Жизнь без витаминов невозможна. Очень трудно представить себе, как всего один лишь элемент питания может оказывать влияние на многие процессы, протекающие в организме, а также и на все здоровье в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
mozhet_li_chelovek_zhit_bez_vitaminov.docx | 1001.22 КБ |
Районная научно – практическая конференция младших школьников
«Я – исследователь»
Естественнонаучное направление
Может ли человек жить без витаминов?
Работу выполнила:
ученица 4»Б» класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская средняя школа Мезенского района»
Быкова Виктория
Руководитель работы:
учитель математики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская средняя школа Мезенского района»
Авдеева Людмила Сергеевна
Содержание
Стр. | |
Введение | 3 |
Глава 1. Что такое витамины?
| 3 |
1. 2. Виды витаминов (классификация) и их функции | 5 |
| 7 |
Глава 2. Экспериментальная часть | |
2.1. Опыты по обнаружению витаминов в продуктах питания | 8 |
2.2. Разговор с одноклассниками | 9 |
Заключение | 10 |
Список литературы | 10 |
Приложения | |
Приложение №1 | 11 |
Приложение №2 | 12 |
Приложение №3 | 13 |
Введение
Нам в школе в течение недели готовят на завтрак и обед кашу, макароны, молочный суп, котлеты, отварные окорока, отварную рыбу, винегрет, картофель, капусту с тушёнкой и многое другое. Но из всего перечисленного многие ребята не едят кашу, молочный суп, рыбу, котлеты, картофель. Я знаю ребят, которые не едят, например, рыбу ни в каком виде.
Часто слышим от взрослых: «Ешь, это же витамины, вырастешь большим и здоровым», «Надо есть это, там так много витаминов!».
Каких витаминов? Что это такое? Как они выглядят? Зачем их надо есть?
Я знаю, что витамины продаются в аптеке. Мне витаминки из аптеки очень нравятся. Мама их покупает не часто, потому что я и мои сёстры съедаем их очень быстро. А мама говорит, что сразу столько витамин есть нельзя. Почему?
Много вопросов возникает с этими витаминами. И я решила разобраться сама с этими вопросами.
С учётом этого, тема моего исследования названа: «Может ли человек жить без витаминов?»
Для данного исследования объектом являются витамины, а предметом – виды витаминов и влияние витаминов на работу организма человека.
Этот предмет поможет достичь цели работы - выяснить полезность витаминов для жизни, изучив виды витаминов и влияние витаминов на работу организма человека.
Цель и предмет исследования поставили передо мной следующие задачи:
1. Собрать и изучить материалы о витаминах из различных источников;
Основу гипотезы этого исследования составило моё мнение, что если витамины необходимы организму человека, то без них ему жить нельзя.
В ходе исследования были использованы такие методы: теоретические (анализ литературы, поиск информации в интернет-ресурсах), эмпирические (опрос, опыты), статистические (среднее значение, составление таблиц, построение диаграмм).
Глава 1. Что такое витамины?
Открытие витамина связано с именем русского учёного Н.И. Лунина, который в 1880 году экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни. А сам термин «витамины» в 1912 году предложил первооткрыватель витаминов, польский исследователь Казимир Функ. В начале XX века он обнаружил в рисовых отрубях вещество, способное излечивать болезнь бери-бери (что означает «оковы») – у больных нарушалась деятельность сердца, снижался аппетит, уменьшалась масса тела, поражались нервы конечностей, особенно ног (ноги сковывало, как будто цепями). Эта болезнь была вызвана, как впоследствии выяснилось, недостатком витамина В1. Казимир Функ сумел выделить вещество в виде кристаллического порошка и назвал он это вещество витамином. Витамин представлял собой жёлтые кристаллики.
Позднее стали называть витаминами все вещества похожего действия, а чтобы отличать их друг от друга, каждому присвоили букву латинского алфавита: А, В, С, D, E, K, P, PP и др. Ещё позже каждому витамину дали своё название. Пока эти названия мне не понятны.
Что же такое витамины? В толковом словаре Ожегова сказано: «Витамин - органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма…»[1] Авторы толкового словаря иноязычных слов объясняют витамин, как «органическое вещество, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма...»
Медицинский словарь толкует слово витамин как «органическое вещество, которое в очень малых количествах необходимо организму для нормального роста и развития; эти вещества не могут быть образованы в организме, поэтому поступают в него главным образом с пищей»[2]. А по мини-словарю медицинских терминов «витамины – пищевые вещества, необходимые для поддержания жизненных функций» [3].
Автор статьи «Витамины» в журнале «Биология», учитель биологии, определяет витамины, как «…вещества, содержащиеся в природных продуктах питания в чрезвычайно малых количествах»[4]. Таким образом, можно сказать, что витамины – это вещества необходимые для работы нашего организма, и содержатся они в природных продуктах питания. То есть, из определений становится ясным то, что человек получает большинство витаминов с пищей, потому что наш организм способен самостоятельно вырабатывать только некоторые из них, и то, в недостаточных количествах.
А в каких природных продуктах питания есть витамины? Не правы те, кто думает, что если они питаются овощами и фруктами, то никаких проблем с витаминами быть не должно. Несомненно, в растительных продуктах есть витамины. Но витамины A, D, В12 содержатся в продуктах животного происхождения. Кроме того, некоторые фрукты, например бананы, бедны витаминами.
В обычных условиях потребность здорового человека в витаминах может быть полностью удовлетворена, если пища разнообразна. Но количество витаминов в пище снижается при длительном хранении продуктов, при кулинарной обработке (особенно тепловой). Существует искусственная витаминизация продуктов в заводских условиях. Так, например, витаминизируют хлебные и кондитерские изделия, продукты детского питания, фруктовые соки, сухие завтраки, гематоген (см. Рисунок 1). Кроме этого, в зимне-весенний период, первые и вторые блюда посыпают зелёным луком, зеленью укропа, петрушки.
Рис. 1
Делаю вывод о том, что витамины в организм человека попадают с пищей растительного и животного происхождения. Но продолжим дальше. Поговорим о видах витаминов.
В настоящее время известно более 25 витаминов, жизненно необходимых человеку. Из интернет-источника удалось выяснить, что «по растворимости в воде и жире витамины делят на две группы: водорастворимые и жирорастворимые»[5]. И убедится в этом помогают следующие опыты на примере аскорбиновой кислоты (витамин С) и токоферола (витамин Е) (см. рис. 2).
а) б) в)
Рис. 2
На представленных в рис.2 (а, б, в) фотографиях видно, что после размешивания в воде аскорбиновая кислота полностью растворилась. А капли витамина Е, даже после размешивания, появились на поверхности воды. Делаем вывод: витамин С (аскорбиновая кислота) – водорастворимый, а витамин Е (токоферол) – жирорастворимый. Таким же образом можно проверить и остальные виды витаминов.
Из литературных источников узнала, что водорастворимые и жирорастворимые витамины представлены следующими видами (см. Рисунок 3):
Рис. 3
«Витамины выполняют в организме специальную функцию: они усиливают сопротивляемость организма болезням и повышают его тонус»[6].
Каждый витамин выполняет свою собственную функцию, и один витамин не может заменить другой. Узнаем функции витаминов и признаки их нехватки (см. Приложение 1).
По таблице в приложении 1 можно сказать, что витамины необходимы для всего организма человека: одни улучшают самочувствие, другие помогают не заболеть. Следует сразу отметить то, что нехватка того или иного витамина может привести к развитию болезни, недомоганию, плохому самочувствию. Теперь ясно, что витамины влияют положительно на работу организма.
Из источников в интернете узнала, что витамины должны поступать в организм человека в определённых дозах. Существует информация о суточных нормах некоторых видов витаминов. Суточная потребность в витаминах указывается в справочной литературе для каждого возрастного периода. Суточную потребность некоторых видов витаминов для организма подростка 7-10 лет и их источники переписала в таблицу (см. Приложение 2).
Для чисел в таблице из Приложения 1 посчитала среднее значение и получила, что суточная норма витаминов в среднем составляет 7 мг. Что это значит? Из сборника рецептур детского питания выяснили, что, например, если получать среднее значение суточной нормы витаминов А, В1, С из каши гречневой с молоком, то её надо съесть почти 3400 г, т.е 3кг 400г. Мне точно не съесть столько. А вот суточная доза аскорбиновой кислоты (витамина С) содержится в 5 литрах яблочного сока. И такое количество сока тоже невозможно выпить за сутки. Поэтому получить витамин С можно из других продуктов питания. Вот, значит, почему так часто нам говорят: «Это надо есть, здесь много витаминов!»
Дальше понимаю так, что наш повар в школьной столовой должен составлять меню на неделю, чтобы мы, школьники, получали достаточное количество витаминов. Повару надо быть очень внимательным к подбору блюд. Кроме того, что некоторые дети не едят то, что готовят в школе, ещё доказан и тот факт, что некоторые витамины не будут полезными без другого витамина или один витамин может разрушить другой. Например, если человеку назначают тресковую печень, то он одновременно должен получать большое количество лимонного сока (витамин С), свежих фруктов, сливочного масла или морковного сока (витамин А) и т.д.
Таким образом, витамины поступают в организм человека из пищи. Для того, чтобы организм был здоровым, получать витамины нужно из пищи осторожно.
А что может случиться, если есть витамины больше нормы? Это принесёт пользу или вред организму?
Замечено, что «весной и в конце зимы сохнет кожа, « обветриваются» губы, уроки учатся труднее. Это в организме наблюдается недостаток витаминов.
Вот некоторые «накупят сладких таблеток, содержащих витамины, и съедят чуть ли не всю пачку сразу. Потом вдруг, ни с того ни с сего, начинается тошнота, головная боль… Это организм даёт знать о повышенном содержании витаминов.»[7]
На сайте «Витамины.ру» отмечено, что «при отсутствии витаминов в пище у человека развивается авитаминоз. При недостатке витаминов возникает гиповитаминоз, а при избытке – гипервитаминоз»[8].
В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда зимние и весенние авитаминозы ему не страшны.
Для дефицита каждого витамина есть свой набор симптомов. Наиболее известны признаки нехватки витамина С – цинга, В1 – бери-бери, D – рахит.
Чаще встречается форма витаминной недостаточности, называемая гиповитаминоз. Его симптомы не выглядят опасными: быстрая утомляемость, ломкость волос, сухость кожи, угревая сыпь, снижение остроты зрения, частые простуды, кровоточивость десен. Тем не менее, это серьезные признаки нарушения работы организма, вызванного нехваткой витаминов.
Сегодня доказано, что излишнее потребление витаминов В1 и D наносят вред организму. Наоборот, витамин В2, В3, В6, С, Е, К безвредны даже в больших количествах. Интересный факт: было выявлено, что цитрусовые помогают излечить цингу – мучительную болезнь, уносившую жизни большого количества моряков. Оказалось, что вещество, излечивающее цингу, это аскорбиновая кислота (витамин С), 10 мг которой в сутки достаточно для предотвращения цинги. Такая доза аскорбиновой кислоты содержится в двух небольших яблоках, одном вареном картофеле либо 250 г свежего винограда.
Известно давно, что необходимое количество витаминов можно добрать с помощью поливитаминных комплексов, продающихся в аптеке. Эти витамины схожи с натуральными, и выпускаются в форме, в которой организму их проще всего усвоить. А также витамины укомплектовывают таблетками в дозах, способных полностью удовлетворить потребности организма.
Дедушка и бабушка, папа мне рассказывали, что в годы их детства в садике им давали столовую ложку рыбьего жира. Он такой не вкусный, что до сих пор воспоминания об этом вызывают неприятные ощущения. Но мама рассказала мне, что и я пила этот рыбий жир до 1года 6 месяцев только в другом виде. В виде капель, от которых немного морщилась. И эти факты доказывают то, что с детства всем внушают мысль: «витамины занимают важную и значимую роль». Недостаточное поступление витаминов приводит к сбоям в работе различных систем организма, снижаются защитные силы и устойчивость организма к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, ускоряется старение организма.
Ученые выяснили, сколько и какие витамины содержатся в различных продуктах питания. Поэтому дальше поговорим об обнаружении витаминов в продуктах питания. И рассмотрим несколько опытов на примере следующих продуктов питания: растительное масло, сок мандарина, яичный желток.
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1. Опыты по обнаружению витаминов в продуктах питания
Опыт 1. Определение витамина А в подсолнечном масле.
В стакан налили растительное масло и добавили несколько капель раствора FeCl3. Наблюдали ярко-зелёное окрашивание. А это и означает, что в масле содержится витамин А. (См. Приложение 3).
Опыт 2. Определение витамина С в мандарине.
Выжали сок мандарина, затем добавили немного крахмального клейстера. По каплям добавляли раствор йода. Появился устойчивый синий цвет, что означает наличие в выжатом соке мандарина витамина С. (См. Приложение 3)
Опыт 3. Определение витамина D в курином желтке.
В керамическую чашку налили немного куриного желтка и прилили раствор брома. Перемешали и нагрели над горячей плиткой. Наблюдали зеленовато-голубое окрашивание. Это доказывает содержание витамина D. (См. Приложение 3)
Вывод проведённых опытов: растительное масло, мандарин, куриный желток содержат витамины.
2.2. Разговор с одноклассниками
На одном из классных часов мною был проведен опрос среди одноклассников. Были заданы вопросы: Часто ли тебя заставляют есть то, что вы не хотите? Покупают ли вам родители витамины в аптеке?
Рис. 4. Результаты опроса одноклассников
Удалось выяснить (см. Рисунок 4), что родители знают важность питания для организма ребенка и заставляют его есть то, что ему не очень нравится и покупают витамины дополнительно к питанию.
Следующий вопрос: «Пользу или вред приносят витамины организму человека?» На него ребята однозначно ответили - «пользу». На вопрос «Какая польза организму человека от витаминов?» - они ответили так (см. Рисунок 5.):
Рис. 5. Какая польза организму человека от витаминов?
Из рисунка 5 можно увидеть, что мнения большего числа одноклассников сходятся на том, что организм человека, получая витамины, не будет болеть, витамины приводят к крепкому здоровью, укрепляют организм. Мнения двух ребят выделены отдельно: витамины лечат человека, витамины приносят большую пользу.
Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что не всю правду о витаминах знают ребята. Всё-таки лучше сказать, что витамины помогают организму правильно работать, человеку быть здоровым. Но только в определённых количествах. То, что некоторые витамины могут принести вред организму, если их мало или, наоборот, много, никто из одноклассников не знает.
Расскажу об этом одноклассникам.
Заключение
Первая часть слова витамины – vita – переводится с латыни, как «жизнь», поэтому роль витаминов в жизни человека несложно понять из самого их названия. Витамины в переводе «вещество необходимое для жизни». Витамины абсолютно необходимы для здоровья и нормальной работы организма.
Теперь я думаю, что витамины лучше получать из правильного питания. Особенно весной надо есть пищу, более богатую витаминами: квашенную капусту, варенье, салаты. Полезно выпивать в день хотя бы стакан сока. И всем друзьям, одноклассникам буду объяснять это. Ведь теперь я знаю, что без витаминов человек может заболеть.
Жизнь без витаминов невозможна. Очень трудно представить себе, как всего один лишь элемент питания может оказывать влияние на многие процессы, протекающие в организме, а также и на все здоровье в целом.
В данной работе отмечено, что витамины могут в продуктах питания разрушаться. Как сохранить витамины в продуктах питания? А этот вопрос для следующей моей работы.
Берегите себя - будьте успешными и здоровыми!!!!!
Список использованных источников
http://www.medlinks.ru/dictionaries.php - Медицинский словарь
http://www.medeffect.ru/vitamin/vitamin-0250.shtml - Мини-словарь медицинских терминов
http://www.vitamini.ru/page_17.html - Всё о витаминах. Применение витаминов
http://medstatia.ru/news/istoriya.html - Витамины в нашей жизни
Приложение №1
Функции витаминов и признаки нехватки витаминов
Название витамина | Функции витамина | Признаки нехватки витамина |
ВИТАМИН А | обеспечивает хорошее зрение, участвует в формировании иммунитета, восстановлении покровных тканей, предотвращает заболевания сердца и сосудов | ухудшается зрение, снижается иммунитет, замедляется рост |
ВИТАМИН В1 | повышает устойчивость к умственным нагрузкам | нарушается обмен веществ – приводит к дисбактериозу (рвота, понос), проявляется поражениями кожи, а иногда психическими расстройствами |
ВИТАМИН В2 | поддерживает нормальное состояние кожи, волос и ногтей, обеспечивает световое и цветовое зрение | |
ВИТАМИН В5 | улучшает питание мышц; содержится во многих продуктах растительного и животного происхождения | |
ВИТАМИН В6 | участвует в кроветворении, регулирует функцию ЦНС – уменьшается нервозность, раздражительность, бессонница | |
ВИТАМИН В9, 15 | стимулирует производство красных шариков в крови | |
ВИТАМИН В12 | обеспечивает организм энергией | |
ВИТАМИН С | защищает от вирусных и бактериальных инфекций, улучшает состояние кожи, способствует усвоению железа | Синюшность губ, носа, ногтей, кровотечение дёсен, сухость кожи, (общая болезненность организма), цинга |
ВИТАМИН Д | участвует в формировании зубов и скелета – обеспечивает нормальный рост и развитие костей, способствует отложению кальция в костях скелета человека. | размягчение костей, снижение веса, потеря аппетита, рахит |
ВИТАМИН Е | улучшает общее самочувствие, повышает выносливость при физических нагрузках и занятиях спортом, повышает упругость и сохраняет влажность кожи | Малокровие, нарушение развития, преждевременное старение, заболевания сердца |
ВИТАМИН К | влияет на свертывание крови | вызывает кровотечение |
ВИТАМИН РР | принимает участие в работе желудочно-кишечного тракта, влияет на сердечно-сосудистую систему, состояние кожи | головокружение, бессонница, поражение кожи, расстройство пищеварения, ослабление психических функций |
ВИТАМИН Н | поддерживает нормальное состояние кожи | заболевания кожи, утомляемость и бессонница |
Приложение 2
Необходимость некоторых видов витаминов
для организма подростка 7-10 лет (суточная норма)
Название витамина | Суточная норма, мг | Источники |
А | 1,5 | печень животных, рыбий жир, молочные продукты, сливочное масло, темно-зелённые, ярко-жёлтые овощи и фрукты, богаты им морковь, томаты, красный перец, щавель, зеленый лук. |
С | 50 | ягоды (шиповник, черная смородина), фрукты (апельсины, лимоны), овощи (красный перец), печень животных |
В1 | 1,1 | хлеб грубого помола, бобовые, неочищенный рис, крупы, мясные продукты, дрожжи |
В2 | 1,2 | печень, почки, желток куриного яйца, творог, молочные продукты, дрожжи |
В3 | 10 | печень, почки, рыба, яйца, бобовые, дрожжи |
В5 | 5 | мясные продукты, печень, растительные продукты |
В6 | 1,5 | зерновые, бобовые, мясные продукты, рыба, молоко, печень |
В12 | 0,05 | печень, почки, мясо, молоко, рыба, сыр |
Е | 10 | растительные масла, зерновые продукты, животный жир, зеленые овощи |
К | 0,15 | капуста, морковь, томаты, шпинат, корнеплоды, фрукты, печень |
D | 0,15 | печень рыб, сливочное масло, желток яйца, печень животных, молоко, дрожжи |
РР | 15 | мясо, молоко, горох, бобы, грибы, гречка |
Н | 0,1 | цветная капуста, сырой яичный желток |
В среднем | 7 |
Приложение 3
Опыт 1. Определение витамина А в подсолнечном масле
Опыт 2. Определение витамина С в мандарине
Опыт 3. Определение витамина D в курином желтке
[1] Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю., Толковый словарь русского языка, Изд-во: ИТИ Технологии, 2008 г. с. 944 .
[2] http://www.medlinks.ru/dictionaries.php - Медицинский словарь
[3] http://www.medeffect.ru/vitamin/vitamin-0250.shtml - Мини-словарь медицинских терминов
[4] Биология. Учебно-методическая и научно-популярная газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания. Витамины. Л.М. Ивашина, 2012, № 9, стр. 28
[5] http://medstatia.ru/news/istoriya.html - Витамины в нашей жизни
[6] Ермакова В.И, Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. – М.: Просвещение, 2002 –с.8
[7] Энциклопедия для девочек – СПб, ТОО «РЕСПЕКС», 1994. – 421 с.
[8] http://www.vitamini.ru/page_17.html - Всё о витаминах. Применение витаминов
Горячо - холодно
Иван Васильевич меняет профессию
Попробуем на вкус солёность моря?
Три орешка для Золушки
Смекалка против Змея-Горыныча