Тематика рассказов в "Записках охотника" связана с охотой лишь чисто внешним образом. В некоторых из них об охоте вообще ничего не говорится. Важным аспектом "Записок охотника" является пейзаж, описание природы. В решении данной творческой задачи И.С.Тургенев выступил новатором. Рассмотрев в палитру писателя и поэтику цвета в рассказах, мы сделали следующие выводы:
Вложение | Размер |
---|---|
Поэтика цвета в произведении И.С. Тургенева "Записки охотника" | 40.59 КБ |
XI районный конкурс творческих исследовательских работ школьников
Поэтика цвета
в произведении И.С. Тургенева
«Записки охотника»
(секция литературы)
Автор: Соболевская Алина Александровна
МКОУ Старощербаковская СОШ, 7 класс,
Барабинский район, Новосибирская область
Руководитель: Полькина Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Барабинский район, 2015 год
Содержание
стр | |
| 3 |
| 4 |
| 4
|
| 5-7 |
| 7-9 |
1) Богатство цвета в описании утра, полудня и вечера | 7-8 |
2) Изобразительно-художественные средства языка, используемые в описаниях | 8-9 |
| 10 |
| 11 |
Приложение |
I. Введение
Произведения русской классики неисчерпаемо богаты по своему содержанию. В этом убеждаешься каждый раз, когда читаешь классическую литературу. «Записки охотника» И.С. Тургенева именно потому и отнесены временем и людьми к шедеврам художественного повествования, что в каждом из его рассказов есть то неповторимое соединение «силы», «воображения» и «выдумки», которые извлекают поэзию из обыденного, неповторимое – из заурядного. А сами «записки» стали теми художественными «растениями», которые бесконечно долго живут в историческом времени. В этой книге нет ничего лишнего, все служит авторскому замыслу. Тургеневские «Записки охотника» полны поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами [1].
Актуальность темы исследования. О «Записках охотника» существует обширная литература. Но, несмотря на это, некоторые вопросы остаются недостаточно изученными и требуют нового исследования. Среди них такой важнейший компонент, как особенности тургеневского пейзажа. Изучая рассказ «Бежин луг», мы заметили, насколько поэтичны описания природы. Меня заинтересовало то, какие определения использует автор для описания цвета. В представленной работе рассматриваются следующие вопросы: особенности пейзажа «Записок охотника» И.С.Тургенева; палитра писателя и поэтика цвета в рассказе «Бежин луг».
Объект исследования: цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».
Предмет исследования: поэтика цвета в произведении И.С. Тургенева «Записки охотника».
Цель исследования: детальное изучение данной темы.
Задачи исследования: прочитать рассказы цикла «Записки охотника», выделить в них описания природы, а в них всё, что касается цвета, проанализировать эти отрывки; найти и исследовать критические статьи, специальную литературу по теме, сделать выводы.
Методы исследования: изучение соответствующей литературы, анализ её, а также собственные наблюдения, сопоставления.
Практическая значимость: такая работа формирует интерес к литературе, развивает познавательную и творческую активность. Самостоятельная деятельность способствует всестороннему знакомству с литературой, расширению знаний по данному вопросу. Навык работы с литературой развивает критическое мышление, умение на научной основе анализировать явления, а это составляющая любой научной работы.
II. Основная часть
1. И.С. Тургенев – мастер пейзажа
Тургеневский пейзаж – это своеобразный гимн красоте и гармонии природы. Не случайно у него обилие торжественных, возвышенных слов, передающих восхищение и наслаждение автора от созерцания мира.
Пейзаж самого восторженного из поэтов русской природы отличается точностью описаний. В.Г. Белинский говорил, что Тургенев «никогда не старается изображать природу только в поэтических её видах, но берёт её, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу» (2, с.833).
В «Записках охотника» природа изображена с необычайной яркостью. Становятся ощутимыми не только краски, звуки, очертания предметов, но даже течение времени. Например, в очерке «Лес и степь» есть такое описание: «…Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!» (4, с.394). Какая удивительная живопись словом! «Ни у кого из русских писателей до Тургенева нет такого обилия изумительных по силе художественного впечатления описаний природы. Его пейзаж поэтически великолепен и полон глубокого смысла» (5, с.21).
Таким образом, в цикле рассказов «Записки охотника» картины природы чаще всего являются или фоном действия, или средством создания местного колорита. При этом явления природы Тургенев воспроизводит с чуть ли не научной точностью естествоиспытателя. Он мастерски использует даже различные оттенки, световые краски: и солнечные блики, и вечерний сумрак, и ночные тени. Как художник-пейзажист Тургенев прославился первыми же очерками своего охотничьего цикла.
2. Палитра писателя
В живописи художник изображает картину статичную, использует краски, светотень, рисунок. Писатель даёт описание в движении, в изменении. Кроме света, цвета и рисунка, он может передать запахи, осязательные ощущения, рассказать о своих чувствах и переживаниях. Композитор, стремясь передать красоту природы, создает композицию из звуков.
Палитра писателя – это в полном смысле подобие палитры живописца – цвета, краски, переливы света и тени, доступные писателю и с помощью определенного круга словесно-речевых средств воспроизводимые им в своем творчестве (6, стр. 230).
Анализ свидетельствует, что цветовое восприятие Тургенева отнюдь не страдало односторонней избирательностью: ему в равной степени были доступны все цвета спектра, и они довольно равномерно представлены в его палитре (за исключением оранжевого, почти нигде не названного прямо и очень редко воспроизводимого косвенно). Краски и тени реальной действительности адекватно воссоздаются Тургеневым – с минимальной перегруппировкой, подчеркиванием или выпячиванием их.
Желтое в его палитре не уступает зеленому и превосходит синее. Это желтые, золотые, багряные листья берез и осин («Свидание»), желтая, золотая, спелая рожь («Живые мощи»), желтые огурцы («Малиновая вода»).
С пейзажем коричневое практически не связано. Еще реже представлен в палитре Тургенева фиолетовый цвет: бледно-лиловая дымка или лиловый туман («Бежин луг»). Самая значительная доля среди цветообозначения в прозе Тургенева приходится на две свето-теневые пары — белое со светлым и черное с тенью, темнотой или отсутствием прозрачности: в пейзаже они составляют более половины.
Следует подчеркнуть, что Тургенев первым из русских писателей стал воспроизводить цвет в соотношении со светом: его краски зависят от освещенности, от времени года, суток, от погоды. Синее небо в его описании то густо-синее, темно-сапфировое – глухой ночью («Бежин луг»), то золотистого оттенка или даже белесое, пыльное — в жару («Касьян с Красивой Мечи», «Певцы»), зимой оно приобретает зеленый оттенок («Лес и степь»). Красный свет зари непрерывно меняется — в зависимости от того, восходит ли солнце («Бежин луг») или надвигается ночь («Ермолай и мельничиха»). Красное кажется багряным, золотым, алым, малиновым или бурым. Зеленое предстает в воспроизведении Тургенева изумрудным, густо-зеленым (до черноты) или бледно-капустным.
Соотношение цвета со светом придает палитре Тургенева особое качество: его краски обладают различной интенсивностью — от непрозрачных, густых, плотных и как бы материальных до просвечивающих, сквозящих светом, прозрачных и даже как бы растворенных в объемах воздуха, пространства. Свет и цвет, взаимососуществуя, сменяясь и переливаясь, в своем течении как бы опредмечивают определенные процессы: «бледно-серое небо светлело, холодело, синело» — наступает утро («Бежин луг»); «косые, румяные лучи били вскользь по бледной траве» — приближается зима, заморозки уже тронули землю, трава умирает («Смерть»).
Игра света, цвета и тени поддерживается контрастным сочетанием красок: синее ночное небо — и золотые звезды; красноватый свет костра — и тьма, высовывающиеся из тьмы головы белых лошадей, залетевший белый голубь («Бежин луг»); зеленый листок березы на голубом клочке неба («Касьян с Красивой Мечи»), светлое летнее небо — и белые облака, края которых на солнце просвечивают розовым и золотым и т. д.
Наблюдательность Тургенева столь велика, что ему оказываются доступными оттенки, которые обнаруживаются только в сочетании цветов, света и тени. Это внимание художника к переходам света и тени, к сосуществованию света с цветом и взаимоотношению различных цветов обусловливает поразительное богатство оттенков в палитре Тургенева, неизвестное до него русской литературе. Нельзя сказать, что он лишь следует общей моде на мягкие, сглаженные, пастельные тона: ему не чужды чистые, яркие, несмешиваемые цвета, но он, по-видимому, понимал, что такие беспримесные краски не что иное, как абстракция цвета; полутона и непрестанные переходы цветов несомненно более достоверно воспроизводят окрашенность реального мира. И надо признать, что на протяжении творческого пути Тургенева его палитра непрерывно обогащается именно полутонами, новыми оттенками цвета, для которых не всегда находились соответствующие цветообозначения. Это творческое затруднение Тургенев преодолевал особым способом: цветообозначение, цветовая иллюзия создается с помощью цветоносителя (6, стр. 240).
Так, в «Бурмистре» воссоздаются различные оттенки красного, как бы минуя их точное определение: петух с черной грудью и красным хвостом, медведь с красным языком. В очерках «Касьян с Красивой Мечи», «Лес и степь», «Смерть» воссоздаются оттенки зеленого, не имевшие тогда точных определений в русском языке: листья еще зеленые, но уже мертвые; жидко-зеленые тени; стеклянно-ясные волны; листья сквозят изумрудами, сгущаются в золотистую, почти черную зелень; серо-зеленая листва осин; кошка ... с зелеными глазами; зеленая конопля; сверкающие, обагренные кусты; зеленые обои с розовыми разводами; трава с красноватым стебельком; «зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве»; водянисто-зеленые луга; мелкий бархатный мох; зеленая, испещренная тенями дорожка; зеленый цвет неба над красноватым лесом.
Но цвета, краски, их оттенки — не самоцель для художника: они настолько органично срастаются с деталями создаваемой им картины действительности, составляя ее плоть, выражая ее эстетическое существо, что их практически невозможно изымать; взятые вне контекста, изолированные от поддерживающих их косвенных средств цветообозначения, они немедленно тускнеют, мертвеют, лишаются той особой «текучести», которая составляет одно из важнейших отличий палитры Тургенева.
Изымание красок из текста, естественно, не происходит безболезненно. Подобная операция с «Лесом и степью» влечет перерождение поэтического динамичного пейзажного портрета России в отрывочные путевые зарисовки. Тургеневым было предусмотрено эстетическое содержание цветов и красок – палитра последовательно превращается им в одно средств выражения идейно-образного замысла. Но Тургенева как художника отличает не только богатство доступных ему цветов и свето-теневых оттенков: его палитре свойственна особая гармония, выражающая, по-видимому, принципиально иное, нежели например, у Достоевского, мировосприятие с утверждением в мрачных свето-цветовых контрастов.
Цвета сочетаются таким образом, чтобы вызвать эстетически облагороженное впечатление, в особенности, когда Тургенев изображает русскую природу. В свое время К. М. Григорьев заметил: «Никто не сравнится с Тургеневым в умении владеть красками, в способности наложить на изображаемый предмет именно тот оттенок, который характеризует его в действительности» (6, стр. 245).
3. Поэтика цвета в рассказе «Бежин луг»
Природа в "Бежине луге" дана в богатстве ее красок, звуков и запахов.
Цветовая гамма поражает разнообразием и утонченностью: приветно-лучезарный, лиловый блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Звуков никаких мы не слышим. Природа царственна и благосклонна…Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение (3).
Рассмотрим, какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…»
«Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями… Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый… нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы…».
«К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда» (Приложение).
Изменение красок в течение дня
Утро | Заря | «Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем». |
Солнце | «…не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное…» | |
Край облачка | «…засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…» | |
Полдень | Множество облаков | «…золотисто-серых, с нежными белыми краями…» |
Цвет небосклона | …легкий, бледно-лиловый… нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы... | |
Вечер | Облака | «…черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами…». |
Солнце | «алое сиянье» | |
Земля | «потемневшая» |
Мы видим, что при описании картин природы Тургенев пользуется разными изобразительно-художественными средствами языка. В обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты «солнце светлое и приветно лучезарное… мирно всплывает, свежо просияет», «золотые потоки молодого, горячего света…», так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал. С эпитетами сливаются и сравнения: «солнце … не тускло-багровое, как перед бурей»; «облака… ложатся розовыми клубами»; «лучистыми алмазами зарделись капли росы»; и метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром, она разливается кротким румянцем»; «трава... белела ровной скатертью»; «даже с вышины лилась темнота»; и олицетворения: «ещё нигде… не румянилась заря», «по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана». Писатель в рассказе «Бежин луг» не столько хочет изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.
Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. Его описание пейзажа психологически обосновано. Так, для описания ясного летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением.
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота... с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперед... и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания, - и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».
Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедиться в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете.
Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.
Таким образом, обилие и яркость используемых рассказчиком эмоциональных эпитетов, сравнений, метафор, восклицательных предложений передают восторженное отношение автора к природе. Он хочет увлечь читателя, разбудить в нём воображение и чувства, заставить ощутить переживания автора.
III. Заключение
Важным аспектом "Записок охотника" является пейзаж, описание природы. В решении данной творческой задачи И.С. Тургенев выступил новатором. Его пейзаж поэтически великолепен и полон глубокого смысла. Рассмотрев в работе такие вопросы, как особенности пейзажа «Записок охотника» И.С.Тургенева, палитра писателя и поэтика цвета в рассказе «Бежин луг», можно сделать следующие выводы:
1. В цикле рассказов «Записки охотника» картины природы реалистичны и чаще всего являются или фоном действия, или средством создания местного колорита.
2. Цвета органично срастаются с деталями создаваемой автором картины действительности и сочетаются таким образом, чтобы вызвать у читателя приятное эстетическое впечатление.
3. Пейзаж показан в развитии, природа в рассказах, как и в жизни, находится в постоянном изменении.
4. Язык «Записок охотника» совершенен и глубоко поэтичен.
5. В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосредственным выражением эстетического богатства природы и средством её поэтизации.
Наши выводы не являются исчерпывающими, а, наоборот, приоткрывают новые возможности для дальнейшего изучения данной темы.
Список литературы
1. Алексеев М. П. Мировое значение «Записок охотника». – В кн.: «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М.: Просвещение, 2001.
2. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трёх томах. – Москва, 1948, т. III.
3. Вейс А. Ю. «Записки охотника» И.С.Тургенева: Рисунки Тургенева к «Запискам охотника». – М.: 1998.
4. Тургенев И.С. Записки охотника.– Москва, «Художественная литература», 1954 год.
5. Тургенев И.С. Записки охотника. Вступит. статья А.К. Бабореко. – Москва, «Художественная литература», 1954 год.
6. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С.Тургенева. Издательство «Просвещение», М., 1969.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Ах эта снежная зима
Домик зимней ночью
Почему Уран и Нептун разного цвета
Шелковая горка