Забытые страницы истории Первой мировой войны,героические символы войны, Первая мировая война в художественной литературе.
Конкурс: «Служение Отечеству: события и имена» в 2014 году
Исследовательская работа на тему:
«Первая мировая война в исторической памяти поколений» (посвящается 100-летию начала Первой мировой войны).
Выполнил:
Горенков Михаил Алексеевич
учащийся 11 «А» класса
Научный руководитель:
Зырзов Вадим Валерьевич,
учитель истории и обществознания.
ОРЕЛ – 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ………………………………………………………………………......6
ГЛАВА II. ГЕРОИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ…………………………………………………………………………..8
ГЛАВА III. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………………………………….15
ГЛАВА IV. ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………… ..20
ВВЕДЕНИЕ
Первая мировая война является одним из ключевых событий мировой истории. Она определила мировую эволюцию всего последующего времени. За четыре года произошла подлинная революция в экономике, коммуникациях, национальной организации, в социальной системе мира. Первая мировая война придала современную форму национальному вопросу. Она вывела на арену общественной жизни массы народа, фактически не участвовавшие прежде в мировой истории. Она дала невиданный импульс технической революции. Она при этом открыла невиданные глубины гуманитарного падения, на которые оказался способным человек вопреки всем достижениям цивилизации. Она фактически разрушила оптимистическую культуру Европы, смяла все достижения столетия посленаполеоновского мира, сделала насилие легитимным орудием разрешения международных споров и инструментом социальных перемен. Она оставила после себя невиданное озлобление народов, выплеснувшееся в отчуждение 20-30-х годов и кровавую драму Второй мировой воины.
В ходе Первой мировой войны в странах-участницах боевых действий усилилось антивоенное движение трудящихся, которое к концу войны переросло в революционное. Дальнейшее ухудшение положения трудящихся масс привело к революционному взрыву - сначала в России в феврале и октябре 1917 г., а затем в Германии и Венгрии в 1918-1919 гг.
Первая мировая война, может быть, впервые приоткрыла человечеству те "бездны" прогресса, которые заставят его потом содрогнуться и переосмыслить заново весь пройденный путь. Война обозначила начало передела мира, заставившего к концу века прийти к выводу о необходимости новой политической этики. Проблема войны как способа разрешения конфликтов между большими группами людей "ставит перед всем комплексом социально-гуманитарно-культурологических наук приобретшую особую остроту в наше время проблему природы войны и ее места в истории человечества".
Первая мировая война не была для литературы локальным событием, она воспринималась в контексте духовной жизни Европы и России конца XIX - начала XX в. (кризис "морали успеха", начало заката идеологии Просвещения и т.д.). Разными были условия и последствия этой войны для каждой из стран, участвовавших в этой войне, однако художественное воплощение первой мировой войны в разных литературах имеет и общие, типологические черты, как в проблематике, так и в пафосе.
Вообще, проникновение войны в мировое искусство шло и идет двумя путями: с одной стороны военной проблематикой, а часто и военными сюжетами насыщаются самые различные писательские замыслы, какой бы сферы жизни они ни касались. В былые времена столкнуть героя с действительностью войны, отправить его под пули - значило уготовить ему необычную, исключительную судьбу. В литературе 20 века, напротив, если писатель не расскажет о том, как отразилась на судьбе героя война, это будет восприниматься как странная и непонятная для читателя фигура умолчания; с другой стороны, писатели все чаще обращаются к военным сюжетам как к специфическому жизненному материалу, именно на нем ставя, и проблемы самой войны, и проблемы нравственности, то есть человеческой сущности своих героев.
Всем вышесказанным обусловлена актуальность рассматриваемой темы исследовательской работы.
Отсюда вытекает цель данной работы - исследовать, как отражена Первая мировая война в литературе и исторической памяти поколений, доказать, что произведения о Первой мировой войне являются необходимой составляющей исторической памяти народа, что литература времен Первой мировой войны имеет общечеловеческое, философско-этическое и художественное значение.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.показать значение Первой мировой войны для развития литературы;
2.проанализировать литературу о войне с точки зрения разных способов восприятия войны их авторами и разными поколениями людей;
3.сравнить отношение к войне писателей разных стран;
4.показать роль литературы в изучении истории;
В основу исследования положено сравнение нескольких разных подходов к изучению литературы. Для решения поставленных задач использованы как художественные произведения о Первой мировой войне писателей разных стран, так и работы русских историков и литературоведов.
«Война — не продолжение политики, а поражение политики».
Ханс фон Сект
В 2014 году в Российской Федерации впервые отмечается День памяти российских воинов, павших в Первой мировой войне. Эта памятная для нашей страны дата, согласно инициативе Президента РФ, теперь будет отмечаться ежегодно 1 августа.
Первая мировая война началась 28 июля 1914 года. Как гласит официальная версия, Австро-Венгрия напала на Сербию.
В это время в Европе сложилась система противоборствующих союзов, из-за которых 1 августа Германская империя объявляет войну России после того, как та отказалась прекратить мобилизацию вооруженных сил.
Командующие основных стран-участниц планировали закончить войну за 3-4 месяца, но никто не подозревал, что она затянется на 4 долгих года. Эта война принесла огромные разрушения Европе. Привела к огромным человеческим и моральным жертвам. Были разрушены четыре великих европейских империй: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. По мнению многих, Россия со своими союзниками выиграли войну, заплатив за это миллионами людских жизней.
ГЛАВА I. ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Ни для кого не секрет, что Первая мировая война долгое время оставалась в тени истории. Особенно ярко эта тенденция проявлялась в период правления коммунистического правительства СССР, руководству которого по тем или иным причинам было выгодно, чтобы некоторые страницы истории Российской империи оказались забыты. Впрочем, эти соображения не могли распространяться на все общество.
Первая Мировая война является одним из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. Эта война потрясла мировое общество. Разрушила старые устои и мировоззрение народов. Она показала, что достигнутый людьми научный, технический, культурный и нравственный прогресс не может остановить надвигающуюся войну, полную дикости и варварства. В Великую войну армии воюющих сторон впервые стали использовать такое вооружение, как танки, подводные лодки и оружие массового поражение - отравляющие газы. Были попраны все рыцарские традиции и нормы морали.
Как же это величайшее событие закрепилось в исторической памяти поколений? Как запомнилась эта война в странах-участницах конфликта?
Начать стоит с того, что одну из главных ролей играет моральный дух народа. Способен ли он воевать? Может и хочет ли идти на войну и отдавать все для победы?
Главной задачей любой войны является победа над противником. Чтобы ее достигнуть, народ и армия должны быть убеждены в своем, прежде всего, моральном превосходстве над противником, и, разумеется, в конечной победе над врагом. Поэтому психологическая подготовка ведется любыми средствами.
Поначалу Российское правительство смогло обеспечить патриотический подъем. Оно четко формулировало причины вступления России в войну. Подчеркивалось, что эта война справедлива и будет иметь лишь оборонительный характер.
Можно привести примером призвание генерала Я.Г. Жилинского от 20 июля (2 августа) 1914 г.:
«20 июля 1914 г. Германия объявила России войну и открыла уже военные действия. Мы должны отстоять нашу родину и честь нашего оружия. Не в первый раз приходится нашим войскам воевать с немцами; они испытали наше оружие и в 1757 г., и в 1812 г., причем всегда мы оставались победителями. Убежден, что вверенные мне войска проявят присущую им доблесть в наступившую войну и, как всегда, честно и самоотверженно выполнят свой долг».
ГЛАВА II. ГЕРОИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Особо следует упомянуть о героических символах как феномене массового, во многом мифологизированного сознания.
Любая, а тем более крупномасштабная война является наитруднейшей для нации ситуацией, прерывающей привычное течение жизни, подвергающей жесткому испытанию существующую в мирных условиях систему ценностей, моральное здоровье общества, его психологическую устойчивость. Регулирование морально-психологического состояния общества является одним из важнейших факторов мобилизации его ресурсов в чрезвычайных военных условиях. А самым действенным инструментом такого регулирования является формирование героических символов, то есть обобщенных социальных образцов индивидуального, группового, массового поведения, на которые общество ориентирует своих членов в аналогичных, значимых в данный исторический момент ситуациях. Символы приобретают значение самостоятельной социальной ценности, становятся предметом подражания в жизни и идеологическим инструментом широкого профиля - агитации, пропаганды и воспитания, прочно закрепляясь затем и в исторической памяти поколений.
Первая мировая, спровоцировавшая в России внутренние революционные потрясения, закончившиеся распадом Российской Империи и Гражданской войной, до нашего времени носил ярлык неудачной для страны и непонятной для народа «проигранной» войны, несмотря на принадлежность к коалиции победителей. «Ряд за рядом направлялись мужественные, печальные, равнодушные лица в сторону запада, к неведомым боям за непонятное дело», – такими, например, увидел идущие на фронт русские войска летом 1915 г. американский корреспондент Джон Рид. А для подобных войн в исторической памяти как форме общественного сознания обычно находится не слишком много места. Поэтому не случайно в народной памяти практически не сохранилось героических символов Первой мировой войны. Но все же главной причиной подобной исторической «амнезии» явилось то, что германская война переросла в революцию, которая смела и старые ценности, и олицетворявшие их символы, заменив новыми. Закономерно, что советские люди в массе своей могли назвать немало имен «героев Гражданской» (разумеется, победителей-«красных»!), но уже через десяток лет не помнили никого из героев войны предшествующей, «империалистической», которая еще недавно называлась Отечественной. (Кроме, быть может, А.А. Брусилова с его знаменитым «Брусиловским прорывом», и то в основном потому, что этот царский генерал перешел на службу к Советской власти).
Это не значит, что в Первую мировую был недостаток в героических символах: широко известными становились и полные Георгиевские кавалеры, и представители нового рода войск – авиаторы. Например, безногие летчики Александр Северский и Юрий Гильшер, предшественники Алексея Маресьева. И автор «мертвой петли», основоположник высшего пилотажа Петр Николаевич Нестеров, который 26 августа 1914 г. впервые в истории совершил воздушный таран и сбил двухместный австрийский самолет-разведчик. О его подвиге и трагической гибели широко извещали газеты. «...Как-то совсем неожиданно на глаза мне попался клочок газетной бумаги, – записал в своем дневнике офицер Л. Войтоловский. – Чувство брезгливости боролось во мне с нахлынувшим любопытством; я не видал уже газеты около трех недель и колебался недолго. В этом обрывке “Нового времени”, которое я узнал по шрифту, я прочитал о смерти штабс-капитана Нестерова. Было подробно описано его столкновение в воздухе с австрийским летчиком, завершившееся гибелью обоих пилотов. Сообщение было несколько раз перечитано вслух, и все заговорили о Нестерове».
Также не все знают о крепости Осовец. В первый год войны она находилась на важном направлении, прикрывая дорогу на Белосток. Русские части отступали и для удачного отступления 226-му Землянскому полку был дан приказ оборонять крепость в течение 2 суток. Но немцы, благодаря упорной обороне русских, остановились перед крепостью на 190 дней. Целыми днями укрепления обстреливали крупнокалиберными орудиями.
24 июля 1915 года немцы применили самое страшное оружие той войны – отравляющий газ. На рассвете в 4 часа с попутным ветром по всему фронту атаки начался выпуск хлора из заранее развёрнутых 30 газобаллонных батарей. Первая и вторая линии обороны были уничтожены. После этого в бой пошли 5000 немецких ландверов (примерно 5 полков). Пройдя редуты и колючую проволоку, они попали под обстрел русской полевой артиллерии. В это время полумертвые, с обезображенными от газа лицами на них в атаку устремились остатки 13-й роты Землянского полка. Сквозь бинты, обматывающие рты контратакующих, сочилась кровь, куски сгоревших легких шли через горло.
Германские войска, увидев «мертвецов», в ужасе побежали обратно к своим траншеям. В итоге получилось так, что примерно 60 человек и несколько артиллерийских орудий обратили в бегство 5 полков «железной» немецкой армии.
Пресса была основным источником информации о героях-символах Первой мировой, а также средством их популяризации. Но не только она занималась пропагандой подвигов русских солдат и офицеров. Например, сведения о Георгиевских кавалерах собирала учрежденная еще весной 1911 г. «Комиссия по описанию боевых трофеев русского воинства и старых русских знамен». В годы войны созданный при этой комиссии Военно-художественный отряд, куда входили художники и фотографы, запечатлевал для истории картины сражений, делал зарисовки подвигов, за которые воины награждались Георгиевскими знаками отличия, создавал портретную галерею самих героев. Комиссия издавала специальную литературу, распространявшуюся среди населения, в том числе серию «Герои и трофеи народной войны».
Георгиевским кавалерам, которые воспринимались народным сознанием как истинно русские богатыри, в героической символике дореволюционной России принадлежало особое место. Солдатский знак отличия ордена св. Георгия был учрежден в 1807 г. и предназначался для награждения солдат, матросов и унтер-офицеров, которые «действительно выкажут свою отменную храбрость в борьбе с неприятелем». Заслужить солдатский Георгиевский крест можно было, только совершив боевой подвиг: захватив неприятельское знамя, пленив вражеского офицера или генерала, первым ворвавшись во время штурма в крепость противника или на борт его корабля, а также за спасение в бою знамени или жизни своего командира. Не случайно Георгиевскими крестами, дававшимися исключительно за боевые подвиги и отличия «в поле сражения, при обороне крепостей и в битвах морских», гордились больше, чем любыми другими наградами. В Первую мировую (к 1917 г.) 1-ю степень ордена получили (то есть стали полными Георгиевскими кавалерами) – около 30 тыс. человек, а 4-й степенью было награждено более 1 млн. воинов.
Кого же из них мы знаем? И кого из отмеченных высшей наградой солдатской доблести можно отнести к героическим символам своей эпохи?
Георгиевским кавалером еще до создания знаменитого «батальона смерти» стала женщина-доброволец Первой мировой войны Мария Леонтьевна Бочкарева – фигура действительно символическая. Известно, что будущие «красные командиры» С.М. Буденый, В.И. Чапаев и некоторые другие имели Георгиевские кресты, однако в советское время данный факт старались не афишировать. Эти люди, несомненно, являлись символами, но уже другой, Гражданской войны, к которой «царские кресты» отношения не имели. Иметь награды старой русской армии при советской власти было небезопасно. Тем не менее, во время Великой Отечественной войны многие солдаты – участники Первой мировой с гордостью носили Георгиевские знаки: в обеих войнах врагом была Германия... Так, полный Георгиевский кавалер донской казак Константин Иосифович Недорубов в Великую Отечественную был удостоен звания Героя Советского Союза, но при этом так и не стал символом ни одной из двух войн, в которых проявил доблесть.
Героиня Первой мировой сестра милосердия Раиса Михайловна Иванова прославилась не только тем, что оказывала помощь раненным непосредственно на передовой, под огнем неприятеля. Когда командир роты и все офицеры были убиты, она приняла на себя командование и повела солдат на штурм вражеской траншеи, во время которого была смертельно ранена. Награжденная посмертно офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени, Иванова оказалась единственной женщиной (если не считать учредившую орден императрицу Екатерину II), удостоенной этой высокой награды, но и она не превратилась в символ, сохранившийся в исторической памяти народа.
В то время главными национальными символическими фигурами, воплощавшими народный патриотизм, стали казаки, более близкие к народной аудитории по своему социальному облику. Так, например, Кузьма Крючков – реальный герой, убивший в кавалерийской атаке нескольких немцев, превратился в персонаж лубочной пропаганды – почти мифическую фигуру, собирательный образ лихого русского казака. В армии и среди гражданского населения распространялись брошюры и открытки (аналог листовок более позднего времени) с описанием его подвигов, сильно приукрашенных и преувеличенных.
Кто же такой Кузьма Фирсович Крючков и почему он оказался одним из главных претендентов на роль символа? Донской казак (род. ок. 1890 г.), первый Георгиевский кавалер в войну 1914-1918 гг., к ее концу он имел два Георгиевских креста и две медали, то есть даже не стал кавалером полного банта, хотя и был первым, получившим крест 4-й степени. Дослужился до звания подхорунжего. Его именем были названы папиросы и пароход, портреты печатались на первых страницах журналов, подвиг был запечатлен на многочисленных плакатах и лубках. Показательно, что на фронт, чтобы специально познакомиться с героем, приезжали столичные дамы. В Гражданскую казак К. Крючков сражался против большевиков. За боевые отличия в восстании против них на Дону был произведен в чин хорунжего. Погиб он в 1919 г. в бою под д. Лопуховка Саратовской губернии.
В советское время (и далеко не случайно!) казаки воспринимались как «главная опора царизма», «душители революции», «белогвардейцы». Новая власть не только ликвидировала казачество как особое военное сословие, но и старалась вытравить саму память о нем. Поэтому и этот символ Первой мировой не закрепился в долговременной памяти народа, оставшись знаковой фигурой лишь своего времени. Однако интересно такое свидетельство. 14 декабря 1941 г., в разгар контрнаступления под Москвой, московский журналист Н.К. Вержбицкий записал в своем дневнике: «Боец Ибрагимов в один день из автомата, винтовки, штыком и гранатой уничтожил 70 солдат и 3 офицера. Получил Героя Советского Союза. Промелькнула о нем газетная заметка, и через два дня он забыт, как и тысячи других героев. А как при царе возились с Кузьмой Крючковым!». В сознании людей образованных, современников и участников Первой мировой, это имя все-таки сохранилось. И здесь интересны как сами проводимые аналогии между героями двух войн, так и упрек к советской пропаганде, быстро забывающей солдатские подвиги. Но в целом можно констатировать, что Первая Мировая война не оставила в исторической памяти россиян устойчивых героических символов.
Было приложено максимум усилий, чтобы “вытравить” все позитивные патриотические оценки войны, образцы проявленного на фронтах героизма, да и саму эту войну из народной памяти. Причем, в качестве противопоставляемого образца поведения, возводимого в ранг героизма, средства пропаганды преподносили действия большевистских агитаторов по разложению русской армии и даже дезертирство. Именно Октябрьская революция и Гражданская война оказались в советское время главными пропагандируемыми событиями, причем средствами массовой информации, произведениями литературы и искусства (особенно кино) в сознание внедрялись героические символы-образцы новой эпохи: красные командиры, комиссары и партизаны (Чапаев, Котовский, Буденный, Лазо и др.).
ГЛАВА III. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В отечественной художественной литературе тема Первой Мировой войны осталась «в тени». В основном она была описана в мемуарных произведениях участников войны: генералов и офицеров. Что касается известных советских писателей, то Война была второстепенным фоном или была упомянута вскользь. В основном они писали про Октябрьскую революцию и Гражданскую войну.
За исключение можно принять «Тихий Дон» М.А Шолохова. В этом романе Первая Мировая описывается в жутких тонах. Показывается весь ее ужас. Писатель повествует нам, что война рушит судьбы людей, ломает семьи, оставляет детей сиротами, а жен – вдовами.
В зарубежной же литературе Первая Мировая породила волну произведений, ставших классическими.
На Западе писатели по отношению к Войне делились на два лагеря.
Одни выдвигали антимилитаристские тезисы, говоря о пагубном влиянии войны, о «кровавой бойне», погубившей огромное количество людей.
Другие же напротив, романтизировали и воспевали войну, подстегивали реваншистские и милитаристские настроения.
К первым можно отнести таких писателей, как Э.М. Ремарк, Э. Хемингуэй, написавших «На западном фронте без перемен» и «Прощай, оружие».
Хемингуэй первым употребил термин «потерянное поколение». Он описывал поколение, которое после долгих военных лет, полных смерти, отчаянья, холода и крови, не может жить в гражданском, мирном, имеющим место для счастья и света, мире.
К писателям – милитаристам можно отнести Эрнста Юнгера. Он был антиподом Ремарка, воспевал войну, ее героическое начало, напряжение физических и моральных сил человека.
В своем романе «В стальных грозах» он убеждает читателя в том, что война является естественным проявлением жизни и активности человека, она помогает цивилизации обновится и преодолеть психологический и моральный застой. Юнгер лично участвовал в военных действиях. Сам видел кровь и ужасы войны, но все равно считал, что война – обычное дело для людей, где они показываются такими, какими являются на самом деле.
ГЛАВА IV. ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Первая мировая война одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырех лет. В ней участвовали 33 страны из 59-ти суверенных государств. Население воюющих стран составило свыше 1,6 млрд. человек, то есть около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено. Жертвы среди мирного населения, пострадавшего от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов.
Недостатки и просчёты мирного урегулирования после Первой мировой во многом подготовили почву для Второй мировой войны. Трагедия, которая постигла человечество в середине XX в., бросила тень забвения на Первую Мировую войну. Между тем война оставила глубокий след в современной истории. С течением времени это становится всё более очевидно. Первая Мировая изменила привычки и нравы людей, сделала их более терпимыми к государственным формам насилия и посеяла зёрна будущих международных конфликтов, которые проросли кровавыми столкновениями уже в наше время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная исследовательская работа в заданных рамках предлагает ответы на проблемы культурно-исторических аспектов изображения войны в литературе и исторической памяти поколений.
В исследовании культурно-исторических аспектов проблемы "война и литература" совместное внимание историков и литературоведов к поэзии и прозе военных лет позволило бы дать ответы на вопросы о том, как происходило гуманитарное падение в обществе и где та точка замерзания, разрушения человеческого, после которой стало невозможным возвращение к прежним этическим ценностям.
Первая мировая война выявила широкий спектр психологических эффектов, связанных с отражением одного и того же события в исторической памяти разных стран, социумов, народов, социальных и иных слоев. Она выявила большую зависимость "официальной" исторической памяти от идеологии и политики и в то же время определенную автономность "стихийной" памяти массового сознания, питаемой непосредственным опытом широких слоев и отдельных личностей. Наконец, выявилась очень значимая роль "культурной фиксации" военного опыта в произведениях литературы, мемуаристики и т.д. Относительно кратковременная историческая память о Первой мировой войне - в масштабах поколения ее участников и современников - стала важным фактором дальнейшего развития мировой истории, повлияв на мотивацию реваншизма в потерпевших поражения странах, на реакцию "избегания" и нерешительности в отношении потенциального агрессора среди элит "западных демократий" накануне Второй мировой войны, вылившуюся в политику "умиротворения" Гитлера и Мюнхенский сговор. Более поздняя, "отсроченная" память о Первой мировой, безусловно, в массовом сознании была вытеснена более масштабными, значимыми, кровавыми событиями новой мировой войны, а в официальной исторической памяти - в политике, идеологии, системе образования и т.д. - фиксировалась в соответствии с интерпретацией властных элит конкретных стран, в том числе и для обеспечения их текущих интересов и соответственно международной конъюнктуре.
И, наконец, нельзя не сказать о значении произведений о Первой мировой войне для современного читателя.
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер. В акте восприятия диалектически объединены целое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда же речь идет о восприятии произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей действительности. Кроме того, познавая заключенную в нем картину человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа авторского.
Таким образом, художественные произведения о Первой мировой войне являются необходимой составляющей исторической памяти любого человека.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Безелянский, Ю.Н. Знаменитые писатели Запада: 55 портретов / Ю.Н. Безелянский. - М.: Эксмо, 2008. - 688 с.: ил.
2. Гиленсон, Б.А. Эрнест Хемингуэй / Б.А. Гиленсон. М.: Просвещение, 1998. - 192 с.
3. Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов / Под ред.Л.Г. Андреева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 559 с.
4. Зарубежная литература ХХ века (1871 - 1917): Учебник для студентов вузов / Под ред. Богословского. - М.: Просвещение, 1999. - 351 с.
5. Засурский, Я.Н. Американская литература ХХ века / Я.Н. Засурский. - М.: МГУ, 1984. - 335 с.
6. История зарубежной литературы: Учеб. пособие / Под ред.Р.С. Осеевой - М.: Прогресс, 1993. - 237 с.
7. Ковалева, Т.В. История зарубежной литературы (вторая половина XIX - начало XX веков): Учеб. пособие / Т.В. Ковалева. - Минск: Завигар, 1997. - 336 с.
8. Федоров, А.А. Зарубежная литература XIX-XX веков / А.А. Федоров. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 257 с.
9. Хемингуэй в воспоминаниях современников / Под ред.Н. Балашова. - М.: ТЕРРА, 1994. - 543 с.
10. Хрестоматия по зарубежной литературе. / Под общ. ред. П.А. Аникеева. - М.: Литература, 1991. - 652 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.http://www.firstwar.info
2. http://www.ratnik34.ru
3. http://historydoc.edu.ru
Ручей и камень
Рисуем кактусы акварелью
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Марши для детей в классической музыке