Презентация индивидуального проекта "Сложносочиненные предложения" в рамках изучения темы. "Сложное предложение в 9 классе.
Вложение | Размер |
---|---|
Сложносочиненное предложение | 318 КБ |
Слайд 1
Презентация на тему: Сложносочиненные предложенияСлайд 2
Сложносочиненное предложение - это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией. Сочинительный союз располагается между соединяемыми частями, не входит ни в одну из частей. Пример: Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А.Пушкин) – [ ], а [ ]. Есть сочинительные союзы ( тоже, также, же ), которые занимают необычное место: не между частями сложносочиненного предложения, а внутри второй части. Пример: Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. (А. Герцен) – [ ], [ же ].
Слайд 3
Сочинительные союзы определяют характер синтаксических отношений между простыми предложениями, объединенными в сложное: они указывают на взаимоотношения участников или взаимозависимость и взаимообусловленность реальных событий. Разновидности смысловых отношений между частями ССП Сочинительные союзы Одновременность Последовательность Причина и да (=и) ни…ни тоже также Чередование Взаимоисключение то…то или (иль) либо то ли…то ли не то…не то Сопоставление Противопоставление а не только… но и но да (=но) однако зато
Слайд 4
Сочинительные союзы делятся на: Соединительные : и, да (=и), ни… ни, тоже, также Разделительные : то… то, или (иль), либо… либо, не то… не то, то ли… то ли Противительные : а, не только… но и , но, да (=но), однако, зато
Слайд 5
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни — ни, тоже, также В них говорится об: а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом , или в) об обусловленности одного события другим. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (И.Крылов) - Ни [ ], ни [ ] . И метался ветер быстрый по бурьянам, и снопами мчались искры по туманам...(А.Блок) - И [ ], и [ ] . Все проходит, да не все забывается. ( И. Бунин) – [ ], да [ ] . У подъезда стояли широкие розвальни, и от лошадей шел густой туман. (А. Чехов) - [ ], и [ ] . Двери заскрипели, и, подняв крик, в комнату вбежали сестры. (А. Чехов) – [ ], и [ ] . Лицо её было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели. (И. Тургенев) - [ ], [тоже] . Луна взошла багровая и хмурая, звезды также хмурились. (А. Чехов) – [ ], [ также ].
Слайд 6
2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, или — или, то — то, не то — не то, то ли — то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Залает пёс домовый, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит (Н.Языков) – [ ], иль [ ], иль [ ] . Эта гроза даром не пройдет. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит. (А.Островский) Либо [ ], либо [ ]. То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть. (А.Чехов) – То [ ], то [ ] , то [ ]. Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось. (А.Серафимович) – Не то [ ], не то [ ]. То ли вода еще холодная, то ли Кадошка еще молод и глуп, только остановился он у воды и не может дальше идти. (М.Пришвин) – То ли [ ], то ли [ ], только [ ].
Слайд 7
3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, не только…но и, но, да (= но), однако, зато В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (А.Грибоедов) - [ ], а [ ]. Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд. (Л.Толстой) - Не только [ ], но и [ ]. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля еще блестели росой. (В.Арсеньев) – [ ], но [ ]. Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. (Ф. Достоевский) - [ ], да [ ]. Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре . (А. Чехов) - [ ], однако [ ]. Федя никогда не плакал, зато находило на него временами дикое упрямство. (И. Тургенев) - [ ], зато [ ].
Слайд 8
Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. Например: Не то дождь пошел, не то воробьи пробежали по крыше. (Г. Федосеев) Примечание. Между частями сложносочиненного предложения иногда ставится тире перед союзом и , если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий . Например: Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. (А. Пушкин) Ловкие и сильные удары кувалдами по стволам пулеметов - и фашисты уже не могут стрелять. (В.Ставский) Я спешу туда ж - а там уже весь город (А. Пушкин)
Слайд 9
В сложносочиненном предложении запятая не ставится : Если его части объединены второстепенным членом Общим вводным словом , словосочетанием или предложением придаточным предложением Например: За заводами кончился город и начинались поля. (А. Чехов) – общее обстоятельство за заводами Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами. (А.Чехов) – общее обстоятельство тут К несчастью, всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться. (А.Пушкин) Очевидно, всё может быть пособником человеческой мысли и ничем нельзя пренебрегать. (К. Паустовский) – общее вводное слово очевидно Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину. (А. Чехов) – общее придаточное: Когда он вернулся в залу Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок. (А. Чехов) – общее придаточное: Когда Аню провожали домой
Слайд 10
2. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями. Например: Это кто такие и что им надобно? (А. Пушкин) – обе части вопросительные. Плохо ли вам было у Плюшкина или просто по своей охоте гуляете по лесам да дерёте прохожих? (Н. Гоголь) – обе части вопросительные.
Слайд 11
Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Например: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. – Я сильно переутомился, но спать не хотелось.
Слайд 12
Работа по русскому языку Ученицы 9 класса, Прониной Анастасии.
Весенние чудеса
Н. Гумилёв. Жираф
Какая бывает зима
Как нарисовать ветку ели?
Круговорот воды в пакете