Как полагают многие политики и ученые, в XXI веке центр мировой геополитики неуклонно сдвигается из Атлантики в Тихий океан. Уже с последнего десятилетия XX века происходит заметное повышение роли Северо-Восточной Азии в глобальной геополитике. Именно там сохраняются наиболее серьезные угрозы безопасности международного сообщества, непосредственно пересекаются и сталкиваются интересы таких великих держав как США, Россия, Китай и Япония.
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt_aleny.docx | 68.83 КБ |
1_prilozhenie.docx | 476.14 КБ |
2_prilozhenie.docx | 393.19 КБ |
3_prilozhenie.docx | 18.02 КБ |
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ТАТЬЯНИНСКАЯ ШКОЛА»
г. МОСКВЫ
Проект по теме:
«Китай для России: Вызов или шанс?
Особенности межгосударственного сотрудничества России и Китая»
Выполнила
ученица 10 класса «А»
Шмалько Алена
Руководитель:
Ахрамеева С.В.
г. Москва 2016 г.
Оглавление
Введение2-5
Глава 16-20
1.1 История российско-китайских отношений 6-17
1.2. Динамика российско-китайских отношений на современном этапе17-20
Глава 221-33
2.1 Анализ российско-китайских отношений в 20-21 вв21-27
2.2 Сравнительный анализ выгод Китая и России от двустороннего сотрудничества в 21 веке 27-33
Заключение34-39
Список литературы40-41
Приложение №142-44
Приложение №245
Приложение №346-49
Приложение №450
Приложение №551
Введение
Как полагают многие политики и ученые, в XXI веке центр мировой геополитики неуклонно сдвигается из Атлантики в Тихий океан. Уже с последнего десятилетия XX века происходит заметное повышение роли Северо-Восточной Азии в глобальной геополитике. Именно там сохраняются наиболее серьезные угрозы безопасности международного сообщества, непосредственно пересекаются и сталкиваются интересы таких великих держав как США, Россия, Китай и Япония.
Для своей проектной работы я выбрала тему «Китай для России: Вызов или шанс? Особенности межгосударственного сотрудничества России и Китая». Россия как могущественное и развитое государство имеет свои стратегические интересы на Востоке, который в свете последних вековых событий стал очень важным составляющим мирового сообщества. Развитие внешней политики нашей страны на Востоке непосредственно связано с уже долгосрочным сотрудничеством с Китаем, который только продолжает набирать обороты в развитии. На рубеже 20-21 вв партнерские отношения Китая и России достигли наивысшего пика и на данный момент продолжают укрепляться. Это, безусловно, вызывает некий переполох в мировом сообществе: два сильных и могущественных государства сотрудничают и лишь укрепляют международные позиции. У меня данная тема вызывает огромный интерес, потому что наш единственный реальный сотрудник на мировой арене - Китай, в то время как многие державы далеко не разделяют наших приоритетов и интересов. Такое близкое сотрудничество с восточной державой, несомненно, основано на схожих позициях в сфере экономики, политики, торговли, решения вопросов и проблем международного уровня. Важность этого направления межгосударственного взаимодействия объясняется необходимостью создания благоприятных условий для развития Дальнего Востока России. По утверждению посла России в Китае С.С. Разова, такого разветвленного взаимодействия у России нет практически ни с одной другой страной мира. На сегодня, по словам многих экспертов, российско-китайское взаимодействие прослеживается в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, поддержание политической стабильности, создание справедливого и равноправного мирового экономического порядка. Лично для меня важно понять, действительно ли такое сотрудничество взаимовыгодно для обеих сторон и почему у двух великих держав совпадают интересы и мнения. Какие цели преследует каждая из них, и заинтересованы ли Китай и Россия во взаимном возвышении друг друга?
Актуальность исследования избранной темы определяется необходимостью провести комплексное изучение всех аспектов российско-китайских отношений за всю историю существования таковых, особеннно последние двадцать с лишним лет и выработать прогноз их дальнейшего развития с учетом воздействия внутренних и внешних факторов. От того, как будут складываться в XXI веке взаимоотношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой во многом зависят перспективы обеспечения мира и безопасности, стабильности, сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в глобальном масштабе. Реальной многовекторности политики нашей страны в течение длительного времени как таковой не существовало, однако очевидно, что необходимо развивать всесторонние взаимоотношения с разными странами мира, в особенности с азиатским регионом. А на этом направлении самой главной составляющей является неизменный и последовательный рост российско-китайского стратегического партнерства и взаимодействия.
Также в последнее время в нашей стране широкое распространение получили дискуссии вокруг китайской тематики, задаются риторические вопросы типа: представляет или не представляет Китай угрозу и вызов для России, как предотвратить китайскую «демографическую экспансию», надо ли России участвовать в антикитайских коалициях. Наряду с попытками бросить тень на политику нынешнего китайского руководства дебатируются весьма серьезные темы: как трактовать концепцию возвышения Китая и сменившую ее концепцию гармоничного развития Китая, в чем смысл концепции соразвития России и Китая; нужны ли нам союзнические отношения с Китаем.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать следующую гипотезу: существует не только вероятность укрепления стратегического партнерства России и Китая, но и неизбежность его перерастания в союзнические отношения. Прежде всего, для выполнения главной цели - комплексного освещения важных событий в сфере сотрудничества России и Китая и формирования целостной картины взаимодействия двух держав – я поставила перед собой ряд задач:
Таким образом, проблемный вопрос данной темы можно сформулировать так: «Можно ли считать российско-китайское сотрудничество взаимовыгодным и каковы стратегические перспективы его развития в ближайшем будущем?».
Объектом исследования будут выступать государства Россия и Китай, а предметом проектной работы – взаимоотношения двух стран.
Я буду применять такие методы, как анализ теоретической литературы и современной международной ситуации, анкетирование, обобщение.
Мое исследование будет полезно, в первую очередь, мне самой для приобретения знаний в сфере международных отношений и последующего их использования по будущей специальности. С моей работой также смогут ознакомиться все желающие, заинтересованные в данной теме ученики, студенты и родители.
Глава 1.
«Рост китайской экономики – шанс поймать «китайский ветер» в «паруса» нашей экономики» В.В. Путин
1.1. История российско-китайских отношений
Для выявления ключевых событий в истории межгосударственных отношений России и Китая и создания общей картины исторического развития этих отношений считаю рациональным выделить семь этапов:
История первых отношений между народами России и Китая начинается с XIII в, а межгосударственных — с первой половины XVII в. Русские служилые и промышленные люди в XVII в. основали многочисленные поселения по течению среднего Амура. После завоевания Китая в середине XVII в. маньчжурами и установления династии Цин пекинское правительство стремилось вытеснить из Приамурья русских поселенцев. Россия же была существенно заинтересована в налаживании торговых связей, установлении дипломатических отношений с Цинской империей. Поэтому она старалась воздерживаться от столкновений с маньчжурами и выступала за урегулирование официальным путем вопросов о границе.
Для решения этих вопросов царское правительство отправило на Амур “великое и полномочное посольство” во главе с графом Ф.А. Головиным. 12 августа 1689 г. близ Нерчинска переговоры закончились подписанием первого русско-китайского договора. Это был первый прецедент, когда Китай вступал в официальные равноправные переговоры с европейской державой. Благодаря искусству русских дипломатов, мужеству сопровождавших посольство стрельцов переговоры завершились заключением мирного Нерчинского договора, который в равной степени был необходим и России, и Китаю.
Договор состоял из семи статей. Особое значение имела пятая статья договора, по которой подданным обеих сторон разрешалась взаимная торговля: всем людям с проезжими грамотами «разрешалось и покупать, и продавать, что им надобно». Кроме того, Нерчинский договор установил порядок разрешения возможных пограничных столкновений между двумя странами, способствовал развитию мирных взаимоотношений.
По Айгунскому договору, подписанному, 16 мая 1858 г., левый берег Амура от впадения в него реки Аргуни до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения реки Уссури в Амур и до моря оставался в общем владении «впредь до определения границ между двумя государствами».
Уже в 1860 году в Пекине был подписан Договор «О русско-китайской границе», зафиксировавший российско-китайскую границу на большей части ее протяженности.
Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере. В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III, а после его смерти – министра финансов Россиийской Империи Сергея Витте, которые были сторонниками российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом.
Так, по инициативе Витте в 1895 году в Санкт-Петербурге был учрежден Русско-Китайский банк, а вслед за этим, в 1896 году, заключен Договор «О союзе и постройке Китайско-Восточной железной дороги» (КВЖД). Важной частью Договора стало формирование оборонительного союза России и Китая в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. Кроме того, Договор предусматривал строительство железнодорожной ветки «Чита (Россия) – Харбин (Китай) – Владивосток (Россия)», которая имела большое значение для двух стран как в экономическом плане (для совместного освоения ресурсов прилегающих к данной железнодорожной трассе территорий), так и в военно-стратегическом.
В 1897-1903 гг Россия строит первоначальную линию Транссибирской магистрали, пересекающую Маньчжурию как Китайско-Восточная железная дорога. В 1898 году русскими основан город Харбин - железнодорожная станция КВЖД. Подписана Русско-китайская конвенция, по которой Россия закрепила статус КВЖД и арендовала территории для доступа к морю, в том числе Порт-Артур (потерянный по результатам Портсмутского мира в 1905 г.).
После захвата Пекина маньчжурами Китай утратил свою государственность. Россия и другие страны официально поддерживали отношения с этой империей, а не с завоеванным ею Китаем. Отношения с Китаем как государством возобновились лишь 23 сентября 1913 г., когда Российская империя официально признала Китайскую республику.
После революции 1917 года из России в Китай приезжают беженцы. Русское население Харбина, Шанхая и других китайских городов увеличивается.
До 1925 года советское правительство оказывало поддержку Гоминьдану и Чан Кайши, который провёл несколько месяцев в Москве. Однако по мере его продвижения к власти возник острый конфликт между его сторонниками и коммунистами. В Китае продолжается серия войн и конфликтов, один из которых - Конфликт на КВЖД - задевает интересы СССР.
В 1932 году между Китаем и СССР на Дальнем Востоке Японией создаётся государство Маньчжоу-го, враждебно настроенное по отношению к СССР.
В 1937-1942 гг советские специалисты, лётчики, военные советники оказывают содействие Китаю в войне против японских захватчиков.
В 1945-1949 гг при советской поддержке к власти в Китае приходит Мао Цзэдун и КПК. Советский Союз первым из стран мира признаёт Китайскую Народную Республику на следующий день после её учреждения в 1949 году.
1949-1956 годы можно уверенно назвать расцветом советско-китайских отношений. Переговоры между правительствами СССР и Китая начались 30 июня 1945 г. Важно отметить, что для этой цели в Москву прибыла китайская делегация во главе с Сун Цзывэнем. 14 августа состоялось подписание договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем. Основная цель договора состояла в укреплении дружественных отношений между СССР и Китаем путем союза и широкого сотрудничества, главной задачей которого было предотвращение японской агрессии. Советский Союз и Китай также договорились оказывать взаимную экономическую помощь в послевоенный период для восстановления обеих стран и укрепления мира.
Первым внешнеполитическим шагом создателя новой, “красной династии” Мао Цзэдуна стала поездка в Москву 16 декабря 1949 года, состоявшаяся всего лишь через 2 месяца после провозглашения КНР. Он впервые выезжал за пределы Китая с целью создания союза с коммунистической сверхдержавой, Советским Союзом. К сожалению, в итоге встреча в Москве положила начало серии шагов, когда вместо ожидаемого альянса родилась дипломатия “треугольника”, где СССР, США и КНР маневрировали, выступая то друг с другом, то друг против друга.
Существует мнение, что Сталин не ставил своей первоочередной задачей помощь возрождению Китая. Он еще не забыл предательства руководителя Югославии и единственного европейского коммунистического лидера и не желал подобного исхода в Азии. Советский руководитель понимал геополитическое значение победы коммунистов в Китае; его стратегической целью было управлять процессами, происходившими в резальтате этой победы, и получать выгоды от этих воздействий.
Во время встречи со Сталиным, прошедшей сразу же в день его приеда, Мао подчеркнул, что “Китай нуждается в мирной передышке продолжительность в 3-5 лет, которую он мог бы использовать для восстановления предвоенного уровня экономики и стабилизации общего положения в стране”. Его целью был оформленный по всем правилам союз. Демонстрируя дружбу и подтверждая идеологическую солидарность, два достойных последователя Макиавелли маневрировали, пытаясь достичь окончательного превосходства и господства над значительной частью территории на окраинах Китая. Сталин, будучи старше и могущественнее, и Мао, в геополитическом смысле более самоуверенный, оба превосходные стратеги, отлично понимали, что их интересы должны были в конечном счете неизбежно столкнуться.
В итоге Москва и Пекин 14 февраля 1950 года заключили Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Он предусматривал то, чего добивался Мао и пытался избежать Сталин: обязательства о взаимной помощи в случае конфликта с третьей державой. Теоретически договор обязывал Китай прийти на помощь СССР в мировом масштабе. Китаю оказывается помощь в строительстве государства, армии, обучении специалистов, ему были вновь переданы Далянь, КВЖД.
Отношения между КНР и СССР постепенно развивались, два патологически подозрительных абсолютных правителя тестировали друг друга, приписывая друг другу свои собственные мотивы. Однако северокорейский лидер Ким Ир Сен вступил в геополитическое противоборство с потрясающими результатами. Его войска вторглись в Южную Корею, тем самым поставив крупные страны на грань глобальной войны, а Китай и США втянув в настоящую военную конфронтацию. После многочисленных переговоров трех лидеров: Сталина, Мао и Ким Ир Сена – было принято решение перейти к вторжению. Оба коммунистических гиганта, таким образом, оказались втянутыми в войну, не ожидая глобальных последствий. После вторжения американских войск в Тайваньский пролив Китай и Соединенные Штаты оказались на грани столкновения из-за неправильной оценки стратегических планов друг друга. США стремились вынудить Китай принять их концепцию международного порядка, Мао же с самого начала не имел намерений принимать международную систему, в которой у Китая не было голоса. Накануне войны Сталин в переписке с Мао указал, что “если война неизбежна, так пусть она начнется сейчас, а не через несколько лет, когда японский империализм будет восстановлен как союзник США…” Все говорит о готовности Сталина к войне с США с целью не допустить перемещения Кореи в сферу стратегического влияния противника.
После смерти Сталина произошли изменения в советской внешней политике, в том числе и в отношениях с Китаем. Советский Союз с середины 50-х годов начал делать шаги по ослаблению «холодной войны». Было заявлено, что СССР будет твердо следовать принципам мирного сосуществования, что третью мировую войну можно предотвратить.
После XX съезда в 1956 году отношения между двумя странами ухудшаются. Мао Цзэдун обвиняет советское правительство в ревизионизме и уступкам Западу (в частности, во время Карибского кризиса). В 1964 году он заявляет, что в СССР победил капитализм, и происходит практически полный разрыв отношений между КПСС и КПК. В 1969 году возникают вооружённые пограничные конфликты между СССР и Китаем возле острова Даманский (Приморье), реки Тасты и озера Жаланашколь (Казахстан).
В марте 1982 г. Л.И. Брежнев выдвинул идею мер доверия на советско-китайской границе. Китайская сторона ответила согласием. С октября возобновились переговоры на уровне заместителей миʜᴎϲтров иностранных дел, а в 1984 г. началась подгоᴛᴏʙка к заключению долгосрочного советско-китайского соглашения по внешней торговле.
К моменту прихода к власти М.С. Горбачева отношения между СССР и КНР были наилучшими за все предшествовавшие десятилетия. Горбачев повел дело к полномасштабной нормализации отношений с КНР, считая ее составной частью встраивания внешнеполитических интересов Советского Союза в новую структуру отношений ведущих мировых лидеров. Была проведена реорганизация структуры военных округов таким образом, чтобы они ориентировались на сдерживание американо-японской, а не китайской угрозы.
Многочисленные мероприятия подгоᴛᴏʙили почву для визита Горбачева М.С. в Пекин (май 1989 г.), в ходе которого были нормализованы советско-китайские межгосударственные отношения и связи между КПСС и КПК. Вслед за тем, в апреле 1990 г., в ходе визита в Москву Госсовета КНР, Ли Пэна, была подписана серия соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры.
Переход к новым реалиям международной обстановки потребовал от китайских и российских политиков переосмысления уже сложившихся внешнеполитических взаимоотношений. Распад СССР имел своим следствием определенные опасения китайского руководства о будущем самого Китая и его политики в отношении России. Во-первых, внутриполитический курс КНР по-прежнему был направлен на построение социализма в стране, в то время как Россия открыто провозгласила курс на переход к рыночным отношениям. Во-вторых, возникла необходимость объяснить населению возможность сотрудничества со страной, которая отреклась от социалистической морали. В-третьих, китайское руководство опасалось возможности дальнейшего роста сепаратизма внутри РФ, результатом которого может стать распад России на новые государства. Наконец, обращаясь к истории отношений между двумя странами, Китай был не прочь извлечь определенные выгоды из создавшегося положения для себя, в одностороннем порядке.
В момент распада СССР и появления Российской Федерации проявилось практически полное совпадение национальных интересов России и Китая. Обе стороны были заинтересованы в поддержании ранее достигнутых договоренностей, что послужило основой для строительства новых отношений между двумя государствами. В середине декабря 1992 г. Пекин посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано 24 документа, касавшихся политических и экономических отношений, опубликовано Совместное заявление о взаимных отношениях между КНР и Российской Федерацией. В целом, визит Ельцина положил конец состоянию неопределенности в развитии отношений России и Китая. На практике обе стороны обеспечили достаточно спокойный переход от советско-китайских к российско-китайским отношениям. Благодаря совместным усилиям России и Китая, к 1993 г. КНР стала вторым внешнеторговым партнером России.
Еще один пакет докуменᴛᴏʙ был подписан во время визита Председателя КНР Цзянь Цзэминя в Россию в сентябре 1994 г. Среди них – Декларация о долгосрочном развитии двусторонних связей, протокол о торговле и экономическом сотрудничестве и соглашение о таможенном сотрудничестве. В ходе этого визита Цзянь Цзэминь охарактеризовал состояние российско-китайских отношений как «конструктивное партнерство». Когда закладывались отношения конструктивного партнерства, с российской стороны было дано разъяснение, что оба государства являются полностью независимыми. Еще большую ясность внесла китайская сторона, подчеркнув, что эти отношения будут существовать на 5 принципах мирного сосуществования, страны не будут антагоʜᴎϲтами, они не вступают в союз (т.е. цель не противостояние третьей стране), становясь добрыми соседями, хорошими партнерами и друзьями, сотрудничая во имя общих интересов и совместного процветания. В апреле 1996 г. Ельцин снова нанес визит в КНР, в ходе которого было подписано Совместное заявление (Пекинская декларация), где говорилось уже о «стратегическом партнерстве на основе равенства, взаимного доверия и взаимной координации». 27 июня 1997 года состоялись переговоры глав правительств России и Китая, по итогам которых было подписано “Соглашение между правительством КНР и правительством РФ о создании механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая и о его организационных принципах”.
В целом в начале 21 века в двусторонних отношениях России и Китая сложился механизм обмена мнениями, обсуждения общих вопросов и выработки решений по ним. “Маятник” российско-китайских отношений быстро пошел вверх в начале нового тысячелетия с приходом в Кремль президента В.В. Путина. Уже в 2001 году был подписан Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Тогда же был сделан еще один важный шаг на пути выстраивания стратегических отношений: в Шанхае были подписаны документы об образовании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Сейчас впервые за историю двусторонних отношений вся государственная граница между двумя соседними странами на всем ее протяжении юридически оформлена и установлена на местности. Китай является третьим (после Германии и США) торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья, Россия – восьмым по объему ᴛᴏʙарооборота партнером Китая.
В 2006 году страны подписали соглашение в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в РФ и КНР. В рамках культурного сотрудничества в ноябре 2006 года между Министерствами образования России и Китая было заключено соглашение о сотрудничестве в области образования. Стороны договорились о взаимодействии в сфере профессионального образования, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и специалистов. На практике создаются центры изучения китайского языка в РФ, производится обмен кадрами, студентами обеих стран. К сожалению, взаимодействие в сфере совместных крупномасштабных научно-исследовательских работ пока остается в перспективе.
В 2009 году Россия и Китай предприняли шаги с целью развития взаимоотношений в сфере поставок в КНР нефти и природного газа из России. Президент Д.А. Медведев подписал с КНР соглашение о поставке из РФ в Китай 300 млн. тонн российской нефти в течение 20 лет по цене 45 долларов за баррель.
Высокой интенсивностью контактов характеризуется современное состояние российско-китайских межпарламентских связей. На регулярной основе происходит обмен делегациями по линии профильных комитетов и комиссий, а также созданных в обоих парламентах депутатских групп российско-китайской дружбы.
Довольно ясную итоговую оценку столь долгосрочного сотрудничества двух величайших мировых держав и состояния отношений на данный момент дал, готовясь к возвращению в Кремль, В.В. Путин:
Во-первых, “Рост китайской экономики – отнюдь не угроза, а вызов, несущий в себе коллоссальный потенциал делового сотрудничества. Мы должны активнее выстраивать новые кооперационные связи, сопрягая технологические и производственные возможности наших стран”.
Во-вторых, “Своим поведением на мировой арене Китай не дает повода говорить о претензиях на доминирование. Китайский голос действительно звучит все увереннее, и мы приветствуем это, поскольку Пекин разделяет наше видение формирующегося равноправного миропорядка”.
В-третьих, “У нас закрыты все крупные политические вопросы в отношениях с Китаем, включая главный – пограничный. Выстроен прочный, оформленный юридически обязывающими документами механизм двусторонних связей. Между руководством двух стран достигнут беспрецедентно высокий уровень доверия. Созданная модель российско-китайских отношений – весьма кооперативная”.
1.2. Динамика российско-китайских отношений на современном этапе
Российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. В концептуальном плане российско-китайские отношения и в политике, и в экономике носят характер стратегического сотрудничества и одновременно стратегического соперничества. Динамика соотношения между составляющими «сотрудничество» и «соперничество» определяет сложность и волнообразность российско-китайских отношений – когда совместные успехи соседствуют с взаимными претензиями.
Можно выделить следующие тенденции развития взаимоотношений:
2. Нарастание новых проблем и рисков
Высокие темпы роста взаимной торговли обусловлены быстрым развитием
китайской экономики в целом и ростом мировых цен на нефть, а не
качеством российского экспорта, две трети которого приходятся на энергоресурсы и древесину и лишь 1,5% – на продукцию машиностроения. В российском импорте из Китая, напротив, преобладает машинотехническая продукция (около 30%).
экспортер капитала – конкурент традиционным мировым игрокам,
в т. ч. и России. Китай идет на многомиллиардные вложения, прежде всего,
в разработку, транспортировку и переработку углеводородных ресурсов в развивающихся странах; cкупает ликвидные активы в мировой энергетике. Общий объем накопленных прямых китайских инвестиций за рубежом превысил 80 млрд. долл.
В настоящее время Россия выступает как стратегический тыл Китая при решении региональных проблем в Восточной, Южной Азии и АТР в целом, что понимают и ценят в Китае. В значительной степени совместными усилиями России и Китая могли бы составить основу нового многополярного миропорядка при сохранении потенциала стратегического взаимодействия. Объективно, что уже сегодня Китай хотел бы поставить себя в центр азиатско-тихоокеанской геополитики, и он будет стремиться, чтобы интеграция, по крайней мере в Восточной Азии, складывалась вокруг него. Но России, в свою очередь, также важно понять, с чем она войдет в Восточно-Азиатское сообщество. В поисках своего нового места в АТР Россия стремится усилить свое экономическое присутствие в регионе, прежде всего в субрегионе Северо-Восточной Азии.
Глава 2.
От чего зависит степень развитости отношений России и Китая? Чем выгодно взаимодействие для обеих сторон? Каковы мотивы перепадов интенсивности межгосударственных контактов, накала отношений? Задавшись этими ключевыми вопросами, я подробно ознакомилась с историей взаимоотношений двух стран и попыталась систематизировать этапы их сотрудничества. Мной был построен график развития этих отношений (Приложение №2), отражающий основные, на мой взгляд, исторические события во взаимосвязях между Росссией и Китаем в течение 20 века. При рассмотрении графика напрашивается вывод: российско-китайское сотрудничество напоминает качание маятника, что свидетельствует о его многоплановости, нестабильности и противоречивости. Всю найденную и отобранную информацию я сфокусировала в таблице (Приложение №1), с помощью которой затем выявила зависимость характера сотрудничества России и Китая от разнообразных факторов и проследила динамику российско-китайского партнерства. Далее я буду детально анализировать каждый этап отношений и выявлять причины и особенности характера взаимодействия.
2.1. Анализ российско-китайских отношений в 20-21 вв
Стратегии Китая присущи три характерные черты: тщательно разработанный анализ долгосрочных тенденций, квалифицированное изучение тактических вариантов и детальное исследование операционных решений.
В начале 20 столетия Китай и Россия поддерживали стабильные отношения, развивались транспортные связи (построение КВЖД), имелись общие интересы, касающиеся освоения ресурсов и военного противодействия Японии. Тяжелые и для России, и для Китая 20-30-е годы отмечены временным ослаблением отношений. Социалистическая революция в России, безусловно, являясь центральным объектом общественного внимания, породила многочисленные проблемы в области международной политики, а борьба Гоминьдана и КПК в Китае тоже не способствовала развитию взаимного сотрудничества с нашей страной. Отмечу влияние на эти процессы расхождения идеологий двух стран: Россия провозгласила построение социализма, а китайские власти все еще придерживались монархических взглядов.
В период правления И.В. Сталина и Мао Цзэдуна отношения достигли безусловного пика. Основная причина этого, на мой взгляд, - почти полная идеологическая солидарность. Важнейшим толчком послужил и активный поиск союзника в послевоенный период: и России, и Китаю требовалась военная и экономическая помощь для облегчения и ускорения восстановления народного хозяйства. Более того, обе страны вступают в открытую конфронтацию с США, которая проявилась в конфликте в Корее 1950-1953 гг. Участие в военной конфронтации подтверждало действие заключенного ранее Договора о дружбе, союзе и взаимопомощи. Таким образом, сотрудничество обеих стран проявилось в экономической, военной и политической сферах. В 1945-1949 гг советско-китайские отношения стабильно развивались в мирном и рациональном политическом и экономическом порядке с возрастанием роли региональных организаций экономического сотрудничества. Широкое международное сотрудничество становится настоятельным требованием эпохи и исторического развития. Однако китайская зависимость от Советского Союза имела непростой характер и неожиданные последствия. Перевооружение Китая, предпринятое СССР, в итоге делало Китай самостоятельным государством. Подогреваемый Сталиным китайско-американский раскол не привел к улучшению китайско-советских отношений. Мао, как изворотливый политик, считал для себя возможным игнорировать обе сверхдержавы одновременно. Он использовал натянутые отношения СССР и США, бросая вызов своим могущественным соперникам. С момента окончания Корейской войны советские отношения с Китаем начали ухудшаться, причинами чего в немалой степени стали согласие Сталина на военную операцию, затеянную Ким Ир Сеном, грубое подталкивание Китая к вмешательству и скупость советской помощи. В течение 10 лет Советский Союз превратился в главного врага Китая.
В 1960-1970-е гг в Китае происходит «Великая пролетарская культурная революция», которая привела к установлению в стране военно-бюрократической диктатуры, резкому усилению роли армии во всех сферах жизни китайского общества, что спровоцировало антисоветские восстания в некоторых странах. СССР выступал против осуществления “большого скачка” в экономическом развитии Китая, опасаясь за свои интересы. Обострение идейных и теоретических разногласий между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути построения социализма негативно отразились на их сотрудничестве. И опять тормозом в стабильном развитии отношений выступают различия в идеологии и официальной политике государств. Сыграло роль и личное противостояние Мао Цзэдуна и Хрущева, начавшееся чуть ли не с первой встречи представителей. Главным объектом ухудшения отношений СССР и Китая стала советско-китайская граница. Провокационные пограничные конфликты 1969 г. на о.Даманский были необходимы Китаю для укрепления внутреннего единства народа Китая. А взаимоотношения между нашими странами осложнились, в ходе урегулирования конфликта о.Даманский отошел к Китаю.
Смена руководства в правительстве СССР (Хрущева на Брежнева) позволила возобновить тесное сотрудничество с общей целью развития социализма. Были решены все пограничные конфликты, появились необходимость и возможность сотрудничества в сфере экономики, торговли и техники. Полномасштабная нормализация отношений была закреплена серией соглашений в 1990-х гг. Но цели двух стран отличались: Россия стремилась успокоить Запад, а Китай – устраниться от его влияния. “Новый курс” М.С. Горбачева, провозгласивший политику “гласности” и открытости, вызывал сомнения у китайского руководства в долговечности сотрудничества. Появились угроза разрыва отношений со страной, отрекшейся от социалистической морали, и опасения насчет роста сепаратизма в России. В который раз различия политических режимов мешают выстраивать стабильные взаимоотношения при сотрудничестве.
Реакция китайских властей на распад Советского Союза была неоднозначной, однако заключение целого ряда соглашений и деклараций говорит об установлении тесного контакта, в особенности между Правительствами двух стран. Формирование демократической системы и приход к власти В.В. Путина позволяют говорить о совершенно новом этапе взаимоотношений России и Китая.
Прежде чем рассматривать сотрудничество двух стран в современных условиях необходимо указать на наличие постоянного, иногда явного, иногда латентного соперничества между Россией и ее ближайшим соседом. Основные разногласия вытекали из различного представления обоих обществ о самих себе, понимания своего места в мире. Россия, спасавшаяся от иностранных агрессоров при помощи силы, величия духа и стойкости, никогда не претендовала на роль всемирного вдохновителя для других обществ. Величайшие российские правители (Петр I, Екатерина II) привлекали иностранных мыслителей и специалистов к своим дворам, стремясь учиться у иностранцев, что было совершенно немыслимо для китайского императорского двора. Российская дипломатия опиралась на превосходящую силу, у нее редко находились союзники среди стран, где у нее не размещались бы военные силы. Мао Цзэдун же представлял общество, столетиями самое населенное и, несмотря на это, весьма хорошо организованное и послушное. Общепризнанной мудростью считалось понимание того, что его деятельность имеет широкий международный резонанс и значение. Когда китайский правитель призывал народ работать усерднее, чтобы он мог стать величайшим народом мира, он побуждал его восстановить утраченное превосходство. Такая стратегия, такая цель неизбежно приводила к мысли, что Китай не может играть роль младшего партнера. Здесь уместно вспомнить о связи китайского мышления и письменного языка. Это можно продемонстрировать при помощи передачи китайскими иероглифами слова «братство». Для русского это слово означает «родственные отношения, общность, дружба». Китайцы передают на письме это слово при помощи двух знаков — «старший брат» и «младший брат». В их понимании это подчиненные отношения, при которых младший брат зависит от старшего. Поэтому в период советско-китайской дружбы оказаться в положении «младшего брата» для китайцев было оскорбительно. Китайцам не нравилось то, что СССР занимал более высокое положение по сравнению с одной из древнейших стран мира. Именно эти противоречия в менталитете обеих стран не позволяли нам на протяжении целого столетия установить искренние и стабильные взаимоотношения.
Почему же в настоящее время разногласия в политике и идеологии, разные цели не помешали, как было уже неоднократно, тесному сотрудничеству? Единственно правильного ответа, скорее всего, не будет. Созрел целый комплекс предпосылок для такой ситуации. Это и приход к власти руководителей нового уровня, и более широкий взгляд на современные мировые процессы, новое понимание роли своей страны, и колоссальные экономические запросы и, главное, несомненная перспектива обоюдной выгоды от сотрудничества, и экономической, и политической.
Но не будем все же полностью сбрасывать со счетов такое понятие, как китайский менталитет, имеющий ярко выраженные особенности. Эти особенности не плохие и не хорошие, они просто есть, и необходимо их учитывать, для того чтобы быть готовыми к любым поворотам в истории наших отношений. Характерные черты жителей Китая: терпение, внушаемость (перерастающая в фанатизм), дисциплинированность, коллективизм, щедрость к другу, патриотизм, завышенная самооценка, настойчивость и сплоченность. В общении с китайцами следует всегда учитывать такую их особенность, как сдержанность в проявлении чувств. Характер иностранцев китайцы называют «вай сян», то есть открытым. А свой характер они называют «нэй сян» - скрытым, сдержанным. Очень сложная иероглифическая письменность в какой-то степени защищает Китай от вторжения чужой культуры и навязывания зарубежных традиций. Ограниченность в ресурсах еды, полезных ископаемых, земли выработала в китайцах чрезмерную бережливость, практичность и расчетливость. В конце 80-х годов руководство КНР принимая решение о строительстве 100 пусковых установок ядерных межконтинентальных ракет, исходило из того, что именно именно столько ракет должно хватить Китаю для устрашения потенциального противника и сдерживания его нападения. Строительство большего числа ракет было возможно, но китайцы благоразумно рассудили, что это может стать большой нагрузкой для их экономики.
Ценностные ориентации, культурные особенности, степень непредсказуемости и искренность наших народов находятся на разном уровне. Об этом нужно помнить и не удивляться, если другая сторона преподнесет какой-то «сюрприз» в сфере взаимодействия. Сотрудничество не исключает конкуренции и соперничества. А пока можно сказать, что история взаимоотношений Китая и России прошла большой путь и не остановилась.
Современный этап российско-китайских отношений, начавшийся с приходом к власти В.В. Путина, отмечен расширенным содержанием контактов во всех сферах жизни, что свидетельствует о новом, прогрессивном уровне взаимопонимания. Многочисленные договоры и соглашения, подписанные за последние 15 лет, позволяют смело сказать, что обе страны заинтересованы в двустороннем развитии связей, но, кроме общих целей по обеспечению безопасности в Центральной Азии, противодействию американской гегемонии, борьбе за международные гуманистические принципы, каждая старается реализовать свои личные замыслы, иногда вступающие в острые противоречия с замыслами другой стороны.
Исходя из сказанного, предлагаю сжатый перечень причин, влиявших и влияющих на развитие межгосударственных отношений Китая и России. Список составлен в произвольном порядке, так как в разное время решающими были разные факторы, которые могли или сдерживать развитие сотрудничества, или способствовать ему. Он, конечно, не полный, существует еще много нюансов, влияющих на характер межгосударственных отношений, однако самые важные моменты можно назвать вполне точно:
2.2. Сравнительный анализ выгод Китая и России от двустороннего сотрудничества в 21 веке
В настоящее время Российское Правительство активно придерживается мнения, что сотрудничество с китайским соседом - залог успешного и стабильного будущего. В СМИ нас открыто убеждают в том, что Китай – совершенно необходимый союзник, чуть ли не единственная надежда в плане возрождении экономики страны плюс политический единомышленник. Разобраться, действительно ли это сотрудничество является выгодным для обеих стран, поможет составленная мной таблица (Приложение №3), в которой определены и указаны конкретные выгоды от партнерских отношений.
Каковы основные выгоды для российской стороны? Отвечая на этот вопрос, нужно помнить о целях России. Главной целью сотрудничества я бы назвала решение геостратегических задач - противостояние американской претензии на мировое господство. Россия нуждалась в крепком союзнике и, найдя его в лице ближайшего соседа, получила возможность наладить важные торговые отношения с Китаем как противостояние американским и европейским санкциям. Более того, российско-китайское сотрудничество является базой для значительной части малого и среднего российского бизнеса. Решив ознакомиться с уровнем отношений рядовых бизнесменов России и Китая и их субъективным мнением, я провела опрос среди жителей Москвы и Пекина. Вопросы задавались с целью освещения всех спорных проблем в отношении межгосударственного сотрудничества двух стран на уровне среднестатистических жителей. Для участия в анкетировании я выбрала уже состоявшихся и опытных людей, чтобы понять, какую значимость граждане России и Китая придают сотрудничеству двух государств.
Благодаря помощи знакомого, отправлявшегося в Китай в деловую поездку, мне удалось узнать точку зрения китайцев и в дальнейшем проанализировать полученные результаты.О прошенные – граждане среднего возраста, непосредственно сотрудничающие с Россией или Китаем соответственно в сфере среднего бизнеса уже на протяжении нескольких лет. Полученная информация позволила получить представление о мнении тех, чья деятельность напрямую зависит от состояния взаимоотношений наших стран.
На первый вопрос «Как Вы относитесь к межгосударственному сотрудничеству России и Китая?» (Приложение №4) все опрошенные искренне приветствовали построение тесных взаимоотношений России и КНР. Китайские представители отмечают, что основная характеристика этого сотрудничества – именно двусторонность, ведь русские бизнесмены стараются наладить устойчивый и долговременный контакт с коллегами из Китая, а Китай, в свою очередь, очень заинтересован в притоке российских капиталов. Русские бизнесмены говорят о том, что Китай долгое время перенимал технологии у ведущих держав, а сейчас в состоянии самостоятельно их разрабатывать, поэтому многоплановое сотрудничество благотворно скажется на положении российской экономики в целом. Было отмечено, что Китай сегодня – экономика номер 1 в мире, это дает возможность для России дешево приобретать качественные товары для ведения бизнеса.
Отвечая на второй вопрос «Видите ли Вы возможные перспективы развития этих взаимоотношений?», опрошенные китайские бизнесмены выражали уверенность относительно будущего сотрудничества двух стран. Опрошенный А подчеркивал важность отношений в области взаимного обеспечения военными технологиями, обсуждения прямого перевода юаней в рубли. Представители русского бизнеса отмечают значительные перспективы как в области сырьевых ресурсов, так и в области научных технологий, туризма.
Последний вопрос показал, что сходство целей двух стран основано, прежде всего, на общих политических и экономических интересах. Наши соотечественники выделяют три основные позиции, способствующие сотрудничеству: во-первых, сопредельность наших государств, во-вторых, претензия обоих государств на роль мировых сверхдержав, и в-третьих, принятие грамотных и обоюдных политических решений. Установив постоянное сотрудничество, государства смогут поднять собственный экономический уровень и наладить торговые отношения. Благодаря интегрированию сил, как утверждают опрошенные, Россия и Китай смогут противостоять странам-агрессорам, совместно проводить политику гуманизма, участвовать в борьбе с международным терроризмом, способствовать поддержанию мировой стабильности и безопасности.
Таким образом, опрос показал сходство взглядов граждан обоих государств на развитие сотрудничества России и КНР. Выявление мнения представителей двух стран позволило сделать вывод о том, что обе стороны поддерживают активное развитие взаимоотношений и уверены в их перспективности. Обнадеживает, что опрошенные видят реальную необходимость налаживания контактов во всех сферах общественной жизни от экономики и обоюдных политических решений до культурных и духовных связей. Прочные взаимоотношения смогут создать постоянно действующую систему принятия согласованных политических решений, что будет способствовать мирной борьбе за внедрение гуманистических принципов в международную политику, развитию разносторонних отношений и с другими странами мира. Объединив силы, две великие державы действительно будут представлять мощнейшую коалицию, способную противостоять агрессии со стороны стран Запада и иметь значительный вес на международной арене.
Возвращаясь к анализу выгод обеих стран от этого сотрудничества, отмечу, что прямые китайские инвестиции значительно укрепили бы экономику нашей страны, но вопрос в том, намерен ли Китай вкладывать в непредсказуемое будущее. Что касается прямой конвертации рубля в юань, очевидно, что неустойчивый курс юаня, внешний долг КНР могут отрицательно сказаться на состоянии российской экономики.
На поверхностный взгляд может показаться, что отношения России и Китая стабильно и эффективно развиваются для обеих сторон, но выгода, получаемая Китаем от этого сотрудничества, как мне видится, намного превосходит выгоду российской стороны. Партнерство явно приносит больше плюсов китайской экономике: топливо по критически низким ценам, беспрепятственная аренда земель для сельскохозяйственной деятельности, дешевый импорт оружия и леса, заимствование новых технологий и разработок, а также огромные объемы экспорта текстильной и машинотехнической продукции.
Особое место в рассуждениях о характере отношений между двумя странами занимает вопрос об угрозе китайской экспансии на российские территории. Ознакомившись с конкретными данными по этой проблеме, я бы отметила, что в настоящее время не стоит серьезно опасаться стремления китайской стороны к захвату российских земель.
Во-первых, после решения вопроса о российско-китайской границе в 2008 году Пекин снял все территориальные претензии к России. Появляющиеся время от времени публикации, в которых содержатся притязания на российские территории, носят теоретический характер и не отражают политики нынешнего китайского руководства. Современный Китай позиционирует себя как мировая ответственная держава, стремящаяся к сотрудничеству с мировыми лидерами для создания новой политической архитектуры. Реальной проблемой в этом вопросе становится поведение китайских провинциальных властей, которые оказывают давление на местные органы власти российских приграничных регионов, желая добиться выгодных условий для китайского бизнеса. Опасность представляет и приход китайской «теневой» экономики на российский Дальний Восток.
Во-вторых, Китай не проводит официальной политики заселения российских территорий, потому что российские дальневосточные районы не привлекают китайских мигрантов из-за неразвитой инфраструктуры и необжитости. Постоянно проживающие на российском Дальнем Востоке граждане Китая составляют 4–5% населения региона. Так было и в начале 20 столетия. Однако присутствие китайских мигрантов все же имеет свои минусы: они часто нарушают российское законодательство, уклоняются от уплаты налогов, составляют конкуренцию российской рабочей силе на рынке труда, тем самым ослабляя развитие и без того отстающих регионов Дальнего Востока.
Сейчас лишь около 2% китайского внешнеторгового оборота и прямых зарубежных инвестиций приходится на нашу страну. Можно сказать, что пока Россия не является главным объектом китайской экономической экспансии. Но это не означает, что такой угрозы нет, а потому российским властям необходимо серьезно заниматься этим вопросом.
Анализируя данные таблицы (Приложение №3), я убедилась в том, что на современном этапе отношений между Россией и КНР просматривается явное преобладание выгоды для китайской стороны. Вероятно, наше Правительство осознанно идет на такие шаги, потому что сотрудничество между РФ и Китаем, в первую очередь, необходимо для поддержания баланса сил в мире.
Для полноценного изучения двусторонних отношений двух стран я посчитала необходимым рассмотреть их взаимодействие в рамках ШОС – Шанхайской Организации Сотрудничества (Приложение №5). Главные задачи этой организации: укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, торговлей наркотиками, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Это направление в политике обеих государств является очень значимым, потому что и Россия, и Китая занимают ключевые позиции в этой организации, преследуя как общие, так и индивидуальные стратегические интересы. Благодаря тесному сотрудничеству и совпадению политических целей, Россия и КНР выступают защитниками гуманистических принципов, осуществляя противодействие транснациональной преступности, обеспечение контроля и подавления сепаратистских и националистических тенденций как на конкретной тихоокеанской территории, так и во всем мире. Такое положение дел, несомненно, укрепляет их позиции на международной арене и способствует появлению новых векторов согласованной политики России и Китая.
Учитывая, что сегодня Россия фактически может превратиться в сырьевой придаток китайской экономики, арендодателя земель и массового импортера товаров, возможно постепенное поглощение азиатской части России китайским соседом. И Россия, и Китай сегодня занимают важное место в системе международных отношений, но необходимость сохранения за РФ самостоятельности, независимости и равноправия на международной арене бесспорна! Китай как политический союзник, безусловно, очень важен для России, но встает вопрос о допустимой степени его вмешательства в экономику нашей страны. Поэтому я убеждена, что Россия и Китай должны, уважительно учитывая интересы друг друга, сформировать базовые идеи и позиции сотрудничества и действовать в соответствии с гуманистическими принципами для установления миропорядка.
Заключение
Проведя самостоятельное исследование, внимательно проанализировав найденные материалы и составленные мною таблицы и графики, я готова сделать определенные выводы о содержании и сути сотрудничества России и Китая.
Как показал анализ истории отношений России и Китая, эти страны прошли долгий и трудный путь взаимодействия, часто непоследовательный, то вступая в активные партнерские отношения, то, наоборот, сильно отдаляясь друг от друга. Но факт остается фактом: первые договорные отношения в 17 веке Китай заключил именно с Россией, а в последние десятилетия настоящего времени руководители КНР совершают свои первые официальные визиты в Москву, что свидетельствует о зрелости отношений между двумя странами, об уважении и доверии.
Китай следует жесткому принципу не вступать в союзы. Пребывание в каком-либо союзе противоречит самой его культуре, очень прагматичной и закрытой, с множеством уникальных особенностей, нацеленной исключительно вовнутрь огромного замкнутого государства, на свои ценности и интересы. Для него огромное значение представляют собственная исключительность и неповторимость, которые являются предметом гордости и тщеславия китайского народа и которые он не хочет терять. Но, как бы парадоксально это ни звучало, для сохранения собственного лица и независимости в современном мире невозможно обойтись без партнеров. Существующая в настоящее время близость стратегических взглядов России и Китая бесспорна. Она формирует возможность развития межгосударственного сотрудничества двух стран в различных направлениях, расширяет платформу для выгодного и доверительного взаимодействия.
Так что же «Китай для России: вызов или шанс?» Одно не исключает другое, и потому отвечу, что Китай для России и вызов, и шанс. Шанс для России заключается, в первую очередь, в уникальной возможности изучить и в некоторой степени перенять опыт страны, совершившей экономический рывок, привлечь первую в мире экономику к развитию собственной и обрести политического союзника. При этом нужно помнить, что выбранный китайцами путь к экономическому чуду весьма спорный, он не привел к процветанию собственного народа. Вызов же, «брошенный» Китаем России, в первую очередь, обозначен конкуренцией и соперничеством, которые подстегивают развитие экономики и поиски путей политического влияния. России нужно использовать и вызов, и шанс для улучшения экономического положения и укрепления своих позиций в политической сфере.
Конкретные векторы политики нашей страны по отношению к Китаю в ближайшие несколько лет могли бы выглядеть так:
Сотрудничество с Китаем увеличивает возможности России и повышает ее шансы быть в статусе державы, оказывающей огромное влияние на мировые процессы в рамках стратегического партнерства, без отказа от собственных интересов. Перспективы взаимодействия хорошие благодаря взаимодополняемости наших экономик (например, Россия – сырье, Китай – огромное количество рабочей силы), что является неким базисом структуры межгосударственных отношений. Обязательно нужно остановиться на таком моменте, как сотрудничество в области культуры. Культура и традиции наших государств имеют колоссальные различия и неповторимые особенности, что крайне привлекает взаимное внимание и порождает неподдельный интерес друг к другу. На первый взгляд, существование российско-китайского общения может показаться совершенно невозможным именно из-за различия менталитетов. Но оказалось, что культурный обмен между нашими народами – очень хороший путь к пониманию и сотрудничеству, обогащению новыми культурными ценностями.
Российско-китайское сотрудничество действительно можно назвать взаимовыгодным, направленным на благо обеих сторон, но объемы получаемой китайской стороной выгоды, как уже отмечалось, превосходят объемы российской выгоды, и источников ее получения намного больше. Нашей стране, на мой взгляд, необходимо постепенно устанавливать равновесие в извлечении выгоды от партнерства обеими сторонами и предусматривать негативные последствия этих взаимоотношений, не отступая от своих целей. Иначе сотрудничество в какой-то определенный момент может потерять для России смысл.
России необходима четкая многосторонняя стратегия на китайском направлении на фоне перехода к постоянному взаимодействию и крупным совместным проектам. Главные стратегические задачи России на данный момент:
К сожалению, предварительная гипотеза о перерастании российско-китайского партнерства в союзнические отношения, выдвинутая мной в начале работы, в процессе работы над материалом оказалась преждевременной и необоснованной: нельзя с уверенностью говорить о перерастании нынешнего сотрудничества в крепкие союзнические отношения. Возможно, это дело будущего, оба государства должны почувствовать в этом острую необходимость и невозможность обойтись без такого союза. Отношения между двумя странами в принципе не могут быть идеальными, большую роль играет обоюдное стремление к пониманию и уважению чужих интересов. Китай как крупнейшая по численности населения страна мира, наш ближайший сосед не может не привлекать нашего внимания. Урегулировать проблемы, накопившиеся за столетия взаимоотношений, - серьезная задача. Знание главного богатства страны – населения - поможет правильно оценить ситуацию, сделать выводы и определить перспективы сотрудничества.
В ходе исследования я выполнила все поставленные задачи:
Настоящая работа – мой первый опыт изучения взаимоотношений двух стран. Хочется отметить, что она в значительной степени расширила мой кругозор, привила навыки критического анализа и оценки международной ситуации, заставила серьезно осмысливать процессы, происходящие в мировой политике, укрепила желание связать будущую карьеру с областью международных отношений.
Подводя итог вышесказанному, необходимо еще раз сказать о том, что сотрудничество России и Китая – залог успешного и стабильного будущего двух стран, замечательный пример доверительных отношений и возможность установить миропорядок и спокойствие на международной арене.
Список литературы
“О Китае” Генри Киссинджер
“Си Цзиньпин. По ступеням китайской мечты” Юрий Тавровский
“Современный Китай в системе международных отношений” Д.В.Буяров
«Империя в прыжке. Китай изнутри. Как и для чего «алеет восток». Главное событие 21 века. Возможности и риски для России» М.Делягин, В.Шеянов
http://uchebnik-online.com/129/1640.html
http://www.ceasia.ru/politika/rossiysko-kitayskie-otnosheniya-istoricheskoe-nasledie.html
http://cheloveknauka.com/rossiysko-kitayskie-otnosheniya-v-kontse-xx-nachale-xxi-veka
http://www.liveinternet.ru/users/gregoryh/post184451475
РИА Новости http://ria.ru/spravka/20131021/971092725.html#ixzz3qe0a5700
http://ppt4web.ru/geografija/vneshneehkonomicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-i-kitaja.html
http://china.inconnect.ru/?id=50
http://expert.ru/2015/10/28/rossiya-razmestit-dolg-v-yuanyah/
Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Дипломатический вестник. 1993
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 году // Бюллетень международных договоров. 1993
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая // Бюллетень международных договоров. 1997
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Респбулики о сотрудничестве в нефтяной сфере // Собрание законодательства РФ. 16 ноября 2009 г. №46.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Респбулики о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // СПС “Консультант Плюс”
Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования // СПС “Консультант Плюс”
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Респбулики о поощрении и взаимной защите капиталовложений // Собрание законодательства РФ. 16 ноября 2009 г. №46.
Приложения
Приложение №1
2 Приложение. График динамики российско-китайских отношений в 20 веке.
3 Приложение
Выгоды от российско-китайского сотрудничества для каждой из сторон
Выгоды для России | Выгоды для Китая |
Китай пока занимает 4-ое место по объему прямых инвестиций, что составляет лишь 2% китайского внешнеторгового оборота и инвестиций. В 2014 году китайцы не подписали договор о своем участии в строительстве важного для России моста в Крым через Керченский пролив, хотя предварительные договоренности были.
28 октября 2015 года Bloomberg написал, что Россия готовит альтернативу долларовым облигациям, намереваясь выпустить бонды в юанях. |
В 2009 году был подписан Протокол о приграничном экономическом сотрудничестве. По нему Россия разрабатывает месторождения полезных ископаемых, а китайцы строят на своей территории промышленные предприятия. КНР — не помощник в российской индустриализации. Китайцы интересуются только нашим сырьем, готовы везти его к себе и работать с ним уже на своей территории.
Говоря о военно-техническом сотрудничестве с Китаем, стоит отметить, что за последние два-три года объем ВТС существенно вырос, а Китай стал одним из главных партнеров нашей страны в этой сфере. Кроме поставок запасных частей к боевой технике, отдельных видов боеприпасов и выполнения ремонтных работ, мы сотрудничаем в авиационной и судостроительной сфере, предоставляем Китаю самые высокотехнологичные образцы ВВТ. Необходимо помнить, что важно отстаивать интересы отечественных производителей и стремиться сделать военно-техническое сотрудничество выгодным для обеих сторон.
|
Ворона
Голубая лягушка
Агния Барто. Сережа учит уроки
Два плуга
Ласточка