В последнее время большинство молодёжи подвержено влиянию современных гаджетов. Юные ребята проводят большинство часов у экранов смартфонов, планшетов, ноутбуков. Это происходит не только в свободное время, но и на уроках в школе. А это влияет на их успеваемость по предметам и самочувствия в дальнейшем. Объект исследования: Здоровье учащихся. Предмет исследования: факторы, влияющие на улучшение/ухудшение здоровья человека, его самочувствия, физического состояния. Цель исследования:заинтересовать и убедить молодое население в том, что сохранение собственного здоровья крайне необходимо.
Вложение | Размер |
---|---|
beregi_svoyo_zdorove.docx | 623.73 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением математики
«Береги свое здоровье»
Работу выполнила ученица 11 «А»
МАОУСОШ №8
Степулина Мария
Руководитель:
Учитель физической культуры МАОУСОШ №8
Пискунов Дмитрий Владимирович
г. Старая Русса
2017 год
Содержание:
3.1 Что такое здоровье?.....................................................................6стр.
3.2 Определения здоровья………………………………………...7стр.
1.План:
2.Введение:
Идея:В последнее время большинство молодёжи подвержено влиянию современных гаджетов. Юные ребята проводят большинство часов у экранов смартфонов, планшетов, ноутбуков. Это происходит не только в свободное время, но и на уроках в школе. А это влияет на их успеваемость по предметам и самочувствия в дальнейшем.
Объект исследования: Здоровье учащихся
Предмет исследования: факторы, влияющие на улучшение/ухудшение здоровья человека, его самочувствия, физического состояния.
Цель исследования:заинтересовать и убедить молодое население в том, что сохранение собственного здоровья крайне необходимо.
Гипотеза: Если я изучу дополнительную литературу, проведу анкетирование среди учащихся нашей школы, обобщю свои наблюдения, то смогу доказать, что в будущем человека главное не материальное существование, а духовное и физическое.
Задачи:
Проблемные вопросы:
Ожидаемый результат: Проделав исследовательскую работу на данную тему, я найду ответ на вопросы, которые меня заинтересовали в начале моего исследования.
Методы исследования:
Теоретические: Изучение источников информации
Практические: Наблюдение, анкетирование, обобщение и выводы
Научная новизна исследования: В рамках данного учреждения подобное исследование проводится впервые.
Практическая значимость: Этой работой я хочу показать, что можно много интересного узнать о способах сбережения здоровья. Результаты данного исследования могут быть полезны и использованы в качестве материала, как для классного часа, так и во внеклассной работе.
Актуальность данной темы:
Призвание молодого поколения к добровольному, самостоятельному занятию физической культуры, правильному питанию а так же соблюдению распорядка дня, позволит укрепить их здоровье.
3.Вступление
Сегодня все сложнее оставаться здоровым. Это связано с бешеным ритмом, в котором приходится жить современному человеку (особенно жителю мегаполиса), неблагоприятной экологической обстановкой, некачественным питанием и т. д.
Доказано, что только на 15-20 процентов здоровье зависит от уровня здравоохранения, генетической предрасположенности к тому или иному заболеванию и экологии. Все остальное — это физические нагрузки, отсутствие вредных привычек, полноценное питание. Именно они и являются основными составляющими здорового образа жизни и напрямую зависят от самого человека.
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная иклиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
Диетология – это область знания, изучающая вопросы питания. Направлена на рационализацию и индивидуализацию питания, но в первую очередь – на обеспечение безопасности питания.
Фармакология – медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле – наука о физиологических активных веществах в целом.
Биология – наука о жизни, одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
Эпидемиология – это наука, которая изучает причины возникновения и распространения любой патологии в популяции, а также разрабатывает в соответствии с полученными данными необходимые адекватные мероприятия.
Психология – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Психофизиология – наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении физиологического и психического.
Психиатрия – отрасль клинической медицины, изучающая психические расстройства через призму методологии медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения.
Педиатрия – область медицины, занимающаяся детскими заболеваниями и изучением детского организма.
Медицинская социология – отрасль социологии, изучающая систему охраны здоровья, социальные термины «болезнь» и «здоровье», поведение людей в сфере медицины.
Медицинская антропология – научная дисциплина социально-культурной направленности, представляющая собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о традициях врачевания и их формах, о восприятии и переживания состояний здоровья и болезни представителями различных социумов, о вариантах сохранения здоровья человеком в культурном контексте медицинских практик, о разнообразных социокультурных аспектах создания медицинских знаний.
Психогигиена – наука о сохранении и достижении психического здоровья.
Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.
На 2011 год в сфере психологии здоровья изучалось преимущественно поведение, связанное со здоровьем — виды, факторы, способы изменения.
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля. Всемирный день психического здоровья — 10 октября.
3.2 Определения здоровья.
По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.
В работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» Павел Иосифович Кальюрассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие:
Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:
4.1Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формахжизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
4.2Тенденция состояния здоровья подрастающего поколения.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д. Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Здоровье будущего поколения в руках взрослых. Если не воспитать в детях культуру здорового образа жизни, то это может губительно повлиять на нацию и на здоровье последующих поколений. Физическое состояние взрослого человека непосредственно влияет на состояние собственных будущих или уже рожденных детей. Это очень глобальная проблема, которая затрагивает общекультурные ценности и нормы. Она настолько большая, что имеет огромное множество проблем, которые необходимо решить.
4.3Факторы влияющие на состояние здоровья подростка
На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, то есть является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
Организация правильного здорового питания детей и подростков имеет не только медицинское значение как фактор сохранения здоровья конкретного ребенка и его последующего развития, но и большое социальное значение как фактор, определяющий здоровье будущих поколений.
Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела детей вызывают необходимость правильного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других особенностей организации питания, обеспечивающего организм пищевыми веществами и энергией.
Рост - это увеличение физических размеров тела или его частей, связанное с увеличением размера или количества клеток. Под развитием понимают приобретение и совершенствование функций, связанных с дифференциацией и созреванием органов и систем. Рост и развитие детерминированы как внутренними факторами (генетическими, гормональными), так и факторами окружающей среды. В практической медицине под ростом детей подразумевают увеличение длины и массы тела. Так как измерение массы тела проще и доступнее, то задержка массы тела является индикатором задержки роста, хотя не всегда одновременно наблюдается действительная задержка роста тела в длину.
4.4Здоровье подрастающего поколения
Фундамент здоровья молодежи формируется в детском и подростковом возрасте. Статистические данные свидетельствуют, что уровень заболеваемости подростков традиционно выше, чем всего населения. Самыми распространенными являются болезни органов дыхания. В структуре первичной заболеваемости подростков они занимают около половины всех случаев. На втором месте – травмы и отравления, на третьем – болезни кожи и подкожной клетчатки. Состояние здоровья молодых людей определяет множество факторов – как объективных: экология, здравоохранение, качество условий жизни, так и субъективных. Считается, что в молодом возрасте решающее значение имеют субъективные причины. А это - осознание ценности здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом, отсутствие таких привычек, как злоупотребление алкоголем и табакокурение.
Несмотря на очевидность вреда курения, судя по данным опроса учащейся молодежи, проведенного Комистатом в 2007 году (опрошено 960 подростков 15-17 лет), ежедневно курят 34 % опрошенных юношей. Регулярными курильщицами являются 22 % девушек. Каждый восьмой юноша и каждая двадцатая девушка отметили, что несколько раз в неделю или даже ежедневно употребляют пиво. Физкультуре и спорту уделяют внимание менее половины опрошенных подростков (45 %). Отвечая на вопрос о том, что сдерживает их от занятий физкультурой и спортом, 24 % ссылались на отсутствие свободного времени, 16 % - на большую нагрузку в учебном заведении, 15 % - на лень, а 10 % ответили, что никак не могут организоваться.Следствием пренебрежения физкультурой и высоких учебных нагрузок являются многие нарушения здоровья. В 2007 году в республике профилактические осмотры школьников 15-17 лет выявили понижение остроты зрения у 26% обследованных подростков, нарушение осанки – у 23%. Диагноз «сколиоз» был поставлен 5 % школьникам 15-17 лет.Результаты социологического исследования, проведенного Комистатом в 2008 году среди жителей республики (опрошено 2250 человек, среди них 122 – в возрасте 15-17 лет) показали, что в течение прошлого года ни разу не болели только 27 % опрошенных подростков. Несколько раз в году проблемы со здоровьем возникали у 43 % из них. Характеризуя состояние своего здоровья, 60 % подростков оценили его, как хорошее. Каждый третий ответил, что довольно часто болеет или чувствует себя нездоровым, а 5 % опрошенных указали на плохое состояние своего здоровье. Результаты проведенного опроса показали, что в минувшем году подростки имели проблемы со здоровьем чаще, чем респонденты в других возрастных группах (18-50 лет). Показатели заболеваемости населения превысили подростковые только у лиц старше 50 лет.По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 15 % зависит от медицины. Поэтому каждый должен ощущать потребность быть здоровым и правильно относиться к своему здоровью. Прививать эту культуру необходимо с детства. Только тогда мы будем иметь здоровую молодежь, способную активно работать, созидая национальное богатство.
Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, возможно ли сохранить здоровье современного школьника.
Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:
С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.
Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.
Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать, продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Основной путь к здоровью - воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования - добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.
При оценке воздействия неблагоприятных факторов на организм человека учитываются степень их влияния на здоровье человека, уровень и характер изменений функционального состояния организма, а также возможности развития отдельных нарушений. Оценивая допустимость воздействия вредных факторов на организм, исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя (закон Вебера – Фехнера), который выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения. На базе закона Вебера – Фехнера построено нормирование вредных факторов, исключающее необратимые предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации.
Негативные факторы окружающей среды
Неблагоприятными для человека факторами окружающей среды являются загрязнение атмосферы и воды, физическое загрязнение (шумовое, электромагнитное, тепловое, радиационное, видеозагрязнение), загрязнение поверхности почвы бытовыми и промышленными отходами.
Химическое загрязнение атмосферы.
Загрязнение атмосферы является одним из главных факторов пагубного влияния городской среды на здоровье человека. Значительный вклад в загрязнение атмосферы городов вносят транспорт и промышленность.
Туманная завеса над промышленными предприятиями и городами, образованная из газообразных отходов, в первую очередь диоксида серы, называется смогом.
В большинстве городов Российской Федерации загрязнение атмосферы превышает стандарты, установленные ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения). При этом из-за увеличения количества автомобилей и роста промышленного производства ситуация в городах ухудшилась. Количество городов с ИАЗ (индекс атмосферного загрязнения) увеличивается из года в год. Наиболее опасные и массовые загрязнители городской атмосферы:диоксид азота, формальдегид, оксид углерода и др.
Эмиссия загрязняющих веществ из атмосферы вызывает загрязнение почв городов и пригородных территорий. В направлении преобладающих ветров зона опасно загрязненных почв может простираться на 50 км. На рассеивание загрязняющих веществ влияет высота дымовых труб, чем они выше, тем меньше эмиссия в пределах города и больше – в ареале загрязнения (при высоте трубы 100 м загрязняющие вещества рассеиваются в радиусе 20 км, а при высоте 250 м – до 75 км). Наиболее опасные загрязняющие вещества в городских почвах – тяжелые металлы.
Физическое загрязнение среды
Вторым по значимости фактором дискомфорта в жизни человека в условиях города является физическое загрязнение. Оно объединяет все виды неблагоприятных физических воздействий на окружающую среду, которые сопровождают хозяйственную деятельность человека (шумовое загрязнение, тепловое загрязнение, вибрация, электромагнитное загрязнение, радиоактивное загрязнение). При этом главными факторами дискомфорта для человека являются шумовое и электромагнитное загрязнения.
Шумовое загрязнение – это звуки, воспринимаемые человеком в качестве помехи. В зависимости от уровня и длительности, шумовое загрязнение способно наносить ущерб здоровью человека, и является одной из проблем экологии города и производственных помещений. Единица измерения шумового загрязнения – децибел.
В городах России более 30% горожан подвержено действию сверхнормативных уровней шума (свыше 55-65 децибел). К примеру, в Москве па площади акустического дискомфорта проживает более 3 млн. человек.
Электромагнитное загрязнение – это результат излучения волновой энергии высоковольтными линиями электропередачи (ЛЭП), крупными радио - и телевизионными станциями, радарами и локаторами. В условиях жилищ источниками электромагнитного загрязнения являются компьютеры и бытовая электротехника.
Электромагнитное излучение по-разному влияет на разные живые организмы. В некоторых случаях оно стимулирует жизненные процессы (на этом основаны многие методы физиотерапии), в других – служит источником болезней. Данные о влиянии электромагнитного загрязнения на здоровье человека противоречивы, однако вполне очевидно, что следует избегать длительного пребывания под ЛЭП, которое вызывает лейкоз у детей и рак у взрослых. И тем более нельзя попадать в сектор действия излучения локаторов.
Неионизирующие электромагнитные излучения загрязняют окружающую среду при работе радио, телевидения, сотовой связи. Интенсивность загрязнения НЭМИ возросла за последнее десятилетие в 2 -5 раз. Влияние этого типа загрязнения на здоровье человека до конца не выяснено
Видеозагрязнение связано с насыщением городской архитектуры строениями с гомогеннымиповерхностями – голые стены, гладкие крыши домов, асфальтовые покрытия, гофрированные поверхности и пр. Эти поверхности являются «полями агрессивности», которые вызывают у человека раздражительность.
Гомогенные поля отрицательно воздействуют на головной мозг, так как на голой стене глазу не за что «зацепиться», и в мозг человека поступает недостаточно информации, что отрицательно сказывается на работе центральной нервной системы и на общем самочувствии человека. Правда в настоящее время в городском строительстве отмечается прогресс, новые дома имеют разнообразную архитектуру и расцветку (широко используются усложненные формы крыш и стен).
Бытовое радиоактивное загрязнение.
Бытовая радиационная нагрузка вызывается воздействием на человека невысоких доз ионизирующего излучения, которое не связано с производством ядерной энергии или специальным использованием радиоактивного излучения. Ее можно получить во время рентгенологического обследования. Допустимая величина облучения при бытовой радиации – 500 мбэр/год.
Важен контроль содержания в атмосфере квартиры радона. Его даже назвали «газом-убийцей». Радон – химический элемент (Rn), инертный радиоактивный газ, продукт распада радия. Наиболее опасен изотоп R -222 с периодом полураспада 3,8 суток.
Радон выделяется из почвы и из артезианских вод, а также из некоторых строительных материалов (в первую очередь их тех, в состав которых входят шлак и зола угольных ТЭЦ, но источником радона может быть и обычный красный кирпич). Чаще радон накапливается в нижних этажах зданий, которые по этой причине нуждаются в более тщательном радиационном контроле. Главное средство для снижения вреда от радона очень простое – периодическое проветривание жилых помещений.
Тепловое и световое загрязнение.
Эти виды загрязнения менее опасны. Тепловое загрязнение вызывается утечкой тепла из жилых зданий и производственных помещений и, как уже отмечалось, может повышать температуру воздуха в городе в зимнее время на 1 -4 градуса. В последние годы все более серьезный вклад вносят и работающие двигатели автотранспорта.
Световое загрязнение отрицательно влияет на деревья близ источников освещения. Они не чувствуют приближения зимы по сокращению продолжительности светового дня, оказываются физиологически не готовыми к холодам и могут вымерзнуть.
Бытовые стоки и мусор.
Фактором ухудшения городской среды является накопление бытового мусора, свалки которого уменьшают площадь зеленой зоны лесов и могут стать источником загрязнения атмосферы и воды. В еще большей степени на состояние воды влияют бытовые стоки.
Бытовые стоки – это жидкие отходы коммунального хозяйства. 300 -400 л чистой воды, которую потребляет горожанин в течение суток, возвращаются в среду в сильно загрязненном состоянии.
Среди них – нефтепродукты, взвешенные вещества, хлориды, сульфаты, нитриты, нитраты, аммонийный азот, СПАВ (синтетические поверхностно-активные вещества, например, стиральные порошки), фенолы, железо, медь, цинк, никель, хром, свинец, кобальт, алюминий, кадмий.
Бытовой мусор – это твердые отходы, которые образуются в коммунальном хозяйстве городов, а также в сельской местности. Бытовой мусор утилизируют на мусоросжигательных заводах. Этот вариант избавления от мусора экологически небезопасен, так как газообразные выбросы таких заводов загрязняют атмосферу. Кроме того, в результате сжигания бытового мусора накапливается большое количество золы. В настоящее время ведется интенсивный поиск новых технологий сжигания (повышение температуры в печи, сжигание в шлаковом расплаве, создание более эффективных фильтров и т.д.).
В большинстве городов РФ проблема бытового мусора не решена. Организован только сбор лома цветных металлов и макулатуры. Остальные отходы концентрируются на свалках, но их экологическое состояние внушает серьезные опасения. Они недостаточно изолированы от окружающей среды и представляют собой «слоеный пирог» из чередующихся пластов мусора, разделенных тонкими прослойками земли.
С таких плохо обустроенных свалок возможно попадание в грунтовые воды и водоемы так называемых «инфильтрационных вод», в которых растворены загрязняющие вещества и масса болезнетворных микроорганизмов. Впрочем, в последние годы в ряде городов РФ созданы современные полигоны для захоронения твердых бытовых отходов. Эти полигоны представляют собой сложные инженерные сооружения, в которых проводится сортировка мусора, и собираются в специальные приемники инфильтрационные воды для многоступенчатой очистки, а образующийся газ используют в качестве топлива.
Биогенные факторы.
К биогенным факторам, оказывающим негативное влияние на здоровье и наследственность человека, относятся паразиты. Существуют временные паразиты (комары, клещи, клопы), использующие использует человека для питания кровью и постоянные– это эктопаразиты (вши), эндопаразиты (черви), покидающие своего хозяина только в процессе развития и расселения.
Что касается патогенных микроорганизмов и вирусов, то ониактивно размножаются, активно видоизменяются и противостоят лекарствам. Новые штаммы бактерий и вирусов вызывают опасные эпидемии.
Возбудители трансмиссивных заболеваний – это типичный пример биогенных факторов. К ним относятся насекомые и различные виды клещей.
Борьба с этими заболеваниями должна основываться на методах позволяющих если не уничтожать переносчиков как вид, то хотя бы способствовать тому, чтобы численность их популяций снижалась.
Генетические факторы.
Наследственная информация, которая передается из поколения в поколение, рассматривается учеными как невосполнимый природный ресурс. Успехи современной генетики дают подход к изучению состояния окружающей среды с позиций охраны наследственности, генофонда биосферы.
Человек, преобразуя биосферу, невольно способствовал развитию неконтролируемых факторов, влияющих на ход генетических процессов. В их число входят мутационные эффекты, вызванные влиянием окружающей среды, и эта тенденция приобретает все большие масштабы.
Человечество не может допустить дальнейшего развития этого сценария, потому как речь идет уже о продолжении рода человеческого.
Результатом мутаций, помимо воздействия экологических факторов, могут служить социально-экономическая обстановка либо неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом этого могут явиться не только сами мутации, но и предпосылки к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.
Истинные причины ухудшения здоровья человека. Корректор функционального состояния (КФС) - уникальная отечественная разработка для защиты человека от внешних агрессивных электромагнитных излучений и гармонизации процессов, происходящих в организме. Интервью изобретателя пластин КФС Кольцова С.В. Технология изготовления и запись информации на КФС. Благоприятное воздействие КФС на организм человека. Подтверждение эффективности работы КФС Международной академией энергоинформационных наук.
В современном неполном образовании в настоящее время существуют положительные изменения: вариативность педагогических подходов к образованию, создаётся необходимость в педагогической поддержке и индивидуальности ребёнка и др., но преобразованиями охвачены не все образовательные учреждения, сохраняется формализованный подход к обучению.
Основными негативными тенденциями в образовании стали:
Каковы же причины ухудшения здоровья? Вот некоторые из них:
Здоровье детей и процесс обучения тесно взаимосвязаны и взаимовлияемы. Все условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье, можно разделить на две группы: факторы внешней среды (экономические, экологические и т.п ), факторы школьной среды (качественная оценка).
С 2003-2004 учебного года в некоторых образовательных учреждениях началось освоение новой программы «Образование и здоровье». Одна из задач программы заключается в разработке комплекса мер по охране и укреплению здоровья. Её реализации будут способствовать:
Эффективность реализации программы «Здоровье» будет зависеть от деятельности взрослых (педагогов, специалистов, родителей) и учащихся, которые должны быть не только объектом воздействия здоровье сберегающих технологий, но и субъектом.
6.«Зачем нужно следить за здоровьем и заботиться о нем?»
Некоторые родители считают, что основной проблемой подросткового возраста является негативизм, стремление к самостоятельности, бунтарство и непризнание авторитета взрослых. Это так. Но, скорее, это следствия. Причины – в другом и основная из них — быстрое развитие всего организма, ведь недаром корнем слова подросток является «рост». Мнение, что молодой организм все стерпит, что он не нуждается в поддержке — опасное заблуждение. Лишь четверть современных подростков абсолютно здоровы, а более половины из них страдают хроническими заболеваниями.
7.Какие заболевания имеют большинство школьников?
Ухудшение зрения.Глаза являются важнейшим орудием познания внешнего мира. Глаза – это не только зеркало души, но и общего состояния организма. Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии. Причины ухудшения зрения. Внешнее проявление ухудшения зрения в школе заметно: увеличивается количество детей, пользующихся очками; те, кто не носит их – прищуривает глаза. Новыми технологиями (из-за материальных причин) пока не все могут воспользоваться.
Качество зрения определяется состоянием многих органов и систем, прежде всего мозга. Состояние зрения зависит от нервной и психической деятельности мозга, т.е. нервное напряжение и стресс ухудшают зрение (например, происходит спазм глазных мышц). Многие заболевания (диабет, гипертония) влияют на состояние зрения, ведь глаз – это часть организма.
Состояние зрения определяется многими факторами – состоянием сосудистой системы. Системы обмена веществ, нервной, психической и даже скелетно-мышечной системы.
Главные причины нарушения зрения:
Во время медосмотров не все ученики школы проверяются (т.к. проверка иногда идёт по возрастным категориям). Болезни глаз в структуре заболеваний занимают далеко не последнее место. Врачи предлагают провести экспертизу на соответствие школьной мебели ГОСстандарту, уровня освещённости классов. Медосмотром ежегодно охватываются не все учащиеся школы, а только определённые категории.
Меры профилактики.
Наиболее известной мерой профилактики среди учащихся является: употребление в пищу черники – 38% учащихся, упражнения для глаз -30%, 13% считают, что нужно пользоваться специальными тренажёрами и столько же отдают предпочтение лекарствам, 8% считают, что нужно просто не смотреть телевизор и использовать в пищу различные травы, 2% считают, что нужно носить очки и пользоваться хорошим освещением. Применяют меры профилактики для улучшения зрения лишь 47человек, что составляет 38%. Ученики не называют такие причины ухудшения зрения: последствия заболеваний, перенапряжение, стресс, неправильное питание, неправильный режим дня. И ученики, и медицинские работники считают одной из главных причин возникновения глаз – плохое освещение. В то же время с удовлетворением можно оценить тот факт, что больше 50% школьников знает разнообразные меры профилактики. Хотя применяет только 38%, причины разные: хорошее зрение, отсутствие времени и т.д.
Если начиная с первого класса будут:
То всё это в целом приведёт к сохранению и укреплению здоровья учеников.
Сердечно-сосудистая система.
Сердечно-сосудистая система — система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме человека и животных. Благодаря циркуляции крови, кислород, а также питательные вещества доставляются органам и тканям тела, а углекислый газ, другие продукты метаболизма и отходы жизнедеятельности выводятся.
В подростковом возрасте объем сердца удваивается, но масса тела растет еще стремительнее из-за скачка роста. Частыми жалобами тинейджеров являются быстрая физическая утомляемость, слабость, иногда доходящая до обморока.
Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы.
1) Шесть километров в день – столько должен пройти человек, чтобы сердечно-сосудистая система испытывала необходимую ей нагрузку
2) Достаточно полезной является тренировка мышечной и сердечно-сосудистой системы с помощью бань и саун, холодовых и контрастных процедур. Резкая смена температуры с очень высокой на очень низкую (купание в снегу, в бассейне или в проруби после бани) сначала расширяет, а потом сужает сосуды.
3) Необходимо правильное соотношение между физическими и нервно-психическими нагрузками, иначе эмоциональная нагрузка становится чрезмерной, она может стать патологической. В таком случае страдает в первую очередь сердечно-сосудистая система, возникают такие заболевания как атеросклероз и гипертоническая болезнь, приводящие в конце концов к ишемической болезни сердца и инфаркту миокарда.
4) Боритесь с ожирением.
5) Следите за артериальным давлением.
6) Контроль уровень липидов крови.
В целом уровень общего холестерина плазмы крови должен быть не выше, а лучше – ниже 5, 2 ммоль/л: при более высоких цифрах существенно повышается риск возникновения сердечно-сосудистой патологии.
7) При сахарном диабете необходимо держать под контролем уровень сахара в крови.
Сахарный диабет и сахароснижающие лекарственные средства зачастую провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний.
8) Отказ от курения.
9) Отказ от употребления алкоголя
10) Отказ от употребления наркотиков
Изменения эндокринной и нервной системы часто вызывают головные боли, ухудшение памяти, внимания, нервозность, раздражительность.
Основная функция эндокринной системы человека – контроль метаболических процессов, отслеживание функционирования органов на клеточном уровне, а также поддержание гормонального фона в нормативном состоянии. Нельзя недооценивать ее значение в репродуктивной функции человека, иммунологическом контроле и обмене внутриклеточной информацией на генетическом уровне. В состав эндокринной системы входит большое количество человеческих органов, вырабатывающих гормоны, основными из которых являются:
Профилактика различных дефектов эндокринной системы
Современная эндокринология утверждает, что большинство гормональных нарушений, вызванных заболеваниями эндокринной системы можно предотвратить и остановить. Однако без проведения своевременных профилактических мероприятий сделать это достаточно затруднительно. Профилактика включает в себя:
В арсенале больного должны иметься все необходимые лекарственные средства, он должен соблюдать правильное, возможно диетическое, питание и придерживаться правил здорового образа жизни.
При диагностировании каких-либо нарушений в работе эндокринной системы больной должен в первую очередь сбалансировать рацион питания. Продукты должны быть свежими, натуральными, богатыми микроэлементами, ненасыщенными жирными кислотами, витаминами и клетчаткой. Физиологически обоснованное потребление жидкости улучшает кровообращение и нормализует метаболические процессы на клеточном уровне. Человек, страдающий любым заболеванием, но относящийся к группе риска по развитию нарушения работы эндокринной системы, должен в обязательном порядке проходить консультации у врача-эндокринолога.
Изменения в пищеварительной системе часто приводит к болям в животе.
Гормональные изменения вызывают проблемы с кожей, появление угревой сыпи, разных воспалений.
Ослабление иммунитета в это время приводит к частым простудным заболеваниям.
Иммуните́т (лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо) — это совокупность защитных механизмов, которые помогают организму бороться с разными чужеродными факторами, бактериями, вирусами, ядами, посторонними телами и т. д.
Обеспечивает гомеостаз организма на клеточном и молекулярном уровне организации. Реализуется иммунной системой.
Меры профилактики:
Вначале стоит устранить факторы и причины, вызывающие его снижение или ослабление: чтобы наполнить прохудившуюся бочку водой, вначале нужно устранить течь, поскольку в противном случае предпринятые усилия окажутся напрасной тратой сил, времени и денег. Поэтому употребление даже самых эффективных витаминов может оказаться недостаточным, равно как и периодические занятия физкультурой. Для "настоящего" укрепления иммунитета, а не постоянного стимулирования его теми или иными средствами, необходимо подойти к решению данной задачи комплексно. Восстановление иммунитета нужно начать нормализацией образа жизни, ликвидировав всевозможные утечки ресурсов защитных сил. Возможно, чтобы его укрепить, придется пересмотреть режим труда и отдыха: Необходимо исключить частые нервные и психические нагрузки. Если приходится постоянно испытывать стресс, находится в подавленном настроении, это ухудшает способность эффективно справляться с различными угрозами здоровью. Каждодневная работа с полной самоотдачей, регулярное переутомление вызывают хроническую усталость. Как правило, защитные силы усталого организма снижены. Укрепить здоровье можно, устранив различные нарушения правильной работы кишечника: дисбактериоз, являющийся результатом неправильного питания, приема антибиотиков. В случае дисбактериоза происходит расстройство всасывания поступающих с пищей питательных веществ, отчего в крови оказывается масса отходов жизнедеятельности кишечных микроорганизмов, а также токсинов и ядов, образованных гниением и брожением остатков пищи. Очевидно, что если значительная часть защитных сил расходуется на нейтрализацию последствий дисбактериоза, их остается значительно меньше для противодействия вирусам и инфекциям.наличие в кишечнике большого количества токсинов, шлаков, а также кишечных паразитов (гельминтов или попросту глистов). Различные вредные вещества, отходы паразитов в конечном итоге оказываются в крови. Для нейтрализации данных негативных проявлений также задействуется определенная часть иммунитета. Чтобы перестать тратить защитные силы впустую, необходимо регулярно очищать организм от токсинов и шлаков. Интересно, что в Международной классификации болезней дисбактериоз не упоминается. Специалисты дисбактериозом толстой кишки обычно называют хроническое состояние, которое корректируется "внедрением" определенных микробов. Хотя кишечник способен самостоятельно нормализовать нарушенный баланс, как только для этого создадутся соответствующие условия. Нередко снижение иммунитета вызывается привычкой устранять лишь симптомы той или иной болезни, перенося ее на ногах. В результате очаг инфекции может остаться. Ресурсы начинают тратится на постоянное противодействие инфекции, и их уже оказывается недостаточно, чтобы остаться здоровым, к примеру, во время эпидемии гриппа. На иммунитет оказывает влияние неблагоприятная экология, преобладание в питании консервированной пищи, бедной витаминами и микроэлементами. Чтобы укрепить здоровье, необходимо перейти на качественное питание, в котором преобладают натуральные продукты, периодически употреблять витамины. В результате быстрых мутаций вирусов и бактерий, вызванных активным применением антибиотиков и ухудшением экологии, иммунитет не всегда успевает приспособиться к новой разновидности вируса. Болеть приходится гораздо чаще. Получается, что защитные силы хуже справляются со своими обязанностями, и поэтому говорят, что иммунитет снижен и его необходимо укрепить. В ряде случаев заболевания, вызванные той или иной мутацией вируса, приобретают хроническую форму.
Не стоит считать, что эти явления исчезнут сами по себе, ребенок «перерастет». Ведь почти все хронические болезни родом из подросткового и юношеского возраста.
8.Как лучше заботиться о здоровье?
Главными условиями, способствующими укреплению здоровья школьника , являются режим дня, двигательная активность, питание, общение с природой
1. Режим днядает возможность придерживаться разумных правил, предусмотренных самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приемов пищи и др.). Подобный порядок возник в результате исторического развития вида Человек разумный – Homosapiens. Если человек живет по режиму, его организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее восстанавливаются.
Многие ученики в настоящее время занимаются дополнительно не только в кружках и секциях, но и с репетиторами. В средней и старшей школе свободное время многих учащихся расписано буквально по минутам. Не следует забывать, что неправильное формирование режима дня может привести к переутомлению, нервным срывам и снижению успеваемости. Классным руководителям необходимо постоянно проводить разъяснительную работу как среди учеников, так и среди родителей.
1. Смена деятельности
Общая продолжительность движения в режиме дня школьника должна составлять: в 11-14 лет – около 4 часов; в 15-17 лет – 3-4 часа
В день необходимо посвятить не менее 30 мин умеренной мышечной нагрузке.
2. Сон
Существенное значение в любом возрасте имеет продолжительность сна.
Продолжительность сна зависит от индивидуальных особенностей человека. И хотя строгой нормы сна нет, продолжительность ночного сна учащихся 14-18 лет должна в среднем составлять 9-10 часов в сутки. Из-за недосыпания среди подростков особую остроту приобретает проблема дневной сонливости. От 25 % до 62 % старшеклассников жалуются на трудности утреннего пробуждения, вялость, сонливость в дневное время. Негативными последствиями недосыпания являются ухудшение памяти, затруднения с удержанием внимания, уменьшение скорости реакции. Это отражается на успеваемости и ведет к повышению вероятности проявления нервных срывов.
3. Умственное переутомление
Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний, при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы. Снижение работоспособности и развитие утомления при умственной труде происходит постепенно.
Научные исследования показывают, что в школе на первом уроке знания усваиваются плохо - идет "врабатывание"; на втором-третьем – наилучшее усвоение знаний, затем - постепенное снижение работоспособности. Ученик волевым усилием справляется с умственной нагрузкой, но на последних уроках, особенно в конце недели уже проявляются признаки переутомления. Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. Начинают проявляться нарушения ритма сердечно-сосудистых сокращений, изменения артериального давления, потеря аппетита. Проявляются нервно-психические расстройства: раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. При переутомлении эти признаки не исчезают после кратковременного отдыха или достаточного по продолжительности ночного сна. Для полного восстановления сил требуется длительный отдых, а иногда лечебные процедуры.
Напомните родителям, что общение с природой благотворно влияет на здоровье человека. Природные факторы – свежий воздух, вода, солнечный свет улучшают деятельность всех систем организма.
2. Движение – это природное свойство человека. На ранних этапах развития общества благодаря движению человек находил пищу, спасался от врагов, познавал окружающий мир.
Наскальная живопись свидетельствует, что первобытные люди были всегда в движении, всегда в действии (сцены охоты первобытных людей)
Аристотель (IV век до н.э.): «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие»
Знаменитый древнеримский врач Цельс, живший в конце I в. до н.э. в трактате «О медицине» писал о необходимости чаще заниматься физическими упражнениями.
Двигательная активность человека влияет на сохранение и укрепление здоровья, повышает общий тонус и жизнеспособность организма, стимулирует защитные силы организма. Двигательная активность способствует развитию всех систем и органов, включая сердечно-сосудистую. С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведет к снижению двигательной активности гиподинамии. Нетренированность сердечной мышцы ведет к уменьшению силы сокращений, возрастанию частоты сердцебиений и снижению объема циркулирующей крови. Гиподинамия способствует быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы.
Школьники нередко ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это отсутствием возможности или времени для занятий спортом. Регулярные занятия спортом способствуют повышению эффективности работы дыхательной системы. При этом снижается частота дыхательных движения и увеличивается жизненная емкость легких. В результате однотипных движений или длительного сидения (стояния) могут возникнуть изменения в кровообращении, у многих школьников формируется неправильная осанка.
3. Иммунитет. Сильно снижают иммунитет стрессовые ситуации, которым подвержены современные школьники. При эмоциональном стрессе организм ведет себя, как в минуты опасности, готовясь к выработке большого количества энергии: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление. Частые стрессы могут являться причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы.
4. Работа на компьютерах предъявляет к организму также повышенные требования. Это эмоционально-психические, зрительные и статические нагрузки (длительное сидение в определенной позе). У школьников старших классов после 45 минут работы на компьютере нарушается способность к четкому различению предметов. При длительной работе на компьютере у человека снижается работоспособность, возможно появление головных болей.
Для того, чтобы избежать опасных для здоровья последствий, необходимо соблюдать следующие
Правила работы за компьютером:
Родителям следует дозировать это увлечение, не позволяя проводить за компьютером более положенного подростку по возрасту времени, чтобы это не было в ущерб отдыху и другим занятиям ребенка.
Курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания — ловушки, в которые может попасть подросток, проводя время в дурной компании. Во-первых, он не хочет выделяться из общей среды, где все, например, курят и пьют спиртное. Во-вторых, подросток хочет самоутвердиться, показать, что он самостоятельный.
Он выбирает, зачастую, самый простой путь, который, как ему кажется, является доказательством взрослости. Немалую роль в возникновении подростковых пристрастий играет желание узнать, испытать и попробовать все. Контроль за состоянием ребенка, возвратившегося домой, необходимо вести ежедневно. При этом важно:
Рациональное питание особенно важно для детей этого возраста. Каковы особенности питания подростков?
Кроме того, подросткам ежедневно необходимы еще такие продукты:
— овощи разные — 400 г;
— картофель — 400 г;
— фрукты — 100 г;
— масло сливочное — 30 г;
— сахар — 60 г;
— крупы — 90 г.
Вреден для растущего организма избыток сладкого, мучного и круп, который может вызвать нарушения обмена веществ и избыток веса. Это сдоба, конфеты, каши. Голодание, различные новомодные диеты вредны для растущего организма, т.к. нарушают в нем сбалансированный обмен веществ и ведут к хроническим заболеваниям.
В подростковом возрасте девочки уже понимают, как важно иметь стройную фигуру, а мальчики хотят быть сильными и крепкими. Всему этому помогают регулярные физические упражнения, в которых участвуют все группы мышц — ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, лыжи, подвижные командные игры и прочие.
При занятии спортом наш мозг выделяет эндорфины — вещества, от которых у нас улучшается настроение и самочувствие, утихает боль.
Дозированные физические упражнения полезны для:
Все эти и многие другие несомненные преимущества от регулярных занятий спортом становятся еще более очевидными, если проходят они на свежем воздухе (гребля, плавание, лыжи, походы в лес, командные игры и т.д.)
Следует заметить, что спорт часто помогает подросткам преодолеть свои комплексы, бороться с вынужденной замкнутостью. Поэтому им все же полезны общие занятия спортом, но не стоит навязывать то или иное занятие, следует его лишь предложить.
12. Практическая часть.
Среди учащихся 8-9 классов проведен опрос на вопросы, ответы которых представляли собой выбор ответа (да\нет).
13.Заключение
Исходя из анкетирования в параллели 8 – 9 классов мы видим, что большая часть опрошенных следят за собственным здоровьем, укрепляют его всевозможными способами, однако есть и часть ребят, которая не заботится о своем будущем. Я надеюсь, что моя работа призовёт молодых ребят следить за своим здоровьем и укреплять его.
Список литературы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровье
http://www.studfiles.ru/preview/5765900/page:31/
http://wvvfffrrl.tumblr.com/post/63094891822/
https://урок.рф/blogs/referat_zdorovij_obraz_zhizni_141904.html
http://www.bestreferat.ru/referat-328225.html
Прекрасное далёко
Агния Барто. Сережа учит уроки
Флейта и Ветер
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Золотой циркуль