Презентация содержит биографические данные писателя и анализ произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
shukshin22_-_kopiya.pptx | 2.53 МБ |
shukshin22_-_kopiya_2.pptx | 1.45 МБ |
Слайд 1
Василий Макарович Шукшин Микроскоп Работу выполнили ученики 9 класса : Паша, Рома, Влад. .Слайд 3
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Алтайского Края Сростки. Вырос он в семье крестьян-середняков. В период коллективизации отец Шукшина был арестован, а затем расстрелян. Будущий писатель окончил семилетнюю школу и поступил в автомобильный техникум в Бийске. Отучившись неполные три года, юноша решил отказаться от образования и пошел работать в колхоз, чтобы прокормить семью. В 1946 году Василий оставил родное село и переехал в Калужскую область, где устроился на тракторный завод слесарем. Затем Шукшин трудился во Владимире и в Подмосковье, пока не пришла повестка в армию. Служить довелось матросом на Балтийском флоте, позже Василий стал радистом.
Слайд 7
В эти годы Шукшин пробует писать рассказы, которые в свободное время пересказывает сослуживцам. В 1953 году у Василия была обнаружена язва желудка, и его уволили в запас. Молодой моряк возвратился в родное село, где сдал экстерном экзамены и устроился в местную школу преподавателем русского языка. Но заветной мечтой Шукшина был кинематограф. Василию удалось поступить во ВГИК на режиссерское отделение. В период учебы молодой автор продолжал писать рассказы, которые рассылал во многие журналы. В 1956 году Шукшин сыграл совсем крохотный эпизод в картине С. Герасимова «Тихий Дон», а через два года дебютировал уже в главной роли в фильме М. Хуциева «Два Федора». В это время рассказ Шукшина «Двое на телеге» опубликовал журнал «Смена». В 1963 году впервые увидел свет его сборник «Сельские жители».
Слайд 9
Первый режиссерский проект Шукшина – полнометражный фильм «Живет такой парень» вышел на экраны в 1964 году. Эта кинолента очень понравилась публике и завоевала гран-при международного Венецианского кинофестиваля. Спустя два года Шукшин завершил работу над фильмом «Ваш сын и брат». Картина получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Одновременно писатель выпустил сборник рассказов «Там, вдали». За свою актерскую карьеру Василий Макарович сыграл около 30 ролей в кино. В шести фильмах он выступил в качестве сценариста и режиссера. Его перу принадлежат около ста рассказов, которые вошли в сборники «Беседы при ясной луне», «Земляки», «Там, вдали». Шукшин написал киноповести «Позови меня в даль светлую», «Точка зрения», «Калина красная», «До третьих петухов», «Энергичные люди», исторические романы «Любавины», «Я пришел дать вам волю», а также множество пьес и сценариев. Творческий путь Шукшина отмечен званием «Заслуженный деятель искусств РСФСР». 2 октября 1974 года писатель, режиссер и актер умер на съемочной площадке своего нового фильма «Они сражались за Родину».
Слайд 17
В своих произведениях Шукшин часто сопоставлял жизнь сельчан и горожан, применял колоритную разговорную речь, подробно описывал быт земляков. Поскольку сам родился и вырос в деревне, проблемы крестьянской жизни были ему хорошо знакомы. Сюжеты произведений писателя довольно просты – это обыденные сцены из жизни. Но главным мотивом творчества Шукшина является не внешний антураж, а совокупность мудрости, чувств и душевных порывов. Сюжет у него служит лишь предлогом завязать разговор. Из-под пера автора вышла оригинальная галерея русских людей. Литературные герои Шукшина всегда естественные и живые. Иногда они стихийно протестуют против обыденного болота, абсурдности жизни. Но именно в этом протесте писатель находит проявление духовного начала личности. Персонажей своих повестей и рассказов Шукшин не идеализирует. Среди них много непутевых мудрецов-мечтателей, людей со странностями и чудачествами. Часто для литературного исследования автор изображал человека в период его надлома, душевного напряжения.
Слайд 18
Литературный язык Шукшина богат и своеобразен. Речь персонажей полна диалектов и «неправильных» слов. Но часто и в самих авторских высказываниях сложно уловить грань между разговорной и литературной речью. Эту грань постоянно размывают неологизмы, жаргонные и просторечные слова, которые придают произведениям яркость и самобытность. Для раннего творчества Шукшина характерно обилие метафор, близких к народной поэтике. Рассказы Василия Макаровича часто носят нравоучительный характер, им свойственна лаконичность. Но простота и краткость экспозиции насыщена нестандартными мыслями. Автору удавалось выразить главную идею всего лишь парой фраз. Шукшин мог глубоко проникнуть в душу, задеть за живое. По мнению самого писателя, человек искусства должен уметь донести свою мысль так, чтобы его поняли молча. И молча выразили благодарность. ». Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Слайд 21
Премии и награды : 1964 — Живёт такой парень (фильм) удостоен первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и главной награды XVI Международного кинофестиваля в Венеции — «Золотой лев Святого Марка». 1969 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — За художественный фильм «Ваш сын и брат» 1969 — Заслуженный деятель искусств РСФСР 1967 — Указом Президиума Верховного Совета СССР Василий Шукшин награждён орденом Трудового Красного Знамени. 1971 — Государственная премия СССР — за исполнение роли в фильме С. А. Герасимова «У озера» 1974 — Калина красная (фильм) — первая премия на Всесоюзном кинофестивале 1976 — Ленинская премия — за совокупность творчества (посмертно)
Слайд 2
Жанровые особенности Рассказ «Микроскоп» - это изложенная в одном эпизоде, занимающем всего две недели, судьба человека. По классификации автора, это «рассказ-судьба». Проблематика В рассказе поднимается философская проблема цели и смысла жизни. Основная мысль рассказа в том, что жизнь без цели пуста, это вообще не жизнь. Другие проблемы – взаимопонимание между людьми и отношения в семье, нравственная проблема человеческого достоинства и самоуважения.
Слайд 3
Герои рассказа Главный герой рассказа – Андрей Ерин , работавший столяром в маленькой мастерской в девяти километрах от села. Это любимый тип героев Шукшина, так называемый чудик, то есть нелепый и неудобный человек, у которого есть идея, ставшая жизненной целью. Шукшин выделяет только две портретных черты героя: жёлтое лицо и краснеющий от волнения нос. Нос – характерная особенность героя. Он ломаный, кривой, с горбинкой. За это жена называет героя кривоносиком . Можно было бы подумать, что это ласковое прозвище, но, несмотря на уменьшительный суффикс, кривоносик – это ругательство. Другие ругательства жены тоже обидные и меткие. Она называет мужа дятлом (из-за внешности) и скважиной (в которую утекают её деньги, счастье и жизнь). Жена презирает мужа, считает его ничтожеством и уверена, что он не умеет шутить.
Слайд 5
Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерётся, а защищается подушкой и пытается её уговорить. Он согласен на все условия жены, потому что чувствует себя виноватым: готов пешком ходить на работу, работать месяц в две смены, не пить « читушечку » после бани. Андрей Ерин преображается, после того как приносит домой тайно купленный микроскоп, сказав, что получил его за ударную работу. Андрей был так счастлив, что «стоял и тихо светился». А жена сравнивает его с голым задом, который светится при луне. В момент исполнения мечты Андрей получает от автора имя и фамилию. Его характер меняется. Он суетится не виновато, как обычно, а снисходительно. Оказывается, он умеет шутить и смеяться. Став хозяин микроскопа, он чувствует себя удивительно смелым. Теперь Андрей грубит жене: « Оглазела !.. Сама ты жиринка . Ветчина целая». Он критикует её за то, что она найдёт в кармане любую копейку, а микробов не видит. Ерин стал «крикливым хозяином в доме». У него наладились отношения с женой, которая его зауважала , появилось общее дело с сыном-пятиклассником. Андрей перестал пить сам и даже брезговал пьяными.
Слайд 8
За ту неделю, пока у Андрея в доме был микроскоп, он стал главным человеком в доме. Он рассуждал о микробах, о науке, строил планы борьбы человечества с микробами. Андрей пережил потрясение, увидев в микроскоп, что микробы есть и в крови. Он пытался убивать их с помощью тонкой иглы, придумал, как уничтожать их током. Все его идеи были далеки от науки, но Андрей стал знаменитым в селе, так что односельчане говорили о его микроскопе и учёности. Когда работающий с Андреем Сергей Куликов проговорился жене Андрея Зое о том, что никакой премии им не давали, Андрей, лишённый своей мечты, превратился в прежнего пьющего, робкого, во всём зависящего от жены человека. Он снова стал несчастным. Жена Андрея Зоя видит смысл жизни в благополучии семьи. Она держит и мужа, и детей в ежовых рукавицах. Жена не только обзывает мужа, но и бьёт его сковородником, чтобы «душеньку отвести». Зоя получила в рассказе имя (как бы вскользь, в скобках) только тогда, когда заинтересовалась микроскопом.
Слайд 10
Зоя – голос многих русских женщин, вынужденных тянуть на своих плечах чудиков, похожих на Ерина. Об этом её плач, причет, рассказывающий о тяжёлой судьбе Зои, о том, что она отказывала себе и детям, копила деньги, чтобы... купить им шубки. В конце рассказа, отнеся микроскоп в комиссионный, она действительно идёт за шубками. Погрузившись в бытовые заботы, Зоя пропустила своё счастье: её увлечённый «делом» муж снова потерял цель жизни и превратился в ничтожество. Зоя выбрала материальное – шубки для детей и пылесос .
Слайд 11
Сюжет и композиция Рассказ «Микроскоп» не имеет композиционного начала и конца. В первом абзаце речь идёт о том, что «он» (имени или даже прозвища героя нет) на что-то решился. Из следующего абзаца становится понятно, что герой потерял 120 рублей денег и решился сказать об этом жене. Но вскоре читатель догадывается, что Андрей Ерин решился на авантюру: обманул жену, что потерял деньги, а сам купил мечту всей жизни – микроскоп. Понимание приходит к читателю после фразы: «Андрей ждал. Наконец он решил, что – можно». Жизнь Андрея делится на жизнь без микроскопа и с микроскопом. Микроскоп – смысл существования героя, он становится заголовком рассказа. Жизнь Ерина преображается благодаря микроскопу. Но читатель понимает, что микроскоп в руках героя – просто игрушка. Ерин видит в микроскоп не больше, чем его сын-пятиклассник. Весь рассказ – это потерявшая образность метафора: Андрей буквально забивает гвозди микроскопом, просто играет с ним. Для него микроскоп – источник бурных эмоций и глубоких мыслей. Стоят ли самые важные моменты в жизни 120 рублей? В конце рассказа Андрей вынужден снова стать «нормальным», осознаёт, что нельзя тратить деньги, предназначенные на семейные нужды, потому что шубки, конечно, надо купить.
Слайд 12
Стилистические особенности Перемену в отношениях супругов Шукшин передаёт изменением их речи. Самоутвердившись, Андрей начинает разговаривать сложными предложениями, пытается сделать доступные ему умозаключения. Но он остаётся всё тем же простым мужиком, называет микробов собаками, утверждает, что они разгуливают, шныряют, колошматят организм. Лишившись микроскопа, Андрей снова говорит короткими неполными предложениями. События рассказа изображены с точки зрения героя. Например, его волнение в вечер появления микроскопа передаётся с помощью незаконченных предложений с многоточиями и повтором главного слова «микроскоп».
Слайд 14
Источники: http://goldlit.ru/shukshin/977-microscop-analiz http://goldlit.ru/shukshin-biography https://yandex.ru/images/search?text= шукшин%20микроскоп%20книга%20картинки& stype = image&lr =128452&noreask=1&source=wiz
Весёлая кукушка
Разлука
Как напиться обезьяне?
Иван Васильевич меняет профессию
Мост Леонардо