Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа "Миф и Толкин" | 77.15 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Радужный
Миф и Толкин
Роль мифа в создании волшебных образов
в повести «Хоббит» и трилогии «Властелин колец»
Автор: | Скрынник Илья Константинович 9 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» |
Руководитель: | Суходолина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ.....................................................................................................................................3 ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ.................................................................................................................4
ВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………...............6
ГЛАВА 1. Мифотворчество Толкина ……………………………………………………..............7
ГЛАВА 2. Гэндальф ………………………………………………………………………..............8
ГЛАВА 3. Энты ……………………………………………………………….................................9
ГЛАВА 4. Смауг ………………………………………………………………………..................10
ГЛАВА 5. Орки ................................................................................................................................10
ГЛАВА 6. Эльфы и гномы ..............................................................................................................11
ГЛАВА 7. Хоббиты..........................................................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………............14
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………..............16
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................................................17
Миф и Толкин
Роль мифа в создании волшебных образов
в повести «Хоббит» и трилогии «Властелин колец»
Скрынник Илья Константинович
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Радужный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
9 класс
Аннотация
Творческая лаборатория писателя часто остаётся за страницами его произведений, поэтому попытка проникнуть в его замысел, узнать историю появления любимого героя всегда представляет особый интерес. В этом новизна и уникальность данной исследовательской работы.
Целью исследования было выявление влияния мифологической традиции на творчество английского писателя XX века Дж. Р. Р. Толкина. В работе использованы следующие методы: изучение литературных, фольклорных и научных источников по данной теме, поиск аналогий, сопоставительный анализ персонажей.
В ходе изучения научных и художественных источников среди мифологических персонажей найдены прямые и опосредованные аналоги волшебных героев произведений Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит» и «Властелин колец». В основе исследования – комплексный сопоставительный анализ выявленных возможных прообразов и персонажей указанных произведений писателя.
В результате проведённой работы не только подтверждена гипотеза о непосредственном присутствии мифологической культуры в творчестве Дж. Р. Р. Толкина, но и выявлено его новаторство: несмотря на влияние мифов, ни один из героев писателя не является механической копией существующей мифологической модели; каждый персонаж оригинален, неповторим и узнаваем.
Практическая значимость данной работы в том, что результаты исследования можно использовать при углублённом изучении литературы, на факультативных занятиях, а также в качестве пособия для начинающих литераторов; такие исследовательские методы, как поиск аналогий и сопоставительный анализ персонажей и их возможных прообразов, могут быть применены при изучении других произведений литературы.
Миф и Толкин. Роль мифа в создании волшебных образов
в повести «Хоббит» и трилогии «Властелин колец»
Скрынник Илья Константинович
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
город Радужный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
9 класс
План исследований
Работа посвящена проблеме влияния мифологической культуры на творчество английского писателя XX века Дж. Р. Р. Толкина.
Целью исследования было выявление мифологической традиции в изображении волшебных героев Дж. Р. Р. Толкина.
В ходе достижения цели выполнялись следующие задачи:
Объектом исследования стали образы гномов, эльфов, волшебника Гэндальфа, дракона Смауга, орков, энтов, хоббитов.
Предмет исследования: черты сходства указанных персонажей Толкина с традиционными персонажами мифов и их различие.
Гипотеза: возможно, Толкин, создавая своих героев, использовал традиционные мифологические образы.
В работе использованы следующие методы: изучение литературных, фольклорных и научных источников по данной теме, поиск аналогий, сопоставительный анализ персонажей.
В ходе исследования были изучены следующие источники:
Поиск аналогов представлял собою отбор традиционных мифологических персонажей, сходных с героями произведений Дж. Р. Р. Толкина по отдельным параметрам (происхождению, названию, имени, внешнему облику, выполняемой функции, особым (волшебным) свойствам и прочим характеристикам).
Комплексный сопоставительный анализ образов, созданных писателем и выявленных аналогов позволил оценить степень влияния мифологической культуры на его творчество. Сравнение персонажей проводилось по следующим универсальным критериям: происхождение, внешность, род занятий, условия жизни, особые способности. Подробные сравнительные таблицы представлены в Приложении.
Миф и Толкин. Роль мифа в создании волшебных образов
в повести «Хоббит» и трилогии «Властелин колец»
Скрынник Илья Константинович
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
город Радужный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
9 класс
ВВЕДЕНИЕ
Когда слышишь имя Джона Рональда Руэла Толкина, сразу вспоминаются его сказочная повесть «Хоббит» и трилогия «Властелин колец». Удивительные существа-хоббиты, подземные короли-гномы, владеющие древним знанием эльфы, мудрый маг Гэндальф – вот лишь некоторые из множества незабываемых героев, населяющих волшебный мир Средиземья. Большинству людей ещё из детских сказок знакомы и волшебники, и эльфы, и гномы, и драконы. Их можно назвать традиционными сказочными персонажами. Но не многие задумываются, каким образом попали они на страницы произведений Толкина. Внёс ли автор что-то новое в эти образы или следовал сложившейся традиции? Поиску ответа на эти вопросы и посвящена данная работа.
Цель исследования: выявить влияние мифологической традиции в изображении волшебных героев Дж. Р. Р. Толкина.
Задачи:
Объект исследования: образы гномов, эльфов, волшебника Гэндальфа, дракона Смауга, орков, энтов, хоббитов.
Предмет исследования: черты сходства указанных персонажей Толкина с традиционными персонажами мифов, фольклора и их различие.
Из биографии Толкина известно, что «Хоббиту» и «Властелину колец», над которыми он работал больше десяти лет, предшествовала интересная и кропотливая работа Профессора по изучению древних мифов и легенд народов Европы. Ещё в школе он был увлечён «Калевалой»[1], им была прочитана в оригинале «Старшая Эдда»[2]. Кроме этого, Толкину, жившему в Англии и преподававшему в Оксфорде английский язык и литературу, увлечённому изучением древнеанглийских языков, были, безусловно, известны кельтские легенды о короле Артуре. [2, стр.9]
Гипотеза: возможно, Толкин, создавая своих героев, использовал традиционные мифологические образы.
В современном читательском мире сформировалась достаточно большая группа людей, проявляющих устойчивый интерес к литературе жанра фэнтези. Среди них отдельную группу составляют «толкинисты». Но не многие задумываются о том, как создавал писатель своих удивительных персонажей, приключения которых так захватывают воображение. На мой взгляд, это особенно интересно – попасть в творческую лабораторию любимого писателя, сделать попытку проникнуть в его замысел, узнать историю появления любимого героя. В этом новизна и уникальность данного исследования.
В работе использованы следующие методы: изучение литературных, фольклорных и научных источников по данной теме, поиск аналогий, сопоставление персонажей, выявление сходных и отличительных черт. Среди названных методов ведущим является метод комплексного сопоставительного анализа образов Дж. Р. Р. Толкина и выявленных аналогов. Сравнение персонажей проводилось по следующим критериям: происхождение, внешность, род занятий, условия жизни, особые способности. Подробные сравнительные таблицы представлены в Приложении.
ГЛАВА 1. Мифотворчество Толкина
Трилогия «Властелин колец» (1954 г.) задумывалась автором как продолжение повести «Хоббит или Туда и обратно» (1937 г.), поэтому в трилогии действуют те же герои, что и в «Хоббите». И «Властелину колец», и «Хоббиту» предшествовал «Сильмариллион»[3], в котором Толкин повествует о рождении мира Средиземья, о происхождении его народов. Всё это очень напоминает космогонический миф[4]. Так что же такое миф? Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных [4]. Серьёзность своего отношения к мифам Толкин выразил в словах: «Мифы – это не ложь. Всякий миф вырастает из зерна истины и несёт в себе особое, неповторимое культурное значение» [3; 29]. Так можно ли произведения Толкина назвать литературным (авторским, вторичным) мифом, а его творчество – мифотворчеством? Имеют ли персонажи Толкина отношение к интересовавшему автора древнему эпосу?
ГЛАВА 2. Гэндальф
Одним из центральных персонажей повести «Хоббит» и фантастической эпопеи «Властелин колец» является мудрый волшебник Гэндальф. Имя Гэндальф, а точнее Гандальв, заимствовано Толкиным из Старшей Эдды («Прорицание вёльвы»), где им назван один из «нижних альвов», гномов [7] (Приложение 1). Изначально в произведениях Толкина имя Гэндальф тоже принадлежало одному из главных гномов, а волшебника звали Блатодрин. Позже это имя было заменено более подходящим именем Гэндальф, по-исландски означающим «эльф с волшебным посохом» [3; 32].
Возможными прообразами Гэндальфа могут быть два мифологических персонажа: Один, верховный бог скандинавской мифологии, и Мерлин, могущественный маг из кельтских сказаний о короле Артуре.
Сходство с Одином в том, что он представлен в мифологии древних скандинавов не только как бог-воитель, покровительствующий смертным воинам и «доблестно павшим», но и как бог магии и мудрости, получивший этот дар, испив из источника и отдав взамен свой глаз. У Одина множество обличий и имён (Приложение 2). У толкиновского героя тоже несколько имён: Митрандир, Таркун, Олорин, Инканус, Гэндальф (Приложение 3). В описании Гэндальфа явно просматривается прямое внешнее сходство с Одином, которого часто изображали одноглазым седобородым старцем в синем плаще, чьё лицо скрыто капюшоном или широкополой шляпой [5; 374] (Приложение 9).
Герой кельтских сказаний, маг, чародей, обладатель тайного знания, Мерлин мог принимать любое обличье. Именно ему, наставнику короля Артура, приписывают идею возведения Камелота и создания Круглого Стола. Гэндальф тоже сыграл особую роль в судьбах героев, являясь их мудрым учителем, подобно Мерлину.
Образ волшебника (колдуна, мага, чародея) известен во всех культурах, он традиционный герой и фольклорной, и литературной волшебной сказки. Волшебник может покинуть своё тело, переселиться в другое существо, призвать на помощь духов или же изгнать их, может принять облик любого животного, продемонстрировать различные виды превращений [6; 84]. Существует множество литературных сказок, написанных до Толкина, главными героями которых являются волшебники. Например, в поэме-сказке А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» подобным персонажем является колдун-финн, живущий в пещере и постигший магию природы. Сходство героев в том, что колдун из сказки А. С. Пушкина, как и Гэндальф, обладает способностью предсказывать судьбу, творить заклинания. Кроме этого, встреча с ним определяет дальнейшую судьбу главного героя. Однако герой Пушкина статичен, в отличие от Гэндальфа он постоянно находится в определённом месте в ожидании героя. Есть ещё одно, возможно, самое существенное отличие, колдун-финн имеет человеческое происхождение, а Гэндальф изначально принадлежит к расе волшебников (майар[5]).
На основе сопоставительного анализа перечисленных персонажей можно сделать вывод, что в герое Толкина присутствуют черты мифологических персонажей: Одина и Мерлина (Приложение 14).
ГЛАВА 3. Энты
Энтами (онтами) в произведениях Толкина назван один из древних народов Средиземья. Энты были созданы Валарами[6] в ту же эпоху, что и эльфы. Название энт произошло от древнесаксонского «ent» − великан.
Облик этих персонажей необыкновенен (Приложение 4). Своими исполинскими размерами энты похожи на великанов – традиционных мифологических персонажей (циклопов – у древних греков, Мимира – у древних скандинавов, Гренделя – у древних германцев и др.) Необычность внешности энтов Толкина ещё и в том, что они напоминают огромные говорящие и шагающие деревья. О родстве людей и деревьев говорят древнескандинавские мифы: в «Старшей Эдде» прорицательница вёльва рассказывает о том, как боги создали первых людей Аска и Эмблу из мёртвого дерева, одушевив его. Аск в переводе с древнеисландского – «ясень», Эмбла – «ива», в их именах осталась память о происхождении от деревьев (Приложение 5).
В литературных сказках, написанных до Толкина, образ великана встречается довольно часто, например, злобный великан Михель в «Холодном сердце» В. Гауфа. Однако традиционно великаны из литературных сказок имеют в основном человекоподобное обличие, не отличаются мудростью и внушают человеку страх.
Энты в произведениях Толкина являются представителями добрых сил, хотя и выглядят устрашающе. Второе их имя Пастыри деревьев, они созданы, чтобы охранять лес от вторжения злых сил и уничтожения. Эти герои напоминают древнескандинавского великана Мимира – хранителя источника мудрости. Однако абсолютных аналогов в мифологии и дотолкиновской литературе найти не удалось. Сопоставительный анализ схожих персонажей, показал, что, хотя в образе энта и есть черты человекоподобных великанов, но этот толкиновский персонаж уникален тем, что сочетает в себе два мира: мир растений и мир людей, подчёркивая убеждённость автора в одухотворённости мира природы (Приложение 10).
ГЛАВА 4. Смауг
Тёмные силы в произведениях Толкина принимают разнообразные формы. Одним из персонажей, олицетворяющих зло, является дракон Смауг. Имя дракона Толкин образовал от германского слова «smugen», которое имеет значение «протискиваться сквозь нору, красться».
Дракон (Змей) – один из самых известных персонажей мифов, преданий и сказок разных народов мира. В западноевропейском и восточноевропейском фольклоре дракон обычно выступает в роли внушающего страх простому человеку, злобного похитителя красавиц, разорителя мирных земель, хранителя сокровищ. Дракон может быть крылатым или ползучим. У него может быть несколько голов. Он всегда извергает дым и пламя, дыхание его ядовито. Обитают драконы в пещерах [6; 141]. Примером может послужить дракон Фафнир из скандинавского эпоса, побеждённый Зигфридом[7], а также Змей Горыныч из русской былины «Добрыня Никитич и Змей» [8; 11]. Миф о герое-змееборце есть в эпосе многих народов, в дальнейшем этот мотив проник и в древнюю литературу в виде сказания о Святом Георгии[8].
В литературе дракон – не только популярный образ средневекового рыцарского романа, часто обличие дракона принимает олицетворяющий злые силы персонаж, колдун или колдунья. Например, в поэме-сказке А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» именно в крылатого змия обращается колдунья Наина (Приложение 11).
В результате сопоставительного анализа образов дракона в фольклоре и литературе выяснилось, что в произведениях Толкина Смауг имеет традиционный для дракона облик и выполняет традиционную функцию (Приложение 6). Но в отличие от мифологических драконов, олицетворяющих неразумное древнее зло, дракон Толкина не только беспощаден, но и разумен, хитёр, даже коварен (Приложение 11).
ГЛАВА 5. Орки
Ещё одними персонажами, олицетворяющими абсолютное зло в книгах Толкина, являются орки. Слово орк («orc» или «ork») этимологически, по словам автора, происходит от «orcneas» (чудища) и взято им из 112 стиха средневековой эпической поэмы «Беовульф». Прообразами орков Толкина нельзя считать ни подводных чудищ («orcneas») из «Беовульфа», ни орка из сказки «Страшила из страны Оз» Л. Ф. Баума[9], написанной до Толкина, где орками называются летающие, незлобные существа, живущие в стране Оркинии (Orkland). Своим коварством толкиновские орки больше напоминают гоблинов, сверхъестественных существ из фольклора европейских народов, злобных и проказливых, с громадными руками, тёмной кожей, живущих, по народным поверьям, в дуплах или в домах людей. Но гоблины в отличие от орков Толкина крохотного роста [6; 105].
Толкиновские орки – неуклюжие, темнокожие существа, созданные Морготом (Мелькором)[10] с помощью чёрной маги из пленённых эльфов в насмешку над ними. Эти существа предназначены для уничтожения других народов Средиземья. Орки боятся света солнца, поэтому живут в пещерах и передвигаются только ночью. Они сильны и быстры, хорошо вооружены. Самые крупные и жестокие из них Урук хай («племя орков») наиболее опасны: они сильнее и крупнее обычных орков и могут передвигаться днём [1; 11]. Орки объединены в отряды, составляющие огромную армию Зла. Действуя совместно, они не проявляют жалости, взаимопомощи даже по отношению друг к другу. Они рабски покорны своему создателю и одновременно ненавидят его, видя в нём причину своего уродства.
По итогам сравнения образов орков Толкина с аналогичными персонажами из фольклора и литературы можно сделать вывод, что Толкин, опираясь на фольклорную традицию, создал образ злого героя, жестокого, беспощадного, кровожадного, героя, в котором отсутствуют какие-либо проявления человечности (Приложение 12).
ГЛАВА 5. Эльфы и гномы
Такие традиционные персонажи западноевропейского фольклора и литературы, как эльфы и гномы скорее всего заимствованы Толкиным из германо-скандинавской мифологии. Прототипами их могли быть альвы, которые в Старшей Эдде представлены как духи природы (земли, подземелий, воды, воздуха, гор и т.д.) В Младшей Эдде упоминается о разделении альвов на светлых и тёмных: светлые альвы (эльфы) обитают в Альвхейме (небесном чертоге), а тёмные альвы (гномы) – жители подземного Свартальфахейма.
Фантазия народов западной Европы представляла эльфов по-разному. Эльфы могут быть дружелюбны по отношению к человеку, но могут и вредить ему. В соответствии с этим внешность эльфов в фольклоре тоже разнообразна, вплоть до противоположности: исключительная красота или подчёркнутое уродство [6; 581].
В западной литературе до Толкина образ эльфа использовали многие писатели, например, У. Шекспир[11] («Сон в летнюю ночь») и Х. К. Андерсен[12] («Дюймовочка»), у которых эльфы – это маленькие крылатые создания.
В произведениях Толкина эльфы – представители одной из древних рас Срединной земли, наделённые высшей мудростью, обладающие способностью управлять силами природы. Толкин как учёный-лингвист является создателем эльфийского языка со всей его древней историей и многообразием наречий («квенья», «синдарин» и др.) Эльфы обладают более острыми, чем у людей, слухом и зрением. Кроме этого, они бессмертны. Эти персонажи Толкина не только мудры, но и являются искусными воинами. Земли эльфов называются Ривенделл и Лотлориэн. Внешне они высоки и стройны, лицом светлы и прекрасны. От них исходит чудесное свечение. В скандинавских эпических песнях светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, то есть и внешне толкиновские эльфы очень похожи на них (Приложение 7) .
Тёмных альвов (гномов[13]) в скандинавской мифологии называют по-разному: «цверги», «дворфы», «карлики», «свартальвы». Мифологические тёмные альвы – подземные карлики, искусные кузнецы, которые боятся солнечного света, способного превратить их в камень, им доверены богатства земных недр, которые они ревностно хранят. В древнегерманском эпосе тоже есть подобные персонажи: в «Песни о Нибелунгах»[14] нибелунгами зовутся подземные хранители сокровищ, которые не только владели заветным кладом, но и магическим кольцом силы.
В литературе к образу гнома до Толкина обращались многие известные авторы, например, братья Гримм[15] («Белоснежка и семь гномов», «Беляночка и Розочка»), В. Гауф[16] («Холодное сердце»).
В народных и литературных сказках гномы – собирательный образ, это забавные маленькие человечки, знатоки земных недр, рудокопы, хранители кладов, иногда бывают добрыми и наивными, иногда злыми и коварными – в зависимости от обстоятельств [6; 104].
В произведениях Толкина гномы (англ. Dwarves) – один из Свободных Народов Средиземья, прирождённые рудознатцы и рудокопы, искусные камнерезы, огранщики, кузнецы, ювелиры. Гномы Толкина обитают в Эреборе (королевстве под Одинокой горой) и в подземном городе Мория, который находится глубоко в Мглистых горах. Многие «гномьи» имена были заимствованы Толкиным из Старшей Эдды (Приложение 1). Гномы Толкина обладают внушительной внешностью, они довольно рослые (до полутора метров). Вот, например, каким предстаёт в трилогии гном Глоин: «У него была очень длинная и разветвленная белая борода, почти такая же белая, как и его белоснежная одежда. Он был подпоясан серебряным поясом, а на его шее висела цепь из серебра с бриллиантами» [1; 174]. Толкиновские гномы не только богаты, скрытны и не очень дружелюбны, но ещё и воинственны, их излюбленное оружие – боевой топор.
Сопоставительный анализ образов эльфов и гномов, представленных в литературных сказках и в мифологии, показал, что прообразами эльфов и гномов Толкина скорее всего были светлые и тёмные альвы из германо-скандинавской мифологии (Приложения 13, 14).
ГЛАВА 6. Хоббиты
Особый интерес и симпатию читателей вызывают такие персонажи сказочной трилогии, как хоббиты. «В земле была нора, а в норе жил да был хоббит», − из этой незатейливой фразы Профессора суждено было вырасти небывалой истории об удивительных приключениях хоббитов. Кто же такие хоббиты? Что означает это слово? Откуда оно взялось? Слово «хоббит», по одной версии, является сокращённой формой английского слова «Holbytlan» («житель нор»). По другой версии, оно образовано от двух слов: среднеанглийского «hob» (название маленьких волшебных существ, добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором из кельтского) и «rabbit» («кролик»). Можно предположить, что хоббит создан Толкиным с помощью хорошо известного в мифологии приёма: соединения в одном существе человека и животного, как кентавр соединил в себе человека и коня. Очень уж своим добродушием, умением быстро скрываться, прыгучестью, длинноухостью и «мохнатыми ножками», а также пристрастием к еде эти симпатичные существа напоминают не менее симпатичных кроликов.
Внешность хоббитов действительно необычна (Приложение 8). По характеру хоббиты абсолютно не воинственны, они занимаются сельским хозяйством, обустраивают свои норки, любят праздники и гостей. Не любят путешествовать, избегают опасных приключений, по-настоящему интересует их только собственная генеалогия, о которой они говорят с большим воодушевлением и гордостью. Хоббиты не имеют никаких волшебных способностей, хотя они «обладают умением быстро и молча скрываться, когда не желают встречаться с неуклюже бредущим человеком; и они развили это умение до степени, которая может показаться людям волшебством» [1; 6].
Прототипами хоббитов, по словам самого Толкина, «были английские селяне: им недостаёт воображения, зато с лихвой отпущено стойкости и мужества» [3; 56]. Это обычные деревенские жители, живущие своим тесным, обособленным миром и настороженно относящиеся ко всему новому, чужому.
Казалось бы, нет во хоббитах ничего героического, но именно им суждено сыграть значительную роль в победе над злом в волшебной эпопее Толкина. «Прост-прост, а всегда выкинет что-нибудь неожиданное!» − эта характеристика, высказанная Гэндальфом, очень точно передаёт сущность хоббита. В этом, возможно, и был авторский замысел: показать удивительное в обычном, могущественное в слабом, мудрое в наивном.
Хоббит – создание фантазии Толкина. Подобного персонажа нет ни в мифах, ни в народных сказках, ни в литературе, созданной до Толкина. Оригинальность идеи автора в том, что он создал уникального героя, органично вжившегося в мир, населённый персонажами, созданными под несомненным влиянием мифологической традиции (Приложение 15).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, в ходе исследования нашла своё подтверждение. Анализируя полученные результаты, можно сказать, что в повести «Хоббит» и трилогии «Властелин колец» получило развитие увлечение Профессора исследованием мифологии и фольклора разных народов. И хотя традиционность отдельных его персонажей бесспорна, ни один из них не является механической копией существующей мифологической модели. Каждый персонаж оригинален, неповторим и узнаваем. В этом новаторство писателя. Кроме этого Толкин демонстрирует своеобразную литературную игру с мифом, создавая новых героев с помощью традиционного для мифологии приёма.
В результате проделанной работы я не только убедился в верности выдвинутой гипотезы, но и пополнил свои знания о природе литературного творчества. Ведь вдохновение писатель черпает в том, что его увлекает, что интересно ему самому, что способно подтолкнуть творческую мысль к созданию новой художественной реальности. И когда писатель искренне верен этому своему увлечению, он способен заразить им и читателя, сделать его своим единомышленником. А живой отклик читателя, на мой взгляд, и есть высшая оценка творчества писателя.
Практическая значимость данной работы в том, что результаты исследования можно использовать при углублённом изучении литературы, на факультативных занятиях, а также в качестве пособия для начинающих литераторов; использованные в данной работе исследовательские методы поиска аналогий и сопоставительного анализа персонажей и их возможных прообразов могут быть применены при изучении других произведений литературы.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Старшая Эдда (мифологические песни). Фрагмент из «Прорицания вёльвы»
9
Тогда сели боги
на троны могущества
И совещаться
стали священные:
кто должен племя
карликов сделать
из Бримира крови
И кости Блаина.
Мотсогнир старшим
из племени карликов
назван тогда был,
а Дурин – вторым;
карлики много
из глины слепили
подобий людских,
как Дурин велел.
Нии и Ниди,
Нордри и Судри,
Аустри и Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивёр и Бавёр,
Бёмбур, Нори,
Ан и Анар,
Аи, Мьёдвитнир,
Гандальв и Вейг,
Виндальв, Траин,
Текк и Торин,
Трор, Вит и Лит,
Нар и Нюрад –
вот я карликов –
Регин и Радсвинн
всех назвала.
Фили и Кили... [7]
Приложение 2
Так говорит о нём герой Младшей Эдды по имени Высокий (В Эдде это сам Один): «… в древнем Асгарде было у него двенадцать имён: первое имя Всеотец, второе - Херран, или Херьян, третье - Никар, или Хникар, четвертое - Никуц, или Хникуд, пятое - Фьёльнир, шестое - Секи, седьмое - Оми, восьмое - Бивлиди, или Бивлинди, девятое - Свидар, десятое - Свидрир, одиннадцатое - Видрир, двенадцатое - Яльг, или Яльк». [5]
Приложение 3
«У меня много имён в разных странах. Митрандир среди эльфов, Таркун среди гномов; в юности на давно забытом Западе я был Олорином, на юге — Инканус, на севере — Гэндальф, а на востоке я не бываю». [2; 13-15]
Приложение 4
«Они [Мерри и Пиппин] увидели перед собой необыкновенное лицо. Оно принадлежало большой, подобной троллю, фигуре, по крайней мере четырнадцати футов ростом, очень сильной, с высокой головой и полным отсутствием шеи. То ли она была одета во что-то, напоминающее серо-зеленую кору, то ли на самом деле это была кора, трудно было судить. Во всяком случае, руки были покрыты не корой, а коричневой гладкой кожей. Каждая из больших ног имела по семь пальцев. Нижняя часть длинного лица была покрыта раскачивающейся и свисающей бородой, кустистой и густой у начала, тонкой и похожей на мох в конце. Но в первый момент хоббиты ничего этого не заметили, они видели только глаза. Эти глубокие глаза теперь осматривали их, медленно и торжественно, но в то же время очень проницательно. Глаза были коричневые, но в глубине их мерцало что-то зеленое». [1; стр. 11]
Приложение 5
17 И трое пришло Они не дышали, Приложение 6 Перед хоббитом лежал исполинский, отливавший красным золотом дракон; он крепко спал, из его пасти и ноздрей исходило урчание и вырывались струи дыма, но пламени пока что не было. Под туловищем дракона, под его лапами и свернутым кольцами хвостом, а также повсюду вокруг него, по всему полу необозримого подземелья, залитые багровым светом, лежали груды неисчислимых сокровищ – золото в слитках и золотые украшения, серебро и драгоценные камни. Смауг лежал на боку, сложив крылья, словно невообразимых размеров летучая мышь; глазам хоббита предстало длинное светлое брюхо дракона, в которое от долгого лежания на столь жестком ложе вдавились драгоценные камни и золотые украшения. Позади Смауга, на ближайшей к нему стене, угадывались кольчуги, шлемы, боевые топоры, мечи и копья; тут же рядами стояли огромные сосуды, доверху наполненные несметными богатствами. [1] |
Приложение 7
«Всеславур был высок и строен, волосы его сияли золотом, лицо было прекрасным и юным, бесстрашным и полным радости, глаза сверкали остро и ярко, голос звучал, как музыка, лоб его выражал мудрость, а руки - силу. Лицо Элронда было лишено возраста; оно не было ни молодым, ни старым, хотя на нём отразилась память о множестве событий и радостных, и печальных. Волосы у него были тёмные, как бы в сумеречной тени, и на них серебряное Кольцо, глаза его были серыми, как ясный вечер, и в них был свет, подобный свету звёзд. Он внушал почтение, как король, переживший много зим и все еще крепкий, как воин в расцвете сил». [1; 173]
Приложение 8
«Хоббиты - маленький народ, они меньше гномов: во всяком случае, менее крепкие и приземистые, хотя не намного меньше ростом. … Они одевались ярко, предпочитая жёлтый и зелёный цвета; но обувь они носили редко, так как на подошвах у них толстая прочная кожа, а ноги поросли густыми вьющимися волосами, похожими на волосы на их головах, чаще всего коричневого цвета. Поэтому единственным слабо распространенным среди них ремеслом было сапожное дело; но у них длинные и искусные пальцы, и они могут изготовлять множество полезных и красивых вещей. Лица их скорее добродушны, чем красивы, широкие, яркоглазые, краснощёкие, со ртами, склонными к смеху, еде и питью. И они едят, пьют и смеются, часто и с охотой, любят простые незамысловатые шутки, не против поесть шесть раз в день, когда есть еда. Они гостеприимны и любят приёмы и подарки, которые охотно дарят и с радостью получают». [1; 6]
Приложение 9
Сравнительная характеристика. Гэндальф
Признак | Мифология | Литературная сказка А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» | Гэндальф | |
Один | Мерлин | Колдун-финн | ||
Происхождение | Сын Бора, верховный бог, Всеотец. | Происхождение Мерлина окутано волшебной тайной, он с детства проявлял необычные способности. | Был обыкновенным человеком, изучал магию много лет, чтобы приворожить отвергнувшую его возлюбленную. | Мудрейший из Майа, один из младших божеств, мудрых магов- истари («Сильмариллион») |
Внешний вид | Имеет много обличий. Часто изображается как одноглазый седобородый старец в синем плаще, чьё лицо скрыто капюшоном или широкополой шляпой | Мог принять любое обличье. | В пещере старец; ясный вид, Спокойный взор, брада седая; Лампада перед ним горит; За древней книгой он сидит, Её внимательно читая. | Старик с посохом. «На нём была заострённая синяя шляпа, длинный серый плащ и серебристый шарф. У него была длинная белая борода и густые брови, на которые опускались поля шляпы» [1; 19] |
Род занятий | Верховный бог в скандинавской мифологии | Маг, наставник короля Артура. | Колдун, предсказатель судьбы | Мудрый волшебник. Друг всех Детей Илуватара (эльфов, людей, гномов), он сострадает их бедам, поэтому внимающих ему оставляет отчаяние и тёмные думы. |
Условия жизни | Восседает на троне в Асгарде (высшем мире, обители скандинавских богов-асов). | Живёт в замке Камелота, где и совершает свои магические действия. | Живёт в пещере, читает древние мудрые книги. | Всё время находится в пути, выполняя определённую миссию. |
Особые способности | Управляет людьми и силами природы, странствует в разных мирах, меняет обличия. | Использует магию: творит заклинания, перевоплощается; мудрец и провидец. | Видит будущее и предсказывает судьбу. | Разговаривает с природой, использует силы природы, способен вступить в битву с силами зла, используя своё могущество |
Приложение 10
Сравнительная характеристика. Энты
Признак | Скандинавская мифология | Литературная сказка В. Гауф «Холодное сердце» Голландец Михель | Энты | |
Великан Мимир | Аск и Эмбла | |||
Происхождение | - | Боги создали их из мёртвого дерева, вдохнув в него душу | - | Энты – название одной из народов Средиземья, появились в одну эпоху с эльфами. Их создали верховные божества Валары. |
Внешность | - | Первые люди: Аск (ясень) – мужчина, Эмбла (ива) - женщина | Человек огромного роста в одежде плотогона с огромной палкой в руке | Древоподобные исполины с высокой головой и полным отсутствием шеи. Тело покрыто серо-зелёной корой, а руки – коричневой гладкой кожей. На ногах по семь пальцев. Нижняя часть лица покрыта кустистой свисающей бородой. |
Род занятий | Охраняет источник Мудрости, который находится у корней мирового древа Иггдрасиль. | - | Дух, который валит лес в Шварцвальде (Чернолесье) и сплавляет его в Голландию. | Второе имя энтов – Пастыри Деревьев. Каждый энт имеет черты той породы деревьев, пастырем которой является. Они охраняют лес от уничтожения: вырубания и лесных пожаров. |
Условия жизни | Обитает возле мирового древа Иггдрасиль. | - | Обитает в Шварцвальдском лесу. | Энты обитают в Фангорне, древнем лесу на южных отрогах Мглистых гор в Средиземье. |
Особые способности | Мудрец, так как каждый день пьёт из источника мудрости | - | Каждый раз, когда Михель повалит в лесу дерево, в каком-нибудь голландском корабле вылетает доска, и корабль, и матросы обречены. | Энты обладают огромной физической силой, тела их крепки, они могут разрушать камень. Боятся энты только ударов топора и огня. Энты могут передвигаться и говорить. Дар речи они получили от эльфов. |
Приложение11
Сравнительная характеристика. Смауг
Признак | Мифология Змей Горыныч | Литературная сказка А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» Ведьма Наина | Смауг |
Происхождение | - | Одно из обличий злой колдуньи Наины | Был создан, как и другие драконы, Мелькором – единственным Валаром, перешедшим на сторону зла. |
Внешность | Змей о трёх головах, о семи когтях, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят. | … влетает змий крылатый; | Исполинский дракон, крылатый и огнедышащий, тело его покрыто прочной чешуёй, отливающей красным золотом. Одно из его прозвищ – Смауг Золотой |
Род занятий | Похищает молодых девушек и скот, разоряет мирные земли, уничтожает огнём сёла и города. | Вредит главному герою. | Захватил королевство Эребор, уничтожил королевство гномов, держит в страхе окрестности. |
Условия жизни | Живёт в пещере, из которой вытекает Пучай-река. | - | Обитает в пещерах Одинокой горы, охраняет захваченные сокровища гномов, особенно Аркинстон, необыкновенно красивый и крупный камень, олицетворяющий могущество гномов. |
Особые способности | Имеет три головы, которые способны отрастать заново, может летать, огнедышащий | - | Практически неуязвим, так как покрыт прочной чешуёй, пробить которую не может ни одно оружие, хитёр, любит разгадывать загадки, коварен. |
Приложение 12
Сравнительная характеристика. Орки
Признак | Гоблины из народных легенд и преданий | Литературная сказка Л. Ф. Баума «Страшила из страны Оз» Орк | Орки |
Происхождение | В европейском фольклоре мерзкие сверхъестественные существа | - | Созданы Мелькором для уничтожения народов Средиземья, для создания армии Тёмного властелина. |
Внешность | Уродливы, крохотного роста, у них тёмная кожа, громадные руки, на глаза натянут колпак, сгорбленные. | Причудливое добродушное существо с хвостом и крыльями, по форме напоминающими веер и покрытыми толстой кожей. Имеет четыре ноги, длинные, как у аиста, на голове волнистый хохолок из перьев, как у попугая. Клюв загнут вниз на конце и вверх по бокам (полуклюв-полурот). | Уродливы: кожа их болотно-коричневого цвета, глаза светятся красным огнём. На щитах и шлемах имеются знаки, обозначающие их принадлежность Тёмному властелину. Их было четверо, орков, больших по размерам, смуглых, косоглазых с толстыми ногами и большими руками. Они были вооружены короткими мечами с широкими лезвиями ...и у них были тисовые луки. На щитах у них было странное изображение - маленькая рука в центре черного поля; на их шлемах спереди была руна "С", сделанная из какого-то белого металла. [1; 11] |
Род занятий | Вредят людям. | Помогает главным героям, переносит их по воздуху на своей спине. | Совершают набеги на мирных жителей, участвуют в битвах на стороне зла, выполняют приказы своего властелина. |
Условия жизни | Они боятся солнечного света, живут в дуплах деревьев и в домах людей. | Живёт в стране Оркинии (Orkland). Боится воды. | Обитают в пещерах Мглистых гор, в крепостях: Барад-дур и Изенгард. Боятся дневного света. |
Особые способности | Очень злобные существа, часто глупые. | Летает по воздуху. | Необычайно сильны, беспощадны, чрезвычайно кровожадны. |
Приложение 13
Сравнительная характеристика. Эльфы
Признак | Мифологические светлые альвы | Литературная сказка Х. К. Андерсен «Дюймовочка» | Эльфы Толкиена |
Происхождение | Главных альвов создали асы (верховные скандинавские боги) из кости и крови мифологического великана Имира. | - | Древний народ Средиземья («Старшие Дети Илуватара»). «На берегах спящего озера Куивиэнен, отражавшего свет новых звёзд, очнулись от сна Дети Илуватара (эльфы) и молча жили у тихих вод, не отрывая глаз от звёздного света. С той поры Небесные Огни милее всего для эльфов…» («Сильмариллион») |
Внешность | Обликом своим прекраснее солнца. | Маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали лёгкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона. | Прекрасные золотые кудри, юное открытое лицо, внимательные ясные глаза и голос, звучащий как музыка, удивительно сочетались с печатью мудрости на челе и могучими руками воина. |
Род занятий | Великолепные музыканты, любят музыку и танцы. | Король эльфов | Сохраняют равновесие в мире, искусные воины на стороне сил добра, создатели и ценители прекрасного, менестрели, мореходы и охотники. |
Условия жизни | Живут в небесном чертоге Альфхейме. | Живёт на цветке. | Живут в построенных ими городах (Ривенделл, Лотлориен). |
Особые способности | Способность порхать с цветка на цветок. | Целительство с помощью сил природы, мудрость, способность предвидеть будущее. «Время не докучает эльфам ни болезнью, ни старостью, ни усталостью». («Сильмариллион») |
Приложение 14
Сравнительная характеристика. Гномы
Признак | Мифологические тёмные альвы (гномы) | Литературная сказка В. Гауф «Холодное сердце» | Гномы Толкина |
Происхождение | Главные альвы созданы богами из кости и крови мифологического великана Имира, остальные из глины и камня. | - | Древний народ Средиземья. Создан в подгорном чертоге вопреки воле Илуватара (единого бога) из камня. |
Внешность | Подземные карлики, обликом своим чернее смолы, боятся солнечного света, способного превратить их в камень. | Стеклянный Человечек: крошечный старичок в чёрном кафтанчике, в красных чулочках, с большой остроконечной шляпой на голове. У него небольшая бородка — такая лёгкая, словно из паутины. Во рту у него трубка из голубого стекла, и он то и дело попыхивает ею, выпуская густые клубы дыма. Лицо у него умное и лукавое. | «У него была очень длинная и разветвленная белая борода, почти такая же белая, как и его белоснежная одежда. Он был подпоясан серебряным поясом, а на его шее висела цепь из серебра с бриллиантами». |
Род занятий | Искусные кузнецы, им доверены богатства земных недр, которые они ревностно хранят. | Охраняет подземные сокровища от людей, всячески препятствует попыткам людей раскрыть их секреты. | Прирождённые рудознатцы и рудокопы, искусные камнерезы, огранщики, кузнецы, ювелиры. Охраняют подземные сокровища, держат в секрете тайну их добычи из земных недр. Гномами созданы прекрасные подземные города в отрогах Синих Гор. |
Условия жизни | Существа, обитающие в Свартальфахейме. | Живёт под самой большой ёлкой в Шварцвальдском лесу. | Сумеречные Горы, пещеры Мории. |
Особые способности | Владеют знаниями о подземных сокровищах, охраняют их. | Способен изменять обличие. Может наградить человека чудесным кладом или наказать его. Чтобы вызвать Стеклушку, нужно произнести заклинание. Может исполнять желания людей, если они правильно произнесут заклинание. | Владеют искусством работы с металлом и камнем, знают секреты добычи сокровищ. Защищают свои владения с оружием в руках. |
Приложение 15
Характеристика. Хоббиты
Признак | Фольклор | Литература до Толкина | Хоббиты Толкина |
Происхождение | - | - | Древний народ, происхождение которого уходит далеко в древние времена. «Ясно, однако, что хоббиты долгое время жили спокойно в Средиземье до того, как мы узнали о них. А в то время когда мир был полон бессчетными странными существами, маленький народец казался совсем незаметен». («Властелин колец») |
Внешность | - | - | Маленький народ, они меньше гномов: во всяком случае, менее крепкие и приземистые, хотя не намного меньше ростом. … Они одевались ярко, предпочитая жёлтый и зелёный цвета; но обувь они носили редко, так как на подошвах у них толстая прочная кожа, а ноги поросли густыми вьющимися волосами, похожими на волосы на их головах, чаще всего коричневого цвета. Лица их скорее добродушны, чем красивы, широкие, яркоглазые, краснощёкие, со ртами, склонными к смеху, еде и питью. |
Род занятий | - | - | Любят мир, спокойствие и хорошо возделанную землю: содержащаяся в порядке и тщательно обработанная земля в сельской местности - их любимое место. И они едят, пьют и смеются часто и с охотой, любят простые незамысловатые шутки, не против поесть шесть раз в день, когда есть еда. Они гостеприимны и любят приёмы и подарки, которые охотно дарят и с радостью получают. Выращивают овощи и табак. Они никогда не восхищались машинами сложнее кузнечных мехов, водяной мельницы или ручного ткацкого станка; не понимают и теперь, хотя ловко обращаются со всякими инструментами... Они любят мир и покой, страшатся всяческих приключений. По-настоящему их интересует только собственная генеалогия. |
Условия жизни | - | - | Хорошо обустроенные разветвлённые норки с множеством уютных комнат в холмах Шира. |
Особые способности | - | - | Умение быстро и бесшумно исчезать. |
[1] Карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун. В основу «Калевалы» легли карельские народные эпические песни.
[2] Сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории.
[3] Сборник мифов и легенд Средиземья, изданный посмертно в 1977 году сыном Кристофером Толкиным. Другое название «Книга утраченных сказаний».
[4] Миф о происхождении мира.
[5] В произведениях Толкина младшие божества.
[6] В произведениях Толкина божества, участвующие в сотворении мир Срединной Земли.
[7] Зигфрид – змееборец, герой исландской «Саги о Вёльсунгах».
[8] «Чудо Георгия о змие».
[9] Ла́ймен Фрэнк Ба́ум (1856 – 1919) - а американский писатель, «создатель» волшебной страны Оз. Всемирно известный классик детской литературы.
[10] Моргот (Мелькор) – в произведениях Дж. Р. Р. Толкина враг всего сущего, воплощение абсолютного зла, тёмный творец, который не мог сотворить ничего живого и прекрасного, поэтому создавал мерзких, злобных тварей из самых прекрасных творений – эльфов, извращая их сущность.
[11] Уильям Шекспир (1564 – 1616) – великий английский драматург и поэт.
[12] Ханс Кристиан Андерсен (1805 – 1875) – датский писатель и поэт, автор всемирно известных сказок.
[13] Слово «гном» (от греч. Γνώση - знание), как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке, гномы знают и могут открыть человеку точное нахождение в земле металлов.
[14] Средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века.
[15] Якоб Гримм (1784 – 1863) и Вильгельм Гримм (1786 – 1859) Гримм – немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры. Собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм».
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Дерево в снегу
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Госпожа Метелица
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"