«Здоровье выпрашивают себе люди у богов, но то, что в их собственной власти – сохранить его, об этом они не задумываются» (Демокрит 460-370 гг. до н. э.).
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovoe_pitanie_-_zdorovyy_organizm.doc | 136 КБ |
Ярославский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа
«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ»
(Номинация «Экология питания»)
Выполнил работу:
Сычёв Евгений Андреевич,
ученик 7 класса
Руководитель:
Дегтярёва Елена Николаевна,
учитель химии и биологии
с. Ярославка, 2017
Содержание
Введение | 3 |
Глава I. 1.1 Понятие о здоровом образе жизни | 5 |
1.2 Понятие о рациональном питании | 6 |
1.3 Правила рационального питания | 9 |
1.4 Химический состав пищи | 10 |
1.5 Причины возникновения заболеваний | 12 |
Глава II. 2.1 Режим питания | 13 |
2.2 Мои исследования | 14 |
III. Выводы | 17 |
IV. Заключение | 18 |
V.Список использованной литературы | 19 |
Приложение | 20 |
Введение
Если у вас есть здоровье,
у вас есть все.
«Здоровье выпрашивают себе люди у богов, но то, что в их собственной власти – сохранить его, об этом они не задумываются» (Демокрит 460-370 гг. до н. э.).
Актуальность и социальная значимость. Все чаще мы слышим об укреплении здоровья нации. Разработаны специальные программы, которые способствуют укреплению здоровья людей. Здоровье молодежи стоит на первом месте. От чего зависит здоровье?
Каждый из нас во многом сам хозяин своей судьбы, здоровья, жизни и может, как удлинить, так и укоротить ее. Врачам хорошо известна совокупность факторов, которые продлевают жизнь человека, делают ее более интересной и достойной.
Можно выделить главные:
Питание - один из важных факторов здорового образа жизни. Третью часть суток мы проводим в школе, поэтому можно сказать, что наше здоровье зависит от школьного питания. Я ученик седьмого класса и меня заинтересовал вопрос: зависит ли здоровье ребенка от школьного питания.
Наука о питании - древняя и современная. Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю.
Первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи значительно старше всех других видов искусств?
В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении – и здоровье. Можно с определённой уверенностью утверждать, что здоровье человека зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с её же помощью можно и избавиться от многолетних недугов. Как ни соблазнительна пёстрая палитра продуктов питания и готовых изделий из них, но велики и проблемы, связанные с производством пищи, которые породила современная цивилизация.
Проблемам питания сейчас уделяется очень большое внимание, поэтому исследовательская работа «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ» направлена на изучение основ здорового образа жизни, правильного питания.
Цель исследования: доказать необходимость рационального питания для школьников и определить правила здорового питания.
Гипотеза нашего исследования основана на предположении: чтобы стать здоровым человеком надо с детства вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня.
Задачи:
1. Проанализировать научную информацию по данной теме;
2. Уточнить понятие «Правильное питание»;
3. Ознакомить учащихся с полезными и вредными продуктами;
4. Рассмотреть причины неправильного питания;
5. Провести анкетирование школьников;
6. Предложить рекомендации по здоровому и правильному питанию.
Объектом исследования стал образ жизни школьника, его режим питания.
Предмет исследования: правильно подобранные полезные продукты питания, режим дня школьников и образ жизни в целом.
База исследования: учащиеся 7-9 классов Ярославского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1» с. Ярославка.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы;
2. Наблюдение;
3. Анкетирование;
4. Интервью;
5. Сравнение и обработка полученных результатов
Глава I
1.1 Понятие о здоровом образе жизни
Здоровье человека более чем на 50%, по разным источникам, зависит от его образа жизни. Д.У.Нистрян пишет: «Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины». По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения.
Издавна, люди отмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, верований, мыслей, переживаний. Известные медики разных стран обращали внимание на особенности труда и быта своих пациентов, увязывая с этим возникновение недугов.
В русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.
Академик Лисицын Ю. П. сказал, что здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни. Он отмечает, что «Здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека».
Итак, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, жизненные цели и ценности.
1.2 Понятие о рациональном питании
Современного человека нужно учить здоровью, а это значит, что ему необходимы сведения о рациональном питании, о веществах, составляющих пищу, об их роли в жизнедеятельности организма.
В переводе с латинского языка термин «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» - разумный, целесообразный. Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты в организме и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые человеку витамины и пищевые волокна.
На основании этого диетологи – ученые, изучающие особенности питания человека, составили так называемую пищевую пирамиду. В её основании заложены те продукты, которые необходимо употреблять как можно чаще, а те, которые находятся на вершине, следует избегать или употреблять в ограниченных количествах. Большое значение имеет и правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим четырех или пятиразового питания. Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4–5 раз в день. Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет не только время приема пищи, но и калорийный объем каждого приема пищи.
Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4–5 часов. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание, и усвоение пищи, а также исключается чувство голода.
Домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона.
Регулярный прием пищи ежедневно в одно и то же время в более или менее равномерных количествах является основой рационального детского питания.
Не следует допускать, особенно детьми младшего возраста, обильных приемов пищи, превышающих 1/3 калорийности суточного рациона. Не могут быть рекомендованы и малые (менее 20 % суточной калорийности) приемы пищи, так как при этом возникает необходимость увеличить остальные приемы пищи или принимать ее 5–6 раз в день. Более частое питание с уменьшением объема порций может применяться по рекомендации врача в отношении детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Правильное рациональное питание — источник здоровья, силы, бодрости и красоты. Крайне важно принципы рационального питания делать понятными уже детям. Взрослого человека одолевают привычки, традиции, увлечения какими-то блюдами или продуктами питания. Учиться всегда легче, чем переучиваться. И нередко причину плохого самочувствия и снижения работоспособности надо искать не в «изнашивании» или болезненности организма, а в элементарном несоблюдении культуры питания. Игнорирование принципов рационального питания способствует развитию большой группы заболеваний, классифицируемых как болезни метаболизма, болезни нарушенного обмена. По своей частоте среди них доминирует ожирение.
К сожалению, часто только какое-либо заболевание заставляет человека обратить внимание на свое питание. Как говорится, пока гром не грянет... Да и то в подобных случаях больные прибегают обычно к таблеткам и микстурам. Писатель Н. Амосов пишет: «Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым».
Здоровье — мало ценимая большинством людей (пока здоровы), но высшая и непреходящая жизненная ценность. Среди категорий человеческого бытия, таких как смысл и счастье жизни, интересы и идеалы, гармония и красота, творческий труд и отдых, здоровье находится на самой вершине. Нет здоровья, и все остальное теряет смысл. Взгляд на здоровье как на наивысшее человеческое благо имеет тысячелетние традиции.
Сейчас становится модно быть здоровым. Большинство людей существенно изменили подходы к питанию, стали сознательно относиться к своему здоровью. Эти привычки прививаются с детского возраста.
Оказывается, наполовину наше здоровье зависит от нас самих, от нашего образа жизни. А питание при этом играет главенствующую роль. Весьма важно, что мы едим и как мы едим.
Учёные считают, что одной из составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, нужно помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то происходит увеличение массы тела. Сейчас более трети детей нашей страны, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, а это приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
Второй закон - соответствие химического состава рациона питания физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Третий закон - нужно учиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек продукта, дающего лишние калории. Любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья.
Таким образом, организм человека расходует энергию в период физической активности (во время работы, занятий спортом), в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организм, сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.
1.3 Правила рационального питания
Первое правило любой системы питания: приём пищи происходит только при ощущении голода.
Второе правило: отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.
Третье правило: отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной физической или умственной работы.
Четвёртое правило: для усвоения пищи должно быть свободное время. Мнение, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является ошибочным.
Пятое правило: пища должна состоять из разнообразных продуктов, которые являются источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. В рацион питания включаются овощи и фрукты ежедневно.
В этом случае получается сбалансированное соотношение пищевых веществ, обеспечивается высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, их транспортировка к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.
Шестое правило: в течение дня пищу нужно принимать 4-5 раз через 3-3,5 часа примерно в одно и то же время.
Седьмое правило: не забывать о молочных и кисломолочных продуктах. Творог лучше употреблять 1-2 раза в неделю.
Восьмое правило: ограничить употребление сладких, мучных, жирных, копчёных продуктов, газированных напитков. Лучше выбирать отварные, паровые, тушёные блюда.
Девятое правило: не употреблять специи, уксус, майонез, кетчуп.
Десятое правило: воспитывать стремление и желание питаться здоровой пищей.
Вывод: рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
1.4 Химический состав пищи
В пище по химическому составу содержатся органические и неорганические вещества, витамины, вода. К органическим соединениям пищи относятся белки, жиры, углеводы.
Белки - это ценные органические соединениями пищевых продуктов. Они выполняют важнейшие биологические функции (строительные, каталитические и др.), входят в состав мышечной ткани. Если в составе белка есть все незаменимые аминокислоты, он является полноценным. К ним относится большинство животных белков (молока, мяса, рыбы, яиц), а также, некоторые растительные белки (картофеля, пшеницы, ржи, гречихи, овса).
Школьники 12-17 лет должны получать по 2-2,5 г белка на 1 кг массы тела, при физических нагрузках в возрасте 14—17 лет до 132—140 г.
Жиры - это соединения с очень высокой энергетической ценностью, являются источником жирорастворимых витаминов (A, D, E, K), незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, которые регулируют жировой обмен и уровень холестерина в крови.
Содержание животных и растительных жиров должно быть сбалансировано в рационе, их оптимальное соотношение в пищевом рационе составляет 2:1.
Углеводы – это энергоёмкие соединения, они дают организму энергию благодаря глюкозе, в которую расщепляются. Глюкоза активирует умственную активность школьника. Она необходима для питания и образования энергии в тканях, особенно в клетках мозга. В норме углеводы должны обеспечивать 50-60% общей калорийности рациона. Источниками углеводов являются овощи, фрукты, крупа, мука, хлеб. Учёные считают, что такие сладости, как торты, плюшки, булочки стоит ограничить.
Незаменимыми компонентами питания также являются витамины и микроэлементы, биологические волокна и вода.
У школьников из-за высокой умственной активности и роста потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены. Наибольшее значение имеют витамины группы А, В, С, Д, Е, К, РР, Н. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, например, авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины нужно употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах так же не желательно, как и их недостаток в пище, так как возникает гипервитаминоз.
Особое значение в питании школьников имеет применение в приготовлении пищи пищевых добавок, таких как консерванты (противомикробные агенты), антиоксиданты (антиокислители), смесители, стабилизаторы, красители. Эти вещества добавляют в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Но они не употребляются отдельно и не являются составной частью пищи.
Значит, чтобы улучшить питание в школе, можно готовить стандартизированные школьные завтраки, специальные продукты и напитки, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека.
Питание детей должно наиболее полно удовлетворять как энергетические, так и ростовые нужды. Потребность в калориях детей младшего школьного возраста
(7 – 10 лет) составляет 2400 ккал, такая же, как потребность в калориях пожилых людей (60–70 лет). Дети в возрасте 11–13 лет должны получать 2850 ккал в сутки, т. е. столько же, сколько и взрослые, занятые трудом, требующим несущественных физических усилий. У подростков (14–17 лет) потребность в калориях больше, чем у взрослых.
Таким образом, питание школьника должно быть калорийным. Этого можно достигнуть включением в суточный рацион достаточного количества пищевых веществ: белков, жиров, углеводов.
1.5 Причины возникновения заболеваний
Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
Принцип сбалансированности и полноценности питания имеет важное значение для здоровья. Главнее, чтобы ребенок не переедал. Переедание грозит развитием избыточной массы тела с последующим ожирением. Дети с избыточной массой тела с раннего возраста подвержены частым респираторным и аллергическим заболеваниям. У них возрастает риск переломов, развития артериальной гипертензии, ранних признаков сердечно-сосудистых заболеваний, возникновения сахарного диабета, гастрита, холецистита, панкреатита, язвенной болезни желудка.
Не последнюю роль в возникновении этих заболеваний играет нерациональное питание, низкая физическая активность, употребление алкоголя и курение.
Факторы, способствующие данным заболеваниям:
Вывод: чтобы человек был здоровым необходимо полноценно и правильно питаться.
Глава II.
2.1 Режим питания
Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания.
Режим питания предполагает приём пищи в определённое время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается.
Распределение калорийности суточного рациона имеет следующий характер:
25-30% на завтрак, 35-50% на обед, 5-10% на полдник, 20-25% на ужин.
У школьников, имеющих повышенные физические нагрузки, в рационе питания должны быть: 100-120 грамм белка, 80-90 грамм жиров, 400 грамм углеводов, необходимы клетчатка, витамины, микроэлементы, йод.
У школьников, испытывающих умственные нагрузки, в рационе питания должны присутствовать: 100-110 грамм белка, 80-90 грамм жиров, 400-450 грамм углеводов в сутки, а также, клетчатка, витамины, микроэлементы.
Предлагаю примерный режим питания школьников для нашей школы.
Первая смена
Завтрак дома – 7.15 - 7.30
Горячий завтрак в школе – 11.05 – 11.30
Обед дома – 15.00 - 15.30
Полдник – 16.45- 17.00 Ужин – 19.30 – 20.00
Итак, режим питания – основа здоровья человека.
2.2 Мои исследования
Меня заинтересовал вопрос связи питания и здоровья людей. Для решения этого вопроса мною была изучена литература о здоровом питании, о составе пищи, о причинах возникновения заболеваний, о режиме питания школьников.
Чтобы узнать, как питаются ребята из нашей школы, я взял интервью у учащихся 6- 9 классов, а также, провел анкету о режиме, рационе питания в 6-9 классах. Интересные результаты анкетирования получились, данные которой помещены в таблицах.
Анкета 1
Таблица 1. Питание учащихся 6 класса (7 человек)
Вопросы | Постоянно | Часто | Иногда | Никогда |
Как часто вы едите фрукты и овощи? | 2 человека, 29% | 2 человека, 29% | 3 человека, 43% | - |
Употребляете ли вы в пищу продукты искусственного происхождения? | 3 человека, 29% | 2 человека, 29% | 2 человека, 43% | - |
Принимаете ли вы препараты, содержащие витамины? | 4 человека, 57% | 2 человек, 29% | 1 человек, 14% | - |
Завтракаете ли вы дома перед школой? | 5 человек, 72% | 1 человек, 14% | 1 человек, 14% | - |
Таблица 2. Питание учащихся 7, 9 классов (22 человека)
Вопросы | Постоянно | Часто | Иногда | Никогда |
Как часто вы едите фрукты и овощи? | 8 человек, 36% | 6 человек, 27% | 8 человек, 36% | - |
Употребляете ли вы в пищу продукты искусственного происхождения? | 3 человека, 13% | 8 человек, 36% | 11 человек, 50% | - |
Принимаете ли вы препараты, содержащие витамины? | 3 человека, 13% | 5 человек, 22% | 14 человек, 63% | - |
Завтракаете ли вы дома перед школой? | 8 человек, 36% | 4 человека, 18% | 10 человек, 45% | - |
Таблица 3. Питание учащихся 8 класса (15 человек)
Вопросы | Постоянно | Часто | Иногда | Никогда |
Как часто вы едите фрукты и овощи? | 7 человек, 46% | 4 человека, 26% | 4 человека, 26% | - |
Употребляете ли вы в пищу продукты искусственного происхождения? | 2 человека, 13% | 5 человек, 33% | 8 человек, 53% | - |
Принимаете ли вы препараты, содержащие витамины? | 1 человек, 6% | 4 человека, 26% | 10 человек, 66% | - |
Завтракаете ли вы дома перед школой? | 5 человек, 33% | 4 человека, 26% | 6 человек, 40% | - |
Вывод: при анализе ответов анкеты 1, были установлены такие результаты: менее 40% школьников имеет разнообразное питание, около 50% учащихся имеет несбалансированное, нерациональное питание.
Анкета 2 «Едим ли мы то, что следует есть?»
Таблица 4. 8 класс (15 человек)
Результаты анкеты | Баллы | Количество | % |
Сознательное отношение к здоровью, режиму питания | 12 - 15 | 3 человека | 20 |
Полноценным питание назвать нельзя | 8 - 11 | 6 человек | 40 |
Нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе | 4 - 7 | 6 человек | 40 |
Вывод: при анализе ответов анкеты №2 были установлены следующие результаты: хороший уровень знаний о рациональном питании имеют 20% учащихся, средний уровень знаний имеют 40 % учащихся, низкий уровень знаний о питании имеют 40% учащихся.
Общий вывод: чтобы правильно питаться, нужно иметь знания о здоровом образе жизни в школьном возрасте. Здоровый образ жизни помогает человеку на протяжении всей жизни чувствовать себя хорошо и реже болеть инфекционными заболеваниями.
Исходя из анализа результатов исследования и данных научной литературы, было сделано предположение, что больше узнать о здоровом образе жизни можно, если использовать различные источники информации, например: устный журнал, периодическая печать, медицинская литература, сеть Интернет, видеофрагменты.
Чтобы лучше понимать, что такое здоровый образ жизни, я предлагаю памятку о здоровом питании.
Памятка «Здоровое питание школьнику»
1. Удовлетворяет потребности организма в необходимых пищевых веществах и энергии.
2. Улучшает общее самочувствие и внешний вид.
3. Соответствует пищеварительным и ферментным возможностям организма.
4. Характеризуется разнообразием продуктов питания в рационе.
5. Является качественным и безопасным.
6. Укрепляет мышцы и кости.
7. Обеспечивает оптимальный рост, нормальный здоровый вес, физическое и умственное развитие, повышение уровня здоровья и трудоспособности.
8. Предупреждает развитие заболеваний, связанных с неправильным питанием.
В конце работы предлагаю рекомендации по здоровому питанию
Рекомендации по питанию
1. Разнообразьте и отрегулируйте свой суточный рацион питания
2. Не ешьте и не мешайте холодную и горячую еду.
3. Тщательно пережёвывайте пищу.
4. Не ешьте сухарики, чипсы, не пейте фанту и кока-колу.
5. Не ешьте поздно вечером и на ночь.
6. Ешьте меньше сладкого, острого, жареного, копчёного.
7. Питайтесь с удовольствием и хорошим настроением.
III. Выводы
В результате выполненной исследовательской работы мною был изучен и проанализирован материал о здоровом образе жизни школьников через рациональное питание. В ходе выполнения исследовательской работы выяснилось, что знания о здоровом питании учащиеся получают в школьном возрасте, ведь от этих знаний зависит здоровье людей в дальнейшей жизни.
Еще Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей. Мы действительно чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, тем, к чему просто привыкли или тем, что быстро и без труда можно приготовить. Через некоторое время организм начинает реагировать на подобное к нему неуважение различными заболеваниями.
Также я узнал, что необходимо соблюдать двигательный режим, режим дня, режим питания.
Проанализировав литературу, я понял, что правильное питание является основой развития памяти, мышления.
Для изучения особенностей питания учащихся школы были проведены интервью и анкеты для 6,7,9 классов. Результаты показали, что ученикам необходимы знания о рациональном питании, содержании необходимого количества белков, жиров и углеводов, витамином, микро- и макроэлементов в суточной дозе, о видах вредных привычек и вредном влиянии их на организм человека.
Думаю, что школьникам нужно внимательно относиться к своему здоровью, для профилактики различных заболеваний употреблять в пищу витамины, овощи и фрукты.
Таким образом, в ходе исследовательской работ мне удалось подтвердить правильность выдвинутой гипотезы.
Итак, знания о рациональном питании – это основа здоровья нации.
Питание – это необходимая потребность организма и обязательное условие для жизни и здоровья. Но только при правильном, сбалансированном питании можно сохранить молодость, красоту и работоспособность.
IV. Заключение
В ходе работы над проектом я в первую очередь задумался, принесет ли он
пользу для общества и, в частности, ученикам нашей школы. А сейчас,
проделав такую работу, я с уверенностью могу сказать, что цель и задачи
достигнуты, гипотеза доказана, а польза от проделанной мною работы есть.
Хочется сказать большое спасибо моим одноклассникам: Топильскому Ивану и
Дудовой Кристине за то, что помогали при проведении интервью и анкетирования;
руководителю проекта – учителю химии и биологии Дегтярёвой Е.Н. за консультации
и поддержку при реализации проекта.
Список литературы
1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Здоровье человека. М.: Знание, 1984. – 85с.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Методическое пособие для программы «Разговор о правильном питании».
3. Воробьёв Р.И. Питание и здоровье Текст: / Р.И. Воробьёв. М.:Медицина.-1990.-160с.
4. Таджибаев Ш.С. Разговор о здоровом питании. Министерство образования и науки Республики Казахстан. Алматы-2008. с.129
5. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» Текст. М.: «Омега-Л2.-2006. 23с.
6. www.bratsk-citi.ru/Здравоохранение: общие сведения.
7. www.pediatr-24.ru/Заболевания ЖКТ у детей.
Приложение 1
Анкета для школьников по питанию «Что же мы едим?»
1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз, 2) 1-2 раза, 3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день, 2) иногда не успеваю, 3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом, 2) сосиску, запеченную в тесте,
3) кириешки или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно, 2) редко, во вкусных салатах, 3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день, 2) 2 – 3 раза в неделю, 3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют, 3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно, 2) 1- 2 раза в неделю, 3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями, 2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю, 2) 1-2 раза в месяц, 3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель; 2) чай, кофе; 3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп, 2) в основном картофельное пюре, 3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище, 2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да, 2) нет.
Юрий Алексеевич Гагарин
5 зимних аудиосказок
Свинья под дубом
Акварельные гвоздики
Мальчик и колокольчики ландышей