Информационная проектная работа «Моя деревенька» (Традиции, обычаи и произведения устного народного творчества села Молодёнки).
Вложение | Размер |
---|---|
informats._proekt_moya_derevenka.docx | 284.52 КБ |
Проблема:
Исчезновение традиций, обычаев и произведений устного народного творчества родного села.
Цель проекта:
описание традиций, обычаев и произведений устного народного творчества в селе Молодёнки, обобщение и представление на внеклассном мероприятии, посвященном юбилею села.
Задачи проекта:
- описать традиции и обычаи села;
- записать сохранившиеся в памяти односельчан произведения УНТ;
- обобщить и систематизировать собранную информацию.
План работы:
Этапы работы: | Методы и способы работы: |
| - наблюдение за ходом праздничных мероприятий в селе; - беседы с жителями села; - проведение аудиозаписи. |
| - анализ и систематизация материалов; - набор текста доклада, оформление стенгазеты. |
| - чтение доклада; - инсценирование примеров песен, частушек, элементов праздничных обрядов. |
| - беседа в группе, анализ меры своего участия в общем деле: - Что мы делали? - Как мы делали? - Каковы результаты? - Каков мой личный вклад в решение проблемы? |
Информационная проектная работа
«Моя деревенька»
(Традиции, обычаи и произведения
устного народного творчества
села Молодёнки).
Учащиеся 7 класса
Учитель Никитина Е.А.
Содержание
1.Цели и задачи проекта.
2. Введение. Актуальность темы.
3. Краткая история села.
4. Считалки.
5. Старинные игры.
6. Частушки.
7. Песни.
8. Праздничные традиции.
9. Праздничные крестьянские блюда.
10. Заключение.
Цель проекта:
описание традиций, обычаев и произведений устного народного творчества в селе Молодёнки, обобщение и представление на внеклассном мероприятии, посвященном юбилею села.
Задачи проекта:
- описать традиции и обычаи села;
- записать сохранившиеся в памяти односельчан произведения УНТ;
- обобщить и систематизировать собранную информацию.
В истории малой Родины, как в зеркале, отражаются события и процессы истории всей страны. На примере каждого города, села, деревни, аула, кишлака можно проследить, как крупные исторические события затрагивают жизнь глубинки, отражаются в её языке, традициях и обычаях. Каждое село, маленькая деревенька самобытны и имеют свою изюминку, отличную от других. К сожалению, современная жизнь, насыщенная большим количеством информации: газеты, журналы, телевидение, компьютеры и так далее, быстро стирает историческую память народа. Все меньше люди соблюдают традиции и обычаи своих предков, все чаще забываются старинные песни, местные предания и мало остается письменных и вещественных исторических источников. Поэтому тема местного быта, местных традиций, языковых особенностей является актуальной. И работа по сбору вещественных источников, фиксирование собственных наблюдений, запись впечатлений, воспоминаний очень важна.
Наше село имеет давнюю историю. Впервые о Молодёнках упоминается в
документах за 5 сентября 1675 года, где говориться о поместной земле
стряпчего Семена Ерофеева Алмазова и жильца Ивана Скрипицына в
урочищах Дикого поля на речке Молодёнке /Себинского стана
Епифанского уезда. Что сохранилось от наших предков за такой, достаточно долгий, период истории? В нашем селе сохранились памятники архитектуры
18-19 веков. Но, исходя из того, что в нашей местности есть другие исторические явления, которые быстро исчезают, нашей группой было решено заняться сначала обычаями и традициями, произведениями УНТ, которые еще сохранились в памяти народа.
Некоторые обычаи и традиции сохраняются и сейчас. Например, в ходе
детских игр в Молоденках можно услышать старинные считалки, которые
печатались в сборнике А.В. Терещенко «Быт русского народа» ещё в 1847-1848гг.:
-Заяц белый, куда бегал?
-В лес зеленый.
-Что там делал?
-Лыко драл.
-Куда клал?
-Под корягу.
-Кто украл?
- Спиридон-он, тинтиль-винтиль,
Выходи отсюда вон!
Или такая:
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кем ты будешь такой?
Говори поскорей и
Не задерживай честных и добрых людей.
Поторапливайся.
Кроме старинных «салок», «пряток», производной от них «Двенадцать
палочек», русской лапты в нашем селе до сих пор дети любят играть в
долгую старинную игру «Бояре»: играющие делятся на две группы, каждая
группа берется за руки, встает в ряд и поочередно выступает вперед, приговаривая слова:
- Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.(1 группа)
- Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли? (2 группа)
- Бояре, нам невеста нужна, молодые, нам невеста нужна. (1 группа)
- Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила? (2 группа)
(Первая группа после совещания между собой указывает на избранную)
- Бояре, нам вот эта мила, молодые, нам вот эта мила. (1 группа)
- Бояре, она дурочка у нас, молодые, она дурочка у нас. (1 группа)
- Бояре, мы ё выучим, молодые, мы ё выучим. (2 группа)
- Бояре, а чем станете учить, молодые, а чем станете учить? (1 группа)
- Бояре, мы ей плеточки дадим, молодые мы ей плеточки дадим. (2 группа)
- Бояре, мы ей пряничка дадим, молодые, мы ей пряничка дадим. (1 группа)
- Бояре, у ней зубки болят, молодые, у ней зубки болят. (2 группа)
- Бояре, мы ё к доктору сведем, молодые, мы ё к доктору сведем. (1 группа)
- Бояре, она доктора боится, молодые, она доктора боится. (2 группа)
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда. (1 группа)
Тут «невеста», выбрав слабое звено в цепи соперников-бояр, разбегается и
старается прорваться через ряд противников. Если ей это удается, она остается со своей группой,если нет - остаётся у команды победителей. Цепь соперников растет - команда становится сильнее. Но суть игры не в победе, играющим нравится сам процесс игры, пение.
Сохранились старинные частушки, «страдания», и танец, который в
Молодёнках не меняется со времён наших прабабушек:
Ой, подруга, выходи!
А я уже вышла.
Расскажи, моя родная,
Что сегодня слышно.
Наше поле рядом с вашим.
Наше колосистей,
Мы девчата- лучше ваших.
Мы все голосистей.
Мне залетка изменил,
А я не потужила,
Он пошел, а я сказала:
«Огородный пужало!»
Вот она и заходила,
Половица подо мной,
Я пляшу, а он не смотрит.
Головастик водяной.
На столе стоит гармошка.
Под гармошкой гребешок.
Иди, милый, побираться,
Я сошью тебе мешок. (Записано со слов Комоликовой Т.Н.)
Ой, подружка моя,
Чем ты умываесси?
Наверно, розовой водой -
Все ребята за тобой.
Товарочка дорогая!
Мы с тобою - только две.
Сломим веточки зеленые.
Пустим по воде.
Миленок дорогой,
До чего бываешь мил!
У своих сеней закуришь -
До моих доходит дым.
Шила милому кисет -
Вышла рукавица.
А он меня похвалил:
«Какая мастерица!»
Я свою соперницу
Отвезу на мельницу!
Пермелю ё_мельницей:
Ты моя соперница!
Ой, кум Пронька,
Гармонь тронь-ка.
А я, кума Донька,
Пойду полягонька! (Записано со слов Канухиной А.А.)
Высшая похвала была примерно такая (Записано со слов Канухиной А.А.):
«А Дуся-то как плясала! Поставь горшок с молоком на голову - не
прольется!»
Старинные песни полностью в Молодёнках уже не помнят: так быстро
современная жизнь стирает память народа, но часть от таких песен все-таки
сохранилась. Мы записали два куплета двух разных песен, и они наглядно
показывают, что в устном народном творчестве всегда отражались
трудности тяжелой крестьянской жизни. Первая рассказывает о
крестьянской семье, в которой все тяготы быта, вся работа легла на плечи
женщины, так как муж долго не возвращается с чужой стороны. Она устала
ждать:
Сумрак все в избе, только ветер воет жалобно в трубе.
Сын ещё ребенок, скоро подрастет.
Бедный, он гостинец от отца все ждет.
-Мама, моя мама, что ты все не спишь?
Весь ты вечер пряла и опять сидишь.
- Милый мой сыночек, прясть уж нету сил.
Пятую неделю божий свет не мил(…)
И сохранился куплет другой песни:
Потеряла я колечко, потеряла я любовь.
Как по этому колечку буду думать день и ночь.
Где девалось то колечко, что сияло на руке.
Где девался мой любимый, что словами увещал,
Улестил меня словами, сам уехал далеко.
Сам уехал, мне оставил дочь-малютку на руках.
Дочь-малютку звать Анютка.
Черноброва - вся в него...
Сюжеты этих песен интересны, но полностью восстановить их содержание уже, наверное, невозможно. Это ещё раз доказывает, как важна работа по краеведению.
Конечно, старинные традиции в большей или меньшей степени можно
встретить в каждом селе, но мы поставили цель отследить и зафиксировать
традиции и обычаи характерные именно для нашего села, настоящие
молоденские «изюминки».
Каждое село имеет свой престольный праздник по названию местной
церкви. В Молодёнках это - Введение во Храм Пресвятой Богородицы (церковь, построенная в честь этого праздника в 1798 году графом Кирилой Григорьевичем Разумовским, стоит до сих пор на самом высоком месте в Молодёнках). В селе этот праздник называют Веденьё: «Не смотри, что морозит – на Веденьё все равно растает»(4 декабря). Эта давняя народная примета сбывается ежегодно, без исключений.
В этот день в Молодёнках обязательно пекли курник (пирог с курятиной) и блины из пшена. Пшено толкли в ступке и из такой «муки» с большим
количеством яиц пекли блины, желтые, сладкие. Рецепт курника отличается
от современного, он был очень прост, поскольку это было хотя и
праздничное блюдо, но все-таки крестьянское: целая вареная курица
запекалась в хлебном ржаном тесте. Как и везде, в Молодёнках в старину
делали «тюрю» - простое блюдо: вода, соль, растительное масло, резаный лук; пекли на праздник так называемые «жаворонки» и «лесенки» (их делают некоторые бабушки и сейчас). «Жаворонки» - слепленные из пресного теста птички с изюминками вместо глаз. «Лесенки» - маленькие лестницы из пшеничного теста. Сохранился рецепт блюда, которое сейчас уже не делают. Называлось оно «Тесто». Готовилось так: на сладком свекольном отваре заваривали ржаную муку и заквашивали. Получалась кисло-сладкая сметанообразная гуща. Особенно любили лакомиться ею дети. И еще чисто молодёнское крестьянское блюдо - в кислый квас кусками нарубали холодец с хреном и ели.
Каждый праздник, каждое событие несли свои местные элементы.
На свадьбах и в период ухаживания, до свадьбы, были также свои традиции.
На Масленицу женихи должны были катать своих невест на санях.
Накануне свадьбы в дом невесты приходили либо родственники, либо
друзья жениха (говорили: «со стороны жениха») и «корили» невесту, то есть
шуточно ругали: «Да какая же это невеста, поглядите-ка на её приданое -
отрёпки». При этом доставали из мешков рваные башмаки и тряпки. Бывали
случаи, единичные, когда приходили корить нешуточно, со злом. Делалось
это с целью расстроить свадьбу.
В старину свадебные тройки лошадей украшали везде по-разному, в
Молодёнках к хомуту прикрепляли большой сухой репейник и обвивали
разноцветными лентами, которые потом развевались на ветру.
Если жених брал невесту из другой деревни, то на свадьбу празднично
наряженные тройки останавливались перед каждым мостом, а жених
должен был невесту через мост пронести на руках. И сейчас в Молодёнках
сохранился этот обычай: молодые из ЗАГСа едут на Куликово поле,
возлагают цветы павшим в великой битве, а на обратном пути к
праздничному столу свадебный кортеж останавливается перед каждым
мостом и жених берет невесту на руки.
Сохранился в Молодёнках древний праздник урожая, в советские годы
перенесенный с сентября на годовщину Октябрьской революции: выносили
из домов все столы, ставили в длинный ряд, накрывали нарядными скатертями. Сначала за этот длинный праздничный стол садились все взрослые деревни, а потом допускалась «мелюзга».
На Масленицу и сейчас делают большую куклу из соломы, чтобы потом
сжечь, пекут блины и водят хороводы. Наши школьники принимают
непосредственное участие в этом. Хозяйки пекут много блинов, на
празднике дают пробовать всем, потом называют, чьи блины оказались
самыми вкусными. Чаще всех побеждает в этом конкурсе Антонина
Матвеевна Кузнецова: её блины большие, тонкие (их называют «ажурные»)
и очень вкусные.
В итоге мы хотим сказать, что в процессе данной работы мы по-
новому воспринимали и осознавали то, что изучали на уроках русского
языка, литературы, истории. Занимаясь сбором материала, мы общались с
жителями нашего села. Мы видели, как, вспоминая прошлую жизнь, люди
окунались в забытую добрую старину и оживляли её воспоминаниями в
наши дни.
Работу по исследованию родного края мы будем продолжать, а эта работа, если можно так сказать, заполнила ещё один файл нашей папки памяти под названием «Малая Родина».
Две снежинки
Карандаши в пакете
Новогодние гирлянды
Рисуем белые грибы пастелью
Сочинение