Проект занимательного учебного пособия, чтобы уроки русского языка радовали, а задания были интересными. В разделах созданного в результате работы над проектом пособия представлены ребусы, кроссорды, загадки, стихи, мини-энциклопедия весёлых ляпов и многое другое.
Вложение | Размер |
---|---|
vsyakaya_vsyachina_tekst.docx | 797.65 КБ |
«ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА. КАЛЕЙДОСКОП РУССКОГО ЯЗЫКА»
ПРОЛОГ
Чтобы уроки русского языка радовали вас, а задания были интересными творческое объединение ТАЛАНД (не думайте, что здесь допущена ошибка, просто каждая буква в названии объединения скрывает имя авторов данной работы) подготовило занимательное и увлекательное пособие. В его разделах представлены ребусы, кроссворды, загадки, стихи, мини-энциклопедия весёлых ляпов и многое другое. Вы узнаете, что можно написать интересный рассказ, в котором все слова начинаются с одной буквы. Почувствуйте себя знатоками и отправляйтесь в удивительный мир русского языка. Следуйте за его узором, который вьётся и петляет, и заряжайтесь творческим настроением. Может быть, эта небольшая, но написанная с большой любовью и энтузиазмом книжечка поможет вам посмотреть на русский язык с другой стороны и подвигнет на внимательное его изучение. Может быть, вам захочется принять участие в работе над продолжением этой книжечки и превратить её в полновесную книгу, созданную всем коллективом Московского образовательного комплекса ЗАПАД.
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г.Паустовский
Грамматические задачи
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ
В языке что ни звук, то и подарок:
все зернисто, крупно, как сам жемчуг…
Н.В.Гоголь
Лёгкое дело – тяжело писать и говорить,
но легко писать и говорить – тяжёлое дело,
у кого это не делается как-то само собою.
В.О.Ключевский
ОНАФЕМ
ЯЦПРАКТСНИРИ, ТИЦАЛЯРАЛИЕ, АНАНОССС
Слог – слон – …
ГРАММАТИКА, ЗВУКОПИСЬ, ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
На солнце тёмный лес зардел.
Это интересно!
Однажды к греческому философу Сократу привели человека в богатых одеждах и попросили высказать о нём своё мнение. Сократ долго смотрел на человека, а потом сказал: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!» Великий грек полагал, что речь помогает понять степень образованности человека, уровень его культуры и даже образ мышления.
В русском языке всё подчинено правилам – грамматическим и орфоэпическим. Орфоэпические ошибки мы, как правило, совершаем в словах, которыми редко пользуемся. Однако есть много слов, часто употребляемых в речи, но их произношение ставит нас в тупик. Несчастный глагол ЗВОНИТЬ, изменяющийся по лицам и числам в настоящем времени, находится на грани нервного срыва, когда слышит, как ошибаются в ударении при его произношении. (Ты не звОнишь мне уже целую неделю! Не позвонИт он тебе, если ты не научишься правильно говорить. Обращаем внимание, что красный цвет как запрещающий сигнал светофора, зелёный - разрешающий!)
Предлагаем несколько орфоэпических шпаргалок, которые помогут правильно поставить ударение.
Для солдатской роты
Закупили тОрты,
ТвОрог, свЁклу, ананасы –
Очень вкусные припасы.
ПрАвы те, кто свой досУг
По уму проводит, друг.
УглубИт Васёк канаву,
Раскопает рядом яму
И зальёт в неё цемЕнт
В самый нужный всем момент.
ОдолжИл сосед портфЕль,
ПоложИл туда свирель
Был сосед мой музыкант –
Удивительный талант!
АгЕнт облегчИт нам задачу –
Поможет продать нашу дачу.
Но сердце немного щемИт –
Воспоминания дача хранит.
ДОверху наполнена корзина –
В ней лежит пахучая малина.
ТУфля с бАнтом потерялась.
Может, во дворе осталась?
Обежали весь квартАл.
ТУфлю кто-нибудь видал?
ИнженЕры по средАм
Смотр проводят кораблям.
Инженер, прибЫвший в док,
Запчастей привозит впрок.
Это что за канитель?
Собирают все щавЕль.
НЕ дал мне мой друг Володя
Отличиться в этом сборе.
КрАны надо починить
И домком осведомИть,
Что новый мусоропровОд
Нас ни за что не подведёт.
ЧЕрпать знания из книг
Должен каждый ученик!
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Изучайте значение слов, и вы избавите
свет от половины его заблуждений.
А.С.Пушкин
Терминологические загадки
Каждой буквой мы похожи;
Если нас проговорить,
Звуками мы схожи тоже.
Но вот в чём упущение:
Забывают про наше значение,
А именно в этом и есть наша разница,
И нам это очень нравится.
Объясните мне толково.
Я сейчас в недоуменье,
Как поставить ударенье.
Если знаешь ты значенье,
То поставишь ударенье.
А как назвать слова нам эти,
Подскажут, непременно, дети.
И характеры тверды,
И друг другу не уступим –
Спорим мы до хрипоты.
– Глупый! – Нет! Я умный, да!
Всеми мы услышаны.
Видно спорить нам всегда
На роду написано.
Надёжных, правильных друзей.
У них для споров нет мотивов,
Их дружба с каждым днём сильней.
Один другого заменяет,
Когда нужда возникнет в том,
А если надо, рядом встанет
И согласится с ним во всём.
Из заморских дальних стран.
Не пугали их преграды,
Не пугал и океан.
Из Китая и из Польши,
Из французской стороны.
С каждым днём их больше, больше!
Но… они ведь нам нужны.
Давно их проводили,
Но не покрылись плесенью
Значенья их былые.
В романах исторических
Их часто вспоминают,
В учебник по истории
Их запросто включают.
Но не было шансов у нас никаких.
А только предметы, представьте, остались.
Не стёрло их время – живее живых.
А дворняжка – дворнячат.
Животных любишь – молодец!
А не любишь – плоховец…
Что за странные слова?
Кто их выдумал? Когда?
Присмотрись внимательно –
Узнаешь обязательно.
Это интересно!
Оказывается, что чтение делает нас моложе. Давно доказано, что организм стареет быстрее, когда стареет наш мозг, а чтение заставляет наш мозг работать – в результате наша старость отодвигается. Решение лингвистических задач – ещё одна возможность продлить молодость.
О каких словах идёт речь в этих загадках?
Зачерпни его рукой – ой, какой он ледяной!
Летать она устанет и украшеньем станет.
А дома на кухне хозяйке он нужен.
В плодовом саду его тоже найдёшь.
Маляр покрасит ею стены – хозяйка дома будет рада.
А потом конфет в ней купим и опять вперёд пойдём.
И страшен лес, густой, огромный, стоящий под покровом тьмы.
Ребят рано утром отводят туда.
Знаете ли вы, что
– выражение «попасть впросак» сегодня означает находиться в неловком положении. Просаком раньше назывался станок для плетения верёвок и канатов. Он имел сложную конструкцию и настолько сильно скручивал пряди, что попадание в него одежды, волос, бороды могло стоить человеку жизни. Именно от подобных случаев и произошло выражение «попасть впросак».
Продолжите фразеологизмы:
машины; г) разбитого корыта
Соедините обе части фразеологизмов:
Знаете ли вы, что
– Наполеон увлекался созданием палиндромов (слов, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево) и ему приписывается рыцарское признание на английском: Able was I ere I saw Elba (Я был силён, пока не увидел Эльбу).
А это наши русские палиндромы:
Тот, топот, шалаш, заказ, казак, мадам, радар и др.
Из слов можно составить предложения-палиндромы:
А роза упала на лапу Азора (эту фразу придумал А.А.Фет).
Попробуйте составить подобные предложения – это очень увлекательно и свидетельствует о том, что вы хорошо знаете свой родной язык.
Знаете ли вы, что
– В русском языке есть 74 слова, начинающиеся с буквы Й, но большинство из нас помнят только несколько: йод, йогурт, Йошкар-Ола, йорк, йог, йена. А сколько слов знаете вы?
– В русском языке есть слова на букву Ы. Это названия российских городов и рек: Ымычах, Ынахсыт, Ыгыатта, Ыныкчанский.
– Самое длинное слово в русском языке содержит 44 буквы: метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин.
– А.С.Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» им было использовано всего лишь одно слово с буквой Ф – флот.
А.С.Пушкин, как и многие другие художники слова, использовал в своих произведениях один художественный приём, который можно принять за речевую ошибку. Сможете ли вы определить, какую «ошибку» сознательно допускают авторы?
1. А что же делает супруга
Одна, в отсутствие супруга?
(А.С.Пушкин «Граф Нулин»)
2. Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
3. И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне.
(А.С.Пушкин «Муза»)
4. Так дремлет недвижим
Корабль в недвижной влаге.
(А.С.Пушкин «Осень»)
5. Мне дар поэзии дарован.
(Е.Крапивницкий «Манифест»)
6. Тайно тайное тая,
Тайное таится –
Это я или не я?..
Что-то длится, длится.
(Е.Крапивницкий «Снова ночь встречаю я»)
7. Я оглянулся посмотреть,
Не оглянулась ли она,
Чтоб посмотреть,
Не оглянулся ли я.
(Из песни Максима Леонидова)
8.Он взглядом на меня взглянул,
Улыбкой улыбнул,
Потом рукою руканул
И мигом подмигнул.
(Дарт Хирохито)
9.Как ум умён, как дело дельно,
Как страшен страх, как тьма темна!
Как жизнь жива! Как смерть смертельна!
Как юность юная юна!
(Зоя Эзрохи)
10.Розовые розы Светке Соколовой,
Однокласснице моей,
Розовые розы я несу ей снова
В память наших школьных дней.
(Н.Просторова)
МОРФОЛОГИЯ
Русский язык богат глаголами и
существительными, разнообразен
формами, выражающими оттенки
чувств и мыслей.
Л.Н.Толстой
Знаете ли вы, что
– на данный момент в русском языке всего 3 существительных на букву «а», имеющих исконно русское происхождение: азбука, аз, авось — все остальные взяты из других языков;
– единственное односложное прилагательное в русском языке – злой;
– у числительных 1 и 2 есть род, а у остальных – нет. Один мальчик, одна девочка, две девочки, два мальчика, но три мальчика / девочки;
– самое длинное междометие в русском языке – физкульт-привет;
– самый длинный предлог в русском языке – соответственно;
– самая длинная частица в русском языке – исключительно.
Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова:
Нам приходилось лишь дивиться
Такой красе, такому взгляду.
Мы этой встрече были рады.
Сплошная нелепица, прямо беда.
Не трогай его – им легко уколоться.
И то же решенье, какое у Ольги.
Мы с нашим дедушкой пойдём,
Зато огромную корзину
Свежайшей клюквы принесём.
Несмотря на сильный снег,
Ходим целый час по кругу,
Еле сдерживая смех.
Рядом было много луж.
Уж, конечно, дождь прошёл,
Но место уж без луж нашёл.
Он уж в них не попадёт –
Солнце лужи украдёт.
Цветы раскрылись тут и там.
На встречу с ними день спешит,
Заря рассветная горит.
Свой день я тоже встречу –
Бегу ему навстречу.
Когда завыла вдруг пила.
У бабушки упала спица,
И дедушке теперь не спит.
Любит пить с вареньем чай.
Над вареньем кружат осы.
– Попугай их, – Кеша просит.
Знаете ли вы, что
– у двух таких разных слов, как бык и пчела, один корень. А знаете почему? Потому что раньше на медоносное насекомое говорили бъчела, а звуки, которые издавали и быки, и пчёлы назвали бучанием.
– буквы и и а могут служить приставками. Хотите примеры? Пожалуйста: итого, авось.
– при разборе слова закоулок по составу вы обнаружите в нём нечто необычное;
– многие сейчас широко используемые слова ввели в речь писатели. Слово бездарь ввёл в русский язык поэт Серебряного века Игорь Северянин;
– в Российской Федерации свободно владеют русским языком 99,4% жителей;
– русский язык считается одним из 6-ти официальных языков ООН.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Письменные упражнения шлифуют речь, а
упражнения в речах оживляют письменный стиль.
Марк Квинтилиан
Вы когда-нибудь пробовали сочинять рассказы? Если нет, попробуйте. Это занятие может вам понравиться, как понравилось оно учащимся нашей школы. Более того, они сочиняли рассказы, все слова в которых начинались с одной и той же буквы. Исключение составляли лишь служебные части речи (предлоги, союзы и частицы). Не все буквы нашего алфавита охвачены, они тоже очень хотят принять участие в творчестве и ждут новых авторов. Не хотите ли помочь им?
А пока почитайте некоторые рассказы, отобранные из множества написанных.
***
Вокзал в Воронеже. Из вагона в восемь вечера внезапно вышел Ваня, волоча велосипед. Ваню встретили Вова, Витя и Валера. Велосипедисты выехали на велодром, выстроенный в Воронеже. Велодром включал и великолепный велотрек. Вскоре велосипедисты въехали на велодорожку и вгляделись вдаль. Вдали виднелась вышка. На вышке висели вымпелы всех велокоманд. Вчетвером велосипедисты вошли в ворота велотрека и восхитились: вокруг вращались валики. Вбежал вахтёр и вывел всех из велотрека. Ваня вспомнил о выставке велосипедов и вместе с Витей выехал в выставочное ведомство.
Мариян Полина, 5 «А» класс
***
Москва – мегаполис. В Москве много мостов, многоэтажек и микрорайонов, множество магазинов, машин и музеев. Метро манит москвичей многими маршрутами. Мне милее маленькие мостики.
Максимов Макар, 6 «А» класс
***
Ольга Олеговна обожала одиночество. Она осмотрелась: очаровательным очам открылось Онежское озеро. Около озера под ольхой отдыхала олениха с оленятами; оляпки окружили озеро и с осторожностью оглядывались. Оказалось, окрестность обжита. Огромные оводы и осы облепили одуванчики. Ольга Олеговна оглянулась и обомлела: оцелот! Откуда на Онеге оцелот? Он очень обаятелен, но опасен для оленят. Олениха обеспокоилась, но не отчаялась. Обороняется она отважно. Отличный охотник оцелот отошёл. Он огорчился и отступил. Ольга Олеговна обрадовалась.
Сидорова Т.П., учитель
***
Петя прибежал к попугаю Паше. Попугай приветствовал Петю, потом пошёл с Пашей в пекарню печь пирожки. Пирожки получились с привкусом петрушки. Петя с Пашей позвали панду Полю, птицу Поганку, павиана Платона, пингвина Прошу и пчелу Прасковью. Панда принесла в подарок пылесос, павиан – примус, птица Поганка – порыжевшее пальто. Пингвин притащил полный пакет пряников, пчела Прасковья – пряную пыльцу. Пировали почти до полуночи, пели песни, плясали. Потом приятели провожали посетителей, прощались и передавали приветы павлину, пауку и пеликану. Позже попугай прилёг на подушку и проспал до полудня.
Воробьёва Мария, 6 «А» класс
Полиция предложила поймать преступника Петю Пронькина. Привезли в поле приманку – Петиных приятелей, Пашу и Полю. Полиция притаилась на перекрёстке полевых путей. Пошёл Петя в поле, поглядел с перекрёстка на Пашу и Полю. Понял: полиция пытается поймать преступника Петю. Перебежал Пронькин перелесок, прыгнул в поток протекавшей Протвы. Полиция плюнула на Петю и пошла пить пепси. Петя переплыл прохладную Протву, перебежал перелесок и попал в потерянный полицейский периметр с пулемётами. Петя попробовал пострелять из пулемёта: прицелился, пульнул и попал прямо в пороховой погреб. Произошёл пожар. Примчались пожарные, потушили пожар, а полицейские поймали преступника Петю Пронькина. Приятели потужили-потужили о Пете, но поняли: пора преступников перевоспитывать.
Билян Михаил, 5 «А» класс
***
Павлик и Протас поехали погулять в парк. По пути повстречали Полину и Прасковью. Павлик и Протас подарили подругам печенье и пломбир с пралине. Полине понравилось печенье, а Прасковье пломбир. Потом Павлик повёл Полину покататься на пони, а Протас с Прасковьей поехали по парку на паровозике. После пяти приятели проводили подруг до подъезда и попрощались. Прекрасная получилась прогулка.
Иванчина Наталия, 8 «А» класс
***
Прикольные пупсики пели и плясали на поляне. Пупсики Петя и Полина прыгали через полено, а Потап с Пантелеем пытались поиграть с прелестной полосатой пчёлкой Панькой. Но Панька питалась пыльцой и постоянно прогоняла пристававших пупсиков.
На поляне появился петух Прокофий:
– Привет, пупсики! – прокричал Прокофий и пригласил пупсиков на пир. Пышные плюшки, пирожки и пирожные, пончики и пампушки, плов из проса, перловая похлебка с подберёзовиками и подсушенный пекан. Поистине потрясающие продукты.
– Приходите, пожалуйста, – продолжал приглашать петух. – Повеселимся, попоём песни, покудахтаем, поиграем в прятки, послушаем попсу. Познакомлю с потешным попугаем Педро. Попугай прибыл из Парагвая и получил приют у петуха. Педро пел песни Пугачёвой и придумывал поговорки. Преданные поклонники поющего попугая подарили Педро пряный пряник и плюшевую панду. Приглашённые пупсики поели, послушали попсу, потанцевали под песни Преснякова, попили пепси и, поблагодарив петуха Прокофия, пошли прогуляться. Пупсик Платон, присвистывая, пускал пароходике по протоке; подружки Патти и Пеги подкармливали постаревшего пони Пегаса. Пегас похрустывал печеньем.
Прогуливаясь, пупсики повстречали пятерых покорителей Памира и повариху Петровну в пёстром платке и перчатках, приехавшую в прошедший понедельник из Парижа, и попросили показать порыжевший пистолет и пафосный парабеллум. Повариха прищурилась и прошагала прочь. «Приколистка!» - подумали пупсики. «Поганка,» - прошептали покорители Памира.
Появился попугай Педро и предложил похитить у поварихи пистолет, парабеллум, патроны, парижские платья, перламутровую пудреницу, плащ, плед, потёртую подушку, питона Парамошку и полуразвалившийся «Пежо».
– Прикинь, за «Пежо» присматривает паук Панкрат, «Пежо» в паутине, – проговорила Полина. – Попробуй порвать паутину – паук прикончит.
– Предлагайте план, – промолвил пупсик Паша.
– Предлагаю потихоньку пробраться в помещение, подбросить пугающий порошок, плёнку с песнями Павлиашвили, пару петард – и прорвёмся.
– Правильно, – поддержал Паша. – Попробуем. Паука прихватим пинцетом. Положим на полочку, пылью присыпем, пусть полежит.
Пока пупсики придумывали план, петух пожарил попкорн, патиссоны, поленту, и пиршество продолжилось.
Сидорова Т.П., учитель
***
Смеркалось. Солнце совсем скрылось за синевой. Сыч Санёк снова не спал. Сны Сане совсем не снились, и сычу становилось скучно. Санёк сделал себе салат из спаржи, свёклы, сельдерея со сметаной, съел и снова сник. Скука становилась сильней. Сыч сел на стул и сыграл себе серенаду на саксофоне. Скука не сдавалась. Сыч сбегал к старухе Сюне и стырил серебряные серёжки с сапфирами. Скука, скука, скука! Сыч свистел, скрипел, стучал. Сосед Сергей стал сатанеть, но сдерживал себя. Сергей стал сверлить стену. Саня не сдался и стал скрежетать столом и стульями. С Сергеем и Саней скооперировались соседи, создавая содом и суматоху. Село не спит. Сельчане собрались у Сюни и стали совещаться.
– Совсем сил не стало!
– Сможем ли стерпеть?
– Следует созвать санитаров.
Скоро съехались санитары, стали следовать словам сердитых и сонных людей. Сергей не смог сдержаться и, сгоняв к сычу, сразил Саню. Сладкий сон снизошёл на страждущего Санька. Сыч стих, и сельчане с санитарами сказали «Спасибо» Сергею за снова спустившееся на село спокойствие.
Смолина Софья, 8 «А» класс
Знаете ли вы, что
– только в русском языке можно из пяти подряд стоящих букв алфавита созать вопрос: Где ёж?
– что только в русском языке можно составить вопросительное предложение из трёх гласных букв: Э, а я?
– антоним к слову антоним – это синоним.
Это интересно!
Писатель-сатирик Михаил Задорнов говорил, что в русском языке есть тайна. Если английский язык передаёт информацию, то русский язык – чувства. Примером может послужить одна фраза по-разному сказанная. Попробуйте произнести её сами, и вы согласитесь с утверждением Михаила Задорнова.
Зачем ты это сделал? (угроза)
Зачем ты это сделал? (обычный вопрос)
Зачем ты это сделал? (душевная боль)
Зачем ты это сделал? (отчитывание)
Зачем ты это сделал? (сильное чувство сожаления)
Зачем ты это сделал? (недоумение, переспрос)
НЕМНОГО УЛЫБКИ
Учиться никогда не поздно
Марк Квинтилиан
Все вы когда-нибудь писали сочинения, писали в школе, дома. Все наверняка проверяли их, для того чтобы не было орфографических ошибок, чтобы все знаки препинания стояли на своих местах, но не всегда при этом вчитывались в суть написанного, и тогда появлялись фразы, которые содержали речевые ошибки, речевые ляпы. Они-то и вызывают наши добрые улыбки. Уже давно собирается своеобразный словарь таких ляпов, который мы с вами немного пополним.
КРОССВОРДЫ И ГОЛОВОЛОМКИ
Кроссворд – эспандер для мозгов.
А.Иванов
Кроссворд хорош уже тем, что тут
решение всегда существует.
Стивен Сондхейм
Заключительные страницы нашего небольшого пособия содержат дополнительные задания для вас, которые связаны с решением кроссвордов, филфордов и ребусов. Почувствуйте себя знатоками и сделайте это – решите все головоломки!
УСПЕХА ВАМ! ОТКРЫТИЙ В ИЗУЧЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА!
ЛЮБИТЕ СВОЙ ЯЗЫК, ПОТОМУ ЧТО ОН СТАНЕТ ВАШЕЙ «ОПОРОЙ И ПОДДЕРЖКОЙ» ВО ВСЕХ НАЧИНАНИЯХ И НИКОГДА НЕ ОСТАВИТ В БЕДЕ.
Всему свой срок
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Растрёпанный воробей
Горка
Любимое яичко