Жизнь современного человека немыслима без использования электрической энергии. Она освещает наше жильё, на ней работают станки, холодильники, телевизоры и др. бытовая техника. Она значительно облегчает домашний труд, сокращает затраты времени на выполнение домашней работы, создаёт уют и комфорт в быту. На уроках технологии мы начали изучать электричество, в результате этого ко мне пришла идея создать что-то оригинальное. В магазине есть разные светильники, но я решил сделать светильник своими руками.
Вложение | Размер |
---|---|
plotnikov_denis_dekorativnyy_svetilnik.docx | 488.13 КБ |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Творческий проект
Декоративный светильник
Исполнитель: Плотников Денис, учащийся 7 класса
Руководитель: Храмцов Александр Георгиевич, учитель технологии, высшая кв. категория
г о. Сухой Лог с. Курьи 2014 г
Содержание
Выбор и обоснование проекта 2
Из истории электричества 2-5
Цели и задачи 5
Исследование проблемы 6
Выбор конструкции изделия 7
Выбор материала 8
Технология изготовления 9 Технологическая карта 9-11
Время изготовления 11
Расчет себестоимости 11-12
Оценка изделия 12
Вывод 13
Реклама 13
Используемая литература 13
Жизнь современного человека немыслима без использования электрической энергии . Она освещает наше жильё , на ней работают швейные машины , холодильники , телевизоры и др. бытовая техника . Она значительно облегчает домашний труд , сокращает затраты времени на выполнение домашней работы , создаёт уют и комфорт в быту. На уроке технологии мы начали изучать электричество , в результате этого ко мне пришла идея создать что – то оригинальное. Ничего не может сравниться с сувениром либо подарком, который сделан собственными руками из красивого и безопасного для человека материала. Самый популярный, легкодоступный и простой в обработке материал – это древесина. В магазине есть разные светильники, но дороговато, поэтому я решил сделать светильник своими руками. Изучая раздел электричество меня заинтересовало получение самой энергии и я увлекся историей электричества.
2. Из истории электричества
История светильника берет свое начало от обыкновенного костра, пламя которого не только согревало первобытных людей и позволяло им готовить горячую пищу, но и худо-бедно освещало их скромные обиталища – пещеры. Костер – сегодня мы бы назвали его стационарным напольным светильником – помогал бороться с едкими страхами, что переполняли темноту первобытных ночей, и являлся для наших далеких предков, по сути, средоточием добра и жизни. Но если костер - или очаг – можно назвать стационарным напольным светильником лишь с большой долей условности, то к источникам искусственного освещения, которые служили жителям античных городов и селений, не смогут придраться даже самые строгие классификаторы.
У древних греков и римлян было достаточно большое количество конфигураций светильников: напольные светильники, которые состояли из треножника и чаши для горючего вещества; канделябры (для свечей или глиняных светильников) «о трех львиных лапах» у основания; глиняные светильники - обожженные сосуды специальной формы, с ручками, соответствующими моде тех времен, украшенные декоративными элементами, покрытые черным или красным лаком, содержащие в качестве росписи сценки из популярных мифов.
Любопытный факт: в Римской Империи глиняные светильники использовались для политического пиара. Так, например, во времена правления Юлия Цезаря на щитки светильников чаще обычного наносилось изображение Венеры – таким образом, массам еще раз напоминали о божественном происхождении рода Юлиев (Юлий Цезарь всегда представлял Венеру основательницей своего рода).
В античность светильники использовались не только для освещения домов. Глиняные лампы вывешивались в портиках, их ставили перед входом в помещение. Естественно, светильники (чаши на треножниках и глиняные лампы) нашли свое место и в античных храмах.
Византийское время отметилось в истории светильников фактом появления первых бронзовых люстр – лампадофоров, в которые вставлялись стеклянные лампады. Такие люстры украшали великолепные интерьеры соборов и дома высшей знати. Что касается глиняных светильников, то их практически
полностью вытеснили из обихода, как хозяйственного, так и ритуального, восковые свечи. Историки делают предположение, что этот «свечной» переворот произошел по причине утраты Византией своих африканских владений – основных экспортеров оливкового масла, которым заправлялись глиняные лампы.
Вообще, надо сказать, что первые свечи (тогда - сальные) появились задолго до византийских времен. На Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии их изготавливали так: широкий отрезок стебля бамбука заполняли растопленным животным жиром и вдоль вертикальной оси прокладывали фитиль, сделанный из растительных волокон.
Средневековье – удивительный период: мрачный и загадочный, жестокий и поэтичный, переполненный глубокими мыслями и озаренный кострами, на которых сжигали инакомыслящих. Своды замков-крепостей во времена средневековья были покрыты густым слоем копоти. А комнаты прекрасных дам, в честь которых устраивались рыцарские турниры, наполнял смрад. Все это было результатом активного использования факелов и сальных свечей.
Справедливости ради следует заметить, что средневековых обитателей замков (равно как и крестьянских лачуг) не смущали неудобства «реального» мира – ведь все помыслы их были устремлены к жизни «вечной». Но кое о чем они все же позаботились: в эпоху Средневековья появляется специальный кованный зажим для факела, который крепился на стену. Современные светильники-бра могут гордиться, что имеют столь давних предков.
Вырвавшись из душных объятий сумрачного Средневековья, человечество как-то неожиданно пришло к заключению, что жизнь «реальная, земная» - чудо, как хороша! А если наполнить ее комфортом и красотой, то можно наслаждаться каждым ее мгновением уже «здесь и сейчас», ничего не откладывая на «потом». Естественно, изменение мировосприятия людей наложило свой отпечаток на все, из чего складывались витражи их жизни, в том числе и на светильники. Собственно говоря, основными источниками искусственного света по-прежнему оставались люстры (для центрального освещения), бра (для бокового освещения) и канделябры (мобильные источники света). Но дизайн разнообразных светильников от эпохи к эпохе (готика, романтика, ренессанс, барокко, классицизм) все дальше уходил от непритязательности, и все больше стремился к отражению тех или иных модных тенденций. Так изящество сменялось вычурностью, а изогнутые линии и увлечение подвесками, в конце концов, уступили место строгим «античным» силуэтам эпохи классицизма. Для изготовления светильников применялись самые разнообразные материалы – медь, бронза, кованое железо, олово, стекло, природный камень, кость.
Изучая история электричества мне захотелось подробнее узнать историю электростанций.
3
Тепловые электростанции
Первые тепловые электростанции появились в конце 19 в.(в 1882 г. – в Нью-Йорке , в 1883 г. -в Петербурге, в 1884 г.- в Берлине).В качестве приводов электрических генераторов на них использовались поршневые паровые машины, и лишь в начале 20 в.на тепловых электростанциях начали устанавливали паровые турбины. Ныне паротурбинные ТЭС-основа электроэнергетики. Значительно меньший вклад в электроэнергетику вносят электростанции с приводом электрогенераторов от газовых турбин(газотурбинные ТЭС) и быстроходных дизельных двигателей (дизельные ЭС, или ДЭС).
Конденсационные электростанция
Основное оборудование паротурбинных ТЭС составляют турбоагрегаты (паровая турбина, соединённая с электрогенератором),преобразующие энергию рабочего вещества(водяного пара)в электрическую энергию, и котлоагрегаты (паровые котлы, пароперегреватели) ,вырабатывающие пар для турбин. Существует два типа паровых турбин , используемых на ТЭС : конденсационные и теплофикационные . Тепловые электростанции, на которых в качестве привода электрогенераторов применяются конденсационные турбины, называются конденсационными электростанциями (КЭС) .
Атомные электростанции
Атомные электростанции ( АЭС) – основа ядерной энергетики – по существу также являются тепловыми электрическими станциями . На АЭС источником энергии служит ядерный реактор , в котором протекает управляемая цепная реакция деления ядер тяжёлых элементов преимущественно обогащённого урана и Плутона . При делении 1 г изотопов урана или плутония высвобождается столько же внутренней энергии, сколько её выделилось бы при сгорании 2800 кг условного топлива . Ядерное топливо на АЭС находится в реакторе в так называемых ТВЭЛах – тепловыделяющих элементах, состоящих из сердечника ( собственно топливо ) и герметичной оболочки . Сердечник, помимо делящегося вещества –урана , обычно содержит сырьевое вещество , обеспечивающее воспроизводство ядерного топлива , - уран и теллурий . ТВЭЛы размещают в активной зоне реактора , через которую во время работы реактора прокачивают теплоноситель-обычную воду ( или газ ) , служащую своеобразным аккумулятором тепла, выделяющегося в активной зоне. Из реактора теплоноситель поступает в парогенератор, где теплота , накопленная им в активной зоне , преобразуется во внутреннюю энергию так же , как на обычной паротурбинной ТЭС . При работе реактора концентрация делящихся изотопов постепенно уменьшается- топливо выгорает . Со временем ТВЭЛы с выгоревшим топливом заменяют новыми, а отслужившие направляют на переработку
Газотурбинные электростанции
На газотурбинных электростанциях (ГТЭС)первичными двигателями для привода электрогенераторов служат газовые турбины( подобные тем, что используется в авиации). На ГТЭС природный газ или жидкое топливо (например, керосин ,мазут)сжигают в специальных камерах сгорания, а образовавшиеся при этом продукты сгорания в виде раскалённых до температуры 750-900 градусов газов направляются в газовую турбину, вращающую ротор электрогенератора. Мощность ГТЭС функционирует совместно с паротурбинами установками . В них используют горючие газы, образующиеся при сжигании топлива в паровых котлах . Основное назначение ГТЭС- покрытие пиковых нагрузок в электрических сетях.
Дизельная электростанция
ДЭС представляют собой электроэнергетиическую установку , содержащую один или несколько электрогенераторов с приводом от дизельных двигателей. ДЭС бывают стационарные и передвижные , оборудование которых размещается на транспортных средствах- автомобильных прицепах и полуприцепах , железнодорожных платформах , самоходных баржах и др . Сравнительно маломощные ( до нескольких МВт ) с небольшими габоритными размерами и массой ДЭС незаменимы там , где потребление электроэнергии носит временный характер ( например , на поисковых буровых установках, на строительство железных дорог ) , а также в таких местах , которые удалены от линий электропередач . Наиболее распространены автомобильные ДЭС мощностью до 150 кВт и энергопоездах с дизель-электрическими агрегатами мощностью 5-10 МВт .
Геотермические электростанции
Циркулирующая в толще земных пород вода нагревается до значительных температур ( на глубине 2000-3000 м от поверхности температура достигает 100 градусов ) и во многих местах по трещинам в земной коре или специально пробуренных скважин выходит на поверхность в виде пароводяной смеси в вулканических районах – в виде перегретого пара . На геотермических электростанциях нет катлоагрегатов, необходимых для обычных ТЭС, что существенно упрощает их эксплуатацию и удешевляет вырабатываемую ими электроэнергию .
Теплофикационная электростанция
В отличии от КЭС теплофикационная электростанция вырабатывает не только энергию , но и тепло , отпускаемые потребителям в виде пара под давлением или горячей воды . На ТЭЦ нет конденсаторов , и отработавший в турбине пар либо отводится непосредственно в теплофикационную сеть либо направляется в специальные нагреватели , где он отдаёт своё тепло воде , которое идёт на отопление жилищ , обеспечение коммунально – бытовых потребностей населения в горячей воде и технологических нужд промышленных предприятий .
Цель: Изготовление декоративного светильника из отходов производства.
Задачи: разработать конструкцию декоративного светильника; выбрать материалы; определить размеры; составить технологическую карту на изготовление изделия.
Я буду применять метод фокальных объектов. Суть метода заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получают необычные сочетания.
1. Ваза точеная, декоративная, цилиндрическая;
2. Полка резная, настенная, деревянная, с геометрическими фигурками;
3. Телевизор цветной, четырехугольный, на ножках, с коричневой обводкой.
Светильники я видел разные. Представляю варианты светильников.
рис.1 рис.2
рис.3
Из трех вариантов выбираю: мой светильник будет декоративным, с цилиндрическим основанием, геометрическими фигурками, коричневого цвета . При разработке формы светильника учитываю дизайн комнаты и рабочего стола.
4. Выбор конструкции. С учетом вышеперечисленного я спроектировал светильник, изображенный на рис. 4.
1-основание (в виде пенька), 2-абажур (представлен квадратиками с цилиндрическими отверстиями), 3-светодиодная лампа с патроном
7
5. Теперь необходимо определить, из какого материала я буду изготавливать декоративный светильник.
Исходя из моих возможностей наиболее доступным материалом являются отходы фанеры и древесины. Данные о выбранных материалах приводятся в таблице 2.
Таблица 2.
Позиция | Наименование | Количество | Материал | Размеры |
1. | Основание | 1 | Древесина | диаметр 75 х75 |
2. | Квадратик | 1 | Фанера | 85 х 85 |
3. | Квадратики | 10 | Фанера | 75х75 |
4. | Пластмассовый патрон | 1 | пластмасса | диаметр 50х60 |
5. | Шкант | 2 | Древесина | диаметр 5х30 |
6 | Светодиодная лампа с патроном | 1 | Покупная |
В список необходимых инструментов входят: линейка, карандаш, сверла «перки», ножовки для работ по дереву с небольшими зубцами, ножовка по металлу, наждачная бумага, сверлильный станок, лобзик, саморезы, гвозди, молоток, отвертка, клей, морилка, изолента.
8
5. Технология изготовления.
При изготовлении декоративного светильника я буду применять следующие основные операции: разметка, пиление, сверление, выпиливание, шлифование, соединение на гвоздях, склеивание шлифование, сборка и отделка.
Необходимое оборудование, приспособления и инструменты имеются в школьной мастерской.
Последовательность изготовления декоративного светильника представлена в технологической карте.
Таблица 3.
Технологическая карта. Изготовление декоративного светильника
№ детали | № п/п | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1. | 1. | Выбрать заготовку для основания | Линейка, карандаш | |
1. | 2. | Разметить основание по высоте | Линейка, карандаш | |
1. | 3. | Разметить центр для расположения пластмассового патрона | Линейка, карандаш | |
1. | 4 | Просверлить отверстие для пластмассового патрона | Сверлильный станок, штангенциркуль | |
1. | 5. | Просверлить центры для крепления соединительного шнура | Сверлильный станок, сверло | |
2. | 1. | Выбрать заготовку для квадрата | Линейка, карандаш | |
2. | 2. | Провести диагонали, найти центр | Линейка, карандаш | |
2. | 3. | Просверлить отверстие | Сверлильный станок, сверло | |
2. | 4. | Отшлифовать фигуру | Наждачная бумага | |
3. | 1. | Выбрать заготовку для квадрата |
| Линейка, карандаш |
3. | 2. | Провести диагонали, найти центр | Линейка, карандаш | |
3. | 3. | Просверлить отверстие | Сверлильный станок, сверло | |
3. | 4. | Отшлифовать фигуру | Наждачная бумага | |
4. | 1. | Разметить и просверлить отверстие в нижней части патрона для светодиодной лампы | Линейка, карандаш, сверлильный станок, сверло О16 | |
5. | 2. | Выбрать заготовку для шкантов | Линейка, карандаш | |
5. | Разметить шкант | Линейка, карандаш | ||
1,2,3,5 | Нанести морилку на детали | Кисти, морилка | ||
| Сборка. Детали 6 и 4 с 1 соединить с соединительным шнуром; соединить деталь 2 и 1 с помощью самореза; деталь 3 (2шт) соединить клеем с деталью 2; вставить шканты; разметить и соединить с помощью гвоздей 8 квадратиков; установить декоративный абажур. | Отвертка, молоток, клей, гвозди, изолента |
6. Время изготовления.
На изготовление подставки я израсходовал 10 часов.
7. Расчет себестоимости изделия
Себестоимость моего изделия состоит из затрат на материалы, оплату за израсходованную электроэнергию. Так как изделие я изготавливаю для себя, то оплату труда не учитываю. Поскольку изделие изготавливается в школьных мастерских, то амортизационные отчисления за пользование оборудованием, приспособлениями и инструментами также не учитываем.
11
Конструкция светильника содержит 6 деталей.
8. Оценка изделия
В итоге у нас получился забавный светильник которого не найдёшь и не купишь нигде . Наши светильник может послужить хорошим украшением для любого интерьера, а также замечательным подарком.
рис.4
(+ положительные стороны):
+ дешевое, удобное, переносное; + создает лучшие условия для работы; + все технические операции доступны; + позволяет использовать отходы производства;
1.А.Т.Самородский., В.Д.Симоненко., А.Т.Тищенко Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. /Под редакцией В.Д.Симоненко,-М.: «Вентана-Граф», 1998.-168 с., интернет-ресурсы
13
Паук
Горка
Тигрёнок на подсолнухе
Сочинение
Какая бывает зима