Семьдесят два года назад закончилась Великая Отечественная Война, во всех городах и селах есть памятные места, посвященные победе нашей Родины в этой войне, установлены тысячи памятников, на которых стоят различные образцы вооружений, принимавших участие в этой войне. Можно считать символом Победы танк Т-34, ведь кроме Т-34 даже в нашем регионе, в Иркутске, Ангарске и Черемхово, стоят памятники на которых установлены дивизионная пушка ЗиС-3, противотанковая пушка ЗиС-2, дивизионная гаубица М-30, гвардейский реактивный миномет БМ-13.
Вложение | Размер |
---|---|
simvol_pobedy_-_referat.doc | 106.5 КБ |
Отдел образования управления по социально – экономическим вопросам администрации города Усолье - Сибирское
XIV городская научно – практическая конференция
«Первоцвет»
Символ Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Уровень: исследовательский.
Вид работы: проблемно – поисковая.
Автор: Верховский Егор Дмитриевич
учащийся 4 В класса
МБОУ «СОШ № 12»
Руководитель: Ефремова Елена
Витальевна
учитель 4 класса (I категория)
МБОУ «СОШ № 12»
г. Усолье – Сибирское
2017 год
Введение ……………………………………………………………………….2
Глава 1 История Т-34 2…………………………………………………………4
Глава 2 История ЗиС-3……………………………………………………….10
Глава 3 История М-30………………………………………………………..13
Заключение и выводы………………………………………………………..15
Список использованной литературы
Список использованных источников информации
Введение
Семьдесят два года назад закончилась Великая Отечественная Война, во всех городах и селах есть памятные места, посвященные победе нашей Родины в этой войне, установлены тысячи памятников, на которых стоят различные образцы вооружений, принимавших участие в этой войне. Можно считать символом Победы танк Т-34, ведь кроме Т-34 даже в нашем регионе, в Иркутске, Ангарске и Черемхово, стоят памятники на которых установлены дивизионная пушка ЗиС-3, противотанковая пушка ЗиС-2, дивизионная гаубица М-30, гвардейский реактивный миномет БМ-13.
Объективная область исследования: история и военная техника.
Объект исследования : танк Т-34 и его модификации, дивизионная пушка ЗИС-3, дивизионная гаубица М-30, памятники Великой Отечественной войне установленные в нашем регионе.
Предмет исследования: Литература по образцам вооружений Великой Отечественной войны (Моделист Конструктор и Вокруг Света), Д/С студии Крылья России, Википедия Интернет энциклопедия
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования:
Гипотеза: можно ли считать символом Победы танк Т-34.
Цель исследования: изучить историю танка Т-34, артиллерийских орудий ЗиС-3 и М-30,сравнить их.
Актуальность проблемы: На памятнике, посвященном победе в Великой Отечественной Войне, стоят различные образцы вооружений, ведь тема ВОВ не теряет актуальность в нашей стране даже спустя годы. Молодое поколение мало знает о той войне, остается все меньше живых участников и свидетелей победы Советского Союза в 1945 году. Ведь, проходя мимо, немногие могут сказать, что это за военная техника стоит на памятнике и почему.
1 История создания Т-34
В 1937 году на Харьковском заводе в конструкторском отделе возглавляемом М.Кошкин начались работы по созданию нового основного танка РККА (Красной Армии). Михаил Кошкин только-только сменил на этом посту своего предшественника, талантливого конструктора А.Фирсова, необоснованно репрессированного в 1937 году. Именно А.Фирсову и сложившемуся к тому времени коллективу конструкторов принадлежала предварительная проработка нового танка.
Громадный конструкторский опыт, приобретенный коллективом отдела при проектировании танков серии БТ, и опыт боевого применения этих машин в Испании привели к созданию такой машины (Т-34). На главном военном совете после сообщений, сделанных М.Кошкиным, было заслушано мнение танкистов прибывших из Испании, а также представителей ГАБТУ (главного артиллерийского бронетанкового управления), проект отвергли. Выступавший в заключении И.Сталин, предложил сделать два опытных образца для сравнительных испытаний и только по их результатам принять окончательное решение.
Зима 1940 года выдалась сухой и снежной. Поэтому когда в конце февраля два опытных Т-34 (тридцатьчетверки) отправились в беспрецедентный тысячекилометровый пробег по маршруту Харьков-Москва, он стал самым строгим и беспристрастным экзаменатором для принципиально новой машины и для их конструкторов, и для производственников. Кстати один из танков вел сам М.И.Кошкин, возглавлявший в то время отдел проектирования Т-34.
Бездорожье, обилие снега, заносы все это не смогло остановить новые машины, с трудом пробивавшие себе дорогу. Не обошлось и без поломок. И все же оба танка дошли своим ходом до одного подмосковного завода, в котором машины были отремонтированы путем замены вышедших из строя деталей.
В ночь на 17 марта 1940 года машины двинулись в центр города, в Кремль. Разработчикам предстояло показать Тридцатьчетверки членам правительства и членам госкомиссии, Волнение водителей Н.Носика и В.Дюканова достигло предела: ведь от их мастерства и значительной мере зависела судьба новых танков. Однако им удалось показать высший класс езды. Танки получили похвальные отзывы всех присутствующих. Но окончательную судьбу Т-34 должны были определить полигонные испытания…
После показа машины в Кремле начались полигонные испытания. Т-34 заставляли преодолевать сложнейшие препятствия, совершать головокружительные маневры. По нему стреляли прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. Ну а в завершении испытаний танки отправили на линию Манергейма, а затем через Минск и Киев на родной завод.
В июне 1940 года было принято решение о начале производства танка Т-34, причем к концу года предполагалось создание 600 экземпляров. В результате бюрократических ошибок к 15 сентября 1940 года было выпущено всего лишь 3 серийных экземпляра. Благодаря руководству Харьковского завода, наркома среднего машиностроения В Малышева, начальника ГАБТУ И.Лебедева удалось
решить все бюрократические вопросы и удалось наладить нормальную работу по выпуску серийных машин и приемку новых танков. К 1 января 1941 года выпустили 115 из 600 заказанных машин.
К концу лета 1940 года здоровье М.Кошкина, сильно простудившегося во время пробега в Москву, резко ухудшилось. Не помогла операция, в результате которой пришлось удалить легкое. 26 сентября 1940 года Михаил Ильич скончался.
Руководство конструкторским коллективом Харьковского завода поручили А.Морозову, немало трудностей пришлось преодолеть и ему, и конструкторскому коллективу КБ, и производственникам, прежде чем тридцатьчетверка стала даже по оценкам и наших будущих союзников, и наших будущих врагов, шедевром мирового танкостроения. И одной из трудностей стало оснащение нового танка пушкой.
Первоначально для Т-34 была скомпонована пушка Л-11 (76,2 мм с длиной ствола 30,5 калибров), но ввиду всех ее недостатков вскоре ее заменили на более удачный вариант, разработанный под руководством В.Грабина. Ф-34 (76,2 мм с длинной ствола 41 калибр) значительно превосходил Л-11, однако никто из руководителей Артиллерийского управления и Артиллериско Бронетанкового управления не решались санкционировать установку в танк нового орудия. И тогда директор завода А.Елян вместе с А.Грабиным совершили поступок большого гражданского мужества: начали производство не принятой на вооружение пушки. Серийный выпуск Ф-34 начался в январе 1941 года, а с февраля их уже устанавливали на серийные машины наряду с Л-11. Таким образом сложилась странная ситуация: завод выпускал пушки, те принимали, устанавливали на танки, и танки уходили в войска. Однако ни ГАУ, ни ГАБТУ не только не представили пушку правительству для принятия на вооружение, но не удосужилось дать ей положительную оценку по результатам испытаний. И лишь в начале войны, когда от танкистов стали поступать похвальные отзывы о Ф-34, В.Грабин смог доложить на одном из совещаний ГКО (Государственный комитет обороны) о сложившемся положении. После соответствующих указаний орудие всего лишь за пять дней было испытано и уже официально принято на вооружение. А к концу лета 1941 года Ф-34 полностью заменили на всех тридцатьчетверках.
Еще в мае 1941 года было принято решение выпустить за 1941 год 2800 единиц Т-34. К началу Великой Отечественной войны в Красной армии насчитывалось уже 1225 танков Т-34, из них в Западных округах 967 танков.
24-25 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрев потребности танковой промышленности Постановлением ГКО №1 от 1 июля программу выпуска танков на Харьковском заводе была увеличена. К производству Т-34 подключились Сталинградский тракторный – СТЗ, а также завод «Красное Сормово» в городе Горьком.
Тем временем Харьковский завод наращивал темпы выпуска танков. В июле он собрал 225, августе 250 , сентябре, сдав 220. К 19 октября, выпустив последние тридцать машин, производство остановили, началась эвакуация завода. Оборудование отправили на Урал, где на базе нескольких предприятий был создан танковый завод, ставший крупнейшим производителем Т-34 в годы Великой Отечественной войны.
Беспощадные и умелые действия танкистов на Т-34 в боях первых месяцев войны и особенно под Москвой повергли немецкое командование и рядовых танкистов в шок. С Т-34-76 могла успешно бороться только 88-ммилеметровая зенитная пушка, но таких орудий было не много. Основное противотанковое средство 37- миллиметровая пушка была просто бесполезна и получила у немцев прозвище «рождественская хлопушка», 50-миллиметровая PaK38 пробивало броню на дистанции 100 м Т-34, обладая высокой скоростью и маневренностью, не давал шансов на прицельный выстрел, давя своими гусеницами и расчет. Грамотное применение и громадный опыт в управлении танковыми подразделениями при поддержке авиации были ключевыми в победах которые одерживали немецко-фашистские войска.
Немецкие специалисты тщательно осматривали подбитые и захваченные советские Т-34, опрашивали танкистов, артиллеристов, солдат, и их мнение не нравилось, от них требовали точно скопировать советскую тридцатьчетверку.
Весной 1942 года на немецких танках Т-IV произошла замена пушки 75-миллеметров с длиной ствола 48 калибров, увеличив толщину лобовой брони немецкие танкисты получили машину равную Т-34.
На Т-34 в большинстве танков отсутствовала радиостанция и команды подавались флажками которые в реальном бою никто не замечал. При этом был очень плохой обзор изнутри. Командирская башенка отсутствовала, поэтому экипаж мог только догадываться, что происходит вокруг. Открывать люк было смертельно опасно - не случайно гибель от ранения в голову была очень распространена среди танкистов. Высовываться из люков все равно приходилось, потому что экипаж, особенно во время движения был глух и слеп. У немецких танкистов для таких случаев помимо командирской башенки были артиллерийские перископы - подставлять голову нужды не было. В полевых условиях советские танкисты срезали с подбитых немецких танков командирские башенки и приваривали на свои машины, устанавливали на свои машины немецкие переговорные устройства. Все недостатки нужно было решать конструкторам и производственникам в очень короткие сроки.
Несмотря на все недостатки, неся большие потери в танках, советские танкисты приобретали опыт в управлении большими танковыми подразделениями.
У немецких танкистов советское командование переняло опыт сводить танковые подразделения под общее управление в - танковые армии. Применение таковых армии и их эффективность была реализована в Сталинградском сражении.
К лету 1943 года Т-34 серийно получил улучшенную башню шестигранной формы (прозванную гайкой) и командирскую башенку, танкистам Т-34 стало хоть что-то видно, но при этом командир оставался наводчиком, и это не позволяло эффективно управлять боем. Т-34 утратили свое превосходство 1941-1942 годов. Сражения под Курском и в целом сражения 1943 года показали имеющие недостатки, пример за 1943 год 3-танковая армия Рыбалко Павла Семеновича обновила парк боевых машин 90-100% 4 раза, Танковая армия генерала бронетанковых войск Ротмистрова Павла Алексеевича полностью потеряла все машины в боях под Прохоровкой. По результатам боев на Курской дуге летом 1943 года на танках Т-34 кардинально пришлось менять вооружение Ведь за 1 Т- VI «Тигр» или Т- V «Пантера» приходилось платить 10-15 Т-34-76. Военные успехи 1943 года танковых подразделений можно охарактеризовать «воевали числом», немецкие танкисты были строгими и жестокими учителями. Советские танкисты требовали от конструкторов и производственников машин, способных на равных сражаться с немецкими танками.
На уральском заводе в январе 1944 года начался серийно выпуск Т-34-85 оснащенного пушкой Д-5Т калибром 85-миллиметров, расположенной в новой трехместной башне. Командир танка, наконец, избавился от обязанностей наводчика и мог теперь сосредоточиться на управлении боем. В марте произошла еще одна модернизация пушку Д-5Т сменила ЗиС-С-53 того же калибра 85-миллиметров, она не превосходила предшественницу, но занимала в башне меньше места и была проще в обслуживании. Скорострельность новых орудий достигала 10 выстрелов.
С 1944 года все серийные Т-34 оснащались радиостанциями, а находящиеся в войсках дооснощались радиостанциями. Установка на всех танках значительно улучшило управление на поле боя.
В течении 1944 года на новых машинах Т-34-85 и оставшихся на вооружении Т-34-76 советские танковые подразделения участвовали во всех наступательных операциях по освобождению нашей Родины.
Т-34-85 к маю 1945 года полностью заменил Т-34-76 в войсках, став символом освобождения Европы от нацизма. Т-34 сыграл свою роль и в разгроме Квантунской группировки, поставив точку в окончании 2 мировой войне.
Одна из оценок Т-34:
Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжелым, немецкие танки в этом смысле их опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике.
— Норман Дейвис, профессор Оксфордского университета и автор книги
«Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы»
2. История создания дивизионная пушка ЗиС-3
Разработка пушки начата в мае 1941 года по инициативе В. Г. Грабина без официального задания Главного артиллерийского управления Красной Армии (ГАУ). Это объяснялось неприятием дивизионной артиллерии калибра 76 мм главой этого ведомства маршалом Г. И. Куликом. Он считал, что дивизионная артиллерия не способна бороться с тяжёлыми немецкими танками, которых в 1941 году у нацистской Германии не было, но их появление ожидалось в ближайшее время (как оно и случилось в 1942). Перед войной более перспективными считались дивизионные орудия калибра 85-95 мм, орудия схожего калибра и назначения применялись во второй мировой войне другими странами.
Конструктивно ЗИС-3 была наложением качающейся части предыдущей модели дивизионного орудия Ф-22УСВ на лёгкий лафет противотанковой 57-мм пушки ЗИС-2. Значительная сила отдачи была компенсирована дульным тормозом, отсутствовавшим у Ф-22УСВ. Также на ЗИС-3 был устранён важный недостаток Ф-22УСВ - размещение рукояток наводки по разные стороны ствола орудия. Это позволило номерам расчёта из четырёх человек (командир, наводчик, заряжающий, подносчик) выполнять только свои функции. Однако после успешных заводских испытаний опытный образец орудия был спрятан от посторонних глаз. Проектирование нового орудия шло в тесном сотрудничестве со специалистами-технологами, сама конструкция сразу создавалась для массового производства. Упрощались и сокращались операции (в частности, активно внедрялось качественное литьё крупных деталей), продумывались технологическая оснастка и требования к станочному парку, снижались требования к материалам, вводилась их экономия, предусматривались унификация и поточное производство узлов. Всё это позволило получить орудие, которое было почти втрое дешевле, чем Ф-22УСВ, при этом не менее эффективным.
Неудачное, если не сказать катастрофическое, начало Великой Отечественной войны вызвало большие потери имевшейся артиллерии. По совместному решению В.Г. Грабина и руководства завода № 92 в серийное производство пошла именно ЗИС-3. Как следствие, военная приёмка на заводе отказалась принимать «некондиционные» пушки, но этот вопрос был позитивно решён под личную ответственность В.Г.Грабина. Известный историк советской артиллерии А.Б.Широкорад утверждает, что это решение было обусловлено не столько смелостью Грабина и директора завода № 92 А.Еляна, сколько директивой И. В. Сталина артиллерийским заводам давать фронту больше пушек, даже ценой снижения их качества. Согласно отчёту Грабина 1942 года, возобновление выпуска ЗИС-3 произошло по директиве ГКО в декабре 1941 года после решения о прекращении серийного выпуска ЗИС-2 (как более дорогой, чем 53-К, и не имеющей эффективного осколочно-фугасного снаряда).
В боях 1941 г. ЗИС-3 показала своё преимущество над тяжёлой и неудобной для наводчика Ф-22УСВ. В результате это позволило В.Г.Грабину представить ЗИС-3 лично И.В.Сталину и получить официальное разрешение на производство орудия, которое к тому времени уже выпускалось заводом и активно использовалось в армии. В начале февраля 1942 г. были проведены официальные испытания, которые были скорее формальностью и продолжались всего пять дней. По их итогам ЗИС-3 была принята на вооружение 12 февраля 1942 года с официальным названием «76-мм дивизионная пушка обр. 1942 г.».
В заметных количествах эти орудия появились в войсках в 1942 году, постепенно вытесняя своих предшественников - дивизионные орудия обр. 1902/30 гг., обр. 1936 г. (Ф-22) и обр. 1939 г. (УСВ). Интересно, что в немецких войсках советские дивизионки называли «ратш-бум» - звук пролетающего со сверхзвуковой скоростью снаряда был слышен чуть раньше, чем долетал звук выстрела. В 1943 году данное орудие стало основным в дивизионной пушечной артиллерии, а также в истребительно-противотанковых полках, имевших по штату 76-мм пушки. В Курской битве ЗИС-3 наряду с 45-мм противотанковыми пушками и 122-мм гаубицами М-30 составляла основу советской артиллерии. Тогда же проявилась недостаточность бронебойного действия орудий против новых немецких танков и САУ, в некоторой степени, смягчённая введением в боекомплект подкалиберных, а с конца 1944 года — и кумулятивных снарядов. В дальнейшем, до конца войны ЗИС-3 прочно удерживала статус основной дивизионной пушки, а с 1944 года, по причине снижения темпов выпуска 45-мм пушек и нехватки 57-мм пушек ЗИС-2, это орудие де-факто стало и основной противотанковой пушкой РККА.
Захваченные пушки также использовались немецкими и финскими войсками. Кроме того, ЗИС-3 активно применялись советскими войсками в ходе войны с Японией. За время ВОВ было выпущено более 48 000 ЗиС-3
Оценка ЗиС-3:
«Для 76-мм пушки образца 1942 года отношение дульной энергии к весу пушки в боевом положении составляет 131. Это удивительно высокая цифра. У лучшего немецкого 75-мм орудия Рак. 40 этот параметр составляет 80,3... Приведенные цифры показывают значительное превосходство советской системы. Оно проявляется и в максимальной дальности стрельбы. Пушка, вес которой составляет 73 процента от веса 75-мм немецкого орудия, посылает снаряд на 1000 метров дальше. Причем сам снаряд—на 13 процентов тяжелее германского... Поэтому мнение, что она является лучшим 76-мм орудием Второй мировой войны, абсолютно оправдано».
— Свидетельство руководителя отдела артиллерийских
конструкций фирмы Круппа - профессора Вольфа.
3 История создания дивизионная гаубица М-30
Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.
Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков. Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно. Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»
Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:
- отсутствие дульного тормоза, так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта;
- использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность;
- возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей — 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии — он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1).
Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами — № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.
Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.
Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года, и составило более 19000 экземпляров.
Оценка М-30:
По результатам боевого применения гаубицы М-30 маршал артиллерии Г. Ф. Одинцов дал ей следующую эмоциональную оценку: «Лучше её уже ничего не может быть».
Гаубица М-30, в армии РФ стоит как орудие заменитель при проведении тренировок и тренировочных стрельбах артиллерийских подразделений.
Боевое применение в 21 веке отмечено в ходе гражданской войны в Сирии со стороны правительственных войск.
Заключение
Для достижения поставленных целей решил следующие задачи:
1) изучил литературу по данной теме;
2)познакомился с историей символа победы танка Т-34;
3)познакомился с историей символа победы пушки ЗиС-3;
4)познакомился с историей символа победы гаубицы М-3.
Подтвердил гипотезу, что танк Т-34, это достойный символ Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В результате проведенного исследования выяснил, что масса плюсов и минусов имеет Т-34, но несомненно он является символом победы в Великой Отечественной войне. За время войны их было выпущено различными заводами 35467 единиц. Танк Т-34 стал самым массовым, для сравнения выпущено немецких танков: Т- V «Пантера» (выпущено 5967 единиц), Т- IV (8696 единиц), Т- VI «Тигр» (1354 единиц) итого 16017 единиц. Боевая жизнь тридцатьчетверки насчитывает, по крайней мере, четыре десятилетия. На вооружении некоторых армий Т-34 состоит в настоящее время.
И всюду он демонстрировал свои отличные боевые качества. Его основные конструктивные решения: дизель-мотор, форма корпуса, широкие гусеницы стали общими элементами всех танков. Подражание нашему танку особенно в машинах первого послевоенного поколения бесспорно.
Да, тридцатьчетверка вошла в историю, стала легендой. В качестве боевых памятников в честь победы советских танкистов и труда конструкторов и рабочих, несколько сот тридцатьчетверок вознесены на пьедесталы Славы. На заводских дворах, на площадях городов, на местах боев, как на нашей земле, так и на землях многих других стран стоят они сейчас. 35-ти тысячный танк, сошедший с конвейера завода №183 26 мая1945 г, так и не покинул завод он стал первым танком-памятником.
На базе Т-34 были выпущены САУ СУ-122 (орудие гаубицы М-30) и СУ-100 (орудие спроектировано КБ Грабина).
В нашем регионе Т-34 в качестве памятника стоят в Иркутске – Иркутский Комсомолец, Черемхове – Черемховский шахтер.
Цель исследования достигнута:
изучил историю танка Т-34, артиллерийских орудий ЗиС-3 и М-30 и сравнил их.
Раскрытая данная тема актуальна, так как дает возможность познакомиться с памятниками, посвященными победе в Великой Отечественной войне, на которых стоят различные образцы вооружений. Тема ВОВ не теряет актуальность в нашей стране даже спустя годы. Молодое поколение мало знает о той войне, остается все меньше живых участников и свидетелей победы Советского Союза в 1945 году. Ведь, проходя мимо, немногие могут сказать, что это за военная техника стоит на памятнике и почему.
Практическое значение:
исследование может быть полезно и интересно моим одноклассникам, также считаю, что данную работу можно будет использовать при проведении классных часов в школе, посвященных Дню Победы.
Список использованной литературы
Моделист-Конструктор 1988 №5 Легендарная тридцатьчетверка
М.Барятинский, А.Ферингер
Моделист Конструктор 11.01.2015 Орудие Победы: ЗИС-3
Н.СОЙКО
Вокруг Света 2003 №3 Стальные Армады
Максим Моргунов
Вокруг Света 2003 №4 Железный Марш
Максим Моргунов
Википедия Интернет Энциклопедия
Д/С Оружие победы
Крылья России 2010 год
Д/С Из всех орудий
Крылья России 2010 год
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Красочные картины Джастина Геффри
Хризантема и Луковица
Лупленый бочок
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"