончив в 1938 году семилетку (тогда было семилетнее образование в нашей школе), Нина Андреевна пошла учиться дальше в железнодорожную школу-интернат, которая существует до сих пор в г. Волгограде по улице Кубанская,20. После окончания школы-интерната Нина Андреевна поступает в 1940 году в Сталинградский медицинский институт.
Глава 2. Годы, опаленные войной.
Проучиться в институте она смогла только один год, так как потом началась война. Нина Андреевна вспоминает: «Был замечательный июньский вечер 1941 года. Компания первокурсников, среди которых была и Нина Андреевна, отправилась кататься на всю ночь по Волге на теплоходе. Когда причалили к набережной, было это в 5 часов утра, обратили внимание на напряженное и не веселое настроение окружающих. Спросили в чем дело? Война !!![14]
22 июня 1941 года мирная жизнь советского народа была нарушена нападением немецко-фашистских захватчиков. Миллионы людей, в том числе и городищенцы, ушли на фронт защищать Родину. До оккупации население района составляло 26640 человек. За годы войны из района было призвано 5180 человек, погибло 2510 человек.
Городищенский район война «перепахала» дважды, на его территории шли ожесточенные кровопролитные бои, в которых принимали участие многочисленные войсковые соединения. Именно наше Междуречье стало ареной битвы бойцов Донского фронта под командованием К.К.Рокоссовского и армии Паулюса. Через ад войны прошли на нашей земле 11 армий, 4 корпуса, 2 бригады, Орджоникидзевское военное училище, 43 дивизии и другие воинские соединения.
С вступлением врага в пределы района многие его жители встали вместе с советскими воинами на защиту родной земли, на защиту Сталинграда. Очень нелегко пришлось тогда нашему народу пережить такое время, когда были поломаны миллионы судеб. В степях между Волгой и Доном можно встретить не одну братскую могилу, в которой захоронены солдаты и офицеры тех армий и дивизий, которые вели бои на подступах к Сталинграду в 1942- 1943 годах. Самофаловка - железнодорожная станция Котлубань - оказалась на пути врага, который, форсировав Дон в районе Вертячего и Паньшино, рвался к Волге и Сталинграду. Приказ Верховного Главнокомандования гласил, что необходимо перекрыть образовавшийся в обороне коридор и уничтожить прорвавшиеся фашистские соединения. Начались суровые, ожесточенные бои западнее, юго-западнее, южнее и юго-восточнее Самофаловки. Поэтому на территории нашего поселка Самофаловка тоже есть братская могила, основанная на месте огромной воронки, которая образовалась во время бомбового обстрела со стороны немецкой авиации. Здесь захоронены бойцы перечисленных дивизий Красной Армии. Большое количество погибших свидетельствует, что на территории нашего поселения Самофаловка с августа 1942 до последней декады ноября 1942 года происходили суровые, ожесточённые бои. Более трех месяцев продолжалась эта схватка, но железнодорожную стацию Котлубань фашисты так и не захватили.
Долины смерти – именно так поисковики называют низины и балки поселка Самофаловка Городищенского района, где находился северный рубеж обороны Сталинграда в 1942-1943 годах. Буквально каждый сантиметр земли здесь пропитан кровью погибших солдат. На каждом шагу можно встретить осколки снарядов, гильзы и даже человеческие кости. Учащиеся нашей школы ведут активную поисковую работу по увековечиванию памяти тех, кто навсегда остался в степях Городищеского района на подступах к Самофаловке. Была создана не одна исследовательская работа по изучению боевого пути различных дивизий, принимавших участие в боях под Сталинградом с августа 1942 до последней декады ноября 1942 года.[15]
Как же складывалась жизнь Нина Андреевна в самый разгар этих событий?Когда фронт стал подходить к Самофаловке, руководством района было принято решение эвакуировать весь скот. Этой работой руководил председатель колхоза Текутов. Председатель сельского Совета Котов Константин Карпович, Котов Иван Иванович,доярки, в том числе и мать Нины Андреевны- мама Мотя( так называла свою мачеху Нина Андреевна, сама Нина Андреевна, которой было 17 лет, дети погнали скот сначала район Грачей, потом в направлении на Дубовку. Гнали пешком, на телегах везли самые необходимые для эвакуации вещи. Так Резникова Нина Андреевна оказалась во время войны в 1942 году в Старополтавском районе, который был включен в состав Сталинградской области в начале войны. Отправлена была туда Нина Андреевна, как и многие женщины, дети, старики спасать колхозное добро. В годы войны Старополтавский район не был прифронтовым, хотя в период Сталинградской битвы 2 октября 1942 года бомбежкам с воздуха подвергалась а Старополтавском районе станция Гмелинская. На территории этого района с октября 1942 года по август 1943 года дислоцировались госпитали в селах Гмелинка, Иловатка, Суетиновка (Моргентау).
Воспоминания жителей села Самофаловка, детей военного Сталинграда, позволили нам представить то, как жило здесь население в период Сталинградской битвы. Первая похоронка в село пришла на погибшего Андрея Барыкина. Королев Иван Григорьевич стал первым , кто вернулся с войны после тяжелого ранения. До начала боев станцию Котлубань бомбили несколько раз, так как именно по железной дороге прибывало в этот район пополнение. Сначала в расположение прибыли 3 полка с Украины. Их бойцы в основном украинцы, чьи дома и семьи оказались на оккупированной врагом территории. Одеты они были в черную форму, и только с началом боев их переодели в военную форму. Потом с началом боев по железной дороге ежедневно прибывало подкрепление. Солдат было так много, что когда полки и части шагали в расположение передовой, от стука сапог подрагивала земля. Мирное население до момента форсирования Дона фашистами отправляли на рытье рвов и окопов в район Вертячего. В основном это были женщины. Из них 7 человек: Лукина, Арыканцева Анастасия и другие/ фамилии забыты свидетелями тех событий/ - были в дальнейшем награждены медалями. Остатки этих рвов до сих пор сохранены в районе Вертячего и Гнилова, в районе старой Котлубани. На территории Самофаловке располагался и госпиталь. Появлялась в расположении села и наша «Катюша», которая после обстрела вражеских позиций сразу же меняла свое месторасположение, потому что враг охотился за ней и вел прицельный огонь.Богачев Петр Ильич, которому в 1942 году было 14 лет, вспоминает : «Сейчас сложно представить, чем питалось население Самофаловки и как оно жило в период боев под Сталинградом. Скота не было, крушили зерно, из этого варили кашу. Солдаты иногда кормили мирное население тем, что оставалось от солдат, потому что потери в воинских частях, в дивизиях были очень большими. Иногда в село привозили убитых лошадей. Их мясо употребляли в пищу. Раненых с поля боя вывозили на санитарных повозках. Кто их них мог идти, добирался до госпиталя со стороны Россошек самостоятельно. В минуты затишья между боями ночью с полей сражений, из окопов слышались стоны людей, которые были слышны в селе. Это было особенно страшно для детей». [16]
Весной 1943 года вернулся вместе со скотом, эвакуированным в Старополтавский район, председатель колхоза Текутов. Вместе с ним вернулись и доярки, дети, в том числе иРезникова Нина Андреевна. Все увидели ужасающую картину, которая до сих пор жива в памяти и заставляет снова и снова переживать со слезами на глазах эти события. В своих воспоминаниях она рассказала нам о том, что все хаты в селе были или разбиты, или разобраны на бревна для строительства блиндажей на линии обороны. Кроме землянок в Самофаловке осталось только 2 разбитые хаты. Все остальное – бугорки землянок и трубы. Мирное население после освобождения Сталинграда уцелевшие бревна привозили с места боев и пытались восстанавливать свои дома. Но строительного леса в нашем регионе нет, поэтому в основном появлялись в селе над землянками саманные мазанки. После окончания боев население села и других населенных пунктов пригоняли сюда, чтобы убрать тела погибших солдат. Их было так много, что хоронили в разных местах. Одних баграми стягивали в окопы и присыпали землей. Других на повозках привозили в Самофаловку и хоронили в огромной воронке от разорвавшейся авиабомбы там, где сейчас в Самофаловке находится братская могила. Хоронили всех: и наших, и немецких солдат. Но немцев хоронили в других могилах, но по-человечески/ так выразилась Нина Андреевна/.
Жизнь, конечно, потихоньку восстанавливалась. Но отголоски боевых действий еще очень долгое время давали о себе знать. Были случаи, когда жители подрывались на снарядах, которые упали в землю еще во время войны и еще не разорвались. Очень часто в колхоз приезжали саперы, которые занимались поиском не разорвавшихся снарядов и уничтожали их. Но надо было жить и отстраивать новую жизнь. И это стало неплохо получаться у жителей района и у жителей села Самофаловка. Шляховский Алексей даже смог из деталей разбитой на передовой техники собрать для колхоза машину-полуторку, на которой потом сам и работал. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны упругую грудь степей Междуречья ставили на дыбы вражеские бомбы и снаряды, топтали вражеские танки. Но она выстояла и победила. Выстоял и победил тот народ, который эту землю пахал и боронил, сеял на ней хлеб, лелеял ее своим трудом. Пережила эти опаленные войной годы и Резникова Нина Андреевна.
После оккупации население Городищенского района составляло около 12000 тысяч, из них жителей г. Сталинграда около 5 тысяч. В 11 уничтоженных населенных пунктах не осталось ни одного дома и каких-либо построек. Убытки в целом по району составили 141.348.000 рублей. После освобождения района население стало возвращаться к своим очагам - без продуктов, без питания, без обуви, без одежды. Даже мизерный паек трудно было изыскать после опустошительного нашествия захватчиков. А надо было восстанавливать села, бороться за восстановление сельскохозяйственного производства. И труженики района в первые послевоенные годы добивались хороших результатов в труде.[17]
Глава 3.Послевоенное восстановление страны.
После войны жители, эвакуированные в Старополтавский район, в Камышин и другие районы Заволжья, возвратились назад и принялись строить жилища – землянки, кухни, чистить и накрывать подвалы довоенных домов. Нужно было поднимать Самофаловку и всю территорию района из руин и пепла, активно восстанавливать разрушенное хозяйство.Война разрушила всё, но самофаловцы отстраивали село постепенно и настойчиво. Бригадиром в колхозе «Заря» был Морозов Николай Федорович. Колхозники сеяли плантации овощей, пшеницу. Больше сеяли в районе Грачей, так как там земли не были фронтовыми, и поэтому в земле не было снарядов и мин.Но сеяли и в Самофаловке. У саперов было очень много работы и в послевоенные годы, и сейчас, когда ежегодно вновь и вновь обнаруживаются в полях боеприпасы военного времени.
Но село становилось краше, чем раньше. Жители села были открытыми, доверяли друг другу, не было зависти, помогали друг другу и радовались наступившей победе над врагом.
Прежде всего жители начали восстановление самофаловской школы. Резникова Нина Андреевна вспоминает: «Пока школа строилась, занятия проходили в землянке. Руководство района заявило, что школа будет четырехлетней, так как детей в селе было мало. И тогда я составила текст письма Хрущеву о необходимости укрупнить школу. Собрали население на сход, под письмом расписались все жители Самофаловки, письмо отправили в Москву. Пришел положительный ответ. И разрешили сделать сначала пристройку».[18]
На строительстве новой школы работало 6 человек и одна лошадь. Далее с 15 июля 1943 года число рабочих увеличилось до 12. Лошадь обслуживала только подвозку воды и самана, а лесоматериал для школы подвозить было не на чем. Была выделена одна лошадь от с/з Котлубань №75 для постройки школы, которая работала с 23 июня по 13 июля 1943 года. За это время на ней привезено леса – 13 возов. Потом эту лошадь перевели на другие, более важные работы, и подвозить лес совершенно стало не на чем. От этого постройка школы затянулась. Для постройки школы выделили 35 тыс. рублей, школа рассчитывалась на 80 мест».
Изучив архивные материалы, из докладной школьному сектору Сталинградского облОНО мы узнали, что в 1946 году закончено строительство Самофаловской начальной школы на 3 классные комнаты. В то время в школе работало 3 учителя - это Старков Яков Кириллович (он же директор школы), Голубева Александра Васильевна, Голубева Мария Васильевна.[19]
Резникова Нина Андреевна пришла в Самофаловскую в четырехлетнюю школу в качестве учителя в 1946 году после работы бухгалтером в колхозе «Заря». Сначала Нина Андреевна Резникова окончила учительский институт. А позже – Сталинградский педагогический институт. В 1947-48 учебном году в школе было всего 93 учащихся, 3 учителя и 4 класса. Из сведений по Самофаловской 7-летней школе Городищенского района Сталинградской области за 1949-50 учебный год: в 1 классе обучалось 5 учащихся, во 2 классе – 18, в 3 классе – 23, в 4 классе – 18 учащихся и в 5 классе – 25 учащихся. Летом 1950 года школе был завершен капитальный ремонт (покрыта новой тесовой крышей), построен большой сарай для сохранности школьного топлива. Топливом школа полностью обеспечена на 1950-51 учебный год. С 7 ноября 1950 года в школе появилось электричество.Уроки физкультуры часто заменялись другими предметами, потому что физкультурного зала школа не имела, а природные условия не всегда позволяли проводить уроки физкультуры на воздухе. В школьной библиотеке было очень мало книг. Школьная библиотека работала 3 раза в неделю. В школе работало уже 5 учителей. Из них ни один учитель не имел высшего образования. Директор школы имел среднее педагогическое образование. За 1955-56 учебный год в Самофаловской семилетней школе сделан новый водоём для полива участка, который содержался в хорошем состоянии. Из воспоминаний жителей посёлка: «Школа в 1957 году находилась за зданием нынешней библиотеки по улице Советской в двух небольших домах. Первый дом был низким, сложенный из самана, покрыт деревянными досками, пять маленьких окон глядело на улицу, обмазан и побелен – выглядел ухоженным и жилым. В нём были две классные комнаты по бокам, а в середине с одним окном узкая комнатка – учительская, узкий длинный коридор соединял эти три комнаты. Отопление печное. Потолки низкие. Света мало. Второй дом был новым, кирпичный, повыше первого с небольшим холодным коридором, сделанным из досок. В нём было тоже две классных комнаты, но с окнами повыше по 4 окна в каждой комнате, а значит и светлее. Отапливалась печками, но они были круглыми, обтянутыми железом. И выглядел так же, как и первый дом ухоженным и чистым. Позже во дворе была построена небольшая кирпичная мастерская.»[20]
В 1962 году Нина Андреевна возглавила эту школу, став ее директором. А уже в 1965 году была построена школа, где сейчас располагаются администрация п. Самофаловка и библиотека. На ее долю как директора выпало строительство восьмилетней школы. Нина Андреевна часто вспоминает, как строили школу всем селом: « Мы трудились все вместе, и каждый из нас был горд тем, что участвовал в стройке. Заведующим роно был Троилин Иван. Все родители приходили на строительство школы. Необходимо было засыпать вырытый фундамент камнем. На окраине села у хаты Зубаревых лежал песчаник. Ночью я вместе с местными мужиками поехали за этим камнем. Нагрузили его на телеги. Зубарев увидел и начал ругаться. Мужики рассказали , для чего был взят камень и согласились его выгрузить назад в лежащую рядом кучу. Но Зубарев замолчал и больше не ругался. Камень привезли к школе и засыпали им школьный фундамент».[21]Стены возводили строители, учителя, ученики и она – директор школы. Необходим был кирпич. Его , по словам Нины Андреевны, по ее личной просьбе привозили на телегах, на которых везли в город зерно, а назад телеги заезжали на кирпичный завод, загружали кирпич и везли его на строительство школы в Самофаловку. Это была поистине всенародная стройка, продолжавшаяся целый год. Это было здание самое большое: 4 классных комнаты, просторная учительская. Одновременно занимались и в старой кирпичной, а саманную использовали как хранилище для наглядных пособий, угля и дров.Школа была чистая, ухоженная. И в этом была заслуга прежде всего Нины Андреевны. Поэтому и отношение родителей к школе и к ее учителям было другое. Очень хорошо помогала школе и железная дорога.
Н.А.Резникова – удивительный человек, способный подобрать ключик к душе каждого учителя и вызвать доверие каждого ученика. Как педагог Нина Андреевна всегда верила, что дети- самые искренние, самые честные и правдивые существа и никогда не сомневалась в этом.
Глава 4. Новая и новейшая история Городищенского района
Впервые территориально Городищенский район был организован в марте 1935 года при разукрупнении Сталинградского района и стал объединять 18 сельских Советов и развиваться как передовое производство сельского хозяйства. Но позднее его территории уже в послевоенное время вошли в состав Дубовского района до 1977 года. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1977 г. в Волгоградской области был вновь образован Городищенский район. Новая организация его вызвана, прежде всего, тем, что резко возрастает интенсивность сельскохозяйственного производства в связи с вводом в действие Городищенской и первой очереди Калачевской государственной оросительной систем. Они строились с учетом новейших достижений науки и передового опыта в области мелиорации. Особенность хозяйств Городищенского района в том, что они располагались в пригородной зоне и призваны были не только наращивать производство зерна, но снабжать население Волгограда свежими овощами, картофелем, фруктами, мясом, яйцом. За первое десятилетие, основным направлением развития района стало производство сельскохозяйственной продукции для населения города Волгограда, которая поставлялась 16 совхозами, 3 птицефабриками и научно-производственным объединением "Волгоградское".
После Великой Отечественной войны 1 ноября 1957 года колхоз «Заря» соединился с совхозом «Котлубань» и к 1979 году стал пятым семеноводческим передовым отделением во главе с Кусайло И.И. В это время уже существовало ПМК-17, которая для своих рабочих выстроила несколько улиц с кирпичными домами.
В феврале1979 года по приказу Министерства сельского хозяйства СССР был организован совхоз «Самофаловский», его возглавил Чеботков А.С. Реализовывалась государственная программа по орошению земель с целью увеличения посевных площадей для развития овощеводства. Роль деревни увеличилась. Главной задачей ее было обеспечение города овощами.Совхоз «Самофаловский» специализировался на выращивании картофеля сорта «Невский», который был более адаптирован к данным условиям.В совхозе существовала цеховая система: растениеводство, животноводство, механизация, строительство.
Со временем население Самофаловки и количество учеников школы увеличивалось, и в 1980 году совхоз начал строительство новой современной школы. И опять же при возведении двухэтажного школьного здания не обошлось без ее учителей. Нина Андреевна вспоминает: «Мы убирали строительный мусор, мыли окна, пол. Этот единый порыв и сплотил весь школьный коллектив. Школа стала для ее учителей и учеников вторым домом».[22] Началось строительство и детского садика. Появились улицы с современными одноэтажными и двухэтажными коттеджами. Построены 4 новых двухэтажных дома.
К 1990 году уровень рентабельности был 103%. Этому способствовало сотрудничество с Московским с/х институтом, с институтом по нормированию при с/х, директором которого был Махонин И.П., внедрением новых организаций труда, новейших технологий производств.На время уборки картофеля собственных рабочих рук не хватало.Приглашали студенческие отряды из союзных республик. И конечно же, в авангарде борьбы за урожай оказались учителя Самофаловской средней школы. В том числе и Резникова Н.А. с учащимися своего класса активно помогала совхозу в сборе картофеля и в его переборке. Вся школа, кроме учеников начальной школы, в сентябре- октябре работала на уборке так, как и студенты техникумов и высших учебных заведений. А учителя школы работали вместе с детьми, следили за тем, чтобы ученики не брали в руки боеприпасы, если они попадались им на полях. А такое быало тогда очень часто!
После реорганизации 1989 года совхоз «Самофаловский» преобразован в акционерное общество закрытого типа. На этот период оно являлось первым акционерным обществом в Союзе в области сельского хозяйства.Данное АОЗ вело активное сотрудничество с первым АОЗ в промышленности - «КАМАЗ». В результате сотрудничества АОЗ «Самофаловское» приобрело у АОЗ «КАМАЗ» акции на 3000000 рублей.Первые автомобили КАМАЗ пришли в АОЗ «Самофаловское» как дивиденды по себестоимости. Акционерное общество крепчало.
Но нестабильность 1991 года привела к упадку хозяйства. С перестройкой началось разрушение, реорганизация АОЗ в ООО, через три года в ТОО, затем в СПК, которое возглавляла Кусайло Т.С. Реорганизация подразумевала только смену названия, но рождало безответственность.Данные реорганизации привели к уничтожению труда людей всех поколений.В 2004 году хозяйство было полностью разрушено.
Но Самофаловская средняя школа благополучно пережила эту эпоху застоя и сохранила себя как одно из лучших образовательных учреждений муниципального Городищенского района. Современная Самофаловская муниципальная средняя общеобразовательная школа, построенная в 1981 году – это двухэтажное благоустроенное здание с 16-ю кабинетами, компьютерным классом, спортивным залом, библиотекой, мастерской, столовой, историко-краеведческим залом. Но главным богатством школы остаются её учителя и ученики, всей душой и сердцем любящие её, каждое утро спешащие сюда.
Она стала вторым домом, в котором стремятся любить и понимать каждого, в каждом видеть личность и индивидуальность. Недаром школьный девиз гласит: «Пусть школа станет родным домом для детей, педагогов, родителей». За всю историю Самофаловской школы полное образование здесь получили 377 мальчишек и девчонок. Из стен школы вышли 25 медалистов.
Вместе со страною наша школа шагает по страницам истории. Каким только реформам и экспериментам ни подвергалась она! Но всегда оставалась ярким маяком для жителей Самофаловки. А Резникова Нина Андреевна, по словам ее коллег, с которыми она прошла вместе свой сорокалетний путь учителя, всегда оставалась педагогом, которого любили родители и дети, с которого брало пример молодое поколение педагогов школы. Учитель начальных классов Кубанцева Анна Ивановна вспоминает: « С Ниной Андреевной я работала с 1957 до 1985 года, когда она ушла на пенсию. Резникова Н.А. работала не только директором школы и учителем русского языка и литературы, но и вела уроки немецкого языка, рисования, истории. Трудно подобрать слова, которые бы полностью ее охарактеризовали и оценили.Я не знаю в Самофаловке человека, который бы смог назвать отрицательные черты ее характера».[23]
С Ниной Андреевной всегда работалось спокойно, с большой ответственностью за судьбы детей. Она была тактична в оценке работы каждого учителя и каждого ученика. Сама училась в педагогическом институте и учила других. Замечания всегда делала осторожно и тактично. Во всех делах была впереди и вела за собой школьный коллектив. Сама завозила строительный материал, нанимала строителей, активно привлекала к строительству учеников и их родителей». Это дало свой результат. 30 ноября 2016 года Нине Андреевне исполнилось 92 года. Но до сих пор жители поселка ее помнят, уважают, ее навещают бывшие ученики, отвечая ей любовью за любовь. В истории МБОУ «Самофаловская СШ» было много прекрасных учителей, которые посвятили свои жизни воспитанию подрастающих поколений. О каждом из них можно рассказывать бесконечно много и интересно. Но есть среди них педагоги, которые стали образцом служения своему делу, отдавшие большую часть своей жизни школе и до сих пор остающиеся в строю, чей педагогический опыт стал поистине бесценным как для тех, кого они учили, так и для молодых педагогов, с которыми они работали. Если позволяет здоровье, Нина Андреевна приходит в школу как ее учитель, который по-прежнему готов поддержать и дать нужный и важный совет. Золотыми буквами вписано в историю поселковой школы и Городищенского муниципального района имя Резниковой Нины Андреевны. Ее жизнь- яркий пример беззаветного служения педагогической науке, ее судьба неразрывно связана с судьбой муниципального Городищенского района. Настоящему Учителю Резниковой Нине Андреевне в 2012 году было присвоено звание Почетного гражданина поселка Самофаловка.[24]Ветеран педагогического труда Резникова Н.А. уже 32-й год на заслуженном отдыхе, но до сих пор с наступлением сентября в ее душе поднимается волна обновления и трепетного ожидания чего-то необычного, нового, вечно молодого потока жизни. Ведь она продолжает быть для жителей поселка Самофаловка учителем жизни. Ведь по-другому учительство России жить не может!
Вывод
Подводя итоги данного исследования, хочется сказать о том, что наша работа основывалась на реальных фактах и воспоминаниях жителей п. Самофаловка, которые были свидетелями всех этапов исторического развития этой территории и становления Городищенского муниципального района.В работе запечатлены отдельные мгновения из жизни жителей п. Самофаловка в различные периоды его истории, но из этих мгновений росла и крепла история всей нашей страны. В результате работы мы убедились в том, что городищенцы всегда помнят о тех, кто строил, созидал наш район, героически сражался за честь и независимость нашей Родины, учил и воспитывал подрастающее поколение страны, в руках которого будущее нашего родного края.
Ценность данной работы нам видится в том, что время неумолимо стирает в человеческой памяти события и имена тех, кто творил и созидал ее историю. Поэтому необходимо собрать по крупицам и сохранить воспоминания наших предков о том, кто мы и откуда идут наши истоки и корни. И такие жители района, как Резникова Нина Андреевна, помогают нам увековечить память о тех очень трудных, грозных, но великих своей значимостью годах нашей российской истории. Исследование о Резниковой Нине Андреевне хочется завершить словами из произведения Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон»: «Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже нерадивых и непослушных людей…»
Выполняя данную работу, мы имели возможность соприкоснуться с историй жизни настоящего Учителя, а значит и с историей нашей страны через старые школьная фотография, которые сохранились до сих пор. Пожелтели, обломались по углам. На них изображены наши прадеды и деды, немного нелепые и смешные, удивленные тому, что их будут фотографировать, но полные энтузиазма, готовности трудить, оказывая помощь своему селу возродиться из пепла войны, чтобы построить новую, счастливую жизнь. А рядом с ними их учителя - Резникова Нина Андреевна и ее коллеги, готовые всегда понять, поддержать, воодушевить на важные и нужные стране дела. И после такого соприкосновения с историей Городищенского района совсем по-другому воспринимаются строки Виктора Астафьева: «Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа…»
Поэтому мы, подрастающее поколение, не разрушая ничего, обязаны утвердиться в настоящем, чтобы будущее Междуречья стало счастливым для тех, кто вступает в жизнь. Нами принято решение в следующем учебном году продолжить сбор краеведческого материала для создания видеотеки Самофаловского сельского поселения, в которую войдут воспоминания о том, как судьбы человеческие связаны воедино с судьбой всей нашей страны. Нам нужно торопиться, потому что уходят из жизни свидетели, которые помогут молодежи сохранить незримую связь поколений.
Материалы работы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе с детьми и с молодежью с целью увековечивания памяти тех, кто стоял у истоков созданияГородищенского района, кто годы войны ковал победу над врагом на фронте и в тылу, кто в послевоенное время возродил землю, сожженную огнем Великой Отечественной, тех, кто всю свою жизнь посвятил служению детям, многим поколениям учеников Самофаловской школы. Вам, уважаемая Резникова Нина Андреевна! Низкий Вам поклон от всех жителей Самофаловки!
Литература.
[1] Фото приложение стр.1
[2]www.agmr.ru.история
[3]www.agmr.ru.история
[4]mo-samofalovka.ru. история
[5] Фото приложение стр.2
[6]mo-samofalovka.ru. история
[7] Фото приложение стр. 3
[8] Фото приложение стр. 4
[9]mo-samofalovka.ru. история
[10]Фото приложение стр. 5
[11]www.agmr.ru.история
[12]mo-samofalovka.ru. история
[13]Воспоминания Резниковой Н.А.
[14] Воспоминания Резниковой Н.А.
[15] Исследовательская работа 2016г.
«Участие 298 стрелковой дивизии в боях за Сталинград»
[16] Воспоминания Богачева Петра Ильича, жителя п. Самофаловка Городищенского муниципального района
[17]www.agmr.ru.история
[18] Воспоминания Резниковой Н.А.
[19]mo-samofalovka.ru. история
[21] Воспоминания Резниковой Н.А.
[22] Воспоминания Резниковой Н.А.
[23] Воспоминания Кубанцевой А.И., учителя начальных классов МБОУ «Самофаловская СШ»
[24] Фото приложение стр.17
На берегу Байкала
Как готовятся к полетам на Луну
Бабочка
Как Снегурочке раскатать тесто?
Рисуем "Осенний дождь"