презентаия посвящена творческому пути великой балерины Г.С.Улановой. В ней использованы воспоминаня самой Галины Сергеевны и ее учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_biografii_izvestnoy_baleriny.ppt | 2.84 МБ |
Слайд 1
Галина Сергеевна Уланова (1910 -1998 ) Великая балерина и балетный педагог.Слайд 2
Родители. Сергей Николаевич, отец Галины Улановой, был актером и режиссером балетной труппы Мариинского театра. А мать, Мария Федоровна, солисткой балета того же театра, а несколько позже — выдающимся педагогом классического танца.
Слайд 3
Детство. Галина Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге в творческой семье, где хореографические традиции были фамильными. С детских лет будущую балерину окружала атмосфера театра. Решение родителей отдать единственную дочь в балетную школу было обоснованным.
Слайд 4
● Решение родителей отдать единственную дочь в балетную школу было обоснованным. Причина была совсем не в желании продолжить традиции семьи. Мария Федоровна и Сергей Николаевич не считали, что дочь балетных актеров обязательно должна стать балериной. Но Галина была рождена для этого — удивительно тонкая восприимчивость к прекрасному, врожденная музыкальность, мягкость и грациозность движений. В сентябре 1919 года Галина Уланова поступила в Государственную хореографическую школу. Татьяна Вечеслова, в будущем — выдающаяся балерина и подруга Галины Улановой, которая поступала в училище вместе с ней, увидела юную Галю «хрупкой беленькой девочкой с челкой и большим бантом на голове. На ней было платьице из тюль-малина в мелких воланах, обшитых розовыми лентами. Скуластая, с узкими светло-голубыми глазами, она немножко напоминала монголочку. Глаза смотрели сердито и недоверчиво. Припухлые губы редко раскрывались для улыбки. Девочка дичилась всех, никто бы к ней ни подходил».
Слайд 5
Первый педагог. Первым педагогом Галины Улановой стала сама Мария Федоровна . Гале было девять лет; она была робкой и застенчивой девочкой, сильно переживала разлуку с родным домом, поэтому каждое утро, когда в класс входила ее мать, бросалась к ней со слезами на глазах. Она совсем не хотела становиться балериной, всей душой ненавидела занятия. «Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии: то болит нога, то что-то не получается в танце... Сейчас думаю, как вообще жива до сих пор, не знаю!» — вспоминала впоследствии Галина Уланова.
Слайд 6
Галина Уланова в большом балете С огромным успехом в 1929 году прошло ее первое выступление в «Лебедином озере», но сама она снова не испытала чувства удовлетворенности от своей работы. Одетта-Одиллия в ее исполнении совершенствовалась от спектакля к спектаклю благодаря кропотливому и неустанному труду самой балерины. В этом ей помогали не только систематические упражнения — в процессе работы над ролью Уланова много читала, импровизировала и размышляла над образами. Это была уже ее собственная система, в основе которой лежало «обещание самой себе выполнить то-то и то-то. Это было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом», — размышляла Галина Сергеевна.
Слайд 7
● В 1919 году девятилетняя Галя становится ученицей Государственной хореографической школы. Учиться было нелегко, несмотря на то, что её первой наставницей была мать: девочка была застенчива, ей трудно давалась пантомима, из-за чего она часто получала плохие оценки, у неё постоянно что-то не получалось, болели ноги. К тому же это было тяжёлое время голода и разрухи: залы, где проходили занятия, не отапливались, а с ученицами нередко случались голодные обмороки. Галя готова была возненавидеть балет, но педагоги – сначала мать, а шесть лет спустя А. Я. Ваганова – были достаточно настойчивы, чтобы она смогла это преодолеть и стать одной из лучших учениц.
Слайд 8
● На выпускном экзамене в 1928 году Галина Уланова исполнила партию Сильфиды в балете « Шопениана », а осенью того же года дебютировала в роли Флорины в «Спящей красавице» на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Она была принята в труппу и уже год спустя танцевала Одетту-Одиллию. Выступления молодой балерины нравились публике, но не самой Г. Улановой. Она не была удовлетворена результатами своего труда и упорно совершенствовала собственное мастерство – и танцевальное, и актёрское. Балерина отличалась не только высокой требовательностью к себе, но и исключительной пунктуальностью. По словам самой Г. Улановой, её главным принципом стало «обещание себе выполнить то-то и то-то», и не было случая, чтобы она такого обещания не сдержала.
Слайд 9
● Нельзя сказать, что неудовлетворенность Г. Улановой собой в то время была совсем уж необоснованной – у неё действительно были неудачные выступления, но балетмейстер Федор Лопухов разглядел талант в этой «бледненькой девочке с бесцветным лицом северянки, не отличающейся внешним темпераментом и красотой». Он верил в талант Г. Улановой и продолжал поручать ей сложные партии. Переломным моментом стало исполнение роли Жизели в одноимённом балете. Как вспоминала впоследствии балерина, после очередной репетиции она почувствовала, что совершенно не понимает роли, отправилась в Царское село и долго сидела там на скамейке в одиночестве, размышляя над образом. В конце концов, она испытала озарение.
Слайд 10
● Возможно, некоторую роль сыграло то обстоятельство, что Г. Уланова не видела, как танцевали Жизель великие предшественницы (например, А. Павлова ): создавая образ, она не находилась под чьим-то влиянием, и это позволило внести в трактовку роли новые черты – величие, духовную силу. Партию Жизели балерина исполняла впоследствии на протяжении всего своего творческого пути – лишь с небольшими перерывами.
Слайд 11
Галина Уланова в партии Жизели.
Слайд 12
● В 1934 году балетмейстер Ростислав Захаров поставил в Ленинграде балет Б. Асафьева « Бахчисарайский фонтан », и первой исполнительницей партии Марии в этом спектакле стала Галина Уланова. Хореограф создавал партию с учетом её индивидуальных черт. Первоначально образ Марии в её интерпретации выглядел лиричным, но от спектакля к спектаклю в нём усиливалась трагедийность.
Слайд 13
● Возможно, некоторую роль сыграло то обстоятельство, что Г. Уланова не видела, как танцевали Жизель великие предшественницы (например, А. Павлова ): создавая образ, она не находилась под чьим-то влиянием, и это позволило внести в трактовку роли новые черты – величие, духовную силу. Партию Жизели балерина исполняла впоследствии на протяжении всего своего творческого пути – лишь с небольшими перерывами.
Слайд 14
● Галина Уланова приняла участие в первой постановке и другого балета – « Ромео и Джульетта » С. С. Прокофьева . Премьера состоялась в 1940 году, роль Ромео исполнял Константин Сергеев – постоянный партнёр балерины; их дуэт считался образцовым. Образ Джульетты – нежной девушки, почти девочки, становящейся страстной любящей женщиной – стал одним из ярчайших достижений в творчестве Г. Улановой. Некоторые детали образа балерина заимствовала из собственного жизненного опыта. Например, момент, когда Джульетта испытывает потрясение, глядя на себя в зеркало, напоминал ей эпизод из детства, когда она прогуливалась по тенистой аллее и внезапно вышла на залитое солнечным светом пространство.
Слайд 15
Галина Уланова в партии Джульетты.
Слайд 16
Жизнь балерины Галины Улановой после окончания карьеры. После окончания балетной карьеры наша сегодняшняя героиня начала работать в качестве педагога. В разные годы она занималась с такими известными танцовщицами как Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Нина Тимофеева, Нина Семизорова и некоторыми другими. Многие из ее учеников впоследствии сделали прекрасные карьеры в мире российского балета. Несколько раз Галина Уланова принимала участие в различных творческих фестивалях и международных конкурсах, где работала в качестве педагога и члена жюри. Кроме того, за свою карьеру она снялась в шести фильмах, большинство из которых носило документальный характер. Великая балерина скончалась 21 марта 1998-го года. Она никогда не выглядела болезненной или дряхлой, а потому ее кончина стала для многих неожиданностью. Могила артистки находится на Новодевичьем кладбище.
Слайд 17
● «Она добра, бесконечно терпелива, но так же бесконечно требовательна к себе и к другим. Ничем не может быть нарушена ее строжайшая принципиальность. Она никогда и ничего не сделает против своего убеждения. Когда она входит в класс, мне кажется, что становится светлее. И стены и самый воздух — все становится другим», — так отзывается об Улановой одна из ее учениц, Нина Тимофеева. ● «Не только когда я танцую, я знаю: она смотрит на меня из ложи, и я танцую на пределе возможного: я живу, чувствуя на себе ее взгляд», — делилась своими впечатлениями Екатерина Максимова.
Слайд 18
Галина Уланова с Николаем Цискаридзе.
Слайд 19
Личная жизнь Галины Улановой Наша сегодняшняя героиня была замужем три раза. Все ее мужья были известными деятелями искусства. Так, в разные годы ее связывали отношения с режиссером Юрием Завадским, актером Иваном Берсеневым, а также художником Вадимом Рындиным. Несмотря на большое количество любовных увлечений, балерина никогда не имела детей. Весьма примечательно, что каких-либо увлечений помимо балета у нее также никогда не было. Артистка любила гулять и ухаживать за животными. До конца своих дней она всегда была в отличной физической форме.
Слайд 20
● Говорят, Галина Сергеевна сильно переживала, что в последние годы, идя по коридорам Большого театра, иногда не слышала обычных приветствий: новое поколение танцовщиков, лицом к лицу столкнувшись с живой легендой, не узнавало ее. Она многого не понимала в современной жизни. Перестала смотреть телевизор и редко читала газеты. После смерти Татьяны в 1998 году она целый год провела в больнице, затем вернулась в пустую квартиру. Ее стала тяготить большая площадь, которую надо содержать и хотя бы изредка освобождать от пыли. Великая балерина, несмотря на больной желудок, питалась одними бутербродами – единственным, что умела делать сама. Как-то незадолго перед своей кончиной, она, разговаривая с Николаем Цискаридзе, простодушно спросила его: «Коля, вы умеете готовить яичницу? Нет?.. Я тоже».
Слайд 21
● «Обыкновенная богиня», – сказал об Улановой Алексей Толстой. «Человеком другого измерения» называл ее Сергей Эйзенштейн. «Гением русского балета» – Сергей Прокофьев. «Я из другого века», – обронила как-то Уланова печально и с легким недоумением. Однажды Галина Сергеевна сказала о Западе: «У них все как-то рационально, толково устроено». Ее спросили: «Могли бы жить за границей?» – «Нет, – ответила она. – Никогда».
Слайд 22
Из воспоминаний Г.С.Улановой Никогда мне не забыть письма, полученного в городе Молотове, где работал театр имени Кирова во время эвакуации. Мой корреспондент писал, как в каком-то домике, в деревне, откуда только что выбили фашистов, "я нашел вашу фотографию в роли Одетты из "Лебединого озера". Фотография в нескольких местах прострелена, но бойцы забрали её себе, и, пока мы на отдыхе, у дневального появилась дополнительная обязанность: вступая в дежурство, сменять цветы, которые ежедневно ставятся возле этой фотографии. Ваш Алексей Дорогуш.
Слайд 23
Смерть Галины Улановой. Она ушла из жизни на 89-м году жизни 21 марта 1998 года. По свидетельству нескольких близких ей людей, незадолго до смерти Уланова уничтожила все бумаги, из которых можно было что-то узнать о ее частной жизни. Галина Уланова была похоронена на Новодевичьем кладбище. О Галине Улановой был снят документальный фильм «Одиночество богини».
Слайд 25
Список использованной литературы 1. http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=3277 2. http://www.belcanto.ru/ulanova.html 3. http://centr-ulanova.ru/p0033.htm 4. http://library.khai.edu/pages/ulanova/ulanova.html 5. https://otvet.mail.ru/question/15301982#__utmzi__1__=1 6. «Уланова Галина Сергеевна». Составитель М.А.Котельникова(Алексинская). Москва, «Русский мир», 2015 7. Вечеслова Т.М. «Я - балерина». Издательство «Искусство». Ленинград 1966 Москва
Снегири и коты
Горячо - холодно
Чья проталина?
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Н. Гумилёв. Жираф